Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ЭКСПОРТА, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ'

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ЭКСПОРТА, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПОРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЙ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / EAIE 2019 / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГРАНТЫ И СТИПЕНДИИ / ERASMUS + / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / EXPORT OF HIGHER EDUCATION / NORMATIVE LEGAL REGULATION OF EXPORT STRATEGIES OF HIGHER EDUCATION / DIRECTIONS OF EXPORT OF HIGHER EDUCATION / STATE GRANTS AND SCHOLARSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукина Татьяна Владимировна

Предметом статьи выступает исследование теоретических и практических представлений о правовом регулировании экспорта высшего образования за рубеж; рассмотрение новых тенденций интернационализации высшего образования в условиях стратегического развития Российской Федерации. Тема статьи отражает вопросы трансформации современной системы высшего образования с точки зрения характеристики международных и российских условий изменений; новых точек роста управления и особенностей правового регулирования. Целью статьи являются выявление на современном этапе международных и национальных драйверов преобразования системы высшего образования, места и роли государства и университетов в этом процессе; особенностей реализации новых стратегий государственного развития в системе высшего образования. Методологию составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы - это формулирование особенностей экспорта российского высшего образования за рубеж. Область применения результатов работы включает в себя систему управления высшим образованием. Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики организации международного сотрудничества в сфере высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щукина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION: BACKGROUND OF EXPORT NEEDS, REGULATORY REGULATION AND POLITICAL AND ECONOMIC PROBLEMS

The subject of this article is the study of theoretical and practical ideas about the legal regulation of export of higher education abroad; consideration of new trends internationalization of higher education in the context of the strategic development of the Russian Federation. The topic of the article reflects the transformation of the modern system of higher education in terms of the characteristics of international and Russian conditions of change; new points of management growth and features of legal regulation. The purpose of this article is to identify at the present stage international and national drivers for the transformation of the higher education system, the place and role of the state and universities in this process; features of the implementation of new state development strategies in higher education. The methodology of this work consisted of comparative, formal legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of the export characteristics of Russian higher education abroad. The scope of the work results includes a higher education management system. The findings of the study can be used to further improve the legal regulation and practice of organizing international cooperation in higher education.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ЭКСПОРТА, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

References and Sources

1. Starodubceva I.A., Kartashov V.G. Kollizii v konstitucionnom zakonodatel'stve i municipal'nyh pravovyh aktah: teoriya i praktika vyyavleniya i razresheniya: monografiya. Voronezh: Izd-vo VGU, 2012. S. 201-204.

2. Kistrinova O.V., CHertkov A.N. Samostoyatel'nost' gosudarstvenno-territorial'nyh edinic Rossii: teoriya i praktika. Voronezh: OOO "Tipografiya "LIO", 2013. S. 27-43.

3. Kozbanenko V. A. Pravovye osnovy gosudarstvennogo upravleniya. Obshchaya chast': Uchebnoe i nauchno-prakticheskoe posobie. M.: IKF «EKMOS», 2003. 320 s.

4. O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27 maya 2003 g. N 58-FZ (v red. ot 23.05.2016 g.)// SZ RF. 02.06.2003. № 22. st.2063

5. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SZ RF. 04.08.2014. № 31. st. 4398.

6. Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 N 79-FZ (red. ot 01.05.2019) «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii»// SZ RF. 02.08.2004. №31. st.3215.

ХАРИТОНОВ ИЛЬЯ КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (urpom.haritonoff@yandex.ru).

ЯБЛОНСКИИ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (viy.kmr.kr-r@inbox.ru).

KHARITONOV, ILYA K. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (urpom.haritonoff@yandex.ru).

YABLONSKY, IVAN V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (viy.kmr.kr-r@inbox.ru).

УДК 342.733

ЩУКИНА Т.В.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ ЭКСПОРТА, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ3

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, экспорт высшего образования, нормативное правовое регулирование стратегий экспорта высшего образования, направления экспорта высшего образования, EAIE 2019, государственные гранты и стипендии, Erasmus +.

Предметом статьи выступает исследование теоретических и практических представлений о правовом регулировании экспорта высшего образования за рубеж; рассмотрение новых тенденций интернационализации высшего образования в условиях стратегического развития Российской Федерации. Тема статьи отражает вопросы трансформации современной системы высшего образования с точки зрения характеристики международных и российских условий изменений; новых точек роста управления и особенностей правового регулирования. Целью статьи являются выявление на современном этапе международных и национальных драйверов преобразования системы высшего образования, места и роли государства и университетов в этом процессе; особенностей реализации новых стратегий государственного развития в системе высшего образования. Методологию составили сравнительный, формально-юридический, аналитический методы. Результаты работы - это формулирование особенностей экспорта российского высшего образования за рубеж. Область применения результатов работы включает в себя систему управления высшим образованием. Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правовой регламентации и практики организации международного сотрудничества в сфере высшего образования.

SHCHUKINA, T V.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION: BACKGROUND OF EXPORT NEEDS, REGULATORY REGULATION AND POLITICAL AND ECONOMIC PROBLEMS

Keywords: internationalization of higher education, export of higher education, normative legal regulation of export strategies of higher education, directions of export of higher education, EAIE 2019, state grants and scholarships, Erasmus +. The subject of this article is the study of theoretical and practical ideas about the legal regulation of export of higher education abroad; consideration of new trends internationalization of higher education in the context of the strategic development of the Russian Federation. The topic of the article reflects the transformation of the modern system of higher education in terms of the characteristics of international and Russian conditions of change; new points of management growth and features of legal regulation. The purpose of this article is to identify at the present stage international and national drivers for the transformation of the higher education system, the place and role of the state and universities in this process; features of the implementation of new state development strategies in higher education. The methodology of this work consisted of comparative, formal legal, analytical methods. The results of the work are the formulation of the export characteristics of Russian higher education abroad. The scope of the work results includes a higher education management system. The findings of the study can be used to further improve the legal regulation and practice of organizing international cooperation in higher education.

Стремительное изменение картины мира, социальных отношений и возрастание роли цифровых технологий оказывают непосредственное влияние на содержание, формы и методы

3 Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 19-011-00959 «Моделирование экспорта высшего образования в рамках новых стратегий публичного управления в Российской Федерации» 2019-2021 г.г.

75

образования. Инновации меняют ландшафт образования, подходы государства к его регулированию, а также политику государства по созданию условий получения образования сообразно масштабированию социально-политической ситуации и технологического развития. Последний доклад ОЭСР в 2019 году в сфере образования и инноваций «Measuring Innovation in Education 2019: what has changed in the classroom?» [1] посвящен способам определения, измерения инноваций в образовании. Образование в Российской Федерации исследовалось наряду с образованием в Австралии, Бельгии, Канаде, Дании, Эстонии, Финляндии, Франции, Германии, Китае и некоторых других странах. Начальное и среднее образование согласно данным доклада умеренно затрагивается инновациями, и они являются системным элементом развития начального и среднего образования в странах ОЭСР. В отдельных государствах, как Российская Федерация и Новая Зеландия, технологические инновации стремительно развиваются и внедряются в образование. Здесь доступ к рабочему компьютеру остается очень высоким: 80% учащихся средних школ в среднем все еще имеют доступ к настольным компьютерам в школе и доступ к ноутбукам. В других странах этот показатель составляет 65% [1]. В общей картинке по странам процесс распространения инноваций в образовании является умеренным.

Образование, как чуткий индикатор социальных и иных перемен в обществе, обязательно должно откликаться на мегатренды, которые постепенно изменяют настоящее и формируют новое будущее; от инноваций зависят в определенном плане и показатели уровня образования. Мега тенденции проявляются в стремительном развитии форматов общения между людьми с помощью интернета, ростом производительности и мощности компьютерных устройств, используемых человеком, удешевления их стоимости; распространение интернета вещей, оцифровки данных, материалов и применения почти на бытовом уровне искусственного интеллекта; построение взаимоотношений на основе интернета в виде сетей и платформ [2, 3]. Многие ученые рассматривают будущее с точки зрения мегатрендов и указывают на то, что эти тенденции нужно учитывать в процессе стратегического развития государства и [4-6] общества. В связи с чем, предлагают внедрять инновации в образование, трансформировать его с учетом мега тенденций модернизации мирового сообщества [7-10].

Наличие демографических, технологических и иных мегатрендов, которые смогут оказать существенное влияние на изменение формата образования в нашей стране, на уровень конкурентоспособности российских выпускников, потребовало проведение изучения рынка образования и трудовых ресурсов в России. Это исследование было осуществлено в области тенденций национального образования, где была предложена целевая модель компетенций 2025 и трансформации конкурентоспособности [11].

Понимание высшего образования в Российской Федерации и зарубежных странах несколько отличается. «Согласно классификации ISCED 2011 (UNESCO Institute for Statistics, 2012) «Высшее образование основывается на среднем образовании, обеспечивая учебную деятельность в специализированных областях образования. Оно направлено на обучение на высоком уровне сложности и специализации. Высшее образование включает в себя то, что обычно понимается как академическое образование, но также включает в себя профессиональную подготовку или профессиональное образование» [12]. Это включает в себя обучение в коротком цикле (short-cycle programmes), бакалавриате, магистратуре или докторантуре.

Short-cycle programmes - это краткосрочное высшее образование (уровень 5 ISCED). Программы «на уровне 5 ISCED направлены на предоставление профессиональных знаний, навыков и компетенций. Как правило, они практически ориентированы, профессионально конкретны и готовят студентов сразу к выходу на рынок труда. В тоже время могут обеспечить доступ к другим программам высшего образования, так как эти программы ниже уровня бакалавриата» [12]. Рассматриваются как (высшее) техническое образование, образование в колледже, профессиональная подготовка, ассоциированная степень или бак + 2.

Бакалавриат (уровень 6 ISCED). Программы на уровне 6 ISCED направлены на «обеспечение промежуточных академических и (или) профессиональных знаний, навыков и компетенций, ведущих к получению первой степени. Программы, как правило, теоретические, но могут включать в себя практические компетенции, и основаны на исследованиях и (или) лучшей профессиональной практике. Программы на этом уровне не обязательно» [12] «включают завершение исследовательского проекта или тезисов (первый университетский цикл).

Магистратура (уровень 7 ISCED). Программы на уровне 7 ISCED предназначены для предоставления передовых академических и (или) профессиональных знаний, навыков и компетенций, ведущих к получению второй степени. Как правило, программы на этом уровне теоретические, но могут включать практические компоненты и основываться на современных исследованиях и (или) лучшей профессиональной практике» [12]. Программы на этом уровне включают завершение исследовательского проекта или тезисов. Магистерские программы могут также полностью основываться на курсовой работе в некоторых странах. Наименование программ, классифицированных на уровне 7 ISCED, разнятся: магистерские программы, магистр или магистр.

Докторантура (уровень 8 ISCED). Программы уровня 8 ISCED приводят к повышению квалификации в области научных исследований. Программы на этом уровне ISCED посвящены углубленному изучению и оригинальным исследованиям, и, как правило, предлагаются только исследовательскими учреждениями высшего образования, такими как университеты. Докторские программы могут быть академическими и практико-ориентированными. Завершаются они представлением и защитой диссертации или эквивалентной письменной работы в виде научного издания, которые представляют собой значительный вклад в знания в соответствующей области обучения. В некоторых системах образования программы уровня ISCED 8 содержат очень ограниченную курсовую работу или ее совсем нет, и лица, работающие над получением докторской степени, занимаются исследованиями в основном самостоятельно или в небольших группах с разной степенью контроля [12]. В отдельных странах требуется завершения курсовой работы, прежде чем кандидаты в докторанты смогут перейти к тезисной части программы. Программы на уровне 8 ISCED классифицируются как: PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate.

В Российской Федерации типологизация высшего образования осуществляется при помощи следующих нормативных правовых актов: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, профессиональные стандарты. Общее и единое понимание высшего образования с точки зрения правового регулирования отсутствует.

Высшее образование в России рассматривается как уровень профессионального образования, разделяемый на бакалавриат, специалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации (статья 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В свою очередь, под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен: а) на приобретение знаний, умений, навыков, б) на формирование компетенций определенных уровня и объема. Указанные компетенции должны позволять вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности (статья 1 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Обязательным условием получения высшего образования выступает обучение лица основным профессиональным образовательным программам, завершение которых предоставляет право на получение документа об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, диплома об окончании аспирантуры). Завершение основных профессиональных образовательных программ сопровождается обязательной итоговой аттестацией. Диплом подтверждает успешное прохождение государственной итоговой аттестации и подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование не предусматривает выдачу подобного документа об образовании и о квалификации, предоставляющего право заниматься определенной профессиональной деятельностью, включая замещение должностей, для которых определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации. Дополнительное профессиональное образование не сопровождается повышением уровня образования и предполагает получение документа о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке). Этот вид образования вид образования направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.

В итоге лицо, получившее документ о квалификации, подтверждает приобретение определенных знаний, навыков и индивидуальных компетенций, необходимых для выполнения профессиональных или служебных обязанностей, которые будут учитываться исключительно работодателем в процессе трудовой (служебной) деятельности или в случаях, когда установлены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования. Таким образом, замещение должностей государственной, муниципальной, правоохранительной службы при наличии исключительно документа о квалификации невозможно. По мнению автора, краткосрочные основные профессиональные образовательные программы, напоминающие зарубежные Short-cycle programmes, позволят осуществлять замещение должностей по конкурсу и избрание на должности лиц, обладающих необходимыми и актуальными компетенциями для представителя нанимателя органа государственной и муниципальной власти или работодателя в государственном секторе.

Не только наше государство задумывается над трендами в образовании и о его дальнейшем развитии. Все мировое сообщество формулирует перед собой подобную цель. На международной конференции EAIE (2019 год, Хельсинки) рассматривался вопрос: «Higher education in 2040: changing concepts» или «Высшее образование в 2040 году: изменение концепции». Европейское образовательное сообщество утверждает, что существующая система высшего образования по многим причинам не является устойчивой. Необходимо постоянно вносить изменения в образовательную парадигму, изучать разрушительный ландшафт будущего, проводить его тщательный анализ и действовать.

Оставление «всего как есть» приведет к слабым результатам, а университеты также испытают на себе изменения и могут быть даже «разрушены». Среди причин, которые могут кардинально изменить стратегию университетов, относят: демографические изменения, Big Data, мировые рейтинги университетов, непрерывное обучение в течение всей жизни, цифровизацию, новые компетенции, мобильный рынок труда, роботизацию, приватизацию, флексибилизацию, высокую оплату за обучение, устойчивое развитие, искусственный интеллект, социальный разрыв.

Все эти условия обуславливают систематическое изменение набора осваиваемых студентами компетенций раз в 3 - 4 года. Кроме того, вызовы внешней среды и социально-экономической ситуации, несмотря на позитивное отношение абитуриентов к системе высшего образования, постепенно трансформируют ее. С каждым годом количество выпускников, имеющих высшее образование, возрастает. До 60% молодежи будут получать высшее образование в течение всей жизни. За десять лет количество лиц, получивших степени магистра, увеличилось с 2,7 млн.человек до 5,5 млн.человек. В странах ОЭСР выпускники высших учебных заведений также получают значительную надбавку к заработной плате; в среднем выпускники бакалавриата в ОЭСР зарабатывают на треть больше, а выпускники магистратуры почти на две трети больше [12].

В тоже время расходы на высшее образование на одного учащегося быстро растут, причем домашние хозяйства оплачивают примерно одну пятую часть расходов. Высшее образование дорожает, чем образование на других уровнях, и в последние годы расходы быстро растет его стоимость. В период с 2005 по 2015 год, хотя число студентов высших учебных заведений увеличилось примерно на 10%, общие расходы домашних хозяйств выросли более чем на 30% [12].

Домашние хозяйства финансируют около одной пятой стоимости высшего образования, а государства являются основным источником финансирования высшего образования, на которые приходится в среднем две трети расходов на высшие учебные заведения в странах ОЭСР (65%). Высшее образование стало более доступным за счет широко распространения предоставления грантов и стипендий студентам, а также государственных займов на обучение в странах ОЭСР. И одновременно сокращается равенство доступа к получению высшего образования молодыми людьми из семей с низким уровнем доходов и квалификацией родителей (на 40 - 60% меньше детей получают высшее образование), мигрантов (от 10 до 60% детей не поступают на программы бакалавриата). Большой проблемой является увеличение количества студентов, которые полностью не завершили обучение по программам высшего образования. Только 4 из 10 студентов бакалавриата могут завершить учебу вовремя, а 2 из 10 не успевают вообще это сделать вообще; более одной пятой студентов уходят без получения квалификации [12].

Еще одной проблемной точкой выступают докторанты. Молодые докторанты в сфере высшего образования получают меньше предложений работы, чем их сверстники в других секторах экономики. Около трети лиц, обладающих докторскими степенями, в среднем заняты в секторе образования в странах ОЭСР. Однако, как правило, лишь небольшой процент докторантов не работает. Мало привлекательной является работа в образовании для младшего преподавательского состава, с ними чаще не заключают постоянные трудовые контракты. Более половины преподавателей в высшем образовании в странах ОЭСР моложе 45 лет [13].

Интернационализация или экспорт высшего образования за рубеж. Интернационализация - это расширение какого-либо явления, процесса или объекта до международного масштаба. Интернационализация в сфере образования - явление, возникшее сравнительно недавно. Прежде всего, под ней понимается внедрение международного измерения в функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность [12]. Неотъемлемым элементом интернационализации выступает университетская мобильность: мобильность студентов, преподавателей, образовательных программ и кооперация научных идей. Высшее образование признается определенной ценностью во всем мире, на него высокий спрос у населения. Разнообразие программ обучения, видов университетов (гражданский университет, предпринимательский университет, HEInnovat), возможностей получения образования иностранными студентами во всех уголках мира - все это повышает уровень ценности высшего образования.

Следовательно, Российская Федерация не может отстраняться от общемировых процессов интернационализации в образовании, иначе российский рынок образовательных услуг будет устаревать, и отдельные его сегменты могут занять зарубежные университеты, включая предоставление разнообразного он-лайн обучения, поддерживающего индивидуальные образовательные траектории. Европейские университеты обеспокоены усилением притока талантов и увеличения объема инновационных знаний в азиатском регионе, что вызовет в дальнейшем мобильность студентов в Азию, Индию, Африку. Азия выигрывает, по сравнению с Европой, от сочетания быстро растущих городов (инновационные пулы) и возрастающей силой экономического развития. Особенно азиатские мегаполисы образуют экосреду для формирования глобальных центров знаний. Они включают в себя сети университетов, а это более 50 университетов в одном партнерстве. Европейские города порой не в состоянии предоставить такое разнообразие образовательных учреждений и создаваемую ими кооперацию с бизнесом, сопряжение с инновациями и социальную значимость высшего образования в обществе.

В настоящее время более 4,6 миллионов иностранных студентов обучается в странах ОЭСР [12]. Это дает определенные выгоды для принимающих студентов стран: доходы от проживания, социальное и деловое общение, имплементация культурных традиций, разработка и внедрений технологических и иных инноваций. Бизнес-модель подобного интернационального образования пока срабатывает и приносит позитивные эффекты.

Хотелось бы отметить, традиционные направления экспорта высшего образования за

рубеж:

- дистанционное обучение;

- франшизные образовательные программы;

- образовательные кампусы за рубежом (аналог российских ресурсных центров);

- совместные программы и программы двойных дипломов (программы двойных дипломов более распространены, так как предполагают получение диплома каждого образовательного учреждения - партнера;

- интернационализация «на дому», когда местные и иностранные студенты обучаются вместе в одной группе, на одной образовательной программе.

Отметим, что последнее направление начинает интенсивно развиваться в странах Европы. Так, международную программу интернационализации «на дому» внедряет университет Гронингена и она называется «Введение в публичное право, сравнительное и конституционное право». По данной программе обучаются 200 бакалавров, включая иностранных студентов, на первом курсе. Оценка результатов обучения по программе предусматривает сдачу письменного экзамена, выполнение письменных заданий 8 группами, каждая из которых разбита на команды по 4-5 человек. Команды должны сотрудничать, совместно выполняя письменные задания и

79

загружая их на проверку. В итоге, члены команды слабо кооперировались между собой, ожидания реализации социальных ролей в команде не оправдывались в процессе работы и навыки командной работы отсутствовали как таковые. Выход был найден путем заранее распределения социальных ролей в команде и разъяснения, развития межкультурных ценностей общения и разработки межкультурных компетенций. Отмечается слабое взаимодействие внутри команды, пассивное отношение местных студентов к проблемам языкового барьера у иностранных студентов. Данная проблема обсуждалась на сессии 2.01 EAIE 2019 «Language and Culture presents: Developing internationalized curricula: language, culture and learning». Подобная политика интернационализации в идеальном варианте преследует «целенаправленную интеграцию международных и межкультурных аспектов в формальную и неформальную учебную программу для всех учащихся в рамках домашних условий обучения с целью развития международных и межкультурных знаний, навыков для всех учащихся» [12].

К сожалению, на практике вывод из зоны комфорта студентов, попытки объединить их в слаженный международный коллектив специалистов наталкивается на коммуникационные и психологические сложности в процессе совместной деятельности. И вызывает сомнение полноценное освоение профессиональных компетенций как иностранными, так и местными студентами по образовательной программе. В данном случае просматривается политическое желание формировать у студентов навыки интернационального общения и совместного сотрудничества, нежели обретения в полной мере профессиональных компетенций. Данный метод экспорта образования «на дому» необходимо совершенствовать с учетом преодоления проблемных точек, выявленных при реализации международных образовательных программ.

По процентному соотношению студентов, которые обучаются по разным уровням образования, в странах ОЭСР доля докторантов составляет 25%, магистрантов - 15%, бакалавров - менее 10% [14]. Высокая доля иностранных студентов аккумулируется в Люксембурге, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах. Выбор страны обучения иностранными студентами определяется следующими факторами:

а) стоимостью обучения;

б) мобильностью кредитов в рамках образовательной программы;

в) наличием государственных стипендий и программ на обучение иностранных студентов (например, Erasmus +, DAAD, Mitacs Globalinks program).

г) языком общения и преподавания (английский), так в Нидерландах университеты предлагают до 60% образовательных программ на английском языке;

д) интеграцией исследователей в международную исследовательскую сеть;

е) географическими, торговыми или миграционными связями между странами;

ж) общим качеством жизни в принимающей стране.

Необходимо отметить, что все страны разрабатывают и принимают стратегии в области экспорта образования за рубеж. Так, Австралия - New Colombo Plan, Германия - DAAD Strategy 2020, Китай - China Scholarship Council + World Class University 2.0; Япония - Go Global Japan, Франция - National Strategy for Higher Education; США - Generation Study Abroad (not Government), Великобритания - UK Strategy for outward mobility; Франция - National Strategy for Higher Education, Нидерланды - Government's vision on the internationalisation of higher education. Помимо стратегий каждое государство предусматривает национальные стипендии для иностранных студентов, повышая тем самым привлекательность для студенческой мобильности. Конечно, финансирование на подобную мобильность отличается друг от друга. Например, европейский бюджет для программы Erasmus в 2014 - 2020 годах составил 16,45 млрд. евро [15], в 2021 - 2027 годах планируется выделить до 30 млрд. евро.

Несмотря на большие вложения ЕС в студенческую мобильность, сама мобильность молодежи составляет небольшое количество процентов - 3,7% и 3,3 млн.человек. В связи с чем, в 2020 году уровень академической мобильности молодежи в ЕС планируется довести до 20% [15]. Отмечается, что только 77% вузов из 1200 учебных заведений в ЕС достигли около 10% студенческой мобильности, а более 50% студенческой мобильности есть всего в 2 - 3 университетах.

Получается, чтобы увеличить студенческую мобильность государству необходимо предоставлять иностранным студентам льготные процедуры получения визы, вида на жительство,

стипендии, налоговые льготы, помощь в поиске жилья. Принимать нормативные правовые акты, обеспечивающие взаимовыгодное сотрудничество в области сопряжения форматов и содержания образовательных программ, кредитной мобильности и признания дипломов и степеней. Обязательно необходим простой, цифровой формат предоставления грантов для получения образования иностранными студентами. Страна должна быть культурно, географически привлекательна для иностранных студентов, безопасна и обладать достойным уровнем жизни. А университеты со своей стороны - обеспечивать качество, актуальность, разнообразие образовательных программ на доступном для иностранных студентов языке; междисциплинарное научное взаимодействие и сотрудничество.

Литература и источники

1. Vincent-Lancrin, S., et al. (2019), Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom?, Educational Research and Innovation, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/9789264311671-en

2. Мегатренды ближайшего десятилетия по версии ВЭФ (WEF): интернет вещей, блокчейн, AI и прочее. URL: https: //coinspot.io/analysis/.

3. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 557.

4. Назаретян А.П. Нелинейное будущее. URL: http://temnyjles.narod. ru/Nzrtn/Futur.htm; Мегатренды и глобальные проблемы. URL: Available at: https://mgimo.ru/study/faculty/esi/esse/courses/269175/;

5. Naisbitt J. Megatrends. Ten New Directions Transforming Our Lives. - New York, Warner Books, 1982.

6. Интервью с Джоном Нейсбитом. URL: http://www. chaskor.ru / p.php?id = 1865

7. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 год: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. URL: https:// unctad.org / meetings/en/ Sessional Documents/ares70d1_ru.pdf

8. Фейдл Чарльз, Бялик Майя, Триллинг Берни Четырехмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха. -Центр перепроектирования учебных программ. - Бостон: MA, 2015.

9. H. Etzkowitz et al. The future of the university and the university of the future: evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy, 29 (2000), P. 313-330.

10. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция // Вопросы образования. 2013. № 3.

11. Россия 2025: от кадров к талантам // URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469.pdf

12. Higher Education, Benchmarking Higher Education System Performance - 2019. OECD. https: // doi.org/ 10.1787/ be5514d7-en

13. Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный). - Специально для системы ГАРАНТ, 2014. URL: http://internet.garant.ru/#/ document/ 57565972 / paragraph / 836/highlight/

14. Report from the Commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions mid-term evaluation of the Erasmus+ programme (2014-2020). URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/en/txt/pdf/?uri=celex: 52018dc0050&from=en

15. ERASMUS+ The EU programme for education, training, youth and sport (2014-2020) https://ec.europa.eu/ programmes/erasmus-plus/about/key-figures_en

References and Sources

1. Vincent-Lancrin, S., et al. (2019), Measuring Innovation in Education 2019: What Has Changed in the Classroom? Educational Research and Innovation, OECD Publishing, Paris. https://doi.org/10.1787/9789264311671-en

2. Megatrendy blizhajshego desyatiletiya po versii VEF (WEF): internet veshchej, blokchejn, AI i prochee. URL: https: //coinspot.io/analysis/.

3. Toffler E. SHok budushchego. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2002. S. 557.

4. Nazaretyan A.P. Nelinejnoe budushchee. URL: http://temnyjles.narod. ru/Nzrtn/Futur.htm; Megatrendy i global'nye problemy. URL: Available at: https://mgimo.ru/study/faculty/esi/esse/courses/269175/;

5. Naisbitt J. Megatrends. Ten New Directions Transforming Our Lives. - New York, Warner Books, 1982.

6. Interv'yu s Dzhonom Nejsbitom. URL: http://www. chaskor.ru / p.php?id = 1865

7. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 god: rezolyuciya, prinyataya General'noj Assambleej 25 sentyabrya 2015 goda. URL: https:// unctad.org / meetings/en/ Sessional Documents/ares70d1_ru.pdf

8. Fejdl CHarl'z, Byalik Majya, Trilling Berni CHetyrekhmernoe obrazovanie: kompetencii, kotorye nuzhny dlya uspekha. - Centr pereproektirovaniya uchebnyh programm. - Boston: MA, 2015.

9. H. Etzkowitz et al. The future of the university and the university of the future: evolution of ivory tower to entrepreneurial paradigm // Research Policy, 29 (2000), P. 313-330.

10. Barber M., Donnelli K., Rizvi S. Nakanune skhoda laviny. Vysshee obrazovanie i gryadushchaya revolyuciya // Voprosy obrazovaniya. 2013. N° 3.

11. Rossiya 2025: ot kadrov k talantam // URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf

12. Higher Education, Benchmarking Higher Education System Performance - 2019. OECD. https: // doi.org/ 10.1787/ be5514d7-en

13. Laskina N.V., Novikova N.A., Lezhneva N.S., Timofeeva N.YU., Slesarev S.A., Vahrusheva YU.N. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (postatejnyj). - Special'no dlya sistemy GARANT, 2014. URL: http://internet.garant.ru/#/ document/ 57565972 / paragraph / 836/highlight/

14. Report from the Commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions mid-term evaluation of the Erasmus+ programme (2014-2020). URL: https://eur-lex.europa.eu/ legal-content/en/txt/pdf/?uri=celex:52018dc0050&from=en

15. ERASMUS+ The EU programme for education, training, youth and sport (2014-2020) https://ec.europa.eu/ programmes/erasmus- plus/about/key-figures_en

ЩУКИНА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права Липецкого филиала РАНХиГС, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Липецкого государственного педагогического университета (shukina-tv@mail.ru).

SCHUKINA, TATYANA V. - Doctor of Law, Associate Professor, Professor of Department of Administrative and Financial Law, Lipetsk Branch, RANEPA; Professor, Department of State and Legal Disciplines, Lipetsk State Pedagogical University.

УДК 37.014.15

ЗАБАЙКАЛОВ А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК МЕХАНИЗМА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 4

Ключевые слова: вуз, высшее образование, индивидуализация обучения, индивидуальный учебный план, образовательная программа, сетевая форма реализации, совместная образовательная программа, специальный правовой режим, экспорт российского образования.

В статье рассмотрены некоторые особенности сетевой формы реализации образовательных программ в контексте экспорта российского образования. Делается вывод о необходимости выделения совместных образовательных программ в отдельную категорию - элемент сетевой формы реализации образовательных программ. Также сформулировано предложение о выработке специального правового режима реализации международных совместных образовательных программ. Показано, что отсутствие законодательных норм, касающихся регулирования сетевых форм реализации образовательных программ и совместных программ, приводит к необходимости проявлять определённую юридическую креативность.

ZABAYKALOV, A.P.

SOME ASPECTS OF THE REGULATION OF THE NETWORK FORM OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AS A MECHANISM FOR EXPORTING RUSSIAN EDUCATION

Keywords: university, higher education, individualization of education, individual curriculum, educational program, network implementation, joint educational program, special legal regime, export of Russian education.

The article discusses some features of the network form of implementation of educational programs in the context of export of Russian education. The conclusion is drawn about the need to separate joint educational programs into a separate category - an element of the network form of educational programs implementation. A proposal has also been formulated to develop a special legal regime for the implementation of international joint educational programs. It is shown that the absence of legislative norms regarding the regulation of network forms of educational programs and joint programs, leads to the need to show some legal creativity.

В подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [17] среди принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования названо «создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе». Причем, как следует из приведенной нормы закона, процесс интеграции предполагается двусторонним, равноправным и взаимовыгодным, т.е. не только российское образование подлежит изменению в соответствии с тенденциями, существующими в мире, но и успешный отечественный опыт подлежит распространению за пределами страны. А с учетом присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу, интеграция российской системы образования с системами образования стран Европы выступает ключевым направлением.

При этом следует согласиться с мнением, что «наиболее эффективным способом создания единого европейского пространства высшего образования ... является разработка международных образовательных программ (совместных программ)» [5, с.184]. Соответственно, разработка программ высшего образования, которые могут быть реализованы совместно с европейскими вузами, выступает одной из важнейших и сложнейших задач, стоящих перед российскими вузами [11, с.12] в контексте интеграции в европейское образование. О «развитии и поддержке различных видов и форм образовательных программ, в том числе совместных/сетевых» упоминает приоритетный проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» [13].

Из препятствий на пути решения отмеченных задач можно отметить следующие.

В обозначенной сфере российское законодательство использует термин «сетевая форма реализации образовательных программ». Он определяется как «возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» [17, п. 1 ст.15]. Данная дефиниция

4 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00959.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.