Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ / СМЫСЛ / АНОНИМНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрченко Егор Константинович

В статье рассмотрена социальная структура интернета, в основе которой лежит процесс коммуникации, и возможность идентификации личности в виртуальном пространстве. Анализ проблемы идентификации и существования личности в интернете выстроен на психологических и структурных компонентах, которые объединены в интернете. Выстраивание анализа интернета как пространства для идентификации личности основывается на понимании личности, как социальном конструкте, где важную роль играет взаимодействие с окружающей социальной средой. Одним из таких способов является коммуникационный процесс. Выделены основные особенности взаимодействия внутри сети: возможная анонимность и отчужденность от реальности, физическая непредставленность, глобальная открытость и универсальность. Анонимность и отчужденность позволяют выстраивать относительно безопасное пространство для выражения подавленных черт и желаний. Глобальная открытость и универсальность позволяют выстраивать социальные связи без географической детерминанты и находить отклик среди других, развивать интересы и навыки. Для того чтобы обозначить возможность идентификации личности в интернете, установлена связь потребностной, смысловой сфер личности с актуальными возможностями, которые открываются благодаря составляющим интернета. Человек открывает для себя возможность реализовывать латентные потребности и погружаться в обширную среду формирования и транслирования смыслов. Анализ формирования интернет-аддикции является подтверждением возможности изменения личностных черт в интернете, что предоставляет данные для анализа позитивного влияния виртуального пространства на изменение личностных черт. То есть, интернет имеет функциональную возможность воздействовать на потребностную и смысловую сферы личности, что в свою очередь открывает возможность для идентификации личности в интернете. Используя интернет, человек предоставляет себе возможность деятельностной, творческой и социальной реализации при включенности в виртуальное взаимодействие, которое продолжает реальную идентичность человека. Необходимы личная регуляция интернет-активности и пристальное внимание за смысловыми изменениями, которые транслируются в виртуальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS A COMMUNICATION SPACE FOR IDENTIFICATION OF PERSONALITY

This article examines the social structure of the Internet, which is based on the process of communication, and the possibility of identification of personality in virtual space. The analysis of the problem of identification and existence of personality on the Internet is built on the psychological and structural components that are integrated in the Internet. Building the analysis of the Internet as a space for identity is founded on the theoretical basis of the personality as a social construct, where an important role is played by interaction with the surrounding social environment. One of the ways, where this interaction takes place, is the communication process. The main features of interaction within the network are highlighted: possible anonymity and detachment from reality, physical non-representation, global openness and universality. Anonymity and detachment allow one to construct a relatively safe space for the expression of repressed traits and desires. Global openness and universality allow one to build social connections without geographical determinants and to find a response among others, to develop interests and skills. In order to outline the possibility of identification of personality on the Internet, the author establishes the connection of needs, meaning spheres of personality with the actual opportunities, which are revealed due to the components of the Internet. One discovers the possibility to realize latent needs and immerse themselves in a vast environment of formation and translation of meanings. The analysis of the formation of Internet addiction confirms the possibility of changing personality traits on the Internet, which provides data for the analysis of the positive impact of virtual space on the change of personality traits. That is, virtual space has a functional ability to influence the personality’s needs and meaning spheres, which in turn opens up the possibility of identifying a person on the Internet. Using the Internet, a person gives themselves the possibility of active, creative and social realization with involvement in virtual interaction, which continues the real identity of the person. The author highlights the idea, that it is necessary to have personal regulation of Internet activity and pay close attention to the meanings that are translated in the virtual space.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.1-148-164 УДК 1:316

ИНТЕРНЕТ КАК КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ

ЛИЧНОСТИ

Юрченко Егор Константинович,

аспирант кафедры философии

Новосибирского государственного технического университета, Россия, 630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 136 ORCID: 0000-0001-8067-5347 yurch96@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрена социальная структура интернета, в основе которой лежит процесс коммуникации, и возможность идентификации личности в виртуальном пространстве. Анализ проблемы идентификации и существования личности в интернете выстроен на психологических и структурных компонентах, которые объединены в интернете. Выстраивание анализа интернета как пространства для идентификации личности основывается на понимании личности как социального конструкта, где важную роль играет взаимодействие с окружающей социальной средой. Одним из таких способов является коммуникационный процесс. Выделены основные особенности взаимодействия внутри сети: возможная анонимность и отчужденность от реальности, физическая непредставленность, глобальная открытость и универсальность. Анонимность и отчужденность позволяют выстраивать относительно безопасное пространство для выражения подавленных черт и желаний. Глобальная открытость и универсальность позволяют выстраивать социальные связи без географической детерминанты и находить отклик среди других, развивать интересы и навыки. Для того чтобы обозначить возможность идентификации личности в интернете, установлена связь потребностной, смысловой сферы личности с актуальными возможностями, которые открываются благодаря составляющим интернета. Человек открывает для себя возможность реализовывать латентные потребности и погружаться в обширную среду формирования и транслирования смыслов. Анализ формирования интернет-аддикции является подтверждением возможности изменения личностных черт в интернете, что предоставляет данные для анализа позитивного влияния виртуального пространства на изменение личностных черт. То есть интернет имеет функциональную возможность воздействовать на потребностную и смысловую сферы личности, что, в свою очередь, открывает возможность для идентификации личности в интернете. Используя интернет, человек предоставляет себе возможность деятельностной, творческой и социальной реали-

|зации при включенности в виртуальное взаимодействие, которое продолжает реальную идентичность человека. Необходимы личная регуляция интернет-активности и пристальное внимание за смысловыми изменениями, которые транслируются в виртуальном пространстве.

Ключевые слова: идентификация, интернет, коммуникация, личность, потребность, смысл, анонимность, открытость, ценность.

Библиографическое описание для цитирования:

Юрченко Е.К.. Интернет как коммуникационное пространство для идентификации личности // Идеи и идеалы. - 2023. - Т. 15, № 1, ч. 1. - С. 148-164. - Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.1-148-164.

Введение

Интернет является устоявшейся частью жизни. Каждый человек, владеющий современными технологиями, обязательно встроен в систему взаимодействия через интернет. Рассмотрение возможности идентификации личности или ее изменения является важным, так как человек использует ресурсы, предоставляемые интернетом, ежедневно. То, что человек использует в своей жизнедеятельности на постоянной основе, оказывает определенное влияние на его поведение и самочувствие. Если интернет не предоставляет возможности для актуализации личностных черт и формирования новых структурных элементов личности, то это говорит о неутешительных выводах о пагубности интернета для человека и человечества в целом. С нашей точки зрения, интернет обладает тем функционалом и структурой, которые позволяют говорить о том, что внутри всемирной сети есть место для личности. Интернет быстро развивается и перерастает из источника информации и системы для коммуникаций в особое пространство, в котором формируется обширный функционал для деятельности и развития человека. Пользователи не только общаются друг с другом, но и активно наполняют виртуальную среду смыслами разных уровней: от ситуативных смыслов, которые проявляются в усвоении специальных знаковых стимулов, до смыслов более глубокого уровня - группоцентри-ческих и ориентирующих. Люди, проявляя активность в формировании виртуальной идентичности, связывают свою актуальную реальность с виртуальной посредством расширения деятельности. Это связывание реальностей иногда приводит к полному замещению, что является предпосылкой к формированию психологической зависимости.

Интернет предоставляет возможность людям вести профессиональную деятельность, которая может быть базой для изменения или актуализации личностных черт. Необходимо рассмотреть интернет в его социальной основе, так как «социальное» влияет на формирование личности человека. Рассмотрение социальной сферы интернета поможет выстро-

ить основу для анализа идентификации личности в интернете. Для этого стоит рассмотреть смысловую и потребностную сферы личности, так как они обладают наиболее явной возможностью актуализации в виртуальном пространстве.

Влияние коммуникации как социальной составляющей интернета на развитие личности является основой для анализа интернета как среды для реализации социальных потребностей человека и порождения новых смыслов. Потребностная и смысловая сферы личности являются важными составляющими общей структуры личности, которые оказывают влияние на ее формирование. Теоретическая основа, которая позволит выразить особенности интернета в потребностно-смысловом характере, сформирована работами Д.А. Леонтьева, который анализировал различные теоретические подходы в понимании смысла и интегрировал разные точки зрения в области понимания природы и структуры смысла [4], М.М. Бахтина и его взглядами на важность диалога в формировании личности и смысловой нагруженности человеческого бытия, А. Маслоу и его теориями построения и удовлетворения потребностей и связи мотивации со структурой личности [15], работами К. Холл и Л. Гарднера, в которых они описывают различные подходы в понимании личности, В. Франкла, который рассматривал структуру смысла и реализации человека в мире. Теория коммуникации в виртуальной среде основывалась на работах М. Кастельса, Н. Носовой, О. Морозовой, С. Кесли. Рассмотрение психологического влияния интернета и социальных сетей является важной составляющей анализа интернета как пространства, которое оказывает воздействие на личность человека.

Социальная основа интернета

Интернет является интегративной площадкой для коммуникации посредством информационного обмена в текстовой, визуальной, аудиальной формах. Основная концепция работы интернета — это открытое использование информации каждым пользователем.

Интернет разрастается благодаря пользовательскому контенту и взаимодействию между людьми, подключенными к сети. Для любого пользователя всемирной паутины открывается возможность публикации информации и сообщений, что в итоге дает возможность стать субъектом коммуникативного процесса. Таким образом разрастается сеть связанных между собой людей, которые в любой момент могут воздействовать друг на друга как в активной форме (прямая переписка, видеозвонки, комментарии), так и в пассивной, отложенной форме [12].

Медиа внутри всемирной сети концентрируется на использовании таких вариантов услуг, как блоги (текстовые, фото, видеоблоги), социальные

сети, подкасты, стриминговые сервисы. В таком варианте и благодаря техническому и социальному развитию в сфере интернета возникает Всемирная сеть пользователей [11].

Таким образом, стоит рассмотреть понятие коммуникации, определение и опосредованность которой выделил В.Б. Кашкин. Его определение описывает коммуникацию как способ обмена смыслами. Такую же суть в процесс коммуникации, общения и диалога вкладывает и множество других авторов.

«Коммуникация - это коллективное использование смыслов в процессе обмена информацией. Процесс коммуникации определяется технологией коммуникации, характеристиками отправителей и получателей информации, их культурными кодами и протоколами коммуникации, а также рамками коммуникационного процесса» [3, с. 59].

Коммуникация является важной составляющей при рассмотрении проблемы по нескольким причинам. Во-первых, социальная и информационная составляющие интернета базируются на постоянном вкладе пользователей в общую базу данных. Во-вторых, рассмотрение интернет-коммуникаций привело к базовому пониманию того, как интернет может воздействовать на индивида и влиять на его развитие с личностной точки зрения.

Интернет предоставляет возможность общения на глобальном уровне, что делает его, по сути, хранилищем смыслов, которые могут быть усвоены и приняты человеком в деятельности внутри сети. Глобализацию человеческого взаимодействия и переход на отдельный язык взаимодействия в своих работах отмечал М. Кастельс, выделяя трудность ограничения свободы и контроля взаимодействия через интернет: «Универсальность цифрового языка и чистая сетевая логика коммуникационной системы создали технологические условия для глобальной коммуникации. Кроме того, архитектура этой сетевой технологии такова, что ее очень трудно цензуриро-вать или контролировать» [2, с. 48].

Коммуникационная свобода позволила пользователям расширить не только границы общения, но и границы удовлетворения социальных потребностей, формирования и усваивания смыслов. Слабый контроль и цензура в социальных сетях позволяют гибко находить и создавать благоприятную для пользователя социальную среду, где он может раскрыть свой потенциал.

Основные структурные элементы интернета, которые являются средой для значительного влияния на личность - это социальные сети и блогос-фера. Социальные сети и блогосфера не единственные составляющие интернета, но они являются наиболее важными, так как в их основе лежит феномен социального.

На данный момент социальные сети выполняют намного более широкий функционал, чем простая площадка для общения между пользователями. Результат использования этого функционала не всегда является благоприятным для человека, так как применяется в манипулятивных целях больших коммерческих организаций и ведет не только к регулированию общения людей, но и к обезличиванию. Тем не менее характер взаимодействия и влияния определяется людьми, и это не отрицает того факта, что социальные сети и интернет обладают возможностью для позитивного воздействия на личность пользователя.

Социальные сети — это совокупность каналов онлайн-взаимодействия, предназначенных для участия сообщества, взаимодействия, обмена контентом и совместной работы. Социальные сети помогают удовлетворить потребность в общении и признании, так как предоставляют возможность не только межличностного, диалогического взаимодействия, но и полилогического [17].

На первое место стало выходить искусство подачи информации о себе — самопрезентация. Пользователи социальных сетей стали вести своего рода негласную борьбу за привлечение внимания к своему профайлу и к своей персоне. Таким образом, социальные сети развивают и направляют в человеке потребность в собственной значимости. Актуализация данной потребности помогает человеку преодолеть чувства собственной изоляции и ненужности, тем самым помогая избежать одиночества и деструк-тивности. Но данный паттерн поведения может развить нарциссические черты личности [16]. Функционал социальных сетей позволяет исследователям анализировать аудиторию и делать выводы о связи активности в социальных сетях с реальными качествами человека. Анализ предоставляет возможность находить связь между использованием социальных сетей и социальной идентичностью людей [19].

Способность быть относительно анонимным в социальном взаимодействии снижает ответственность, что ведет к деперсонализации и деинди-видуализации его пользователей. Деперсонализация определяется как состояние, в котором теряется нормальное чувство личности и реальности. Человек, словно находясь в громадном обезличенном потоке, начинает проявлять те желания и мотивы, которые в обычной жизни не имели место быть. Он становится участником «виртуальной толпы» в том понимании, что теряет ответственность за свои деяния и чувствует безнаказанность, моральный упадок и ведомость. Пользователь может в открытой форме высказываться и активно взаимодействовать с другими, не неся практически никаких потерь и рисков, полностью или частично нивелируя ответственность. При такой активности, которая лишена ответственности за свои поступки, нельзя говорить о личности как таковой, потому что без

ответственности человек не может принимать те изменения и последствия, которые возникают благодаря его действиям. А значит, не может осознать их, а они не могут воздействовать на личностные характеристики человека, так как он закрывается «безответственным барьером». Такова обратная сторона коммуникационного процесса внутри интернета, но человек сам вправе выбирать тот вариант взаимодействия, который его устроит: анонимный или открытый. Открытый тип обладает потенциалом для раскрытия и развития личности человека.

У анонимности при этом есть и другая сторона. С психологической точки зрения она предлагает безопасность в придачу к безответственности. Анонимность предоставляет людям возможность реализовать свои глубинные переживания, проработать собственные тревоги или выплеснуть накопившийся стресс. Не только ограничивая доступ к своей странице, но и к своим передвижениям внутри всемирной сети, человек начинает чувствовать себя в безопасности и делать то, что он бы никогда не сделал под угрозой дискредитировать себя или стать жертвой агрессивной обратной реакции. У пользователей спадает опасение «потери лица» перед социумом. Данная особенность открывает простор для изучения скрытых желаний и потребностей людей. Например, так люди могут удовлетворять свои подавленные фантазии.

Основные факторы формирования личности

Стоить обозначить основные понятия, которые определяют личность, чтобы точнее понять связь между интернетом и личностным развитием. Как уже отмечалось ранее, личность является социальным образованием, то есть человек конструирует себя через взаимодействие с внешним, социальным миром. Происходит формирования самости, идентичности и личности под воздействием других субъектов взаимодействия, которые влияют на нас своими установками, реакциями, представлениями и убеждениями [9].

«Будучи личностью, человек выступает как автономный носитель и субъект общественно выработанных форм деятельностного отношения к миру» [4, с. 152].

Если исходить из того, что социальные взаимодействия определяют формирование личности и структура сети интернет строится на коммуникативной базе, то становится очевидно, что интернет может обладать свойствами, с помощью которых происходит изменение или формирование социальных личностных черт.

Понимание человеческой личности, как пишет М.М. Бахтин, возможно только благодаря диалогу. Человек изнутри самого себя не может ни понимать себя, ни даже стать собой. Диалог - не только путь познания

личности и выражения ее внутреннего мира, ее установок и идей, но также условие самого существования смысла [9].

Общение с другими — единственный способ обнаружения экзистенции не только для других, но и для меня самого. Если личность находит свое отражение через взаимодействие с другими, то бытие человека, возможно, приобретает виртуальную направленность в связи с коммуникационной природой социальных сетей внутри интернета. В связи с глобальной коммуникацией между пользователями интернет наполняется дифференцированной смысловой нагрузкой, которая находит отражение у всех пользователей интернета. Возможность вступления в группы по интересам и целям, формирования собственного информационного потока, общения без территориальных границ развивает среду смыслов, которая помогает человеку ориентироваться в виртуальном пространстве.

Важными компонентами личности являются потребности, мотивы и смыслы. Мотивы влияют на деятельностную активность личности, что является определяющим фактором для ее формирования. Потребности подталкивают человека на выполнение деятельности, а смыслы сужают возможную зону для деятельности человека, определяя зону его интересов и активности. Таким образом, необходимо рассмотреть то, как виртуальная среда позволяет человеку удовлетворить потребности разного уровня и ре-ализовывать активную деятельность.

Удовлетворение потребностей и формирование смысла

в интернете

Потребность представляет собой внутреннее напряжение, которое требует удовлетворения. Интернет представляет собой благоприятную среду для удовлетворения базовых потребностей человека: потребность в знании, потребность в общении и принадлежности к социальной группе, потребность в признании и оценке, а также экзистенциальных потребностей: потребность в установлении связей, потребность в идентичности, потребность в системе взглядов и преданности. Он стимулирует удовлетворение потребности через сотрудничество, поддержание дружеских отношений с другими людьми, выражение агрессии и снятие личного стресса, осуществление власти и пропаганды в целях обретения популярности и могущества. Виртуальная среда предоставляет благоприятные условия для удовлетворения тех потребностей, которые нереализуемы в реальном мире. В условиях дезадаптации в реальной жизни интернет может стать вариантом для удовлетворения данных потребностей и понижения чувства одиночества в связи с обретением социальных контактов.

А. Маслоу [5] в своих работах выделял пять уровней возникающих потребностей в зависимости от силы и необходимости их удовлетворения.

На первом уровне лежат физиологические потребности: еда, сон, сексуальное влечение. На втором уровне лежат потребности в безопасности. Каждому человеку необходимо ощущать себя в сохранности, в том состоянии, когда жизни и благополучию ничего не угрожает. Этот уровень формируется в нескольких положениях: на социальном и индивидуальном. Третий уровень уводит человека в еще более социальное русло, требуя удовлетворения потребностей во взаимоотношениях. Каждому индивиду для стабильного и счастливого существования необходимо сохранять контакт с окружающими людьми.

Первый уровень - физиологический, является труднореализуемым в виртуальной среде только потому, что человек не может есть и пить вне реального мира. И этот уровень имеет слабое влияние на формирование личности.

Потребность взаимоотношений. На этом уровне интернет начинает набирать влияние на удовлетворение потребностей и конструирование благоприятной для этого среды. Социальные сети и другие приложения, сайты для связи пользователей позволяют людям обретать всё новые и новые связи, заводить знакомства и романтические отношения. По сути, коммуникация как основная сущность интернета выполняет эту основополагающую функцию для существования всего интернета. Без открытого общения интернет перестанет существовать в привычной форме.

Потребность уважения. Из-за возможности глобальной коммуникации и быстрого обретения связей каждый пользователь имеет шанс на рост популярности своей персоны и формирование уважения к себе. Это уважение подкрепляется в символических стимулах - отметках и упоминаниях. Человек проецирует свою значимость внутри сети на реальное «Я», тем самым укрепляя свою самооценку и ощущение осмысленности жизни.

В обсуждаемом контексте стоит обозначить важную роль интернета в удовлетворении латентных потребностей, которые в своих работах обозначил Мюррей. Латентные потребности вытесняются и не реализуются, так как могут подвергать опасности социальное положение индивида и деструктивно влиять на его самоощущение. Интернет в связи с открытостью и анонимностью предоставляет возможность для актуализации данных потребностей. Человек может увлекаться любой темой, включая убеждения, не принятые обществом, и найти сторонников, которые будут его поддерживать и не опасаться преследований в реальной жизни.

Смысл - это сложная и многоуровневая организация человеческой жизни, которая регулирует мироощущение и направление деятельности каждого индивида. Он не формируется раз и навсегда, а может динамично изменяться в течение жизни и регулироваться в зависимости от выполняемой деятельности. Также стоит разделять несколько уровней смысла: от

ситуативных стимульных до жизненных и личностных. Главная, конституирующая подструктура личности — смысловая сфера [4].

Важным выражением личности, по мнению А.Г. Асмолова, является «дневник», который представляет собой особого рода автокоммуникацию [1]. В дневниковом жанре личностные смыслы преобладают над обезличенными значениями. Возможность вести дневник появилась в интернете благодаря реализации блогов в текстовом и видеоформате. Так как дневник является общедоступным, то транслирование личностных смыслов оказывает влияние не только на человека, который анализирует свои мысли и актуализирует их в дневнике, но и на пользователей, читающих и смотрящих. Интернет предоставляет возможность для социальной актуализации личности.

В. Франкл описывает «столбовые дороги к смыслу» [8], и поскольку они действительно помогают человеку осмысленно организовать свою жизнь — особенно тогда, когда он отчаянно ищет смысл, — на них следует остановиться подробнее.

1. Ценности переживания. Интернет наполняется разного рода стимулами, которые с эстетической точки зрения могут варьироваться от прекрасного до отвратительного, но это не отменяет того факта, что возможность формирования ценности переживания появляется в интернет-среде, так как она является интегративным полем со свободой самоизъявления.

2. Ценности творчества. Многообразие площадок и сайтов позволяет каждому человеку реализовать / проявить свой творческий потенциал в открытом социальном пространстве и получить обратную связь, тем самым подкрепляя ценность творчества и реализации собственного потенциала.

3. Ценности личных жизненных установок. В данном случае интернет не представляет особой роли в формировании и поддерживании данных ценностей, но он является средой для поиска поддержки в трудный период для субъекта, чтобы легче пережить и осмыслить утрату.

Важно отметить, что смысл диалогичен, и эта функция ярко реализуется в виртуальном пространстве, так как априори, заходя в интернет, человек вступает в направленное или ненаправленное взаимодействие с другими.

Чем дольше индивид находится в интернет-пространстве, тем глубже и лучше он усваивает правила коммуникации, которые диктуются сообществом. Индивид овладевает новой лексикой, усваивает «интернет-язык», проникается особой виртуальной культурой. Примером ситуативных смыслов могут являться «мемы», которые возникают в актуальной реальности, но обрастают новыми смыслами в виртуальном пространстве и понимаются только пользователями всемирной сети.

Интернет-аддикция как дезадаптивное влияние на личность

Через рассмотрение психологических факторов можно сделать вывод о потенциале интернета быть средой для развития личности. Важно отметить, что интернет-аддикция является не химической, а психологической. Аддикция представляет собой гиперболизированную ситуацию негативного влияния интернета на человека. С одной стороны, существует возможность сильного влияния на личность в негативном ключе, с другой - потенциал для формирования позитивных качеств человека в интернете.

Аддикция является примером дезадаптивного поведения, которая показывает, что человек не в состоянии справиться со своим актуальным состоянием и прибегает к тактике убегания от проблем в другую реальность [18]. Одна из причин аддикции - это изменение мотивационной и потреб-ностной составляющей личности. Как было сказано выше, оба этих фактора влияют на смысловую составляющую поведения.

Исследования подтверждают мнение о том, что некоторые люди используют интернет, чтобы справиться с негативными чувствами и состояниями, такими как грусть, беспокойство или одиночество, или чтобы избежать психологических проблем в реальной жизни, которые вызывают бурную эмоциональную реакцию и неспособность справиться с ними в актуальный момент жизнедеятельности. Если не злоупотреблять возможностями, то можно сформировать конструктивную активность в интернете, поддерживающую стабильность психики [7].

Важно отметить, что одинокие люди чаще обращаются к виртуальной реальности для социального общения, компенсируя недостаток связей в социуме. Это еще раз доказывает, что интернет является сильной стимульной средой для изменения личности и поддержания ощущения собственного «Я» и причастности. Можно отметить, что мотивацион-ным фактором для интернет-зависимости является подавление отрицательных эмоций при одновременном усилении положительных эмоций. Стоит обозначить, что подавление или избегание ситуационных эмоций не несет в себе негативного проявления для личности. Скорее наоборот, помогает защитить от тревоги реального существования и вернуться в состояние гармонии. Проблемы начинаются при повторяющемся и накапливающемся избегании и подавлении, которое как раз превращается в аддикцию [18].

Аддиктивное поведение явно связано с нарушением мотивационной и волевой сфер личности. Но зависимость является накопительным состоянием, а это значит, что мотивационная, потребностная, волевая, смысловая сферы личности подвергаются влиянию и на более низких уровнях, когда

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

подавление ситуационных эмоций и чувств не выходит за рамки адаптивного поведения и стабилизации личностного состояния. Аддикция — лишь

Нашей отправной точкой стало рассмотрение интернета через коммуникацию, так как по своей сути она является частью социального взаимодействия человека. Именно поэтому стоило рассмотреть структуру интернета с социальной точки зрения, чтобы раскрыть те возможности для существования и формирования личности человека в интернете. Действительно, удалось раскрыть основы интернет-коммуникации и связать ее с процессами и феноменами, влияющими на формирование личности. Основой для анализа послужила смысловая опосредованность коммуникации. Наиболее явное воплощение коммуникационной основы интернета наблюдается в социальных сетях и блогосфере. Интернет позволяет этой коммуникации выходить на мало контролируемое, свободное пространство отношений между людьми, которое дополняется анонимностью, глобализацией и слабой цензурой. Глобализация и анонимность играют важную роль в изменении поведения и общения человека. В анонимной форме общения могут проявляться скрытые интенции и желания человека, которые индивид может безнаказанно воплощать в виртуальной среде. Здесь речь идет о реализации латентных потребностей, которые могут нанести вред в актуальной реальности. Это может приводить как к положительным последствиям (удовлетворение социально неприемлемых желаний), так и к негативным (кибербул-линг, аддикции).

Также в интернете есть возможность для удовлетворения основных потребностей человека: потребности в знании, потребности в общении и принадлежности к социальной группе, потребности в признании и оценке, а также экзистенциальных потребностей: потребности в установлении связей, потребности в идентичности, потребности в системе взглядов и преданности. Потребности и смысл тесно связаны с мотивационной сферой и играют важную роль в формировании личности.

Актуализация смысла через виртуальную реальность возможна через знаковую детерминацию и соотношение с установленными мотивами и потребностями в реальном мире, которые по мере использования виртуальной реальности всё больше могут стабилизироваться. Смыслообразо-вание регулируется мотивационной сферой личности и представляет собой расширение смысловых установок, которые образовались в актуаль-

отображение гиперболизированной потребности удовлетворить желания

человека.

Заключение

ной реальности. Человек, погружаясь в виртуальную среду, надстраивает смыслы над сформированными конструктами. Большая часть смыслового содержания в интернете находится на уровне ситуативных смыслов. Смысл может зародиться только через взаимодействие с внешним, а интернет представляет собой внешнюю виртуальную среду постоянной коммуникации с другими.

Изменение мотивационной, потребностной и смысловой сфер сказывается на установках и личности человека. Наиболее подвергаются воздействию уровень смысловой сферы и экспрессивно-инструментальный уровень, которые соответствуют социальной части конструирования личности. В связи с этим у человека формируются ценности переживания, творчества, которые укрепляют смысловую сферу личности. Ядерные компоненты личности изменяются в крайнем случае: при ста-бильно-дезадаптивном поведении человека, когда могут развиваться такие черты, как нарциссизм и зависимость. К неадаптивным изменениям личности человека относится аддиктивное поведение, в природе которого лежит изменение потребностной, смысловой и мотивационной сфер личности. Существование аддикции подтверждает способность интернета влиять на личность человека. Конечно, вопрос о возможности позитивного влияния на личность человека является не столь очевидным, как негативного влияния в форме аддикции. Но позитивное влияние кроется в том, что интернет предоставляет возможность активной конструирующей деятельности: работы и социального взаимодействия. На данный момент интернет представляет собой площадку для творческой реализации человека, для активной рабочей деятельности и погруженного социального взаимодействия. Все эти виды активности благоприятно влияют на формирование личности. А аддикция здесь появляется только в преувеличении возможностей и стимулов, а не как начальная точка деятельности в сети.

Так как интернет является средой для передачи и формирования по-требностно-смысловых стимулов, люди должны более внимательно относится к формированию информационного виртуального поля и регулировать свои коммуникационные взаимодействия. В связи с пониманием базы интернет-аддикций и других изменений поведения появляется возможность регулирования и предотвращения последствий использования интернета. Открывается возможность для исследования конкретных мо-тивационных и смысловых изменений, развития интернета в сторону экзистенциального пространства для личности. Людям важно регулировать виртуальную коммуникацию, так как она может повлечь за собой изменение индивидуальности и личностных черт, поскольку интернет является накопительной средой для смысловых установок.

Литература

1. Асмолов А.Г., Асмолов ГА. От Мы-Медиа к Я-Медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 2010. - № 1. - С. 3-21.

2. КастельсМ. Власть коммуникации. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 564 с.

3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникаций: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.

4. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 400 с.

6. Морозова О.Н. Особенности интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010. - № 1 (5). - С. 150-158.

7. Самойлик АА. Интернет-зависимость - актуальная проблема современного общества // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. -Т. 2, № 2 (48). - С. 126-128.

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

9. Холл К.С., Гарднер Л.. Теории личности. - 2-е изд. - М.: Психотерапия, 2008. - 656 с.

10. Amichai-Hamburger Y. Internet and personality // Computers in Human Behavior. - 2002. - Vol. 18, iss. 1. - P. 1-10.

11. Anderson P. What is Web 2.0? Ideas, technologies and implications for education: JISC Technical Report. - JISC Technology and Standards Watch, 2007, Feb. -URL: http://www.iisc.ac.uk/media/documents/techwatch/tsw0701b.pdf (accessed: 20.02.2023).

12. Darmawan B., Ariffin M. Face-to-Face or Not-to-Face: A Technology Preference for Communication // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. - 2014. -Vol. 17, N 11. - P. 702-708.

13. Ess C. At the Intersections Between Internet Studies and Philosophy: "Who Am I Online?" // Philosophy & Technology. - 2012. - Vol. 25, N 3. - P. 275-284.

14. Eleuteri S, Saladino V., Verrastro V. Identity, relationships, sexuality, and risky behaviors of adolescents in the context of social media // Sexual and Relationship Therapy. - 2017. - Vol. 32, N 3-4. - P. 354-365.

15. Guo T., Li X. Positive Relationship between Individuality and Social Identity in Virtual Communities: Self-Categorization and Social Identification as Distinct Forms of Social Identity // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. - 2016. -Vol. 19, N 11. - P. 680-685.

16. Jude M. Globalization, internet and psychiatric disorders: Call for research and action in global mental health // Neurology Psychiatry and Brain Research. - 2020. -Vol. 36. - P. 27-29.

17. Kelsey S., Amant K.St. Handbook of Research on Computer Mediated Communication. Vol. 1. - Hershey, PA: Information Science Reference, 2008. - P. 477-490.

18. Longstreet P., Brooks S, Gonzalez^ E. Internet addiction: When the positive emotions are not so positive // Technology in Society. — 2019. — Vol. 57. — P. 76—85.

19. Who Do You Think You Are? Common and Differential Effects of Social Self-Identity on Social Media Usage / Z. Pan, Y. Lu, B. Wang, P.Y.K. Chau // Journal of Management Information Systems. — 2017. — Vol. 34, iss. 1. — P. 71—101.

Статья поступила в редакцию 13.09.2022. Статья прошла рецензирование 27.10.2022.

SCIENTIFIC SOCIAL РHILOSOPHY JOURNAL................................................................................................................................................

DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.1.1-148-164

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE INTERNET AS A COMMUNICATION SPACE FOR IDENTIFICATION OF PERSONALITY

Yurchenko, Egor,

Postgraduate student of the Philosophy Department, Novosibirsk State Technical University,

136 Nemirovicha-Danchenko Street, Novosibirsk, 630087, Russian Federation

ORCID: 0000-0001-8067-5347

yurch96@gmail.com

Abstract

This article examines the social structure of the Internet, which is based on the process of communication, and the possibility of identification of personality in virtual space. The analysis of the problem of identification and existence of personality on the Internet is built on the psychological and structural components that are integrated in the Internet. Building the analysis of the Internet as a space for identity is founded on the theoretical basis of the personality as a social construct, where an important role is played by interaction with the surrounding social environment. One of the ways, where this interaction takes place, is the communication process. The main features of interaction within the network are highlighted: possible anonymity and detachment from reality, physical non-representation, global openness and universality. Anonymity and detachment allow one to construct a relatively safe space for the expression of repressed traits and desires. Global openness and universality allow one to build social connections without geographical determinants and to find a response among others, to develop interests and skills. In order to outline the possibility of identification of personality on the Internet, the author establishes the connection of needs, meaning spheres of personality with the actual opportunities, which are revealed due to the components of the Internet. One discovers the possibility to realize latent needs and immerse themselves in a vast environment of formation and translation of meanings. The analysis of the formation of Internet addiction confirms the possibility of changing personality traits on the Internet, which provides data for the analysis of the positive impact of virtual space on the change of personality traits. That is, virtual space has a functional ability to influence the personality's needs and meaning spheres, which in turn opens up the possibility of identifying a person on the Internet. Using the Internet, a person gives themselves the possibility of active, creative and social realization with involvement in virtual interaction, which continues the real identity of the person. The author highlights the idea, that it is necessary to have personal regulation of Internet activity and pay close attention to the meanings that are translated in the virtual space.

Keywords: identification, Internet, communication, personality, need, meaning, anonymity, openness, value.

Bibliographic description for citation:

Yurchenko E. The Internet as a Communication Space for Identification of Personality. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 1, pt. 1, pp. 148—164. DOI: 10.17212/20750862-2023-15.1.1-148-164.

References

1. Asmolov A.G., Asmolov G.A. Ot My-Media k Ya-Media: transformatsii identich-nosti v virtual'nom mire [From We-Media to I-Media: Identity Transformations in the Virtual World]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14, Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 2010, no. 1, pp. 3—15.

2. Castells M. Communication Power\ Oxford University Press, 2009 (Russ. ed.: Kas-tel's M. Vlast' kommunikatsii. Moscow, HSE Publ., 2016. 564 p.

3. Kashkin VB. Vvedenie v teoriyu kommunikatsii [Introduction in Communication Theory]. Voronezh, VSTU Publ., 2000. 175 p.

4. Leont'ev D.A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti [The psychology of meaning: Nature, structure, and dynamics of the meaning reality]. 2nd ed. Moscow, Smysl Publ., 2003. 487 p.

5. Maslow A. Motivation and Personality. 3rd ed. Addison-Wesley Educational, 1970 (Russ. ed.: Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. 3rd ed. St. Petersburg, Piter Publ., 2019. 400 p.).

6. Morozova O.N. Osobennosti internet-kommunikatsii: opredelenie i svoistva [Peculiarities of Internet Communication: Definition and Characteristics]. Vestnik Lenin-gradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A..S. Pushkina = Vestnik of Pushkin Leningrad State University, 2010, no. 1, pp. 150—158.

7. Samoilik A.A. Internet-zavisimost' — aktual'naya problema sovremennogo ob-shchestva [Internet addiction is an urgent problem of modern society]. Vestnik Chere-povetskogo gosudarstvennogo universiteta = Cherepovets State University Bulletin, 2013, vol. 2, no. 2, pp. 126—128.

8. Frankl V Chelovek v poiskakhsmysla [Man's Search for Meaning]. Moscow, Progress Publ., 1990. 243 p. (In Russian).

9. Hall C.S., Lindsey G. Theories of Personality. New York, John Wiley and Sons, 1970 (Russ. ed.: Kholl K.S., Gardner L. Teorii lichnosti. 2nd ed. Moscow, Psikhoterapiya Publ., 1997. 672 p.).

10. Amichai-Hamburger Y. Internet and personality. Computers in Human Behavior, 2002, no. 18, pp. 1-10.

11. Anderson P. What is Web 2.0? Ideas, technologies and implications for education. JISC Technical Report. JISC Technology and Standards Watch, 2007, Feb. Available at: http:// www.iisc.ac.uk/media/documents/techwatch/tsw0701b.pdf (accessed 20.02.2023).

12. Darmawan B., Ariffin M. Face-to-Face or Not-to-Face: A Technology Preference for Communication. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2014, vol. 17, no. 11, pp. 702-708.

13. Ess C. At the Intersections Between Internet Studies and Philosophy: "Who Am I Online?". Philosophy & Technology, 2012, no. 25, pp. 275-284.

SCIENTIFIC /JOURNAL

14. Eleuteri S., Saladino V., Verrastro V Identity, relationships, sexuality, and risky behaviors of adolescents in the context of social media. Sexual and Relationship Therapy, 2017, vol. 32, pp. 354-365.

15. Guo T., Li X. Positive Relationship between individuality and Social Identity in Virtual Communities: Self-Categorization and Social Identification as Distinct Forms of Social Identity. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2016, vol. 19, no. 11, pp. 680-685.

16. Jude M. Globalization, internet and psychiatric disorders: Call for research and action in global mental health. Neurology Psychiatry and Brain Research, 2020, vol. 36,

17. Kesley S., Amant K.St. Handbook of Research on Computer Mediated Communication. Vol. 1. Hershey, PA, Information Science Reference, 2008, pp. 477—490.

18. Longstreet P., Brooks S., Gonzalez E. Internet addiction: When the positive emotions are not so positive. Technology in Society, 2019, vol. 57, pp. 76—85.

19. Pan Z., Lu Y., Wang B., Chau P.Y.K. Who Do You Think You Are? Common and Differential Effects of Social Self-Identity on Social Media Usage. Journal of Management Information Systems, 2017, vol. 34, iss. 1, pp. 71—101.

pp. 27-29.

The article was received on 13.09.2022. The article was reviewed on 27.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.