Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-приложение / доклад / лекция / экология / познавательная деятельность / интерактивные презентации / web application / report / lecture / ecology / educational activities / interactive presentations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Козачек, И В. Кудринская, Р В. Шамсутдинов, А М. Пешехонов

Целью статьи является анализ сущности, отличительных характеристик интерактивной презентации, а также определение возможности повышения качества проведения интерактивных презентаций за счет улучшения обратной связи и вовлеченности аудитории в процесс презентации материалов. В статье показаны сущность и отличительные характеристики интерактивной презентации. Предложен усовершенствованный алгоритм проведения интерактивных презентаций за счет возможности выбора режима идентификации студента (слушателя презентации) и использования интерактивного опроса для улучшения качества презентаций. Предложенный функционал поможет увеличить количество вопросов от студентов к преподавателю за счет анонимного режима идентификации, а также поможет преподавателям наладить обратную связь с аудиторией за счет интерактивного опроса, что увеличит качество использования интерактивных презентаций. В статье предложен усовершенствованный алгоритм проведения ИП с обратной коммуникацией, основанный на использовании обратной связи и режиме идентификации. С помощью усовершенствования были улучшены такие характеристики, как выбор режима идентификации слушателя презентации; использование обратной коммуникации с целью обеспечения онлайн-взаимодействия между студентами и преподавателем. Авторами был сделан вывод о том, что за счет обратной коммуникации студенческая аудитория может донести свое мнение или задать вопрос преподавателю, а посредством выбора режима идентификации каждый студент может определять степень анонимности и почувствовать безопасность в процессе формирования отзывов и вопросов к лектору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE PRESENTATIONS AS A TOOL TO STIMULATE STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY

The purpose of the article is to analyze the essence and distinctive characteristics of an interactive presentation, as well as to determine the possibility of improving the quality of interactive presentations by improving feedback and audience involvement in the process of presenting materials. The article shows the significance and distinctive characteristics of an interactive presentation. An improved algorithm for conducting interactive presentations is proposed due to the ability to select a mode for identifying a student (presentation listener) and the use of an interactive survey to improve the quality of presentations. The proposed functionality will help increase the number of questions from students to the teacher due to the anonymous identification mode, and will also help teachers establish feedback with the audience through an interactive survey, which will increase the quality of using interactive presentations. The article proposes an improved algorithm for conducting IP with feedback communication, based on the use of feedback and identification mode. Such characteristics were improved as selection of presentation listener identification mode, usage of feedback communication to ensure online interaction between students and the teacher. The authors conclude that through feedback communication, the student audience can convey their opinion or ask a question to the teacher, and by choosing an identification mode, each student can determine the degree of anonymity and feel safe in the process of generating feedback and questions to the lecturer.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

15. Shterc O.M. Kognitivnye processy u detej s disleksiej i disgrafiej. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71.2. 476-480.

16. Hahn N, Foxe J.J., Molholm S. Impairments of multisensory integration and cross-sensory learning as pathways to dyslexia. NeurosciBiobehav. 2014; № 47: 384-392.

17. Haslum M., Miles T. Motor performance and dyslexia in a national cohort of 10-year-old children. Dyslexia. 2007; № 13: 257-275.

18. Hebert M., Kearns D.M., Hayes J.B., Bazis P., Cooper S. Why Children With Dyslexia Struggle With Writing and How to Help Them. Lang Speech Hear Serv Sch. 201; № 49 (4):843-863.

19. Heim S., Tschierse J., Amunts K., Wilms M., Vossel S., Willmes K. et al. Cognitive subtypes of dyslexia. ActaNeurobiolExp (Wars). 2008; № 68 (1): 73-82.

20. Hulme C., Snowling M.J. Reading disorders and dyslexia. CurrOpinPediatr. 2016; № 28 (6):731-735.

21. Millanzi W.C., Herman P.Z., Hussein M.R. The impact of facilitation in a problem-based pedagogy on self-directed learning readiness among nursing students: a quasi-experimental study in Tanzania. BMC Nurs. 2021; № 20 (1): 242.

22. Park E.S., Harlow A., Agha Kouchak A., Baldi B., et al. Instructor facilitation mediates students' negative perceptions of active learning instruction. PLoS One. 2021; № 16 (12): e0261706.

23. Park J.O., Lee-Jayaram J., Sato E., Eto Y., Kahili-Heede M., Hirayama K., Berg B.W. A scoping review of remote facilitation during simulation-based healthcare education. BMC Med Educ. 2023; № 23 (1):592.

24. Tomczyszyn D., Paiiczuk A., Szepeluk A. Attitudes of Students of Social Sciences and Humanities towards People with Physical Disabilities (MAS-PL). <https://pubmed.ncbi.nlm. nih.gov/35162563/>Int J Environ Res Public Health. 2022; № 19 (3): 1544.

25. Kershner J.R. Multisensory deficits in dyslexia may result from a locus coeruleus attentional network dysfunction. Neuropsychologia. 2021; № 161: 108023.

26. Ecalle J., Magnan A., Bouchafa H., Gombert J.E. Computer-based Training with Ortho-Phonological Units in Dyslexic Children: New Investigations. Dyslexia. 2009; № 15 (3): 218-238.

27. Glica A., Wasilewska K., Kossowski B., Zygierewicz J., Jednoróg K. Sex Differences in Low-Level Multisensory Integration in Developmental Dyslexia. J Neurosci. 2024; № 44 (3): e0944232023.

28. Harrar V., Tammam J., Pérez-Bellido A., Pitt A., Stein J., Spence C. Multisensory integration and attention in developmental dyslexia. Curr Biol. 2014; № 24 (5): 531.

Статья поступила в редакцию 07.06.24

УДК 378

Kozachek A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of Nature Management and Environmental Protecton, Tambov State Technical University, Russian Federation (Tambov, Russia), E-mail: avkozachek@list.ru

Kudrinskaia I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Moscow City University (Moscow, Russia), E-mail: sokerinai@mgpu.ru Shamsutdinov R.V., postgraduate, Department of Nature Management and Environmental Protection, Tambov State Technical University (Tambov, Russia); Head of State budgetary institution "Perm Regional Educatonal and Methodological Center for Military-Patriotic Education of Youth 'Avangard'" (Perm, Russia), E-mail: shamsutdinov.r.v@mail.ru

Peshekhonov A.M., postgraduate, Department of Nature Management and Environmental Protection, Tambov State Technical University (Tambov, Russia); Head of Development Department, Autonomous non-profit organization of additional professional education "Center for Modern Innovative Education" (Moscow, Russia), E-mail: peshekhonov.a.m@mail.ru

INTERACTIVE PRESENTATIONS AS A TOOL TO STIMULATE STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY. The purpose of the article is to analyze the essence and distinctive characteristics of an interactive presentation, as well as to determine the possibility of improving the quality of interactive presentations by improving feedback and audience involvement in the process of presenting materials. The article shows the significance and distinctive characteristics of an interactive presentation. An improved algorithm for conducting interactive presentations is proposed due to the ability to select a mode for identifying a student (presentation listener) and the use of an interactive survey to improve the quality of presentations. The proposed functionality will help increase the number of questions from students to the teacher due to the anonymous identification mode, and will also help teachers establish feedback with the audience through an interactive survey, which will increase the quality of using interactive presentations. The article proposes an improved algorithm for conducting IP with feedback communication, based on the use of feedback and identification mode. Such characteristics were improved as selection of presentation listener identification mode, usage of feedback communication to ensure online interaction between students and the teacher. The authors conclude that through feedback communication, the student audience can convey their opinion or ask a question to the teacher, and by choosing an identification mode, each student can determine the degree of anonymity and feel safe in the process of generating feedback and questions to the lecturer.

Key words: web application, report, lecture, ecology, educational activities, interactive presentations

А.В. Козачек, канд. пед. наук, доц., зав. каф. природопользования и защиты окружающей среды ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, E-mail: avkozachek@list.ru

И.В. Кудринская, канд. пед. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: sokerinai@mgpu.ru

Р.В. Шамсутдиное, аспирант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, рук. ГБУ «Пермский краевой учебно-

методический центр военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард»», г. Пермь, E-mail: shamsutdinov.r.v@mail.ru

А.М. Пешехоное, аспирант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, рук. отдела развития АНО ДПО «Центр

современного инновационного образования», г. Москва, E-mail: peshekhonov.a.m@mail.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Целью статьи является анализ сущности, отличительных характеристик интерактивной презентации, а также определение возможности повышения качества проведения интерактивных презентаций за счет улучшения обратной связи и вовлеченности аудитории в процесс презентации материалов. В статье показаны сущность и отличительные характеристики интерактивной презентации. Предложен усовершенствованный алгоритм проведения интерактивных презентаций за счет возможности выбора режима идентификации студента (слушателя презентации) и использования интерактивного опроса для улучшения качества презентаций. Предложенный функционал поможет увеличить количество вопросов от студентов к преподавателю за счет анонимного режима идентификации, а также поможет преподавателям наладить обратную связь с аудиторией за счет интерактивного опроса, что увеличит качество использования интерактивных презентаций. В статье предложен усовершенствованный алгоритм проведения ИП с обратной коммуникацией, основанный на использовании обратной связи и режиме идентификации. С помощью усовершенствования были улучшены такие характеристики, как выбор режима идентификации слушателя презентации; использование обратной коммуникации с целью обеспечения онлайн-взаимодействия между студентами и преподавателем. Авторами был сделан вывод о том, что за счет обратной коммуникации студенческая аудитория может донести свое мнение или задать вопрос преподавателю, а посредством выбора режима идентификации каждый студент может определять степень анонимности и почувствовать безопасность в процессе формирования отзывов и вопросов к лектору.

Ключевые слова: веб-приложение, доклад, лекция, экология, познавательная деятельность, интерактивные презентации

Актуальность исследования определяется интерактивными методами обучения в заведениях высшего образования, которые сегодня получают все большее распространение. Способ обучения с активным привлечением студентов более эффективен в овладении профессиональными компетентностями. Требования сегодняшнего дня предусматривают, что в высшем учебном заведении

человек не только получает образование, но и социализируется, окончательно формируется как личность. Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование интерактивных средств обучения с их огромными возможностями является одним из таких средств [1].

Интерактивная форма представления обучающей информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса обучения. С популяризацией быстро развивающихся компьютерных технологий начался поиск новых методов преподавания и обучения. Эта деятельность связана с созданием и использованием медиасообщений, социальной коммуникацией посредством информационных носителей, а также анализом и синтезом информации и использованием средств и методов ИТ [2].

Интерактивное обучение (далее - ИО) - это специальная форма организации познавательной деятельности, позволяющая осуществить взаимодействие преподавателя и студента, студента и компьютера, выявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий [3]. Она обеспечивает преподавателю возможность для информационной поддержки; иллюстрирования; использования разнообразных упражнений; экономии времени и материальных средств; расширения образовательного пространства урока. Благодаря использованию ИО у студентов наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; более быстрое и глубокое восприятие материала; повышение интереса к изучению предмета; рост мотивации к обучению. От преподавателя зависит организовать учебный процесс посредством ИО таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания [4].

Интерактивное обучение является эффективным методом формирования соответствующих жизненных и профессиональных компетенций [5]. К таким компетентностям, в частности, относятся навыки подавать результат в различных видах и формах, способность к эффективной работе в группах, толерантность и эмоциональная уравновешенность, высокая социальная активность, конкурентоспособность в социально-экономической деятельности, высокий уровень владения знаниями в области современной информатики, получение информации из различных источников, критическое осмысление полученной информации, ее сохранение, анализ и использование, гибкость и умение применить знания в нестандартных условиях. Однако на первом плане все-таки остаются основные профессиональные компетентности: качественная базовая подготовка в рамках модели общеразвивающего высшего образования, стремление к постоянному обновлению знаний и умений в профессиональной сфере.

Многие педагоги задаются вопросом, как разнообразить свои занятия, как не упустить внимания студентов, как привычный материал донести до своих слушателей с учетом использования технологий, которые они только начали изучать. В помощь преподавателю в этом вопросе подойдут интерактивные презентации (далее - ИП).

Преподаватель может превратить ИП в способ привлечения студентов в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой, то есть может быть использована на любом этапе занятия или любом виде занятия, будь то изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и т. д.

Целью исследования является анализ сущности, отличительных характеристик и вероятности создания интерактивной презентации, а также определение возможности повышения качества проведения интерактивных презентаций за счет улучшения обратной связи и вовлеченности аудитории в процессе презентации материалов.

Задачи исследования:

- осуществить анализ сущности, отличительных характеристик и возможности создания интерактивной презентации;

- осуществить сравнительный анализ подходов к проведению презентаций;

- определить возможности повышения качества проведения интерактивных презентаций за счет улучшения обратной связи и вовлеченности аудитории в процесс презентации материалов.

Методы, которые были применены при исследовании использования ИП в обучении студентов:

- метод анализа научно-методической литературы - для определения сущности, отличительных характеристик и возможностей создания интерактивной презентации;

- метод сравнительного анализа - при осуществлении сравнительного анализа подходов к проведению презентаций;

- метод алгоритмизации - при создании усовершенствованного алгоритма проведения ИП;

- метод обобщения - при формировании выводов исследования.

Новизна исследования заключается в предложении усовершенствованного

алгоритма проведения интерактивных презентаций за счет возможности выбора режима идентификации студента и использования интерактивного опроса для улучшения качества презентаций.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности, отличительных характеристик и возможностей создания интерактивной презентации.

Практическая значимость исследования состоит в распространении опыта создания и применения в образовательном процессе интерактивной презентации, что будет интересно педагогам-практикам.

1. Теоретико-методологические основы использования и создания интерактивной презентации как интерактивного метода обучения

Согласно Н.В. Сидаковой [6], интерактивная презентация (ИП) - это презентация, порядок выполнения которой определяется выбором экранного объекта, каждому из которых (текст, изображение, кнопка, графическая форма) может соответствовать действие, исполняемое при клике на объект, благодаря чему для ИП характерно свойство мотивировать пользователя и поддерживать в нем заинтересованность учебным материалом [7].

ИП используются как иллюстративное средство во время лекций практических или занятий. В ходе самостоятельного обучения они могут выступать в роли «умного учебника», партнера или даже учителя. Поэтому важно, чтобы они отражали индивидуальные принципы обучения и основные виды деятельности преподавателя. Все знания, навыки и установки, которые должен приобрести человек, определяются как цели исполнения ИП. Точная конкретизация целей деятельности важна с точки зрения формулирования общеобразовательных целей, например, всего цикла презентации. Это имеет большое значение при оценке всего процесса обучения и позволяет сверить предположения с реальной ситуацией после завершения презентации. Содержание ИП отражает материальные и предполагаемые образовательные цели. Поэтому желательно, чтобы их реализация основывалась на основных положениях дидактического проектирования. Планирование и проектирование обучения чаще всего направлено на поддержку индивидуального обучения.

Опыт применения ИП в учебном процессе подчеркнул несомненные преимущества этого вида обучения:

- интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала системным, ярким и убедительным;

- сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайда-фильма позволяет сконцентрировать внимание студентов на особо важных моментах учебного материала [7].

В случае ИП их создатели могут в любое время изменить содержание, форму и способ передачи информации. Возможность вносить изменения чрезвычайно ценна для преподавателей. Меняются образовательные программы, появляется информация о новых открытиях и изобретениях, преподаватели приобретают новый опыт, наконец, меняются и сами студенты.

Презентации могут объединять множество компонентов, включая любые компьютерные программы и другие презентации. Таким образом, термин ИП указывает на возможность модификации этого носителя преподавателем.

Термин «интерактивная презентация» часто понимают в очень узком смысле, имея в виду последовательные слайд-шоу (экраны), подготовленные, например, с помощью программы Power Point, входящей в состав офисного пакета Microsoft Office. Очень динамичное развитие этой пакетной и конкурентоспособной продукции привело к тому, что качество ИП ничем не отличается от коммерческих продуктов (при условии надлежащего участия преподавателей в их подготовке).

Средства программирования, такие как HTML-редакторы и офисные пакеты, позволяют создавать ИП, учитывающие когнитивные возможности, предпочтения пользователя и диагностирующие уровень знаний и навыков. Большинство программ, используемых для создания образовательных носителей (Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver, Open Office, NVU, Moodle и другие), имеет богатые справочные системы, версии на русском языке, а также конструкторы и шаблоны презентаций. Богатая литература и легкий доступ к программному обеспечению позволяют любому желающему быстро освоить основы создания ИП.

Информационная структура ИП формируется, прежде всего, наполненным содержанием, обусловленным специфической структурой учебного материала. Возраст студента также имеет значение, поскольку определяет уровень абстракции и сложности обсуждаемых вопросов.

Форма общения (образ, звук, действие) влияет на способ реализации, вынуждая использовать конкретные механизмы. За счет принятия определенного стиля и формата компонентов ИП предполагаются ее форма и отдельные порции информации. То, что можно показать в коротком видеоролике, зачастую требует множества слайдов при использовании текста и графики.

Механизм гипертекста позволяет реализовать различные структуры навигации. Презентации, используемые преподавателем на занятиях, характеризуются очень простой структурой. В соответствии с принятым ходом урока излагаются последующие части материала. Умелое использование преподавателем гипертекста позволяет объединить множество веб-источников в один документ. Студенты получают пакет интернет-адресов, которые являются ссылками на веб-сайты, содержащие ценные материалы. Преподавателю необязательно делать ИП самостоятельно, достаточно показать учащимся последовательность веб-сайтов, чтобы интересно проиллюстрировать любую тему. Такая презентация существует только «здесь и сейчас», но можно сохранять просмотренные страницы и использовать их повторно, как обычную презентацию.

При самостоятельном обучении принцип индивидуализации реализуется благодаря использованию гипертекстовой навигационной структуры. Учащийся регулирует параметры сообщения, регулируя интенсивность стимулов до уров-

ня, обеспечивающего наилучшее восприятие. Он выбирает предпочитаемую ему форму общения. Он использует только контент, о котором не знает. Определяет уровень сложности самостоятельно, без дополнительных пояснений.

Интерактивные презентации можно классифицировать по различным критериям, но с учетом их использования в учебно-методическом процессе разделение по способам взаимодействия с реципиентом представляется оправданным. Данная классификация делит ИП на две группы: используемые преподавателем во время занятий (взаимодействие через преподавателя) и используемые учениками самостоятельно [8].

Презентации, используемые на занятиях, становятся интерактивными, поскольку посредством диалога с преподавателем учащиеся влияют на форму учебного сообщения. Преподаватель подстраивает темп и степень сложности под конкретную группу. Если определенные вопросы требуют разъяснения или расширения, отображаются скрытые слайды, которые не будут показаны в другой группе. Поэтому можно сказать, что взаимодействие с презентацией происходит, но через преподавателя.

В преподавании чаще всего используются последовательные презентации. Для них характерна весьма упрощенная структура навигации, перемещение между частями материала осуществляется с помощью вариантов «вперед» и «назад».

Быстрый доступ к отдельным слайдам возможен через отдельное оглавление - домашнюю страницу. В этом решении каждый слайд содержит гиперссылку на оглавление, по которой можно перемещаться по всей структуре презентации. Эта структура также используется в презентациях, предназначенных для отдельных получателей.

Многотрековая презентация применяется в группах с разной содержательной подготовкой. В нем преобладает последовательная структура с возможностью выбора конкретного пути (трека), адаптированного к потребностям конкретных людей или групп.

Учебная программа по многим предметам носит спиральный характер, когда, например, изучают процедуры, определяющие порядок выполнения операций, а затем эта тема появляется и в последующие годы, только уровень сложности увеличивается и вводится новый контент.

При подготовке ИП, иллюстрирующей вопросы последовательности действий, можно спланировать общее вступление, а затем выбрать соответствующий путь в зависимости от аудитории. Отстающим студентам предлагаются темы предыдущих занятий. Наиболее талантливые в соответствии с критерием отличной оценки могут выйти за рамки содержания учебной программы, решая более сложные задачи.

Каждую последовательную ИП можно автоматизировать, например, добавив закадровый комментарий, задав время, через которое произойдет переход к следующему слайду. Такая ИП станет своеобразным дидактическим фильмом. Однако если преподаватель намерен использовать какой-либо дидактический фильм, то обычно лишь его фрагмент содержит информацию, необходимую для достижения принятых целей учебного раздела. Оставшееся время - более или менее обширное вступление и заключение [9].

В целях достижения принятых целей педагог должен проверить, достигнуты ли они. После самой важной части ИП он может остановить показ. Затем он задает вопросы, касающиеся понимания конкретного содержания. В обоснованных случаях он повторяет определенный фрагмент или, в зависимости от ситуации (хода взаимодействия), останавливает показ на определенной сцене, чтобы сделать пометки или рисунки. Поскольку учащиеся взаимодействуют с дидактическим фильмом через преподавателя, они могут аналогичным образом использовать автоматическое последовательное представление.

Современные информационные технологии предлагают множество инструментов для демонстрации ИП. Видеопроекторы позволяют демонстрировать презентации на большом экране. Появились программы, передающие изображение с монитора преподавателя на гаджеты студентов. Примером может быть совместное заполнение таблицы результатами экспериментов. Таблица находится на компьютере преподавателя, но студенты имеют к ней удаленный доступ.

Если ИП, имеет гиперссылки, например, на веб-сайты, ее называют автономной презентацией - с условным доступом к сети. Данное решение позволяет расширить содержание, включенное в презентацию. При отсутствии подключения к сети продукт остается полностью функциональным, но не использует все доступные возможности. Однако для корректной работы (обновление баз, загрузка свежей информации, работа блока управления и т. д.) требуется доступ к сети.

ИП, используемые в процессе дистанционного обучения или самообразования, строятся с учетом основной цели обеспечения эффективности обучения, сопоставимой или большей, чем при стационарном обучении. Это требование можно выполнить, снабдив ИП средствами и механизмами, отражающими отдельные звенья учебной единицы и имитирующими ряд действий преподавателя.

Сегодня существует множество инструментов и платформ, помогающих создать ИП. Вот несколько самых популярных [10]:

Prezi Prezi - это онлайн-платформа для создания презентаций, позволяющая добавлять интерактивные элементы, такие как анимации, зум и перемеще-

ние между слайдами. Она предлагает широкий выбор шаблонов и возможность совместной работы над презентациями.

Mentimeter Mentimeter - это интерактивный инструмент для презентаций, позволяющий создавать опрос, викторины и обратную связь в реальном времени. Он помогает увеличить участие аудитории и сделать презентации более интерактивными.

Nearpod Nearpod - это платформа для создания интерактивного обучения, включающая интерактивные слайды, виртуальные экскурсии, викторины и многое другое. Она отлично подходит для образовательных презентаций.

PowerPoint. Несмотря на то, что PowerPoint может показаться устаревшим, он все еще предлагает различные возможности создания интерактивных презентаций, включая вставку видео, анимацию и слайды.

Google Slides Google Slides - это бесплатный инструмент для создания презентаций, поддерживающий вставку видео, анимации и интерактивного контента. Он предлагает возможность совместной работы и редактирования презентаций в реальном времени.

Особое распространение получает самостоятельная ИП студентов, дающая возможность дистанционного участия в различных научных мероприятиях (конференциях, форумах, симпозиумах и т. п.). Преподаватели поощряют студентов к заочному участию в научных мероприятиях, где презентации проводятся в интерактивном формате, в их веб-обсуждениях [11].

Целесообразность использования именно метода ИП обусловлена тем, что процесс их подготовки и представления способствует не только развитию умений говорения, чтения, аудирования и письма, но и обучает логическому мышлению, развивает навыки организации речи, его логического построения и структурирования, формулирование целей, изложение выводов, обучает разным приемам получения и передачи информации. Такая форма самостоятельной продуктивной деятельности, как презентация, предполагает готовность и стремление сотрудничать с другими, способствует усовершенствованию навыков ведения конструктивной коммуникации с партнерами, развитию творческого потенциала, информационной компетентности [6].

2. Возможности повышения качества проведения интерактивных презентаций преподавателем

В настоящее время презентации являются достаточно мощным инструментом, который может использоваться для обучения студентов. Поэтому важно повысить качество проведения презентаций для усвоения материала или донесения нужной информации более качественно. Презентации проводятся как перед живой аудиторией, так и в сетях с помощью современных средств коммуникации. Именно поэтому достаточно важно подобрать подход к каждому слушателю (студенту), ведь каждый может потерять интерес к презентации вскоре после запуска. Это, как правило, презентации, в которых отсутствует «взаимодействие», когда преподаватель постоянно играет ведущую роль и не дает возможности аудитории реально участвовать в них [12].

Большинство презентаций используют обычный подход к их проведению с помощью слайдов и текста. Параллельно с презентацией преподаватель зачитывает текст из слайдов. Этот подход не включает никакого взаимодействия со слушателями, что может привести к потере интереса и внимания. Также он не обеспечивает никакого равенства между преподавателем и студентами и не приводит к открытой обратной связи. Все эти недостатки делают подход устаревшим и некачественным. К преимуществам можно отнести простоту такого подхода как в реализации, так и в использовании [13].

Одним из известных подходов к проведению презентаций является предоставление возможности слушателям (студентам) управлять содержимым презентации. Данный подход позволяет студенту самостоятельно выбирать информацию, транслируемую на экране, и студенты могут больше сконцентрироваться на важной для них информации и вернуться к ней в любой момент. Этот подход также поможет снизить количество вопросов, уже рассматривавшихся в рамках презентации, что положительно повлияет на внимание и заинтересованность аудитории. Такой подход активно используется для проведения онлайн-презен-таций. Однако он не обеспечивает никакого улучшения во взаимодействии между преподавателем и аудиторией, что является одной из актуальных задач ИП.

Одним из перспективных подходов является проведение ИП. Опрос аудитории может проводиться для динамического получения статистических данных, необходимых преподавателю для демонстрации презентации, или для проверки качества усвоения материала, что достаточно важно для учебных мероприятий. Подход обеспечивает эффективное взаимодействие и двустороннюю связь между преподавателем и аудиторией, а также равенство позиций преподавателя с аудиторией, что важно для заинтересованности и удержания внимания слушателей [7].

На основе анализа подходов к проведению презентаций можно выделить следующие основные характеристики качества подходов к проведению презентаций: донесение информации; равенство позиций; открытая обратная связь; получение статистических данных; простота; вовлеченность аудитории; взаимодействие с аудиторией.

Результаты анализа подходов к проведению презентаций по основным характеристикам изображены в табл. 1.

Таблица 1

Анализ подходов к проведению презентаций по основным характеристикам

Выступление с помощью слайдов Управление содержимым Интерактивная презентация

Донесение информации Да Да Да

Равенство позиций Нет Да Да

Обратная связь Нет Нет Нет

Статистические данные Нет Нет Да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Простота Да Да Нет

Взаимодействие с аудиторией Нет Нет Да

Вовлеченность аудитории Нет Нет Нет

Как видно из табл. 1, ИП обладает высоким качеством проведения презентаций среди других в части равенства позиций и взаимодействия с аудиторией. Среди недостатков подхода следует отметить отсутствие обратной связи и сложность в реализации и использовании, а также недостаточную вовлеченность аудитории.

Классический алгоритм проведения презентации включает следующие основные шаги [12]:

1. Запуск презентации.

2. Отображение слайда.

3. Переключение слайда до тех пор, пока не отобразится последний слайд.

4. Выключение презентации.

Проведение ИП предусматривает организацию взаимодействия преподавателя с аудиторией. Процесс взаимодействия должен происходить после отображения слайда и только в том случае, если этот слайд предполагает взаимодействие, если нет, то после выступления слайд переключается. Поэтому алгоритм проведения ИП включает такие шаги, как:

1. Загрузкапрезентации.

2. Запуск режима презентации.

3. Отображение слайда.

слайд

подразумевает взаимодействие

слайд не

подразумевает

взаимодействие

Переключение слайда

был презентован не последний

Выключение ппезентаиии

Рис.1.и1У^-диаграммаактивности проведения интерактивнойпрезентации

4. Выступление преподавателя по этому слайду.

5. Если слайд подразумевает взаимодействие, то происходит взаимодействие между преподавателем и аудиторией.

6. Переключение слайда.

7. Если был представлен не последний слайд, то перейдем в пункт 3. Иначе - в пункт 8.

8. Выключение презентации.

и1У^-диаграмма активности проведения интерактивной презентации показана на рис. 1.

Одним из важных этапов проведения ИП является взаимодействие с аудиторией, благодаря чему обеспечивается связь преподавателя и аудитории. Обычно взаимодействие обеспечивается путем создания вопросов к аудитории. Это может быть опрос или любая информация, которую следует донести до слушателей. Из-за отсутствия обратной связи ИП не могут быть достаточно эффективными, поскольку преподаватель никак не может получить вопрос или мнение каждого из студентов.

Поэтому с целью улучшения качества проведения презентаций целесообразно добавить в процесс проведения ИП возможность создавать слайды с обратной коммуникацией, то есть слайды, позволяющие студентам оставить отзыв, задать вопрос или уточнить информацию, касающуюся презентации. Добавить такую возможность предлагается на том же уровне с типичным взаимодействием преподавателя и аудитории. Для этого нужно проверять тип взаимодействия, предусмотренного каждым слайдом.

Вовлеченность аудитории можно улучшить за счет предоставления возможности студентам взаимодействовать с презентацией, не идентифицируя себя, добавления возможности каждому студенту выбирать режим идентификации (анонимно или публично) при взаимодействии с преподавателем. В случае анонимного режима идентификации преподаватель и другие слушатели не будут знать автора вопроса или отклика, а в случае публичного, наоборот, каждый будет видеть имя автора. Такой функционал улучшит вовлеченность аудитории, а именно - позволит каждому студенту определять степень анонимности и создаст ощущение безопасности в процессе формирования отзывов и вопросов к лектору. Усовершенствованный алгоритм проведения ИП будет включать следующие шаги:

I.0тображение слайда презентации, предусматривающего любое взаимодействие на экране.

2. Если тип взаимодействия, предусматривающий такой слайд, это вопрос студентов к преподавателю, то перейти к пункту 8.

3. Отображение на экране вопроса преподавателя к аудитории, поставленного при создании презентации.

4. Ответ на вопросы каждым студентом с помощью собственного девайса (смартфона, планшета, ноутбука).

5. Обработка каждого ответа и вывод на слайд результатов в виде, выбираемом при создании презентации.

6. Сохранение всех результатов опроса такого слайда для дальнейшего использования преподавателем.

7. Конец алгоритма, перейти к пункту 1 (следующему слайду).

8. Предоставление возможности выбрать режим идентификации каждому студенту с помощью девайса (публичный или анонимный).

9. Предоставление возможности создать интересующий каждого из студентов вопрос или предоставить отзыв к выступлению преподавателя с помощью девайса.

10. Запись всех вопросов в список.

II. Если студентом был выбран публичный режим идентификации, то на слайде отображается имя и фамилия автора вопроса. Если студент выбрал анонимный режим идентификации, то имя не отображается на слайде.

12. Отображение на слайде вопроса преподавателю или отзывов, отправленных каждым слушателем.

13. Получение ответа от преподавателя на этот вопрос.

14. Удаление вопроса из списка.

15. Если в списке еще есть вопросы, то перейдем в пункт 12.

16. Перейти к шагу 7.

Таблица 2

Анализ классического и усовершенствованного алгоритмов по основным характеристикам

Характеристика Классический алгоритм Усовершенствованный алгоритм

Донесение информации Да Да

Равенство позиций Да Да

Обратная связь Нет Да

Статистические данные Да Да

Простота Нет Нет

Взаимодействие с аудиторией Да Да

Вовлеченность аудитории Нет Да

Взаимодействие с аудиторией

UML-диаграмма активности процесса усовершенствованной обратной коммуникации между преподавателем и аудиторией представлена на рис. 2.

Ожидаемым эффектом процесса проведения презентаций можно считать донесение или усвоение информации или материала, равенство позиций, обратную связь, сохранение статистических данных, простоту использования, взаимодействие с аудиторией и вовлеченность слушателей.

С целью исследования качества предложенного усовершенствованного алгоритма проведения ИП были проанализированы два типа презентаций: 1) по классическому алгоритму ИП; 2) по усовершенствованному алгоритму ИП.

Результаты анализа классического и усовершенствованного алгоритмов для проведения ИП по основным характеристикам отображены в табл. 2.

Как видно из табл. 2, качество проведения ИП по усовершенствованному алгоритму повышается за счет наличия эффективной обратной связи и вовлеченности слушателей.

Интерактивная презентация превращает обычное занятие в увлекательное и информативное, к которому легко приобщаются студенты. Интерактивные презентации, поддерживающие процесс обучения, могут повлиять на достижение непосредственных и долгосрочных результатов. При их использовании в рамках учебных модулей, как и при использовании традиционных средств, учитываются требования отдельных принципов обучения, специфика данного средства. Использование ИП в учебном процессе в большей или меньшей степени основано на том, что презентации берут на себя определенные функции преподавателя.

В статье предложен усовершенствованный алгоритм проведения ИП с обратной коммуникацией, основанный на использовании обратной связи и режиме идентификации. С помощью усовершенствования были улучшены такие характеристики, как выбор режима идентификации слушателя презентации; использование обратной коммуникации с целью обеспечения онлайн-взаимодействия между студентами и преподавателем.

За счет обратной коммуникации студенческая аудитория может донести свое мнение или задать вопрос преподавателю, а посредством выбора режима идентификации каждый студент может определять степень анонимности и почувствовать безопасность в процессе формирования отзывов и вопросов к лектору.

Предложенный функционал увеличит количество вопросов от студентов к преподавателю за счет анонимного режима идентификации, а также поможет преподавателям наладить обратную связь с аудиторией за счет интерактивного опроса, что увеличит качество проведения ИП.

Библиографический список

1. BochkarevaT.N., AkhmetshinE.M.,Korotkova A.L., LyitkinaN.L., NasipovI.S.,Khaliullina A.G. Research of students' cognitive activity. Espacios. 2017; Vol. 38, № 60: 32.

2. Abduvakhidov A.M., Mannapova E.T., Akhmetshin E.M. Digital development of education and universities: global challenges of the digital economy. International Journal of Instruction. 2021;Vol. 14,№ 1:743-760.

3. Ступина С.Б. Технологии интерактивногообученияввысшейшколе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.

4. Kirillova E., Merzon E., Akhmetshin E., Kozachek A. Benefits of applying digital communication technologies in educational activities of modern universities. Proceedings of the 2024 Communication strategies in digital society seminar (ComSDS). - IEEE. 2024: 70-74.

5. Ермакова Т.И., Ивашкин Е.Г Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. РЕ. Алексеева, 2013.

6. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения. Балтийский гуманитарный журнал. 2015; № 1 (10): 143-145.

7. Господинова Д.Г., Трифонова М.Д. Интерактивные презентации - средство создания тестов в современной образовательной среде. Успехи современного естествознания. 2011; № 8: 162-163.

8. Левашова Е.А. Интерактивные презентации в образовании. Традиции и инновации в сфере художественного образования и культуры: материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020: 66-71.

9. Василенко С.В. Эффектная и эффективная презентация: практическое пособие. Москва: Дашков и К., 2009.

10. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018; № 4 (228): 51-59.

11. Муромцева А.В. Искусство презентации. Основные правила и практические рекомендации. Москва: Флинта, Наука, 2014.

12. Грибан О.Н. Применение учебных презентаций в образовательном процессе: виды, этапы и структура презентаций. Историко-педагогические чтения. 2016; № 20 (3): 23-32.

13. Губина Т.Н. Мультимедиапрезентации как метод обучения. Молодой ученый. 2012; № 3: 345-347.

References

1. Bochkareva T.N., Akhmetshin E.M., Korotkova A.L., Lyitkina N.L., Nasipov I.S., Khaliullina A.G. Research of students' cognitive activity. Espacios. 2017; Vol. 38, № 60: 32.

2. Abduvakhidov A.M., Mannapova E.T., Akhmetshin E.M. Digital development of education and universities: global challenges of the digital economy. International Journal of Instruction. 2021; Vol. 14, № 1: 743-760.

3. Stupina S.B. Tehnologii interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2009.

4. Kirillova E., Merzon E., Akhmetshin E., Kozachek A. Benefits of applying digital communication technologies in educational activities of modern universities. Proceedings of the 2024 Communication strategies in digital society seminar (ComSDS). - IEEE. 2024: 70-74.

5. Ermakova T.I., Ivashkin E.G. Provedenie zanyatijs primeneniem interaktivnyh form i metodov obucheniya: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. R.E. Alekseeva, 2013.

6. Sidakova N.V. Prezentaciya kak odna iz form interaktivnogo obucheniya. Baltijskij gumanitarnyjzhurnal. 2015; № 1 (10): 143-145.

7. Gospodinova D.G., Trifonova M.D. Interaktivnye prezentacii - sredstvo sozdaniya testov v sovremennoj obrazovatel'noj srede. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2011; № 8: 162-163.

8. Levashova E.A. Interaktivnye prezentacii v obrazovanii. Tradicii i innovacii v sfere hudozhestvennogo obrazovaniya i kul'tury: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2020: 66-71.

9. Vasilenko S.V. 'Effektnaya i 'effekiivnaya prezentaciya: prakticheskoe posobie. Moskva: Dashkov i K., 2009.

10. Kathanova Yu.F., Korzinova E.I., Ignat'ev S.E. Vizualizaciya uchebnoj informacii kak pedagogicheskaya problema. VestnikAdygejskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2018; № 4 (228): 51-59.

11. Muromceva A.V. Iskusstvo prezentacii. Osnovnye pravila i prakticheskie rekomendacii. Moskva: Flinta, Nauka, 2014.

12. Griban O.N. Primenenie uchebnyh prezentacij v obrazovatel'nom processe: vidy, 'etapy i struktura prezentacij. Istoriko-pedagogicheskie chteniya. 2016; № 20 (3): 23-32.

13. Gubina T.N. Mul'timediaprezentacii kak metod obucheniya. Molodoj uchenyj. 2012; № 3: 345-347.

Статья поступила в редакцию 10.06.24

Рис. 2. UML-диаграмма активности процесса усовершенствованной обратной коммуникациимеждупреподавателем иаудиторией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.