Научная статья на тему 'Интернационализм и патриотизм в теории и практике советской педагогики (1917 вторая половина 1930-х годов)'

Интернационализм и патриотизм в теории и практике советской педагогики (1917 вторая половина 1930-х годов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / МАРКСИЗМ / СОВЕТСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / INTERNATIONAL EDUCATION / PATRIOTISM / MARXISM / SOVIET PEDAGOGY / PEDAGOGICAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Силин А. В.

В статье рассматриваются проблемы интернационального воспитания и воспитания патриотизма в теории и практике советской педагогики 1917 второй половины 1930-х годов. Автор считает, что в интернациональном воспитании имели место две составляющих: общедемократическая и классовая. Интерпретация интернационального воспитания осуществляется в рамках авторитарно-императивной и гуманистической парадигм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALISM AND PATRIOTISM IN THEORIY AND PRACTICE OF SOVIET PEDAGOGY (1917 SEKOND HALF OF 1930)

The article deals with the problem of international education and the education of patriotism in the theory and practice of Soviet pedagogy 1917 the second half of the 1930s. The author believes that international education were two components: the general democratic and class. Interpretation of international education is carried out in the framework of the authoritarian and humanistic imperative paradigms.

Текст научной работы на тему «Интернационализм и патриотизм в теории и практике советской педагогики (1917 вторая половина 1930-х годов)»

Получив статус независимого издания, газета лишилась финансовой базы со стороны местных органов власти и фактически была вынуждена перейти на самообеспечение. Вопросы финансирования и содержания газеты почти полностью взял на себя коллектив редакции газеты. Часть средств на выпуск издания выделяется из местного бюджета, но суммы являются недостаточными для покрытия основных затрат на регулярный выпуск номеров. Несколько раз поднимался вопрос о закрытии издания из-за нехватки материального обеспечения.

Одновременно образовались сложности с кадровым обеспечением работы редакции: по финансовым причинам уже в начале 90-х годов многие журналисты покинули редакцию, т.к. хорошее владение корейским языком позволило им получить более высокооплачиваемую работу.

Изменилась периодичность выпуска номеров издания. В 1991 г. частота выхода газеты снизилась с пяти до трех раз в неделю. С начала 1992 г. количество полос газеты увеличивается с 4 до 8, но при этом периодичность выпуска снова сокращается - до двух раз в неделю. С января 1993 г. газета начинает выходить по-прежнему на 8 полосах, но уже только один раз в неделю, т.е. 52 номера в год (такая ситуация сохраняется по сей день). Уменьшение периодичности выпуска было связано как с техническими, так и с финансовыми затруднениями. Тираж газеты был установлен в размере 1300 экземпляров (до 1991 г. эта цифра составляла 12 000 экземпляров). [1]

Помимо печатного варианта издания, начала распространяться электронная версия газеты. Первые номера, доступные для бесплатного чтения, были размещены в сети Интернет, у газеты появилась своя страница во всемирной сети на корейском и японском языках.

Сотрудничество с представителями и организациями из Южной Кореи обусловило тематическую ориентированность материалов на Республику Корея и это подчеркивается почти полным отсутствием информации о Северной Корее, несмотря на высокую численность населения с гражданством КНДР на территории Сахалинской области.

Довольно острым стал вопрос читательской аудитории издания, а также его распространения. По причине небольшого тиража газета имеет достаточно ограниченную область распространения. По этой причине издание недоступно для большинства корейцев, проживающих на материковой части страны. За пределами Сахалинской области газета известна, в первую очередь, благодаря наличию регулярно размещаемой электронной версии издания, что частично компенсирует невысокий тираж печатного издания, а также облегчает распространение информации. В целях расширения читательской аудитории газета стала выпускаться в двуязычном формате: часть материалов номера дублировалась на русском языке, но основным языком издания по-прежнему оставался корейский. Но, несмотря на предпринятые меры, в течение последних лет газета испытывает трудности с читательской аудиторией: основная часть подписчиков - это представители старших поколений, владеющих корейским языком. У молодежи газета остается невостребованной по причине языкового барьера: около 80 % молодежи корейской национальности на Сахалине не проявляют интереса к газете. [3]

Часть читателей получает газету, потому что оформили подписку, с целью материально поддержать газету. Таким образом, можно говорить о значительной утрате интереса к изданию со стороны населения - потенциальных читателей.

Таким образом, история деятельности единственного периодического издания сахалинских корейцев разделяется на два периода: первый - с момента основания и до 1991 г., второй - с 1991 г. и до наших дней. Датой отсчета второго периода стала смена организационно-правовой формы редакции газеты и получение статуса независимого издания, после чего существование газеты начало определяться новыми экономическими условиями.

Фактически не будучи готовым к ним, издание на протяжении 1990-х гг. испытывало ряд трудностей как в финансовой, так и в организационной сферах. Сегодня газета, фактически, является феноменом культурной жизни корейского населения Сахалинской области, основная системообразующая функция которой, информационная, постепенно утрачивает свое первоочередную значимость.

Литература

1. Текущий архив газеты «Новая корейская газета» («Сэ коре синмун»)

2. Кузин А.Т. Исторические судьбы сахалинских корейцев. Этническая консолидация на рубеже XX - XXI вв. Кн. 3. / А.Т. Кузин. - Южно-Сахалинск: Изд-во «Лукоморье», 2010.

3. Кузин, А.Т. История корейского населения российского Сахалина: конец XIX- начало XXI века : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / А.Т.Кузин. - Владивосток, 2011.- 518 с.

References

1. Tekushhij arhiv gazety «Novaja korejskaja gazeta» («Sje kore sinmun»)

2. Kuzin A.T. Istoricheskie sud'by sahalinskih korejcev. Jetnicheskaja konsolidacija na rubezhe XX - XXI vv. Kn. 3. / A.T. Kuzin. -Juzhno-Sahalinsk: Izd-vo «Lukomor'e», 2010.

3. Kuzin, A.T. Istorija korejskogo naselenija rossijskogo Sahalina: konec HIH - nachalo HHI veka : dissertacija ... doktora istoricheskih nauk : 07.00.02 / A.T. Kuzin.- Vladivostok, 2011. - 518 s.

Силин А.В.

Доцент кафедры педагогики, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ И ПАТРИОТИЗМ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (1917 - ВТОРАЯ

ПОЛОВИНА 1930-Х ГОДОВ)

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы интернационального воспитания и воспитания патриотизма в теории и практике советской педагогики 1917 - второй половины 1930-х годов. Автор считает, что в интернациональном воспитании имели место две составляющих: общедемократическая и классовая. Интерпретация интернационального воспитания осуществляется в рамках авторитарно-императивной и гуманистической парадигм.

Ключевые слова: интернациональное воспитание, патриотизм, марксизм, советская педагогика, педагогическая парадигма.

Silin A.V.

Associate Professor, Department of Pedagogy, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov INTERNATIONALISM AND PATRIOTISM IN THEORIY AND PRACTICE OF SOVIET PEDAGOGY (1917 - SEKOND

HALF OF 1930)

Abstract

The article deals with the problem of international education and the education of patriotism in the theory and practice of Soviet pedagogy 1917 - the second half of the 1930s. The author believes that international education were two components: the general democratic and class. Interpretation of international education is carried out in the framework of the authoritarian and humanistic imperative paradigms.

Keywords: international education, patriotism, Marxism, Soviet pedagogy, pedagogical paradigm.

Интернационализм был органически присущ марксистской доктрине, в рамках которой он получил подчеркнуто-классовую направленность. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» отмечали: «Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отобрать то, чего у них нет» [1, c.444]. Н.К. Крупская подчеркивала, что «Коммунистический манифест» - это произведение, которое «насквозь проникнуто духом интернационализма» [2, c.344].

103

В.И. Ленин в целом ряде работ, написанных еще в дореволюционный период, обращал внимание на то, что пролетариат создает во всем мире свою, интернациональную культуру: «Старому миру, миру национального угнетения, национальной грызни или национального обособления, рабочие противопоставляют новый мир трудящихся всех наций» [3, c. 150]. Позже Н.К. Крупская вспоминала: «Я помню, с какой горячностью Владимир Ильич обсуждал вопрос об угнетении царизмом нацменьшинств, как он горячо выступал за дружбу народов. Это проходит красной нитью через все его произведения» [4, c.748]. В исследованиях, вышедших в советский период, настойчиво проводилась мысль о том, что деятели рабочего движения духу национализма и национальной вражды противопоставляли интернационализм и дух братского единения [5, c.43].

У большевиков после Октябрьской революции 1917 года были сильны надежды на скорую мировую революцию [6, с.429; 7,

c.470]. Н.К. Крупская отмечала, что в призыве «Коммунистического манифеста» «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» видится залог победы мировой революции [2, c.344].

Наиболее радикальные деятели из среды интеллигенции, вроде В.М. Познера, заявляли на различных форумах 1917-1920 годов: «Нужно повести борьбу с религиозной метафизикой, предрассудками национализма, патриотизма и другими, которыми пропитана наша повседневная жизнь» [8].

Хотя не только доктрина влияла на образовательную политику, но и реальная жизнь вносила свои коррективы в доктринальные установки. Несомненную роль в патриотическом воспитании школьников должен был сыграть декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 года о введении допризывного военного обучения, начиная с шестнадцатилетнего возраста, для «воспитательной подготовки учащейся молодежи к сознательной защите революционной республики» [9]. Этот декрет с пониманием был встречен местными советскими органами народного образования. Комиссар Школьного отдела Пинежского уездного исполкома (Архангельская губерния) С.С. Костылев в докладе II уездному съезду Советов 18 июня 1918 года отмечал, что «военное воспитание должно ... приучать к организованности и, вообще, содействовать общеобразовательной школе в выработке сознательного гражданина, способного умело защитить свое социалистическое Отечество от тех или иных врагов-захватчиков»

[10]. Педагогов не могла ни привлечь патриотическая направленность декрета, так как в нем учитывался и мировой опыт - военное воспитание предполагалось осуществлять «в духе бойскаутов Англии».

Да и в самой доктрине имелись определенные лазейки, позволявшие увязать интернационалистские установки марксизма с патриотизмом, пусть и с патриотизмом новым - пролетарским. Ф. Энгельс в «Эльберфельдских речах» 1845 года указывал, что в том случае, когда пролетариат совершит революцию и обретет свое государство, «свое действительное отечество», и если капиталистическое окружение нападет на него, то пролетариат «будет бороться с воодушевлением, со стойкостью, с храбростью» [11, с.539]. Показательным в плане доктринальной гибкости может служить подписанный В.И. Лениным декрет-воззвание от 21 февраля 1918 года «Социалистическое отечество в опасности!», завершающийся трехсоставным призывом: «Социалистическое отечество в опасности! Да здравствует социалистическое отечество! Да здравствует международная социалистическая революция!» [12, с.358]. Далеко не случайно, что среди большевистских лидеров в центре и на местах бытовало утверждение, что у них на вооружении есть марксистская теория, но нет марксистских предрассудков, а «марксизм это - оружие действия, применяемое в зависимости от времени и места» [13, с.13].

Интернациональное воспитание по-большевистски включало в себя две составляющих: 1) общедемократическую, в известной мере пересекающуюся с современной интерпретацией интернационального воспитания, в основе которой лежит осознание потребности в ознакомлении с культурой других народов; 2) классово-пролетарскую, присутствовавшую постоянно, но значительно усиливавшуюся в моменты революционных всплесков за рубежом и обострения международной напряженности. Журнал «Юный коммунист» предупреждал своих читателей в 1924 году о том, что основной задачей момента является готовность комсомольцев быть готовыми дать отпор всем оппортунистическим шатаниям и уклонам, которые всегда проявляются в наиболее решительные моменты, или в условиях поражений.

В 1923 году в Архангельской губернской советско-партийной школе была организована группа содействия германской революции, которая ставила своей целью «помочь всем курсантам и посетителям школы уяснить положение пролетарской Германии, популяризовать ее борьбу и всячески содействовать той гигантской борьбе, за которую взялся германский пролетариат». Группой был устроен специальный «Уголок Германской революции» [14, с.48].

Обе составляющих интернационального воспитания нашли отражение в педагогическом наследии Луначарского. Еще в 1918 году первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский писал о том, что в новом обществе «сердца должны слиться с другими сердцами в атмосфере братства, в атмосфере любви и помощи друг другу» [15, с.63]. Позже, в речи произнесенной 22 мая 1923 года на общем собрании союзов работников просвещения и работников искусств в Томске, Луначарский, обращая внимание слушателей на проблему целей воспитания, подчеркивал, что «мы имеем в виду создать настоящего благожелательного сотрудника своих сограждан, мы хотим создать товарища всем остальным людям». А это весьма значимо в условиях многонационального государства. И, добавляет нарком, - пока длится борьба, предстоит подготовка борца за социалистический идеал [16, с.131].

Следует отметить, что общедемократическая составляющая интернационального воспитания в советской педагогике рассматриваемого периода реализовывалась крайне непоследовательно. С одной стороны, Н.К. Крупская вполне справедливо считала, что вопрос о том, «чему мы можем научиться у той или иной национальности, как поделиться с ней опытом» - «это один из тех вопросов, которые для нас, для Советской России, особенно близок» [17, с. 185]. Она высказывала опасения, что у детей в СССР нет еще достаточного понимания дружбы народов, «нет понимания необходимости сближения и еще большей дружбы». Крупская нацеливала педагогов на то, что они должны «воспитывать таких ребят, которые полагают, что быть латышкой или полькой не позор [4, с.479]. Через ряд работ Крупской проходит сюжет о детском доме в одной из среднеазиатских республик, в котором русские дети, усвоив на уровне слов лозунг, что рабочие всех стран должны объединяться, собирались помогать живущим рядом «диким» туземцам стать более культурными [18, с.145]. Крупская выступает принципиально против схоластического подхода к интернациональному воспитанию, против недоучета возрастных особенностей воспитанников: «нет ничего хуже, чем заставлять ребят повторять непонятные слова» [19, с.79].

Однако, же каким содержанием предполагалось наполнить интернациональное воспитание? Содержание интернационального воспитания выстраивается советскими организаторами образования и воспитания, в основном, на классовой основе. Н.К. Крупская приводит пример с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Если давать его читать детям без всяких объяснений, считает она, то чтение этого рассказа может привести к формированию в неокрепших детских умах ненависти к татарам, превращающим пленников в предмет торговли. Крупская рекомендует педагогам снабдить рассказ предисловием, в котором сравнить отношение к русскому пленнику со стороны богатых татар и противопоставить отношение девчурки татарки. Помимо этого она советует рядом дать какой-нибудь другой рассказ, в котором русский предприниматель или кулак эксплуатирует нацменьшинства.

Большевики, мыслившие мировыми категориями («мировой капитализм», «мировой пролетариат»), в интернациональном воспитании не могли ограничиться рамками СССР, они считали, что необходимо «перекинуть мост к интернациональному воспитанию в мировом масштабе». Крупская рекомендовала рассказывать воспитанникам об империалистической политике ведущих буржуазных государств по отношению к более слабым странам, об ограблении колоний и полуколоний, об империалистической войне, о международной солидарности трудящихся и т.д. [20, с.85].

IV Конгресс Коммунистического интернационала молодежи (1924 год) уделил особое внимание ленинскому воспитанию в секциях КИМ, так как каждый комсомолец должен стать «твердым большевиком-ленинцем» [21].

104

Формы и средства интернационального воспитания, казалось бы, касающиеся внешних рамок и процессуальной стороны воспитательного процесса, также, по мнению советских теоретиков воспитания, должны были базироваться на классовой основе.

Важным средством интернационального воспитания, в силу его относительной доступности и наглядности, могло стать искусство. Крупская полагала, что с целью интернационального воспитания стоит организовывать встречи воспитанников разных национальностей. И здесь, по ее мнению, искусство призвано сыграть особую роль. Она рекомендовала совместное посещение кино, совместное участие в экскурсиях и т.д. С ее точки зрения очень важно отобрать лучшие песни разных народностей, близкие по содержанию для детей, интерпретировать с соответствующих позиций их содержание, организовать совместное пение этих песен.

К национальному искусству подход Крупской определяется тем, насколько оно воздействует на слушателя и зрителя в необходимом идеологическом ключе, что оно может дать для социалистической культуры, как она понималась большевиками. Крупская, в частности, ссылается на речь нового наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова в Большом театре на Пушкинском вечере. Крупская пишет о том, что речь Бубнова дала установки о том, каким образом А.С. Пушкин, живший в определенную эпоху, подходил к целому ряду вопросов и как все это следует увязать с настоящим. А отсюда Крупская перекидывает мостик к национальному искусству - «все вопросы национального искусства дают нам более глубокое понимание той и ли иной национальности» [17, с. 185].

В 1933 году Н.К. Крупская планировала через Общество педагогов-марксистов максимально использовать Международную детскую неделю для активизации интернационального воспитания. 11 ноября 1933 года она выступила с вступительной речью на вечере, посвященном Международной детской неделе. В том же году и по поводу той же недели Крупская пишет письмообращение «Растите крепкими коммунистами», в котором она призывает каждого пионера СССР ни на минуту не забывать о ребятах-борцах других стран [22, с.83].

На рассмотрение проблем интернационального воспитания с конца 1920-х годов и особенно в 1930-е годы сильное влияние оказывал культ личности И.В. Сталина. Н.К. Крупская писала в 1938 году: «Мы воспитываем ленинцев-сталинцев», а также «у нас каждый знает о дружбе народов, за которую все время боролся Ленин и которая так широко сейчас осуществляется под руководством партии, под руководством товарища Сталина». В другом месте она же пишет: «Нужна дружба между ребятами всех национальностей. Этого хотел Ленин, этого хочет Сталин... Сталин заботился, чтобы все народности СССР были полноправными, чтобы они могли расти и крепнуть, чтобы ребятам всех национальностей - и мальчикам и девочкам - хорошо жилось» [23, с.823]. Вопросом остается то, насколько эти славословия Сталину были искренними со стороны Н.К. Крупской и не являлись ли они данью времени, необходимой защитной реакцией. Общеизвестны факты борьбы Крупской в 1936-1937 годах за сохранение и укрепление политехнического характера советской школы и негативного отношения Сталина к самой идее политехнизма.

Обобщая, следует отметить, что советские теоретики воспитания и образования, будучи одновременно и управленцами и занимая различные посты в Народном комиссариате просвещения, рассматривали важнейшие вопросы интернационального воспитания, в основном, в рамках авторитарно-императивной педагогической парадигмы. Руководствуясь марксистскими установками, иногда упрощенно и поверхностно понятыми, они пытались определить направленность интернационального воспитания, его содержание, формы его осуществления и средства, привлекаемые к его реализации на практике. Однако, с жесткой определенностью их взгляды на интернациональное воспитание не укладываются в формат авторитарно-императивной парадигмы. Этим взглядам, особенно в 1920-е годы, был присущ педагогический романтизм, впитали в себя они и те гуманистические элементы, которые содержал в себе марксизм. Поэтому имеет смысл говорить об общедемократической и классовой составляющих интернационального воспитания, по крайней мере, применительно к 1920-м годам.

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Госполитиздат,1955. - Т.4. - С.419-459.

2. Крупская Н.К. За интернациональное воспитание // Крупская Н.К. Избранные произведения. - М.: Политиздат, 1988. -

С.344-345.

3. Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос // Ленин В.И. Полн. Собр. соч. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1973. - Т.23. -

С. 149-150.

4. Крупская Н.К. Воспитать достойную смену //Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. -С.743-750.

5. Марксизм и развитие советской педагогики /Под ред. З.А. Мальковой, Г.Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

6. Ленин В.И. Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 11(24) января 1918 г. //Ленин В.И. Соч. 4-е изд. М.: Госполитиздат, 1949. - Т.26. - С.413-429.

7. Ленин В.И. Речь перед агитаторами, посылаемыми в провинцию // Ленин В.И. Соч. 4-е изд. М.: Госполитиздат, 1949. -Т.26. - С.466-470.

8. Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р-5462. Оп.1. Д.70. Л.9.

9. От Комиссариата народного просвещения //Вестник народного просвещения Союза Коммун Северной области. - 1918. -№2-3. - С. 35.

10. Государственный архив Архангельской области. Ф.Р-273. Оп.1. Д.27. Л.19.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Речь 8 февраля 1845 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - М.: Госполитиздат,1955. - Т.2. - С.532-545.

12. Ленин В.И. Социалистическое отечество в опасности! //Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1974. -Т.35. - С.357-358.

13. Причины хозяйственных затруднений и генеральная линия партии (Из речи т. Бергавинова на районной партконференции) //Большевистская мысль. - 1928. - №19-20 (47-48). Октябрь. - С.9-15.

14. Шипов Я., Ершов Д. Группа содействия Германской Революции (из очерков «Совпартшколия») //Рабочее звено. - 1923. -№6. Ноябрь-Декабрь. - С.48-50.

15. Луначарский А.В. Что такое образование? //Луначарский А.В. О народном образовании. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - С.60-72.

16. Луначарский А.В. Философия школы и революция // Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - С.116-136.

17. Крупская Н.К. Больше внимания дошкольной работе // Крупская Н.К. Дети - наше будущее. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - С.174-186.

18. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании детей // Крупская Н.К. Дети - наше будущее. 4-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - С. 140-151.

19. Крупская Н.К. Замечания к материалам по дошкольному воспитанию // Крупская Н.К. Дети - наше будущее. 4-е изд. -М.: Просвещение, 1984. - С.77-80.

20. Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе // Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978. - С. 83-86.

21. Юный коммунист. - 1924. - №10. - С.349-350.

105

22. Крупская Н.К. Растите крепкими коммунистами // Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978. - С. 83.

23. Крупская Н.К. О дружбе ребят всех национальностей //Крупская Н.К.Избранные педагогические произведения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. - С.822-825.

References

1. Marks K., Jengel's F. Manifest Kommunisticheskoj partii // Marks K., Jengel's F. Soch. 2-e izd. - M.: Gospolitizdat,1955. - T.4. -

S. 419-459.

2. Krupskaja N.K. Za internacional'noe vospitanie // Krupskaja N.K. Izbrannye proizvedenija. - M.: Politizdat, 1988. - S.344-345.

3. Lenin V.I. Rabochij klass i nacional'nyj vopros // Lenin V.I. Poln. Sobr. soch. 5-e izd. - M.: Politizdat, 1973. - T.23. - S.149-150.

4. Krupskaja N.K. Vospitat' dostojnuju smenu //Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1955. - S.743-

750.

5. Marksizm i razvitie sovetskoj pedagogiki /Pod red. Z.A. Mal'kovoj, G.N. Filonova. - M.: Pedagogika, 1986. - 256 s.

6. Lenin V.I. Doklad o dejatel'nosti Soveta Narodnyh Komissarov 11(24) janvarja 1918 g. //Lenin V.I. Soch. 4-e izd. M.: Gospolitizdat, 1949. - T.26. - S.413-429.

7. Lenin V.I. Rech' pered agitatorami, posylaemymi v provinciju // Lenin V.I. Soch. 4-e izd. M.: Gospolitizdat, 1949. - T.26. - S.466-

470.

8. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii. F.P-5462. Op.1. D.70. L.9.

9. Ot Komissariata narodnogo prosveshhenija //Vestnik narodnogo prosveshhenija Sojuza Kommun Severnoj oblasti. - 1918. - №2-

3. - S. 35.

10. Gosudarstvennyj arhiv Arhangel'skoj oblasti. F.R-273. Op.1. D.27. L.19.

11. Marks K., Jengel's F. Jel'berfel'dskie rechi. Rech' 8 fevralja 1845 g. Marks K., Jengel's F. Soch. 2-e izd. - M.: Gospolitizdat,1955. -

T. 2. - S.532-545.

12. Lenin V.I. Socialisticheskoe otechestvo v opasnosti! //Lenin V.I. Poln. Sobr. Soch. 5-e izd. - M.: Politizdat, 1974. - T.35. - S.357-

358.

13. Prichiny hozjajstvennyh zatrudnenij i general'naja linija partii (Iz rechi t. Bergavinova na rajonnoj partkonferencii) //Bol'shevistskaja mysl'. - 1928. - №19-20 (47-48). Oktjabr'. - S.9-15.

14. Shipov Ja., Ershov D. Grappa sodejstvija Germanskoj Revoljucii (iz ocherkov «Sovpartshkolija») //Rabochee zveno. - 1923. - №6. Nojabr'-Dekabr'. - S.48-50.

15. Lunacharskij A.V. Chto takoe obrazovanie? //Lunacharskij A.V. O narodnom obrazovanii. - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1958. -S.60-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Lunacharskij A.V. Filosofija shkoly i revoljucija // Lunacharskij A.V. O vospitanii i obrazovanii. - M.: Pedagogika, 1976. -S.116-136.

17. Krupskaja N.K. Bol'she vnimanija doshkol'noj rabote // Krupskaja N.K. Deti - nashe budushhee. 4-e izd. - M.: Prosveshhenie, 1984. - S.174-186.

18. Krupskaja N.K. O doshkol'nom vospitanii detej // Krupskaja N.K. Deti - nashe budushhee. 4-e izd. - M.: Prosveshhenie, 1984. -

S. 140-151.

19. Krupskaja N.K. Zamechanija k materialam po doshkol'nomu vospitaniju // Krupskaja N.K. Deti - nashe budushhee. 4-e izd. - M.: Prosveshhenie, 1984. - S.77-80.

20. Krupskaja N.K. Internacional'noe vospitanie detej v nachal'noj shkole // Krupskaja N.K. O kommunisticheskom vospitanii shkol'nikov. - M.: Prosveshhenie, 1978. - S. 83-86.

21. Junyj kommunist. - 1924. - №10. - S.349-350.

22. Krupskaja N.K. Rastite krepkimi kommunistami // Krupskaja N.K. O kommunisticheskom vospitanii shkol'nikov. - M.: Prosveshhenie, 1978. - S. 83.

23. Krupskaja N.K. O druzhbe rebjat vseh nacional'nostej //Krupskaja N.K.Izbrannye pedagogicheskie proizvedenija. - M.: Izd-vo APN RSFSR, 1955. - S.822-825.

Ставицкий В.В.

Доцент, доктор исторических наук, Пензенский государственный университет К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА У НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассмотрена проблема развития металлообрабатывающего производства у населения Сурско-Окского междуречья в эпоху раннего железного века. До середины I тыс. до н.э. находки металлических изделий встречаются здесь крайне редко. В это время большая часть орудий изготовлялась из кости. Железные изделия получают широкое распространение только в последней трети I тыс. до н. э. Бронзолитейное производство из-за отсутствия сырьевой базы было развито слабо.

Ключевые слова: городецкая культура, ранний железный век, болотная руда, металлообработка.

Stavitsky V. V.

Docent, doctor of Historical Sciences, Penza State University THE QUESTION OF THE DEVELOPMENT OF THE METAL PRODUCTION THE GORODETS CULTURES

POPULATION

Abstract

The article deals with the problem of the metal production of the Sura-Oka rivers' population in the early Iron Age. Until the middle of the I millennium BC. the finds of metal products are found here extremely seldom. At that time the most of the guns were made of bone. The Iron products are widely distributed only in the last third of the I millennium BC. The Bronze casting production due to lack of raw material base was poorly developed.

Keywords: Gorodetskaya culture, Early Iron Age, Bog iron, metal.

Значительные изменения, произошедшие в экономике населения лесной зоны в раннем железном веке, традиционно связываются с распространением железоделательного производства, появление которого на данной территории некоторые исследователи относят еще к финалу бронзового века, указывая на находки железных шлаков у населения культуры текстильной керамики [1]. К примерам подобного рода А. П. Смирнов относил следы выплавки железа на стоянке Умиление 2, где М. Е. Фосс была найдена керамика с текстильным орнаментом с прилипшими к ней шлаками и натеками железа. Здесь же были исследованы две землянки с очагами, содержащими обломки кричного железа [2, с. 37]. Однако в отличие от круглодонной посуды культуры текстильной керамики, данные фрагменты принадлежали плоскодонным сосудам, которые, по мнению М. Е. Фосс, аналогичны керамике из ранних слоев дьяковских городищ [3, с. 59-61].

Практически отсутствуют находки металлических вещей в ранних культурных напластованиях городецких памятников, характеризующихся преобладанием текстильной и рогожной керамики. В основном из кости и рога изготовлены орудия, найденные на ранних городищах Среднего Поочья и Верхнего Подонья, где, по мнению их исследователей, железо получает

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.