Наталья Полыця
(Калининград)
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЗЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
последние годы особое вни-\£°1 мание уделяется вопросам сохранения и воспитания национальной культуры, в частности — проблемам культуры речи, понимания ценности языка, искусства чтения. Решение именно этих проблем обозначено в виде основных целей музеев национального языка, обретающих все большую популярность во многих странах мира.
К наиболее успешным проектам в этой области следует отнести Музей португальского языка в Сан-Паулу (Бразилия) [3], Интерактивный музей литовского языка при Институте литовского языка в Вильнюсе (Литва) [2], Музей канадского языка [1] и Национальный музей языка в Мэриленде (США) [6]. Несмотря на существенные различия в масштабах, методах подачи материала и в самом контенте, цели, поставленные создателями этих учреждений, практически совпадают и сводятся к следующим базовым задачам:
— повышение интереса к национальному языку;
— представление языка как части национальной культуры, его роли в истории, культуре, обществе и в формировании единой нации;
— популяризация научного изучения языка и знакомство с актуальными исследованиями в области языкознания.
Музеи литовского, канадского языка и Национальный музей языка в Мэриленде родились при научно-исследовательских центрах и развивались в первую очередь под руководством ученых-лингвистов. Возможно, именно поэтому, не имея прочной государственной поддержки, масштабы их деятельности довольно скромны. В этом ключе особого внимания заслуживает Музей португальского языка, ставший одним из самых крупных, прогрессивных и популярных учреждений культуры в стране.
Музей португальского языка открылся в 2006 году, в работе над его созданием трудились лингвисты, социологи, музееведы, художники. Проект разрабатывался и воплощался в жизнь под патронажем правительства штата Сан-Паулу. Всего на создание музея было выделено 37 млн долларов. Музей занимает три этажа, помимо экспозиционного пространства имеется большой образовательный сектор, лекционные залы, библиотека, книжный магазин [4]. Отдельно следует отметить формат экспозиций: музей широко использует новейшие технологии для интерактивного представления содержания, посетитель музея попадает в самый настоящий «планетарий языка».
Среди интерактивных экспозиций представлены многофункциональная «линия времени», знакомящая с историей португальского языка; «аллея слов» — этимологическая игра, позволяющая «играть» с созданием слова; карта диалектов Бразилии, на которой можно выбрать любую точку и прослушать, как говорят в том или ином регионе страны, и многое другое [5].
Музей в своей деятельности охватывает сферу культуры, науки и образования, он стал одной из самых популярных творческих площадок Сан-Паулу.
Анализируя опыт Сан-Паулу, можно убедиться в том, что музей языка может стать сильным инструментом в сохранении и воспитании культуры речи, привлечении интереса к родному языку.
Возвращаясь к вопросам русского языка, хочется заметить, что его богатство и история, его роль в развитии русской и мировой культуры представляются уникальным материалом для создания разнообразных интерактивных музейных экспозиций, при их создании нужно использовать весь потенциал современных музейных технологий и креативных решений.
Список литературы
1. Canadian Language Museum [Mission]. URL: http://www.languagemu-seum.ca/mission/ (дата обращения: 05.10.2012).
2. Lietuviц kalbos institutas [Lituanistikos zidinys]. URL: http://www.lki. lt/LKI_LT/index.php?option=com_content&view=artide&id=48&Itemid=51 (дата обращения: 05.10.2012).
3. Museu da Lingua Portuguesa. URL: http://www.museulinguaportuguesa. org.br/ (дата обращения: 05.10.2012).
4. Museu da Lingua Portuguesa [Institutional]. URL: http://www.museulin-guaportuguesa.org.br/institucional.php (дата обращения: 05.10.2012).
5. Museu da Lingua Portuguesa [Atividades]. URL: http://www.museulingu-aportuguesa.org.br/atividades.php (дата обращения: 05.10.2012).
6. National Museum of Language. URL: http://www.languagemuseum.org/ (дата обращения: 05.10.2012).