Научная статья на тему 'Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества'

Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2813
472
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОММУНИКАЦИЯ / ОТКРЫТОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / НОРМОТВОРЧЕСТВО / ИНТЕРНЕТ РЕСУРС / NTERNET COMMUNICATIONS / TRANSPARENCY PRINCIPLE / SOCIAL NETWORKS / COMMUNICATION / TRANSPARENCY / GOVERNMENTAL BODIES / MUNICIPAL AUTHORITIES / OFFICIAL WEBPAGE / RULE-MAKING / INTERNET RESOURCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чугаева Елизавета Олеговна

Статья раскрывает особенности актуального этапа построения диалога государственных управленческих структур с населением Российской Федерации с использованием современных технологий и сети Интернет. В рамках статьи рассмотрены ключевые черты использования механизма Интернет-коммуникаций как инструмента реализации политики открытости деятельности органов государственной и муниципальной власти, приоритетность которой подчеркивается рядом действующих нормативных правовых актов. Автор выделяет существенные характеристики коммуникации с использованием ресурсов сети Интернет, а также наиболее популярные форматы интерактивного и коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением, включая обращение граждан через официальные порталы органов государственной власти Российской Федерации; специализированные коммуникативные Интернет-ресурсы органов государственной власти; использование социальных сетей, а также осуществление нормотворчества с использованием преимуществ сети Интернет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET COMMUNICATIONS AS MODERN METHODS OF DIALOGUE BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY

The article dwells upon the peculiarities of the current stage of dialog construction between the state authorities and the population of the Russian Federation by the means of contemporary technologies and Internet. The article contains the key features of Internet-communication mechanism as an instrument of transparency policy realization in the course of state and municipal authorities’ actions, the priority of which is stressed by the number of effective legal acts. The author marks the remarkable characteristics of the communication by the means of Internet, as well as the most popular means of communication and interaction between the state and municipal authorities and the population, including citizens’ inquiries through the official webpages of the governmental bodies of the Russian Federation, special Internet communication resources of the authorities, social networks and rulemaking with the use of Internet advantages.

Текст научной работы на тему «Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества»

Lupenkova E.Yu. (2011). Managing the Motivation for Electoral Choice in the System of Social Interaction of Subjects. In: Central Russian Herald os Social Sciences. No. 4. P. 37-43. (In Russ.).

Melnikov S.L. (2016). Communicative Technologies of Managing the Orientations of a Russian Student Personality in Conditions of Social Risk. In: Communicology. Vol. 4. No. 3. P. 121-130. (In Russ.).

Alexader J. C. (1985). The «Individualist Dilemma» in Phenomenology and Interactionism / ed. S.M. Eisenstadt and H.J. Hell. In: Macro-Sociological Theory. Vol.1. P. 25-51.

Shils T., Parsons T. (1953). Working Papers in the Theory of Action. N.Y. Free Press. P. 9-20.

Therbom G. (1991). Cultural belonging, structural location and human action. Explanation of sociology and social science. In: Act Sociological Journal of the Scandinavian Sociological Association. Vol.34. No. 3. P.177-192.

ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАЛОГА ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

Для цитирования: Чугаева Е.О. Интернет-коммуникации как современные методы диалога власти и общества. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. № 3, 2018. С. 85-92.

Автор: ЧУГАЕВА Е.О.

ЧУГАЕВА Елизавета Олеговна - магистрант кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Адрес: 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 84. Е-mail: elizabeta94@list.ru

Аннотация. Статья раскрывает особенности актуального этапа построения диалога государственных управленческих структур с населением Российской Федерации с использованием современных технологий и сети Интернет. В рамках статьи рассмотрены ключевые черты использования механизма Интернет-коммуникаций как инструмента реализации политики открытости деятельности органов государственной и муниципальной власти, приоритетность которой подчеркивается рядом действующих нормативных правовых актов.

Автор выделяет существенные характеристики коммуникации с использованием ресурсов сети Интернет, а также наиболее популярные форматы интерактивного и коммуникативного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с населением, включая обращение граждан через официальные порталы органов государственной власти Российской Федерации;

специализированные коммуникативные Интернет-ресурсы органов государственной власти; использование социальных сетей, а также осуществление нормотворчества с использованием преимуществ сети Интернет.

Ключевые слова: Интернет-коммуникации; принцип открытости; социальные сети; коммуникация; открытость; органы государственной власти; органы муниципальной власти; официальный портал; нормотворчество; Интернет-ресурс.

Современные технологии предоставляют органам государственной власти Российской Федерации в процессе реализации функций государственного управления принципиально новые возможности по взаимодействию с населением. Реализация этих возможностей является обязательным требованием в контексте перехода к информационному обществу [Немцев, Социальные возможности блогосферы], налаживанию новых форм коммуникации власти и граждан, переходу на новый этап и уровень диалога государства и населения.

Построение эффективного диалога с использованием современных технологий является неотъемлемым условием открытости и подконтрольности деятельности кадрового состава государственной службы гражданскому обществу - именно так обозначается одно из ключевых направлений административной реформы [Немцев, Интернет...].

Ряд отечественных и зарубежных исследователей все чаще обращают внимание на фундаментальное изменение параметров взаимодействия общественных структур, организаций и населения с властью в лице уполномоченных органов власти - и на необходимость формирования принципиально новой политики такого взаимодействия [Эеапе].

Принцип открытости как приоритет государственной политики

Одновременное динамичное развитие институтов государственного управления и гражданского общества стремительно повышает степень открытости государственно-управленческих процессов - что в том числе связано с готовностью общества константно подвергать критике и изменять правила собственной жизни [Василенко].

За почти десятилетний срок действия федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», уровень доступности информации о региональной и муниципальной власти вырос в несколько раз [Немцев, Интернет.].

Действующая на сегодняшний день стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (период 2017 - 2030) обозначает прямую обязанность государства действовать в рамках трех направлений, которые обеспечивают открытость государственного управления и деятельности органов государственной и муниципальной власти:

❖ создание благоприятных условий для применения информационных и коммуникационных технологий;

❖ совершенствование законодательства;

❖ совершенствование административных процедур, в том числе их переход в сферу цифровых технологий.

Феномен открытости деятельности тесно коррелирует с иным, конституционно определенным принципом - принципом участия граждан в осуществлении государственного управления, проводником реализации которого также может стать коммуникация с использованием ресурсов сети Интернет.

Феномен Интернет-коммуникации

Распространение Интернет технологий и обеспечение доступа к ним самому широкому кругу населения в рамках самого большого по географической протяженности государства в мире, компьютеризация населения качественно видоизменяет механизм взаимодействия институтов гражданского общества и политических структур [Ильин] - такое взаимодействие уже не ограничивается рамками получения населением информации без какой-либо обратной связи.

Применение технологий и ресурсов сети Интернет используется и для оценки деятельности органов государственной и муниципальной власти, и для предоставления государственных услуг, а также для иных элементов широкого перечня методов и способов взаимодействия населения и органов власти.

Формирование понимания того, что именно дву- и многосторонняя коммуникация в Интернет пространстве сегодня может позитивно повлиять на качество государственного управления, подтверждается соответствующими государственными актуальными стратегическими и нормативными инициативами.

Среди отличительных характеристики Интернет-коммуникации выделяют фундаментальные параметры, которые разграничивают одностороннее воздействие власти на общество (так же, как и обратный процесс) и коммуникацию. Такими параметрами могут быть [Neu, Anderson, Bikson]:

❖ повторяющийся процесс обмена информацией между представителями государственных и муниципальных структур и физическим лицом (как и сам факт повторной коммуникации или коммуникации при наличии обратной связи);

❖ персонификация взаимодействия гражданина и органа государственной власти (местного самоуправления);

❖ использование индивидуальных или коллективных средств связи в процессе взаимодействия граждан с органами государственной власти (местного самоуправления);

❖ регламентация взаимодействия - наличие специальной, нормативно определенной и формально установленной процедуры, подразумевающий требования по осуществлению коммуникации к обеим сторонам процесса, при наиболее детальной регламентации такого

процесса в адрес органов государственной власти и органов местного

самоуправления.

Важно отметить, что современные коммуникативные процессы, связанные с использованием Интернета, нельзя рассматривать исключительно в рамках диалога формата «власть - общество». Многие исследователи подчеркивают значимость использование сети Интернет как основы построения слаженной системы внутренней коммуникации в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Его широкое использование сегодня - залог результативной кадровой политики, а также эффективного документооборота [Руднева, Герасимов, Шарафутдинов].

Современные форматы Интернет-коммуникаций в государственном

управлении

Широкие возможности сети Интернет применяются к процессу построения диалога между властью и обществом в форме конкретных форматов взаимодействия. Перечень и содержание форматов может видоизменяться в зависимости от целей и способов коммуникаций, однако перспективным представляется остановить внимание на конкретном перечне доступных и практикуемых сегодня форм.

Официальные интернет-порталы. Представление информации в официальном формате привлекает относительно небольшое внимание пользователей в отличие от информации СМИ, которая сопровождается соответствующими комментариями, эмоциональной окраской и является более простой по содержанию [Корженева].

Однако коммуникативные формы, предусмотренные в рамках официальных порталов, к примеру, возможность граждан обратиться в федеральный орган исполнительной власти и получить оперативный ответ, представляют собой перспективный способ организации соответствующего взаимодействия.

Современные Интернет-порталы также содержат более комплексные коммуникативные персонифицированные средства. Примерами могут выступать «Онлайнинспекция.рф» Федеральной службы по труду и занятости [Василенко, 2016] и «Личный кабинет налогоплательщика» Федеральной налоговой службы. Последний к концу 2017 года насчитывал более 27 миллионов пользователей.

Интернет-порталы федеральных органов государственной власти регулярно проходят аудит на предмет их информативности и открытости - по итогам 2017 года лучшие результаты по соответствию требованиям показали Росавтодор (100%), Минстрой (96,4%) и Минфин (93,8%)36.

Социальные сети. Наиболее современный и насчитывающий миллионы пользователей по всему миру инструмент публичного взаимодействия граждан играет сегодня фундаментально важную роль в построении взаимоотношений

36 Открытое правительство: результаты аудита сайтов федеральных органов исполнительной власти. [Электронный ресурс]. URL: http://open.gov.ru/infopotok/5517471/

власти и общества. Максимально простой формат получения и передачи информации, высокий уровень популярности (самой популярной сетью в России - «ВКонтакте» пользуются 52% пользователей Интернета по данным ВЦИОМ) [Муращенков] обеспечивает важность организации аккаунтов органов власти, их ведение и осуществление взаимодействия с гражданами через эти ресурсы.

Совместная нормотворческая деятельность. Публичное обсуждение проектов нормативных-правовых актов сегодня - обязательная процедура почти для каждого законопроекта -форма не просто коммуникации, но и совместной деятельности государственных органов власти и общества по формированию будущей правовой среды.

Открытое правительство. Стоит отметить, что, помимо перечисленных форм Интернет-коммуникации, все более широкая дискуссия разворачивается вокруг роли и места так называемого «Открытого правительства». Инициатива, известная во всем мире и реализованная в рамках многих развитых стран (чаще всего в форме digital government [Asgarkhani]), сегодня вызывает противоречивые отзывы, в частности в связи с упразднением комиссии по развитию открытого правительства и соответствующего поста федерального министра. При этом как исключительно положительная инициатива может быть отмечен регулярный мониторинг и аудит порталов органов государственной власти.

Диалог власти и общества в Интернете - шаг в будущее

Опыт многих развивающихся стран показывает, что принципиальное изменение доступности информации, форм коммуникации власти и общества становится предпосылкой демократизации, политических и социальных трансформаций [Deane, 2013]. Современный инновационный формат определяет фундамент демократизации диалога власти и общества [Лысенко].

С учетом все большей роли Интернета в жизни современного общества, темпов роста количества времени, которое пользователи проводят в сети и формат присутствия онлайн в течение 24 часов в сути посредством использования мобильных гаджетов [Bimber], реализация цели учета мнения населения в рамках процессов государственного управления не представляется возможной.

Исходя из этого, актуальным остается дальнейшее исследование и более подробное изучение перспектив совершенствования структурирования Интернет-коммуникации органов государственной и муниципальной власти и населения.

Источники

Немцев А.В. (2010). Социальные возможности блогосферы / Немцев А.В.

// Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы. Научные труды филиала ВЗФЭИ в г. Курске. По материалам IX Международной научно-практической конференции. Курск. Изд-во Мечта.

Немцев А.В. (2010). Интернет как фактор повышения качества управления // Вестник философии и социологии Курского государственного университета / Немцев А.В. Курск. Изд-во КГУ.

Василенко Л.А. (2014). Инновационные модели диалога власти и общества в интернет-коммуникациях: совместный поиск путей развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Имидж в стратегии инновационного развития регионов России» / Л.А. Василенко.

Ильин A.A. (2009). Интернет-реальность как социальная актуальная и виртуальная реальности // Социальная политика и социология. № 2

Руднева Н.В., Герасимов В.О., Шарафутдинов Р.И. (2014). Коммуникации в органах государственной власти и местных самоуправлениях // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 8(40). Новосибирск. СибАК.

Корженева О.Н. (2011). Сетевая мифология и особенности новой идентичности //Журналист. Социальные коммуникации. Мат-лы заочной науч.-практ. конференции «Социальные коммуникации и массмедиа: современные проблемы и пути решения». Москва. Изд. дом «Журналист».

Василенко Л.А. (2016). Информационно-коммуникативные механизмы формирования доверия граждан к органам власти // Россия: государство и общество в новой реальности: сборник научных статей. Т. II. Москва. Проспект.

Муращенков С.В. (2016). Социальные сети как инструмент организации эффективной политической коммуникации гражданского общества и органов власти в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. № 4.

Лысенко Г.В. (2010). Информационно-коммуникативные аспекты взаимодействия «власть-общество» в социальном пространстве региона: социологический анализ. Волгоград. ФГОУ ВПО Волгоградская акад. гос. службы.

Asgarkhani M. (2005). Digital government and its effectiveness in public management reform. In: Public Management Review. Vol. 7.

Bimber B. (2010). The Internet and Citizen Communication with Government: Does the Medium Matter? In: Political Communication. Vol. 16.

Deane J. (2013). Fragile States: The Role of Media and Communication. In: Policy Briefing. No. 10. BBC Media Action.

Deane J. (2015). Media and Communication in Governance: It's Time for a Rethink. In: A Governance Practitioner's Notebook: Alternative Ideas and Approaches. OECD.

Neu R., Anderson R.H., Bikson T.K. (1999). Sending Your Government a Message. Email Communication between Citizens and Government. In: RAND Science and Technology. Santa Monica. Rand Corp.

INTERNET COMMUNICATIONS AS MODERN METHODS OF DIALOGUE BETWEEN THE AUTHORITIES AND SOCIETY

For citation: Chugaeva E.O. Internet Communications as Modern Methods of Dialogue between the Authorities and Society. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No.3. 2018. P. 85-92.

Author: CHUGAEVA E.O.

CHUGAEVA Eliazveta O., graduate student of the Department of Public Relations and Mediapolicy, Institute of Public Administration and Civil Service of The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Address: 119571, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: elizabeta94@list.ru

Abstract. The article dwells upon the peculiarities of the current stage of dialog construction between the state authorities and the population of the Russian Federation by the means of contemporary technologies and Internet.

The article contains the key features of Internet-communication mechanism as an instrument of transparency policy realization in the course of state and municipal authorities' actions, the priority of which is stressed by the number of effective legal acts.

The author marks the remarkable characteristics of the communication by the means of Internet, as well as the most popular means of communication and interaction between the state and municipal authorities and the population, including citizens' inquiries through the official webpages of the governmental bodies of the Russian Federation, special Internet communication resources of the authorities, social networks and rulemaking with the use of Internet advantages.

Key words: Internet communications, transparency principle, social networks, communication, transparency, governmental bodies, municipal authorities, official webpage, rulemaking, Internet resource.

References

Nemtsev A.V. (2010). Social Opportunities of Blogosphere. / ed. Nemtsev A.V. In: Social and Economic Development of Russia: Problems, Trends, Prospects. Scientific papers of branch VZFEI in the city of Kursk (materials of IX International scientific-practical conference). Kursk. Dream. (In Rus.).

Nemtsev A.V. (2010). Internet as a Factor of Quality Management Improvement. In: Herald of Philosophy and Sociology of the Kursk State University. / ed. Nemtsev A.V. Kursk. KSU Publishing. (In Rus.).

Vasilenko L.A. (2014). Innovative Models of a Dialogue between the Government and Society in the Internet Communications: Joint Search for Ways of Development. In: Materials of the all-Russian scientific and practical conference "Image in the innovative development of regions of Russia". (In Rus.).

Ilyin A.A. (2009). Internet Reality as Social, Actual and Virtual reality. In: Social Policy and Sociology. No. 2. (In Rus.).

Rudneva N.V., Gerasimov V.O., Sharafutdinov R.I. (2014). Communication within Public Bodies and Local Governments. In: Economics and Modern management: Theory and Practice. Collection of articles, XL int. sc. conf. No. 8 (40). Novosibirsk. (In Rus.).

Korjeneva O.N. (2011). Network Mythology and Features of the New Identity. In: Journalist. Social communications. Articles of sc. conf. "Social Communications and Mass Media: Modern Problems and Solutions ". Moscow. Journalist. (In Rus.).

Vasilenko L.A. (2016). Information and Communication Mechanisms of of Citizens' Trust in Authorities Formation. In: Russia: State and Society in the New Reality. Collection of Scientific Articles. Vol. 2. Moscow. Avenue. (In Rus.).

Mursankov C.V. (2016). Social Networks as a Tool of Effective Political Communication of Civil Society and Authorities in Modern Russia. In: Bulletin of Tula State University. Humanities. No. 4. (In Rus.).

Lysenko G.V. (2010). Information and Communication Aspects of Interaction "power-society" in the Social Space of a Region: Sociological Analysis. Volgograd. Volgograd Academy of Public Service. (In Rus.).

Asgarkhani M. (2005). Digital government and its effectiveness in public management reform. In: Public Management Review. Vol. 7.

Bimber B. (2010). The Internet and Citizen Communication with Government: Does the Medium Matter? In: Political Communication. Vol. 16.

Deane J. (2013). Fragile States: The Role of Media and Communication. In: Policy Briefing. No. 10. BBC Media Action.

Deane J. (2015). Media and Communication in Governance: It's Time for a Rethink. In: A Governance Practitioner's Notebook: Alternative Ideas and Approaches. OECD.

Neu R., Anderson R.H., Bikson T.K. (1999). Sending Your Government a Message. Email Communication between Citizens and Government. In: RAND Science and Technology. Santa Monica. Rand Corp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.