Научная статья на тему 'Организация и проведение Интернационального фестиваля на иностранном языке для студентов неязыковых направлений подготовки'

Организация и проведение Интернационального фестиваля на иностранном языке для студентов неязыковых направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ / ВНЕАУДИТОРНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ВНЕУЧЕБНАЯ РАБОТА / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / FOREIGN LANGUAGE FOR STUDENTS OF NON-LINGUISTIC AREAS OF TRAINING / OUT-OF-CLASS EVENT IN FOREIGN LANGUAGE / EDUCATIONAL EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INTERNATIONAL FESTIVAL / DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS / INCREASING MOTIVATION TO LEARNING FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Надежда Сергеевна, Кулешова Маргарита Вениаминовна, Саликаева Ольга Викторовна, Стасюк Наталья Александровна

В статье детально рассматривается организация внеаудиторного мероприятия в форме Интернационального фестиваля на иностранном языке для студентов неязыковых специальностей в рамках воспитательной работы. Проведение данного фестиваля способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала студентов, повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка, формированию интереса к культурам народов изучаемых языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Надежда Сергеевна, Кулешова Маргарита Вениаминовна, Саликаева Ольга Викторовна, Стасюк Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING AND HOLDING AN INTERNATIONAL FESTIVAL IN FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NONLINGUISTIC AREAS OF TRAINING

The article considers in detail the organization of extracurricular activities in the form of an international festival in a foreign language for students of non-linguistic specialties in the context of educational work. The festival promotes the development of intellectual and creative potential of students, enhancing motivation to learn a foreign language, and the formation of interest in the cultures of the languages under study.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение Интернационального фестиваля на иностранном языке для студентов неязыковых направлений подготовки»

Коваленко Надежда Сергеевна, Кулешова Маргарита Вениаминовна, Саликаева Ольга Викторовна, Стасюк Наталья Александровна

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИИ ПОДГОТОВКИ

В статье детально рассматривается организация внеаудиторного мероприятия в форме Интернационального фестиваля на иностранном языке для студентов неязыковых специальностей в рамках воспитательной работы. Проведение данного фестиваля способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала студентов, повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка, формированию интереса к культурам народов изучаемых языков. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/2-1/59.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 2(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 194-196. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/2-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список литературы

1. Вельфлин Г. Истолкование искусства. М.: Дельфин, 1922. 37 с.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» и «Педагогика». Изд-е 4-е, испр. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 192 с.

3. Зальцман Е. П. Формирование способностей художественного восприятия у будущих учителей изобразительного искусства в процессе преподавания истории искусств // Формирование художественно-творческой активности студентов: тематический сб. науч. тр. проф.-преп. состава и аспирантов высш. учеб. завед. Министерства просвещения Казахской ССР. Алма-Ата, 1981. С. 16-27.

4. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учебное пособие. Изд-е 2-е, перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 130 с.

5. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 346 с.

6. Кудин П. А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. 208 с.

7. Кудина Г. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988. 173 с.

8. Лернер И. Я. Концепция базового содержания общего среднего образования. Научные достижения и передовой опыт в области педагогики и народного образования. М.: Изд-во АПН СССР, 1991. 40 с.

9. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / под ред. В. Н. Шацкой. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1995. 184 с.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Изд-е 22-е, испр. М.: Русский язык, 1990. 921 с.

11. Основы эстетики и искусствознания: факультативный курс: пособие для учителей / под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979. 302 с.

12. Педагогика: учебное пособие для вузов / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.

13. Рондели Л. Д. Декоративно-прикладное искусство. М.: Просвещение, 1984. 143 с.

14. Скаткин М. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. 96 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS TO DEVELOP TEENAGERS' ARTISTIC TASTE IN THE CLASSES IN DECORATIVE AND APPLIED ART

Davaleva Dina Akramovna, Ph. D. in Pedagogy Tobolsk Pedagogical Institute named after D. I. Mendeleev (Branch) of Tyumen State University

dinadavaleva@yandex. ru

The article raises the problem of developing artistic taste and argues that the acquaintance with the decorative and applied art is of special importance in this process. The author justifies the necessity to organize step-by-step handicraft perception combined with the practical artistic activity; the paper also emphasizes the necessity to develop the content of teaching and methodology aimed to discover the specifics of decorative and applied art, to develop students' handicraft skills and competences.

Key words and phrases: artistic taste; decorative and applied art; conditions to develop artistic taste; content of teaching; methodology to develop artistic taste.

УДК 378.18

В статье детально рассматривается организация внеаудиторного мероприятия в форме Интернационального фестиваля на иностранном языке для студентов неязыковых специальностей в рамках воспитательной работы. Проведение данного фестиваля способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала студентов, повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка, формированию интереса к культурам народов изучаемых языков.

Ключевые слова и фразы: иностранный язык для студентов неязыковых направлений подготовки; внеаудиторное мероприятие на иностранном языке; воспитательная внеучебная работа; Интернациональный фестиваль; развитие интеллектуально-творческого потенциала студентов; повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Коваленко Надежда Сергеевна, к. филол. н., доцент Кулешова Маргарита Вениаминовна Саликаева Ольга Викторовна Стасюк Наталья Александровна

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

В настоящее время используются разные формы организации учебно- воспитательного процесса для осознанного и грамотного проектирования иноязычного образования в высшем учебном заведении.

13.00.00 Педагогические науки

195

Из-за постоянного сокращения количества аудиторных часов на изучение иностранных языков возникает необходимость дополнительной внеучебной работы со студентами, которая является органическим элементом всей системы обучения иностранному языку [3, с. 373]. Иностранный язык, безусловно, занимает важное место в системе подготовки современного специалиста в условиях поликультурного и многоязычного мира.

Владение иностранными языками в наши дни стало одним из важных средств социализации, успешности в профессиональной деятельности человека, что отчетливо осознает подрастающее поколение нашей страны. Этому есть объективное объяснение: мир становится все более открытым, поликультурным [4, с. 363].

Активная жизнь и успешная карьера личности в современных условиях становятся невозможными без владения иностранным языком как средством межкультурного общения. Таким образом, внеучебная работа оказывается важным компонентом при обучении иностранному языку, так как способствует удовлетворению и развитию интересов, умений и навыков, а самое главное - в конечном счете повышает мотивацию студентов к изучению иностранного языка. Внеучебная работа отвечает задачам, способствующим становлению коммуникативных умений обучающихся.

Одной из форм внеучебной работы является проведение Интернационального фестиваля на иностранном языке (английском, немецком и французском), посвященного изучению традиций европейских стран. Этот фестиваль проводился кафедрой иностранных языков Сибирского государственного медицинского университета в рамках внеаудиторной работы для студентов неязыковых направлений подготовки на основании плана внеаудиторной работы кафедры. Задача, поставленная перед студентами, принимающими участие в интернациональном фестивале, состоит в том, чтобы познакомиться и продемонстрировать некоторые национальные традиции стран изучаемого языка средствами театрального искусства и иностранного языка, что стимулирует творческую активность студентов, способствует совершенствованию уровня владения иностранным языком и формированию социокультурной компетенции [1, с. 81; 2, с. 110].

Для проведения интернационального фестиваля на иностранном языке со студентами неязыковых направлений подготовки в рамках внеучебной деятельности необходима подготовительная работа над языковым материалом. В решении этой задачи важная роль отводится обучающему комплексу упражнений, обеспечивающих реализацию механизма речепорождения, в частности, двуязычным и переводным упражнениям. Информационные технологии и современные технические средства обучения становятся незаменимыми помощниками в выполнении таких упражнений обучающимися, что способствует повышению их мотивации к изучению иностранного языка. Одно из основных достоинств применения такой формы обучения иностранному языку - существенное повышение мотивации у студентов. При этом они имеют возможность осознать, что иностранный язык - это не что-то абстрактное, отвлеченное, а средство общения реальных людей.

Организационный комитет разрабатывает Положение, согласно которому устанавливается и утверждается дата проведения и организация Интернационального фестиваля студентов на иностранном языке (английском, немецком и французском). Из всех внеучебных видов деятельности наиболее популярным среди студентов являются творческие - концерты, конкурсы, сценические постановки. Как правило, такие мероприятия позволяют улучшить психологический климат в коллективе. Современные студенты достаточно уверены в своих силах, желают проявить себя как личность, хотят реализовать себя и показать свои таланты и возможности, в том числе и посредством использования иностранного языка.

Общее руководство и организацию фестиваля проводит организационный комитет. Состав оргкомитета избирается и утверждается непосредственно на заседании кафедры иностранных языков. Оргкомитет определяет состав участников на основании заявок, поступивших от студентов, желающих принять участие в работе Интернационального фестиваля. Организаторы фестиваля обеспечивают призовые фонды и информационную поддержку мероприятия.

Организаторы Интернационального фестиваля ставят следующие задачи:

- сформировать у студентов толерантное отношение к представителям разных национальностей и культур;

- повысить стремление к изучению культуры других народностей;

- поощрить студентов медицинского университета в стремлении к улучшению уровня владения иностранным языком;

- стимулировать желание студентов к творческой самореализации;

- развить способность к коммуникации в устной форме для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, используя иностранный язык.

Участникам фестиваля необходимо показать особенности различных национальных традиций и культур, посредством изучаемого иностранного языка и сценических приемов донести до зрителей этнический колорит и многообразие культур, продемонстрировав национальный танец, песенное искусство, поэзию или театрализованное представление национальных мифов, традиций и ритуалов.

Формой проведения фестиваля является концертная программа и конкурс тематических стенных газет. Концертная программа предусматривает непосредственную демонстрацию творческих номеров участниками. Концертные номера участников должны быть представлены в следующих жанрах: песня на иностранном языке, национальный танец, художественное чтение на иностранном языке, сценическое представление на иностранном языке.

К творческим выступлениям участников предъявляются следующие требования:

- продолжительность одного концертного номера должна занимать не менее четырех и не более десяти минут;

- творческие выступления участников могут быть представлены в одном из следующих жанров: песня, исполняемая на иностранном языке; традиционный европейский танец, перед исполнением которого дается

краткое сообщение об истории танца на английском, немецком, французском языках; декламирование стихов на английском, немецком, французском с аудио- и видеосопровождением, связанным с темой произведения; жанровые сцены, посвященные национальным обычаям, традициям на трех языках с использованием подборки тематического аудио- и видеосопровождения.

Оргкомитет Интернационального фестиваля призван помочь коллективам подобрать световое оформление сцены, а также обеспечить звуковой аппаратурой и микрофонами. В свою очередь, участники фестиваля являются ответственными за изготовление костюмов, декораций, подбор фонограмм.

Содержание выступления должно соответствовать рамкам общепринятых норм морали и этики. Накануне фестиваля вывешиваются красочные объявления. Участники фестиваля заранее подают заявку, где должны указать жанр, название выступления, ФИО участников, а также указать факультет, курс, номер группы, ФИО курирующего преподавателя.

Поскольку Интернациональный фестиваль является внеучебным мероприятием, осуществляющим воспитательную функцию, направленную на создание положительной мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка, то невозможно не упомянуть о том, что это мероприятие также служит расширению кругозора студентов, формированию у них интереса к культуре народов стран изучаемого языка. Главной идеей этого мероприятия является не состязание, а знакомство широкой аудитории с разными культурами, что помогает воспринимать культурное разнообразие как норму сосуществования культур в поликультурных сообществах [5, с. 20]. Данное воспитательное мероприятие способствует не только повышению уровня владения иностранным языком, но и помогает участникам реализовать творческий потенциал.

Выступления участников фестиваля оцениваются членами жюри в разных номинациях: «The Best Song» -самое лучшее исполнение песни, «The Best Dance» - самое лучшее исполнение танца, «The Best Poem Reciting» - самое лучшее декламирование стихотворного произведения, «The Best Genre Scene» - самое лучшая жанровая сцена.

Участникам фестиваля вручаются сертификаты участия, победителям фестиваля в разных номинациях вручаются дипломы и призы. Победители выбираются согласно протоколу оргкомитета фестиваля и по решению членов жюри. При подведении итогов жюри имеет возможность поощрить участника фестиваля или коллектив в дополнительной номинации согласно подсчету голосов зрителей. Церемония награждения проводится по завершению программы фестиваля.

В заключение следует отметить, что Интернациональный фестиваль является эффективной формой внеучебной работы со студентами, которая позволяет повысить уровень владения иностранным языком, мотивирует к изучению иностранного языка, знакомит с культурой, искусством, литературой европейских стран, развивает навыки межличностного общения и межкультурной коммуникации, прививает нравственные принципы, помогает расширить кругозор, ликвидировать языковые барьеры, способствует развитию и становлению поликультурной личности будущего врача.

Список литературы

1. Коваленко Н. С. Организация и проведение фестиваля театрализованных представлений на иностранном языке для студентов неязыковых направлений подготовки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 6 (36): в 2-х ч. Ч. 2. C. 80-82.

2. Коваленко Н. С. Роль социокультурной компетенции в обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (23): в 2-х ч. Ч. 2. C. 110-112.

3. Кулешова М. В. Роль иностранных языков в профессиональном обучении // Ученые записки: сб. науч. тр. ЗападноСибирского филиала Российской академии правосудия. Томск: ФГУ «Томский ЦНТИ», 2011. Вып. 5. С. 372-381.

4. Кулешова М. В. Современные методы преподавания иностранных языков в профессиональной сфере // Ученые записки: сб. науч. тр. Западно-Сибирского филиала Российской академии правосудия. Томск: ФГУ «Томский ЦНТИ», 2010. Вып. 4. С. 363-364.

5. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 14-20.

ORGANIZING AND HOLDING AN INTERNATIONAL FESTIVAL IN FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF NONLINGUISTIC AREAS OF TRAINING

Kovalenko Nadezhda Sergeevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Kuleshova Margarita Veniaminovna Salikaeva Ol'ga Viktorovna Stasyuk Natal'ya Aleksandrovna

Siberian State Medical University, Tomsk [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]

The article considers in detail the organization of extracurricular activities in the form of an international festival in a foreign language for students of non-linguistic specialties in the context of educational work. The festival promotes the development of intellectual and creative potential of students, enhancing motivation to learn a foreign language, and the formation of interest in the cultures of the languages under study.

Key words and phrases: foreign language for students of non-linguistic areas of training; out-of-class event in foreign language; educational extracurricular activities; international festival; development of intellectual and creative potential of students; increasing motivation to learning foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.