Научная статья на тему 'Интернальные факторы саморазвития личности в философском измерении'

Интернальные факторы саморазвития личности в философском измерении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / смысложизненные ценности / цельность личности / самость / успех / мотивация / интернальное развитие / саморазвитие / культура / социум / personality / life-purpose values / personality wholeness / self / success / motivation / internalized development / self-development / culture / society

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриенко Елена Владимировна, Романова Анна Сергеевна

Авторы рассматривают интернальный аспект саморазвития личности, определяющий ее внутренний эволюционный потенциал, — смысложизненные ценности. Выполнен терминологический анализ понятийного аппарата смысложизненных ценностей личности, особое внимание уделено раскрытию сущности самости и успеха, обеспечивающих цельность личности. Обосновано значение мотивационной сферы личности в философии саморазвития. Сделан вывод о коэволюционном характере развития личности и социокультурной системы. Подчеркивается, что в саморазвитии личности как осознанном управлении ведущую роль играют не факторы внешней среды, а именно интернальные факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal factors of personal self-development in the philosophical dimension

The authors consider the internal aspect of personality self-development that determines its internal evolutionary potential, — life-purpose values. The terminological analysis of the conceptual apparatus of personality’s life-purpose values is performed, with special attention to the essence of self and success, which provide the wholeness of the individual. The significance of the motivational sphere of personality in the philosophy of self-development is substantiated. The conclusion has been made about the co-evolutionary nature of the individual development and the sociocultural system. It is emphasized that in the self-development of personality as a conscious management the leading role is played not by the factors of the external environment, but specifically by internal factors.

Текст научной работы на тему «Интернальные факторы саморазвития личности в философском измерении»

ФИЛОСОФИЯ: МИР В ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕК В МИРЕ PHILOSOPHY: UNIVERSE IN HUMAN AND HUMAN IN UNIVERSE

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 84—92. Economic and Social Research. 2024. No. 2 (42). P. 84—92. Научная статья

УДК 101.9

doi: 10.24151/2409-1073-2024-2-84-92 https://elibrary.ru/uebqju

Интернальные факторы саморазвития личности в философском измерении

Е. В. Андриенко1, А. С. Романова2

1 Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия

2 Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Авторы рассматривают интернальный аспект саморазвития личности, определяющий ее внутренний эволюционный потенциал, — смысложизненные ценности. Выполнен терминологический анализ понятийного аппарата смысложизненных ценностей личности, особое внимание уделено раскрытию сущности самости и успеха, обеспечивающих цельность личности. Обосновано значение мотивационной сферы личности в философии саморазвития. Сделан вывод о коэволюционном характере развития личности и социокультурной системы. Подчеркивается, что в саморазвитии личности как осознанном управлении ведущую роль играют не факторы внешней среды, а именно интер-нальные факторы.

Ключевые слова: личность, смысложизненные ценности, цельность личности, самость, успех, мотивация, ннтернальное развитие, саморазвитие, культура, социум

Для цитирования: Андриенко Е. В., Романова А. С. Интернальные факторы саморазвития личности в философском измерении // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2024. № 2 (42). С. 84—92. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-84-92 EDN: UEBQJU.

Original article

Internal factors of personal self-development in the philosophical dimension

E. V. Andriyenko1, A. S. Romanova2

1 Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, St. Petersburg, Russia

2 Volgograd State University, Volgograd, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

© Андриенко Е. В., Романова А. С.

Abstract. The authors consider the internal aspect of personality self-development that determines its internal evolutionary potential, — life-purpose values. The terminological analysis of the conceptual apparatus of personality's life-purpose values is performed, with special attention to the essence of self and success, which provide the wholeness of the individual. The significance of the motivational sphere of personality in the philosophy of self-development is substantiated. The conclusion has been made about the co-evolutionary nature of the individual development and the sociocultural system. It is emphasized that in the self-development of personality as a conscious management the leading role is played not by the factors of the external environment, but specifically by internal factors.

Keywords: personality, life-purpose values, personality wholeness, self, success, motivation, internalized development, self-development, culture, society

For citation: Andriyenko E. V., Romanova A. S. "Internal Factors of Personal Self-Development in the Philosophical Dimension". Economic and Social Research 2 (42) (2024): 84—92. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2024-2-84-92 EDN: UEBQJU.

Саморазвитие личности — одна из наиболее глубоких и актуальных проблем современной науки. Философский подход позволяет обобщить данные, полученные в контексте психологии, педагогики и других наук, изучающих личность, и получить целостное и системное представление об объекте исследования. Личность является, прежде всего, социальным конструктом. В связи с этим в большинстве исследований личностного саморазвития акцент делается на внешних факторах, определяющих динамику личностной эволюции. Вместе с тем развитие — это диалектический процесс, обусловленный как внешними, так и внутренними (интернальными) факторами. Без изучения интернального аспекта саморазвития, составляющие которого конституируют внутренний эволюционный потенциал личности, нельзя получить полного представления о саморазвитии личности. К факторам развития личности относятся: личностное мировоззрение, внутренняя аксиологическая система, направленность, мотивация, мировосприятие и самовосприятие, эмоционально-чувственная сфера, личностная активность, а также способности к самопознанию, самовоспитанию и самосозиданию. Основой интерналь-ной стороны личностного саморазвития является мировоззрение и базовые ценности, на основе которых оно формируется.

Вопрос личностного развития и саморазвития неоднократно становился предметом научного исследования представителей как философии, так и других наук, в том числе психологии, педагогики, социологии. Среди авторов, которые изучали проблему личностного саморазвития, выделим А. А. Волочкова и Е. Г. Ермоленко [2], А. А. Ларину [3], Л. А. Мясникову [6], Н. А. Низовских [7], С. Л. Рубинштейна [9], М. А. Щукину [10], К.-Г. Юнга [11]. При этом отметим практически полное отсутствие исследований, посвященных именно проблеме внутренних факторов, обусловливающих саморазвитие личности, что говорит о необходимости научных поисков в данном направлении.

Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека на мир, на свое место в нем, а также на смысл жизни и деятельности, которая упорядочивает действительность и отображает теоретико-интеллектуальный и эмпирический опыт личности [1, с. 94]. Понятие «мировоззрение» произошло от немецкого слова Weltanschauung, впервые использованного И. Кантом. Мировоззрение личности представляет «дорожную карту» ее бытия и саморазвития, показывая, куда и к чему следует стремиться.

Опорой мировоззрения личности выступает система смысложизненных ценностей. Корневая морфема «смысл» присутствует в данном контексте не случайно. В философии экзистенциализма страх потери смысла — это один из базовых экзистенциальных страхов. Смысложизненные ценности — это предельные мировоззренческие ориентиры личности в бытии, которые являются для нее жизненно важными. Они формируются под влиянием биологических, культурных и социальных факторов. К таким ценностям можно отнести мир и благо, счастье, добро и зло, цель и смысл бытия, славу и благополучие, творчество, свободу, гуманизм, индивидуализм, справедливость и др. В пространстве культуры и социальной реальности личность выбирает определенные ценности, которые становятся для нее смысложизнен-ными, поскольку приобретают глубокий индивидуальный смысл, мотивируют индивидуальную деятельность. Система смысложизненных ценностей конструирует отношение личности к миру и к себе, детерминирует ее поведение и восприятие бытия. Безусловно, к смысложизненным ценностям относится осознание ценности жизни, а также ценности собственной личности, своей самости.

В терминах К.-Г. Юнга [11] самость (нем. Selbst — «сам», «собственная личность») — это один из архетипов, обеспечивающий цельность личности, он объединяет сознательную и бессознательную части психики. Цельность — это важнейший показатель психического здоровья и гармоничного развития. Только цельный человек может осознанно управлять своим развитием, т. е. саморазвиваться. Весьма точно характеризует суть самости, самобытие и его роль в саморазвитии личности Л. А. Мясникова: «Индивид будет существовать и постигать себя по-разному, в зависимости от того, "в какое зеркало он смотрится"». Способы развертывания самобытия раскрываются: 1) в метафизически постигаемом отношении индивида

с миром, 2) в связи индивид — род, схватываемой через культурно-историческое измерение, 3) в непосредственном общении Я — Ты, 4) во внутренней связи с самим собой. «Высшей точкой... замыкающей круг в целостность, является вопрос, который индивид ставит в отношении себя, вопрос об имманентных основаниях своего бытия, о подлинности своего существования или о смысле своей жизни» [6, с. 7].

Направленность личности представляет собой систему устойчивых побуждений, характеризующих личностную картину мира, стремления и цели личностной активности, влечение и избегание тех или иных явлений и ситуаций. Направленность, как и сам феномен личности, — это явление динамичное. Она трансформируется в процессе личностного развития и саморазвития, формируя избирательность ее отношений с окружающим миром (симпатии и антипатии, желания и интересы). Направленность предполагает определенное отношение — к своему Я и к внешнему миру. Саморазвитие включает отношение личности к себе одновременно как к субъекту и объекту. Саморазвитие, как и самовоспитание, самосозидание, саморегуляция (феномены «само-» в терминологии М. А. Щукиной [10]) — это всегда направленность Я на себя. Принципиально важен при этом тот факт, что личность в этих процессах управляет ими, предопределяет их ход, а не только реагирует на некие внешние вызовы. Осознанно направляя трансформирующую и созидательную деятельность на собственное Я, личность переходит на уровень индивидуальности, которая, развиваясь под влиянием биологических и социокультурных факторов, сама для себя выступает детерминирующим фактором эволюции.

Направленность личности на саморазвитие и реализацию данного процесса становится возможной благодаря осознанности. Основой осознанности выступает центральный элемент рефлексивной деятельности, известный в научной литературе как

«внутренний наблюдатель». Эмоции и чувства приходят и уходят весьма динамично и бурно (особенно тогда, когда они физиологически обусловлены), но при этом у здоровой личности сохраняется стабильная самоидентичность (понимание того, что Я — это Я). Эта самоидентичность, самотождественность личности в каждый момент времени в различных эмоциональных состояниях обеспечивается «внутренним наблюдателем» — элементом личности, отвечающим за внутреннюю рефлексию. «Наблюдатель» подобен вахтеру в многоэтажном доме: он как бы следит за входящими и выходящими людьми, но не вмешивается непосредственно в их деятельность. В ряде психических расстройств, в том числе при различных видах шизофрении, функции наблюдателя нарушены, или его нет вообще, или в психической реальности личности присутствуют несколько субъектов (не случайно само слово «шизофрения» означает «многоумие»), поэтому происходит постепенный, или прогрессирующий, распад личности. Посредством функционирования «наблюдателя» личность может осознавать свои интеллектуальные и эмоционально-чувственные состояния («я сержусь», «я доволен»), причем это осознание может происходить в невербальной форме. Чем сильнее развита эта функциональная часть личности, тем эффективнее она саморазвивается.

Мотивационная сфера личности всегда актуальна для ее развития и саморазвития. Мотивы динамичны, они возникают, реализуются, угасают, меняются. Если при достижении значимой цели один мотив угасает, необходимо его усиление другими мотивами. При этом личность может черпать дополнительные мотивы из социокультурной среды (в развитии) или формировать их для себя самостоятельно (в саморазвитии). Фактически речь здесь идет о самомотивации. Такой механизм подкрепления и усиления мотивации определяет стабильность развития

и саморазвития личности. Осознание мотивов собственной активности не всегда сопутствует процессу развития личности. Часто без посторонней помощи, например психологической консультации, человек не может осознать, что к саморазвитию его мотивирует желание получить любовь и одобрение окружающих. Вместе с тем развитие личности может происходить и неосознанно. Но наиболее эффективным является осознанное развитие, предполагающее осознание собственной мотивации, т. е. саморазвитие. Как справедливо отмечает Н. А. Низовских, саморазвитие уже само по себе является самоценным мотивом для его реализации [7, с. 113]. Потребность в саморазвитии зачастую формируется в подростковом возрасте и является кульминацией становления личности.

Дополнительными мотивами саморазвития являются:

1) подражание (его суть — развиваться, чтобы быть похожим на определенный идеал);

2) потребность в любви, признании и независимости (быть привлекательным, любимым и независимым);

3) познание и самопознание (знать и понимать себя и мир вокруг);

4) самообогащение внутренних сил (расширять границы своих возможностей);

5) самореализация (реализовывать потенциал собственного Я в социокультурном контексте);

6) самоутверждение (получать общественное признание и высокий социальный статус);

7) самоактуализация (становиться собою истинным);

8) самовыражение (выражать себя в бытии, в полной мере ощущать бытие);

9) профессиональное самоопределение (становиться мастером своего дела);

10) бытие как противопоставление смерти, не-бытию (жить в полной мере, не откладывая жизнь на потом перед лицом неизбежной смерти);

11) гедонизм (уметь наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях, в том числе и трудом, и преодолением препятствий);

12) свобода и ответственность (быть свободным и самому нести ответственность за свое благополучие и счастье);

13) смысл жизни (обрести смысл бытия);

14) гармония (обрести гармонию с собой и миром);

15) высшие смысложизненные ценности (развиваться, чтобы реализовать определенные аксиологические доминанты).

Как пишет А. Маслоу, самоактуализирующимися личностями движет метамоти-вация, или мотивация бытийными ценностями: «...такими ценностями, как истина, красота, новизна, уникальность, справедливость, лаконичность, простота, доброта, аккуратность, эффективность, любовь, честность, невинность, совершенство, порядок, элегантность, рост, чистота, подлинность, покой, мир и т. п.» [5, с. 344].

Важнейшей аксиологической доминантой и одновременно мотивацией саморазвития личности на современном этапе является успех. На всех этапах развития общества существовала необходимость в воспитании представителя нового поколения как успешной личности, гражданина своего государства. Создание социокультурных, экономических, правовых и педагогических условий, активизирующих развитие внутренних возможностей личности, способствует стабилизации развития социума, обеспечивает демократические конституционные основы социума.

К современным факторам, способствующим личностному успеху, можно отнести доступность, качество и социальную эффективность образования, его ориентацию на развитие потребности человека быть значимым и востребованным в обществе, способности проектировать жизненный успех и достигать его. Только обладающие этими качествами члены общества могут эффективно участвовать в различных сферах жизнедея-

тельности, заниматься социальным и культурным созиданием и обеспечивать поступательное развитие общества и защиту национальных интересов.

Современные философские, социологические, психологические исследования свидетельствуют о том, что представление о социальном порядке формируется вокруг такой фундаментальной социальной смыслообра-зующей категории, как успех [8, с. 133]. Признание и социальное вознаграждение непосредственно зависят от того, насколько сочетаются ценностно-символические универсумы индивида и его социального окружения. В целом успех как сущностная составляющая личностного бытия является результатом творческой деятельности по преобразованию собственного Я, по выходу за пределы собственных жизненных ограничений, — жизненным «прорывом» к свободе от природной и социокультурной обусловленности. С феноменологической точки зрения, успех — одна из a priori заложенных в человеческую природу структур бытия.

Личностный успех предстает как сложный и многоуровневый мировоззренческий и социокультурный феномен, характеризующийся внутренним единством и диалектической противоречивостью. С одной стороны, успех — это характеристика и показатели переживания личностью результатов собственных действий и усилий по саморазвитию, с другой — показатель своеобразия ее положения в социуме.

Эмоционально-чувственная основа саморазвития личности является неотъемлемой частью этого сложного и многогранного процесса. Чувства и эмоции помогают взаимодействовать с миром и собой, поэтому их необходимо проживать. Нереализованные эмоции и чувства создают блоки и препятствия на пути реализации себя, а также провоцируют неврозы и соматические проблемы. Примером нереализованной эмоции как барьера на пути саморазвития является

эмоция зависти, на которую часто наслаиваются эмоциональные боли — стыд, печаль и презрение к себе. Эмоция зависти табуи-руется с детства на уровне личности и на уровне культуры в сакральных текстах (например, библейским сюжетом о Каине и Авеле). Запрещая себе испытывать зависть, поскольку в основе зависти — эмоционально негативный результат сравнения себя с другими, личность отказывается от ценного ресурса саморазвития. Если эту эмоцию принять в себе и прожить осознанно и без чувства вины за нее, то объект зависти становится сильнейшим мотиватором саморазвития. Этот пример иллюстрирует два важных факта. Во-первых, эмоции бывают первичными и вторичными. Зачастую для саморазвития личности важно распознать не только вторичную эмоцию (например зависть), но и те эмоции, которые стоят за ней (нереализованность, страх, стыд). Во-вторых, эмоции и чувства — это важный адаптивный механизм. Неадаптивные эмоции не дают личности чувства внутреннего облегчения и не способствуют ее эволюции. Адаптивный и эволюционный потенциал эмоционального развития раскрывается тогда, когда личность осознает свои первичные эмоции. В процессе саморазвития личность учится трансформировать свои эмоции и чувства, раскрывая их адаптивный потенциал.

Интернальный аспект саморазвития личности проявляется в том, что процесс саморазвития предполагает самодвижение личности, ее включенность в деятельность по самосозиданию. Саморазвитие формирует внутреннюю зрелость и делает личность субъектом деятельности. С. Л. Рубинштейн [9] и другие авторы подчеркивали, что овладение навыками произвольной деятельности для личности означает осознание себя субъектом. Диалектика саморазвития проявляется в том, что активность личности развивается в процессе деятельности, а затем личность обретает возможность управлять

своей деятельностью осознанно. Без этого механизма было бы невозможно создавать свои мотивы, давать им оценку, а значит планировать жизненные события и реализо-вывать их. Осознанный человек, личность, делает собственную жизненную активность объектом для практической трансформации.

В отечественной науке, как отмечает А. А. Ларина, сложились два подхода к сущности личностной активности в саморазвитии [3]. Культурно-исторический подход подчеркивает роль противоречий как источников развития, поскольку активность личности на пути преодоления этих противоречий — это ее саморазвитие. Подход предполагает, что гармония возникает в результате разрешения диалектических противоречий.

Субъектно-деятельностный подход видит сущность саморазвития личности в выборе способа преобразования своего бытия, в котором она становится субъектом. Обобщая эти подходы, можно сказать, что саморазвитие — это активность личности, проявляющаяся в самотрансформации.

Активность личности — это важнейший ресурс саморазвития, он проявляется: 1) в осознании разницы между «Я-реаль-ным» и «Я-идеальным», а также борьбы мотивов; 2) в преодолении несовершенства поведенческих навыков и умений, а также противоречий между целями и средствами, между потребностями и возможностями. В жизни человека возникают противоречия — между целями, задачами и имеющимися средствами для их достижения, между стремлениями и возможностями их реализации, удовлетворения потребности в них, между тенденциями к изменчивости и стереотипии, между старым и новым — и разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям [2]. Выделяются также такие механизмы саморазвития, как рефлексия, самопринятие, самопрогнозирование, и формы саморазвития — самоутверждение, самосовершенствование,

самоактуализация. Активность личности, направленная на саморазвитие, формирует индивидуальность как высший уровень субъектности личности.

Для классификации уровней эволюционной субъектности личности целесообразно использовать материал исследования Н. А. Логиновой:

1. Низший уровень субъектности характеризует неосознанный процесс личностного развития как побочное следствие повседневной жизненной активности и привычек личности (характерен для детей и взрослых, занимающих пассивную жизненную позицию, не ответственных за свое бытие и развитие).

2. Средний уровень субъектности личности характеризует ситуацию, когда личность не формирует события своего бытия, но в своей активности реализует личный выбор при наличии альтернативных обстоятельств в целях адаптации к жизненным ситуациям.

3. Высший уровень субъектности личности равнозначен осознанному саморазвитию, подразумевающему контроль личности над процессом своей эволюции и коррекцию векторов развития (фактически является на-даптацией, поскольку позволяет личности не только адаптироваться к жизненным обстоятельствам, но и формировать их в соответствии со своими эволюционными целями, ценностями и смыслами) [4].

Саморазвитие личности не всегда тождественно личностной активности в чистом виде, но в ходе реализации саморазвития личность формулирует задачи и включается в такие виды активности, которые будут способствовать достижению поставленных целей. С одной стороны, личностная активность всегда в определенной мере детерминирована социокультурной средой. С другой стороны, личность в процессе саморазвития делает свою активность всё более индивидуализированной, избирает те формы деятельности и образа жизни, которые способствуют реализации поставленных ею задач. Функциональное наполнение объема активности

личности в процессе саморазвития достаточно полно описано в исследовании М. А. Щукиной [10] и включает: 1) осознание горизонтов и вариативности путей развития; 2) выбор альтернатив личностной эволюции; 3) формирование желаемой модели будущего на основе целей саморазвития; 4) организацию собственной активности в оптимальном достижении эволюционных целей; 5) формирование среды для саморазвития; 6) оценивание и коррекцию процесса саморазвития. В целом процесс саморазвития включает активность личности в самопреобразовании в соответствии с осознанными ценностями, целями и задачами посредством использования инструментов и факторов среды.

Самопознание — это изучение личностью своих духовных и физических особенностей, которое начинается в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Самопознание включает в себя такие аспекты, как: самонаблюдение, самоанализ, самопонимание, самопринятие, самоуправление (саморегуляция), а также самовыявление и самосовершенствование. Самопознание личности осуществляется на трех уровнях: природном (физическом) — как познание своей телесности и своих физических возможностей; социокультурном — как познание себя как субъекта социальных отношений, культурных норм и ценностей; личностном — как свобода, творчество, поиск путей самоактуализации и реализации своего внутреннего потенциала.

Самовоспитание — это осознанная работа личности по формированию в себе положительных качеств, помогающих успешно адаптироваться к внешней среде, а также работа по устранению отрицательных качеств, которые препятствуют саморазвитию и социокультурной адаптации.

Самосозидание представляет собой общую стратегию личностного развития, а самовоспитание (как и самореализация) относится к особенным индивидуальным

стратегиям. Самосозидание, самовоспитание и самореализация выступают одновременно средствами социальной и культурной идентификации личности.

Личность в субъективном пространстве (пространстве внутреннего мира) выступает в виде множества «лиц», способных занимать разные позиции, выполнять разные функции. При осуществлении саморазвития личность исполняет одновременно роли и субъекта, и объекта. Благодаря принципам субъекта и антропологизма становится возможным понимание саморазвития как творчества и личности как точки бытия, в которой совпадают субъект и объект, творец и творение.

Таким образом, социокультурный и личностный прогресс тесно связаны друг с другом. Развитие и саморазвитие личности определяется как внешними, так и внутренними факторами. Процесс саморазвития личности предполагает осознанное управление своими внутренними ресурсами, поэтому внутренние факторы играют в самоуправлении ведущую роль. Интернальные аспекты саморазвития личности составляют систему ее эволюционных ресурсов, к ним относятся: 1) личностное мировоззрение; 2) индивидуальная система ценностей; 3) направленность; 4) мотивация; 5) миро- и самовосприятие; 6) эмоционально-чувственная сфера; 7) личностная активность; 8) самопознание; 8) самовоспитание; 9) самосозидание. Основой интернального аспекта саморазвития выступают смысложизненные ценности, их формирование зависит от биологических предпосылок и усвоения личностью аксиологических доминант и ориентиров социума и культуры. Смысложизненные ценности — это предельные мировоззренческие ценности личности, позволяющие ей ориентироваться в бытии, жизненно важные для нее. Для осознанного развития собственного Я принципиально важна самость. Самость — это базовый архетип и смысложизненная ценность, интегрирующая сознательное

и бессознательное начала личности, а также ее индивидуальный, родовой и социокультурный онтологические аспекты. Функцией самости является интеграция внутренних и внешних ресурсов личности, сознательных и бессознательных ее аспектов. Ценностной и мотивационной доминантой саморазвития личности в современных условиях выступает успех как характеристика переживания личностью результатов саморазвития, а также как показатель своеобразия ее положения в социуме. Успех является сущностной составляющей личностного бытия и результатом творческой деятельности по преобразованию личности, актом свободы, выходом за пределы собственных мировоззренческих ограничений.

Список литературы и источников

1. Андрieнко О. В. Свггоглядш ви]шри демократичного сощуму. Донецьк: ДонНУ, 2013. 346 с.

2. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 17—33. EDN: ОХРШР.

3. Ларина А. А. Саморазвитие как активность человека по преобразованию самого себя // Территория науки. 2014. № 1. С. 52—58. EDN:

4. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. с. 103—109.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. 2-е изд., испр. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. 494 с.

6. Мясникова Л. А. Тайна и смысл индивидуального бытия: монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 218 с. EDN: ТРБЕЕХ.

7. Низовских Н. А. Мотивация саморазвития человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 1-1. с. 113—120. EDN: JVTFGJ.

8. Романова А. с. Личностный успех как социокультурный и мировоззренческий феномен // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 130—135. EDN: HVCJAH.

9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2017. 287 с. (Мастера психологии).

10. Щукина М. А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал ВШЭ. 2014. Т. 11. № 2. С. 7—22. EDN: TWHXKX.

11. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. 317 с. (История психологии в памятниках).

References

1. Andrijenko O. V. Worldview Dimensions of Democratic Society. Donetsk: Donetsk National Univ., 2013. 346 p. (In Ukrainian).

2. Volochkov A. A., Ermolenko E. G. "Personality's Value Orientation аs аn Expression оГ Sense-Formative Activity". Psikhologicheskii zhurnal 25.2 (2004): 17—33. (In Russian). EDN: OXFYNP.

3. Larina A. A. "Self-Development as Human Activity of Self-Transformation". Territoriya nauki 1 (2014): 52—58. (In Russian). EDN: TJDSLJ.

4. Loginova N. A. "Human Path of Life as a Problem of Psychology". Voprosy psychologii 1 (1985): 103—109. (In Russian).

5. Maslow Abraham H. The Farther Reaches of Human Nature. Harmondsworth: Penguin Books, 1971. 440 p.

6. Myasnikova L. A. Mystery and Meaning of Individual Being: monograph. Ekaterinburg: Ural State Univ. Publ., 1993. 218 p. (In Russian). EDN: TPBFLX.

7. Nizovskikh N. A. "Motivation of Human Self-Development". Vestnik Vyatskogo gosudarstven-nogo gumanitarnogo universiteta = Herald of Vyatka State University 1-1 (2008): 113—120. (In Russian). EDN: JVTFGJ.

8. Romanova A. S. "Personal Success as a Socially-Cultural and Worldview Phenomenon". Vestnik

Donetskogo natsional'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki = Bulletin of Donetsk National University. Series B: Humanities 1 (2020): 130—135. (In Russian). EDN: HVCJAH.

9. Rubinshteyn S. L. Existence and Consciousness. St. Petersburg: Piter, 2017. 287 p. (In Russian). Mastera psikhologii.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shchukina M. "Subjectivity Approach to Self-Development of the Personality: Theoretical Understanding and Empirical Study". Psikho-logiya. Zhurnal VShE = Psychology. Journal of the Higher School of Economics 11.2 (2014): 7—22. (In Russian). EDN: TWHXKX.

11. Jung Carl Gustav. Psychology of the Unconscious. Authorized transl., with introd., by Beatrice M. Hinkle. 1916. Mineola, NY: Dover Publ., 2003. 566 p.

Информация об авторах

Андриенко Елена Владимировна — доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (Россия, 192238, Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15). ORCID: 0000-0002-2342-2404

Романова Анна Сергеевна — аспирантка кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет (Россия, 400062, г. Волгоград, Университетский пр., 100). ORCID: 0009-0006-0611-0798

Information about the authors

Elena V. Andriyenko — PhD (Philos.), Professor at the Chair of Philosophy and Cultural Studies, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences (Russia, 192238, St. Petersburg, Fuchik st., 15). ORCID: 0000-0002-2342-2404

Anna S. Romanova — Postgraduate Student at the Chair of Philosophy and Theory of Law, Volgograd State University (Russia, 400062, Volgograd, Universitetsky ave., 100). ORCID: 0009-0006-0611-0798

Статья поступила в редакцию: 16.02.2024.

The article was submitted: 16.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.