ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
УДК 378.147: 159.9.072.43
ИНТЕРЕСНО ЛИ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК?
Т.И. Кушнарева
Аннотация. В статье определен и обоснован интерес к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей высших учебных заведений. Результаты исследований доказывают, что у студентов неязыковых специальностей интерес вызывают профессионально-ориентированный актуальный учебный материал; использование интерактивных методов обучения; развитие у студентов стратегии обучения; позитивное эмоциональное состояние преподавателя.
Ключевые слова: интерес к изучению иностранного языка, значимость иностранного языка, стратегии обучения, эмоциональная привлекательность иностранного языка.
IS IT INTERESTING FOR NON-LINGUISTIC STUDENTS
TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE?
T. Kushnareva
Abstract. This paper defines and establishes the interest in non-linguistic students to learn a foreign language at a higher educational institution. The research shows that non-linguistic students' interest is professionally-oriented depends on the current educational material, the development of students' learning strategies, using interactive teaching methods, positive emotional state of the teacher
Keywords: interest in learning a foreign language, the importance of a foreign language, learning strategies, emotional appeal of a foreign language.
Вопросы повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов и максимального использования с этой целью возможностей всех учебных дисциплин приобретают сегодня особую актуальность. Это касается и дисциплины «Иностранный язык», в процессе усвоения которой повышается интеллектуальный потенциал;
совершенствуются память и речь; расширяется кругозор будущего специалиста.
Одним из важных вопросов в методике обучения иностранным языкам является вопрос сознательного управления учебной
деятельностью студентов через знание и учет их индивидуально-психологических особенностей, к которым относится интерес к изучению иностранного языка.
Цель статьи - определить и обосновать интерес к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей высшего учебного заведения.
Важность интереса к изучаемому предмету для его эффективного усвоения неоднократно подчеркивалась в психолого-педагогической литературе, потому что интерес направляет восприятие, память, мышление, и побуждает к деятельности. Мы поддерживаем мнение ряда
психологов о том, что интерес должен быть основой положительного отношения к иностранным языкам и одним из главных и наиболее устойчивых мотивов при обучении предмету [3-5].
Авторы работ по психологии, педагогике и философии рассматривают интерес как познавательное отношение личности к действительности. Необходимо отметить, что, по мнению большинства отечественных исследователей, для наличия любого вида интереса к предмету непременными являются два обстоятельства: наличие потребности в нем и положительное переживание этой потребности [1;2].
Таким образом, в нашем исследовании по отношению к дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом ВУЗе мы должны выполнить следующие задачи: 1) определить, насколько осознана студентами значимость иностранного языка; 2) насколько эмоционально-привлекательной является данная дисциплина.
По данным анкетирования, проводившегося среди студентов, изучающих английский язык в Академии биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г.
Симферополь), на занятиях по иностранному языку наиболее привлекательными и интересными для опрошенных являются задания и упражнения, которые «заставляют думать при их выполнении»; причем объектом размышления является не языковой материал, а предложенное содержание. По нашему мнению, именно такие виды заданий подходят студентам как по возрасту, так и по особенностям мышления.
В исследовании приняли участие 100 студентов первого и второго курсов выше упомянутой академии всех факультетов. Показателями интереса при этом мы считали сочетание высокой субъективной оценки с успешностью обучения и активностью студента на занятиях английского языка.
В результате исследования были получены следующие данные.
Для большинства опрошенных (85%) время первого знакомства с иностранным языком стало обучение в 2-м классе средней школы. При этом особое внимание, по воспоминаниям студентов, уделялось обучению основным навыкам чтения и перевода текста (82% от общего количества полученных ответов); значительно меньше внимания - умению говорить на иностранном языке (42%); знать и учитывать грамматические нормы и правила иностранного языка (40%); и совсем мало внимания - обучению аудированию (20,4%) и усвоению фонетических особенностей изучаемого языка (12,7%).
Овладение основами грамматики английского языка и преодоление страха общения на иностранном языке оказались наиболее сложными составляющими процесса изучения иностранного языка в высшем учебном заведении (по оценке респондентов 62% и 49%, соответственно).
В то же время практически все (95%) студенты осознают необходимость и престижность знания иностранного языка.
Понятно, что на начальном этапе обучения интерес к изучению иностранного языка в высшем учебном заведении определяется мотивациями, которые были сформированы у студентов еще в процессе их обучения в школе и отражают целевую перспективу овладения иностранным языком.
Среди них преобладают социальные, коммуникативные и познавательные мотивы. Так, студенты Академии биоресурсов и природопользования считают, что хорошее знание английского языка поможет им при работе на персональном компьютере (75%) и обеспечит конкурентоспособность при устройстве на работу (73%); облегчит
возможность и условия поездки за границу (66%); будет способствовать
совершенствованию общих и специальных знаний (49%); поможет понять тексты песен (43%); получить новые знания (39%); развить память и мышление (33%); принимать участие в международных конференциях (21%); общаться с носителями языка (29%) и вести с ними деловую и личную переписку (24%); позволит соответствовать требованиям важных людей (21%) и не отставать от сверстников (16%).
Анализ тех причин, которые, по мнению самих студентов, мешают им проявлять активность на занятиях по иностранному языку, обнаружил, что, прежде всего, их сдерживает страх сделать ошибку (34,9%); проявить свою некомпетентность и выглядеть хуже других (33,9%); а иногда и отсутствие интереса к обсуждаемым вопросам (18,4%). Общение с преподавателями и однокурсниками не вызывает удовольствия у 7,3% опрошенных, а 5,5% утверждают, что они не стремятся проявлять активность, потому что ее не всегда замечают и оценивают преподаватели.
Чаще всего (38%), среди побуждений к активной работе упоминали интерес к достижению цели; достаточно сильным оказался интерес к коммуникации (29%); а побудительное влияние познавательного интереса отметили лишь 13% респондентов.
Интерес к доминированию и предотвращению неудачи, по данным анкеты, незначительно влияют на активность студентов на занятиях (5% и 6%, соответственно).
При осознании необходимости постоянной практики для овладения иностранным языком интерес к предмету и активность студентов часто тормозятся страхами. Эти страхи связаны с личностной тревогой и негативным предыдущим опытом студентов, когда их языковые ошибки наказывались. Высокая тревожность усиливает желание избежать неудачу и подавляет интерес к изучению иностранного языка. Поэтому учет этой личностной характеристики, по нашему мнению, является важным моментом в процессе формирования и развития интереса к предмету.
Особый интерес студенты отметили к тем видам работы, которые применяются при интерактивных методах обучения: дискуссии, сочетающие взаимодополняющий диалог и обсуждение, столкновение различных точек зрения, позиций; ситуационные задания и упражнения, анализ конкретных ситуаций, разбор деловой корреспонденции, игровое проектирование; деловые и ролевые игры; интерактивные экскурсии.
В завершение следует отметить, что факторы, вызывающие интерес в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, являются многогранными. Источниками формирования интереса к изучению иностранного языка являются целостные компоненты учебного процесса, каждый из которых, взятый в отдельности, позволяет реализовать управление учебным процессом. Условия формирования интереса реализуют связь дидактических и
психолого-педагогических факторов в ситуации конкретного учебного процесса в форме конкретных методических приемов. Наши исследования показали, что у студентов неязыковых специальностей интерес вызывают профессионально-ориентированный актуальный учебный материал; использование
интерактивных методов обучения; стратегии обучения; позитивное эмоциональное состояние преподавателя.
Литература:
1. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в неязыковом ВУЗе / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева // Вестник КрасГау. - 2013. - № 3. - С. 223-228.
2. Москвина Ю.А., Григорьева А.В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] / Ю.А. Москвина, А.В. Григорьева // Концепт. -2013. - № 07 (июль). - Режим доступа: Ьйр://е-koncept.ru/2013/13153.Ыш
3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых
факультетах вузов: учебное пособие / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова; под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.
4. Deci E.L. The relation of interest to the motivation of behavior: a self-determination theory perspective // In: K. A. Rеnningеr, S. Hidi & A. Krapp (eds.), The role of interest in learning and development, N.Y.: Psychology Press, 2014, p. 43-70.
5. Rost M. Generating Student Motivation. Series Editor of the World View [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pearsonlongman.com/ae/worldview/motivat ion.pdf
Сведения об авторе:
Кушнарева Татьяна Ивановна (г. Симферополь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 4 Института иностранной филологии Таврической академии, ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, e-mail: [email protected]
Data about the author:
T. Kushnareva (Simferopol, Russia), PhD, associate professor at the Department of Foreign Languages № 4 at Tavrida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, e-mail: [email protected]