5. Проектирование изделий сервиса: Учебное пособие/ Лашина И. В.- Омск: ОГИС, 2000. с.24 - 25.
6. Конструирование одежды с элементами САПР: Учебник для вузов/ Е. Б. Кобпякова, Г С. Ивлева, В. Е. Романов и др. М.: Легпромбытиздат, 1988.-464 с., ил.
7. http://www.siluet.ru/main/articles
О. В. РЕВЯКИНА А. Е. УЛЬТАН
Омский государственный институт сервиса
УДК 687.016.5
Интерфейс любой автоматизированной системы должен быть доступным, удобным, содержать в наглядной форме всю необходимую для работы информацию. Простота в работе и обучении является основополагающим фактором, т. к. должна обеспечить пользователям различных возрастных групп и различной квалификации эффективное использование компьютера для построения лекал одежды.
Поэтому при создании интерфейса диалоговой системы проектирования одежды, основными предъявляемыми к нему требованиями являлись простота и удовлетворение Windows-стандарту.
Руководствуясь принципами максимального удобства и простоты, а также исходя из требований Windows-стан-дарта, при работе с нашей программой пользователю предлагается использовать всего лишь одно простое правило. Согласно этому правилу сначала необходимо создать временную группу из выделенных объектов, щелкая на них левой кнопкой мыши при нажатой на клавиатуре клавише Shift. Объектами могут быть точки, прямые, кривые. После этого на временной группе необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши для вызова контекстного меню, содержащего команды, применимые к данной группе, и выбрать нужную. Для работы с одним объектом на нем сразу можно щелкнуть правой кнопкой мыши.
Подобная простота и доступность справки (в виде строки подсказки) одновременно, позволяют специалисту, обладающему навыками в проектировании одежды, до минимума свести период освоения системы.
Наибольшее соответствие задачам диалоговой системы проектирования одежды обеспечивает интерфейс MDI-ти-па И], т. е. интерфейс, позволяющий создавать разные лекала в нескольких взаимодействующих через буфер обмена дочерних окнах, объединенных одним родительским окном редактора. Каждое дочернее окно предоставляет пользователю некоторые вспомогательные объекты.
Первыми вспомогательными объектами, предоставляемыми пользователю в нашем интерфейсе, являются: содержащаяся в каждом дочернем окне прямоугольная область, символизирующая лист бумаги (рис. 1), предназначенный для построения чертежа и находящаяся,в левом верхнем углу листа вспомогательная точка. Щелкнув правой клавишей мыши на листе, можно указать его размеры. Однако, т.к. лист изображается в некотором масштабе, то это отразится лишь на соотношении между его длиной и шириной.
РЕВЯКИНА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры конструирования швейных изделий, аспирант. ЛАШИНА Ирина Валентиновна, кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой конструирования швейных изделий.
УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики.
Щелкнув правой клавишей мыши на вспомогательной точке, с помощью появившегося контекстного меню можно превратить ее в основную точку или вызвать на экран стрелку, начинающуюся в этой точке и направленную вниз. Аналогично будем вызывать стрелку, начинающуюся в других нужных нам точках. Стрелка - это важный вспомогательный элемент интерфейса (рис. 1). С помощью щелчка правой кнопки мыши на стрелке, можно совершить различные действия, доступные из контекстного меню: например, повернуть стрелку на указанный угол, отойти вдоль нее на заданное расстояние и поставить в этом месте следующую точку (после этого стрелка исчезнет), или провести через стрелку вспомогательную (основную) линию (отрезок) и т. д.
Возможность задавать размерные признаки и другие переменные величины реализуется с помощью "Универсального окна исходных параметров". Это окно появляется на экране с целью записи формулы в его строку ввода для вычислений необходимых расстояний, или же мы сами вызываем его на экран, когда хотим создать очередную карточку с размерными признаками клиента (рис. 2). Аргументами расчетных формул являются размерные признаки, прибавки и др. необходимые для построения параметры.
Работа системы предполагается в нескольких режимах: режиме проектирования, режиме редактирования и обучающих режимах.
В режиме проектирования в разных дочерних окнах можно создавать либо лекала различных изделий, либо детали одного изделия. Во втором случае, мы имеем возможность измерять длину участка чертежа в одном окне для использования в другом. Очень важно понимать, что, работая в режиме проектирования, мы создаем на экране в указанном масштабе лекала, и при этом в памяти компьютера параллельно создается текст процедуры (на созданном нами наречии Visual Basic), способной при запуске повторить все наши действия. В конце проектирования текст процедуры можно сохранить (в указанной папке появится пиктограмма процедуры, которую в дальнейшем будем называть пиктограммой изделия) для дальнейшего многократного использования (в частности для пересылки с помощью Internet) [2].
Работая в режиме проектирования, можно вносить изменения в лекала, и эти изменения отразятся в процедуре. Однако при проектировании одежды важным является
ИНТЕРФЕЙС
ДИАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ
ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПЛЕКСА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПОСТРОЕНИЯ ЛЕКАЛ ПОЗВОЛИЛО СОЗДАТЬ НАРЕЧИЕ ЯЗЫКА VISUAL BASIC FOR APPLICATION И ДИАЛОГОВЫЙ ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ПРИ ПОМОЩИ УДОБНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ СТАНОВЯТСЯ ДОСТУПНЫМИ ИЗ ОСНОВНОГО И КОНТЕКСТНОГО МЕНЮ. ТАКОЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЕЛАЕТ "ПРОЗРАЧНЫМ" ПРОЦЕСС КОНСТРУИРОВАНИЯ В ЦЕЛОМ И ПОЗВОЛЯЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИСТЕМУ КАК В ЦЕЛЯХ ПРОИЗВОДСТВА, ТАК И В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.
, Pioj<;cl2 ■ Microsoft Visual Basic (design) [Г-uijnl (Foim)l
Че» VvlrtJtoMt ISWT Bh" ' <№rv Dfajm J/xk ФФ« _ _
■вГаР-иГ«, «й в'й'Т'О ^> И !%» 19
PC
ii «I
JIM. д.
& СЭ ZJ ® © -v
Hi
Объект стрелка
«Ш/JSl
44«?» jeoo
inSli
3 gj Projectl (Pro|«tt)
"П Pormi
Й Fwml (Form!) H fij Pra|ect2 (Project2) £ fl Forms
0. Fonnl (Fomil)
,-J
Forml Form A
£0Q6rtze41
Appear ¿осе 1-ЭО »1.
, AutoRedrew Fake 3
ВжкСЫог Ианеоооооор ■
Border Style 2-SzeUe
rby"ivimli |Forml .
jCaptlwv Retunsft«»bte i«<r dbptsyWln eh
Рис. 1. Внешний вид окна и объекта интерфейса.
Размерные признаки..капри
I
qn ■ j" Отмена |
Г Открыть серию «acrpw С Омдосе$&иаетдок —-Л1;|капри " 4-i
, *
Применять «КтридоДОю
■jp*""' Ч"
»44» а"
W? Cestaerb.wswpee*!f
_+J jnenal
3 J
•• Примемте.- ewdpawMje насгройед
■ Выбрать каогинквШ>й иаетрвйчи/ -i
I vxp6Hfrbcepi<*jna'.-rpcier
йвпкфетфшкеЛ и^каргонке
ll--
-Г Соаютървамд*«»» признаки -
fa змерный ofitwiB, J"
npH3W4 I
^ Открыла | Cayawfej
Рис. 2. Универсальное окно исходных параметров.
то обстоятельство, что лекала создаются в два этапа. На первом этапе по правилам той или иной методики создается первичная конструкция, которая затем на втором этапе уточняется по результатам примерки и моделируется в соответствии с эскизом. С учетом данного обстоятельства, в редакторе лекал предусмотрен специальный режим редактирования.
При работе в режиме редактирования все дополнительные действия, производимые с первичной конструкцией на втором этапе, записываются в отдельный файл. В дальнейшем по мере необходимости этот файл с поправочными действиями может многократно использоваться
для наложения на лекала, полученные стандартным путем на первом этапе. Это обеспечит (конечно, в том случае, когда размерные признаки клиента не очень изменились со временем) получение необходимых точных лекал, позволяющих изготовить изделие без дополнительных примерок.
Выполнение поправочных действий осуществляется при помощи созданной базы данных "Дефекты". База данных содержит классификацию дефектов по месту их появления, изображение внешнего вида и способы устранения (рис. 3). Рисунок внешнего вида дефекта позволяет легко распознать его, а соответствующая схема исправления поможет отредактировать исходный чертеж.
^ Этими «в двфваас фиирезго агдожежая с :рэстя^дется пм воротном в ваомА части сл*»м н м дтгаъ neiwvM One сопмеоъддется гере*ос«ч< тсдт и niwr№*N ■: пр»н»зга»«мм издемя к «4 выст<окшн тспет. полаткк J
odp&MMKM иш местность UfarMM. narrow до дгммм eCL^i-чтл ' га |ншн] не заметить.
; ПртПЫ т»«М(НОВвММ Цефв'.ТК Ootid«« СИ/М [»СТЯ»М4Я И» Ц|ИГСТЦ1Г
ее гем«лй*ме. направили от вфнп уисткос тцкАл) палслкн к вершне '' среонвго еги«ч Допамтгалмье оиы Of атид действует ; перкга*^лясмо ндоавлепио сьладкм со стсрот кротма : кхикямм awHtro дефекта являето гиоостаточчя шцмча детаго)
Рис. 3. Внешний вид окна "Дефекты"
Окр-ть (173),
ж
Рис. 4. Построение горловины полочки в женской одежде по методике ЕМКО СЭВ.
С другой стороны, созданная описанным выше способом процедура проектирования может использоваться не только для построения лекал, но и для обучения, т.к. каждому способу проектирования соответствует собственная уникальная (в данном случае изучаемая) процедура. Для этого предусмотрены три обучающих режима.
Первый обучающий режим имеет много общего с режимом проектирования, т. к. в обоих этих режимах после открытия нужного нам изделия, на листе в новом дочернем окне появляются соответствующие лекала. Теперь, после щелчка левой клавишей мыши на одном из элементов лекал (точке, прямой, кривой) мы получим диалоговое окно, рассказывающее, как этот элемент был построен. Например, горловина полочки женской одежды (по методике ЕМКО СЭВ) - это окружность с центром в точке 173 и радиусом (рис. 4). Точка 173 строится пресечением двух дуг с радиусами и соответственно из двух Центров: из точки 16 и точки 172 и т.д.
Отличие данного обучающего режима от режима проектирования состоит в том, что в этом режиме нельзя внести изменения в лекала, а можно лишь изучать способы построения выбранных точек. В режиме проектирования данные возможности используются для поиска возможных ошибок.
Во втором обучающем режиме, открыв нужное изделие, в новом дочернем окне появляется чистый лист с начальной вспомогательной точкой. После щелчка левой клавишей мыши на этой точке, на экране появляются и
предлагаются к изучению те точки (точка), к построению которых можно приступить в самом начале. Все они окрашены в цвет предлагаемых к изучению точек. После щелчка левой клавишей мыши на одной из этих точек появляется диалоговое окно, рассказывающее, как этот элемент лекала был построен. Точка приобретает цвет уже изученных элементов, а на экране появляются новые элементы (окрашенные в цвет предлагаемых к изучению элементов), к построению которых можно приступить теперь, после построения только что изученного элемента. Таким образом, программа ведет обучаемого пользователя, показывая все элементы лекал именно в том порядке, в котором они могут быть построены. В данном режиме контролируются не только способы построения точек, но и последовательность их построения.
В третьем обучающем режиме, открыв нужное изделие, в новом дочернем окне появляется чистый лист с начальной вспомогательной точкой и пользователю предлагается самому строить лекала изучаемого изделия. Если все идет правильно, то программа не вмешивается. В случае совершения ошибки появляется диалоговое окно, разъясняющее характер сделанной ошибки и предлагается ошибку исправить.
Таким образом, в работе решена основная задача -создание удобного по форме и доступного в освоении интерфейса. Элементами интерфейса являются понятные пользователю инструменты, объекты чертежа, а также команды основного и контекстного меню.
Несомненным представляется тот факт, что режим проектирования в данном случае становится "прозрачным" для пользователя за счет использования средств визуального программирования.
Созданная система имеет практическую значимость для специалистов в области проектирования одежды, а также может быть использована в учебном процессе.
Литература
1. Сайлер, Брайан, Споттс, Джефф. Использование VISUAL BASIC 6. Специальное издание.: Пер. с англ. - М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 832 е.: ил. -Парал. тит. англ.
2. Маркус Минке. Visual Basic 5. Справочник: Пер. с нем. - М.: ЗАО "Изда-тельство БИНОМ", 1998. - 512 с.
РЕВЯКИНА Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры конструирования швейных изделий, аспирант.
УЛЬТАН Александр Ефимович, кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики.