Научная статья на тему 'Интернет-безопасность в профессиональной подготовке будущих педагогов'

Интернет-безопасность в профессиональной подготовке будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Интернет-безопасность / студенты педагогических вузов / профессиональная подготовка / онлайн-среда / цифровизация образования / образовательные потребности. / Internet security / students of pedagogical universities / professional training / online environment / digitalization of education / educational needs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герлах И.В., Егизарьянц М.Н., Копченко И.Е.

Цель исследования – выявление образовательных потребностей в сфере Интернет-безопасности, возникающих в условиях цифровой трансформации у обучающихся педагогических вузов. Научная новизна исследования характеризуется новыми подходами в разработке диагностических материалов по выявлению образовательных потребностей в сфере Интернет-безопасности, возникающих в условиях цифровой трансформации у обучающихся педагогических вузов. В результате сделаны выводы о наличии у участников опроса подготовки в сфере применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и обучения этому обучающихся; осведомлённости участников опроса о том, что цифровые технологии могут оказывать позитивное и негативное влияние на здоровье и продуктивность деятельности педагогов и обучающихся, о том, как помогать учащимся осознавать преимущества и недостатки открытости Интернета; включённости в блок, изучаемых участниками опроса дисциплин: информации о профилактике ненадлежащего поведения школьников в цифровой среде, методик своевременного реагирования на него и формирования у учащихся представлений об интернет-опасностях и защите от них. Статья подготовлена в рамках государственного задания "Исследование феномена непрерывного педагогического образования в условиях его цифровой трансформации: содержание, технологии, управление качеством, мониторинг рисков" (соглашение № 073-03-2022-107), осуществляемого за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герлах И.В., Егизарьянц М.Н., Копченко И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet security in the professional training of future teachers

The purpose of the study is to identify educational needs in the field of Internet security that arise in the context of digital transformation among students of pedagogical universities. The scientific novelty of the research is characterized by new approaches to the development of diagnostic materials to identify educational needs in the field of Internet security that arise in the context of digital transformation among students of pedagogical universities. As a result, conclusions were drawn about the availability of training among survey participants in the field of applying the rules and norms of safe and responsible behavior in the online environment and training students in this; awareness of survey participants that digital technologies can have a positive and negative impact on the health and productivity of teachers and students, about how to help students realize the advantages and disadvantages of the openness of the Internet; inclusion in the block of disciplines studied by survey participants: information on the prevention of inappropriate behavior of schoolchildren in the digital environment, methods for timely response to it and the formation of students' ideas about Internet dangers and protection from them. The article was prepared as part of the state task "Research of the phenomenon of continuous teacher education in the context of its digital transformation: content, technology, quality management, risk monitoring" (agreement No. 073-03-2022-107), carried out at the expense of the federal budget within the framework of state task of the Ministry of Education of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Интернет-безопасность в профессиональной подготовке будущих педагогов»

Internet security in the professional training of future teachers

Gerlakh Irina Vitalievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Egizaryants Marina Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Kopchenko Inna Evgenievna, PhD of Historical sciences, Associate Professor

Armavir State Pedagogical University, Armavir

The purpose of the study is to identify educational needs in the field of Internet security that arise in the context of digital transformation among students of pedagogical universities. The scientific novelty of the research is characterized by new approaches to the development of diagnostic materials to identify educational needs in the field of Internet security that arise in the context of digital transformation among students of pedagogical universities. As a result, conclusions were drawn about the availability of training among survey participants in the field of applying the rules and norms of safe and responsible behavior in the online environment and training students in this; awareness of survey participants that digital technologies can have a positive and negative impact on the health and productivity of teachers and students, about how to help students realize the advantages and disadvantages of the openness of the Internet; inclusion in the block of disciplines studied by survey participants: information on the prevention of inappropriate behavior of schoolchildren in the digital environment, methods for timely response to it and the formation of students' ideas about Internet dangers and protection from them.

Keywords: Internet security; students of pedagogical universities; professional training; online environment; digitalization of education; educational needs.

Цитировать: Герлах И.В., Егизарьянц М.Н., Копченко И.Е. Интернет-безопасность в профессиональной подготовке будущих педагогов // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 277-283. EDN: OSHEPS. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-47.50

Герлах Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент

Егизарьянц Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Копченко Инна Евгеньевна, кандидат исторических наук, доцент

Армавирский государственный педагогический университет, Армавир

Цель исследования – выявление образовательных потребностей в сфере Интернет-безопасности, возникающих в условиях цифровой трансформации у обучающихся педагогических вузов. Научная новизна исследования характеризуется новыми подходами в разработке диагностических материалов по выявлению образовательных потребностей в сфере Интернет-безопасности, возникающих в условиях цифровой трансформации у обучающихся педагогических вузов. В результате сделаны выводы о наличии у участников опроса подготовки в сфере применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и обучения этому обучающихся; осведомлённости участников опроса о том, что цифровые технологии могут оказывать позитивное и негативное влияние на здоровье и продуктивность деятельности педагогов и обучающихся, о том, как помогать учащимся осознавать преимущества и недостатки открытости Интернета; включённости в блок, изучаемых участниками опроса дисциплин: информации о профилактике ненадлежащего поведения школьников в цифровой среде, методик своевременного реагирования на него и формирования у учащихся представлений об интернет-опасностях и защите от них.

Ключевые слова: Интернет-безопасность; студенты педагогических вузов; профессиональная подготовка; онлайн-среда; цифровизация образования; образовательные потребности.

УДК 378.147

5.8.1

Герлах И.В., Егизарьянц М.Н., Копченко И.Е.

Интернет-безопасность в профессиональной подготовке будущих педагогов**

Введение

Мы живем в цифровую эпоху, которая актуализирует наличие у каждого члена общества специальных когнитивных умений, включая способность продуктивно работать с различной информацией в онлайн и офлайн режимах, демонстрируя навыки анализа, систематизации и классификации. Люди, владеющие данными когнитивными умениями, как правило, успешнее, и имеют «социальное, культурное и экономическое преимущество» [2]. При этом важным является умение оценивать «надёжность информации с учётом фактора времени, контекста и личной интерпретации» [1]. Формирование необходимых когнитивных умений в сфере медиаграмотности и интернет-безопасности должно начинаться ещё на этапе начального образования, когда дети начинают осуществлять самостоятельные коммуникации в цифровом пространстве. На сегодняшний день существует ряд международных терминов, определяющих проблему, которая касается присутствия детей в Интернете: кибербезопасность, е-безопасность, компьютерная безопасность, онлайн-безопасность.

Сегодня школьник без пространственно-временных ограничений с помощью цифровых гаджетов может бесконтрольно использовать возможности Интернета. Поэтому необходимо формировать у обучающихся навыки ответственного отношения к применению информационных технологий во всех сферах деятельности. Становится актуальным получение «цифрового гражданства, представляющего собой концепцию, позволяющую учителям и специалистам в области информационных технологий понимать, что нужно знать учащимся, чтобы пользоваться технологиями надлежащим образом» [1]. Следовательно, нужно включать в программы изучаемых школьниками учебных дисциплин, рассмотрение вопросов, связанных с социализацией в цифровом обществе, в котором общепринятыми являются «правила сознательного и ответственного поведения онлайн» [1]. Становится очевидной «необходимость обучения основам Интернет-безопасности будущих педагогов, а также срочное повышение квалификации в области кибербезопасности уже работающих учителей» [1].

В связи с вышесказанным, в 2021-2022 гг. учёными Армавирского государственного педагогического университета было проведено исследование, направленное на выявление образовательных потребностей, возникающих в условиях цифровой трансформации, у обучающихся педагогических вузов, как у будущих учителей.

Цель исследования структурировала следующие задачи:

1) выявить наличие у участников опроса подготовки в сфере применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и обучения этому обучающихся;

2) установить осведомлённость участников опроса о том, что цифровые технологии могут оказывать позитивное и негативное влияние на здоровье и продуктивность деятельности педагогов и обучающихся;

3) установить осведомлённость участников опроса о том, как помогать учащимся осознавать преимущества и недостатки открытости Интернета;

4) выявить включённость в блок дисциплин, изучаемых участниками опроса, информации о профилактике ненадлежащего поведения школьников в цифровом пространстве;

5) выявить включённость в блок дисциплин, изучаемых участниками опроса, способов решения педагогических ситуаций по предотвращению, выявлению и реагированию на негативное цифровое поведение школьников;

6) выявить включённость в блок, изучаемых участниками опроса дисциплин, методики формирования у учащихся представлений об опасностях цифровой среды и способах адекватного реагирования.

Для осмысления полученных данных нами были применены следующие методы исследования: опрос с применением полузакрытых и закрытых вопросов, регистрация, обобщение данных, а также математические и статистические методы в форме ранжирования, рейтингового оценивания и расчета процентных соотношений.

Теоретической базой исследования послужили работы Л.С. Гавриленко, Т.И. Тарасовой, Н.В. Василенко, В.Б. Чупиной, А.К. Орешкиной, Д.С. Дмитриева, Г.Т. Аюповой, С.И. Аксенова, А.В. Вандышевой, А.А. Вербицкого, Д.Н. Седова, О.А. Катушенко, Т.Н. Сергеевой, А.Ю. Уварова, И.В. Дворецкой, И.М. Заславского, И.А. Карлова, Л.В. Романовской, И.Д. Фрумина, И.А. Стрелковой и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть учтены в профессиональной подготовке будущих педагогов в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования.

Основная часть

Быстрое «овладение Интернетом детьми и подростками сопряжено с их недостаточной осведомленностью как о рисках и угрозах цифрового мира, так и о возможностях совладания с ними» [3].

На сегодняшний день существуют следующие «разновидности деструктивного поведения в цифровой среде: различные формы киберагрессии, в том числе, кибербуллинг; деятельность экстремистских сообществ; популяризация и распространение способов деструктивного поведения; пропаганда самоповреждающего и суицидального поведения; целенаправленное распространение негативного поведения онлайн и призыв к асоциальному поведению офлайн» [4].

Следовательно, одной из задач современного непрерывного педагогического образования становится формирование у будущих педагогов компетенций, способствующих обеспечению информационно-психологической безопасности школьников.

Исследователи Е.А. Викторова, К.Г. Лобынцева предлагают к рассмотрению перечень умений в сфере Интернет-безопасности, которыми должен обладать современный педагог. Они включают в себя умения:

- информировать обучающихся о рисках и угрозах цифровой среды;

- мотивировать обучающихся осваивать «механизмы информационно-психологической самозащиты»;

- знакомить обучающихся с различными моделями поведения в трудных ситуациях, связанных с информационной безопасностью;

- обучать критическому восприятию информации сетевого контента;

- обучать правилам цифровой этики и навыкам эффективного взаимодействия в Интернет-пространстве;

- осуществлять профилактику компьютерной и Интернет-зависимости у обучающихся, а также «правонарушений в информационно-коммуникационной сфере» [3].

Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С. Анурьева, Я.М. Пузанова и К.И. Остапчук также считают, что «для предотвращения возникновения негативных для школьника ситуаций при использовании сетевых сервисов» [5] необходимо обучать школьников правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве. Значимую роль в решении этой задачи могут сыграть тренажеры по сетевой безопасности, разрабатываемые для школьников совместно педагогами и IT-специалистами.

Всё вышесказанное обусловило актуальность нашего исследования, в котором приняли участие 658 студентов педагогических вузов из 7 регионов Российской Федерации. Полученные результаты исследования и их анализ представлены ниже.

1. Наличие у участников опроса подготовки в сфере применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и обучения этому школьников. Поскольку, как было сказано выше, необходимо осуществлять профессиональную подготовку будущих педагогов в области Интернет-безопасности, участникам опроса нами был задан вопрос «На занятиях в вузе Вас знакомят с тем, как применять правила и нормы безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и учить этому обучающихся?». Ответы на него представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Наличие у участников опроса подготовки в сфере применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и обучения этому обучающихся

Анализ данных диаграммы 1 позволяет говорить о том, что у 51,1% респондентов (студентов педагогических вузов) преподаватели регулярно уделяют этому вопросу внимание, 12,9% опрошенных ответили, что такая подготовка ведётся, но они не сосредотачиваются на ней, 18,2% - отметили, что их преподаватели изредка уделяют этому вопросу внимание, 12,8% респондентов указали, что вопросы подготовки в сфере применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде и обучения этому обучающихся не отражены в изучаемых ими дисциплинах, а 5% опрошенных ответили, что никогда не слышали об этом.

2. Осведомлённость участников опроса о том, что цифровые технологии могут оказывать позитивное и негативное влияние на здоровье и продуктивность деятельности педагогов и обучающихся. Эффективное осуществление профессиональной подготовки будущих педагогов в области Интернет-безопасности возможно только в случае их мотивированности, понимания студентами педагогических вузов значимости такой деятельности, которые проистекают из сформированности их представлений об опасностях цифрового пространства. Поэтому в текст опросника мы посчитали необходимым включить вопрос «На занятиях в вузе Вас знакомят с тем, что цифровые технологии могут, как положительно, так и отрицательно влиять на здоровье и благополучие педагогов и обучающихся?». Ответы на него показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 - Осведомлённость участников опроса о том, что цифровые технологии могут оказывать позитивное и негативное влияние на здоровье и продуктивность деятельности педагогов и обучающихся

Данные диаграммы 2 показывают, что у 60,5% респондентов преподаватели регулярно уделяют этому вопросу внимание, 12,5% - также ответили положительно, но указали, что не сосредотачиваются на этом, 14% опрошенных ответили, что преподаватели изредка уделяют этому вопросу внимание, 9,7% студентов выбрали ответ «нет, это не отражено в изучаемых мною дисциплинах» и 3,3% респондентов заявили, что никогда не слышали об этом.

3. Осведомлённость участников опроса о том, как помогать учащимся осознавать преимущества и недостатки открытости Интернета. Профессиональная подготовка будущих педагогов предполагает методическую оснащённость занятий по интернет-безопасности, включающих в себя практические рекомендации по работе со школьниками. В связи с этим, в опросник был включён вопрос «На занятиях в вузе Вас знакомят с тем, как помогать учащимся осознавать преимущества и недостатки открытости Интернета?». Ответы на него представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Осведомлённость участников опроса о том, как помогать учащимся осознавать преимущества и недостатки открытости Интернета

На диаграмме 3 показано, что у 52,4% респондентов преподаватели регулярно уделяют этому вопросу внимание, 13,5% - получают данную информацию, но не сосредотачиваются на ней, 17,6% - указали, что преподаватели изредка уделяют этому вопросу внимание, 11,4% участников опроса ответили отрицательно, указав, что это не отражено в изучаемых ими дисциплинах, а 5,1% испытуемых сообщили, что никогда не слышали об этом.

4. Выявить включённость в блок дисциплин, изучаемых участниками опроса, способов решения педагогических ситуаций по предотвращению, выявлению и реагированию на негативное цифровое поведение школьников. В связи с вышесказанным, нам представляется важным получить от будущих педагогов ответ на вопрос «На занятиях в вузе Вас знакомят с эффективными мерами по ограничению или противодействию ненадлежащего поведения самих школьников или их сверстников?». Ответы на него представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Включённость в блок, изучаемых участниками опроса дисциплин, информации об эффективных мерах по ограничению или противодействию ненадлежащего поведения самих школьников или их сверстников

Данные диаграммы 4 свидетельствуют о том, что у 55,8% опрошенных преподаватели регулярно уделяют этому вопросу внимание, 12,5% - отметили, что хотя и получают данную информацию, но не сосредотачиваются на ней, 16,4% респондентов указали, что их преподаватели изредка уделяют этому вопросу внимание, 10,3% опрошенных студентов указали, что данная информация не отражена в изучаемых ими дисциплинах, а 5% испытуемых сообщили, что никогда не слышали об этом.

5. Включённость в блок дисциплин, изучаемых участниками опроса, методик формирования у учащихся представлений об опасностях цифровой среды и способах адекватного реагирования. Развивая тему методической, практической готовности будущих педагогов в сфере Интернет-безопасности, мы включили в текст опросника вопрос «На занятиях в вузе Вас знакомят с методикой разработки стратегий для предотвращения, выявления и реагирования на цифровое поведение, негативно влияющего на состояние здоровья и благополучие учащихся (например, кибербуллинга)?». Полученные ответы показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 - Включённость в блок дисциплин, изучаемых участниками опроса, методик формирования у учащихся представлений об опасностях цифровой среды и способах адекватного реагирования

Данные диаграммы 5 показывают, что у 50,5% респондентов преподаватели регулярно уделяют этому вопросу внимание, 13,2% опрошенных ответили, что получают данную информацию, но не сосредотачиваются на ней, 13,7% - считают, что их преподаватели только изредка уделяют этому вопросу внимание, 15,7% студентов, принявших участие в опросе, ответили отрицательно, отметив, что вопрос разработки стратегий для предотвращения, выявления и реагирования на цифровое поведение, негативно влияющего на состояние здоровья и благополучие учащихся не отражен в изучаемых ими дисциплинах, а 7% респондентов никогда не слышали об этом.

6. Включённость в блок, изучаемых участниками опроса дисциплин, методики формирования у учащихся представлений об опасностях цифровой среды и способах адекватного реагирования. Вопрос «На занятиях в вузе Вас знакомят с методикой формирования у учащихся представлений о рисках и угрозах цифровой среды (кража личных данных, мошенничество, преследование, фишинг) и способах адекватного реагирования?». Полученные ответы отображены на рисунке 6.

Рисунок 6 - Включённость в блок, изучаемых участниками опроса дисциплин, методики формирования у учащихся представлений о рисках и угрозах цифровой среды (кража личных данных, мошенничество, преследование, фишинг) и способах адекватного реагирования

Как показывают данные диаграммы 6, у 52,7% опрошенных преподаватели регулярно уделяют этому вопросу внимание, 10,9% респондентов указали, что не сосредотачиваются на такой информации, 18,1% участников опроса считают, что их преподаватели изредка уделяют этому вопросу внимание, 13,5% - дали отрицательный ответ, отметив, что это не отражено в изучаемых ими дисциплинах, а 4,8% - указали, что никогда не слышали о рисках и угрозах цифровой среды.

Заключение

Таким образом, результаты исследования показали, что на основании полученных ответов могут быть выделены две примерно равные группы студентов педагогических вузов. Первая группа считает, что получает достаточный объём знаний и методической подготовки в области Интернет-безопасности школьников. Вторая группа характеризуется невнимательным отношением к данному компоненту профессиональной подготовки и считает, что преподаватели не уделяют внимание:

- вопросам применения правил и норм безопасного и ответственного поведения в онлайн-среде, тому, как учить этому обучающихся;

- рассмотрению положительных и отрицательных влияний цифровых технологий;

- вопросам помощи учащимся в осознании преимуществ и недостатков открытости Интернета;

- знакомству с информацией о профилактике ненадлежащего поведения школьников в цифровом пространстве;

- знакомству с методикой разработки способов решения педагогических ситуаций по предотвращению, выявлению и реагированию на негативное цифровое поведение школьников;

- знакомству с методикой формирования у учащихся представлений о рисках и угрозах цифровой среды и способах адекватного реагирования.

В связи с вышесказанным, считаем, что необходимо:

- усилить в образовательных программах профессиональной подготовки будущих педагогов компонент, связанный с обучением студентов методике осуществления Интернет-безопасности обучающихся;

- повысить контроль за прохождением учителями и преподавателями педагогических вузов курсов повышения квалификации, направленных на формирование компетенций в сфере Интернет-безопасности обучающихся.

Литература:

1. Богданова Д.А. Интернет-безопасность детей: что надо знать учителям [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/User/Downloads/internet-bezopasnost-detey-chto-nado-znat-uchitelyam.pdf (дата обращения: 21.11.2022).

2. Богданова Д.А. Образовательные парадигмы в цифровую эпоху // Problems of computer intellectualization. Sofia. C/o Jusautor. - 2012. - C. 274–279.

3. Викторова Е.А., Лобынцева К.Г. Психолого-педагогическая программа «Безопасность в сети Интернет» [Электронный ресурс]. URL: https://rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/Викторова%20Е.А.%2C%20Лобынцева%20К.Г.pdf (дата обращения: 21.11.2022).

4. Комплексная программа профилактики деструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи [Электронный ресурс]. URL: http://www.fid.su/projects/research/ (дата обращения: 21.11.2022).

5. Лопатин Д.В., Королева Н.Л., Анурьева М.С., Пузанова Я.М., Остапчук К.И. Проблема безопасности школьников в сети Интернет // Вестник ТГУ. - 2017. – №22. - Вып. 1. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/problema-bezopasnosti-shkolnikov-v-seti-internet.pdf (дата обращения: 21.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.