УДК 378.14.015.62
Интерактивный контент платформы H5P и мотивация студентов-магистров в изучении английского языка
H5P Interactive Content and Motivation of Masters' Students in English Language Learning
Захарова М.В., Финансовый университет при Правительстве РФ, mavzakharova@fa.ru
Zakharova M., Financial University under the Government of the Russian Federation,
mavzakharova@fa.ru
DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.014
Ключевые слова: H5P, преподавание английского языка, интерактивный, мотивация, самостоятельная работа студентов, магистратура.
Keywords: H5P, teaching English, interactive, motivation, students' learning autonomy, Master's degree studies.
Аннотация. H5P (пакет HTML 5) представляет собой плагин для веб-браузеров и веб-платформ, в частности, LMS Moodle (система управления обучением, виртуальная обучающая среда), который позволяет создавать интерактивный материал и задания на основе презентаций, видео, аудио, текстов, изображений, игр и викторин и т.д. Цель данной работы - рассмотрение функционала H5P и наблюдение за использованием инструментов H5P в преподавании английского языка для самостоятельной (асинхронной) работы студентов. В статье исследуется связь между использованием H5P в учебном процессе, мотивацией студентов и развитием их навыков владения английским языком. Исследование основано на опросе в университетском контексте студентов магистерской программы и анализом результативности их учёбы. Полученные результаты показывают, что использование H5P в обучении английскому языку оказало относительное влияние на мотивацию студентов и имеет потенциал влиять на эффективность развития их навыков владения английским языком. В ходе работы сформулировано, что в рамках синхронного и асинхронного обучения английскому языку использование H5P предоставляет студентам и преподавателям безграничные возможности изучать английский язык увлекательно, интерактивно, внимательно и эффективно.
Abstract. H5P (HTML 5 package) is a plugin for web browsers and web platforms, in particular, LMS Moodle (learning management system), which allows teachers to create interactive content based on presentations, videos, audios, texts, images, games, quizzes, etc. The purpose of this work is to review the functionality of H5P and observe the implementation of H5P tools in teaching English for autonomous (asynchronous) assignments of students. The paper examines the correlation between the use of H5P in the learning process, the motivation of students and the improvement of their English language skills. The study bases on a survey of students of the master's program in a university context and an analysis of the efficiency of their studies. The results show that the use of H5P in English language teaching has had a relative impact on the motivation of students and has the potential to influence the success in the enhancing their English language command. In the research, it is noted that in synchronous and asynchronous English language teaching, the implementation of H5P provides students and teachers with limitless opportunities to learn English in a dynamic, interactive and positive way.
Введение. Учебный контекст стремительно трансформируется в последние пару лет из-за глобальных изменений двадцатых годов XXI века, сильно влияющих на преподавание как в очной форме, так и в онлайн-форме: сегодня мы все неожиданно живём в цифровой среде и не представляем преподавание без Интернета, у нас есть целый арсенал ресурсов Web 2.0, университеты развивают виртуальные учебные
платформы (LMS), методы обучения становятся все более разнообразными, и обыкновенные занятия и самостоятельная работа студентов все чаще сочетают традиционные аудиторные или внеаудиторные и цифровые формы работы [1;2]. Фокус внимания преподавателей и обучающих смещается на максимизацию интерактивности в учебном процессе и эффективность использования технологий [3;4]. Более того,
ожидается, что преподаватели по всему миру будут продолжать использовать технологии в повседневном обучении, независимо от того, готовы они к этому или нет [5].
Преподавание английского языка для студентов неязыковых вузов является сложной задачей в изменяющемся образовательном контексте. Основные проблемы заключаются не столько в английском языке как учебной дисциплине, сколько в процессе преподавания разноуровневым группам студентов, в больших временных и энергозатратах в планировании занятий и в оценивании результативности их проведения. Более того, студентов постоянно необходимо мотивировать: стимулировать их внутреннюю мотивацию и поддерживать внешнюю мотивацию. Преподавание английского языка с использованием технологий действенным и эффективным образом непросто, поскольку преподавателям необходимо придумывать и реализовывать дизайн учебного процесса и учебных материалов, обратную связь, подходы к оцениванию и т.д., и постоянно ожидается творческий подход и личный стиль преподавания в онлайновых или аудиторных учебных средах [6].
В очном синхронном (аудиторном) обучении интерактивность принимает различные формы, одни их которых способствуют повышению мотивации в большей степени, а другие - в меньшей. В синхронном онлайн-обучении (через программы веб-конференций) коммуникация идёт в «прямом эфире», преподаватель имеет возможность взаимодействовать со студентами по моделям, которые зарекомендовали себя в преподавании в аудитории, и так же больше и меньше мотивирует студентов. Однако, встаёт вопрос, как обеспечивать интерактивность в асинхронном формате, когда студенты выполняют домашние задания, занимаются самообучением, насколько необходима в таких случаях интерактивность, и будет ли она способствовать повышению мотивации студентов.
Цель данной работы - проанализировать способы поддержания заинтересованности студентов (магистров) в изучении английского языка с помощью интерактивных учебных материалов и цифровых инструментов в ходе их внеаудиторной самостоятельной работы, так как количество аудиторных часов на дисциплину «Иностранный язык» на магистерских программах довольно ограниченное [с£ 7; 8].
Множество разнообразных цифровых платформ пришло в учебный процесс за время пандемии Со^-19, вынудившей провести
преподавателей и студентов в виртуальной учебной среде достаточно много времени: это Google classroom и Moodle, Zoom и MS Teams, VK и Telegram, Quizlet и Kahoot, и многое другое. Одни преподаватели были не готовы к этому многообразию и применяли сначала в онлайн-обучении, а затем позаимствовали из него в оффлайн-обучение только ограниченный набор цифровых инструментов, а другие экспериментировали в онлайн-обучении и продолжают сегодня в очном формате, размышляя, сколько инструментов в учебном процессе будет «слишком много» или «слишком мало». Замечено, что студенты утомляются, и когда нет вариаций в использовании интерактивных элементов, и когда элементы активно варьируются, а цифровая грамотность или внимание студентов за ней не успевают. Задача преподавателя найти золотую середину в использовании различных цифровых
инструментов в обучении [9].
H5P (пакет HTML5) (H5P. Getting Started. -URL: https://h5p.org/getting-started) - это бесплатное программное обеспечение с открытым исходным кодом, с помощью которого можно создавать интерактивный контент для Интернета. В 2013 году проект был впервые представлен в Норвегии как авторская система для школ, а затем получил дальнейшее развитие в компании Joubel. H5P также доступно в качестве коммерческого решения с 2019 года. Её большими преимуществами является то, что она интегрирована в систему управления обучением Moodle (LMS), которую используют многие вузы Российской Федерации для мультимедийной поддержки учебного процесса, и сочетает в одном месте большой спектр простых в использовании инструментов, которые стимулируют обучение студентов вне класса, имеет функции мониторинга учебного процесса и его оценивания, может использоваться в качестве дополнения к преподаванию в аудитории. Пакет продуктов H5P позволяет преподавателям без каких-либо знаний в области программирования легко создавать интересный обучающий контент, такой как презентации, интерактивные видеоэпизоды, игры, тесты, викторины и многое другое. Кроме того, H5P определяется как инновационное, практичное и простое в использовании программное обеспечение, которое преподаватели и студенты английского языка могут использовать при преподавании и изучении английского языка.
Различные формы интерактивного обучения предлагают различные возможности и варианты не только для учителя, но и для учащихся.
Обучение на базе информационно-коммуникационных технологий поддерживает традиционные стратегии и методы обучения. Особенно при изучении иностранного языка необходимо расширить изучение языка за пределы уроков английского языка и мотивировать учащихся учиться дома [10].
Богатый функционал Н5Р предназначен для вовлечения студентов как в онлайн-обучение, так и в оффлайн-обучение, когда преподаватели могут оценивать понимание студентами материалов курса с помощью цифровых технологий или создавать цифровую интерактивную альтернативу традиционным аудиторным и домашним заданиям. Когда процесс обучения увлекателен, студенты мотивированы активно участвовать в нем, а активное участие, в свою очередь, создаёт возможность развивать навыки владения английским языком [11].
Основной целью использования цифровых инструментов в преподавании и обучении является повышение мотивации студентов, как уже упоминалось выше. Это относится и к использованию Н5Р в преподавании английского языка в вузе: ожидается, что применение данной платформы повышает мотивацию и вовлеченность студентов в обучение, а повышенная мотивация, в свою очередь, способна улучшить результаты студентов в овладении английским языком, так как высоко мотивированные студенты имеют хорошие результаты в овладении английским языком, хотя и слабо мотивированные студенты могут иметь хорошие результаты [12].
В данной работе рассматривается, как «пользователи» Н5Р оценивают данную технологию, и определяются возможности и ограничения её использования в учебном контексте. Основные задачи данной работы: 1) рассмотреть инструменты платформы H5P; 2) пронаблюдать зависимость между
использованием Н5Р для домашних заданий, мотивацией студентов и их результатами, 3) описать возможности и ограничения реализации интерактивных технологий в асинхронном обучении. Гипотезой исследования является то, что интерактивные технологии все ещё недостаточно апробированы в самостоятельной работе студентов, и поэтому мало используются, но очень увлекательны и имеют огромный потенциал для применения в асинхронных учебных контекстах.
Методология исследования. Сбор данных осуществлялся с сентября 2021 года по апрель 2022 года в Финансовом университете при
Правительстве РФ на магистерской программе по информационной безопасности в курсе иностранного языка. Объектом исследования выступили двадцать пять студентов, которые учились в течение трёх модулей и проходили курс английского языка, который сочетает академическую часть и профессионально-деловую часть. Концепция курса английского языка в магистратуре предполагает, что в течение курса студенты учатся читать научную литературу по теме магистерского исследования, анализировать язык научных источников, аннотировать их, составлять библиографию и индивидуализированные глоссарии как основу собственных научных публикаций. В рамках курса уделяется большое внимание разговорной практике студентов на актуальные темы бизнеса и информационных технологий. Материалы курса для аудиторной (синхронной) и домашней (асинхронной) работы загружались в систему Moodle.
В 2021/2022 учебном году первый учебный модуль магистерской программы проходил в оффлайн-режиме, второй модуль - в смешанном режиме (большую часть в аудитории, но с некоторыми вкраплениями синхронного онлайн-обучения в MS Teams), третий модуль - в синхронном онлайн-режиме в MS Teams. Выбор режима обучения определялся локальными актами в соответствии с эпидемиологической обстановкой в г. Москве. LMS Moodle с интегрированным модулем заданий H5P являлся системой цифровой поддержки всего процесса обучения. Модуль H5P использовался для всех режимов организации учебной деятельности.
В процессе обучения велось наблюдение за активностью студентов и их реагированием на те или иные формы организации занятий. По итогам курса проводилось анкетирование студентов для получения обратной связи.
Данное исследование является качественным: изучались различные инструменты и функции, доступные в H5P, характер взаимосвязи между использованием H5P в преподавании английского языка и мотивацией студентов, а также достижениями студентов в овладении английским языком с точки зрения возможностей повышения эффективности учебного процесса и ограничений.
Результаты исследования. 1.1. H5P - это плагин для веб-браузеров и веб-сайтов, который позволяет системе создавать контент, такой как презентации, интерактивные видео, игры, викторины и многое другое (H5P, 2022).
С точки зрения функциональности, H5P представляет инновационное решение для
преподавателей, стремящихся создать активную среду обучения для студентов, и может быть использован для создания и разработки любого учебного материала, привязанного к целям обучения по предмету. Кроме того, материалы в H5P удобны на компьютерах и на мобильных устройствах и доступны в любой момент времени, обеспечивая доступ и преподавателей, и студентов к ним за пределами университета в любое время суток.
1.2. H5P предоставляет множество способов организации учебной деятельности.
Инструменты H5P можно разделить по типам контента на несколько групп [cf. 12], представленных ниже.
1) Инструменты текстового контента: Fill in the blanks (= заполнение пробелы): заполнение текста пропущенными словами и демонстрация правильных ответов по выполнению; Drag the words (= перетаскивание слов): тексты с пропусками, где пользователь должен перетащить недостающие элементы текста в соответствующий пробел; Mark the words (= отмечание слов): отмечание определённых слов в тексте по заданию; Essay (= эссе): создание текста с использованием ключевых слов и с мгновенной обратной связью, основанной на использовании ключевых слов; Summary (= резюме): создание резюме в форме списка ключевых утверждений по теме на основе текста, презентации или видео; Sort the paragraphs (= сортировка абзацев): сортировка текстов и абзацев в издательских системах; Documentation tool (= инструмент «документирования»): создание интерактивного руководства для структурирования процесса выполнения письменных работ; Structure strip (= структурирование разделителями): использование разделителей для письменных работ (традиционно разделители размещают на бумаге как основе для текста для обозначения длины различных сегментов текста в правильных пропорциях), ^rnell notes (= заметки по системе Cornell): создание заметок по шаблону Cornell Notes.
2) Инструменты вопросного контента: True-False Questions (= истинно-ложные вопросы): истинные / ложные вопросы к тексту, видео, изображению; Multiple choice (= вопросы с множественным выбором): вопросы с несколькими вариантами ответов; Single choice set (= вопросы с единственным правильным ответом): вопросы с одним правильным ответом; Quiz / Question set (= несколько вопросов): последовательность из нескольких различных вопросов (multiple choice, fill in the blanks, drag the words, mark the words, drag and
drop), квизов, тестов; Personality quiz (= тест на установление типа личности): серии вопросов с альтернативами, где каждая альтернатива соответствует определённому типу личности; Arithmetic quiz (= арифметический тест): арифметические тесты на основе вопросов с множественным выбором.
3) Инструменты контента на основе изображений: Drag & drop (= «перетащи и оставь»): перетаскивание элементов с изображениями для создания ассоциаций между двумя и более элементами и создания логических связей визуальным способом, могут использоваться как изображения, так и текстовые элементы для перетаскивания; Find the hotspot (= поиск горячей точки): создание одиночных «горячих точек» на изображении для поиска и обнаружения их пользователями; Find multiple hotspots (= поиск нескольких горячих точек): создание нескольких «горячих точек» на изображении для поиска их пользователями; Image hotspots (= «горячие точки» на изображении): изображение с неограниченным количеством интерактивных «горячих точек», при нажатии на которые пользователем выскакивает текст, картинка или видео; Image sequencing (= упорядочивание изображений): размещение изображений в правильном порядке согласно поставленной задаче; Agamotto (= смешение изображении): серия изображений и пояснений к ним; Collage (= коллаж): коллаж из нескольких изображений; Image slider (= изображения c ползунком): реагирующее изображение со слайдером; Timeline (= временная шкала): интерактивная временная шкала событий на основе изображений, видео и текста; Image Juxtaposition (= сопоставление изображений): интерактивное сопоставление двух изображений; Image choice (= выбор изображения): вопросы с единственным или множественным ответом, где в виде ответов представлены картинки; Image Pairing (= сопряжение изображений): сопоставления пар изображений, где изображения в паре не одинаковые - можно проверить понимание связи между двумя разными изображениями.
4) Инструменты на основе игрового контента: Memory game (= игра на запоминание): игра, где пользователи ищут пары для картинок и при их обнаружении получают текстовое сообщение; Dialogue cards (= диалоговые карточки): карточки, которые помогают учащимся тренировать запоминание слов, выражений и предложений - переворачивая карточку, студент обнаруживает соответствующее слово или выражение;
Flashcards (= флеш-карточки): единичные карточки или наборы карточек c изображениями, соотносящимися с вопросами и ответами (студенты должны заполнить текстовое поле и проверить правильность своего решения); Guess the answer (= угадай ответ): изображения с описаниями, где студенты могут угадывать ответ и нажимать на кнопку под изображением, чтобы увидеть правильный ответ; Crossword (= кроссворд): настраиваемый кроссворд со словами и изображениями; Find the words (= найти слова): список слов, который отображается в форме «сетки».
5) Инструменты на основе аудиоконтента: Audio (= аудиозапись): загрузка аудиозаписи в формате .mp3, .wav, .ogg или ссылки на аудиозапись; Audiorecorder (= диктофон): создание аудиозаписи и возможность её воспроизведения и скачивания в формате .wav; Speak the words (= произнесите слова): ответ на вопрос голосовым сообщением; Speak the words set (= произнесите несколько слов): серия вопросов с голосовыми ответами; Dictation (= диктант): создание диктанта с мгновенной обратной связью (добавляются аудио-образцы, содержащие предложение для диктовки и вводится правильная транскрипция; учащиеся прослушивают образцы и вводят то, что они услышали, в текстовое поле).
6) Инструменты презентации: Iframe embedder (= встраивание iframe): встраивание H5P из уже существующих JavaScript-приложений; Accordion (= аккордеон): создание вертикально сложенных (и раскладываемых при нажатии) элементов; Chart (= диаграмма): столбчатые и круговые диаграммы; Interactive video (= интерактивное видео): видео с вопросами множественного выбора, заполнения пропусков, всплывающими комментариями и др.; Course presentation (= презентация курса): интерактивная презентация из слайдов с мультимедиа, текстом, видео и множеством различных типов взаимодействия в форме вопросов; Column (= столбец): организация информации в виде столбцов - типы контента со схожими материалами или объединённые общей темой группируются вместе для обеспечения последовательного процесса обучения; можно комбинировать практически все существующие инструменты / типы контента H5P; Branching scenario (= ветвящийся сценарий): создание дилемм, сценариев самостоятельного обучения и других видов адаптивного обучения, включающих множество инструментов H5P всех видов контента; Interactive book (= интерактивная книга): небольшие курсы, книги
или тесты, объединяющие на нескольких страницах большое количество интерактивного контента, такого как интерактивные видеоролики, вопросы, презентации курсов и многое другое; в конце книги есть резюме, в котором суммируются баллы, полученные учащимся при изучении всей книги.
7) Инструменты технологичного контента: Virtual tour - 360° (= виртуальный тур - 360°): создание интерактивных 360-сред, где обычные изображения могут быть обогащены интерактивными элементами, такими как тексты, видео, аудио и вопросами H5P; у пользователей создаётся впечатление перемещения между средами или между разными точками обзора в одной и той же среде; AR Scavenger (= дополненная реальность): реальность, дополненная 3D-моделями или упражнениями H5P; определяются маркеры, похожие на QR-коды, которые учащиеся могут сканировать с помощью камеры своих устройств, и по этим маркерам инициируются 3D-модели и взаимодействие с ними.
1.3. В курсе английского языка для магистров для самостоятельной (асинхронной) работы оказались удобными и соответствующими целям курса задания H5P на основе текстового контента, игрового контента, видео- и аудиоконтента.
Задания с текстовым контентом были использованы для работы с научным текстом -исследовательскими статьями, где нужно было маркировать определённые лексические единицы (mark the words), аннотировать текст (essay, structure strip), сделать письменный обзор (Cornell notes, summary), проанализировать структуру текста (sort the paragraphs).
Задания игрового характера (flashcards, crossword, drag & drop, memory game) были направлены на расширение словарного запаса, тренировку лексики курса и способствовали запоминанию её в непринуждённом режиме. Кроме того, таким образом поддерживалась грамматическая практика
Видеозадания (interactive video) представляли собой видеоэпизоды по темам курса с встроенными в них вопросами на понимание просмотренного. Данные задания были направлены на расширение знаний по теме, тренировке навыка аудирования, а встроенные вопросы контролировали процесс просмотра и усвоения материала. Аудиозадания
(audiorecorder) ставили перед студентами задачу развёрнуто выразить своё мнение по пройденной теме или сделать устный обзор прочитанной научной литературы.
1.4. С точки зрения наблюдений над зависимостью между использованием интерактива Н5Р для самостоятельной работы, мотивацией студентов и успеваемостью обнаружились моменты, над которыми стоит поразмыслить.
Со стороны студентов, достоинствами использования H5P в самостоятельной работе магистров в курсе иностранного языка были следующие: привлечение внимания студентов, поддержание их интереса, помощь в усвоении, закреплении, запоминании материала. А со стороны преподавателя, дополнительно можно отметить контролирующую функцию, когда все объёмные домашние работы студентов находятся в одном месте и выполнены, как минимум, по определённым стандартам качества.
По результатам анкетирования стало известно, что почти 70% студентов было интересно попробовать инструменты Н5Р. Однако около 20% студентов отреагировали, что данные виды домашнего задания им были настолько же не интересны, как и неинтерактивные задания, потому что курс английского языка в магистратуре занимает много внеаудиторного времени из-за своей объёмной академической составляющей - чтение научных текстов по теме магистерского исследования, и любое домашнее задание, являясь неким неизбежным злом, ухудшает качество жизни магистрантов, которые работают в дневное время и обучаются в позднее вечернее время и в выходные дни.
Похожие результаты отмечаются и в отношении привлечения внимания студентов к домашнему заданию и курсу в целом. Если в синхронной аудиторной или онлайн-учёбе в вечернее время во время занятия, продолжительностью в четыре академических часа, практически всех студентов отвлекало от насущных проблем, дневных забот и настраивало на учебный лад использование интерактивного контента как средства привлечения внимания, то во внеаудиторном контексте выставляемый в качестве домашних заданий материал игнорировался студентами, которые в принципе игнорировали домашние работы в силу внеучебной занятости.
В отношении мотивации можно отметить, что аудиторное или онлайн-, а именно, синхронное выполнение заданий при инструкциях преподавателя, его технической поддержке и обеспечении процесса, а также в группе сокурсников вызвало у студентов искренний интерес и стимулировало большую вовлеченность в изучение материала. Тем не
менее, асинхронное выполнение схожих заданий, по заявлению студентов, незначительно способствовало повышению их внутренней или внешней мотивации. Большим стимулом мотивации выступал балл (оценка), назначенный за выполнение задания.
Восемнадцать из двадцати пяти студентов курса получили хорошие и отличные оценки за курс. Однако, оказалось сложным проследить, непосредственно повлияла ли форма заданий внеаудиторной работы на успеваемость. Данный аспект нуждается в дальнейшем исследовании. Но, возможно сделать вывод, что использование Н5Р в учебном процессе в целом оказывало положительное влияние на успеваемость студентов и вовлеченность в учебный процесс.
Дополнительными преимуществами
использования Н5Р в преподавании английского языка были его адаптивность под цели и задачи курса и простота использования.
1.5. Участники исследования остановились на возможностях использования Н5Р и ограничениях в асинхронном обучении. Возможности, перечисленные студентами, были многочисленными, что свидетельствует об интересе со стороны студентов к этому вопросу.
Задания на платформе H5P приятные для самообучения и саморазвития, динамичные, мотивирующие, игровые, инновационные, содержательные, с обратной связью. Студенты положительно оценивают наглядность материала, визуализацию при необходимости прорабатывать тексты и создавать письменные материалы; возможность возвращаться к заданиям и просматривать их снова, дорабатывать, использовать как справочный материал; универсальность инструментов для разных учебных задач.
В качестве дополнительных возможностей со стороны преподавателей можно отметить направленность фокуса внимания; удобное формулирование заданий и целей; новизна; универсальность для синхронного и асинхронного обучения; разнообразие видов работы.
Однако, в ходе наблюдения за использованием Н5Р замечены и некоторые ограничения. Во-первых, задания должны даваться в соответствующее время с чётко определёнными дедлайнами, с предварительной инструкцией и желательно демонстрацией выполнения задания в аудитории или во время веб-конференции. Студенты отмечают, что при всей интуитивности выполнения заданий, комментарий преподавателя и подробное описание алгоритма выполнения очень помогали
концентрироваться на выполнении задания, а не рефлексии о форме выполнения задания. Во-вторых, нужно учитывать, что вся деятельность в Н5Р опирается на подключение к Интернету, поэтому достаточное подключение к Интернету не только для преподавателя, но и для студентов является обязательным условием для вовлечения студентов в выполнение заданий и достижения успешных результатов. Из анализа данных следует, что студенты сталкивались с трудностями из-за подключения к Интернету и результаты их работы не всегда сохранялись при зависании системы. Необходимость выполнять то же самое задание ещё раз из-за подключения к Интернету может снижать интерес студентов и влиять на их результаты. В-третьих, используемых инструментов Н5Р не должно быть слишком много (сколько есть не «много», нужно рассматривать в каждой отдельно взятой аудитории), так как студенты не чувствуют себя комфортно с технической составляющей выполнения заданий. В-четвертых, некоторые студенты жаловались на неудобность выполнения заданий на смартфонах, а некоторые в принципе предпочли бы выполнение заданий на бумаге, в отличие от использования компьютерных технологий в учебном процессе.
Заключение. Инструменты интерактивного контента Н5Р, интегрированные в LMS Moodle, имеют достаточную дидактическую гибкость, благодаря тому, что данное программное обеспечение имеет большую библиотеку типов контента - более сорока в настоящее время, -которые охватывают почти все многообразие заданий, которое можно придумать для образовательных целей. Разнообразие функций, доступных в Н5Р, делает процесс преподавания и обучения менее монотонным и побуждает и преподавателей, и студентов быть более творческими в учёбе.
Использование Н5Р в учебном процессе имеет много преимуществ. Одно из них -поощрение познавательной активности без когнитивной перегрузки студентов. Кроме того, интерактивные учебные материалы могут
мотивировать интерес студентов благодаря разнообразию представленных ресурсов. Использование H5P также поощряет самостоятельность студентов в освоении программы. H5P способствует повышению интереса студентов к дисциплине и привлекает их внимание к преподаваемому материалу, способствует усвояемости программы и запоминанию обсуждаемого материала.
Результаты анализа данных свидетельствуют, что использование H5P в преподавании английского языка оказало влияние на мотивацию студентов и, в конечном счёте, на результаты студентов в овладении академическим иностранным языком. Тем не менее, данный вывод нуждается в дополнительных исследованиях и доказательствах.
В целом, применение H5P для домашних заданий - положительный вариант сделать внеаудиторную работу студентов более привлекательной через интерактивность. С другой стороны, интеграция цифровых ресурсов во внеаудиторную учебную деятельность кажется недостаточной и не реализуемой в полной мере в связи с недостаточными навыками и способностями преподавателей интегрировать интерактивные задания в современный курс английского языка в магистратуре. Поскольку на данный момент существует мало исследований H5P в университетском контексте, данная работа может послужить стимулом для дальнейших исследований, особенно, в аспекте медиадидактики - как разрабатывать мультимедийных задания, как упорядочивать их использование в учебной среде, как формулировать постановку задач и структурировать процесс обучения, как осуществлять оценивание заданий и их результативности. Таким образом, существование технической базы в форме LMS Moodle и/или H5P не ведёт непосредственно к устойчивому успешному положительному влиянию на обучение, хотя и являются предпосылками для успешного использования инструментов Web 2.0.
1. Ломаченко Т.И., Кокодей Т.А., Хитущенко В.В. Инновационные подходы в использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях цифровой экономики / Т.И. Ломаченко, Т.А. Кокодей, В.В. Хитущенко // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 1. - С. 109-117.
2. Танцура Т.А. Потенциал современных цифровых технологий в обучении иностранному языку
студентов высшей школы / Т.А. Танцура // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4 (89). - С. 295-297.
3. Иванашко Ю.П., Процукович Е.А. Использование интерактивного контента МооШе в онлайн курсах по иностранному языку / Ю.П. Иванашко, Е.А. Процукович // Обучение иностранному языку студентов высших и средних образовательных учреждений на современном этапе. Проблемы сохранения языка и культуры эвенков России и
орочонов Китая / Материалы IX Всероссийской национальной научно-методической
видеоконференции, Благовещенск, 22 января 2021 года. - Благовещенск: Амурский государственный университет, 2021. - С. 79-90.
4. Караваева В.Г. Создание интерактивного образовательного контента и его использование на дистанционных занятиях по иностранному языку / В.Г. Караваева // Языковое образование в современном цифровом пространстве: подходы, технологии, перспективы / Материалы международной научно-практической конференции, Хабаровск, 11-12 ноября 2021 года. - Хабаровск, 2022. - С. 285-299.
5. Черкасова Л.Н. Трансформация компетенций преподавателя иностранного языка в период цифровизации / Л.Н. Черкасова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. -№ 74-3. - С. 281-284.
6. Габова Е.Г., Никифорова О.В. Роль мотивации к изучению английского языка у студентов неязыковых специальностей ПетрГУ / Е.Г. Габова, О.В. Никифорова // Педагогические мастерские. СНТ. -Киров, 2021. - С. 32-34.
7. Соловьев Д.Н., Соловьева Т.О. Организация самостоятельной работы студентов при изучении английского языка / Д.Н. Соловьев, Т.О. Соловьева // Горизонты образования / Материалы I Международной научно-практической конференции, 29-30 октября 2020 года. - Омск, 2020. - С. 222-225.
1. Lomachenko T.I., KoKodey T.A., Khitushchenko V.V. Innovative approaches to the use of information and communication technologies in the educational process in the digital economy / T.I. Lomachenko, T.A. KoKodey, V.V. Khituschenko // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2019. - № 1. - Pp. 109-117.
2. Tantsura T.A. The potential of modern digital technologies in teaching a foreign language to higher education students / T.A. Tantsura // The World of Science, Culture and Education. - 2021. - № 4 (89). - Pp. 295-297.
3. Ivanashko Yu.P., Protsukovich E.A. Use of Moodle interactive content in online English language lessons / Yu.P. Ivanashko, E.A. Protsukovich // Teaching a Foreign Language to Students of Higher and Secondary Educational Institutions at the present stage. Problems of Preserving the Language and Culture of the Evenks of Russia and the Orochons of China / Materials of the IX All-Russian National Scientific and Methodological Video Conference, Blagoveshchensk, January 22, 2021. - Blagoveshchensk: Amur State University, 2021. - Pp. 79-90.
4. Karavaeva V.G. Interactive educational content development and its use in online teaching of foreign languages / V.G. Karavaeva // Language Education in the Modern Digital Space: Approaches, Technologies, Perspectives. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Khabarovsk, November 11-12, 2021. - Khabarovsk, 2022. - Pp. 285-299.
5. Cherkasova L.N. Transformation of the competencies of a foreign language teacher in the period of
8. Щипицина Л.Ю. Элементы онлайн-обучения при организации самостоятельной работы аспирантов по курсу «Иностранный язык для научного исследования» / Л.Ю. Щипицина // Иностранный язык в нелингвистическом вузе: Академические исследования и педагогическая практика. - М.: 2021. -С. 12-21.
9. Вельдина Ю.В. Преимущества и недостатки использования онлайн-технологий при обучении иностранному языку / Ю.В. Вельдина // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 72-4. - С. 42-45.
10. Горохова О.В. Использование интерактивного H5P контента для реализации дистанционного обучения / О.В. Горохова // Образование. Карьера. Общество. - 2021. - № 2 (69). - С. 5-8.
11. Шинкаренко Д.А. Дидактический потенциал цифровых инструментов H5P в обучении устному иноязычному речевому общению / Д.А. Шинкаренко // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации / Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта -02 апреля 2022 года. - Москва, 2022. - С. 462-467.
12. Wicaksono J.A., Setiarini R.B., Ikeda O., Novawan A. The Use of H5P in Teaching English / J.A. Wicaksono, R.B. Setiarini, O. Ikeda, A. Novawan // The First International Conference on Social Science, Humanity, and Public Health (ICOSHIP 2020). - Atlantis Press, 2021. -Pp. 227-230.
ces:
digitalization / L.N. Cherkasova // Problems of Modern Pedagogical Education. - 2022. - № 74-3. - Pp. 281-284.
6. Gabova E.G., Nikiforova O.V. The role of motivation for learning English at students of non-linguistic specialties of PetrSU / E.G. Gabova, O.V. Nikiforova // Pedagogical Workshops. - Kirov, 2021. - Pp. 32-34.
7. Solovyov D.N., Solovieva T.O. Organization of independent work of students in the study of English / D.N. Solovyov, T.O. Solovieva // Horizons of Education. Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference, October 29-30, 2020. - Omsk, 2020. - Pp. 222-225.
8. Shchipitsina L.Yu. Elements of online learning in the organization of independent work of graduate students in the course "Foreign language for research" / L.Yu. Shchipitsina // Foreign Language in a Non-Linguistic University: Academic Research and Pedagogical Practice. -M.: 2021. - Pp. 12-21.
9. Veldina Yu.V. Advantages and disadvantages of using online technologies in teaching a foreign language / Yu.V. Veldina // Trends in the Development of Research and Education. - 2021. - № 72-4. - Pp. 42-45.
10. Gorokhova O.V. The use of interactive H5P content for the implementation of distance learning / O.V. Gorohova // Education. Career. Society. - 2021. - № 2 (69). - Pp. 5-8.
11. Shinkarenko D.A. Didactic potential of H5P digital tools in teaching oral foreign language speech communication / D.A. Shinkarenko // Dialogue of Cultures. Culture of Dialogue: Digital Communications. Proceedings
of the Third International Scientific and Practical Conference, Moscow, March 29 - April 02, 2022. -Moscow, 2022. - Pp. 462-467.
12. Wicaksono J.A., Setiarini R.B., Ikeda O., Novawan A. The use of H5P in teaching English / J.A. Wicaksono,
R.B. Setiarini, O. Ikeda, A. Novawan // The First International Conference on Social Science, Humanity, and Public Health (ICOSHIP 2020). - Atlantis Press, 2021. -Pp. 227-230.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторе:
Захарова Марина Валентиновна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, e-mail: mavzakharova@fa.ru