Научная статья на тему 'Интересно ли студентам неязыкового вуза изучать Иностранный язык?'

Интересно ли студентам неязыкового вуза изучать Иностранный язык? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЗНАЧИМОСТЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / INTEREST IN LEARNING A FOREIGN LANGUAGE / THE IMPORTANCE OF A FOREIGN LANGUAGE / LEARNING STRATEGIES / EMOTIONAL APPEAL OF A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнарева Татьяна Ивановна

В статье определен и обоснован интерес к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей высших учебных заведений. Результаты исследований доказывают, что у студентов неязыковых специальностей интерес вызывают профессионально-ориентированный актуальный учебный материал; использование интерактивных методов обучения; развитие у студентов стратегии обучения; позитивное эмоциональное состояние преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кушнарева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT INTERESTING FOR NON-LINGUISTIC STUDENTSTO LEARN A FOREIGN LANGUAGE?

This paper defines and establishes the interest in non-linguistic students to learn a foreign language at a higher educational institution. The research shows that non-linguistic students’ interest is professionally-oriented depends on the current educational material, the development of students’ learning strategies, using interactive teaching methods, positive emotional state of the teacher

Текст научной работы на тему «Интересно ли студентам неязыкового вуза изучать Иностранный язык?»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

УДК 378.147: 159.9.072.43

ИНТЕРЕСНО ЛИ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

ИЗУЧАТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК?

Т.И. Кушнарева

Аннотация. В статье определен и обоснован интерес к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей высших учебных заведений. Результаты исследований доказывают, что у студентов неязыковых специальностей интерес вызывают профессионально-ориентированный актуальный учебный материал; использование интерактивных методов обучения; развитие у студентов стратегии обучения; позитивное эмоциональное состояние преподавателя.

Ключевые слова: интерес к изучению иностранного языка, значимость иностранного языка, стратегии обучения, эмоциональная привлекательность иностранного языка.

IS IT INTERESTING FOR NON-LINGUISTIC STUDENTS

TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE?

T. Kushnareva

Abstract. This paper defines and establishes the interest in non-linguistic students to learn a foreign language at a higher educational institution. The research shows that non-linguistic students' interest is professionally-oriented depends on the current educational material, the development of students' learning strategies, using interactive teaching methods, positive emotional state of the teacher

Keywords: interest in learning a foreign language, the importance of a foreign language, learning strategies, emotional appeal of a foreign language.

Вопросы повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов и максимального использования с этой целью возможностей всех учебных дисциплин приобретают сегодня особую актуальность. Это касается и дисциплины «Иностранный язык», в процессе усвоения которой повышается интеллектуальный потенциал;

совершенствуются память и речь; расширяется кругозор будущего специалиста.

Одним из важных вопросов в методике обучения иностранным языкам является вопрос сознательного управления учебной

деятельностью студентов через знание и учет их индивидуально-психологических особенностей, к которым относится интерес к изучению иностранного языка.

Цель статьи - определить и обосновать интерес к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей высшего учебного заведения.

Важность интереса к изучаемому предмету для его эффективного усвоения неоднократно подчеркивалась в психолого-педагогической литературе, потому что интерес направляет восприятие, память, мышление, и побуждает к деятельности. Мы поддерживаем мнение ряда

психологов о том, что интерес должен быть основой положительного отношения к иностранным языкам и одним из главных и наиболее устойчивых мотивов при обучении предмету [3-5].

Авторы работ по психологии, педагогике и философии рассматривают интерес как познавательное отношение личности к действительности. Необходимо отметить, что, по мнению большинства отечественных исследователей, для наличия любого вида интереса к предмету непременными являются два обстоятельства: наличие потребности в нем и положительное переживание этой потребности [1;2].

Таким образом, в нашем исследовании по отношению к дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом ВУЗе мы должны выполнить следующие задачи: 1) определить, насколько осознана студентами значимость иностранного языка; 2) насколько эмоционально-привлекательной является данная дисциплина.

По данным анкетирования, проводившегося среди студентов, изучающих английский язык в Академии биоресурсов и природопользования ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (г.

Симферополь), на занятиях по иностранному языку наиболее привлекательными и интересными для опрошенных являются задания и упражнения, которые «заставляют думать при их выполнении»; причем объектом размышления является не языковой материал, а предложенное содержание. По нашему мнению, именно такие виды заданий подходят студентам как по возрасту, так и по особенностям мышления.

В исследовании приняли участие 100 студентов первого и второго курсов выше упомянутой академии всех факультетов. Показателями интереса при этом мы считали сочетание высокой субъективной оценки с успешностью обучения и активностью студента на занятиях английского языка.

В результате исследования были получены следующие данные.

Для большинства опрошенных (85%) время первого знакомства с иностранным языком стало обучение в 2-м классе средней школы. При этом особое внимание, по воспоминаниям студентов, уделялось обучению основным навыкам чтения и перевода текста (82% от общего количества полученных ответов); значительно меньше внимания - умению говорить на иностранном языке (42%); знать и учитывать грамматические нормы и правила иностранного языка (40%); и совсем мало внимания - обучению аудированию (20,4%) и усвоению фонетических особенностей изучаемого языка (12,7%).

Овладение основами грамматики английского языка и преодоление страха общения на иностранном языке оказались наиболее сложными составляющими процесса изучения иностранного языка в высшем учебном заведении (по оценке респондентов 62% и 49%, соответственно).

В то же время практически все (95%) студенты осознают необходимость и престижность знания иностранного языка.

Понятно, что на начальном этапе обучения интерес к изучению иностранного языка в высшем учебном заведении определяется мотивациями, которые были сформированы у студентов еще в процессе их обучения в школе и отражают целевую перспективу овладения иностранным языком.

Среди них преобладают социальные, коммуникативные и познавательные мотивы. Так, студенты Академии биоресурсов и природопользования считают, что хорошее знание английского языка поможет им при работе на персональном компьютере (75%) и обеспечит конкурентоспособность при устройстве на работу (73%); облегчит

возможность и условия поездки за границу (66%); будет способствовать

совершенствованию общих и специальных знаний (49%); поможет понять тексты песен (43%); получить новые знания (39%); развить память и мышление (33%); принимать участие в международных конференциях (21%); общаться с носителями языка (29%) и вести с ними деловую и личную переписку (24%); позволит соответствовать требованиям важных людей (21%) и не отставать от сверстников (16%).

Анализ тех причин, которые, по мнению самих студентов, мешают им проявлять активность на занятиях по иностранному языку, обнаружил, что, прежде всего, их сдерживает страх сделать ошибку (34,9%); проявить свою некомпетентность и выглядеть хуже других (33,9%); а иногда и отсутствие интереса к обсуждаемым вопросам (18,4%). Общение с преподавателями и однокурсниками не вызывает удовольствия у 7,3% опрошенных, а 5,5% утверждают, что они не стремятся проявлять активность, потому что ее не всегда замечают и оценивают преподаватели.

Чаще всего (38%), среди побуждений к активной работе упоминали интерес к достижению цели; достаточно сильным оказался интерес к коммуникации (29%); а побудительное влияние познавательного интереса отметили лишь 13% респондентов.

Интерес к доминированию и предотвращению неудачи, по данным анкеты, незначительно влияют на активность студентов на занятиях (5% и 6%, соответственно).

При осознании необходимости постоянной практики для овладения иностранным языком интерес к предмету и активность студентов часто тормозятся страхами. Эти страхи связаны с личностной тревогой и негативным предыдущим опытом студентов, когда их языковые ошибки наказывались. Высокая тревожность усиливает желание избежать неудачу и подавляет интерес к изучению иностранного языка. Поэтому учет этой личностной характеристики, по нашему мнению, является важным моментом в процессе формирования и развития интереса к предмету.

Особый интерес студенты отметили к тем видам работы, которые применяются при интерактивных методах обучения: дискуссии, сочетающие взаимодополняющий диалог и обсуждение, столкновение различных точек зрения, позиций; ситуационные задания и упражнения, анализ конкретных ситуаций, разбор деловой корреспонденции, игровое проектирование; деловые и ролевые игры; интерактивные экскурсии.

В завершение следует отметить, что факторы, вызывающие интерес в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей, являются многогранными. Источниками формирования интереса к изучению иностранного языка являются целостные компоненты учебного процесса, каждый из которых, взятый в отдельности, позволяет реализовать управление учебным процессом. Условия формирования интереса реализуют связь дидактических и

психолого-педагогических факторов в ситуации конкретного учебного процесса в форме конкретных методических приемов. Наши исследования показали, что у студентов неязыковых специальностей интерес вызывают профессионально-ориентированный актуальный учебный материал; использование

интерактивных методов обучения; стратегии обучения; позитивное эмоциональное состояние преподавателя.

Литература:

1. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Повышение мотивации студентов на уроках иностранного языка в неязыковом ВУЗе / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева // Вестник КрасГау. - 2013. - № 3. - С. 223-228.

2. Москвина Ю.А., Григорьева А.В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении [Электронный ресурс] / Ю.А. Москвина, А.В. Григорьева // Концепт. -2013. - № 07 (июль). - Режим доступа: Ьйр://е-koncept.ru/2013/13153.Ыш

3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых

факультетах вузов: учебное пособие / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова; под ред. П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2005. - 114 с.

4. Deci E.L. The relation of interest to the motivation of behavior: a self-determination theory perspective // In: K. A. Rеnningеr, S. Hidi & A. Krapp (eds.), The role of interest in learning and development, N.Y.: Psychology Press, 2014, p. 43-70.

5. Rost M. Generating Student Motivation. Series Editor of the World View [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.pearsonlongman.com/ae/worldview/motivat ion.pdf

Сведения об авторе:

Кушнарева Татьяна Ивановна (г. Симферополь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 4 Института иностранной филологии Таврической академии, ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, e-mail: [email protected]

Data about the author:

T. Kushnareva (Simferopol, Russia), PhD, associate professor at the Department of Foreign Languages № 4 at Tavrida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.