Научная статья на тему 'РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ АФОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ'

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ АФОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФОРИЗМ / РЕФЛЕКСИЯ / ПРАГМАТИКА / ВОСПИТАНИЕ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ФОРМА / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДИАГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наличникова Инна Анатольевна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования и изучения афористических высказываний в воспитательной деятельности вузов. Современный этап развития российской системы высшего образования характеризуется острой необходимостью приобщения студентов высшей школы к нравственно-духовным ценностям человечества, основное внимание при этом обращено на этические аспекты подготовки специалистов в вузах. Исходя из этого, автор приводит ряд исследований, позволяющих определить важность изучения афористических высказываний на практических занятиях по иностранному языку в рамках воспитательной деятельности вузов. В результате экспериментального исследования на основе научно-методического изучения литературных источников, а также с использованием результатов эксперимента была разработана функционально-тематическая диаграмма, которая демонстрирует актуальность и популярность представленных содержательных блоков. Исследование проводилось в течение 3 лет с 2018 по 2020 год на базе кафедры общеобразовательных дисциплин Оренбургского института путей сообщения (г. Оренбург, Россия). В статье представлены результаты экспериментальной работы, позволившие оценить эффективность созданной и реализованной функционально-тематической диаграммы, ее внедрение в профессиональную подготовку обучающихся вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF STUDYING APHORISTIC STATEMENTS IN PRACTICAL CLASSES IN FOREIGN LANGUAGE WITHIN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

The relevance of the study is due to the need to use and study aphoristic statements in the educational activities of universities. The modern stage of the development of the Russian higher education system is characterized by the urgent need to introduce higher education students to the moral and spiritual values of mankind, while the main attention is paid to the ethical aspects of training specialists in universities. Based on this, the author cites a number of studies that make it possible to determine the importance of studying aphoristic statements in practical classes in a foreign language within the framework of educational activities of universities. As a result of an experimental study based on a scientific and methodological study of literary sources, as well as using the results of the experiment, a functional and thematic diagram was developed that demonstrates the relevance and popularity of the content blocks presented. The study was conducted for 3 years from 2018 to 2020 on the basis of the Department of General Education Disciplines of the Orenburg Institute of Railways (Orenburg, Russia). The article presents the results of experimental work, which made it possible to assess the effectiveness of the created and implemented functional-thematic diagram, its introduction into the professional training of students of universities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ АФОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ»

деятельности [3]; средство обучения, в процессе которого обучающиеся под руководством педагога выполняют соответствующие исследования, направленные на творческий, исследовательский процесс решения проблемы [6].

Практикой доказано, что в процессе выполнения лабораторных работ имеет место наблюдение, анализ, сопоставление результатов наблюдений, формирование выводов. Участвуя в лабораторном эксперименте, проводимом в условиях специально оборудованной лаборатории, обучающимися обеспечиваются условия, способствующие осуществлению строгого контроля за получением независимых и зависимых переменных, которые отличаются сравнительно высокой степенью надежности и достоверности. Целями групповой работы является: углубление, расширение и детализация предметных знаний, создание новой системы научного знания, совершенствование межличностных отношений.

Так, при проведении лабораторной работы на тему: «Измерение сопротивления заземления электроустановок» используется групповая форма организации исследовательской деятельности обучающихся в силу того, что учебно-исследовательская работа будет осуществляться на конкретном стенде или с помощью моделирования соответствующей схемы.

Применение индивидуальной интерактивной деятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов в области охраны труда способствует активному, целенаправленному самостоятельному выполнению проблемного задания, которое носит дифференцированный характер, что позволяет реализовывать потенциальные возможности каждого обучающегося [1].

Данная организационная форма использовалась нами как при выполнении практических и лабораторных работ, так и в процессе самостоятельной, самообразовательной деятельности.

В качестве индивидуального задания обучающегося, выполняемого в процессе лабораторной работы, можно предложить исследование сопротивления тела человека электрическому току с помощью прибора ИСТ-1-ОТ в зависимости от таких факторов: уменьшение сопротивления тела в зависимости от силы тока и времени его прохождения; повышения приложенного напряжения; размера поверхности; плотности контакта с токоведущей частью; физического и психологического состояния человека; условий внешней среды.

В процессе данной лабораторной работы осуществляется измерение заземляющих устройств в зависимости от времени года с учетом вида грунта, диаметра зонда. Внимание уделяется оборудованию, подлежащему защитному заземлению и частям электроустановок, соединяемых с заземлителем.

Выводы. Таким образом, использование интерактивных организационных форм в профессиональной подготовке будущих специалистов в области охраны труда направлено не только на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, но и на развитие творческого потенциала обучающихся в процессе лекционных, практических и лабораторных занятий.

Литература:

1. Акамова, Н.В. Интерактивные методы обучения как средство повышения качества обучения бакалавров / Н.В. Акамова, В.В. Акамов, Н.В. Голяева и др. // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 07(61). -Часть 1. - С. 66-68.

2. Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 377 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-53401228-6. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/399658

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 148-149

4. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. -С. 263-264

5. Тархан, Л.З. Организационная и контрольно-методическая деятельность преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / Л.З. Тархан, М.И. Мыхнюк. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 212 с.

6. Теория и практика профессионально-педагогического образования: [коллективная монография]. Т. 3 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; [Н.Е. Эрганова и др.; под ред. Г.М. Романцева]. - Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2013. - С. 162-163.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Наличникова Инна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский институт путей сообщения» (г. Оренбург)

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ АФОРИСТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования и изучения афористических высказываний в воспитательной деятельности вузов. Современный этап развития российской системы высшего образования характеризуется острой необходимостью приобщения студентов высшей школы к нравственно-духовным ценностям человечества, основное внимание при этом обращено на этические аспекты подготовки специалистов в вузах. Исходя из этого, автор приводит ряд исследований, позволяющих определить важность изучения афористических высказываний на практических занятиях по иностранному языку в рамках воспитательной деятельности вузов. В результате экспериментального исследования на основе научно-методического изучения литературных источников, а также с использованием результатов эксперимента была разработана функционально-тематическая диаграмма, которая демонстрирует актуальность и популярность представленных содержательных блоков. Исследование проводилось в течение 3 лет с 2018 по 2020 год на базе кафедры общеобразовательных дисциплин Оренбургского института путей сообщения (г. Оренбург, Россия). В статье представлены результаты экспериментальной работы, позволившие оценить эффективность созданной и реализованной функционально-тематической диаграммы, ее внедрение в профессиональную подготовку обучающихся вузов.

Ключевые слова: афоризм, рефлексия, прагматика, воспитание, фольклорная форма, функционально-тематическая диаграмма.

Annotation. The relevance of the study is due to the need to use and study aphoristic statements in the educational activities of universities. The modern stage of the development of the Russian higher education system is characterized by the urgent need to introduce higher education students to the moral and spiritual values of mankind, while the main attention is paid to the ethical

aspects of training specialists in universities. Based on this, the author cites a number of studies that make it possible to determine the importance of studying aphoristic statements in practical classes in a foreign language within the framework of educational activities of universities. As a result of an experimental study based on a scientific and methodological study of literary sources, as well as using the results of the experiment, a functional and thematic diagram was developed that demonstrates the relevance and popularity of the content blocks presented. The study was conducted for 3 years from 2018 to 2020 on the basis of the Department of General Education Disciplines of the Orenburg Institute of Railways (Orenburg, Russia). The article presents the results of experimental work, which made it possible to assess the effectiveness of the created and implemented functional-thematic diagram, its introduction into the professional training of students of universities.

Key words: aphorism, reflection, pragmatics, upbringing, folklore form, functional-thematic diagram.

Введение. В рамках модернизации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3++, направленного на формирование личности обучающегося, неотъемлемой составляющей единого образовательного процесса в высшей школе является воспитание. Под воспитанием обучающихся мы понимаем целенаправленную деятельность преподавателей, ориентированную на создание условий для развития духовности студентов на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности [7, С. 603].

Важную роль в формировании личности обучающегося играет культурa, в том числе, традиционная культура воспитания, с раннего детства ориентирующая на создание пластичной связи с окружающим миром, на принятие добра и красоты. В афористических высказываниях проповедуется жизнь в соответствии с логикой природы, с гармонией существования человека. В рамках проводимого экспериментального исследования считаем правомерным уточнить научное понимание афоризма, под которым рассматриваем острое, обобщённое и мудрое авторское высказывание (часто парадоксальное и иногда комическое), содержащее опыт и рассуждения, вскрывающее необыкновенную сторону обычного и побуждающее к рефлексии [2, С. 131].

Изучение иностранного языка в техническом вузе в рамках ФГОС ВО 3++ способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущих специалистов, но также формирует у обучающихся нравственно-духовные ценности. В своей будущей профессиональной деятельности выпускники сталкиваются с необходимостью разрешать проблемные ситуации, требующие нестандартные подходы. Эффективное решение таких проблем будет невозможным без некоторого опыта воспитательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Поскольку тематика афористических высказываний разнообразна, для успешной реализации воспитательно-образовательных возможностей нами разработана функционально-тематическая диаграмма, которая демонстрирует актуальность и популярность представленных шести содержательных блоков или отдельных тематических групп [6, С. 122]. Порядок рассмотрения определяется частотностью обращения афориста к каждому блоку.

Как показывает настоящее экспериментальное исследование, среди выделенных блоков тематический блок о человеческих слабостях и достоинствах является самым объемным и составляет 40%. Слабости и пороки людей в данном блоке афористов интересуют больше всего, чем их достоинства и достижения. Далее следует философский блок, отражающий вечные проблемы бытия и составляющий 20%. Политический блок составляет 15% и включает в себя следующие разделы: патриотизм, интерпретация исторических событий, борьба за чистоту и живое развитие иностранного языка. Следующий блок отношения к противоположному полу составляет 10%. Литературный блок, включающий в себя следующие разделы: пресса и беспринципность журналистов, особенности афористического жанра и адресованность афористических высказываний, составляет 9%. Религиозный тематический блок составляет 6%. В отличие от всех остальных тематических блоков, где авторы придерживаются похожих точек зрений к волнующим проблемам, данный блок наполнен противоречиями: одни авторы призывают к вере в Бога, считают веру единственным спасением в нашем мире, а другие, напротив, счастливы, что атеисты, и позволяют себе с недоверием и опасением относиться к религии.

Рассмотрев и проанализировав шесть содержательных блоков или отдельные тематические групп, мы переходим к очередному этапу нашего исследования - определение цели успешной реализации воспитательно-образовательных возможностей у будущих специалистов в вузах в рамках модернизации ФГОС ВО 3++ на занятиях по иностранному языку. Целью настоящего исследования является эффективное использование функционально-тематической диаграммы, т.е. ее разработка, теоретическая обоснованность и экспериментальное доказательство. Мы полагаем, что успешность реализации воспитательно-образовательных возможностей обучающихся в вузе в рамках модернизации ФГОС ВО 3++ на занятиях по иностранному языку будет зависеть от педагогических условий, способствующих реализации воспитательно-образовательных возможностей студентов.

Необходимым условием эффективности реализации воспитательно-образовательных возможностей обучающихся вузов считаем внедрение в учебный процесс сконструированной нами функционально-тематической диаграммы, которая выполняет следующие функции: социализирующую, воспитательную, развивающую, мотивирующую, вербально-образную, креативную. Дадим определение каждой из данных функций.

1. Социализирующая функция определяется формированием и воспитанием обучающегося и проявляется в усвоении норм культуры и ценностей определенного общества.

2. Воспитательная функция - это создание морально-нравственных устоев, стимулирование прaвильного, доброжелательного отношения к культуре и трaдициям других народов.

3. Развивающая функция - это развитие аналитических умений, расширение кругозора посредством освоения экстрaлингвистической информации, совершенствование умений выражать свои мысли на иностранном и родном языгах.

4. Мотивирующая функция - это развитие и поддержание интереса к изучению иностранного языга через чтение на языке-оригинале, формирование познавательных способностей обучающихся, и, кроме того, выработка устойчивого отношения к жизни.

5. Вербально-образная функция - функция, связанная с оперированием словами, в том числе возможность получения и анализ речевой информации, понимание смысла слов.

6. Креативная функция - это функция преобразования и освоения мира.

Назначением этих функций является раскрытие и творческая реализация личности обучающегося. В связи с этим, следует подчеркнуть, что афористические высказывания ориентированы на социально-педaгогический эффект. Выражая философские и педагогические знания народа, они являются источником агрономических, aстрономических, метеорологических, медицинских и пр. знаний, а также носят информацию эзотерического характера, неназойливо нацеливающую личность на восприятие человека, как творца и созидателя добра, на приятие и бережное созидание мира, на передачу жизненного опыта, профилактику ошибок, индивидуальных и социальных бед [1, С. 350].

В учебно-воспитательной работе современных высших учебных заведений просматривается, на наш взгляд, самое широкое использование педагогического потенциала народной афористики, которая характеризуется устремленностью к духовности, нацеленностью на бесконфликтность, уступчивость, добро, истину, любовь.

Использование воспитательно-образовательных возможностей афористического арсенала традиционного воспитания -важный фактор этнопедагогизации содержания воспитания. Краткость, тематическая всеохватность и глубокое смысловое содержание позволяют имплантировать афористические изречения в любую речевую ситуацию, диалог или монолог. Особая воспитательная ценность афористических высказываний в том, что они, как знак, символ несут информацию обо всем том, что проповедует педагогическая традиция народа, смежные средства традиционного воспитания, но в отличие от последних, благодаря своей минимизированной форме, актуализируется в речи по мере возникновения такой необходимости, предопределяя модель поведения и влияя на самовыражение людей.

Использование афористических высказываний в образовательном процессе позволяет разрешить насущные педагогические проблемы:

• позволяет преподавателю и обучающемуся понять друг друга;

• способствует активизации познавательных и творческих способностей обучающихся и преподавателя.

Выбор методов настоящего исследования обусловлен целью и задачами работы, которые требуют решения как на теоретико-методологическом, так и на практическом уровнях. Таким образом, в исследовании использовались следующие взаимодополняющие методы: теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программных документов, семантический анализ, контент-анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, педагогическое моделирование; эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, самонаблюдение, анкетирование, тестирование, экспертная оценка, беседа, изучение продуктов деятельности обучающихся, педагогический эксперимент, обобщение эмпирического материала; методы обработки и систематизации данных: методы математической статистики, шкалирование, базы данных, графическое представление результатов обработки данных.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в течении трех лет с 2018 по 2020 гг. на базе кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Оренбургского института путей сообщения - филиала СамГУПС. В исследовании принимали участие 93 обучающихся очной формы обучения факультета высшего образования первого и второго курсов по специальностям: 23.05.03 Подвижной состав железных дорог, 23.05.04 Эксплуатация железных дорог, 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов, 23.05.06 Строительство железных дорого, мостов и транспортных тоннелей.

В ходе исследования для обучающихся технического университета на занятиях иностранного языка была разработана функционально-тематическая диаграмма для успешной реализации воспитательных возможностей. В ходе опытно-экспериментальной работы отрабатывались и использовались разные методы и формы учебной работы, направленные на успешную реализацию воспитательных возможностей обучающихся технического университета на занятиях иностранного языка.

Выявленные результаты позволяют широко использовать афористические высказывания в воспитательной деятельности в высших современных учебных заведениях, как в учебной деятельности, так и во внеаудиторной деятельности по различной тематике. Афористические высказывания обладают огромным воспитательным потенциалом, и их использование может стать эффективным способом приобщения обучающихся к нравственно - духовным ценностям человечества, служить средством адаптации их в социокультурном пространстве.

Выводы. На основе проделанной опытно-экспериментальной работы мы можем сделать следующие выводы:

Целью настоящего исследования является эффективное использование функционально-тематической диаграммы, т.е. ее разработка, теоретическая обоснованность и экспериментальное доказательство. Мы полагаем, что успешность реализации воспитательно-образовательных возможностей обучающихся в вузе в рамках модернизации ФГОС ВО 3++ на занятиях по иностранному языку будет зависеть от педагогических условий, способствующих реализации воспитательно-образовательных возможностей студентов. Изучение иностранного языка в техническом вузе в рамках ФГОС ВО 3++ способствует не только повышению гуманитарного уровня подготовки будущих специалистов, но также формирует у обучающихся нравственно-духовные ценности. Необходимым условием эффективности реализации воспитательно-образовательных возможностей обучающихся вузов считаем внедрение в учебный процесс сконструированной нами функционально-тематической диаграммы, которая выполняет следующие функции: социализирующую, воспитательную, развивающую, мотивирующую, вербально-образную, креативную.

Афористические высказывания обладают огромным воспитательным потенциалом, и их использование может стать эффективным способом приобщения обучающихся к нравственно - духовным ценностям человечества, служить средством адаптации их в социокультурном пространстве.

Литература:

1. Бай, Ю. Определение понятия "Афоризм" и близких к афоризму литературных жанров в русской лингвокультуре / Ю. Бай // Ценности в лингвокультурном аспекте: языковое сознание, коммуникация. - 2017. - С. 348-353.

2. Егорова, Ю.Н. Педагогическая поддержка профессиональной самореализации студентов железнодорожного университета / Ю.Н. Егорова, Ю.А. Генварева, Т.А. Зотова, И.А. Наличникова, А.А. Ярцев // СИТИСЕ. - 2021. - № 1 (27). -С. 130-139.

3. Кашникова, И.В. Если тема сформулирована афоризмом... (Текстовые упражнения с афоризмами) / И.В. Кашникова // Филологический класс. - 2004. - № 12. - С. 70-76.

4. Кукушкин, С.Г., Лукьяненко М.В., Чурляева Н.П. Проблема творчества и перспективы его решения // Высшее образование в России. - 2011. - № 1. - С. 91-95.

5. Монина, Т.И. Некоторые аспекты мышления и восприятия (творческое восприятие и мышление как основа дизайна) / Т.И. Монина, С.К. Емельяненко // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. - Вестник МКХПА. -2019. - №1. - С. 66-73.

6. Наличникова, И.А. Афоризм как жанр, малоформатный текст и универсальное высказывание / И.А. Наличникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - №4. - Ч. 3. - 2016. - С. 121-123.

7. Ноздренко, Е.А. Творческое мышление в рекламной коммуникации: культурный аспект / Е.А. Ноздренко // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - Т. 3. - № 4. - С. 600-609.

8. Соловова, Н.В. Образование и саморазвитие / Н.В. Соловова, Н.В. Суханкина. - Т. 15. - 2020. - № 3. - С. 97-108

9. Суюндикова, М.К. Предпосылки, определяющие траекторию творческого мышления / М.К. Суюндикова, Е.О. Жуматаева, М.М. Суюндиков, Е.И. Снопкова // Образование и наука. - 2021. - Т. 23. - № 3. - С. 75-100.

10. Ivanov, E.E. Autonomous aphorisms (Аphorisms in the non- aphoristic text) / E.E. Ivanov, E.G. Teslenko // West-East. -2021. - №1. - Т.5. - P. 26-36.

Педагогика

УДК 37.062

кандидат педагогических наук Нестеренко Иван Сергеевич

Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); кандидат физико-математических наук Хромых Анна Алексеевна Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ В РАМКАХ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД

Аннотация. На фоне последних событий в мире и в нашей стране в частности поликультурному воспитанию граждан должно отводиться особое внимание, поскольку оно придает импульс многим дискриминационным процессам и коррелирует с такими явлениями как глобализация, межэтнические конфликты и т.д. Сотрудниками органов внутренних дел в процессе службы ежедневно приходится сталкиваться с различного рода проблемами межкультурного взаимодействия с разными категориями граждан, что очередной раз доказывает актуальность поликультурного воспитания курсантов в вузах МВД. Инструментом по решению данной проблемы может стать институт кураторства в образовательных организациях МВД. Авторами сделана попытка выделить и описать поликультурный компонент воспитательной работы куратора.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, воспитательная работа, поликультурная компетентность, кураторская деятельность, уровень поликультурной компетентности.

Annotation. Against the backdrop of recent events in the world and in our country in particular, multicultural education of citizens should be given special attention, since it gives impetus to many discriminatory processes and correlates with such phenomena as globalization, interethnic conflicts, etc. Employees of the internal affairs bodies in the process of service daily have to deal with various kinds of problems of intercultural interaction with different categories of citizens, which once again proves the relevance of multicultural education of cadets in the universities of the Ministry of Internal Affairs. The institution of curatorship in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs can become a tool for solving this problem. The authors made an attempt to identify and describe the multicultural component of the educational work of the curator.

Key words: multicultural education, educational work, multicultural competence, curatorial activity, level of multicultural competence.

Введение. На сегодняшний день решение задач повышения качества профессиональной подготовки офицерских кадров для правоохранительных органов МВД России являются приоритетными. При этом наибольшее внимание отводится воспитательному аспекту, а именно, формированию социально-нравственной составляющей имиджа сотрудника полиции.

Профессиональная подготовка юристов, наряду с обеспечением условий для освоения студентами теоретических основ юридического знания и практических умений и навыков осуществления правовой деятельности, должна быть направлена на формирование профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции и повышения его эффективности в процессе их вузовской подготовки [6, 7].

Согласно мнению ученых становление личности сотрудника правоохранительных органов осуществляется на протяжении всей его жизни и профессиональной карьеры. Первый этап профессионального становления неразрывно связан с воспитанием и обучением курсанта во время прохождения службы в образовательном учреждении МВД России. В рамках профессионального обучения и воспитания у курсанта, как будущего сотрудника органов внутренних помимо знаний, умений, навыков, параллельно идет процесс формирования профессионально-значимых качеств личности специалиста, необходимыми в дальнейшей практической деятельности.

Важность вопросов, которые обусловлены спецификой образовательного процесса в вузах МВД, доказывает следующий факт: обучение и воспитание - взаимосвязанные и взаимодополняющие педагогические явления, характеризующиеся как важнейшие этапы социализации сотрудников в перспективе. В процессе обучения формируются нравственные качества, которые в будущем станут основой личности [1].

Стоит отметить, что обучение, наряду с воспитанием, содействует процессу образования и помогает человеку, независимо от этнической принадлежности, определить его место в современном мире, а также привить ему толерантное отношение к другим культурам. И, разумеется, встает вопрос об актуальности поликультурного воспитания сотрудника правоохранительных органов. Следовательно, перед организаторами учебной деятельности на первый план выходит изучение новым поколением культуры и традиций собственного народа, и, непосредственно, воспитание либерального отношения к ценностям других национальностей.

При изучении поликультурного воспитания за методологическую основу стоит брать фундаментальные труды и исследования российских педагогов и психологов, чьи работы были направлены на внедрение идей поликультурного образования в учебный процесс (А.М. Хупсарокова, Е.В. Говердовская и др.).

Культуроцентричный подход при изучении основных критериев оценки качества профессионального образования использовали такие ученые как И.С. Григорьев, Г.В. Говорухина и др. Гуманитарные технологии одними из первых ввели В.И. Богославский и Т.Г. Стефаненко, Э.В. Загвязинская, К.Б. Соколов изучали влияние поликультурного плюрализма на образовательную среду. М.А. Авдеева, Е.М. Щеглова исследовали развитие поликультурного образования курсантов и слушателей путем изучения иностранных языков.

Мы будем придерживаться понятия «поликультурное воспитание», предложенного А.Н. Джуринским. В его понимании «поликультурное воспитание представляет собой процесс приобщения подрастающего поколения к различным культурам в целях духовного обогащения, и формирования готовности и умения жить в многокультурной среде» [2].

Ю.Н. Кочеров считал, что «поликультурная педагогика - необходимый инструмент, помогающий найти выход из кризиса воспитания, а также - образования. Он отмечал, что поликультурное сегодня является одной из главных педагогических проблем, затрагивающих мировую цивилизацию. Его вклад в развитие системы МВД требует отдельной огласки»[4].

В наши дни поликультурному воспитанию граждан отводится достаточное количество внимания, потому как оно коммуницирует с такими процессами как глобализация, межэтнические конфликты, и помимо этого, придает значение многим дискриминационным процессам. Поликультурное воспитание можно назвать катализатором классовых, религиозных, политических и социальных конфронтаций, которые ежедневно происходят в многонациональных сообществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.