Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в обучении'

Интерактивные технологии в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1409
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCES / SAAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катасонова Галия Рузитовна

В статье анализируются возможности организации занятий бакалавров управленческих специальностей по профилям «Маркетинг» и «Управление малым бизнесом» с использованием интерактивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive technologies in training

In article possibilities of the organization of occupations of bachelors of administrative specialties on the Marketing and Management of Small Business profiles with use of interactive technologies are analyzed.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в обучении»

УДК 378.147: 004.75

Г.Р. Катасонова

Интерактивные технологии в обучении

В статье анализируются возможности организации занятий бакалавров управленческих специальностей по профилям «Маркетинг» и «Управление малым бизнесом» с использованием интерактивных технологий.

Ключевые слова: интерактивные технологии, профессиональные компетенции, облачные технологии.

G.R. Katasonova

Interactive technologies in training

In article possibilities of the organization of occupations of bachelors of administrative specialties on the Marketing and Management of Small Business profiles with use of interactive technologies are analyzed.

Keywords: interactive technologies, professional competences, SaaS.

Информатизация нашего общества предполагает непрерывные инновационные изменения в системе образования. Классическая система обучения в вузах постепенно дополняется новыми элементами методов обучения и организационных форм образовательной деятельности. Каждый год появляются принципиально новые способы, средства и приемы обучения.

Подготовка бакалавров управленческих специальностей по профилям «Маркетинг» и «Управление малым бизнесом (МБ)» в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусства проводится второй год и включает изучение дисциплин соответствующего профиля: основы бизнеса, бухгалтерский учет в МБ, инновационное развитие предприятия МБ, малый бизнес в сфере культуры, малый бизнес в сфере туризма, основы гостиничного бизнеса, основы ресторанного бизнеса, управление проектами, управление продажами, управление маркетингом в сфере бизнеса, анализ поведения потребителей, основы маркетинговых коммуникаций, информационная система маркетинга, управление продуктом, реклама, брендинг.

Все вышеперечисленные дисциплины тесно связаны с изучением дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «Информационные технологии в менеджменте», которая направлена на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в области использования программно-технических, организационных и коммуникационных средств в будущей профессиональной деятельности, а именно:

- понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

- владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата на основе ФГОС ВПО является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий, которые основаны на принципах активного взаимодействия преподавателя с обучающимися, обучающихся между собой с обязательной обратной связью.

Примерный объем занятий, отводимый под интерактивные формы, определяется из следующих составляющих:

- основные цели освоения учебной дисциплины;

- структура дисциплины (объем, содержание дисциплины);

- рекомендуемые образовательные технологии;

- материально-техническое обеспечение дисциплины;

- особенность контингента обучающихся;

- готовность преподавателя, применять те или иные активные и интерактивные методы в обучении.

В связи с переходом на ФГОС ВПО третьего поколения студентам управленческих специальностей по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» на изучение данной дисциплины аудиторные часы были значительно уменьшены (76 часов против 170 часов) с увеличением значительного времени на самостоятельную работу.

Учитывая все эти обстоятельства, автор статьи значительный объем (около 30% от общего числа) аудиторных занятий отводит на использование интерактивных методов, которые в сочетании с внеаудиторной работой способствуют формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Одной из наиболее эффективных форм проведения занятий является метод командной работы, который объединяет в себе несколько интерактивных технологий обучения, такие как деловые игры, «мозговой штурм», разборы конкретных ситуаций, программированное обучение, кейс-задания, тренинги, групповые обсуждения.

Одно из инновационных интерактивных решений метода командной работы является использование «облачных вычислений», которые открывают доступ к совершенно новым возможностям программного обеспечения и вычислительной мощности учебных компьютеров.

Термин «облачные вычисления» (англ.- с loud ^mputing) применим для любых сервисов, которые предоставляются через сеть Интернет [1]. Еще два года назад эта концепция казалась лишь красивой идеей, но сегодня она активно применяется в бизнесе, науке, образовании, поэтому на тринадцатой международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Технологии «1С» для эффективного обучения и подготовки кадров в целях повышения производительности труда), проходившей традиционно в Москве 29-30 января 2013 года, целая секция была посвящена рассмотрению этого вопроса. После завершения конференции в проекте Решений участники отметили высокую важность изучения информационных технологий в рамках основных образовательных программ подготовки бакалавров экономики, менеджмента, юриспруденции, социологии, прикладной математики и информатики, прикладной информатики, а также - что процесс совершенствования учебных программ с учетом современных тенденций развития информационных технологий должен быть непрерывным [2].

Кроме этого, были предприняты новые перспективные шаги по дальнейшему развитию технологической платформы и прикладных решений системы «1С: Предприятие 8» с учетом самых современных тенденций в ИТ индустрии, благодаря чему стала возможной реализация технологий, обеспечивающих работу прикладных решений системы в качестве «облачных» сервисов, в том числе в режиме SaaS (Software-as-a-Service) [2]. В этой связи участники конференции поддержали инициативу Финансового университета при Правительстве РФ по реализации совместных с фирмой «1С» проектов, направленных на совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации экономистов различных профилей с использованием технологий «1С» в режиме «облачных вычислений».

С марта 2013 года в учебном процессе государственных учебных заведений в течение года можно использовать бесплатный «облачный» сервис «1С», который поддерживается браузерами:

- Microsoft Internet Explorer 6.0, 7.0, 8.0 для Windows,

- Mozilla Firefox 3.0-3.6 для Windows и Linux,

- Google Chrome 4.0, 4.1 для Windows,

- Safari 4.0.5 для Mac OS X.

Участникам конференции были представлены новые сертифицированные курсы «1 С», которые могут применяться для специальности «Менеджмент». Это актуально, так как в содержании обучения бакалавров дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» раздел

«Практика использования автоматизированных информационных систем управления» необходим по всем профилям специальности.

В качестве локальной автоматизированной информационной системы изучаются модули платформы «1С: Предприятие», которые позволяют реализовать информационно-аналитическую деятельность.

В процессе изучения модулей «1С: Предприятие» студент должен уметь:

- правильно оформлять документы, грамотно заполнять данные и реквизиты («1С: Зарплата и кадры», «1С: Зарплата и управление персоналом»);

- проводить экспресс-проверку и анализ состояния ведения учета («1С: Управление торговлей»);

- формировать, сохранять и выгружать регламентированную отчетность («1С: Торговля»);

- разрабатывать и анализировать производственный процесс («1С: Управление небольшой фирмой», «1С: Управление производственным предприятием»).

Компетенция по овладению навыками эффективной организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды формируется в процессе совместной деятельности на основе следующих видов работ: сбор, обработка, анализ данных, формирование отчетов.

Наш опыт обучения с использованием данного программного продукта, выявил следующие трудности и проблемы:

- Отсутствие у студентов знаний по пользовательскому интерфейсу, основным функциям, инструментарию, навыков по работе со справочниками.

- Нехватки аудиторных часов на изучение данного раздела ИТУ в связи с переходом на стандарты третьего поколения.

- После построения элементов информационной системы организации студенты используют ее для сбора информации, но у них возникают трудности ее использования для принятия решений, планирования деятельности и контроля.

- Создание и поддержка баз данных ИС в связи с отсутствием практического опыта, знаний и работы в реальных условиях функционирования предприятия и оценки его деятельности по реальным показателям.

- Недостаточные знания студентов в смежных предметных областях (торговое дело, юриспруденция, логистика, документоведение), которые необходимы для грамотного сбора, заполнения, обработки и манипулирования данными в АИС «1С: Предприятие».

Вышеперечисленные проблемы требуют нового подхода к методике обучения студентов по ФГОС ВПО направления 080200 «Менеджмент» в среде «1С: Предприятие».

Нами разработана и реализована следующая методика обучения:

1. Разделение обучающихся на группы (команды) с получением ими информационного проектного задания в предметных областях, таких как торговля, бухгалтерия, маркетинг, управление человеческими ресурсами, туризм, реклама, гостиничный бизнес.

2. Присвоение каждому студенту статуса определенного специалиста (бухгалтер, юрист, экономист, сотрудник отдела кадров) с реализацией следующих функций: для бухгалтера - расчет зарплаты, подготовка руководящих, методических и нормативных материалов; для товароведа -учет товаров, для юриста - подбор нормативных документов, для экономиста - разработка проекта, для сотрудника отдела кадров - учет кадров, подготовка постановлений, распоряжений, приказов.

3. Изучение пользовательского интерфейса определенного модуля, заполнение форм, анализ результатов выполненной работы и создание отчета.

4. Коллективная защита проектов в форме деловой игры с использованием разнообразных выходных форм и графического представления информации в виде слайдов презентации, позволяющая совместно проанализировать полученные результаты деятельности «виртуального» предприятия для принятия управленческих решений.

5. Общая оценка команды и отдельных ее участников, которая является элементом оперативной системы контроля знаний, умений и навыков, позволяющей объективно оценивать знания групповой и индивидуальной работы студентов, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации.

Для проведения занятий разработаны методические указания, в которых обозначены цели и задачи по всем модулям программы с итоговым объединением в единый проект. Особое внимание уделяется настройке программ для выполнения автоматического обмена данными между ними и формирования сводных проводок, автоматический обмен данными между разными программами фирмы «1С» и инструментальными средствами (MS Excel, MS Word, MS PowerPoint).

На практике применение методики групповой «командной» работы студентов имело положительные эффекты, так как:

1. Проявлялась категория студентов с ярко выраженной индивидуальностью (навыками «лидера»), которая выражалась в грамотном управлении проектом в ходе его поэтапного выполнения.

2. В «рабочей группе» легче было распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.

3. Командная работа над общим проектом позволила обработать и проанализировать за одно и то же время большее количество данных.

4. При анализе положительных и отрицательных факторов оценки проекта студентам легче выработать единое взвешенное решение.

5. Опыт показал, что с ростом количества участников группы увеличивается вероятность принятия более оптимальных решений. Особое значение это обстоятельство имеет для задач, имеющих несколько вариантов решения.

6. Увеличение количества часов на самостоятельную работу дисциплинирует каждого члена команда, выполняющего общий проект.

Управление и регулирование совместной групповой деятельности может быть осуществлено с помощью бесплатного программного продукта Trello. Это удобное средство совместной работы, которое организует все совместные действия с помощью карточек на виртуальной доске. Студент, зарегистрировав свой аккаунт в системе Google, получает доступ к программе, основную часть пространства которой занимает доска, разбитая по колонкам на списки с карточками. После оформления студентом своей личной карточки справа отображается информация о новом участнике проекта, а также вся его активность, которая обновляется в режиме реального времени. Карточке можно добавить срок выполнения. Закрыв личную карточку участника проекта на доске, всегда остается видна вся важная информация: кто в данный момент работает, кто вносит новые предложения, задает вопросы по тематике и т.д. Наличие в Trello мобильной веб-версии позволяет студентам общаться с проектом и с ее участниками в любое время.

Таким образом, в систему обучения бакалавров управленческих специальностей должны внедряться новые интерактивные технологии обучения, автоматизированные системы управления самостоятельной работой студентов, интеллектуальные системы управления и контроля качества формирования компетенций студентов.

Примечания

1. Облачные вычисления: основы. DeveloperWorks. 2012. URL: http: // www.ibm.com (дата обращения 15.03.2013).

2. Решения тринадцатой международной научно-практической конференции «Технологии „1С“ для эффективного обучения и подготовки кадров в целях повышения производительности труда». М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.