ч
Серия «Психология»
И З В Е С Т И Я
2014. Т. 9. С. 17-22
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
УДК 316.772.5
Интернет-коммуникация: специфика опосредования межличностных отношений
Н. М. Блинова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск E-mail: natalislumen@list.ru
Аннотация. Приводятся результаты, полученные в ходе пилотажного исследования интернет-коммуникации. Выявлены особенности выраженности негативных и позитивных характеристик в непосредственном общении и интернет-коммуникации. А также получены результаты, указывающие на меньшую выраженность различных типов отношений в интернет-коммуникации.
Ключевые слова: непосредственное общение, интернет-коммуникация, межличностные отношения.
Актуальность. Человек бытийствует как человек только в коммуникации и через коммуникацию. Развитие личности и сознания невозможно вне процесса коммуникации. Особенности коммуникации трансформируются в особенности личности, а коммуникативные проблемы оказываются сопряжены с проблемами личности. Становление личности обусловлено особенностями того коммуникативного контекста, в котором она развивается. При этом сами особенности данного контекста зависят от активности личности [3].
В настоящее время наблюдаются серьезные изменения форм взаимодействия и коммуникации людей, обусловленные в том числе и достижениями научно-технического прогресса. При этом изменение форм коммуникации не может не влечь за собой изменений личности, что требует осмысления и анализа философами, психологами, социологами, лингвистами [2].
Нарастающая доля виртуального (опосредованного) общения в современном бытии людей неизбежно должна привести к появлению и психических новообразований личности [1]. Виртуально-опосредованное общение несет в себе множество изменений, касающихся условий и способов общения, детерминантов, мотивов и т. д. Среди изменений детерминированных трансформацией форм общения необходимо выделить изменения в межличностных отношениях.
Планируя эмпирическое исследование, мы исходили из двух предположений.
Во-первых, в процессе опосредованного интернет-общения люди придают меньшее значение соблюдению нравственных норм, вследствие
чего интернет-общение будет характеризоваться большей выраженностью негативных характеристик и уменьшением выраженности положительных характеристик.
Во-вторых, у испытуемых должны существовать различия в выраженности характеристик межличностных отношений при непосредственном общении и интернет-общении.
База и методы исследования. В качестве респондентов в исследовании выступили 26 студентов четвертого курса заочного отделения факультета прикладной психологии Восточно-Сибирской государственной академии образования в возрасте от 23 до 50 лет. В исследовании приняло участие 20 женщин и 6 мужчин. Все испытуемые используют Интернет для общения.
Для проверки первой гипотезы нами применялась методика, в которой каждому испытуемому по семибалльной шкале предлагалось оценить степень выраженности 68 характеристик коммуникации в условиях непосредственного и опосредованного общения (агрессивность, алчность, альтруизм, апатия, безответственность, безыдейность, бескорыстие, бесправие, беспринципность, бесцеремонность, взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, враждебность, вседозволенность, грубость, дисциплинированность, добросовестность, доброта, доверие, жестокость, законопослушность, злоба, интеллектуальность, интеллигентность, искренность, конфликтность, креативность, ксенофобия, культура, ложь, меркантильность, мужество, наглость, надежность, напряженность, насилие, невоспитанность, ненависть, необязательность, нравственность, оптимизм, отзывчивость, патриотизм, подлость, подозрительность, порядочность, психологическая безопасность, пустословие, развязность, рациональность, самоконтроль, свобода, сквернословие, скромность, сочувствие, спокойствие, справедливость, страх, тактичность, тревожность, трудолюбие, фамильярность, хамство, цивилизованность, человечность, честность, эгоизм). Семибалльная шкала предполагала ответы: «никогда», «очень редко», «редко», «затрудняюсь ответить», «часто», «очень часто», «постоянно». При выполнении задания методики испытуемым предлагались две инструкции: 1) «Оцените, как часто предложенные Вам характеристики встречаются в общении между людьми»; 2) «Оцените, как часто предложенные Вам характеристики встречаются в интернет-общении между людьми».
Данные характеристики были взяты из статьи А. В. Юревича, М. А. Юревича «Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка» [4]. Эти характеристики использовались авторами статьи для оценки психологической атмосферы общества. Из представленных в статье 70 характеристик были удалены 2 (аномия, мафиоз-ность) как не соответствующие задачам нашего исследования.
Для оценки особенностей межличностных отношений в ситуации непосредственной коммуникации («живое общение») и коммуникации, опосредованной Интернетом, использовался опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири, который заполнялся испытуемыми дваж-
ды. В первом варианте испытуемому предлагалось оценить себя в коммуникации непосредственной. Для этого рекомендовалась следующая инструкция: «Отметьте качества, присущие Вам в непосредственном общении с другими людьми и которые Вы с полной уверенностью можете отнести к себе». Во втором варианте опрашиваемых просили отметить качества, присущие им в интернет-общении, для чего давалась следующая инструкция: «Отметьте качества, присущие Вам в интернет-общении и которые Вы с полной уверенностью можете отнести к себе». Межличностные отношения в опосредованном и непосредственном общении оценивались по восьми октантам: авторитарности, эгоистичности, агрессивности, подозрительности, подчиняемости, зависимости, дружелюбности, альтруистичности.
Для выявления достоверности различий, полученных в ходе исследования характеристик непосредственного и опосредованного общения, нами использовался критерий Вилкоксона. Для оценки характера различий были взяты такие показатели описательной статистики, как медиана и среднее арифметическое. Математическая обработка производилась с применением программы 8Р88-22.
Результаты исследования. При обработке данных, полученных по методике оценки характеристик непосредственного и опосредованного общения, были выявлены статистически значимые различия по 16 характеристикам. Это такие характеристики: взаимопомощь (р = 0,008); взаимоуважение (р = 0,012); вседозволенность (р = 0,024); дисциплинированность (р = 0,023); доверие (р = 0,012); законопослушность (р = 0,024); искренность (р = 0,013); ксенофобия (р = 0,046); спокойствие (р = 0,027); справедливость (р = 0,005); тактичность (р = 0,031); фамильярность (р = 0,031); хамство (р = 0,008); цивилизованность (р = 0,022); человечность (р = 0,025); эгоизм (р = 0,039). При этом в непосредственном общении наблюдаются более высокие показатели по таким характеристикам, как взаимопомощь, взаимоуважение, дисциплинированность, доверие, законопослушность, искренность, спокойствие, справедливость, тактичность, цивилизованность и человечность. А при опосредованном Интернетом общении более высокие по таким характеристикам, как вседозволенность, ксенофобия, фамильярность, хамство и эгоизм.
Из полученных результатов видно, что в непосредственном общении больше выражены положительные нравственные характеристики и меньше отрицательные характеристики. А при интернет-общении больше выражены отрицательные нравственные характеристики и меньше положительные. В связи с этим можно утверждать, что общение в Интернете по сравнению с непосредственным общением воспринимается нашими испытуемыми как более безнравственное. Учитывая значение навыков, установок, стереотипов в человеческом поведении, перед исследователем встает проблема возможного переноса данных особенностей поведения в другие сферы бытия. А следовательно, можно предположить, что активное и длительное интернет-общение будет влиять на особенности непосредственного межличностного общения.
После обработки данных, полученных посредством использования опросника Т. Лири, пришли к результатам, представленным в табл. и рис.
Таблица
Оценка достоверности различий показателей межличностных отношений в непосредственном общении и интернет-коммуникации
Шкалы Авторитарность Эгоистичность Агрессивность Подозрительность Подчиняемость Зависимость Дружелюбность Альтруистичность
2 -2,720 -2,256 -3,427 -2,123 -3,855 -3,537 -3,132 -3,880
Р 0,007 0,024 0,001 0,034 0,000 0,000 0,002 0,000
Примечание: 2 - показатель межличностных отношений, р - уровень значимости.
Из таблицы видно, что по всем восьми октантам методики Лири наблюдаются статистически достоверные различия между уровнем выраженности исследуемых показателей при непосредственном общении и интернет-коммуникации.
^^^"Непосредственное общение ~ ~ Интернет-коммуникация
Рис. Выраженность показателей межличностного отношения по методике Лири
Из рисунка видно, что все показатели межличностного отношения более выражены при непосредственном общении, чем при интернет-коммуникации. Таким образом, наши испытуемые в интернет-коммуникации проявляют более низкие уровни авторитарности, эгоистичности, агрессивности, подозрительности, подчиняемости, зависимости, дружелюбия, что свидетельствует об обедненности репертуара межличностных отношений в интернет-коммуникации по сравнению с непосредственным общением. Это может объясняться также и низкой значимостью интернет-коммуникации для респондентов.
Результаты, полученные нами, на первый взгляд кажутся противоречивыми, так как, хотя испытуемые оценили интернет-коммуникацию как менее нравственную, тем не менее, оценивая особенности своих межличностных отношений в интернет-коммуникации, они оценили и положительные, и отрицательные особенности отношений как менее выраженные.
Выводы. Интернет-общение характеризуется большей выраженностью отрицательных нравственных характеристик и меньшей выраженностью положительных характеристик.
Интернет-коммуникация отличается от непосредственного общения меньшей выраженностью присущих личности в непосредственном общении характеристик межличностных отношений.
Список литературы
1. Арестова О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4. - С. 14-20.
2. Герген Дж. Кеннет. Сотовый телефон и отсутствующее присутствие [Электронный ресурс] / Дж. Кеннет Герген // Постнеклассическая психология. -2005. - № 1. - URL: http://narrativepsy.narod.ru/num1-2005_31.html.
3. Саламатов М. А. Человек и коммуникация / М. А. Саламатов // Массовые коммуникации: интеграция научных парадигм : материалы науч.-практ. конф. - Иркутск : ЦентрНаучСервис, 2012. - С. 49-61.
4. Юревич А. В. Динамика психологического состояния российского общества: экспертная оценка [Электронный ресурс] / А. В. Юревич, М. А. Юревич. -URL: http://psyfactor.org/lib/social8.html.
Internet Communication: Characteristic Aspects of Interpersonal Relations Mediation
N. M. Blinova
Abstract. The article reveals the results of a pilot study of the internet communication. The author emphasizes special aspects of negative and positive characteristics of face-to-face and Internet communication. Besides, the article considers the results, which indicate on the lower degree of manifestation of different types of relationship through the Internet communication.
Keywords: face-to-face communication, Internet communication, interpersonal relations.
Блинова Наталья Михайловна магистр психологии, преподаватель Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, К. Маркса, 1 e-mail: natalislumen@list.ru
Blinova Natalia Mikhailovna Master's in Psychology, Lecturer Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: ninakiselevskaja@rambler.ru