Научная статья на тему 'Интерференция стреловидного крыла и корпуса при околозвуковых скоростях'

Интерференция стреловидного крыла и корпуса при околозвуковых скоростях Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Потапова Л. А.

Приведены результаты расчетов интерференции стреловидного крыла и цилиндрического корпуса при околозвуковых скоростях для малых углов атаки. Сравнение полученных данных с результа тами эксперимента показывает удовлетворительную их сходимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерференция стреловидного крыла и корпуса при околозвуковых скоростях»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦА Г И Т о м IV 19 7 3

№ 3

УДК 629.735.33.015.03

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СТРЕЛОВИДНОГО КРЫЛА И КОРПУСА ПРИ ОКОЛОЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ

Л. А. Потапова

Приведены результаты расчетов интерференции стреловидного крыла и цилиндрического корпуса при околозвуковых скоростях для малых углов атаки. Сравнение полученных данных с результатами эксперимента показывает удовлетворительную их сходимость.

Задача обтекания тонкого бесконечного цилиндра с плоским стреловидным крылом, расположенным в горизонтальной плоскости (фиг. I) в рамках теории тонкого тела сводится к определению потенциала скорости возмущения <р, описываемого уравнением Лапласа <руу 4- = 0 при следующих граничных усло-

виях для индуктивных скоростей в плоскости уг\

Уг = 0, р = г0, 0 < 0 < 2л,

V = 0, у = 0, я2,

И7 = 0, V — К0 а, р = оо, О<0< 2л.

Здесь К0 — скорость набегающего потока; Уг = скорость, нормальная к поверхности цилиндра; V, № — составляющие индуктивной скорости соответственно по осям у и г. Смысл остальных величин ясен из фиг. 1.

В работе „Аэродинамика частей самолета при сверхзвуковых скоростях* (т. 6, М., Изд. иностр. лит., 1962) эта задача рассмотрена для частного случая безвихревого обтекания конфигурации при равенстве Хп.к = Х3. к- ® этом случае предполагалось, что между крылом и фюзеляжем свободных вихрей нет. Следствием этого допущения являлось то, что нагрузка по размаху постоянна при /"2<.г^</2, где I — / (х) - расстояние от оси х до задней кромки крыла.

В настоящей работе использован метод определения аэродинамических характеристик стреловидного крыла с цилиндрическим фюзеляжем при произвольном законе распределения нагрузки по размаху. Циркуляция в интервале /'2<1г2<^2 представлена в виде полинома от четных степеней гх

N

Г (г,) = 2 Упа^Ь„г", (1)

л=0

где коэффициенты разложения Ьп зависят от формы крыла в плане, а

й

г\ = г -(- , п = 0, 2, 4 ... В этом случае можно показать, что разность потен-

г

циалов на верхней и нижней поверхности крыла определяется соотношением

N

г2 \я / г2 Г0 \ , , '0

, я=0,2, 4

где Е0{ко. Фо) и ^о(*о. Фо) неполные эллиптические интегралы 2 и 1-го рода соответственно, с аргументом

и модулем

а

1-4

V

($2г2 _г4) (я» —г«) (8* А - /$ (52 - /2)

]/(«2 / -- Г*. (5* - /2)

Коэффициенты Ьп в разложении (1) зависят от формы задней кромки крыла и находятся из следующего соотношения:

^(Е0-к'02Ко)+^ Ъп

Л\п

= 0.

(2>

Для крыльев с прямолинейной задней, кромкой I = Ь (х) из равенства (2) можно получить систему линейных неоднородных уравнений N-гo порядка относительно неизвестных Ь„, п = 0, 2, 4, . . . , N. Решение системы можно получить на ЭЦВМ. Распределение разности потенциалов по поверхности крыла полностью определяет аэродинамические характеристики крыла в присутствии фюзеляжа.

Для конфигурации, изображенной на фиг.1, при различных значениях параметров ^к, г0г '/-п. к’ Хз. к были определены суммарная подъемная сила и распределенные нагрузки. Результаты проведенных расчетов представлены, на фиг. 2—5.

На фиг. 2 приведена зависимость коэффициента интерференции А, представляющего собой отношение подъемной силы конфигурации к подъемной силе плоского стреловидного крыла, имеющего такую же форму в плане, от й - tк а = - 2/ и ? — ~1—■ Расчеты показывают, что

коэффициент интерференции для конфигураций со стреловидным крылом меньше, чем у конфигураций с треугольным крылом, однако это отличие невелико. Так, при ^=0,5 коэффициент интерференции для конфигурации со стреловидным крылом на 3,6% отличается от коэффициента интерференции конфигурации с треугольным крылом. Таким образом, для определенных значений / этим отличием можно-пренебречь.

Следует, однако, иметь в виду, что наличие выреза существенно влияет на величину подъемной силы изолированного стреловидного крыла. В качестве иллюстрации на фиг. 3 представлена зависимость су/суХ

*8 Хз. к

от параметра = у—------ (су — коэффициент подъемной силы изолированного стре-

8 /-п. к

ловидного крыла, а суА — коэффициент подъемной силы треугольного крыла).

На фиг. 4 показано распределение циркуляции Г по размаху для конфигурации и изолированного треугольного крыла. Нагрузка перераспределяется таким образом, что консольная часть стреловидного крыла оказывается в области меньших перепадов давлений, чем соответствующая часть изолированного треугольного крыла.

На фиг. 4 и 5 сравниваются расчетные и экспериментальные данные. Сходи-

с 41 г

к -5

Фиг.

'у #он<р

Фиг. 3

Г

V 1,0 о,в 06 о,ч о/

о

— f -

t ""

kV N N

—- H *> N

V N N

N \

s \

О = 0J32 а = 0 і t = OjS31 \ \ \

• \\ \

мли/it • J/tC/ief/VMe///n | . \ 4

\\

W

. .J

Фиг. 4

мость расчетных и экспериментальных значений циркуляции в корневых и центральных сечениях (до г = 0,575) достаточно хорошая, однако в сечениях, близких к концу крыла, наблюдается значительное их расхождение, что объясняется срывом потока.

На фиг. 5 представлены зависимости су (а) и т2(а). Результаты расчета вполне удовлетворительно совпадают с результатами эксперимента на линейном

Фиг. 5

участке зависимости су=/(а). При сравнении принималось, что коэффициент

„ у а г, 5МИд

подъемной силы носовой части корпуса с — 2 —„----.

У Кири ^Кр

Таким образом, сравнение результатов расчета и экспериментальных данных показывает удовлетворительную их сходимость в области линейной зависимости аэродинамических характеристик от угла атаки.

Рукопись поступила 161VI 1972 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.