Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / БАКАЛАВР / ОХРАНА ТРУДА / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна, Литвиненко Игорь Геннадьевич

В статье рассматривается роль интерактивных форм обучения в подготовке специалистов в области охраны труда. Представлен анализ содержания основных понятий исследования, определены преимущества интерактивного обучения в сравнении с традиционным. Выполнен анализ содержания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебного процесса в высшей школе, определены основные направления учебной деятельности каждой из этих организационных форм, обоснованы методические аспекты содержания лекционных, практических и лабораторных занятий, применяемых в профессиональной подготовке бакалавров в области охраны труда. Сделан вывод о том, что интерактивное обучение способствует развитию творческого технического и технологического мышления обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна, Литвиненко Игорь Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE ORGANIZATIONAL FORMS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF BACHELORS: METHODOLOGICAL ASPECT

The article discusses the role of interactive forms of education in the training of specialists in the field of occupational safety. The analysis of the content of the basic concepts of the study is presented, the advantages of interactive learning in comparison with traditional learning are determined. The analysis of the content of frontal, group and individual forms of organization of the educational process in higher education is carried out, the main directions of educational activity of each of these organizational forms are determined, methodological aspects of the content of lecture, practical and laboratory classes used in the professional training of bachelors in the field of occupational safety are substantiated. It is concluded that interactive learning contributes to the development of creative technical and technological thinking of students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Педагогика

УДК 378:371.134:331.45:004

доктор педагогических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Литвиненко Игорь Геннадьевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается роль интерактивных форм обучения в подготовке специалистов в области охраны труда. Представлен анализ содержания основных понятий исследования, определены преимущества интерактивного обучения в сравнении с традиционным. Выполнен анализ содержания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебного процесса в высшей школе, определены основные направления учебной деятельности каждой из этих организационных форм, обоснованы методические аспекты содержания лекционных, практических и лабораторных занятий, применяемых в профессиональной подготовке бакалавров в области охраны труда. Сделан вывод о том, что интерактивное обучение способствует развитию творческого технического и технологического мышления обучающихся.

Ключевые слова: интерактивная деятельность, организационные формы, бакалавр, охрана труда, учебные занятия.

Annotation. The article discusses the role of interactive forms of education in the training of specialists in the field of occupational safety. The analysis of the content of the basic concepts of the study is presented, the advantages of interactive learning in comparison with traditional learning are determined. The analysis of the content of frontal, group and individual forms of organization of the educational process in higher education is carried out, the main directions of educational activity of each of these organizational forms are determined, methodological aspects of the content of lecture, practical and laboratory classes used in the professional training of bachelors in the field of occupational safety are substantiated. It is concluded that interactive learning contributes to the development of creative technical and technological thinking of students.

Key words: interactive activity, organizational forms, bachelor, occupational safety, training sessions.

Введение. Инновационный опыт образовательных организаций определил стратегическое направление в решении современных образовательных целей и задач, связанных с применением в профессиональной подготовке бакалавров активных и интерактивных организационных форм, методов и технологий обучения, направленных на творческое развитие личности на основе субъект-субъектного взаимодействия в процессе формирования профессиональных знаний и умений.

Проблеме использования в процессе обучения активной и интерактивной деятельности обучающихся посвящены труда А.А. Вербицкого, Н.Е. Эргановой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Симоненко, М.И. Сибирской, А.В. Хуторского и др.

Целью статьи является рассмотрение вопроса, связанного с использованием интерактивных организационных форм в профессиональной подготовке будущих специалистов в области охраны труда.

Изложение основного материала статьи. Изменения вектора образовательного процесса с традиционного применения организационных форм, методов и технологий обучения на личностно-ориентированный, требующий использования в процессе формирования профессиональных компетенций интерактивной деятельности, направлены на стимулирование развития технического и технологического мышления обучающихся. Понятие «интерактивная деятельность» - от английского «inter» - взаимный и «act» - действие. Данная деятельность является основой активного взаимодействия обучающихся в процессе диалога.

К преимуществам интерактивного обучения можно отнести [2]:

- формирование положительной мотивации к усвоению конкретных способов профессиональной деятельности, реализации образовательных целей;

- развитие познавательных способностей обучающихся в процессе решения нестандартных задач и ситуаций;

- использование в процессе обучения активных и интерактивных организационных форм, направленных на формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

- развитие аналитических навыков и критического мышления;

- развитие навыка владения способами использования в производственной среде современного оборудования и технологий;

- развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе субъект-субъектного взаимодействия;

- формирование навыка самообразовательной деятельности.

Следовательно, интерактивная деятельность предполагает педагогическое взаимодействие, в процессе которого преподаватель и обучающиеся обмениваются научной и специальной информацией, моделируют и решают различной сложности профессиональные задачи, используя различные интерактивные организационные формы.

В педагогике под формой организации учебного процесса подразумевается способ, с помощью которого может быть организован процесс формирования знаний и умений [2]. Интерактивное обучение позволяет решать учебные задачи путем сочетания в процессе занятия фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебного процесса (рис. 1).

Так, фронтальная интерактивная форма предполагает постоянную обратную связь на основе многостороннего коммуникативного взаимодействия.

профессионально-проблемная направленность учебных проблем;

- моделирование профессиональной деятельности;

- анализ результатов практических действий; -диалоговое обоснование представленных результатов действий;

личностно-ориентированная направленность учебной деятельности; -дифференциация содержания заданий;

- асамостоятельность в принятии решений;

- корректировка действий;

Рисунок 1. Интерактивные формы организации учебного процесса

Фронтальная интерактивная деятельность, в процессе подготовки будущих специалистов в области охраны труда, осуществляется в основном в процессах лекционных занятий, таких как: проблемной, лекции-диалога, лекции с разбором конкретных ситуаций. В отличие от традиционной лекции, проблемная лекция предполагает [4]:

- проблемное изложение учебного материала;

- использование серии проблемных вопросов при решении проблемных задач и ситуаций;

- анализ проблемы и вскрытие внутренних и внешних противоречий;

- побуждение обучающихся к анализу фактов, явлений, способов действий;

- использование в решении проблемной ситуации практического и жизненного опыта;

Известно, что лекция-диалог является одной из самых распространенных форм интерактивного обучения, способствующей активной учебно-познавательной и поисковой деятельности. Учитывая, что основным структурным элементом данной лекции является дискуссия, направленная на всестороннее обсуждение спорных вопросов, то способы решения данных вопросов могут быть такие, которые позволяют понять причину возникновения ситуации; правильно её интерпретировать и понять в контексте предметной области; ситуации, которые опираются на знания законов, существующих в данной предметной области, опираются на дополнительную и убедительную аргументацию; учитывают различные точки зрения по решению возникших ситуаций [3].

Лекция с разбором конкретных ситуаций, как способ активизации познавательного интереса обучающихся, предполагает, что на обсуждение обучающихся выносится ситуация, в процессе решения которой сталкиваются различные точки зрения, а результатом взаимодействия является оценка характерного явления и его обсуждение.

Групповая интерактивная форма предполагает совместную деятельность всех членов группы, направленной, в основном на формирование профессиональных умений и навыков обучающихся в процессе практических и лабораторных работ [6].

В профессиональной подготовке специалистов в области охраны труда практические занятия способствуют углублению и совершенствованию обучающимися теоретических знаний, формируют умения самостоятельного планирования и моделирования профессиональных способов действий [5].

Так, при исследовании освещенности помещений, в процессе практической работы, осуществляется проектирование освещения с учетом таких показателей, как качество и количество. Качественную сторону производственного освещения характеризуют: световой поток, сила света, яркость, коэффициент отражения и освещенность. Количественную сторону освещения характеризуют фон, контраст объекта с фоном, видимость, показатель ослепленности, коэффициент пульсации освещенности с помощью фотоэлектрического люксметра Ю-116.

Основное значение освещенности направлено на трудоспособность человека, защиту его здоровья.

Особое внимание в процессе проведения практических занятий уделяется изучению и анализу нормативно-правовых актов в области охраны труда, оформлению документов, которые сопровождают создание должностных инструкций, инструкций по охране труда.

В свою очередь, лабораторные работы способствуют реализации такого важного дидактического принципа, как связи науки, теории и практики. В педагогической теории лабораторные работы рассматриваются как: вид самостоятельной работы обучающихся, способствующей интеграции теории и практики, единства мыслительной и практической

Групповая

Индивидуальная

деятельности [3]; средство обучения, в процессе которого обучающиеся под руководством педагога выполняют соответствующие исследования, направленные на творческий, исследовательский процесс решения проблемы [6].

Практикой доказано, что в процессе выполнения лабораторных работ имеет место наблюдение, анализ, сопоставление результатов наблюдений, формирование выводов. Участвуя в лабораторном эксперименте, проводимом в условиях специально оборудованной лаборатории, обучающимися обеспечиваются условия, способствующие осуществлению строгого контроля за получением независимых и зависимых переменных, которые отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. Целями групповой работы является: углубление, расширение и детализация предметных знаний, создание новой системы научного знания, совершенствование межличностных отношений.

Так, при проведении лабораторной работы на тему: «Измерение сопротивления заземления электроустановок» используется групповая форма организации исследовательской деятельности обучающихся в силу того, что учебно-исследовательская работа будет осуществляться на конкретном стенде или с помощью моделирования соответствующей схемы.

Применение индивидуальной интерактивной деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов в области охраны труда способствует активному, целенаправленному самостоятельному выполнению проблемного задания, которое носит дифференцированный характер, что позволяет реализовывать потенциальные возможности каждого обучающегося [1].

Данная организационная форма использовалась нами как при выполнении практических и лабораторных работ, так и в процессе самостоятельной, самообразовательной деятельности.

В качестве индивидуального задания обучающегося, выполняемого в процессе лабораторной работы, можно предложить исследование сопротивления тела человека электрическому току с помощью прибора ИСТ-1-ОТ в зависимости от таких факторов: уменьшение сопротивления тела в зависимости от силы тока и времени его прохождения; повышения приложенного напряжения; размера поверхности; плотности контакта с токоведущей частью; физического и психологического состояния человека; условий внешней среды.

В процессе данной лабораторной работы осуществляется измерение заземляющих устройств в зависимости от времени года с учетом вида грунта, диаметра зонда. Внимание уделяется оборудованию, подлежащему защитному заземлению и частям электроустановок, соединяемых с заземлителем.

Выводы. Таким образом, использование интерактивных организационных форм в профессиональной подготовке будущих специалистов в области охраны труда направлено не только на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала обучающихся в процессе лекционных, практических и лабораторных занятий.

Литература:

1. Акамова, Н.В. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества обучения бакалавров / Н.В. Акамова, В.В. Акамов, Н.В. Голяева и др. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 07(61). -Часть 1. - С. 66-68.

2. Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-53401228-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/399658

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 148-149

4. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. -С. 263-264

5. Тархан, Л.З. Организационная и контрольно-методическая деятельность преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / Л.З. Тархан, М.И. Мыхнюк. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 212 с.

6. Теория и практика профессионально-педагогического образования: [коллективная монография]. Т. 3 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; [Н.Е. Эрганова и др.; под ред. Г.М. Романцева]. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. - С. 162-163.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Наличникова Инна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский институт путей сообщения» (г. Оренбург)

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ АФОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования и изучения афористических высказываний в воспитательной деятельности вузов. Современный этап развития российской системы высшего образования характеризуется острой необходимостью приобщения студентов высшей школы к нравственно-духовным ценностям человечества, основное внимание при этом обращено на этические аспекты подготовки специалистов в вузах. Исходя из этого, автор приводит ряд исследований, позволяющих определить важность изучения афористических высказываний на практических занятиях по иностранному языку в рамках воспитательной деятельности вузов. В результате экспериментального исследования на основе научно-методического изучения литературных источников, а также с использованием результатов эксперимента была разработана функционально-тематическая диаграмма, которая демонстрирует актуальность и популярность представленных содержательных блоков. Исследование проводилось в течение 3 лет с 2018 по 2020 год на базе кафедры общеобразовательных дисциплин Оренбургского института путей сообщения (г. Оренбург, Россия). В статье представлены результаты экспериментальной работы, позволившие оценить эффективность созданной и реализованной функционально-тематической диаграммы, ее внедрение в профессиональную подготовку обучающихся вузов.

Ключевые слова: афоризм, рефлексия, прагматика, воспитание, фольклорная форма, функционально-тематическая диаграмма.

Annotation. The relevance of the study is due to the need to use and study aphoristic statements in the educational activities of universities. The modern stage of the development of the Russian higher education system is characterized by the urgent need to introduce higher education students to the moral and spiritual values of mankind, while the main attention is paid to the ethical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.