Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНТРОЛИРУЕМАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васюк В.Е., Жэнь И., Бакаев В.В., Лукашевич Д.А., Карасева Т.В.

Цель исследования - обоснование эффективности использования интерактивных сенсорных технологий в двигательно-когнитивных тренировках юных спортсменов. Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие спортсмены-тхэквондисты 11-12 лет (n=45) детского отделения спортивного клуба Белорусского национального технического университета. Выборочная совокупность спортсменов формировалась со случайным разделением на контрольную (n=22) и экспериментальную группу (n=23). Контрольная группа тренировалась по стандартной программе с использованием традиционных тренировочных средств, а спортсмены экспериментальной группы дополнительно два раза в неделю на протяжении двух месяцев тренировались по программе с использованием тренировочных средств, основанных на интерактивных сенсорных технологиях. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования показали, что практика выполнения тренировочных заданий в условиях близких к специфике вида спорта с использованием сенсорных технологий позволяет добиться положительных сдвигов в развитии двигательно-когнитивного потенциала спортсменов на этапах раннего спортивного совершенствования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о высокой практической ценности использования сенсорных технологий в контролируемых взаимодействиях спортсменов, что отражают достоверные улучшения показателей участников эксперимента по всем ключевым параметрам, характеризующим эффективность двигательных действий в тестовых заданиях с различной координационной сложностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васюк В.Е., Жэнь И., Бакаев В.В., Лукашевич Д.А., Карасева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE SENSOR TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF ATHLETES OF THE CHILDREN'S DEPARTMENT OF THE STUDENT SPORTS CLUB

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of interactive sensory technologies in motor-cognitive training of young athletes. Methods and structure of the study. Taekwondo athletes aged 11-12 (n=45) from the children's department of the sports club of the Belarusian National Technical University took part in the scientific work. A sample of athletes was formed with a random division into the control (n=22) and experimental group (n=23). The control group trained according to the standard program using traditional training aids, and the athletes of the experimental group additionally trained twice a week for two months according to the program using training aids based on interactive sensory technologies. Results and conclusions. The results of the study showed that the practice of performing training tasks in conditions close to the specifics of a sport using sensor technologies makes it possible to achieve positive changes in the development of the motor-cognitive potential of athletes at the stages of early sports improvement. The results obtained allow us to conclude that the use of sensory technologies in controlled interactions of athletes is of high practical value, which reflects significant improvements in the performance of the participants in the experiment in all key parameters characterizing the effectiveness of motor actions in test tasks with different coordination complexity.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЕНСОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

УДК/UDC 796.015.5

Поступила в редакцию 20.06.2023 г.

Информация для связи с автором: vlad.bakaev@gmail.com

Кандидат педагогических наук В.Е. Васюк1 Аспирант Жэнь Ичэнь1

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Бакаев2 Кандидат педагогических наук Д.А. Лукашевич1 Т.В. Карасева2

1Белорусский национальный технический университет, Минск, Республика Беларусь

2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

INTERACTIVE SENSOR TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF ATHLETES OF THE CHILDREN'S DEPARTMENT OF THE STUDENT SPORTS CLUB

PhD V.E. Vasyuk1

Graduate student Ren Yichen1 PhD, Associate Professor V.V. Bakaev2 PhD D.A. Lukashevich1 T.V. Karaseva2

1Belarussian National Technical University, Minsk

2Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - обоснование эффективности использования интерактивных сенсорных технологий в двигательно-когнитивных тренировках юных спортсменов.

Методика и организация исследования. В научной работе приняли участие спортсмены-тхэквондисты 11-12 лет (п=45) детского отделения спортивного клуба Белорусского национального технического университета. Выборочная совокупность спортсменов формировалась со случайным разделением на контрольную (п=22) и экспериментальную группу (п=23). Контрольная группа тренировалась по стандартной программе с использованием традиционных тренировочных средств, а спортсмены экспериментальной группы дополнительно два раза в неделю на протяжении двух месяцев тренировались по программе с использованием тренировочных средств, основанных на интерактивных сенсорных технологиях.

Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования показали, что практика выполнения тренировочных заданий в условиях близких к специфике вида спорта с использованием сенсорных технологий позволяет добиться положительных сдвигов в развитии двигательно-ког-нитивного потенциала спортсменов на этапах раннего спортивного совершенствования. Полученные результаты позволяют сделать вывод о высокой практической ценности использования сенсорных технологий в контролируемых взаимодействиях спортсменов, что отражают достоверные улучшения показателей участников эксперимента по всем ключевым параметрам, характеризующим эффективность двигательных действий в тестовых заданиях с различной координационной сложностью.

Ключевые слова: когнитивные способности, двигательные способности, контролируемая тренировочная среда.

Abstract

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of interactive sensory technologies in motor-cognitive training of young athletes. Methods and structure of the study. Taekwondo athletes aged 11-12 (n=45) from the children's department of the sports club of the Belarusian National Technical University took part in the scientific work. A sample of athletes was formed with a random division into the control (n=22) and experimental group (n=23). The control group trained according to the standard program using traditional training aids, and the athletes of the experimental group additionally trained twice a week for two months according to the program using training aids based on interactive sensory technologies.

Results and conclusions. The results of the study showed that the practice of performing training tasks in conditions close to the specifics of a sport using sensor technologies makes it possible to achieve positive changes in the development of the motor-cognitive potential of athletes at the stages of early sports improvement. The results obtained allow us to conclude that the use of sensory technologies in controlled interactions of athletes is of high practical value, which reflects significant improvements in the performance of the participants in the experiment in all key parameters characterizing the effectiveness of motor actions in test tasks with different coordination complexity.

Keywords: cognitive abilities, motor abilities, controlled training environment.

Введение. Процесс подготовки юных спортсменов требует создания таких условий, в которых каждый ребенок будет мо-

тивирован выполнять разнообразные двигательные задания, способствующие его всестороннему развитию, а сам процесс

является вдохновляющим, интересным, увлекательным, веселым и способствующим получению максимальной пользы [7]. Одной из форм достижения этих целей в цифровизации спортивной подготовки является повсеместное применение интерактивных информационно-измерительных систем. Это позволяет создавать контролируемую тренировочную среду и сопряженно развивать когнитивные и двигательные способности, что соответствует принципам социальной концепции гармоничного развития личности [1, 2].

Результаты обзорных исследований, охватывающих данные за последние 15 лет, свидетельствуют о полезности двигательно-когнитивных тренировок [4-6, 8]. При этом многие авторы сходятся во мнении, что эффективность таких тренировок при переносе на спортивные результаты сильно зависит от степени, в которой тренировочная среда является репрезентативной для условий осуществления основной тренировочной и соревновательной деятельности, а также от точности действий, требуемых в качестве ответа [9-11]. Это побуждает специалистов из разных стран уделять еще больше

Рис. 1. Интерактивная сенсорная платформа SpeedCourt

Рис. 2. Рефлекторный тренажер Blazepod

Результаты педагогического тестирования участников эксперимента

внимания вопросам развития двигательно-когнитивных способностей и их влияния на спортивные результаты [1, 3, 4].

Практика выполнения тренировочных заданий в условиях близких к специфике вида спорта позволит добиться положительных сдвигов в развитии двигательно-когнитивного потенциала спортсменов на этапах раннего спортивного совершенствования [5].

Цель исследования - освещение вопроса двигательно-когнитивных тренировок и перспектив использования интерактивных сенсорных технологий для их проведения, обоснование эффективности проведения двигательно-когнитивных тренировок юных спортсменов с использованием интерактивных сенсорных технологий.

Методика и организация исследования. В соответствии с поставленной целью проведен пилотный эксперимент с участием спортсменов-тхэквондистов 11-12 лет (п=45) детского отделения спортивного клуба Белорусского национального технического университета. Выборочная совокупность спортсменов формировалась со случайным разделением на контрольную (п=22) и экспериментальную группу (п=23).

Контрольная группа тренировалась по стандартной программе с использованием традиционных тренировочных средств, а спортсмены экспериментальной группы дополнительно два раза в неделю на протяжении двух месяцев тренировались по программе с использованием тренировочных средств, основанных на интерактивных сенсорных технологиях. Комплекс разработанных заданий с регулируемой двигательной и когнитивной сложностью на сенсорной платформе SpeedCourt (рис. 1) и рефлекторном тренажере Blazepod (рис. 2) был направлен на развитие таких качеств и способностей, как ловкость, координация, реакция, восприятие информации, внимание, мышление, способность ориентироваться в пространстве, быстрота перемещения, способность резкого изменения направления и др.

Интерактивная сенсорная платформа с отображаемыми на экране звуковыми и визуальными сигналами, а также световые сенсоры рефлекторного тренажера позволяли формировать у занимающихся тренировочное пространство и давали возможность изменять конфигурацию упражнений

Задания КГ ЭГ

До После Динамика, % До После Динамика, %

Reactivekicks, кол-во ударов 14,5 15,2 4,8 12,2 13,9 14,4**

ПЗМР, мс 241,5 240,2 -0,5 257,5 235,3 -8,6**

Проба «Ромберга» КФР, % ОГ 69,7 73,5 5,5* 77,1 80,7 4,6*

ЗГ 56,2 60,3 7,2* 61,5 65,8 7,0*

Тест «Мишень» КФР, % 57,0 62,5 9,6* 65,1 74,9 15,0**

Тест «Эвольвента» КФР, % 28,1 32,7 16,5** 27,9 34,3 22,8**

Tappingtest, кол-во движений 32,6 31,9 -2,4 31,4 34,9 11,5**

Reactiontest, мс 794,9 836,9 5,3 860,2 812,4 -5,6*

Starrun, с 28,5 27,5 -3,5 28,4 26,2 -7,6*

Вгатта^, с 59,6 41,2 -30,8** 44,3 36,9 -16,8**

Со!огоМо^, кол-во действий 14,2 16,1 13,0* 13,1 18,5 408**

Chasenext 100, с 52,9 45,5 -142** 48,2 43,1 -10,7**

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Примечания: КФР - коэффициент функции равновесия; ОГ - открытые глаза; ЗГ - закрытые глаза; * - статистически значимые различия при р<0,05; ** - статистически значимые различия при р<0,01.

16

http://www.teoriya.ru

№8 • 2023 Август | August

за счет программной последовательности сигналов в зависимости от типа задания и уровня сложности. При этом процесс выполнения заданий сопровождался регистрацией параметров, характеризующих результативность выполнения заданий (время выполнения или количество результативных действий), а также дополнительных, которые могут быть использованы для более детального анализа качества выполнения этих заданий (количество ошибок, величина пройденного пути, величина избыточного пути, время реакции на сигнал и другие).

Различные непредсказуемые ситуации, возникающие в процессе выполнения упражнений, многоуровневые двигательно-когнитивные задачи, в решение которых погружались занимающиеся в условиях контролируемой тренировочной среды, позволяли сопряженно диагностировать и развивать как когнитивные, так и двигательные способности.

Задания в экспериментальной группе строились с повышающимся уровнем сложности, при этом перейти на более высокий уровень возможно было только лишь по достижении определенного порогового результата.

В соответствии с обозначенной целью спортсмены экспериментальной группы выполняли шесть тренировочных заданий на интерактивной сенсорной платформе SpeedCourt:

1) Tappingtest. Необходимо выполнить максимальное количество движений (бег на месте) за 3 секунды.

2) Brainmath. Необходимо стремиться к принятию решения за наикратчайший промежуток времени, избегая ошибки, и решить 15 простейших математических примеров за наименьшее время.

3) Reactiontest. Необходимо оперативно реагировать на загорающийся на экране сигнал и нажимать на соответствующую ячейку на платформе ногой (скорость реакции за шесть сигналов).

4) Starrun. Необходимо стремиться к преодолению дистанции за наименьшее время, пробегая отрезки от центральной зоны к периферийным, загорающимся в рандом-ном порядке.

5) ColororWord. Стремиться к принятию решения за наикратчайший промежуток времени (сопоставление информации в ячейках с условиями и поиск нужной зоны на площадке), избегая ошибки, и сделать максимальное количество результативных действий за 60 секунд. Поиск целевой зоны определяется ячейкой, задающей тип критерия, по которому ее необходимо найти определенный цвет или букву.

6) Chasenext 100. Необходимо стремиться к преодолению дистанции протяженностью 100 м за наименьшее время, оперативно реагируя на сигналы, обозначающие текущую и следующую зоны на площадке, в которые необходимо переместиться.

С использованием рефлекторного тренажера Blazepod также выполнялось задание Reactivekicks, в котором спортсмены старались нанести максимальное количество точных ударов ногами за 15 секунд по датчикам, закрепленным на напольной груше, реагируя только на целевые сигналы красного и желтого цвета.

Все вышеперечисленные задания одновременно выступали в качестве тестовых для оценки тренировочного эффекта перед началом и после проведения исследования. Кроме этого, у спортсменов обеих групп с использованием аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» регистрировалась простая зрительно-моторная реакция и с использованием ста-билометрической платформы выполнялись: проба Ромберга, тест «Мишень» и тест «Эвольвента». При этом спортсмены контрольной группы задания с интерактивными средствами, основанными на сенсорных технологиях, в тренировках не использовали.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты педагогического тестирования спортсменов-тхэквондистов 11-12 лет контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице.

Результаты тестирования демонстрируют, что у спортсменов экспериментальной группы наблюдаются достоверные улучшения результатов по всем контролируемым параметрам. Вывод о наличии значимых различий по ключевым параметрам сделан на основании статистического анализа с использованием t-критерия Стьюдента для зависимых выборок для каждой из групп, принявших участие в эксперименте. Нельзя не отметить и более значительную величину прироста показателей у участников экспериментальной группы. Это позволяет сделать вывод о высокой практической ценности использования интерактивных сенсорных технологий для создания контролируемой тренировочной среды, позволяющей осуществлять оценку и развитие двигательно-когнитивных способностей занимающихся.

Выводы. Практика выполнения тренировочных заданий в условиях близких к специфике вида спорта с использованием интерактивных сенсорных технологий позволяет добиться положительных сдвигов в развитии двигательно-когнитивного потенциала спортсменов на этапах раннего спортивного совершенствования.

Целенаправленные задания с возрастающей трудностью их выполнения позволяют противодействовать достижению спортсменом автоматизма в решении специализированных задач и способствуют развитию способностей контроля своих действий и уменьшению времени когнитивной обработки информации в условиях более сложных двигательных задач. Литература

1. Афоньшин В.Е. Биотехнический комплекс подготовки спортсменов в интерактивной полимедийной внешней среде / В.Е. Афоньшин, Е.П. Попечителев // Символ науки. - 2016. № 1. - С. 18-26.

2. Лукашевич Д.А. Генезис технологий оценки способностей детей в спортивном отборе / Д.А. Лукашевич, Н.А. Парамонова, Ли Сюе // Ученые записки. - 2022. - № 25. - С. 60-68.

References

1. Afonshin V.E., Popechitelev E.P. Biotekhnicheskiy kompleks podgoto-vki sportsmenov v interaktivnoy polimediynoy vneshney srede [Biotechnical complex for training athletes in an interactive polymedia environment]. Simvol nauki. 2016. No. 1. pp. 18-26.

2. Lukashevich D.A., Paramonova N.A., Xue Li Genezis tekhnologiy ot-senki sposobnostey detey v sportivnom otbore [Genesis of technologies for assessing the abilities of children in sports selection]. Uchenye zapiski. 2022. No. 25. pp. 60-68.

3. Basevitch I., Boiangin N., Saenz-Moncaleano C. Mobile technologies and perceptual-cognitive training. Advancements in Mental Skills Training. Routledge, 2020. pp. 123-134.

4. Collins, L.F., Long C.J. Visual reaction time and its relationship to neu-ropsychological test performance. Archives of clinical neuropsychol-ogy. 1996. Vol. 11, iss. 7. pp. 613-623.

5. de Joode T., Tebbes D.J.J., Savelsbergh G.J.P. Game Insight Skills as a Predictor of Talent for Youth Soccer Players. Frontiers in Sports and Active Living. 2021. Vol. 2. p. 609112.

6. Renshaw I. et al. Evaluating weaknesses of «perceptual-cognitive training» and «brain training» methods in sport: An ecological dynamics critique. Frontiers in psychology. 2019. Vol. 9. pp. 2468-2482.

7. Komaini A. et al. Motor Learning Measuring Tools: A Design and Implementation Using Sensor Technology for Preschool Education. International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2021. Vol. 15, iss. 17. pp. 177-191.

8. Murr D., Larkin P., Honer O. Decision-making skills of high-performance youth soccer players. German Journal of Exercise and Sport Research. 2021. Vol. 51, iss. 1. pp. 102-111.

9. Ehmann P. et al. Perceptual-cognitive performance of youth soccer players in a 360-environment-Differences between age groups and performance levels. Psychology of Sport and Exercise. 2022. Vol. 59. p. 102-120.

10. Kalen A. et al. The role of domain-specific and domain-general cognitive functions and skills in sports performance: A meta-analysis. Psychological bulletin. 2021. Vol. 147, iss. 12. pp. 1290-1308.

11. Broadbent D.P. et al. Training perceptual-cognitive expertise: How should practice be structured? Anticipation and Decision Making in Sport. Routledge, 2019. pp. 286-305.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.