Научная статья на тему 'ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ САМОСОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК'

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ САМОСОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ САМОСОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК»

Лисина О.В. ассистент кафедра ГМУС

Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет Россия, г. Казань ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ МОДЕЛИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И АЛЬТЕРНАТИВНЫХ

САМОСОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК Здоровье-потенциативное поведение предполагает определенные социальные или индивидуальные действия, которые подразделяют на институциализированные и неформальные практики, в некоторых случаях нелегитимные или псевдоздоровьесберегающие. Первая группа практик -формы традиционного медицинского врачевания, обозначенные еще Т.Парсонсом как патерналистские, в процессе которого происходит легитимация власти врача и роли больного. Вторая группа -здоровьесберегающие практики, имеющие неформальный личностный или межличностный характер. Здесь следует выделить традиционные и альтернативные здоровьесберегающие практики, предлагающие собственные подходы к витальному поведению.

Применение неформализованных практик воспроизводства жизненных сил приводит к символической редукции субъектом медицинской модели поведения по оздоровлению. При этом индивидуальные способы самосохранения, в которых нет прямого участия специалиста, основываются на популяризированном профессиональном знании, но поскольку индивидом частично усваивается его роль, то врач или целитель представлены в виде интериоризованного образа. Следует отметить, что в классическом понимании интериоризация представляет собой несколько трансформировавшееся определение Э.Дюркгейма - «заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений» [5], которое в современной интерпретации рассматривается как «формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности» [4], перенесение социальных норм и ценностей извне внутрь. Такая интериоризация позволяет субъекту, т.е. «больному» аккумулировать внутренний резерв ресурсов, создавать дополнительную устойчивость, сформировывать на основе идеального типа профессионального подхода к решению проблемы усовершенствованную модель поведения, что облегчает процесс адаптации к изменениям.

Выбор определенной практики во многом зависит от социокультурного образца здоровья современного времени-пространства, интерпретации индивидом здоровья и болезни, социальных норм, ценностей,

доминирующих в медиапространстве, отношения к здоровью, образов здорового, больного и собственных представлений. О.С. Васильева и Ф.Р. Филатов [3] выделяют несколько альтернативных подходов к их пониманию: нормоцентрический (здоровье как совокупность среднестатистических норм поведения и реагирования, болезнь - патология); феноменологический (конструирование индивидуальных способов «бытия-в-мире», здоровьесбережение в субъективной реальности «здесь-и-сейчас»); холистический (здоровье как целостность, зрелость, интегрированный опыт); кросс-культурный (здоровье детерминировано социокультурным контекстом, особенностями универсальных и локальных эталонов); дискурсивный (здоровье как продукт определенного дискурса); аксиологический (здоровье как основная ценностная ориентация) и интегративный, объединяющий вышеописанные модели. Однако здоровье является объектом одновременно и социокультурной, и индивидуальной детерминации. Например, социетальность христианского

здоровьесберегающего образа жизни выражается в культурно-нормативном поведении верующего, в том числе нравственных аспектах осмысления здоровья - болезни и в избегании двух крайностей: «Первая крайность -принятие и применение предписанных правил и принципов как средства спасения. Вторая крайность состоит в убеждении, что если дела не спасают, то они не важны и можно поступать как угодно» [2].

Поясним, в чем состоит «социокультурность» здоровья. Данная характеристика наделяет здоровье социальным и культурно-символическим смыслом, типологизирует его как социально-индивидуальную переменную, интегрируя акмеологическое понимание - актуализацию возможностей субъекта и культурно-историческое детерминирование. Адаптируя наиболее подходящие к нашему интегративному подходу категории из теории формирования здоровьеориентированности молодежи И.М. Усманова [6], добавим, что в основе становления здоровья как ценности лежит «социальная культура, которая состоит из: общекультурных и нравственных ценностей; квалификационного потенциала (знаний, умений, способностей, навыков, обеспечивающих деятельность по развитию жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности); психофизиологического потенциала (умения общаться с людьми, работоспособности); образовательного потенциала (интеллектуальных, познавательных способностей, интеллектуальной культуры, креативности).

Здоровьесберегающие практики классифицируются современными исследователями на основании различных критериев. По видам они подразделяются на традиционные (научные или ортодоксальные) и альтернативные (народные, неортодоксальные). По характеру действия здоровьесберегающие технологии разделяют на следующие группы: защитно-профилактические, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие. Здоровьесберегающая деятельность

предполагает использование здоровье-сохранительных и здоровье-стимулирующих технологий в предметно-пространственной среде, интеллектуальной среде, духовно-нравственной, физкультурно-рекреативной, коммуникативной и информационной среде. Отметим, что в области укрепления здоровья выделяют следующие типы технологий: [1]

1. здоровьесберегающие (создающие оптимальные, безопасные условия жизнедеятельности, решающие задачи рациональной организации повседневной деятельности, например, образовательного или рабочего процесса, свободного времени, с учетом индивидуальных особенностей, соответствия интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузок возможностям субъекта);

2. оздоровительные (направленные на укрепление физического здоровья, поддержания и приумножения ресурсов здоровья);

3. технологии обучения здоровью (формирующие ориентацию на здоровый образ жизни, обучение жизненным навыкам, правилам гигиены, профилактика заболеваний, травматизма, злоупотребления алкоголем, психоактивными веществами, половое воспитание). Реализуются данные технологии путем включения в профилактическую работу;

4. технологии воспитания культуры здоровья (формирование личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание).

Здоровьесбережение как система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности, содержания деятельности, методов и технологий сбережения здоровья, средств, используемых в процессе здоровьесбережения, организационных норм, критериев оценки эффективности данной деятельности.

Изучая здоровьесберегающие практики как социокультурный феномен, необходимо обратиться к теоретическим изысканиям двух строго антагонистичных ранее систем - традиционной и альтернативной медицины. Именно приверженность, склонность и доверие отдельного человека к одной из этих систем определяют используемые им методы профилактики, лечения, выбор здоровьесберегающих практик.

Современное общество научилось эффективно синтезировать виды здоровьесберегающих практик, сочетать новые научные знания с традиционными медицинскими представлениями. Согласно концепции И.В. Шумова, образуется доктрина современной интегративной медицины, которая отражает применяемые обществом здоровьесберегающие практики и представляет следующие последовательно появляющиеся положения в эволюции медицины: [7]

1) интеграция медицины, теологии, социологии и философии;

2) интеграция медицины и физико-математических наук (математика,

кибернетика, физика, химия, астрономия);

3) синтез медико-биологических и клинических наук;

4) синтез традиционной и научной медицины;

5) синтез традиционных и новых медицинских технологий.

Сторонники альтернативной медицины применяют практики,

ориентированные на длительный эффект, постоянное оздоровление, основанное на оптимальном развитии и интеграции физического, духовного, ментального, эмоционального здоровья человека. Вышесказанное подтверждает влияние духовно-нравственной базы, ценностей, образа жизни на здоровьесберегающее поведение и воспроизводство жизненных сил. Традиционная система здоровьесбережения считается наиболее патерналистской и препятствующей развитию навыков самостоятельности, ответственности за собственное здоровье и благополучие.

Социологическое осмысление традиционных и альтернативных здоровьесберегающих практик отражено в двух сформировавшихся к данному моменту научных парадигмах, которые представлены сторонниками этих медицинских практик и технологий. Рассмотрим основные индикаторы, формирующие данные парадигмы, и их принципиальные отличительные черты, приведенные в Таблице 1.

Таблица 1 Сравнение парадигм традиционной и альтернативной

медицины по индикаторам [7]

Индикаторы Традиционная медицина Альтернативная медицина

Разум, тело, дух разделены едины

Тело сумма частей, механизм живой микрокосм, или вселенная

Причины болезни составные части «ломаются» возникает дисбаланс энергии -жизненной силы

Задача медицины бороться с болезнью восстановить гармонию тела - духа - разума

Функции врача подавить и устранить симптомы выявить причину возникновения дисгармонии и дисбаланса

Основное внимание следует уделять составным частям, материи единому целому, энергии, духу

Лечение заключается в попытке «починить» сломанные части стимуляции процесса самоисцеления

Основные методы лечения лекарства, хирургия диета, физические упражнения, травы, борьба со стрессами, социальная поддержка

Медицина - это лечение болезни забота о здоровье

На основании представленного сравнения, альтернативный подход можно обозначить как целостный или холистический. Тогда как традиционный подход к здоровьесбережению воспринимает тело как совокупность отдельных частей, где каждая часть состоит из других, более мелких элементов, т.е. ответственность за результат лечения лежит только на враче.

Таким образом, для вышеозначенных подходов к здоровью, выделяются универсальные принципы самосохранения. Обозначим некоторые из данных принципов: принцип жизнестойкости, витальности, равновесного состояния между телом/душой, внутренним/внешним, индивидуальным/социальным, принцип поддержания жизнеспособности, потенциации жизненных сил, стабильности и т.п.

Использованные источники:

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. Т.7. 2000. № 2. С. 21-28.

2. В начале было Слово: Изложение основных библейских доктрин // Основы вероучения христиан-адвентистов седьмого дня. Заокский: Изд-во «Источник жизни», 2002. С. 289.

3. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 10.

4. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск.: Харвест, 1998. С. 558.

5. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Новые идеи в социологии, сб.2. СПб, 1914. Цит. по Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: Макцентр, 1994. С. 37.

6. Усманов И. М. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе (социально-философский анализ): дис. канд. филос. наук. Уфа, 2008. 24 с.

7. Шумов И. В. Альтернативная медицина в системе современных знаний // Международный научно-практический журнал «Традиционная медицина. Восток и Запад». Новосибирск, 2004. № 1. С. 25.

Литвинов А.Н., к. э. н.

доцент

кафедра «Инвестиции и инновации» Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва ТЕЗАВРАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ВЛОЖЕНИЯ В ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ, ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И

АНТИКВАРИАТ Аннотация. Настоящая статья посвящена тезаврационным инвестициям, которые предполагают осуществление вложений в драгоценные металлы и драгоценные камни, а также изделия из них, и предметы коллекционного спроса. Тезаврационные инвестиции могут быть очень эффективным способом вложения средств и принести немалую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.