Научная статья на тему 'Интернет как пространство трансформации системы коммуникативных идентичностей российского общества: по материалам международного исследования world Internet project (WIP)'

Интернет как пространство трансформации системы коммуникативных идентичностей российского общества: по материалам международного исследования world Internet project (WIP) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
425
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / МИРОВОЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / КОММУНИКАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ / INTERNET / WORLD INTERNET PROJECT / COMMUNICATIONS / COMMUNICATIVE IDENTITY / CONTACTING / REFERENT GROUPS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титов В. В.

В статье анализируются процессы трансформации устойчивых коммуникативных предпочтений россиян под воздействием Интернета. На основе данных, полученных в результате общероссийского массового опроса (декабрь 2012 г.), рассматривается специфика влияния Интернет-коммуникаций на интенсивность общения российских пользователей с первичными (семья, друзья, коллеги) и вторичными (сообщества интересов, люди со схожими политическими взглядами и религиозными убеждениями) референтными группами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET AS A PLACE FOR TRANSFORMATION OF SYSTEM OF COMMUNICATIVE IDENTITIES OF THE RUSSIAN SOCIETY (BASED ON THE DATA OF THE WORLD INTERNET PROJECT (WIP) INTERNATIONAL RESEARCH)

The article examines the processes of the transformation of sustainable communicative preferences of Russians influenced by the Internet. Based on the data obtained during the nationwide poll conducted in December 2012, the study describes the specifics of the influence of the Internet communications on the intensity of the Russian users` communications with the primary (family, friends, colleagues) and secondary (communities of people sharing similar political and religious interests) reference groups.

Текст научной работы на тему «Интернет как пространство трансформации системы коммуникативных идентичностей российского общества: по материалам международного исследования world Internet project (WIP)»

ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ: ИНТЕРНЕТ В РОССИИ

УДК 316.77(470+571):004.738.5

В.В. Титов

ИНТЕРНЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА:

ПО МАТЕРИАЛАМ МЕЖДУНАРОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ WORLD INTERNET

PROJECT (WIP)1

ТИТОВ Виктор Валериевич - Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, Институт политики, права и социального развития, кафедра политологии, кандидат политических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируются процессы трансформации устойчивых

коммуникативных предпочтений россиян под воздействием Интернета. На основе данных, полученных в результате общероссийского массового опроса (декабрь 2012 г.), рассматривается специфика влияния Интернет-коммуникаций на интенсивность общения российских пользователей с первичными (семья, друзья, коллеги) и вторичными (сообщества интересов, люди со схожими политическими взглядами и религиозными убеждениями) референтными группами.

Ключевые слова: Интернет, мировой Интернет-проект, коммуникации,

коммуникативная идентичность, общение, референтные группы.

Одной из знаковых тенденций трансформации системы социальных отношений российского общества в начале XXI столетия явилось динамичное развитие Интернета. К началу 2010-х гг. русскоязычный сегмент глобальной сети - Рунет - превратился из альтернативного коммуникативного инструмента в многомерное социокультурное пространство, в котором происходят интенсивные процессы реструктуризации паттернов социального сознания и моделей поведения пользователей.

© ^о^&оршая—интернетизация российской социальной реальности способствовала существенным изменениям социокультурной палитры общества, в том числе ее ценностно-

1 Настоящее исследование реализовано на базе Института гуманитарных технологий в сфере социального компьютинга Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова в рамках Мирового Интернет-проекта ^1Р): http://worldinternetproject.net; проведение полевого этапа и обработка массива данных - ВЦИОМ; графическая интерпретация данных О.Е. Шумилова; при реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам VI конкурса «Проблемы развития современного российского общества», проведенного в соответствии с распоряжением Президента РФ от 03.05.2012 № 216-рп.

42

смысловой и символической составляющих. Одним из наиболее рельефных векторов таких изменений стала трансформация системы коммуникативных идентичностей российских пользователей Рунета2.

Указанная проблема выступила одним из ключевых научно-поисковых направлений российского блока исследований, проводимых в рамках долгосрочного международного проекта изучения Интернета World Internet Project (WIP). В исследовательском разделе «Влияние Интернета на систему идентичностей россиян» акцент сделан на выявление роли коммуникативной составляющей при поддержании связи пользователей Интернета с первичными и вторичными референтными группами, являющимися объектами социальной (психологической, политической, социокультурной, бытовой) самоидентификации юзеров. Логика исследования предполагала анализ двух интегрированных блоков показателей. Первый блок включает в себя обобщенную характеристику связи юзеров с базовыми первичными референтными группами - семьей, друзьями, трудовым коллективом - и агрегирует три показателя:

- характер влияния Интернета на общение пользователей с семьей;

- характер влияния Интернета на общение пользователей с друзьями;

- характер влияния Интернета на общение пользователей с коллегами.

Второй блок отражает взаимосвязь пользователей глобальной Сети (посредством Интернет-коммуникаций) с вторичными референтными группами посредством следующих переменных:

- характер влияния Интернета на общение с людьми с похожими интересами;

- характер влияния Интернета на общение с людьми с похожими политическими взглядами;

- характер влияния Интернета на общение с людьми с похожими религиозными взглядами.

Таким образом, опираясь на обозначенные показатели, можно определить функциональную роль Интернета в процессе формирования пространства идентичностей россиян, зафиксировать роль глобальной Сети в поддержании как макроидентификационых композиций (политической, религиозной, виртуальных сообществ интересов), так и микросоциальных самоидентификаций российских граждан.

2 Под коммуникативной идентичностью в рамках рассматриваемой в статье проблематики понимается структурированная совокупность устойчивых коммуникативных предпочтений и связанных с ними моделей коммуникативного поведения пользователей Интернета.

43

Интенсивность общения с первичными референтными группами посредством Интернет-коммуникации

Рисунок 1 - Оценка характера влияния Интернета на общение с семьей (Как использование Интернета повлияло на Ваше общение с семьей?, % от общего массива опрошенных)

Из данных, представленных на рис. 1, следует, что влияние Интернета на общение россиян с семьей характеризуется сохранением определенного статус-кво: 2/3 респондентов ответили, что приход в их жизнь Интернета никак не повлиял на их общение с семьей. Тем не менее позитивное влияние Интернета на общение Интернет-пользователей с семьей (стали общаться несколько больше и значительно больше) превышает негативное (16 и 11% соответственно).

Гендерный ракурс воздействия Интернет-коммуникаций характеризуется сохранением нейтрального воздействия на общение представителей обеих гендерных групп со своими семьями («общаемся столько же, сколько и раньше»). Однако стимулирующее воздействие Интернет-коммуникации на процесс общения с семьей незначительно заметнее среди женщин. При этом среди мужчин больше тех, кто из-за развития Интернета стал общаться с семьей несколько меньше.

Представляет интерес возрастной ракурс исследуемой проблемы. В связи с этим можно отметить, что при ярко выраженном доминировании нейтрального воздействия Интернета на общение среднестатистического российского Интернет-пользователя с семьей имеет место и вторичный волновой контур: среди молодых россиян (14-18 и 19-23 лет) количество тех, кто стал общаться меньше, превышает число тех, кто, благодаря Сети, интенсифицировал свои контакты с семьей. Аналогичная тенденция прослеживается и в средней возрастной группе 44-53-летних респондентов. При этом в группах 24-43 и 54-63-

летних респондентов наблюдается противоположная ситуация: число тех, кому Интернет помог поддерживать более тесные контакты с семьей, несколько превышает число респондентов, которые отдалились от семьи под влиянием виртуальной реальности.

При сохранении доминирующего воздействия уже упомянутого нейтрального эффекта («общаемся столько же, сколько и раньше») число тех, кто стал общаться с семьей меньше, в группах с неоконченным средним и средним образованием превышает число тех, кому Интернет помог укрепить связи с семьей. В группах с более высоким образовательным статусом фактор Сети в большей мере способствует интенсификации общения юзеров с их семьями.

Рисунок 2 - Оценка характера влияния Интернета на общение с друзьями ( Как использование Интернета повлияло на Ваше общение с друзьями?, % от общего массива

опрошенных)

Влияние Интернета на общение пользователей глобальной Сети с друзьями крайне неоднородно и привело к образованию трех крупных, но не равных по численности сегментов. Первый - доминирующий - сегмент (59% опрошенных) - респонденты, чей характер общения с друзьями не изменился. Второй - более 28% - интенсифицировал свое общение с друзьями при помощи Интернет-коммуникаций. И, наконец, третий сегмент (11%) указывает на тех, кто стал меньше общаться с друзьями под воздействием многочисленных факторов виртуальной реальности. Таким образом, можно говорить о наметившейся тенденции умеренно стимулирующего влияния Интернета на поддержание взаимосвязи юзеров с друзьями.

Гендерный, возрастной и образовательный ракурсы динамики общения Интернет-пользователей с друзьями характеризуется преобладанием «нейтрально-позитивного» эффекта

в обеих гендерных группах. При этом нейтральная составляющая («ничего не изменилось») занимает доминирующее положение, однако количество респондентов - мужчин и женщин, которым Интернет помог интенсифицировать общение с ближайшим социальным окружением, существенно превышает число тех, кто под влиянием Сети стал общаться с друзьями меньше.

Рисунок 3 - Оценка характера влияния Интернета на общение с коллегами (Как использование Интернета повлияло на Ваше общение с коллегами?, % от общего массива

опрошенных)

Как следует из данных рис. 3, воздействие Интернета на общение пользователей с коллегами во многом аналогично ситуации с друзьями и носит нейтрально-позитивный характер: более 61% юзеров указывают, что Интернет не повлиял на интенсивность их коммуникативного взаимодействия с коллегами; более 17% - что благодаря Сети их контакты с коллегами интенсифицировались и более 7% - ослабли.

Вместе с тем налицо формирование массивного (13,59% респондентов) сегмента не определившихся. Это может объясняться рядом причин - от «пересечения» социальных статусов (друг и коллега одновременно) до фактора увеличения социальной дистанции (по сравнению с семьей и друзьями), эпизодичностью и формальностью коммуникаций в трудовом коллективе и, как следствие, выпадением части коллег из фокуса внимания юзеров.

Возрастной ракурс влияния Интернета на общение российских пользователей с коллегами характеризуется сохранением нейтрально-позитивной тенденции во всех возрастных группах. При этом выраженной особенностью двух младших групп (14-18 и 1923-летних респондентов) является то, что значительная их часть затрудняется ответить на вопрос, каким образом Всемирная сеть влияет на их отношения с коллегами. Очевидно, это обусловлено возрастными социально-статусными факторами: у школьников и студенческой молодежи во многом не сформировался рельефный образ коллег как самостоятельной референтной группы.

Образовательный ракурс воздействия Сети на общение российских пользователей с коллегами в целом аналогичен возрастному и отражает уже отмеченную позитивнонейтральную тенденцию. Но группы респондентов с неоконченным средним и средним образованием (которые в наибольшей степени пересекаются с младшими возрастными группами) также отличаются относительно высокой долей «не определившихся».

Таким образом, влияние Интернета на интенсивность общения пользователей Сети с первичными референтными группами носит «нейтрально-стимулирующий» характер: большинство (59-68%) респондентов говорят о том, что их общение с семьей, друзьями, коллегами не изменилось в связи с интернетизацией окружающего социального пространства. При этом от 17 до 28% респондентов указывают на то, что благодаря Интернету стали больше общаться с собственным социальным окружением3.

Интенсивность общения с вторичными референтными группами посредством Интернет-коммуникаций

г-| Мы стали значительно шменьше обшиться ■ Мы стали несколько "меньше обшиться Мы обиваемся столько же, Псколько и раньше, ничего не изменило ■Мы стали несколько больше обиваться і—|Мы стали значительно больше обшиться ПЗатрудняюсь ответить

Рисунок 4 - Оценка характера влияния Интернета на общение с людьми с похожими интересами (Как использование Интернета повлияло на Ваше общение с людьми, разделяющими Ваши интересы/хобби?, % от общего массива опрошенных)

Для большинства россиян фактор Интернета пока еще не стал значимым (стимулирующим либо сдерживающим) в процессе их общения с референтными сообществами интересов. Так, 59% респондентов признают, что общаются со своими знакомыми по интересам столько же, сколько и раньше. 26% респондентов стали общаться больше, 10% - меньше.

3 Особенно стимулирующее воздействие Интернет-фактора на социальную коммуникацию заметно в отношениях пользователей с друзьями (28% респондентов упомянули, что стали общаться с друзьями больше).

47

Словом, нейтрально-стимулирующий эффект воздействия Интернет-коммуникаций на интенсивность общения россиян с референтными социальными группами (выявленный нами при анализе первичных референтных групп) сохраняет свою актуальность и в данном случае. При этом стимулирующее воздействие Интернета (стали больше общаться) заметнее в возрастных группах 14-18 и 24-33-летних респондентов.

г-| Мы стали значительно 1—1 меньше обшиться г-|Мы стали несколько 1-1 меньше обшиться

Мы обиваемся столько же, □ сколько и раньше, ничего не изменило ■Мы стали несколько больше обшиться г-|Мы стали значительно шбольше обшиться □Затрудняюсь ответить

Рисунок 5 - Оценка характера влияния Интернета на общение с людьми с похожими политическими взглядами (Как использование Интернета повлияло на Ваше общение с людьми, разделяющими Ваши политические взгляды?, % от общего массива опрошенных)

Можно выделить две ключевые особенности воздействия Интернет-коммуникаций на общение пользователей с референтными политическим группами. Первая особенность (при сохранении общего нейтрального фона: «общаемся столько же, сколько и раньше» - 57,95%)

- примерно равная (9 и 8% соответственно) численность респондентов, которые интенсифицировали или сократили свое общение с референтными политическим группами. Вторая особенность - значительное число тех, кто затрудняется ответить на данный вопрос (24,12%). Очевидно, что подобные затруднения могут быть обусловлены удаленностью среднестатистического юзера от политики, аморфностью его политической самоидентификации.

Таким образом, можно говорить о нейтрально-аморфном (невыраженном, неструктурированном) воздействии Всемирной сети на интенсивность общения пользователей с представителями референтных политических сообществ.

Показательно, что все возрастные и образовательно-статусные группы респондентов воспроизводят нейтрально-аморфную тенденцию. При этом доля респондентов, которые затрудняются ответить на поставленный вопрос, наиболее велика в младших возрастных группах и уменьшается по мере старения респондентов.

48

г-1 Мы стали значительно шменьше обшиться г-1 Мы стали несколько шменьше обшиться Мы обшиємся столько же, □сколько и раньше, ничего не изменило ■Мы стали несколько "больше общаться і—|Мы стали значительно шбольше общаться □Затрудняюсь ответить

Рисунок 6 - Оценка характера влияния Интернета на общение с людьми с похожими религиозными взглядами (Как использование Интернета повлияло на Ваше общение с людьми, разделяющими Ваши религиозные убеждения?, % от общего массива опрошенных)

Влияние Интернет-коммуникаций на характер взаимодействия российских граждан с референтными конфессиональными группами во многом аналогично воздействию на их политические взгляды и носит выраженный нейтрально-аморфный характер. Более 54% респондентов высказали мнение, что Интернет не повлиял на их общение с людьми, разделяющими их религиозные убеждения, более 30% - затруднились ответить. Число респондентов, которые считают, что они под воздействием фактора глобальной Сети стали общаться больше или меньше примерно одинаково (в обоих случаях несколько более 7%). Можно констатировать, что Интернет слабо влияет на актуализацию религиозных убеждений российских граждан и на данный момент не является действенным и востребованным инструментом формирования макромасштабных конфессиональных идентичностей в российском обществе.

Гендерный, возрастной и образовательный ракурсы влияния Интернета на взаимодействие юзеров с референтными религиозными сообществами также характеризуются доминированием тех, кто считает, что в их общении с людьми схожих религиозных взглядов ничего не изменилось, или затрудняется ответить. Наибольшая доля затрудняющихся ответить - среди представителей младших (14-18 и 19-23-летних респондентов) возрастных групп и людей с неоконченным высшим образованием (среди которых также превалирует молодежь).

Интенсивность общения россиян со вторичными референтными группами посредством Интернет-коммуникации может быть оценена с точки зрения превалирования нейтрально-

49

аморфной тенденции: большинство респондентов не рассматривают Сеть как фактор, влияющий на процесс их взаимодействия с такими группами, или затрудняются с ответом на поставленные вопросы4.

Представленные выше результаты социологического исследования, позволяют сделать ряд выводов.

1 Для большинства россиян (50-70%) Интернет-коммуникации к началу 2010-х гг. все еще не являются ведущим социально-информационным фактором, способным кардинально трансформировать интенсивность их общения с первичными и вторичными референтными группами («общаемся столько же, сколько и раньше»). Однако поскольку они способствовали изменению коммуникативной динамики (стали общаться больше или меньше) 30-40% респондентов, можно говорить о существенном потенциале Сети не только как инструмента социальной мобилизации, но и как многомерного социокультурного пространства формирования новых коммуникативных идентичностей.

2 Взаимодействие респондентов с представителями первичных референтных групп, а также пограничной по своему социально-психологическому происхождению группы сообщество интересов может быть охарактеризовано нейтрально-стимулирующей тенденцией. Ее особенностью является преобладание нейтрального сегмента, для которого ничего не изменилось. Вместе с тем значительная часть респондентов (15-25%) утверждает, что Интернет интенсифицировал их контакты с семьей, знакомыми, коллегами, людьми, имеющими сходные интересы и увлечения.

3 Взаимодействие респондентов с представителями вторичных - политических и конфессиональных - референтных групп может быть охарактеризовано интегративной нейтрально-аморфной тенденцией. Она проявляется в совокупном доминировании нейтрального сегмента и второго по численности, крайне существенного, сегмента респондентов, затруднившихся с ответом. Как представляется, социокультурными основаниями рассматриваемой тенденции являются аморфный (расплывчатый) характер, слабый уровень актуализации макрополитической, а также конфессиональной самоидентификации значительной части российских граждан, которые находят свое отражение в пространстве современного Интернета.

4 За исключением пограничной по своей социально-генетической природе группы по интересам, в которой преобладает нейтрально-позитивная динамика.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.