Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ'

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1496
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ МЕТОД / МОТИВАЦИЯ / ЭДЬЮТЕЙНМЕНТ / СТРОИТЕЛЬСТВО-БАКАЛАВРИАТ / МОДУЛЬНО ОБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / MOODLE / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германович Татьяна Вадимовна, Жидяева Юлия Викторовна

Цель: отобразить преимущества использования интерактивного компонента обучающей платформы Moodle как средства обучения ИЯ по сравнению с традиционным учебным пособием для овладения студентов строительного университета навыками аудирования, необходимыми для ведения будущей профессиональной деятельности . Методы . Анализ, дедукция, индукция, наблюдение. Результаты. Электронный учебник имеет ряд преимуществ перед традиционным, а именно: экономия времени преподавателя, наличие аудиовизуального материала, повышение заинтересованности учеников. Выводы. Электронные формы обучения позволяют повысить мотивацию и эффективность обучения благодаря использованию интерактивности и образовательно-развлекательной технологии эдьютейнмент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германович Татьяна Вадимовна, Жидяева Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF ELECTRONIC TEXTBOOK

Objective of the article is to describe the advantages of the Interactive content in Moodle in comparison with the traditional textbook as a means of teaching foreign language for mastering listening skills for Civil Engineering students. Methods . Analysis. Deduction. Induction. Observation. Results . Electronic textbook has a number of advantages over a traditional one: teachers' time saver, availability of the audiovisual material, greater interest in learning by students. Conclusion . E-learning enhances motivation and effectiveness of educational process due to the interactive technology and edutainment.

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34) ГЕРМАНОВИЧ Татьяна Вадимовна и другие

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0 ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА ...

УДК 371.39

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0025

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 4239-2471 AuthorID: 695705

ГЕРМАНОВИЧ Татьяна Вадимовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации

SPIN: 8415-1505 AuthorID: 702893

ЖИДЯЕВА Юлия Викторовна, преподаватель кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) (129337, Россия, Москва, Ярославское шоссе, дом 26, e-mail: ZhidjaevaJV@mgsu.ru) Аннотация. Цель: отобразить преимущества использования интерактивного компонента обучающей платформы Moodle как средства обучения ИЯ по сравнению с традиционным учебным пособием для овладения студентов строительного университета навыками аудирования, необходимыми для ведения будущей профессиональной деятельности. Методы. Анализ, дедукция, индукция, наблюдение. Результаты. Электронный учебник имеет ряд преимуществ перед традиционным, а именно: экономия времени преподавателя, наличие аудиовизуального материала, повышение заинтересованности учеников. Выводы. Электронные формы обучения позволяют повысить мотивацию и эффективность обучения благодаря использованию интерактивности и образовательно-развлекательной технологии эдьютейнмент.

Ключевые слова: электронное обучение, интерактивные технологии, электронный учебник, аудиовизуальный метод, мотивация, эдьютейнмент, строительство-бакалавриат, модульно объектно ориентированная динамическая учебная среда, Moodle, самостоятельное обучение.

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF ELECTRONIC TEXTBOOK

© The Author(s) 2021

GERMANOVICH Tatiana Vadimovna, senior lecturer of the department of "Foreign languages and professional communication ZHIDYAEVA Yulia Viktorovna, lecturer of the department of "Foreign languages and professional communication Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (129337, Russia, Moscow, Yaroslavskoye Shosse, 26, e-mail: ZhidjaevaJV@mgsu.ru) Abstract. Objective of the article is to describe the advantages of the Interactive content in Moodle in comparison with the traditional textbook as a means of teaching foreign language for mastering listening skills for Civil Engineering students. Methods. Analysis. Deduction. Induction. Observation. Results. Electronic textbook has a number of advantages over a traditional one: teachers' time saver, availability of the audiovisual material, greater interest in learning by students. Conclusion. E-learning enhances motivation and effectiveness of educational process due to the interactive technology and edutainment.

Keywords: e-leaning, interactive technology, electronic textbook. motivation, audiovisual method, edutainment, civil engineering, modular object- oriented dynamic learning environment, Moodle, self-paced learning.

Исследования в области электронного обучения за- пособия в учебный процесс и трудности, которые могут

нимают важное место в современной методической на- возникнуть на каждом из этапов;

уке, поскольку в настоящее время развитие электронных — выявить преимущества и недостатки электронно-

технологий происходит стремительно. В информацион- го пособия по сравнению с традиционным - бумажным;

ный век учебник на бумажном носителе приходит в не- — показать преимущества аудиовизуального спосо-

который диссонанс с окружающей действительностью. ба обучения;

Использование электронных учебников в образователь- — рассмотреть возможности интерактивного конном процессе, совмещение их с современными форма- тента платформы Moodle как эффективного средства об-ми и методами обучения способствует развитию новых учения.

компетенций у учеников. Методическая наука не успе- В работе находят применение общенаучные методы

вает следовать новейшим электронным процессам и раз- исследования, такие как анализ, дедукция и индукция.

рабатывать ИКТ согласно актуальным образовательным Также применяется такой экспериментальный метод

потребностям. исследования, как наблюдение. Наблюдается процесс

Информационные технологии развиваются настоль- работы студентов с видеоматериалом в электронном

ко быстро, что их темп определяется высказыванием учебнике.

Льюиса Кэрролла о том, что нужно бежать со всех ног, Помимо этого, применяется метод опытного обуче-

чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то по- ния, осуществляется сравнение двух способов обучения

пасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее [1]. аудированию: с помощью системы заданий в бумажном

Цель данной статьи заключается в том, чтобы ото- варианте учебника и с помощью интерактивного сред-

бразить преимущества использования интерактивного ства обучения, где формат заданий другой.

компонента обучающей платформы Moodle как средства В отечественной и зарубежной методике проблемам

обучения ИЯ по сравнению с традиционным учебным электронного обучения посвящено много статей и на-

пособием для овладения умениями и навыками аудиро- учных трудов в течение нескольких десятилетий. Тем

вания с целью будущего ведения успешной професси- не менее, многие исследователи полагают, что между

ональной деятельности студентами-бакалаврами по на- традиционными системами обучения и интерактивными

правлению «Строительство». существует некоторое противоречие.

Для достижения данной цели нужно решить следую- Профессор Назаренко А.Л. полагает, что кризис в общие задачи: разовании, связанный с устаревающей системой обуче-

— изучить и проанализировать методическую ли- ния на фоне информатизации общества, может быть раз-тературу по созданию, применению и внедрению элек- решен с помощью электронных технологий. Это явля-тронного пособия, обобщить собранную информацию; ется одной из задач образовательных учреждений [2, 3].

— охарактеризовать этапы внедрения электронного_Потребность в нетрадиционных формах обучения

возрастает, и среди них активно развиваются мультимедийные технологии. Мультимедиа делают обучение более эффективным, так как процесс восприятия информации затрагивает чувственные компоненты обучаемого в большей степени. По мнению Г. К. Селевко, включение интерактивных технологий в процесс обучения увеличивает процент усвоения материала до 75% [4]. Мультимедиа технологии содержат в себе такие образовательные ресурсы, которые способны обеспечить среду формирования ключевых компетенций - к ним относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. ИКТ способствуют развитию принципиально новых методических подходов к системе общего профессионального образования.

Впервые термин мультимедиа был использован в значении «развлекательный элемент какого-то шоу». Мультимедиа содержат в себе игровой развлекательный компонент. Только в 1990-х годах понятие «мультимедиа» приобретает свое сегодняшнее значение компьютерной информационной технологии, позволяющей объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Также появляется термин эдьютейнмент, образованный от английских слов «образование» и «развлечение». Эдьютейнмент показывает связь между обучением и развлечением. Усвоение учебного материала в игре происходит быстрее, так как повышается мотивация и заинтересованность обучающихся [5].

И. И. Юдин в статье «Мультимедийные технологии в обучении» отмечает, что с помощью мультимедиа знания приобретаются по разным каналам восприятия, они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок и таким образом, освоение знаний на базе мультимедиа реализуется не только когнитивным способом, но и созерцательным путем. Автор статьи утверждает, что именно ИКТ интенсифицирует информационное взаимодействие между преподавателем и обучаемым, а результатом является формирование более эффективной модели обучения.

Теоретик дистанционного обучения Ричард Кларк предупреждал, что не информационные технологии повышают эффективность учебного процесса, а соответственно разработанный содержательный компонент. Мультимедиа — это только средство, которое само по себе не может ускорять обучение. Эффективность образовательного процесса зависит от его методического наполнения и органичного дидактического элемента. Обучение оптимизируется благодаря компоненту, мультимедийному дизайну. Преподаватель, работающий дистанционно, значительно уступает преподавателю, использующему ИКТ [6].

П. И. Даитова и Н. У. Алигаджиева выделяют целый ряд задач, которые могут быть поставлены и решены при использовании интерактивных форм обучения: пробуждение и поддержание интереса к теме у учащихся; качественное усвоение изучаемого материала; развитие самостоятельности у обучающихся при поиске вариантов и путей решения необходимых учебных задач; установление и укрепление взаимодействия между учащимися в группе, получение навыков работы в команде; формирование профессиональных и жизненных навыков, а также осознанной компетентности учащихся [7].

Несмотря на положительные тенденции, связанные с внедрением электронных пособий, до сих пор их эффективность полностью не используется в учебном процессе. Электронные пособия не только имеют экономические преимущества по сравнению с материалами на бумажном носителе, но также обеспечивают новые возможности организации образовательного процесса. Сегодня важную роль в привлечении электронных пособий в образовательный процесс играют региональные органы образования. Рассмотрим возможные стадии внедрения учебников в процесс обучения в высших образовательных учреждениях [8]. 108

Д. А. Куликов полагает, что внедрение электронных учебников происходит в несколько этапов [9]. Первое, что требуется - это проанализировать компетенции участников образовательного процесса. Если ученики, как правило, готовы к использованию электронного пособия, то уровень владения преподавателя электронными технологиями на уровне пользователя зачастую довольно низок.

Вторая ступень - внедрение учебника с учетом описания требований к техническому оборудованию. Соответственно, возникает вопрос о доступности учебника с любого электронного устройства. По мнению Д. А. Куликова, внедрение учебника в большинстве случаев зависит от организации университетской работы [9]. Можно выделить следующих участников образовательного процесса по внедрению учебника:

- специалисты по информационным технологиям;

- персонал обслуживания средств массовой информации;

- преподавательский состав.

Исследователи выделяют основные компетенции специалистов по информационным технологиям: умение инсталлировать обучающую программу, обеспечивать доступ к образовательному ресурсу, поддерживать сервер, быстро модернизировать систему, дополнять новое содержание, диагностировать технические проблемы и устранять их. Часто университеты не располагают достаточно квалифицированными специалистами по установке оборудования и технической поддержке. От преподавателя требуются такие компетенции, как умение пользоваться интернетом, знание программных приложений Microsoft Office. Также преподавателю желательно обладать дополнительными навыками: уметь оперативно искать нужную информацию, создавать онлайн-закладки и линки, быстро работать с большими объемами информации, эффективно использовать найденные в интернете наработки в рамках учебного процесса, активно использовать современные инструменты контроля, следить за развитием новых технологий.

Внедрение учебных пособий оптимально осуществлять в следующей последовательности:

- обучение преподавателей и студентов;

- проверка эффективности учебника - срезы;

- разработка алгоритма усовершенствования учебников.

Процесс внедрения учебного пособия также включает в себя определение целей, задач и содержания обучающего материала; создание экспертной группы и ее законодательное оформление; подготовку учителей к использованию нового учебного контента; сбор необходимой документации.

Электронное обучение предполагает:

- постоянное улучшение инфраструктуры учебного процесса;

- наличие постоянного обучающего оборудования;

- наличие электронной библиотеки;

- наличие необходимого программного обеспечения;

- оснащенность интерактивными досками;

- качественное и количественное оценивание результатов знаний;

- руководство проектом развития электронного обучения;

- проведение анкетирования (на каждой ступени) как студентов, так и преподавателей с целью своевременного выявления и устранения проблем;

- проведение тренировочных семинаров по работе с электронным пособием [9].

Методическая наука выделяет несколько преимуществ, которыми обладают электронные пособия в сравнении с бумажными, а именно: возможность обновления, редактирования и добавления учебных модулей в случае необходимости, доступ к учебному материалу в любом месте через мобильное устройство. Также дистанционный формат позволяет участвовать в обучении

ГЕРМАНОВИЧ Татьяна Вадимовна и другие ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА ...

тем, кто по каким-то причинам не может присутствовать на очных занятиях - например, людям с ограниченными возможностями.

Несмотря на то, что многие до сих пор предпочитают учебные пособия, которые можно держать в руках, листая страницы, - электронные учебники постепенно входят в учебный процесс и имеют ряд преимуществ. Они не портятся в процессе использования, а также дают возможность размещения интерактивных заданий.

В настоящее время под электронным учебником понимается специальное электронное устройство или программное обеспечение, применяемое в процессе обучения, заменяющее бумажное учебное пособие либо являющееся неизмененной версией последнего. Это комплекс программ, дающий возможность предоставлять студентам помимо текстового материала мультимедийный, обучающие и проверочные задания интерактивного характера.

Предъявляются следующие требования к электронным учебникам:

• Безопасность. Согласно санитарным нормам, детям нежелательно находится перед монитором компьютера более 20 минут в день.

• Удобство. Должна присутствовать возможность изменения стиля текста, его шрифта и цвета в зависимости от потребностей и пожеланий пользователя. Также текстовая часть должна иметь многочисленные перекрестные ссылки, чтобы сократить время поиска необходимой информации.

• Мультимедийность. Необходимо использовать такие технические возможности, как звук, цвет, анимация, изображения. Это позволит лучше понимать и усваивать представленный материал.

• Универсальность. Электронный учебник должен поддерживаться многими устройствами. Если это отдельное приложение - необходимо, чтобы оно было портативным и устанавливалось на всех электронных устройствах или информационных носителях.

• Доступность. Возможность использовать учебник должна быть у всех обучающихся. Однако данный вопрос пока остается открытым. Многие из имеющихся электронных учебников находятся в свободном доступе в сети интернет, и поэтому проживающие в сельской местности, где интернет работает с перебоями, сталкиваются с определенными трудностями [5].

Исследователь Р. Ф. Мусин, проанализировав электронный учебник как средство обучения, выделяет следующие его достоинства:

• компактность: нет необходимости носить с собой стопку учебников;

• возможность интеграции значительных объемов информации на едином носителе;

• возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала [5].

Однако данное средство обучения не лишено недостатков. К их числу относятся: отсутствие доступа к интернету в некоторых населенных пунктах; возможные расхождения между печатной и электронной версией учебника; различия в учебном плане; недостаток технических средств в некоторых электронных учебниках для обеспечения активного участия ученика в ходе урока.

И все же в целом электронный учебник - это простой, удобный способ изучения учебного материала. Часто в электронных учебниках содержится большое количество дополнительного материала, который доступен с разных носителей и на разных устройствах.

Методическая наука выделяет следующие функции электронного пособия:

- обеспечение удобства при пользовании словарем (трудоемкость использования бумажного словаря значительно выше, как минимум потому, что при переводе каждого слова перелистывание страниц занимает много времени);

- осуществление автоматизированного текущего и

итогового контроля;

- оценка эффективности работы (специальные инструменты программного обеспечения позволяют проанализировать, как часто студент выполняет задания, сколько времени на них уходит и т.д.);

- автоматизация проверки письменных работ (check spell - орфография и грамматика), что значительно экономит время преподавателя.

Таким образом, электронное пособие - это учебное издание в электронном варианте, которое включает в себя структурированный материал, применяемый обучающимися с целью изучения новейших знаний и умений; оно характеризуется логичностью изложения материала, функциональным техническим оснащением и значительной степенью художественного исполнения. Электронное пособие обладает несколькими преимуществами по сравнению с печатным аналогом: легкость и практичность использования; возможность обновления ресурса электронного учебника; автоматизация учебного процесса; целостность передаваемых данных. Электронный учебник выгоден с экономической точки зрения, а также способствует развитию целого ряда компетенций.

С. Г Торосян выделяет следующие особенности электронного учебника:

- сжатое количество текстового материала, связанное с необходимостью снизить утомляемость глаз;

- наличие аудиовизуального ряда, что позволяет улучшить усвоение материала благодаря воздействию на разные каналы восприятия информации (вербальный, визуальный, акустический и др.);

- технические возможности, облегчающие работу с большими объемами информации (словарями, пособиями и др.).

Электронное пособие при наличии гиперссылок помогает освободится от большого количества громоздких действий, тем самым давая возможность сосредоточится на изучаемой дисциплине, рассмотреть большее количество примеров и решить задач [10]

Также преимуществом электронного пособия, как подчеркивает ученые, является то, что обучающиеся могут его использовать сразу после написания, а не через значительный промежуток времени: год или более, как это происходит с традиционными учебниками [11-14].

Также выделяют и некоторые отрицательные стороны использования электронного учебника:

- обязательное наличие технического устройства;

- быстрая утомляемость обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аккуратов Е. Г. также выделяет еще один недостаток

электронного пособия: цены на последнее значительно превышают цену на традиционный учебник [15].

К неудобствам применения электронного пособия можно отнести слабое развитие инфраструктуры в учебных заведениях: Интернет, Wi-Fi, возможность управления устройствами в кабинете; наличие компьютерной техники [16].

Поскольку в данной работе нам хотелось подробно остановиться на аудиовизуальном методе обучения рецептивного вида речевой деятельности, поговорим далее о причинах, по которым использование видеоматериала как средства обучения повышает его эффективность.

По нашему мнению, использование видеозаписи на уроке является необходимым. Согласно последним исследованиям, в частности, проведенным среди австралийских студентов, было обнаружено, что 42% из обучающих - кинестетики (мыслящие ощущениями), 42 % - визуалы (мыслящие образами), в то время как только 4% - аудиторы (мыслящие преимущественно словесно).

Еще в середине двадцатого века в ходе экспериментальной проверки было выявлено, что существует прямая зависимость между способом усвоения материала и способностью воспроизводить полученные знания через некоторое время. При звуковой подаче материала запоминалось примерно 25% его объема, при визуаль-

ной - примерно 30%, при комбинированной (аудиовизуальной) - примерно 50% [17]. Следовательно, для чтобы повысить мотивацию к изучению языка - нужно включать в процесс обучения визуальный материал. К тому же визуализация обучения в рамках психосберегающей организации образовательного процесса в ситуации нарастающих информационных перегрузок и социальных напряжений является необходимой предпосылкой психического здоровья обучающихся [18].

Существует много причин для активного использования видеоматериалов на уроках иностранного языка, а именно:

- психологические. Учебные видеозаписи повышают интерес у студентов к преподаваемому материалу; стимулируют воображение и творческую активность; снимают эмоциональное напряжение; развивают критическое мышление;

- социокультурные, межкультурные. Учебные видеозаписи помогают преодолеть барьер непонимания и недоверия между носителями разных культур; предоставляют возможность сравнения и сопоставления культур; позволяют выделить сходства и различия между своей и чужой культурой;

- лингвистические. Учебные видеозаписи открывают перед студентами возможность слушать аутентичную речь и подражать ее образцам; активизируют и развивают основные виды речевой деятельности (чтение, письмо, аудирование, говорение); знакомят с новыми лексическими единицами и грамматическими структурами, употребляемыми непосредственно в ситуациях речевого общения;

- паралингвистические. Учебные видеозаписи позволяют увидеть и понять паралингвистические явления; развивать навыки невербального общения (мимика, жесты, позы, расстояние между собеседниками, одежда и т.п.); показывают невербальные способы общения непосредственно в действии [17].

Практика показывает, что в большинстве своем студенты с трудом воспринимают информацию на слух. Во-первых, в реальных речевых ситуациях повторы практически исключены. Во-вторых, нам сложно приспособить речь к своему уровню восприятия: у каждого человека свой стиль речи, иногда излишне эмоциональный, иногда научный или насыщенный идиомами. Следовательно, аудирование как вид речевой деятельности требует больше тренировочных упражнения для полноценного овладения [19].

По мнению О. О. Алейниковой, использование цифровых технологий в процессе обучения позволяет достичь обусловленного программой уровня навыков и умений аудирования, а также сформировать мотивацию обучения - как внутреннюю, так и внешнюю. Разумеется, использование информационных технологий не исключает и возможность сохранить некоторые традиционные методики в обучении. Однако именно новые технологии важны как средство доступа к различным источникам информации и поэтому необходимы в современном образовательном процессе [20].

П. В. Середа указывает на необходимость самостоятельной работы в развитии навыка аудирования, поскольку времени, отведенного для занятий, недостаточно для освоения английского языка на уровне, достаточном для общения. В настоящее время как никогда остро необходимы специалисты, обладающие творческими способностями и стремлением к самообразованию. Ведь одна из важнейших задач преподавателя - создание условий для саморазвития и самостоятельности учащихся [21].

С целью развития у студентов-бакалавров НИУ МГСУ навыков аудирования для профессионального общения нами был использован интерактивный компонент обучающей программы Moodle, позволяющий размещать видеоролики из YouTube или с личного носителя информации по тематике, соответствующей рабочим

программам. Интерактивный контент и видеоролики являются средством обучения для овладения рецептивной стороной речи - аудированием.

Встроенные функции Moodle предоставляют широкие возможности для взаимодействия со студентами. Однако для создания видеороликов, средств обучения с системой упражнений требуется плагин Interactive Content - H5P. H5P является бесплатной средой для совместного и повторного использования интерактивных материалов.

Модуль деятельности H5P позволяет создавать интерактивный контент, такой как видеоролики, списки вопросов, задания Drag and Drop, вопросы с множественным выбором ответа, презентации и многое другое. Также с помощью платформы Moodle можно оценить выполнение обучающимся того или иного задания.

Вы можете добавлять интерактивный контент H5P, создавая его с помощью встроенного инструмента разработки или загружая файлы H5P, найденные на других сайтах, поддерживающих H5P.

Ряд опытных преподавателей придерживается мнения о бессмысленности просмотра видео на занятии, так как это отнимает время, которого и так недостаточно для качественного обучения. Интерактивный компонент обучающей платформы Moodle дает возможность сэкономить время и позволяет студенту самому развивать навыки и умения аудирования.

Аудиовизуальный материал может служить средством обучения и контроля. Традиционно, обучение разным видам речи включает в себя три стадии: до подачи материала, при его предъявлении и после. Соответственно, работу с видеотекстами можно поделить на три этапа: 1) до просмотра (pre-viewing); 2) в ходе просмотра (while-viewing); 3) по завершению просмотра (post-viewing; follow-up activities).

Функции интерактивного компонента соотносятся с системой заданий, выполнение которых назначается на время просмотра видеоматериала. Задания могут быть следующими:

- заполнение пропущенных пропусков словами или выражениями во время просмотра видео (Drag the words);

- выбор верного утверждения (True or False questions);

- выбор правильного ответа из предложенных вариантов (Multiple Choice).

На платформе предусмотрена возможность нескольких повторов какого-то фрагмента.

Нами был загружен видеоролик для овладения рецептивным навыком говорения по тематике «Великие инженеры». В ролике рассказывается об инженере и архитекторе Владимире Шухове. Среда H5P дает возможность создания интерактивных упражнений, направленных на закрепление навыков аудирования и выполняемых во время просмотра. Задания разных типов (на основе данной выше системы упражнений) были нами разработаны и внедрены в обучающееся видео.

Как уже подчеркивалось выше, интерактивные упражнения, как правило, предполагают возможность автоматизированной проверки. То есть обучающийся сразу может видеть результаты своей работы.

Также на платформе Moodle существует опция создания проверочного теста с целью контроля полученных знаний студентов из области аудирования по данной теме. Интерактивная проверка предлагается для вида упражнений на выбор верного утверждения.

Подводя итоги, хочется отметить, что самым главным преимуществом использования интерактивного контента, как подчеркивают и другие исследователи, является эдьютейнмент, то есть овладение образовательными навыками и умениями во время развлекательной деятельности, что значительно повышает обучаемость и мотивирует студентов к познавательной деятельности. Кроме того, как справедливо указывал Р. Ф. Мусин,

ГЕРМАНОВИЧ Татьяна Вадимовна и другие ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА ...

интерактивные учебные материалы доступны из любой точки мира (при наличии интернет-подключения), и при их использовании отпадает необходимость носить с собой стопку учебников [22]. Также студенту предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения, которое стало вынужденным для студентов дневного отделения из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки.

Ряд исследователей подчеркивают, что, как правило, при использовании ИКТ автоматизируется текущий и итоговый контроль. Обучающие задания к видеоматериалу в программе Moodle как раз проверяются автоматически, и, более того, студент может мгновенно увидеть, верный или неверный ответ он выбрал. Это в свою очередь формирует навыки самоконтроля и ответственности, а преподавателю позволяет значительно сэкономить время и освободить усилия для разработки творческих, проблемных и эффективных заданий.

В процессе внедрения учебного материала, как определяет Д. Солдаткин, требуется несколько групп специалистов, в том числе и преподавательский состав [8]. В то время, как большинство студентов не испытывают трудности при использовании информационных технологий, в том числе мультемедиа, преподаватели, в основном, не имеют элементарного навыка работы с информационными технологиями, что вызывает трудности в процессе взаимодействия с обучающимися и контроля их знаний. Следовательно, тренировочные семинары обучающие работы с электронным пособием— необходимыми согласно методической науке.

Еще одним преимуществом электронного учебника становится тот факт, что в случае изменения содержания и при усовершенствовании обучающего материала не требуется затрат на печать нового издания. К тому же использование аудиовизуального материала обеспечивает меньшую утомляемость глаз. Как указывает С. Г Торосян, именно с целью снижения нагрузки на глаза электронные средства обучения не должны содержать много текстового материала.

Также, по мнению ученых, при работе с интерактивными материалами важно использовать разные технические возможности: звук, цвет, анимацию, изображения. Это позволит студентам лучше усваивать и понимать материал. Интерактивный контент Moodle как раз отвечает названным требованиям.

Стоит помнить о том, что при внедрении интерактивных материалов в учебный процесс является обязательным наличие программного обеспечения. Специалисты по информационным технологиям необходимы для адекватного функционирования электронных средств обучения.

Одной из трудностей, с которыми могут столкнуться обучающий и обучаемый, является слабое интернет-соединение, которое может стать причиной неожиданного прерывания учебного процесса. Кроме того, возможность обучения напрямую зависит от наличия у преподавателя и студента электронного устройства (планшета, ноутбука, смартфона). Еще одной проблемой становится быстрая утомляемость обучающихся. Некоторые исследователи утверждают, что нахождение за монитором не должно превышать 20 минут согласно санитарным нормам. Также мы полагаем, что, несмотря на существенные преимущества интерактивного контента, он требует большей трудоемкости для составления заданий по сравнению с печатным материалом, так как разработанные учебные материалы должны быть загружены в систему в соответствующем формате.

Некоторые исследователи относят необычность подачи материала к недостаткам учебного пособия, но, на наш взгляд, нестандартность может повышать мотива-ционный фактор усвоения программы обучения.

В заключение необходимо сказать, что интерактивные технологии позволяют повысить мотивацию обуча-

ющегося и эффективность образовательного процесса, а также благодаря автоматизации систем контроля позволяют снизить нагрузку на преподавателя. Мультимедиа вовлекают студента в учебный процесс с большой интенсивностью и отвечают личностно-ориентированной парадигме образования, в основе которой лежат принципы индивидуальности и свободы личности. В целом ограничение преподавания рамками традиционной методической схемы способствует приобретению знаний и умений в меньшей степени.

Важно, что для осуществления качественного учебного процесса современный преподаватель должен владеть навыками работы с ИКТ.

Улучшение качества образования в информационную эпоху является одной из главных задач в вузах нашей страны. Создание электронных библиотек, подготовка электронных аналогов бумажных пособий является неотъемлемым компонентом среды в высших образовательных учреждениях. С распространением повсеместного использования смартфонов работа с интерактивными материалами на образовательных ресурсах становится возможной с разных устройств. Использование электронных учебников в образовательном процессе способствует развитию новых компетенций участников.

Перспективы исследования методики электронного обучения и интерактивности напрямую связаны с развитием информационных технологий, и дальнейшее изучение данного вопроса должно проводиться в соответствии с требованиями современного общества и отвечать личностно-ориентированному подходу в образовательном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье: [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=648462&p=5 (Дата обращения: 19.08.2020).

2. АртынаМ. К., Доржу Н. С. Опыт использования интерактивных методов на занятиях английского языка в вузе //Мир науки, культуры, образования. 2016. №2 (57). С.100-101.

3. Назаренко А. Л. ИКТ в лингводидактике; дистанционное обучение: Учебник. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

5. Хантурова И. Е. Мультимедиа технологии как средство повышения эффективности учебного процесса // Сборник статей участников Международной научно-практической конференции «Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития». Арзамас, 2016. С. 58—61.

6. Clark R. (1983). Reconsidering Research on Learning from Media. Review of Education Research, N 53 (4), 445.

7. Даитова П. И., Алигаджиева Н. У. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (45): в 3-х ч. Ч. III. C. 51.

8. Andreyev А. А., Soldatkin V. I. (2013). Cloud of Science, 1, 14.

9. Kulikov Dmitry. (2016). Problems and future of electronic textbooks and electronic educational resources in technical college. // SHS Web of Conferences 29, 02024, 2-4.

10. Смокова Е. Ю. Внедрение электронных учебников в образовательный процесс // Территория науки. 2017. № 2. С. 70

11. Чаржова С.А., Семенова Е. С. Применение электронного учебника при обучении аудированию на уроках английского языка: Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования // Сборник научных статей. Чебоксары, 2018. С.196.

12. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Профессионально-ориентированные пособия по русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 243-245.

13. Рубцова Е.В. Учебные пособия по русскому языку как иностранному для студентов-медиков // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 65-70.

14. Лукашенко М.А., Телегина Т.В. Управление созданием образовательных продуктов с помощью метода SCRUM // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 223-227.

15. Аккуратов Е.Г. Электронный учебник, его преимущества и недостатки: Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 55.

16. Лысак О.Г., Молодцов Н. С., Ланцов Н.В. Электронный учебник: развитие и проблемы: Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019.С. 150.

17. Harmer, J. (2007). The practice of English language teaching. 4th ed. Harlow. UK: Pearson Longman, 310.

18. Стародубцева Е. А. Использование интерактивного видео на занятиях по английскому языку в рамках визуализации языкового образования //Architecture, НОУВПО «Московская гуманитарно-техническая академия». AMIT 3 (8). С.6.

19. Жидяева Ю. В. Аудиовизуальный метод обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке в строительном вузе // Colloquium-journal. 2019. № 33. С. 61—62.

20. Алейникова О. О. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка // Juvenis scienta, 2015. №1. С.36.

21. Середа П. В. Применение видеоблогов для развития навыков самостоятельного аудирования при обучении иностранному (английскому) языку //Булатовские чтения, 2017. С. 264.

22. Мусин Р. Ф. Электронные учебники как элемент системы электронного образования // Новые информационные технологии в образовании: материалы IX международной научно-практической конференции, 15—18 марта 2016 г.

Статья поступила в редакцию 27.10.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.