Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности будущих врачей'

Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА / COMMUNICATIVE CULTURE OF DOCTOR / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕНТНОСТЬ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ACTIVE EDUCATING / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE METHODS OF EDUCATING / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсеф Юлия Владимировна

В статье освещены некоторые особенности формирования коммуникативной культуры будущих врачей средствами интерактивных методов обучения. Отмечается положительное влияние гуманитарных дисциплин на формирование коммуникативной компетентности будущих врачей. Акцентируется внимание на важности использования активного обучения и интерактивных методов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article some features of forming communicative culture of future doctors with the help of interactive methods of educating are lighted up. Positive influence of humanitarian disciplines on forming of communicative competence of future doctors is marked. Attention is focused on importance of the use of active educating and interactive methods in the process of study of disciplines of humanitarian cycle.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности будущих врачей»

2. Концепция развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/ 1Uit0WJw1B4Rnpjj scZWGdv7pMJW6lIsl/view

3. Чернишов Д.О. Теорiя i технолопя виховно! дiяльностi сучасного загальноосвiтнього навчального закладу (регюнальний вимiр). Дисертацiя на здобуття наукового ступеня доктора педагопчних наук / Д.О. Чернишов. - Донецьк, 2012. - 392 с.

Юсеф Юлия Владимировна

кандидат педагогических наук ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки»

(г. Луганск, ЛНР)

УДК 378.147

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

INTERACTIVE METHODS OF EDUCATING IN THE PROCESS OF FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENSE OF FUTURE

DOCTORS

В статье освещены некоторые особенности формирования коммуникативной культуры будущих врачей средствами интерактивных методов обучения. Отмечается положительное влияние гуманитарных дисциплин на формирование коммуникативной компетентности будущих врачей. Акцентируется внимание на важности использования активного обучения и интерактивных методов в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Ключевые слова: коммуникативная культура врача, компетентностный подход, коммуникативная компентность, активное обучение, интерактивные методы обучения.

In the article some features of forming communicative culture of future doctors with the help of interactive methods of educating are lighted up. Positive influence of humanitarian disciplines on forming of communicative competence of future doctors is marked. Attention is focused on importance of the use of active educating and interactive methods in the process of study of disciplines of humanitarian cycle.

Key words: communicative culture of doctor, competence approach, communicative competence, active educating, interactive methods of educating.

В современных условиях, когда общество испытывает постоянные политические, экономические и морально-культурные преобразования, каждая личность должна быть сознательно подготовлена к ним. Приоритетным заданием современной системы высшего медицинского образования является формирование компетентных врачей, которым присуща культура поведения,

этика профессионального и межличностного общения. Специфика врачебной практики при реализации профессиональных обязанностей основывается на ценностях общей культуры и этике медицинского работника. В процессе коммуникации с разными субъектами профессиональной деятельности значимой является ориентация на общечеловеческие ценности, среди которых важное место принадлежит коммуникативной культуре, направленной на утверждение гуманистических ценностей в профессиональной деятельности врачей.

Коммуникативной культуре как основе межличностных взаимоотношений и общения в своих трудах уделяли внимание корифеи отечественной педагогической мысли (А. Макаренко, В. Сухомлинский, К. Ушинский).

В исследованиях последних лет также частично внимание уделялось формированию коммуникативной культуры специалистов медицинской отрасли, а именно: личностное и профессиональное становление будущего врача (О. Гуменюк, Т. Скрябина, Я. Цехмистер); развитие профессиональной культуры медицинских работников (О. Крсек, М. Лесной, С. Хлестова); формирование профессионально-этической культуры будущего врача (А. Агаркова, С. Бухальская, Е. Уваркина); формирование коммуникативной культуры врачей (О. Маркович, В. Олейник, Л. Переймибида); овладение культурой профессиональной речи в формировании коммуникативной культуры будущего врача (Г. Сагач, С. Поплавская, И. Тимченко).

Повышение требований к уровню коммуникативной культуры будущих врачей предопределено особенным характером его деятельности в сфере общения «человек-человек». Именно поэтому в современной медицине в рамках сформированной модели активного сотрудничества должен наблюдаться конструктивный диалог между врачом и пациентом, который предусматривает диалогическое равенство во время коммуникации, ориентацию на взаимопонимание, позитивную интерпретацию точек зрения с партнером и ожидание обратной связи, которая имела бы отношение к позитивной настройке диалогового взаимодействия.

Ведущим инструментом деятельности каждого врача является коммуникация, поскольку профессия врача является одной из немногих в системе «человек-человек», требующих совершенного владения приемами и способами эффективного общения как с пациентами, так и с коллегами для достижения взаимопонимания, необходимого при решении лечебно-диагностических заданий.

Однако, несмотря на разноплановые исследования, сегодня в высшем медицинском образовании существует ряд противоречий между: социальной потребностью в специалисте, способном на высоком профессиональном уровне осуществлять коммуникацию, и реальной подготовкой к ней студентов; новой антропоориентированной парадигмой образования и доминированием в современном образовательном процессе репродуктивных форм обучения. Как следствие, задание формирования коммуникативной культуры будущих врачей не решается в полном объеме.

В то же время новые образовательные стандарты предъявляют к выспускникам медицинских вузов требования в виде ряда компетенций, которые касаются в том числе и коммуникативной культуры. Так, в Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста по специальности «Лечебное дело» указано, что выпускник медицинского вуза должен обладать такими компетенциями, как способность к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, к письменной и устной коммуникации на государственном языке; способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм. Здесь находит свою реализацию компетентностный подход, который помогает решить типичную проблему отечественного образования: когда учащиеся в целом достаточно свободно оперируют набором теоретических знаний, но испытывают определенные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач [9, с. 126-127]. Не отрицая значения знаний, компетентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания [4, с. 77]. В рамках компетентностного подхода ставятся конкретные учебно-воспитательные задачи и в отношении коммуникативной культуры врача.

Цель статьи - показать эффективность применения интерактивных методов обучения при формировании коммуникативной культуры при изучении предметов гуманитарного цикла.

Владение коммуникативными умениями у будущих врачей предусматривает, прежде всего, гуманитаризацию современного образования в социокультурных условиях нынешнего времени. Именно во время усвоения предметов гуманитарного цикла у будущих врачей формируется коммуникативная культура. В частности, сами будущие врачи и становятся

субъектами коммуникативного процесса, выступая уже как полноценные и равноправные партнеры по общению [8, с. 163]. Следовательно, основательное изучение и осмысление гуманитарных наук в условиях высшего медицинского учебного заведения могут помочь будущим врачам избежать деструктивного диалогового взаимодействия, достичь взаимопонимания с пациентами и коллегами во время профессионально-ориентированной деятельности.

Коммуникативная культура будущего врача в процессе изучения гуманитарных наук требует: наличия определенного официального статуса субъектов; направленности на установление взаимовыгодных контактов и поддержку связей между представителями взаимозаинтересованных лиц; соответствия определенным общепризнанным и общепринятым правилам [1, с. 17].

Научный поиск дает нам основания утверждать, что в процессе изучения гуманитарных наук формируется:

- конструктивность характера взаимоотношений, их нацеленность на решение конкретных заданий, достижение определенной цели, как правило, не выходя за рамки определенного круга;

- взаимосогласованность решений, договоренность и дальнейшая организация взаимодействия партнеров;

- значимость каждого партнера как личности [1; 3; 5; 7].

Следует отметить целенаправленное влияние гуманитарных наук на формирование коммуникативной культуры как целостного процесса, основанного на согласовании его ведущих компонентов: целевого, который отображает требования одновременного участия студентов высших медицинских учебных заведений в исполнении отдельных заданий; содержательного, основанного на отборе заданий, способствующих успешному формированию коммуникативной культуры будущих врачей; технологического, который определяет условия, методы и средства формирования коммуникативной культуры; оценочно-результативного, основанного на конструировании диагностических методик определения сформированности коммуникативной культуры.

Однако, как уже упоминалось, в современном образовании наблюдается преобладание репродуктивных форм обучения в преподавании гуманитарных дисциплин, что значительно снижает их эффективность.

Как подтвердили результаты нашего исследования, самым эффективным способом повышения уровня коммуникативной культуры будущих врачей в условиях высшего медицинского заведения является

активное обучение, при котором студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе [6, с. 15]. Именно гуманитарные дисциплины обладают широким арсеналом средств, способных заставить студентов размышлять, взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, выполнять творческие задания. В ходе изучения гуманитарных дисциплин активное обучение и компетентностный подход могут и должны быть реализованы в полной мере.

В процессе активного обучения студент проходит разные уровни активности - от активности воспроизведения через активность интерпретации до самого высого уровня - уровня творческой активности. Одним из актуальных направлений активного обучения является интерактивное обучение, которое реализует компетентностний подход к овладению коммуникативной культурой в современном информационном пространстве.

Обеспечение участников межличностного взаимодействия широким диапазоном коммуникативных знаний, формирование у них коммуникативных качеств и в то же время гибкости поведения (адаптационной мобильности), наработки определенных стереотипов поведения являются необходимой составляющей формирования и развития коммуникативной компетентности личности [2].

На наш взгляд, перспективной является работа по формированию и развитию у будущих врачей коммуникативных качеств, которые являются важной составляющей их профессиональной деятельности, путем использования деятельностного подхода и интерактивных технологий в учебном процессе.

Интерактивные методы часто упоминаются в связи с развитием компьютерных технологий. Однако следует обратиться к понятию «интеракция» с точки зрения педагогики, которая определяет данное понятие как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Современная педагогическая наука уточняет интерактивное обучение как «обучение, которое основано на

психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий» [6, с. 16-17]. Именно такое обучение является наиболее ценным для студентов медицинских вузов, поскольку по окончании университета в основе их профессиональной деятельности будут лежать навыки общения.

В современной педагогике существует множество интерактивных подходов, таких как: творческие задания; работа в малых группах; ролевые и деловые игры; различные внеаудиторные методы обучения; тренинги; проекты; интерактивная лекция; работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами; обсуждение сложных дискуссионных вопросов и др.

При этом следует учитывать, что любой метод является полифункциональным, направленным на достижение разных заданий. Так, например, проект в педагогике рассматривается как метод и формирует способность к рефлексии, умение устанавливать контакты с другими людьми, выражать и аргументировать собственную позицию. Безусловно, данные формы и методы не являются новыми в педагогической практике, но стереотипность мышления педагогов, формализм и случайность их использования в практике учебной работы в высших медицинских учебных заведениях приводит к снижению их эффективности при формировании у студентов-медиков коммуникативной культуры.

Проведение разного вида лекций (академическая лекция, лекция -презентация, лекция-беседа (диалог), лекция-дискуссия) значительно активизирует деятельность студентов по изучению теоретического материала, нивелируя их пассивность и потребительское отношение, что может быть достигнуто благодаря работе с микрогруппами (4-5 лиц), каждая из которых, готовя материал особенно тщательным образом, способна глубоко раскрыть отдельные его аспекты.

Дополняя выступления друг друга, студенты лично (под незаметным для них руководством и контролем педагога) раскрывают содержание того или иного вопроса, что способствует более глубокому его усвоению, повышению интереса к исследуемому вопросу, формированию коммуникативных умений, ответственности, дисциплинированности, умения работать в команде и тому подобное. Кроме того, привлечение студентов к такому виду работы формирует у них умение слушать и слышать собеседника - именно то умение, которого, по мнению многих пациентов, не хватает современным врачам.

Производительный характер данных педагогических методов заключается в: наполнении их современным содержанием, интересным и полезным для студентов; создании условий, которые ставят в ситуацию

поиска, выбора, размышлений, принятия решений; предоставлении возможности исполнять разнообразные социальные роли в процессе общения; формировании и развитии рефлексивних способностей личности, умений самопрезентации и тому подобное.

Таким образом, использование интерактивных методов обучения при изучении дисциплин гуманитарного цикла является эффективным средством формирования коммуникативной культуры будущих врачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаркова А.О. Формування професшно-етично! культури майбутшх лiкарiв у вищому навчальному заклада автореф. дис. ... канд. пед.наук.: спец. 13.00.07 - Теорiя i методика виховання / А.О. Агаркова. - Луганськ, 2010. - 21 с.

2. Глузман О. Методолопчш засади дослщження ушверситетсько! педагопчно! осв^и / О. Глузман // Психология i суспшьство. - 2008. - № 2. - С. 8-44.

3. Горошкша О.М. Лшгводидактичш засади навчання украшсько! мови в старших класах природничо-математичного профшю: монографiя. / О.М. Горошкша. -Луганськ : Альма-матер, 2004. - 362 с.

4. Гребенникова В.М., Гребенников О.В. Компетентностный подход в образовании / В.М. Гребенникова, О.В. Гребенников // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - №. 6. - С. 75-78.

5. Муромець В.Г. Формування у тдл^юв готовносп до взаеморозумшня в позашкшьних навчальних закладах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.07 - Теорiя та методика виховання / В.Г. Муромець. - Кшв, 2013. - 22 с.

6. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов : Издательский центр «Наука», 2009. -52 с.

7. Трегубова Г. Формування професшного мовлення студенев / Г. Трегубова // Дивослово. - 2002. - № 2. - С. 39-40.

8. Уваркша О.В. Професшно-педагопчна складова гумаштарно! тдготовки майбутшх лiкарiв / О.В. Уваркша // Теоретичш питання культури, освгги та виховання: Зб. наук. пр. - К. : Вид. центр КНЛУ, НМАУ. - 2002. - Вип. 19. - С. 161-164.

9.Чуркин И.Ю., Чуркина Н.А. Компетентностный подход в образовании / И.Ю.Чуркин, Н.А.Чуркина // Философия образования. - 2010. - № 3. - С. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.