Научная статья на тему 'Интернационализация мирового хозяйства: стимулирующий фактор модернизационных процессов во взаимодействие институтов «Власть» и «Бизнес»'

Интернационализация мирового хозяйства: стимулирующий фактор модернизационных процессов во взаимодействие институтов «Власть» и «Бизнес» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1417
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА / POWER / BUSINESS / INTERNATIONALIZATION OF THE WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришаков Александр Владимирович

В статье рассматриваются современные тенденции интернационализации мирового хозяйства. Рассматривается специфика воздействия интернационализации мирового хозяйства на российские институты «власть» и «бизнес», формируя новые аспекты их взаимоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF THE WORLD ECONOMY: THE STIMULATING FACTOR OF MODERNIZATION PROCESSES IN INTERACTION OF INSTITUTES «POWER» AND «BUSINESS»

In article current trends of internationalization of the world economy are considered. Specifics of impact of internationalization of the world economy on the Russian institutes «power» and «business», forming new aspects of their relationship is considered.

Текст научной работы на тему «Интернационализация мирового хозяйства: стимулирующий фактор модернизационных процессов во взаимодействие институтов «Власть» и «Бизнес»»

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА: СТИМУЛИРУЮЩИЙ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ «ВЛАСТЬ» И «БИЗНЕС»

А. В. ГРИШАКОВ

В статье рассматриваются современные тенденции интернационализации мирового хозяйства. Рассматривается специфика воздействия интернационализации мирового хозяйства на российские институты «власть» и «бизнес», формируя новые аспекты их взаимоотношения. Ключевые слова: власть, бизнес, интернационализация мирового хозяйства.

Интернационализация, объективная реальность развития мировой экономической системы, вызывающая новые формы взаимодействия различных субъектов экономической деятельности.

Понятие «интернационализация» на сегодняшний день трактуется как процесс разделения труда в рамках мирового хозяйства [1]. Однако следует заметить, что это прежде всего процесс транснационализации производства, проявляющийся в международной специализации и кооперировании производства. Данный процесс нашел свое воплощение в появлении межнациональных производственных комплексов и в возникновении транснациональных корпораций.

Французский экономист Л. Столерью говорил: «Нельзя говорить об экономической системе страны, как таковой, - надо изучать мировое хозяйство с учетом тех или иных «национальных ограничений» (особенностей). Приведя в пример Францию, Л. Столерью предупреждал: «Если завтра мы вздумаем отказаться от «международных рамок», то немедленно отстанем на десятилетия в смысле уровня жизни и темпов развития» [6]. Этим самым он говорил что развитие экономической системы идет по пути разделения труда, закрепляя за отдельно взятой страной ее экономическую направленность. Например, специализация Сингапура и Великобритании - на предоставлении финансовых услуг, Либерии и Панамы - на международных морских грузовых перевозках, Южной Кореи - на инжиниринговых услугах, Таиланда и Турции - на туристических услугах и т. д. Однако для современной России данные тенденции носят деструктивный характер, за счет зависимости от продажи энергоресурсов.

История показывает, что в XIX в. и первой половине XX в. основными товарами на мировом рынке были металл, текстиль, транспортные средства, станки, машины, оборудование. Во второй половине XX в. на первый план стали выходить изделия, произведенные либо на базе высоких технологий, либо способствующие процессу научно-технического развития, что способствует процессам интернационализации.

С 70-х гг. XX в. важную роль начинают играть новые индустриальные страны, экспортирующие товары, основанные на базе высоких технологий: телевизоры, оптико-волоконная техника, материалы с заранее заданными свойствами. Стоит отметить, что доля этих стран в мировом торговом обороте за 2000-2005 гг. вырос с 6,5 до 12,5 %. При этом в течение последних пятидесяти лет мировой валовой продукт вырос в 5,9 раза. Наибольший вклад в данный процесс внесли страны с развитой экономикой, обладающие наибольшим научно-техническим потенциалом. На их долю приходится около 50 % мирового валового продукта, и потребляя 70 % мировых минеральных ресурсов. Это происходит благодаря огромной производительности, энергоемкости новейшей техники, технологий, оборудования, локализованных в данных странах [3].

На сегодняшний день движущей силой современных экономических процессов в мире являются международный бизнес, в частности, транснациональные корпорации, поэтому возникает необходимость институту государственной власти соответствующим образом выстраивать политику по взаимодействию с бизнес структурами.

Стоит отметить, что данный процесс не однополярный, а биполярный, так как и бизнесу необходимо взаимодействовать с властью при продвижении своих интересов на местном, региональном и федеральном уровнях. Отсюда возникает система взаимовыгодных отношений в связке власть-бизнес. Данное взаимоотношение на современном этапе развития экономики России, в частности, вступление в ВТО как фактора интернационализации мирового хозяйства, возникает научная необходимость изучения и описания сопутствующих процессов во взаимодействие институтов власть и бизнес.

На сегодняшний день транснациональные корпорации достигли огромных масштабов деятельности. Так, например, внутрикорпоративная торговля между подразделениями международных корпораций составляет около1/3 всей мировой торговли, 70 % международных платежей, проходят между главными компаниями и их заграничными филиалами. В сферу влияния к транснациональным корпорациям относится большая часть мирового промышленного производства. Около 60 % внешней торговли и

4/

примерно /5 патентов и лицензий на новую техни-

ку, технологии и ноу-хау. Также под ними находится примерно 90 % мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, 85 % рынка меди, 80 % чая, 75 % бананов и натурального каучука. В значительной степени подконтрольны этим компаниям рынки металлов, энергоносителей, лесоматериалов, вооружений [3].

К числу глобальных корпораций можно отнести лишь 20-30 крупнейших компаний мира. Наиболее ярким примером могут служить «Кока-Кола», разместившая свое производство в 190 странах, «Ай-Би-Эм», имеющая филиалы в 124 странах и другие.

Итак, исходя из выше описанного, современное влияние процессов интернационализации мирового хозяйства можно свести к двум факторам. Во-первых, данный процесс косвенным образом закрепляет экономическую направленность экономики стран участниц этого процесса. Во-вторых, происходит существенное влияние транснациональных корпораций и международных регулирующих институтов (МВФ, ООН, ВТО и т. д.) на процесс взаимодействия национальных институтов власти и бизнеса, которая воздействует на первый фактор (рис. 1).

03

К

«

О

*

р

о

т

к

а

е

&

Рис. 1. Влияние процесса интернационализации

Посылы развития международной экономической системы свидетельствуют о том, что если экономика какой-либо страны, а в частности, российская, хочет развиваться в условиях интернационализации, необходимо развивать как собственный бизнес, так и взаимодействовать с транснациональными корпорациями, сфера влияния и финансовые возможности которых очень существенны. При этом институту власти необходимо дифференцированно подходить к вопросу взаимодействия с транснациональными корпорациями и вопросам развития, стимулирования националь-

Каждая из этих моделей взаимодействия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Процесс интернационализации мировой экономической системы заставляет комбинировать данные виды взаимодействия, однако как показывает практика, большинство существующих моделей крайне неэффективны в современных условиях. Эту неэффективность показал финансовый кризис 2008 г., когда государству при-

ного бизнеса. Так, например, на федеральном уровне крайне необходимо стимулировать и создавать российские аналоги транснациональных корпораций, которые смогут быть полноценными участниками международного процесса разделения труда, на региональном уровне институту государственной власти создавать систему кооперирования национального и транс национального бизнесов.

Исходя из выше описанного, рассмотрим сложившиеся в России основные модели взаимодействия институтов власть и бизнес(табл. 1.)

шлось поддерживать определенные бизнес-структуры. Например, моногород Пикалево, с его градообразующими предприятиями, в которых работают практически все население города, город Тольятти с автогигантом ОАО «АвтоВаз» и множество других городов, которых на просторах современной России множество.

Хочется отметить, если рассмотреть начало формирования взаимоотношений институтов вла-

Таблица 1

Модели взаимодействия власти и бизнеса [2]

Модель взаимодействия Описание Результат

«добровольно-принудительная благотворительность» Необходимо следовать директивам власти. «Социальная нагрузка» становится для компании условием вхождения в рынок, способом преодоления административных барьеров и в ряде случаев влияет на оценку привлекательности инвестиционных проектов Низкая эффективность социальных программ бизнеса

«торг» В этой модели ни власть, ни бизнес не могут диктовать другой стороне свои правила игры. Взаимодействие строится исходя из принципа: «Выгодно одному - невыгодно другому». Социальная ответственность в этом контексте понимается как инструмент политических манипуляций, давления сторон друг на друга Вся городская жизнь, включая внутригородское распределение земель по видам использования и типам застройки, подчинена интересам производства. Местное самоуправление существует, однако не обладает реальной властью. Местные сообщества не вовлечены в процесс принятия решений

«город-комбинат» Основная характеристика этой модели - диктат бизнеса, невыгодный, однако, самому бизнесу. Корпорация вынуждена выполнять компенсирующую функцию, «достраивать» город до уровня, который нужен для обеспечения производства - от продукции высоких биоинженерных технологий до продуктов питания. Вклады бизнеса определяются исходя из необходимости обеспечивать ресурсы для производства и сбыта продукции Развитие города и благополучие населения зависти от стабильности комбината. Ярким примером является г. Пикалево

«социальное партнерство» В этой модели стороны осознают, что ни государство, ни бизнес, ни местное самоуправление, ни общественность в одиночку не могут обеспечить благосостояние территорий, политическую и экономическую стабильность. Взаимодействие строится по принципу: «Выгодно каждому -выгодно всем» Наиболее эффективное взаимодействие, но есть вероятность развития теневых экономических процессов

сти и бизнеса по рыночному принципу, то условия ведения бизнеса в различных регионах страны отличалось друг от друга весьма ощутимо. Так, например, на рубеже 1996-1997 гг. процесс децентрализации политического и экономического взаимодействия достиг своего предела, что вылилось в череду конфликтных ситуаций между федеральной властью и отдельными регионами.

Отметим, что политические и экономические условия России сильно отличаются от аналогичной ситуации в странах Запада. Взаимоотношения бизнеса и власти для нашей страны следует рассматривать в более широком контексте - как комплекс отношений с органами государственной власти [4]. При этом стоит отметить, что полное заимствование западного опыта взаимодействия данных институтов практически невозможно.

Это объясняется тем, что формирование подобного взаимодействия в России специфично, в основе которого лежат несколько существенных моментов. Во-первых, российское государственно-политическое развитие можно отнести к восточной. Так, например, в своих работах К. Маркс отмечал, что производственный менталитет относится к азиатским способам производства, а не к западным традициям. Особенностью восточного государства является то, что в нем не произошло полное разделение принципов власти и собственности, в результате чего до сих пор бывает трудно провести разделительную линию между бизнесом и властью, во всех смыслах [5]. Во-вторых, исторически сложилось так, что все крупные предприятия, начиная с петровских мануфактур и заканчивая советскими гигантами, создавались либо при частичном участии государства, либо полностью строило их само. Эта особенность до сих пор не позволяет отделить крупный бизнес от государства.

Другая проблема связана с тем, что за годы реформ российское государство во многом устранилось от решения экономических проблем. Основными причинами такого устранения стали общее уменьшение государственного вмешательства в экономику в процессе проведения рыночных реформ, сокращение объемов и доли бюджетного финансирования (по сравнению с советским периодом), сопровождавшееся нарастающей перегрузкой бюджета текущими расходами.

Фактически в то время государство перенесла большую часть вопросов развития на возникший в ходе приватизации частный бизнес. При этом, бизнес как институт развития экономической системы в условиях нестабильности не занимался сложными и долгосрочными программами, по

модернизации производства, предпочитая зарабатывать на изношенных производственных фондах, а также на фондовом и валютном рынках, в финансово-кредитной сфере и т. п.

Дополнительным фактором обострения напряженности послужил так называемый «кремлевский лоббизм». Ситуация, когда власть взяла на себя часть коммуникативных функций бизнеса для коммуникаций с еще более «высокопоставленной» властью. Речь шла о функциях представителей России в Международном валютном фонде и Мировом банке. В 1990-х гг. только по линии МВФ общая сумма кредитов для России составила около 16,5 млрд долл. США. Именно под цели данных кредитов запускались очередные реформаторские проекты [4].

Следует констатировать, что в России до сих пор институт власти не выработал ценностных ориентиров, признаваемых обществом, и которыми руководствовался бы бизнес, осуществляя свою деятельность и вступая в социальноэкономические отношения с властью, как, например, в США и в некоторых странах Евросоюза. Преодоление барьеров для дальнейшего совершенствования отношений института власти и бизнеса связано, прежде всего, с созданием нужной институциональной и законодательной базы, отработкой моделей их взаимодействия.

В последнее время более активная роль государства в регулировании экономических отношений привела к тому, что многие компании стали создавать полноценные департаменты для работы с органами государственной власти. Целью таких департаментов является детальная проработка аргументации для чиновников с целью последующего принятия ими тех или иных решений выгодных только бизнесу. Яркими примерами являются компании Лукойл, ТНК-ВР, Роснефть [4].

Стихийно сформировавшаяся модель взаи-мотноошений между бизнесом и властью в течение большей части последних двух десятилетий характеризуется рядом черт (рис. 2) .

Следует констатировать, что процесс взаимодействия институтов власти и бизнеса в мире происходит по принципу невмешательства власти и передача многих рычагов влияния и государственных структур в бизнес. В мире это активно происходит. Правительства передают в частную собственность или (что чаще) во временное долго- и среднесрочное владение и пользование компаниям объекты газового, энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за

собой право регулирования и контроля их деятельности [7]. Не отстает и Россия - крупномасштабная реформа ЖКХ с частичной передачей систем коммунального хозяйства в бизнес структуры, постановление правительства РФ о выходе чиновников из состава госкорпораций и другое.

При этом у государства остается достаточно много механизмов, чтобы контролировать порядок в таких компаниях через механизмы антимонопольного регулирования, налогового регулирования, лицензионного и технического регулирования.

наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур '-------------------------------------

4\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\W

Xwwwwwwwwwwwv

сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений

Характерные черты сформировавшегося взаимодействия

исключительно высокая роль первых лиц компании в построении взаимоотношений с властью

<

J

устойчивая коррупционная традиция приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO)

■у///////////////////////////?

Рис. 2. Современные черты современного взаимодействия власти и бизнеса

Отметим, что в направлении модернизацион-ных процессов во взаимодействие институтов «власть» и «бизнес» государству необходимо остаться только в тех отраслях, направленных на обеспечение потребностей страны в национальной безопасности и обороне. Еще одним немаловажным вопросом взаимодействия государства и бизнеса лежит в плоскости поддержки внешне-

экономической деятельности российских компаний и ее поддержка со стороны российской внешней политики. Кризис 2008 г. показал, что сегодня недостаточно просто стимулировать экспорт в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, необходимо создать условия для внешнеэкономической поддержки модернизации страны (рис. 3.)[5].

Направления внешнеэкономической поддержки модернизации страны

Необходимо провести ревизию договорноправовой базы нашего экономического взаимодействия с иностранными партнерами, ускорить заключение содержательных соглашений там, где их пока нет, и уточнить уже действующие международные договора

Создать систему поддержки экспорта путем страхования экспортных кредитов и инвестиций

Уточнить организационные вопросы, наладить прозрачное взаимодействие между работодательскими организациями, торгово-промышленными палатами и государственными органами

Рис. 3. Направления внешне экономической поддержки модернизации страны

Процесс интернационализации - это объективная реальность, при этом сегодня процесс взаимодействия государства и бизнеса не должен рассматриваться как односторонний процесс эксплуатации предпринимательства государством, а как основа для стабильного, инновационного и социально ориентированного развития государства. Однако стоит подчеркнуть, что выстраивание прозрачных и конструктивных отношений между предпринимателями и властью осложняются и другими факторами: спецификой российской

приватизации, результаты которой до сих пор не до конца приняты обществом; коррумпированно-

стью российского госаппарата; незавершенностью политического транзита; сырьевым характером экономики; слабостью национального начала в российской элите, решение которых займет драгоценное время [5].

Литература

1. Зуб А. Стратегический менеджмент: глоссарий по книге. М., 2002.

2. Ивченко С. В., Либоракина М. И., Сиваева Т. С. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / под. ред. М. И. Либораки-ной. М., 2003.

3. Падалкина Л. С., Клочков В. В., Тарасова С. В. [и др.] Мировая экономика: учебник под ред. И. П. Николаевой. М., 2007.

4. Фокин В. Ю. Особенности отношений бизнеса и власти в России // Международные процессы. 2009. Т. 7. № 20. С. 116-121.

5. Шохин А. Н. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия: монография. М., 2011.

6. Stoleru L. L,ambition internationale. P., 1987.

7. URL: http://wap.sb.by

* * *

INTERNATIONALIZATION OF THE WORLD ECONOMY: THE STIMULATING FACTOR OF MODERNIZATION PROCESSES IN INTERACTION OF INSTITUTES «POWER» AND «BUSINESS»

A. V. Grishakov

In article current trends of internationalization of the world economy are considered. Specifics of impact of internationalization of the world economy on the Russian institutes «power» and «business», forming new aspects of their relationship is considered.

Key words: power, business, internationalization of the world economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.