Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-ДЕВИАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА'

ИНТЕРНЕТ-ДЕВИАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
318
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ДЕВИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Патракиева Александра Александровна

Рассматривается интернет-девиация как болезнь зависимого поведения, негативно влияющая на психическое и физическое здоровье личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET DEVIATION AS A SCIENTIFIC AND SOCIAL PROBLEM

The article discusses the Internet deviation, as a disease of addictive behavior that adversely affects the mental and physical health of the individual.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-ДЕВИАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2015. № 1. С. 97-101.

УДК 378.1 ББК 74.3

ИНТЕРНЕТ-ДЕВИАЦИЯ КАК НАУЧНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

А. А. Патракиева

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», Челябинск, Россия

Рассматривается интернет-девиация как болезнь зависимого поведения, негативно влияющая на психическое и физическое здоровье личности.

Ключевые слова: девиантное поведение, аддиктивное поведение, интернет-девиация, интернет-аддикция.

Современное общество активно влияет на личность и её поведение. Возникают разного рода изменения, отклонения от общепринятых норм в поведении взрослых людей, а особенно подрастающего поколения. Эти изменения в поведении человека в науке называются девиациями.

Изучению девиантного (ненормативного) поведения посвящены работы С. А. Беличева, Е. В. Змановской, Я. И. Гилинского, В. Д. Менде-левича и др. Под девиантным поведением Я. И. Гилинский и В. С. Афанасьев понимают любые действия, которые не соответствуют сложившимся в данном обществе нормам и социальным стереотипам, данные действия рассматриваются как угрожающие целостности социальной системы [4].

Значимость данной проблемы определена и в Федеральном законе от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где говорится о медиабезопасности детей и даётся определение информационной безопасности как состояния защищённости, при котором отсутствует риск, связанный с причинением вреда здоровью и(или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [10].

В научной литературе существует несколько классификаций девиаций. В зависимости от влияния на личность выделяют позитивную и негативную девиацию [4]. Позитивная девиация — это отклоняющееся поведение, вызывающее одобрение у общества. Это могут быть героические поступки, самопожертвование, особое усердие, обострённое чувство жалости или сочувствия и т. д. Негативная девиация, напротив, представляет те поведенческие отклонения, которые вызывают у большинства людей реакцию неодобрения или осуждения. К таким относятся терроризм, ван-

дализм, воровство, предательство, жестокое обращение с животными и др. Негативный аспект девиации несёт в себе вред как для личности, так и для всего общества.

Также Я. И. Гилинский предлагает деление девиации по роду проявления в действиях. Это девиации сексуального поведения (проституция), аутодеструктивное поведение и его формы проявления (суицидальное поведение; пищевая зависимость; химическая зависимость — наркомания, токсикомания, алкоголизм; фанатическое поведение — участие в деструктивных религиозных культах, движении футбольных болельщиков и т. п.; аутическое поведение; виктимное поведение («синдром жертвы»); занятия экстремальными видами спорта) [4].

Поведенческие девиации, по мнению Ц. П. Короленко и Т. А. Донских, можно разделить на две группы: нестандартное и деструктивное поведение. Причём в этих группах выделяют дополнительные подвиды девиаций [5]. Нестандартное поведение может иметь форму нового мышления, новых идей, а также действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения. Деструктивное же поведение классифицируется в соответствии с его целями: внешнедеструк-тивные цели направлены на нарушение социальных норм, и, соответственно, внешнедеструк-тивное поведение, внутридеструктивные цели направлены на дезинтеграцию самой личности, её регресс и внутридеструктивное поведение. В группе внутридеструктивного поведения выделяют ряд проявлений антисоциального поведения: суицидное, конформистское, нарцисси-ческое, фанатическое и аутическое поведение. Внешнедеструктивное поведение, в свою очередь, включает такие подтипы, как аддиктивное и антисоциальное [5].

Для нашего исследования интерес представляет аддиктивное поведение. Аддиктивное поведение формируется благодаря взаимодействию с объектами, которые могут вызвать зависимость. В работах российских психиатров можно встретить такой термин, как «болезнь зависимого поведения», что объединяет различные виды ад-дикции, развивающиеся по стереотипу большого наркоманического синдрома [2]. По мнению А. О. Бухановского, «болезнь зависимого поведения — хроническое психогенное расстройство, заключающееся в этапном патологическом развитии личности, которое приводит к возникновению, закреплению и трансформации патологической потребности в совершении повторных трудно- или неконтролируемых поведенческих актов (эпизоды непреодолимой тяги)».

В настоящее время всё чаще говорят об аддик-ктивном поведении, связанном с пристрастием к Интернету. Современное общество называется информационным, так как информация играет особую роль в жизни человека, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) заняли в жизни человека первостепенное место. Доступ к информации, мировым информационным ресурсам обеспечивает глобальная компьютерная сеть Интернет. В сети доступны и другие распространённые средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени. Всё это привлекает современных людей и вызывает зависимость человека от этой сети. Но работа с Интернетом не всегда имеет положительные последствия, поэтому интерес к проблеме интернет-аддикций возрастает.

Интернет-аддикция в самом общем виде рассматривается как навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него [3]. Но, кроме того, понятие «интернет-аддикция» среди исследователей рассматривается и в узком смысле, когда оно связывается только с девиацией, возникающей при пользовании Интернетом и отражающей агрессивное поведение в сети: это взлом чужих баз данных, кибертроллинг, распространение спама.

По данным исследования EUKidsOnlineШ, в Интернете существуют специфические проявления девиации: троллинг и кибербуллинг — подрывная деятельность, заключающаяся в размещении в виртуальном пространстве заведомо провокационных сообщений, целью которых мо-

жет быть разжигание конфликтов в сети, психологическое подавление, киберзапугивание, ки-бершантаж и т. д. [12]. Как правило, троллинг постепенно превращается в кибербуллинг или ки-бермоббинг — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода [8].

Также исследователями выделяется влияние интернет-аддикции на появлению других аддик-ций: на сайтах встречается информация, влияющая на появление сексуальных девиаций, распространяющая терроризм, расизм, сведения о суициде и т. д.

В процессе изучения научной литературы по проблеме были выделены причины притягательности Интернета, факторы, влияющие на появление интернет-аддикции, последствия данной зависимости.

Автор электронной книги «Психология ки-берпространства» доктор психологических наук J. Suler отмечает причины притягательности Интернета для подростков:

1. Личностные эксперименты и исследования. Существует возможность с помощью Интернета узнать больше о своей личности, о том, чем человек хотел бы заниматься в жизни, получить другие, особенно важные, экзистенциальные ответы [9]. С этой точки зрения, социальные сети Интернета очень привлекательны для подростков, существует масса электронных приложений, где можно ответить на вопросы о своих знакомых, оценить фотографии друзей и, в свою очередь, получить от них оценки, узнать, что они о тебе написали. Это своего рода рефлексия, возможность узнать, какое впечатление ты производишь на знакомых или тех, кто знает тебя только по виртуальному общению.

2. Избавление от фрустраций. Подростковый период является критическим, и его нелегко переживать, этому этапу сопутствуют переживания, стрессы и разочарования. Естественно, что подросток стремится избавиться от фрустрирую-щих переживаний. Анонимный, легко доступный Интернет для этого как нельзя кстати [9].

По мнению Солдатовой, на формирование интернет-девиаций влияют различные факторы:

1) неограниченный доступ к информации;

2) анонимность участия в интернет-играх, общении;

3) возможность выплеснуть агрессию;

4) виртуальное пространство облегчает возможность реализации девиантных устремлений без опасности быть привлечённым к ответственности [7].

Среди факторов в формировании интернет-девиаций у детей и подростков большое значение имеет нежелание родителей проводить культурный досуг вместе с ребёнком — им проще оставить ребёнка наедине с телевизором или компьютером.

Следует отметить, что в мировом научном сообществе активно обсуждаются последствия интернет-девиаций. Николас Карр, известный американский учёный-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации, совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришёл к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведёт к тому, что мозг человека утрачивает способность к углублённому аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей [6]. Кроме того, к последствиям увлечения человека Интернетом относят:

- нарушение мыслительных процессов;

- ухудшение памяти;

- затруднённое общение: утрата навыков реального общения, что приводит к некой асоци-альности, ситуация общения становится стрессовой; замкнутость, застенчивость;

- проблемы со сном и приёмом пищи.

Кроме психических и мыслительных расстройств интернет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний:

- портится зрение;

- сидячий образ жизни приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т. д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т. д.) и многим другим заболеваниям [1].

Интернет-зависимость может стать причиной

нарушения отношений в семье: между родителями и детьми, а также между супругами.

Интернет-зависимое поведение влияет на межличностные контакты, качество и количество вербального общения. Особенно это опасно в подростковом возрасте, когда межличностное общение должно играть ведущую роль в развитии личности.

Для того чтобы выявить наличие интернет-ад-дикций, в научной литературе предлагается ряд методик:

1) тест на интернет-зависимость В. А. Лоскутова;

2) шкала интернет-зависимости А. Е. Жички-ной;

3) методика выявления отношения к интернету «Незаконченное предложение» А. Е. Жичкиной, Е. А. Щепилиной;

4) опросник «Восприятие Интернета» Е. А. Ще-пилиной.

Подводя итоги сказанному в статье, следует отметить, что интернет-девиация как болезнь зависимого поведения, которой подвержены взрослые и дети, всё больше беспокоит научный мир и общество, так как её последствия угрожают психическому и физическому здоровью личности, формированию коммуникативных умений и навыков. Однако, как отмечают исследователи, изучение интернет-девиаций осуществляется в недостаточном объёме, что замедляет решение её проблемы на практике. Причём интернет-аддикция до сих пор не признаётся как зависимость, равная по опасности таким видам зависимости, как алкоголизм, табакокурение, наркомания, поэтому программы по её предупреждению или коррекции редко реализуются целенаправленно и адресно. С нашей точки зрения, поскольку интернет-девиация наносит серьёзный вред человеку, а особенно губительно влияет на формирующуюся личность, необходимо акцентировать внимание на разработке и реализации программ профилактики и коррекции интернет-зависимого поведения.

Список литературы

1. Аспекты информатизации образования. Интернет-зависимость: миф или реальность. - URL: https://sites.google.com/site/saitkonferencii/sekcia-3/internet-zavisimost

2. Бухановский, А. О. Болезнь зависимого поведения : метод. рекомендации / А. О. Бухановский. -Ростов н/Д., 2001.

3. Интернет-зависимость // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-зависимость

4. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения : учеб. пособие / Я. И. Ги-линский, В. С. Афанасьев. - СПб., 1993.

5. Змановская, Е. В. Девиантология : учеб. пособие / Е. В. Змановская. - 2-е изд. - М., 2008.

6. Карр, H. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами / Н. Карр. - M. : BestBusinessBooks, 2013.

7. Солдатова, Г. В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / Г. В. Солдатова, Е. Зотова, А. Чекалина, О. Гостимская. - М., 2011. - URL: http://www.ifap.ru/library/book524.pdf

8. Старостина, Е. В. Защита от компьютерных преступлений и кибертерроризма / Е. В. Старостина, Д. Б. Фролов. - М. : Эксмо, 2005.

9. Сулер, Д. Подростки в киберпространстве: хорошие, плохие и отвратительные / Д. Сулер. - URL: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/adoles.html

10. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

11. Шабалина, В. В. Зависимое поведение школьников / В. В. Шабалина. - СПб. : Мед. пресса, 2001.

12. Spector, M. Constructing Social Problems / M. Spector, J. Kitsuse. - California : MenloPark, 1977.

Сведения об авторе

Патракиева Александра Александровна — магистрант кафедры социальной работы, педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, Челябинск, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2015. № 1. P. 97-101.

INTERNET DEVIATION AS A SCIENTIFIC AND SOCIAL PROBLEM

A. A. Patrakieva

Graduate Student of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology of Chelyabinsk State Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia

The article discusses the Internet deviation, as a disease of addictive behavior that adversely affects the

mental and physical health of the individual.

Keywords: deviant behavior, addictive behavior, deviation internet, internet addiction.

References

1. Aspektih informatizacii obrazovaniya. Internet-zavisimostj: mif ili realjnostj [Aspects of Informatization of education. Internet addiction: myth or reality]. URL: https://sites.google.com/site/saitkonferencii/sekcia-3/ internet-zavisimost (In Russ.)

2. Bukhanovskiyj A.O. Boleznj zavisimogo povedeniya [The Disease Is Dependent Behavior] (methodical recommendations). Rostov-na-Donu, 2001. (In Russ.)

3. Internet-zavisimostj. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (In Russ.)

4. Gilinskiyj Ya.I. and Afanasjev V.S. Sociologiya deviangtnogo (otklonyayuthegosya) povedeniya [Sociology of deviant behavior]. Saint Petersburg, 1993. (In Russ.)

5. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya [Deviantology]. M., 2008. (In Russ.)

6. Karr N. Pustihshka. Chto Internet delaet s nashimi mozgami [The Shallows: What the Internet is Doing to Our Brains]. Moscow, BestBusinessBooks, 2013. (In Russ.)

7. Soldatova G.V., Zotova E., Chekalina A. and Gostimskaja O. Poyjmannihe odnoyj setjyu [Caught one network]. Moscow, 2011. (In Russ.)

8. Starostina E.V. and Frolov D.B. Zathita ot kompjyuternihkh prestupleniyj i kiberterrorizma [Protection against cybercrime and cyberterrorism]. Moscow, Ehksmo, 2005. (In Russ.)

9. Suler, D. Podrostki v kiberprostranstve: khoroshie, plokhie i otvratiteljnihe [Teens in cyberspace: the good, the bad and the ugly]. URL: http://users.rider.edu/~suler/psycyber/adoles.html (In Russ.)

10. Federal Law of the Russian Federation. 2010. December 29. № 436 -®3 «On the protection of children from information harmful to their health and development». (In Russ.)

11. Shabalina V.V. Zavisimoepovedenie shkoljnikov [Dependent behavior of pupils]. Saint Petersburg, Medi-cinskaya pressa, 2001. (In Russ.)

12. Spector M., Kitsuse J. Constructing Social Problems. California, MenloPark, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.