Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЩИ ИОХ ЗНАЧЕНИЕ ВО СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕННЫЙ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЩИ ИОХ ЗНАЧЕНИЕ ВО СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕННЫЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ИГРОВАЯ ФОРМА / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / INTERACTIVE LEARNING MODELS / GAME FORM / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амерханова Залихан Шаарановна, Амерханова Гульнара Шаарановна

В последнее времянка во педагогике все более широкоек распространение получают интерактивные методы щи формный обучения. Это объясняется необходимостью повышения познавательной активности учащися, а также стимулирования лих интересант ка изучаемым предметам. Преимущество интерактивного метода обучения - йиспользование над всех этапах урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЩИ ИОХ ЗНАЧЕНИЕ ВО СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕННЫЙ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ |И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В1 СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ1

Амерханова Залихан Шаарановна

Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет, г.Грозный

Амерханова Гульнара Шаарановна Старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, Чеченский государственный педагогический университет, г.Грозный

Аннотация. В последнее время в педагогике все более широкое1 распространение получают интерактивные методы и формы обучения. Это объясняется необходимостью повышения познавательной активности учащися, а также стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Преимущество интерактивного метода обучения - использование на всех этапах урока.

Abstract. Recently, the pedagogy in pedagogy has become more and more widespread interactive methods of schi form teaching. This is explained by the need to increase the cognitive activity of students, as well as to stimulate interest in the subjects studied. A positive feature of the interactive teaching method is its use over all stages of the lesson.

Ключевые слова: интерактивные модели обучения, игровая форма, коммуникативная активность, познавательная активность.

Key words: interactive learning models, game form, communicative activity, cognitive activity.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - учебник выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - учебник выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется вэ условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учителы являются равноправными субъектами обучения.

Кашлев С.С. рассматривает «Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократичному подходу к усвоению знаний» [1, c.7].

В основе интерактивных методов| обучения лежит принцип коммуникативной активности учащихся. Многие психологи сходятся во1 мнении, чго1 «коммуникативная активность - это способ, форма и мера взаимодействия субъекта общения с партнерами в коммуникативной ситуации, в ходе которого происходят взаимные изменения и развитие всех участников общения. С рдной стороны, через коммуникативную активность ребенок выражает свою индивидуальность, неповторимость, с другой стороны, коммуникативная активность направлена на преодоление возникающих коммуникативных трудностей».

Интерактивные технологии обучения - это такая форма организации педагогического процесса, в при которой невозможно! каждому отдельному учащемуся оставаться пассивным, в стороне от коллективного, взаимодополняющего, влияющего на всех вместе и на каждого! в отдельности, участника процесса обучающего познания.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне1 конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в организации благоприятных условий познания, при которых ребенок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную способность, что1 делает результативным сам процесс! познания.

Суть интерактивного обучения заключается вэ том, что1 процесс приобретения знаний происходит в условиях постоянного, активного и эффективного взаимодействия всех учащихся. Это основывается на совместной работе, взаимос - обучении: преподаватель - учащийся, учащийся - учащийся. При этом учителы и ученик - полноправные, равные фигуры активного процесса познания. Интерактивное взаимодействие исключает преобладание одного! субъекта учебного процесса над другим, одной идеи над другой. Во время такого общения вср участники процесса обучения приобретают опыт быть простым в общении с другими людьми, самокритичным, умеющим ¡принимать обоснованные решения и братьс на себя ответственность за конечный результат своей деятельности.

Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм1 организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения обсуждать проблему и совместнос находить ее решение.

Задачами интерактивных форм1 обучения являются:

1) пробуждение у| обучающихся интереса;

2) эффективное усвоение учебного материала;

3) самостоятельный поиск! учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одногод из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

1) установление воздействия между членами группы, обучение работать в команде, проявлять! терпимость к любой точке зрения, уважать право1 каждого| на свободу слова, уважать его1 достоинства;

2) формирование у| обучающихся мнения и отношения;

3) формирование жизненных и профессиональных навыков;

4) выход на уровень осознанной компетентности.

При использовании интерактивных методов| обучения роль учителя полностью меняется, перестаёт быть главной, он лишь направляет процесс и корректирует его, готовит заранее продуманные задания и создает вопросы или содержание дискуссий в группах, консультирует, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту - собственному и других людей, при этом1 им приходится вступать в общение друг с другом, совместнос решать проблемные задачи, устранять конфликты, находить совместные решения, идти на компромиссы.

Землянская Е.Н, подчеркивает, чтоб «Особенностью коллектива учащихся состоит в том, чтоб ими всегда! руководит взрослый, который направляет и координирует их действия. Учитель, предъявляя определенные требования, помогает ученикам их выполнять, вовлекает ик в совместную учебную деятельность. Учитель регулирует внутренние взаимоотношения группы учащихся, варьируя условия и организацию деятельности группы» [5, с. 155].

Педагог не только обучает, но и стимулирует учащихся к независимому поиску. Лидирующая роль учителя заменяется лидирующей ролью детей. Целью учителя становится организация благоприятных условий для их инициативы и творчества. Преподаватель заменяет роль лидера, и становится помощником в работе, стимулируя самостоятельность и творчество своих учащихся. Поэтому интерактивное обучение более активно! используется в средней школе!.

Значение интерактивных форм1 и методов обучения сострит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане;

- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых;

- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;

- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыслительной деятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Для достижения поставленных целей, применяются нетрадиционные формы уроков, использует интегрированные занятия, объединённые одной темой, применяет игровые формы обучения, проблемнот -задачный подход, использует различные формы работы! учащихся, методы мотивации и стимулирования учащихся (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные). Лободина Н.В. вэ своих работах говорит: «Считается, что1 мотивация является основным условием интерактивного обучения, т.к. для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, чтобы на последующих уроках целенаправленно использовать оптимальные методы и приёмы для реализации поставленных целей» [2, с.21].

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Мясоед Т.А. предлагает использование следующих технологий:

Работа в парах|

- карусель;

Работа в малых группах

- аквариум.

- незаконченное предложение.

- мозговой штурм.

- броуновское движение.

- дерево решений.

- ролевая (деловая) игра.

- займи позицию.

- дискуссия.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Очень нравится детям такой вид работы!, как «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижнос ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняющиеся. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология «Аквариум» заключается вэ том, что1 несколько учеников разыгрывают ситуацию в круги, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение учеников под всему классу с целью сбора информации

под предложенной тема.

Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы а одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос! и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом| группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используют и такую формул интеракции, как, «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату си словом «ДА» или| «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию» [3, с.37].

Интерактивное творчество преподавателя и его! подопечных не имерет границ. Необходимо, лишь грамотно, и умели руководить им для достижения требуемых задач.

При планировании интерактивного урока, следует помнить, что1 интерактивное обучение - это, прежде всего, обучение - сотрудничество, в! процессе которого происходит взаимосотрудничество педагога и его! воспитанника.

В чеме же главные черты "интерактива"? Безусловно, что1 интерактивное обучение - это особенная форма организации процесса познания, которая подразумевает вполне1 четкие и предсказуемые цели. Главной из этих целей является формирование комфортных условий обучения, таких, при которых учеЬик чувствует свои успешные личностные результаты, что1 делает плодотворным сам процесс приобретения знаний, как таковой.

Никишина И.В. утверждает, что1 «Суть интерактивного обучения состоит в том, что1 учебный процесс! организован таким образом, что1 практически вср учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать под поводу того, что1 они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что1 каждый вносит срой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходил это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что1 позволяет не только получаты новое знание, ни и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формый кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждогон участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного! выступающего, так и одного! мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа| обстоятельство и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы» [4 с.11].

Список литературы

1. Интерактивные методы обучения: учебно-метод. пособие / С.С. Кашлев. 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2013, 224с.

2. Лободина Н.В. Комплексные занятия под программе «От рождения до школы», Волгоград: Издательство: Учитель, 2013.

3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинари для учителей» М., 2004. - 82 с.

4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе!: использование интерактивных форм1 и методове в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.

5. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 507 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ НА ДУХОВЫХ

ИНСТРУМЕНТАХ.

Уварова Ольга Владимировна

Аннотация. Искусство игры на духовых инструментах, прошло большой исторический путь, и в настоящее время характеризуется более высоким, по сравнению с предшествующими периодами, уровнем исполнительского мастерства музыкантов. С изменением социально - культурной среды, исторического состояния общества, его музыкально - художественной просвещённости традиции могут развиваться, трансформироваться или обновляться. Исследования методологических аспектов исполнительского аппарата музыканта- духовика основаны на аккумуляции музыкально-теоретических знаний и преемственности в педагогике. Данная научно-исследовательская деятельность, как и любая творческая деятельность, всегда направлена на получение объективно нового результата. Важный фактор успешной исполнительской деятельности в преемственности музыкально-исторического и исполнительского опыта как ценностных составляющих музыкального исполнительского искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.