Научная статья на тему 'Интернациональное воспитание как важная составляющая процесса патриотического воспитания молодежи'

Интернациональное воспитание как важная составляющая процесса патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КИД / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКЦИИ / ПЕРЕПИСКА / УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / INTERNATIONAL AND PATRIOTIC UPBRINGING / CLUB OF INTERNATIONAL FRIENDSHIP / POLITICAL ACTIONS / WRITING LETTERS / FOREIGN LANGUAGE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Н. Г.

Актуальность статьи определяется пристальным вниманием общества к вопросам патриотического воспитания молодежи. Важной составной частью патриотического воспитания является формирование чувства солидарности и интернационализма, кросскультурной компетенции, навыков конструктивного межкультурного диалога, толерантности и взаимопонимания. Эти задачи решаются на занятиях по иностранному языку, а так же в ходе внеучебной деятельности в рамках работы клубов интернациональной дружбы. Статья обобщает опыт интернационального воспитания в Республике Марий Эл на протяжении более полувека; кроме того, автор выделяет особенности данного процесса на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернациональное воспитание как важная составляющая процесса патриотического воспитания молодежи»

Егошина Н.Г. ©

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», кандидат педагогических наук,

доцент

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация

Актуальность статьи определяется пристальным вниманием общества к вопросам патриотического воспитания молодежи. Важной составной частью патриотического воспитания является формирование чувства солидарности и интернационализма, кросскультурной компетенции, навыков конструктивного межкультурного диалога, толерантности и взаимопонимания. Эти задачи решаются на занятиях по иностранному языку, а так же в ходе внеучебной деятельности в рамках работы клубов интернациональной дружбы. Статья обобщает опыт интернационального воспитания в Республике Марий Эл на протяжении более полувека; кроме того, автор выделяет особенности данного процесса на современном этапе. Ключевые слова: интернациональное и патриотическое воспитание, КИД, политические акции, переписка, урок иностранного языка.

Keywords: international and patriotic upbringing, Club of international friendship, political actions, writing letters, foreign language lesson.

Важной формой внеклассной работы по коммунистическому воспитанию учащихся, по формированию любви к родине и классовой солидарности в советской школе являлись клубы интернациональной дружбы. Н.К. Крупская писала: «Вопрос интернационального воспитания должен начинаться с вопросов, касающихся различных национальностей внутри СССР. От них надо перекинуть мост к интернациональному воспитанию в мировом масштабе».

В ходе Всесоюзных маршей пионерских отрядов деятельность КИДов приобрела еще большую конкретность и целенаправленность. Они действовали на маршрутах «Моя Родина - СССР» и «Мир и солидарность».

Встречая 50-ю годовщину советской власти, пионерия нашей страны провела смотр пионерских дружин под названием «Сияйте, ленинские звезды!». Дружины - участницы смотра шли шестью дорогами к цели - красной звезде над школой. Один из маршрутов носил название «Пионерский марш мира и дружбы». У марша была важная цель -воспитание у ребят активного отношения к международным политическим событиям, укрепление дружбы между детьми разных национальностей нашей страны и мира. В ходе марша пионеры узнавали историю и развитие советских республик, знакомились с национальной культурой и бытом народов СССР, с жизнью пионерских и детских прогрессивных организаций зарубежных стран. В ходе марша проводились интернациональные фестивали, форумы, митинги, эстафеты дружбы, заочные путешествия и конкурсы [8, 6].

19 мая 1972 года Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина исполнилось 50 лет. Этой важной дате был посвящен Всесоюзный марш пионерских отрядов «Всегда готов!». Одним из направлений деятельности марша был маршрут «Мир и солидарность». В качестве основных задач работы в этом направлении были:

1. Научить пионеров внимательно следить за событиями в мире, уметь оценивать их с позиций пролетарской солидарности;

© Егошина Н.Г., 2012 г.

2. Поощрять стремление пионеров больше узнать о борьбе коммунистических и рабочих партий, союзов молодежи, о жизни своих сверстников за рубежом, о детских организациях разных стран;

3. Стимулировать участие детей в интернациональной работе посредством участия в митингах и манифестациях протеста против войн, в защиту мира во всем мире; путем активной помощи детям народов, борющихся за свободу и независимость; посредством ознакомления школьников с историей и традициями фестивального движения, героями борьбы за мир, демократию.

110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина был посвящен Всесоюзный марш пионерских отрядов «Пионеры всей страны делу Ленина верны». Главным девизом работы на маршруте марша «Мир и солидарность» были слова Н.К. Крупской о том, что «Ленин был интернационалист... все его учение, вся его борьба были насквозь интернациональны». Деятельность в данном направлении предполагала знакомство с Ленинской программой мира, с новой Конституцией СССР, изучение Гимна СССР и «Интернационала», участие в акциях Международного года ребенка, знакомство с международной деятельностью ВЛКСМ, укрепление братской дружбы с детьми других национальностей. Распространенной формой работы были диспуты и конференции «Два мира - два детства», «В зеркале двух миров» и др. Они способствовали развитию классового подхода к оценке международных и внутриполитических событий [9, 54].

Руководили работой подобного рода обычно клубы и кружки интернациональной дружбы, союзы и общества «Разноцветных галстуков». Можно констатировать, что главными целями и задачами КИДа являлись:

• содействовать формированию общественно-политической активности учащихся, приобщению их к патриотическим и интернациональным традициям советского народа;

• активно помогать воспитанию учащихся в духе дружбы народов СССР, советского патриотизма, социалистического интернационализма;

• привлекать школьников к участию в акциях солидарности ВЛКСМ, пионерской организации, Международного Союза студентов;

• активно способствовать установлению дружеских связей школьников с интернациональными клубами других городов, сел Советского Союза, широкому обмену опытом интернациональной работы.

Мы проследили развитие работы клубов интернациональной дружбы в Республике Марий Эл с конца 50-х годов XX в. до начала XXI в. Результаты проведенного исследования мы представил в Таблице 1.

Таблица 1

Работа клубов интернациональной дружбы в Марий Эл__

Школа, район Содержание работы Год основан ия

СШ № 10 г. Йошкар-Олы КИД ведет переписку со школьниками из Болгарии, ГДР, Польши, Китая, Чехословакии, Румынии 1960

Арборская 8-летняя школа Мари-Турекского района Хорошо известна школа традициями интернационального воспитания. Проходят традиционные встречи - слеты дружбы пионеров Кировской области, Татарии и Марийской республики. Первый слет состоялся в 1966 году. 1966

СШ пос. Новый Торъял За участие в викторине «Пионерской Правды» школа получила путевку в международный пионерский лагерь. КИД развивает связи с историческим музеем Бухенвальда, с пионерами городов Дрездена, Гера, 1969

Ауэрбаха. Руководит работой учитель нем. языка Г.М. Андреева.

МГПИ им. Н.К. Крупской, факультет иностранных языков КИД был организован преподавателем кафедры немецкого языка М.И. Кирилловой. КИД был награжден Почетным дипломом Международного союза студентов за значительный вклад в международное студенческое движение и в связи с 30-летием Международного Союза студентов. 1970

8-летняя школа пос. Звенигово Собрали материал о борьбе вьетнамского народа. Разучивают песни вьетнамских пионеров. 1971

СШ пос. Мари-Турек КИД действует с 1971 года. Руководит учитель немецкого языка З.К. Кагарманова. Архив КИДа настолько велик, что не помещается в здании школы. 1971

СШ с. Кузнецово КИД ведет переписку с ребятами из ГДР, Чехословакии, Польши, Франции 1972

Кокшамарская СШ Мари-Турекского района Члены КИДа пишут школьникам Молдавии, Белоруссии, Украины, Эстонии. В феврале 1969 года они участвовали в I Фестивале дружбы народов в г. Таллинне. 1972

СШ № 12 г. Йошкар-Олы КИД «Каравелла» организован в 1971 г. Руководитель -организатор внеклассной работы Э.К. Новоселов. КИДу было предоставлено право защищать честь республики на фестивале дружбы школьников автономных республик Поволжья в г. Ижевске. 1973

Мари-Турекский район КИДы функционируют в Коослаповской, Мари-Турекской, Хлебниковской, Сысоевской средних школах, в СШ пос. Мариец. Участвуют в международной кампании «Юность обличает империализм». 1973

Ежовская СШ Медведевского района Действует КИД «Дружба». Руководитель - учитель Е Заболоцких. 1973

Суслонгерская СШ Звениговского района Члены КИДа школы обратились ко всей молодежи Звениговского района с призывом внести свой вклад в фонд помощи чилийскому народу. Они внесли первый взнос (200 рублей). Деньги были заработаны во время школьных каникул. Призыв поддержали пионеры всей республики. 1974

СШ № 20 г. Йошкар-Олы КИД проводит акцию «Дорогами бойцов-интернационалистов». 1981

Руэмская СШ Медведевского района КИД «Глобус», руководитель Н. Павликова. Девиз клуба «За мир и дружбу на планете». 1982

Проходил 5-ый городской форум школьных КИДов. КИД школы № 6 собрал 625 подписей сторонников мира. Победителями в конкурсе политического плаката стали КИДы школ № 2, 4, 8, 12, 13, 20, 22. Лучшими в конкурсе стенгазет были признаны клубы школ № 8, 6, 16, 13. Лучшим КИДом города был признан клуб школы № 18 (руководитель - учитель иностранного языка А.С. Беляева). 1982

Мамасевская 8-летняя школа КИД провел операцию «Руку, товарищ». На собранные от макулатуры деньги купили и отправили учебные пособия детям Кампучии. Провели Неделю солидарности с детьми Никарагуа, акцию «Кебрачо» -провели сбор подписей в защиту парагвайского коммуниста Антонио Майданы. 1983

СШ № 2 пос. Звенигово Члены КИДа ведут переписку с преподавателем русского языка Ханойского университета. 1983

"Со1итЬа"(МарГУ), «Гранма» (МГПИ) Участвовали в 8-ом слете КИДов в г. Казань 1983

СШ № 1 г. Волжска КИД «Планета» работает уже не один десяток лет. Руководит учитель иностранного языка М.В. Финеева. В КИДе действует три секции: переписки, лекторская, оформительская. 1986

СШ № 8 г. Йошкар-Олы С 1975 года школа является членом общества советско-венгерской дружбы. При КИДе открыт музей советско-венгерской дружбы. Совместно с кинотеатром «Рекорд» проведена декада венгерского фильма. Руководит работой КИДа учитель немецкого языка Н.Э. Кириллова. 1986

Куженерская СШ Куженерского района Работает КИД «Планета». Руководитель - учитель немецкого языка А.Н. Касьянова. КИДовцы ведут переписку со школьниками Камчатки, Амурской области, Литвы, Венгрии. 1986

Оршанская СШ Оршанского района Действует политический клуб «Кругозор». Ведет политбои среди учеников разных классов, возглавляет работу по политсамообразованию. 1986

СШ № 17 г. Йошкар-Олы Члены КИДа «Планета» отправили открытку Р. Рейгану с призывом к миру «Еще не поздно!» 1986

Дворец пионеров и школьников г. Йошкар-Олы КИД «Келшымаш» - «Дружба» (руководитель методист по общественно-политическому воспитанию Т.С. Леухина). КИД организован в 1963 году. В рамках интернациональной недели провели ярмарку и митинг. Вырученные деньги отправили в Фонд мира. 1987

СШ № 27 г. Йошкар-Олы Работает политический клуб «Меридиан». В рамках недели интернациональной дружбы прошел День памяти американской школьницы С. Смит; были организованы митинг в защиту Л. Пелтиера и ярмарка солидарности. Действует Евроклуб. Интересно проходит конкурс «Знаете ли вы Европу?» (Руководители Э.П. Конева, Э.В. Бухвалова). 1986 1995

Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы Работает КИД пионерской дружины «Стела». Руководит деятельностью клуба учитель истории В.Н. Цепелев. Дважды (2005, 2007 гг.) клуб принимал гостей Всероссийского фестиваля «Дружим народами». Свою культуру представили гости из Татарстана, Башкирии, г. Волгограда, г. Костомукши, г. Архангельска и др.; члены КИДа посетили 7 форумов в Волгограде, Янауле (Республика Башкирия), Оренбурге, Саратове, в 2001

лагере «Волна» недалеко от города Изербаш (Дагестан), в Астрахани, Костомукше, в Карелии. Фестиваль 2005 года был посвящен 420-летию РМЭ. Всероссийский фестиваль 2007 года приурочили к 85-летию пионерской организации имени В.И. Ленина.

ЦО № 18, гимназия № 14 г. Йошкар-Олы КИДовцы в составе делегации от Приволжского Федерального Округа побывали на Молодежном германо-российском форуме. 2004

Анализ деятельности клубов интернациональной дружбы позволил сделать ряд выводов:

1. Воспитание интернационализма и классовой солидарности всегда являлось важной составной частью патриотического, идейно-политического воспитания детей и молодежи в нашей стране;

2. Основной формой работы в данном направлении были клубы и кружки интернациональной дружбы;

3. КИДы вели свою работу по нескольким направлениям: осуществляли переписку с детьми и молодежью разных стран, оформляли полученные материалы в выставки и альбомы для школьных музеев, проводили политические акции и митинги, организовывали просветительскую работу в рамках школы по вопросам интернационального воспитания обучающихся.

4. Наибольшее количество клубов интернациональной дружбы действовало в республике в период 70-х - 80-х годов прошлого века. Например, в период с 1971 по 1975 годы в республике функционировали 94 КИДа. Кризисные явления в сфере воспитания в 90-х годах прошлого века подорвали работу и в этой области. Она постепенно сошла на нет.

5. Возрождение работы клубов интернациональной дружбы наблюдается в начале нового века. Это связано в первую очередь с изменением внешнеполитической обстановки. Россия стала более открытым государством, появились возможности для более частых личных встреч школьников разных стан; ведению переписки способствует внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс.

6. Можно отметить, что если раньше большая часть деятельности клубов была связана с интернациональным воспитанием внутри страны, то сейчас больший интерес вызывает жизнь молодежи за рубежом.

Следует подчеркнуть, что работа по интернациональному воспитанию ребят не ограничивалась рамками внеурочной деятельности, а часто продолжалась и на уроках, особенно на уроках иностранного языка, так как именно учителя английского, немецкого, французского языка возглавляли работу КИДов во многих школах. Несомненно, что сам учебный материал, содержавшийся в учебниках по иностранному языку, предполагал воспитание патриотов-интернационалистов. В качестве примера можно привести содержание учебника «Английский язык» А.П. Старкова, который использовался всеми школами страны не один десяток лет. На примере учебника для 9-го класса можно легко отследить, как проходило затухание работы по интернациональному и политическому воспитанию школьников. Если в упомянутом выше учебнике для 9-го класса содержалось 14 тем, заданий, имеющих своей целью политическое просвещение учащихся, то уже в учебнике для 9-го класса этих же авторов 1990 года выпуска их количество резко сократилось и составило лишь 5. А в этом же учебнике для 9-го класса 1999 года выпуска мы смогли найти лишь три упражнения, направленные на воспитание интернационализма и политической культуры.

Анализ современных учебников по английскому языку для средних школ ("Enjoy English", "New Millennium English", "New Opportunities") позволяет сделать вывод о том, что они в подавляющем большинстве не затрагивают вопросы политического, интернационального воспитания обучающихся, ставя во главу угла решение задачи формирования межкультурной компетенции лишь с позиций историко-культурного образования. Учебники дают обширный материал об англо-говорящих странах, их достопримечательностях, выдающихся деятелях культуры, науки, литературы, спорта и т.д. Однако вопросы формирования политических взглядов, убеждений, знакомство с прогрессивными политическими деятелями, анализ современной политической ситуации в США, Великобритании, Канаде, Австралии остаются на заднем плане. В ходе изучения школьных учебников по английскому языку нам удалось обнаружить совсем небольшое количество текстов, заданий, упражнений, направленных на формирование интернациональной и политической культуры, политического сознания обучающихся:

Учебник, автор Количество текстов

М.З. Биболетова и др. "Enjoy English - 9"/ «Английский с удовольствием - 9». - Обнинск: Титул, 2007. - 160 с. 2

Н.Н. Деревянко и др. «Английский язык нового тысячелетия - 6» / "New Millennium English-6" 2

M. Harris, D. Mower, A. Sikorzynska. New Opportunities. Russian Edition. Pre-Intermediate. - Pearson, Longman, 2008. - 144 p. 1

Подводя итоги, можно сказать, что интернационально-политическое воспитание, являясь важной составляющей патриотического воспитания, должно шире применяться в образовательном процессе, так как оно предполагает освоение политической информации, заинтересованность в изучении существующих общественно-политических проблем и формирование готовности к политическому участию в жизни, как своей страны, так и мира в целом, что является непременным условием создания нового гражданского общества в России и успешной интеграции нашей страны в мировое сообщество. Интернациональное воспитание, осуществляемое в разнообразных формах в учебной и внеурочной деятельности должно оснастить юных граждан знаниями о мире, государствах и их политике, содействовать будущей политической активности обучающихся на основе сформированной системы ценностей, политическому самоопределению и политической социализации.

Литература

1. Кабанов, Л. Мы - интернационалисты! // Молодой коммунист. - 1986, 1 февраля. -С. 3.

2. Клубы интернациональной дружбы / Сост. Е. Русанов. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 79 с.

3. Мы с одного земного шара // Марийская правда. - 1982, 10 февраля. - С. 2.

4. Новый Торъял - ГДР //Марийская правда. - 1969, 18 октября. - С. 3.

5. Павликова, Н. КИД действует // Путь к коммунизму. - 1982, 3 июня. - С. 3.

6. Приглашает школьный КИД! //Марийская правда. - 1986, 4 апреля. - С. 3.

7. Пряникова, В. Перспектива как стимул сплочения учащихся // Народное образование. - 1981. - № 6. - С. 40 - 41.

8. Сияйте, Ленинские звезды. Сборник. - М.: Молодая гвардия, 1966. - 174 с.

9. Спутник пионерского вожатого. М.: Молодая гвардия, 1979. - 160 с.

10. Черезова, А. За мир и дружбу // Молодой коммунист. - 1986, 16 октября. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.