Научная статья на тему 'Интернационализация научной работы в библиотечно-информационной сфере'

Интернационализация научной работы в библиотечно-информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ НИР / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ НИР / PERSPECTIVE DIRECTIONS IN R & / PERSPECTIVE DIRECTIONS IN R & D INTERNATIONALIZATION / RESEARCH WORK / THE INTERNATIONALIZATION OF RESEARCH / THE ORGANIZATIONAL FORMS OF INTERNATIONALIZATION OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варганова Галина Владимировна

Рассматриваются проблемы интернационализации научно-исследовательской работы (НИР) в библиотечно-информационной сфере. Приводится характеристика организационных форм интернационализации НИР. Подчеркивается значимость создания консорциума отечественных и зарубежных университетов, в структуре которых созданы библиотечно-информационные факультеты, как организационной формы интернационализации образовательной и научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalisation of research work in library and information field

The problems of internationalization of research work (R & D) in the library and information field are considered. Characteristics of the organizational forms of research internationalization are goven. Emphasized is the importance of creating the consortium of domestic and foreign universities, which has created library and information departments, as an organizational form of educational and scientific activities internationalization.

Текст научной работы на тему «Интернационализация научной работы в библиотечно-информационной сфере»

БИБЛИОСФЕРА, 2012, № 2, с. 58-61

Библиотековедение

УДК 02:001.89 ББК 78.349.5

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

© Г. В. Варганова, 2012

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств 191186, г. Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2

Рассматриваются проблемы интернационализации научно-исследовательской работы (НИР) в библио-течно-информационной сфере. Приводится характеристика организационных форм интернационализации НИР. Подчеркивается значимость создания консорциума отечественных и зарубежных университетов, в структуре которых созданы библиотечно-информационные факультеты, как организационной формы интернационализации образовательной и научной деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, интернационализация научно-исследовательской работы, организационные формы интернационализации НИР, перспективные направления интернационализации НИР.

The problems of internationalization of research work (R & D) in the library and information field are considered. Characteristics of the organizational forms of research internationalization are goven. Emphasized is the importance of creating the consortium of domestic and foreign universities, which has created library and information departments, as an organizational form of educational and scientific activities internationalization.

Key words: research work, the internationalization of research, the organizational forms of internationalization of research, perspective directions in R & D internationalization.

В современных условиях научно-исследовательская работа (НИР) является движущей силой экономического, социального и культурного развития общества. Высшие учебные заведения, в структуре которых созданы библиотечно-информационные факультеты, призваны стать катализаторами системных изменений в практической деятельности библиотек, информационных центров и агентств.

Это обуславливает необходимость формирования инновационной среды, которая создает условия для успешной реализации академического принципа деятельности университетов, предполагающего единство образовательной и научной работы. В рамках инновационной среды возможна активизация НИР профессорско-преподавательского состава факультетов при одновременном вовлечении в нее студентов, аспирантов, будущих магистров. Разработка научных программ и проектов развития, имеющих первостепенное значение с точки зрения сегодняшних потребностей библиотечной науки и библиотечной практики, обеспечит надежную базу для позитивных и конструктивных преобразований библиотечно-информационной отрасли, а также позволит актуализировать семантику образовательных программ по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность (ква-

лификация (степень) бакалавр / магистр», своевременно намечать необходимые векторы их модернизации.

Один из наиболее значимых факторов, влияющих на НИР в библиотечно-информационной сфере сегодня, - интернационализация как объективное последствие глобализации мира. Интернационализация может рассматриваться в качестве процесса постепенного введения международного измерения в основные направления деятельности университетов при сохранении и развитии достигнутых национальных преимуществ.

Интернационализации НИР способствуют изменения, активно идущие в системе высшей школы, предопределяющие диверсификацию образовательных услуг и создание новой системы рейтинга университетов на мировом рынке [1].

Болонский процесс активизировал академическую мобильность студентов, аспирантов, преподавателей, топ-менеджмента вузов и привел к росту его масштабов. Ведется работа по гармонизации учебных планов и программ, позволяющая выйти на получение студентами / магистрами сертификатов о прослушивании (в том числе и в дистанционном режиме) учебных курсов зарубежных университетов, а в ряде случае и дипломов двух университетов [2].

Проведение этой работы в свою очередь облегчает процедуру межгосударственного признания квалификации выпускников университетов, позволяет создать систему «профессионального лифта», расширить карьерные притязания и более уверенно выстраивать стратегию благополучного продвижения в социуме.

Трансформация национальных образовательных систем делает необходимым увеличение объемов НИР по профильным для вуза специальностям.

Интернационализации научной работы библио-течно-информационных факультетов способствует то, что библиотековедение как открытая система развивающегося знания не имеет национальных границ, оно интернационально. Соответственно и НИР в библиотековедении, направленная на генерирование и приумножение нового знания, расширение достигнутых пределов по каждой актуальной проблеме, поиск путей выявления соответствия сложившихся научных концепций и парадигм требованиям изучения библиотечной практики, всегда развивалась как интернациональная система.

Возможность интернационализации НИР в биб-лиотечно-информационной деятельности во многом определяется также и сходством научных проблем, подлежащих неотложному разрешению в библиотеках разных стран. В качестве примера можно привести темы, которые обозначены как приоритетные в научных программах многих зарубежных профессиональных ассоциаций:

• Книга как культурное и национальное достояние: защита, консервация, реставрация.

• Телекоммуникации в библиотеках.

• Менеджмент цифровых коллекций.

• Виртуальное обслуживание пользователей.

• Информационные ресурсы и конфиденциальность информации.

• Авторское право и библиотека и др.

Одновременно нельзя не отметить усложнение

научных исследований, связанных с многогранностью предмета изучения. Например, роль библиотеки в повышении стабильности общества, которая также обозначается ассоциациями как крайне актуальная и социально значимая тема, требует использования и качественного, и количественного методологического аппарата. Это значительно удорожит процесс разработки программы исследования, а в дальнейшем - и его реализацию.

Поэтому очевидно, что научная работа в биб-лиотечно-информационной сфере обуславливает объединение усилий отечественных исследователей с исследователями зарубежных стран на основе расширения направлений и форм взаимодействия между ними, развития кооперационной и координационной деятельности.

Интернационализация научной работы выгодна библиотечно-информационным факультетам. По-

является возможность более точно и четко разрабатывать стратегию и тактику развития НИР на факультетах, определять тематику и направления исследований в контексте мировых тенденций библиотечной науки.

Очевидным преимуществом интернационализации НИР служит обеспечение оперативного доступа к новому знанию, уже полученному зарубежными коллегами, что позволяет более объективно оценивать собственные успехи в развитии теории и методологии библиотековедения.

Интернационализация НИР облегчает процесс внедрения и диссеминации результатов исследований. Диссеминация, повышая научную составляющую библиотечной практики, выступает в роли импульса для проведения дополнительных, более глубоких исследований по значимым для библиотечной науки темам.

Интернационализация укрепляет связи между вузами и странами, чьи специалисты участвуют в международных научных проектах, и особенно значимы в этом плане те проекты, в исследовательской группе которых наряду с известными учеными работают студенты, аспиранты и будущие магистры.

Проведение международных научных исследований, обеспечивая получение многообразия новых знаний, создает условия для использования результатов НИР в образовательной деятельности:

• позволяет вносить корректировки в учебные программы,

• рассматривать результаты НИР в ходе лекционных и практических занятий в студенческих и магистерских аудиториях,

• обновлять тематику курсовых и выпускных квалификационных работ,

• заявлять результаты НИР в качестве предмета обсуждения на конференциях и семинарах профессионального сообщества.

Организационные формы интернационализации научной деятельности многообразны, однако наибольший интерес представляет создание консорциума университетов, в составе которых функционируют библиотечно-информационные факультеты / школы библиотечной и информационной науки.

Консорциум - это добровольное объединение университетов, ориентированных на подготовку специалистов в области библиотечно-информаци-онной деятельности и действующих на основе заключенного участниками соглашения о сотрудничестве. Объединение усилий ряда университетов позволит более целенаправленно создавать условия для реализации научных инициатив не только профессорско-преподавательского состава, но также и начинающих исследователей: студентов, аспирантов и магистров, которые в ближайшем будущем

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

станут определять уровень библиотековедения как социальной науки.

Выбор партнеров для участия в работе консорциума следует осуществлять на основе выявления учреждений, которые имеют солидные традиции проведения научной работы и признанные мировым сообществом достижения в разработке научных проблем, в том числе и значимых для отечественного библиотековедения.

Коллективная работа позволит получить новые знания, которые уже известны партнерам, без вложения дополнительных финансовых инвестиций, рационализирует процесс определения тематики планируемых к совместному проведению теоретико-методологических и эмпирических исследований. Привлечение к исследованиям специалистов, наиболее мотивированных и компетентных в определенных предметных областях, повысит качество и эффективность научной работы, сократит сроки реализации и внедрения проектов. Обсуждение результатов исследований в университетах-участниках консорциума даст возможность наметить векторы модернизации образовательных программ, по которым ведется подготовка специалистов для библиотек и информационных центров.

При этом организация и проведение исследований, участниками которых являются ученые из разных стран, принадлежащие к различным научным школам и входящие в различные «невидимые колледжи», поднимает и делает достаточно острыми вопросы, связанные с социокультурной детерминацией научно-исследовательской работы, а также коллективной и индивидуальной детерминацией научного труда.

Процесс научной деятельности обусловлен не только актуальностью научной проблемы, не только особенностями изучаемого предмета, но и постоянно действующими факторами социокультурного характера. Социокультурная детерминация влияет на научную работу, так же как и на все виды жизнедеятельности человека. Это непременно следует учитывать при создании группы разработчиков международных библиотековедческих проектов.

Успех в разработке каких-либо значимых для науки тем / проблем во многом определяется также особенностями личности исследователя: стилем мышления, развитостью памяти, внимания, наблюдательности, наличием продуктивного воображения, самокритичности и др.

Большую роль играют ценностные ориентации ученого, уровень его исследовательской культуры, владение методологическим аппаратом, умение креативно подходить к разрешению новых проблем с учетом критериев научности и др.

Однако сложность библиотековедческих проблем, так же как и организация крупномасштабных исследований, в обязательности коллективного

труда, умении кооперировать свою деятельность с другими исследователями. Коллективный научный труд в библиотековедении значим для генерирования нового знания, его воспроизводства и распространения в рамках профессионального сообщества. Интеграция знаний многих ученых позволит возможно более глубоко проанализировать возникшую научную проблему, найти множественные пути ее решения и выбрать наиболее рациональный и эффективный в ходе профессиональных дискуссий. При распределении вида исследовательского труда между членами группы необходимо принимать во внимание как индивидуальные качества специалистов, так и их способности к кооперационной деятельности с коллегами. При создании таких групп важно учитывать также статус участников, опыт проведения исследований схожей тематики и др.

Другой формой интернационализации научной деятельности, помимо консорциума, является установление научного сотрудничества с крупнейшими зарубежными библиотеками мира: национальными, специальными, научно-техническими, публичными, детскими и др.

Важнейшими направлениями работы библио-течно-информационных факультетов вузов культуры и искусств следует признать активизацию участия в деятельности международных библиотечных и информационных организаций и профессиональных объединений. При этом первостепенное внимание следует уделять тем, которые имеют долгосрочные и четко определенные в регламентирующих документах цели и задачи деятельности и перспективы развития. Как правило, они ориентированы на решение крупномасштабных проблем, требующих предварительной исследовательской проработки и привлечения библиотековедов из разных стран.

Представляется необходимым активизация участия в формировании программ деятельности международных организаций, во-первых, с целью внесения в них предложений, значимых для отечественного библиотековедения, во-вторых, для непосредственной реализации проектов. При этом выбор проектов должен осуществляться на основе выявления соответствия его тематики приоритетным направлениям развития отечественного библиотековедения или краткосрочным / долгосрочным планам и программам НИР крупнейших отечественных библиотековедческих центров страны.

Вхождение в состав региональных и локальных библиотечных объединений также является эффективным, особенно с точки зрения понимания региональных особенностей развития библиотековедения. Международные, региональные организации библиотечно-информационного профиля, крупнейшие библиотековедческие центры имеют, как

правило, финансовые ресурсы, предназначенные для развития международной кооперации. Сотрудничество с ними позволит проводить определенную часть исследований, значимых для России, за счет грантов, выделяемых ими.

Не менее важно участие наших специалистов в конференциях, форумах, организуемых международными, региональными организациями, зарубежными библиотеками и библиотечными школами с докладами, освещающими исследовательскую работу.

Представляется, что интернационализация научной и образовательной работы в библиотечно-

информационной сфере способствует не только развитию библиотечной науки и практики, но и повышает имидж библиотековедения как социально значимой области научной деятельности.

Литература

1. Тремблэй К. Интернационализация: формирование стратегий в национальном контексте // Вестн. меж-дунар. орг. - 2010. - № 3. - С. 110-169.

2. The review of European experience of internationalization of higher education / Education Audiovisual a. Cultural Executive Agency, Europ. Commis. TEMPUS. -Харьков : Изд-во НУА, 2010. - 58 с.

Материал поступил в редакцию 20.02.2012 г.

Сведения об авторе: Варганова Галина Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения, помощник ректора по международным связям, тел.: (812) 335-83-17, e-mail: interel@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.