Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие практики как социокультурный феномен: основные подходы и противоречия'

Здоровьесберегающие практики как социокультурный феномен: основные подходы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
288
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лисина О. В.

В статье рассмотрены культурологические аспекты здоровья, основные социологические подходы к самосохранительному поведению и видам здоровьесберегающих практик. Выявлено влияние ортодоксальных и неортодоксальных медицинских практик на формирование лечебной субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие практики как социокультурный феномен: основные подходы и противоречия»

щих более эффективной, а сам процесс вхождения таких регуляторов в полную силу более скорым. С помощью таких мер моральная регуляция исполнения служебных обязанностей государственных служащих приобретет не декларативный и «показной» характер, но станет достойным дополнением к юридической ответственности государственных служащих за свои действия.

Таким образом, вопрос о профессионально-нравственных качествах государственных служащих актуализировался с переходом общества к новым, социально-ориентированным стандартам функционирования общества. От нравственности представителей государственной службы зависит и все развитие системы государственного управления, а это в свою очередь определяет развитие государства и общества. Важно выработать не только формальные подходы к проблеме нравственности государственных служащих путем утверждения Кодексов, регулирующих этот аспект их деятельности, но и больше использовать механизмы обратной связи с населением через открытое обсуждение в средствах массовой информации этой проблемы.

Список литературы:

1. Хозяинов А.Г. Механизмы укрепления дисциплины государственных гражданских служащих // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2005. - № 4. - С. 135-145.

2. Социологические исследования в системе государственной службы 2009-2010 гг. - М.; Орел, 2010. - 134 с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРАКТИКИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

© Лисина О.В.*

Казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань

В статье рассмотрены культурологические аспекты здоровья, основные социологические подходы к самосохранительному поведению и видам здоровьесберегающих практик. Выявлено влияние ортодоксальных и неортодоксальных медицинских практик на формирование лечебной субкультуры.

Здоровьесберегающее поведение и детерменирующие его факторы, в частности значимые с точки зрения диссертационного исследования - национально-культурный код, духовно-нравственный капитал, витальные ценности,

* Ассистент кафедры Государственного, муниципального управления и социологии, соискатель.

степень религиозности личности, благодаря которым образуется сеть духовных смыслов в институциональном пространстве, рассматривается нами сквозь призму социокультурного подхода. Нравственность, верования и знания, являющиеся элементами культуры, влияют на формирование самосохра-нительных установок, здоровьесберегающей компетентности отдельного человека, выбор практик и стратегий здоровьесбережения. Национально-культурный код также ориентирует социальный менталитет на витальность, воспроизводство жизненных сил, на здоровье как доминантную ценность, определяет общественное и индивидуальное здоровье. В тоже время национально-культурный код определяется духовными и религиозными ценностями, например, в России это ценности христианства, православия. Ядов В.А. трактует национально-культурный код как «набор культурных архетипов, характеризующих идентичность историко-культурного типа личности, социальные и групповые солидарности» [9]. Человек в таком закодированном пространстве культуры, по мнению Ю.М. Лотмана, как член культурного сообщества является «иерархически организованной системой индивидуализированных социальных кодов» [7, с. 17].

В данной работе социокультурный подход анализируется на основе трудов П. Сорокина, М. Вебера, А.С. Ахиезера, Н.И. Лапина, Л.Г. Ионина и предполагает понимание общества как «единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека» [5, с. 24]. Значительный вклад в исследование социально одобряемых действий, мотивации поведения, его типов внесли такие классики социологии, как М. Вебер и Э. Дюрк-гейм. С точки зрения данной работы не менее значимы их научные труды в области социологии религии («Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912), «Протестантская этика и дух капитализма» и др.), которые явились теоретическим основанием в нашем исследовании влияния степени религиозности на здоровьесберегающие установки, самосохранительные практики на примере воспитанников высших духовных учебных заведений. Особенно ценен вклад М. Вебера как исследователя социально-культурного значения религии, степени отражения религиозных взглядов в образе жизни, при выборе путей, «методов спасения»; изучающего использование этических убеждений и эстетических средств воздействия в специфически рациональных религиях для усиления «оказания определенного влияния в смысле формирования интеллектуалистиче-ской и рациональной методики образа жизни» [2, с. 259] и, наконец, как разработчика теории «церковь-секта». При этом ключевым компонентом «рационализации» поведения, действий человека он обозначает замену «внутреннего следования привычным обычаям планомерной адаптацией к констелляции интересов» [4, с. 490]. Вебер М. подчеркивает неоднозначность данной позиции, поскольку «рационализация» может иметь более позитивную или негативную направленность - в зависимости от степени сознательной ценности.

Вебер М. одним из первых констатирует дуальное понятийное отграничение «священников» и «колдунов», разграничивая тем самым и виды применяемых - предлагаемых практик сохранения здоровья и моделей повседневного поведения. Здоровый образ жизни описывается М. Вебером как «правильное», одобряемое поведение и «действия индивида, влияющие на сохранность здоровья» [3, с. 502] он относит к социальным, подчеркивая этим общественную значимость самосохранительного поведения и здорового образа жизни. На выбор здоровьесберегающих практик, по мнению социолога, влияют социальный статус, «принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы» [12, с. 161].

Здоровье и болезнь согласно социальному реализму Э.Дюркгейма «суть лишь два противоположных аспекта одной и той же категории фактов - жизни» [8, с. 218]. Под социальным здоровьем он понимает «нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива и общества, способность адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития» [12, с. 162]. Дюркгейм Э. акцентуализирует в своей теории коллективные представления как основу любых форм индивидуального сознания и действия. Г.Зиммель пытался объяснить исключительное обладание медицинскими и другими знаниями специалистами - такой переход знаний в уникальное право транслирования знаний связан с разрывом между «субъективной» и «объективной» культурой. Парсонс Т. анализировал возможность сохранения социального равновесия через механизм социального контроля, который осуществляют различные социальные институты, в том числе институт здравоохранения в целом, медицинские службы, работники. Проблему избытка социального контроля в деятельности современных медицинских учреждений представил в своих трудах П. Бурдье, что явилось предпосылкой становления теории медикализа-ции общества. Представители данной теории (М. Фуко, Б. Тернер, И. Иллич, В. Наварро, Э. Оукли) выражали радикально-критический взгляд на патерналистскую охрану здоровья на институциональном уровне. Фуко М. постулировал теорию «управления собой», включая практики «дисциплинирования тела» и «заботы о себе».

Обратимся к современному этапу научного осмысления понятий «здо-ровьесбережение», «здоровьесберегающее» и «самосохранительное» поведение. Научное осмысление данных понятий происходит с помощью ключевой категории - «здоровье», которое рассматривается в данной работе как взаимосвязь и взаимообусловленность социального, нравственного, физического, психического, соматического компонентов, зависящих, в том числе и от духовно-нравственного потенциала, сформированности витальных ценностей, коррелирующих со степенью религиозности субъекта.

Под здоровьесберегающими технологиями понимают совокупность приемов, методов, подходов и методик формирования самосохранительных, здоровьеориентированных моделей поведения, способствующих воспроиз-

водству жизненных сил, их поддержанию и развитию. Распространяется понятие «валеологизация образования» введенное М.М. Яловенко. Актуализируется подход к здоровью, как результату, ценности, системе. Здоровьес-берегающие практики классифицируются на основании различных критериев. По видам они подразделяются на традиционные (научные или ортодоксальные) и альтернативные (народные, неортодоксальные). По характеру действия здоровьсберегающие технологии разделяют на следующие группы: защитно-профилактические, информационно-обучающие, компенсаторно-нейтрализующее, стимулирующие.

Изучая здоровьесберегающие практики как социокультурный феномен необходимо обратиться к теоретическим изысканиям двух строго антогони-стичных ранее систем - традиционной и альтернативной медицины. Именно приверженность, склонность и доверие отдельного человека к одной из этих систем определяют используемые им методы профилактики, лечения, здоровьсберегающие практики.

Подчеркнем, что современное общество научилось эффективно синтезировать виды здоровьесберегающих практик, сочетать новые научные знания с медицинскими представлениями древних обществ. Например, синтез «знания о системе меридианов-каналов с современными знаниями в области молекулярной биологии, квантовой механики, теории управления и т.д., что позволяет достаточно полно оценивать состояние человека в любой отрезок времени (метод Р. Фолля), или проводить неинвазивное лечение, без введения чужеродных веществ в организм и поэтому без осложнений (например, применение методик биорезонансной и мультирезонансной терапии) [13, с. 23]. Таким образом, образуется доктрина современной интегра-тивной медицины, которая отражает применяемые обществом здоровьесбе-регающие практики и представляет следующие последовательно появляющиеся положения в эволюции медицины [13, с. 25]:

1. интеграция медицины, теологии, социологии и философии;

2. интеграция медицины и физико-математических наук (математика, кибернетика, физика, химия, астрономия);

3. синтез медико-биологических и клинических наук;

4. синтез традиционной и научной медицины;

5. синтез традиционных и новых медицинских технологий.

Термин «традиционная медицина» в современной научной литературе отождествляется с понятием «биомедицина» и обозначает официальное здравоохранение. Для описания альтернативных здоровьсберегающих практик используется термин «нетрадиционная медицина», который отождествляется также с «народной», «другой», «не институциональной» медициной и наиболее часто употребляется в Европе. Понятие «альтернативная медицина» распространено среди жителей США. Традиционные и альтернативные здо-ровьесберегающие практики предлагают собственные подходы к самосо-

хранению. Если традиционные практики нацелены на осуществление профилактической деятельности, предупреждения отклонений и болезней, деятельности направленной на уменьшение рисков. Сторонники альтернативной медицины применяют практики ориентированные на длительный эффект, постоянное оздоровление, основанное на оптимальном развитии и интеграции физического, духовного, ментального, эмоционального здоровья человека. Для нашего диссертационного исследования особенно значима подобная формулировка, подтверждающая влияние духовно-нравственной базы, ценностей, образа жизни на здоровьесберегающее поведение и воспроизводству жизненных сил. Традиционная система здоровьесбережения считается наиболее патерналистской и препятствующей развитию навыков самостоятельности, ответственности за собственное здоровье и благополучие.

Социологическое осмысление традиционных и альтернативных здо-ровьесберегающих практик отражено в двух сформировавшихся к данному моменту научных парадигмах, которые представлены сторонниками этих медицинских практик и технологий. Рассмотрим основные индикаторы формирующие данные парадигмы и их принципиальные отличительные черты в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение парадигм традиционной и альтернативной медицины по индикаторам [10]

Индикаторы Традиционная медицина Альтернативная медицина

Разум, тело, дух разделены едины

Тело сумма частей, механизм живой микрокосм, или вселенная

Причины болезни составные части «ломаются» возникает дисбаланс энергии / жизненной силы

Задача медицины бороться с болезнью восстановить гармонию тела - духа - разума

Функции врача подавить и устранить симптомы выявить причину возникновения дисгармонии и дисбаланса

Основное внимание следует уделять... составным частям, материи единому целому, энергии, духу

Лечение заключается в . попытке «починить» сломанные части стимуляции процесса самоисцеления

Основные методы лечения лекарства, хирургия диета, физические упражнения, травы, борьба со стрессами, социальная поддержка

Медицина - это лечение болезни забота о здоровье

Соответственно, с точки зрения альтернативного подхода, излечить болезнь возможно оказывая воздействие на все вышеперечисленные компоненты. Данный подход также можно назвать целостным или холистическим. С точки зрения биомедицины человек является физическим объектом, телом, которое отделяется от духа и разума как вторичных факторов.

Список литературы:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7, № 2. - С. 21.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества / пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. -С. 259.

3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX - начала XX веков / ред. В.И. Добреньков. -М., 1996. - С. 502.

4. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX - начала ХХ веков. - М., 1996. - С. 490.

5. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. - М.: Институт философии РАН, 2000. - С. 24.

6. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социентально-функциональ-ные структуры // Социологические исследования. - 2000. - № 7. - С. 7.

7. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. - М., 1972. - С. 17.

8. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр.; Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Ка-нон+, 1998. - С. 218.

9. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. - 2-е изд., перераб. и до-полн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 722 с. - Глоссарий.

10. Что такое альтернативная медицина? [Электронный ресурс] // Сайт народной медицины. - Режим доступа: http://renamed.narod.ru/AltMed/Chto-TakoeAlternativnajaMedicina.htm.

11. Тамарская Н.В., Русакова С.В., Гагина М.Б. Управление учебно-воспитательным процессом в классе (здоровьесберегающий аспект): учебно-методическое пособие для учителя. - Калининград: Изд-во КГУ, 2002. - С. 4.

12. Шклярук В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека // Журнал «Философия и общество». -2007. - № 4 (октябрь-декабрь). - С. 161.

13. Шумов И.В. Альтернативная медицина в системе современных знаний // Международный научно-практический журнал «Традиционная медицина. Восток и Запад». - Новосибирск, 2004. - № 1. - С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.