Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
поликультурное воспитание / поликультурный проект / интерактивность / внутренняя культура личности / народный этикет / межкультурная коммуникация / multicultural education / multicultural project / interactivity / the internal culture of the individual / the folk etiquette / intercultural communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиев С.М.

В статье раскрываются потенциальные возможности формирования у молодежи межкультурной компетентности в процессе разработки, презентации и защиты поликультурных проектов. Перспективность поликультурных проектов обоснована выделением факторов и средств и специфики различных типов проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITY IN MULTICULTURAL EDUCATION

The potential opportunities for youth to develop cultural competence in the development of presentations and the protection of multicultural projects are discussed in this article. The prospects of multicultural projects are justified by the allocation of factors of means and specificity of different types of projects.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ»

6. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва : Айрис-пресс, 2006. 256 с.

7. Малькина Т. Е. Об основах организации самообразования молодого учителя. Современный подход к преподаванию : материалы конф. Новокузнецк. URL: https://www.pedmasterstvo.ru/conference notes/86 (дата обращения: 01.05.2018).

8. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / под ред. В. Д. Си-моненко. Москва : Вентана-Граф, 2005. 368с.

9. Педагопчна майстершсть : пщручник / I. А. Зязюн, Л. В. Крамущенко, I. Ф. Кривонос та iH. ; за ред. I. А. Зязюна. 3-те вид., допов. i переробл. Ки!в : СПД Богданова А. М., 2008. 376 с.

10. Lytvyn A., Solov'ev V. Learner-Centered Approach in Teacher Education. Forming and Qualitative Development of Modern Educational Systems : materials digest of the LXIV international research and practice conference. (London, September 26 - October 01, 2013). London : IASHE, 2013. P. 74-76.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ВОСПИТАНИИ

Хаджиев С.М.

к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Чеченского института повышения квалификации работников образования (г. Грозный)

THE INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF STUDENTS' PROJECT ACTIVITY IN MULTICULTURAL

EDUCATION

Khadzhiev S.M.

Ph.D., assistant professor ofpedagogy and psychology.

Chechen Institute for Teacher Training.

Аннотация

В статье раскрываются потенциальные возможности формирования у молодежи межкультурной компетентности в процессе разработки, презентации и защиты поликультурных проектов. Перспективность поликультурных проектов обоснована выделением факторов и средств и специфики различных типов проектов.

Abstract

The potential opportunities for youth to develop cultural competence in the development of presentations and the protection of multicultural projects are discussed in this article. The prospects of multicultural projects are justified by the allocation of factors of means and specificity of different types of projects.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, поликультурный проект, интерактивность, внутренняя культура личности, народный этикет, межкультурная коммуникация

Keywords: multicultural education, multicultural project, interactivity, the internal culture of the individual, the folk etiquette, intercultural communication.

Важной задачей образования и воспитания подрастающего поколения в новых политико-экономических условиях в стране становится подготовка молодого поколения к жизни в поликультурной среде. Поликультурное воспитание при этом рассматривают как важную составную часть социализации молодежи, воспитания готовности учащихся к осознанному выбору культурных ценностей и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

В зависимости от поставленных задач поликультурного воспитания все формы и методы можно рассматривать как технологии изучения ценностей разных культур, межкультурной коммуникации и создания учащимися собственных проектов межкультурного взаимопонимания. Эффективность технологий поликультурного воспитания зависит от того, насколько удастся стимулировать взаимодействие участников с культурными ценностями, разнообразить обмен информацией, настроить их на совместное решение проблем, погружать их

имитируемую или реальную атмосферу сотрудничества в решении социальных проблем [2, с.5].

Одной из более продуктивных технологий, направленной на самостоятельную поисковую познавательную и социальную деятельность учащихся в поликультурной социальной среде является проектная деятельность учащихся [5]. При этом учебным проектом считается «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта» [8]. Переформулируя определение учебного проекта, данное Н.Ю.Пахомовой [5], поликультурным проектом можно назвать целенаправленную поисковую деятельность учащихся над проблемами культурных различий, в которой они приходят к знанию, пониманию, принятию ценностей разных культур и межкультурному взаимопониманию как значимому результату своего замысла. Она по

своей сущности направлена на предвидение ожидаемых реакций и стили поведения и межкультурных контактов представителей разных субкультур. Перспективность социальных проектов в поликультурном воспитании учащихся связана с несколькими факторами развития воспитания:

- на всех этапах проектной технологии в центре внимания оказывается создание, сопровождение и поддержка новых мыслей, идей, личностного смысла и творческих способностей учащихся, обусловленных культурными различиями;

- работа над проектом обусловлена интересом и мотивацией ученика к своеобразию культурных различий, которые действительно для него являются неизвестностью, и с которой он в образовательном процессе не встречается;

- индивидуальный темп и стиль работы каждого ученика в групповых проектах оказывается в зависимости от таковых у других учеников, что вызывает ответственность за свою работу и определяет степень влияния проектной деятельности на его характер, отношения и поведение.

- поскольку в поликультурных проектах культурные различия являются основной движущей силой поисковой работы, участники проекта вынуждены выйти на универсальные умения и межкультурную компетентность.

Анализ этих факторов приводит к интерактивности по своей природе являющейся сущностной характеристикой поликультурных проектов, поскольку реально каждый ученик является носителем ценностей отдельной субкультуры, уникальные элементы которой отличаются от таковых в иных субкультурах. Педагогическое управление межкультурными контактами при этом состоит в том, чтобы выявлять, сопровождать и поддерживать межличностное и групповое взаимодействие учащихся с культурными различиями, результатом работы которых должен стать новый интеллектуальный или практический продукт [4]. Для поддержки атмосферы интерактивности в них используются следующие педагогические средства:

- настрой учащихся на поиск нового неизведанного в культуре и образе жизни иных народов;

- выдвижение новых идей по предложенной проблеме развития межкультурной коммуникации в различных сферах культур коренных народов республики;

- выбор темы и группы для совместного выполнения проекта (возможны субкультурные или многокультурные группы по желанию самих учащихся);

- организация полевых наблюдений, анализа и выявления общего и различного в образе жизни разных народов;

- обеспечение возможности групповой и индивидуальной самопрезентации участников проекта;

- демонстрация приемов верификации полученного нового продукта проекта и защиты своих идей в проекте.

Деятельность учащихся по разработке, презентации, защите и реализации поликультурных проектов в нашем исследовании была организована по следующей методике. В начале обсуждали проблемы социокультурной жизни своих народов и выделяли более перспективные направления развития этнокультуры, во время которого проводился мозговой штурм выдвинутых идей, готовились наброски и эскизы проектов. На следующем этапе учащиеся определялись с выбором темы самостоятельного индивидуального или группового проекта. После отрабатывали вопросы выбора и реализации средств и технологий социальных проектов, известных в традиционных для народов Северного Кавказа нормах межкультурного общения. Дальше шла работа по сбору полевого материала по народным традициям из воспоминаний старожилов, изучения реальных предметов быта или по их описанию, фото, видеосъемки, анализ собранных материалов и выделение их функций в традиционной жизни народа. Разработанные таким образом проекты учащихся проходили свою первую апробацию на выставке этнических проектов. После выставки проектов проходил круглый стол с приглашением независимых экспертов, на котором шла свободная дискуссия о качестве и значимости проектов в межкультурной коммуникации.

В рамках исследования разработано, апробировано и рекомендовано для внедрения в практику поликультурного воспитания несколько типов поликультурных проектов. Основные усилия в работе были сосредоточены вокруг проектов, в которых необходимо было найти условия диалога и компромисса в кодексах чести народов Северного Кавказа. Для таких проектов использовались «нохчалла» чеченцев, «ях1-намус» дагестанских народов, «адыгэ хабзе» адыгов и «тау адет» кабардинцев и балкар [1; 7; 3]. Хотя все они являются кодексами чести горских народов, каждый народ отражает в них свою картину социальных отношений. Культурные различия, в них становятся стимулом поиска разных вариаций их диалога и перспектив развития национальных отношений. В разработанных проектах: эстафетный поликультурный диалог, поликультурная конференция, путешествие по образу жизни народов, поликультурный нравственный кейс удалось подтвердить результаты этнологических исследований об огромном развивающем потенциале народного этикета во взаимодействии разных культур. Народный этикет в проектах выступал и как непреходящая ценность, и как уникальная черта ментальности, и как регулятор социального поведения, и как ориентир в развитии культур и образа жизни разных этносов [1; 6].

Другой вариант поликультурных проектов позволял расширить тематику до создания ситуаций диалога народных кодексов чести с нормами прав человека, религиозными канонами человеческих отношений, образцами массовой культуры, в которых учащиеся создавали модели компромиссного или идеального поведения современной молодежи. Эти проекты можно было представить в описательной, презентативной, изобразительной,

демонстрационной или имитационной форме. Преимущественно проекты выполнялись в групповой форме, в которой представители каждого народа презентовали образец взаимоотношений людей в современном обществе с позиции кодекса чести своего народа, или кодекс чести какого-то народа имитировала гетерогенная группа, если нельзя было создать группу из представителей одного народа.

Параллельно с проектами по нравственным культурным различиям проводились разработки поликультурных проектов по культурным различиям в этнической истории, традиционному стилю жилища и интерьера, национальной кухне и здоровому образу жизни, семейным и народным праздникам, календарным обрядам и формам хозяйствования. По характеру интерактивности их можно делить на: информационные, познавательные, коммуникативные, диалогические, исследовательские, интуитивные вербально-смысловые и материальные проекты. Кроме того практиковались проекты с ассоциативными размышлениями учащихся над собственным становлением как представителя конкретной культуры. Как известно в проектах пытаются более объективно и полно отражать специфику культур в поликультурной среде, а в наших проектах прослеживалась динамика становления и развития внутренней культуры учащихся в сравнении с совершенными образами в других культурах. Основным средством выявления и развития внутренней культуры учащихся использовались смыслы и новые идеи, создаваемые ими в своих проектах, направленные на облагораживание человеческих отношений в поликультурных социальных и коммуникативных средах.

Итоги всей работы подводились на выставках-презентациях поликультурных проектов, где разработчики проектов представляли и защищали свои идеи и демонстрировали уровень развития внутренней культуры в диалоге с представителями иных

культур. При этом каждый защищаемый поликультурный проект завершался рекомендациями конкретным адресатам по использованию идей и методик проектов, разработанных и обоснованных в проектах. Такой подход помогал разработать реальные рычаги развития всего процесса поликультурного воспитания и внутренней культуры воспитанников.

Список литературы

1. Битарова А. Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения : Дис. ... канд. пед. наук: Владикавказ, 2002- 170c.

2. Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: научно-методическое пособие / Под ред. проф. Нюдюрмагомедова А.Н. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2016. - 84с.

3. Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана, XIX -начало XX: Автореф. дисс. ...д-ра ист. наук . -Махачкала, 2001.- 34с.

4. Мельникова А.АЮ Проектная технология обучения. URL: http://keepslide. com/technol-ogy/33199 (дата обращения: 10.05.2018).

5. Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. -112с.

6. Саракаева, А. X. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогические принципы воспитания молодого поколения : Дисс. ... канд. пед. наук -Грозный, 2013.- 168 с.

7. Тхазеплова Ж. С.Национальная культура кабардинцев и балкарцев вусловиях глобализации: трансформация ценностных ориентаций: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2010.-25с.

8. Учебный проект [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/ wiki/ (дата обращения: 15.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.