Научная статья на тему 'Разнообразие форм диалога в системе автоматизированного проектирования'

Разнообразие форм диалога в системе автоматизированного проектирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
227
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ / ФОРМА ДИАЛОГА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гимбицкая Людмила Алексеевна

Статья посвящена исследованию применяемых форм диалога в системе автоматизированного проектирования для пользователей различного уровня подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разнообразие форм диалога в системе автоматизированного проектирования»

Гимбицкая Л. А.

Разнообразие форм диалога в системе автоматизированного проектирования [

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ДИАЛОГА В СИСТЕМЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Л. А. Гимбицкая

VARIETY OF DIALOGUE FORMS IN COMPUTER-AIDED DESIGN SYSTEM

Gimbitskaja L. A.

This article is devoted to investigation of applied dialogue forms in the system of computer-aided design for users with different levels of preparedness.

Статья посвящена исследованию применяемых форм диалога в системе автоматизированного проектирования для пользователей различного уровня подготовленности.

Нлючевыэ1е слова: диалоговый режим, обмен информацией, форма диалога.

УДК 658.012.011.56

Весьма важным направлением автоматизации программирования является применение диалогового режима работы ЭВМ. Именно в диалоговом режиме происходит интенсивный обмен информацией - входными, промежуточными и выходными данными. Входные данные, вырабатываемые пользователем для ЭВМ, должны быть полными, точными и легко изменяемыми. По промежуточным результатам, выдаваемым ЭВМ в процессе проектирования, пользователь имеет возможность вмешаться в него на любой стадии и выбрать в зависимости от ситуации ту или иную проектную процедуру. Кроме того, пользователь может видоизменить характер процедуры, указав иные параметры ее. Промежуточные результаты указывают на появившиеся ошибки и содержат рекомендации исправлений, развернутую систему подсказок, диагностических сообщений и напоминаний. При этом пользователь выступает не только как потребитель результатов проектирования, но и как источник информации для ЭВМ и диспетчер ее работы. Наконец, выходные данные, вырабатываемые ЭВМ для пользователя, должны быть краткими, легко обозримыми и воспринимаемыми.

В настоящее время чаще всего находят применение следующие формы диалога [1]:

• диалог заполнения форм, также инициируемый ЭВМ. Здесь пользователь должен заполнить некоторое количество специально подобранных форм непосредственно на экране дисплея. После этого

63/2009

Вестник Ставропольского государственного университета

с помощью ПО САПР пользователь обрабатывает и анализирует эти и производные от них формы. Диалог заполнения форм легок в освоении, но негибок. Поэтому сфера его использования достаточно ограничена;

• диалог необученного пользователя. Этот диалог имеет особенность: полную ясность ответов САПР на вопросы пользователя, не оставляющих у пользователя сомнений относительно его дальнейших действий;

• диалог с помощью фиксированных кадров информации, который предполагает, что ПЭВМ выбирает готовый ответ из имеющегося списка. Он применим для подготовленных пользователей. Преимущества этого диалога заключаются в том, что основную информацию в виде подобных сообщений на экране дисплея выдает компьютер, а пользователь вводит лишь короткие ответы типа «да» - «нет»;

• диалог, инициируемый ЭВМ. Он освобождает пользователя от необходимости изучения мнемоники и программных средств, используемых в САПР. Обычно диалог этого типа реализуется методом меню, при котором пользователю предлагается выбрать один или несколько вариантов из предлагаемого списка.

На любом этапе проектирования, процедуры составления, отладки и выполнения программы в целом может быть использован диалог посредством клавиатурного ввода команд. Этот диалог позволяет исключить метадиалог, сократить время на поиск необходимых проектных решений, но требует квалифицированного пользователя.

Диалог посредством графического интерфейса пользователя - система удобного общения пользователя с ПК, в основе которой лежит представление на экране монитора различных графических объектов (файлов, документов, программ, данных, оборудования), часто сопровождаемых короткими специальными надписями, воздействуя на которые пользователь может управлять работой ПК. Чаще всего такой диалог организуется в средах специальных оболочек операционных систем, например Windows 95.

Стандарт на графический интерфейс пользователя включает следующие составляющие [2]:

• системы меню, использующие для выбора нужной позиции указатели - типа мышь и клавиатуру;

• систему окон для работы с программами и текстовыми файлами и их фрагментами;

• панели инструментов с кнопками-пиктограммами режимов и команд обработки;

• комбинации клавиш («горячие» клавиши) для быстрого ввода с клавиатуры требуемых команд;

• шаблоны форм документов и экранных форм;

• системы контекстно-зависимой помощи, построенные на базе ключевых слов и понятий;

• рабочий стол - экран дисплея, на котором можно разместить все необходимые объекты Windows 95 (окна, папки, ярлыки - как на обычном письменном столе);

• окно представляет собой ограниченную прямоугольной рамкой область рабочего стола, в которой можно поместить любой объект (текст, рисунок, другое окно) и выполнять действия над ними (написание текста, рисование, ввод указаний и команд и др.);

• папку - логическую емкость, в которой можно хранить любые объекты - документы, файлы, другие папки, ярлыки и т. п. Папка - аналог директории или каталога DOS;

• ярлык - это условное обозначение объекта (документа, программы, устройства), обеспечивающее быстрый доступ к нему;

• графический указатель (манипулятор) «мышь» (трекбол и пр.) - основное средство в Windows для целеуказания курсора ввода и выполнения различных операций;

• курсор - специальный символ на экране дисплея, используемый для указания определенных позиций и элементов;

Гимбицкая Л. А.

Разнообразие форм диалога в системе автоматизированного проектирования_

• курсор ввода - мигающая вертикальная черта. Это универсальный вид символа курсора, который служит для указания места, куда можно вводить текст с клавиатуры, вставить текст, кадр или рисунок из другого источника данных и др.

Все манипуляции с «мышью» фактически сводятся к четырем действиям [3]:

• установка - перемещение (без нажатия клавиш) и установка курсора «мыши» в нужное место;

• щелчок - быстрое нажатие и отпускание клавиши «мыши»;

• двойной щелчок - быстрое двукратное нажатие и отпускание клавиши «мыши»;

• перетаскивание - перемещение «мыши» при нажатой клавише.

Щелчок левой клавишей «мыши» чаще всего используется для активизации или изменения формата окна, для активизации меню или приложения Windows, для выполнения команды меню, фиксирования положения курсора ввода и др.

Щелчок правой клавишей «мыши» используется, например, для вызова контекстно-зависимого меню.

Двойной щелчок левой клавишей «мыши» используется для активизации и восстановления группового окна по его значку, для быстрого доступа к объекту, выбранному по его ярлыку, для сворачивания группового окна, для завершения работы приложения и др.

Перетаскивание используется при нажатой левой клавише для выделения фрагмента текста, перемещения окна, значка, выделенного фрагмента текста или другого объекта, перемещения границы для изменения размера окна, рисунка или кадра и др., а также при нажатой правой клавиши для копирования объекта, создания ярлыка и др.

При создании САПР РЭА или ЭВА используют пользовательский интерфейс «человек -машина» (Human - Machine Interaction, HMI) - средство связи пользователя с СВТ, содержащее, в частности, графические, речевые, сенсорные устройства ввода - вывода и вспомогательное программное обеспечение (ПО). Это пакет эргономического анализа, позволяющий [4]:

1) разрабатывать алгоритмы деятельности человека;

2) распределять функции между человеком и СВТ;

3) удовлетворять требованиям инженерной психологии:

• максимального взаимопонимания,

• минимизации объема памяти пользователя,

• учета профессиональных навыков пользователя,

• максимального учета человеческих характеров,

• учета максимальных допусков изменений окружающей обстановки,

• обеспечения максимального контроля за процессами со стороны оператора и др.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Автоматизация проектирования радиоэлектронных средств: Учеб. пособие для вузов / О. В. Алексеев, А. А. Головков, И. Ю. Пивоваров и др.; под ред. О. В. Алексеева.-М.: Высшая школа, 2000.- 479 с.

2. Математические методы и модели в управлении: Учеб. для вузов / Е. В. Шикин, А. Г. Чахартишви-ли.-М.: Дело, 2000. - 440 с.

3. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Автоматизированное управление современным предприятием. -Л.: Машиностроение, 2005. - 168 с.

4. Зырянин А. Д. Применение систем автоматизированного проектирования в РЭА //Методы автоматизированного проектирования АСУ: Материалы региональной конф. ЮФО. - Ростов-н/Д., 2005. - С. 19.

Об авторе

Гимбицкая Людмила Алексеевна, Ставропольский государственный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры организации и технологии защиты информации. Сфера научных интересов -защита информации. ludgim@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.