УДК 625.12.033.38
Розибаев Р.Ш.
студентка 3-го курса «Строительного» факультета ТГТрУ (Узбекистан, г. Ташкент)
Научный руководитель: Пурцеладзе И.Б.
старший преподаватель кафедры «Инженерия железных дорог» ТГТрУ (Узбекистан, г. Ташкент)
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация: в данной статье приведены роль самостоятельной работы как ведущей формой организации обучения, стремительное развития информационных технологии в вузах как средств обучения такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях.
Ключевые слова: самостоятельная работа, процесс обучения, компьютер, лекционный материал, практическое занятие, электронное обучение.
В связи с переходом на деятельностную парадигму образования самостоятельная работа приобретает новую «роль» в процессе обучения. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации обучения, и вместе возникает проблема его активизации. Активизировать самостоятельную работу значит значительно повысить ее роль в достижении новых образовательных целей, придав ей проблемный характер и мотивирующий субъектов на отношение к ней как ведущему средству формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студентов - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей.
Самостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторную самостоятельную работу составляют различные виды контрольных, творческих и практических заданий во время семинаров (практических занятий), лекций.
Внеаудиторная самостоятельная работа традиционно включает такие формы, как выполнение письменного домашнего задания, подготовка к разбору ранее прослушанного лекционного материала на практическом занятии, подготовка доклада, выполнение реферата, курсового проекта и др. Основными критериями качества организации самостоятельной работы служит наличие контроля результатов самостоятельной работы и технических условий выполнения заданий.
Организация самостоятельной работы может идти одновременно по нескольким направлениям.
• разработка частных алгоритмов решения типовых задач;
• эвристических предписаний;
• обучающих программ;
• индивидуализация самостоятельных работ;
• специализация самостоятельной работы с учетом практических задач будущей профессиональной деятельности;
• разработка новых технологий обучения;
• обеспечение методической и справочной литературой;
• применение компьютерных технологий и т.д.
Очевидно, что управление самостоятельной работой предполагает ее формализацию, организацию, контроль выполнения, определение
эффективности. Формализация самостоятельной работы должна проводиться в несколько этапов, каждый из которых «узаконивается» стандартом. Успех в организации и управлении самостоятельной работы невозможен без четкой системы контроля за ней. Существующий контроль в виде приема выполненных работ в конце семестра обусловливает дезорганизацию самостоятельной работы студентов в течение всего семестра тем более, что при этом у преподавателя отсутствует обратная связь. В этом случае происходит не управление самостоятельной работой, а констатация факта - сделано, не сделано. Наиболее эффективно календарное планирование контроля поэтапного выполнения самостоятельной работы. Причем, оцениваться должен каждый этап, так как из этого в дальнейшем складывается общая оценка за выполнение всей совокупности работ. В некоторых случаях необходим простой календарный контроль фактического выполнения объема, и чем меньше контролируемый отрезок времени, тем эффективнее контроль.
В современных условиях стремительного расширения информационного пространства, увеличения степени его неконтролируемости со стороны преподавателя, более быстрого освоения студентами методов поиска информации, готовности и способности работать самостоятельно заставляет по-новому оценить важность подготовки студентов в вузе. С появлением в вузах информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т. п. В качестве источников информации все шире используются электронные средства и глобальные телекоммуникационные сети Интернет, а программы интерактивного обучения все чаще применяются как практические тренажеры для формирования и закрепления профессиональных умений и навыков.
Современные программные средства и методы работы с разносторонней информацией, размещенной в Интернете, дают возможность решать педагогические задачи по-новому, что относится и к организации
самостоятельной работы студентов. Основными современными формами организации самостоятельной работы студентов являются творческие работы и работа с информационными компьютерными технологиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дударева В.И., Панюкова Т.А. Учебно-исследовательская работа студента: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 72 с.
2. Djabbarov S., Kakharov Z., Kodirov N. Device of road boards with compacting layers with rollers //AIP Conference Proceedings. - AIP Publishing LLC, 2022. - Т. 2432. - №. 1. - С. 030036.
3. Кукушкин В.С. «Теория и методика обучения». - Ростов Д/н.: Феникс, 2005.
4. Kakharov, Z., Yavkacheva, Z. Determination of the bearing capacity of a building and structures of energy facilities. E3S Web of Conferences, 2023, 371, 02042.
5. Kakharov, Z. Analysis of the mechanization of the work of compaction of grunts in railway construction / Z. Kakharov, A. Islomov // Universum: технические науки. - 2023. - No. 2-5(107). - P. 36-38.
6. Кахаров З.В. Использования инновационные технологии в преподавание специальных технических дисциплин / З.В. Кахаров // International Independent Scientific Journal. - 2020. №. 11-1. 32-35 с.
7. Кахаров З.В. и др. Инновационные технологии в преподавании общетехнических дисциплин / З.В. Кахаров и др. // Научный форум: педагогика и психология. - 2021. 37-40 с.
8. Кахаров З.В. Дистанционное форма организации самостоятельной работы студентов / З.В. Кахаров // Сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции г. Киров, РФ Стерлитамак: АМИ. - 2020.
9. Kakharov, Z. Analysis of the mechanization of the work of compaction of grunts in railway construction / Z. Kakharov, A. Islomov // . - 2023. - No. 2-5(107). - P. 3638. - DOI 10.32743/UniTech.2023.107.2.15031.
10. Kakharov, Z. V. Determination of the bearing capacity of soils by physical and mechanical characteristics / Z. V. Kakharov, I. B. Purtseladze // . - 2023. - Vol. 1, No. 44. - P. 129-132.
11. Кахаров, З. В. Определение величин энергетических констант материалов при дроблении твердых тел / З. В. Кахаров, Ф. Ф. Эшонов, И. С. Козлов // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2019. - Т. 16, № 3. -С. 499-504. - DOI 10.20295/1815-588X-2019-3-499-504.
12. Кахаров З.В. Применение современных организационных форм обучения в вузе. / З.В. Кахаров, Н.Б. Кодиров // Инновационные научные исследования. -2022. 84-90 с.
13. Кахаров, З. В. Принципы и механизмы слияние образования, науки и производства в технических вузах / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Международное сотрудничество: опыт, проблемы и перспективы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Кемерово, 31 мая 2021. - С. 65-67.
14. Кахаров З.В. Развитию теории и методики дистанционного образования / З.В. Кахаров, А.Ю. Хамроев // The Scientific Heritage. -2022. №. 84-4.
15. Мирханова М. М., Кахаров З. В. Использование компьютерных технологий в подготовки инженеров на базе современных информационных технологий //Инновационные подходы в современной науке. - 2018. - С. 122-125.
16. Кахаров З.В., Кодиров Н.Б., Мирзахидова О.М. Роль компьютерных технологий и нормативных материалов в учебном процессе. Сборник научных статей по материалам IX Международной научно-практической конференции (29 ноября 2022 г., г. Уфа). В 2 ч. Ч.2 / - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2022. -232 с.
17. Kakharov, Z. The role of innovative educational technologies in improving educational efficiency / Z. Kakharov, I. Purtseladze // . - 2023. - No. 1-4(106). - P. 28-30. - DOI 10.32743/UniTech.2023.106.1.14867.
18. Кахаров, З. В. Компьютерные симуляции / З. В. Кахаров, А. Ю. Хдмроев // Инновационная наука. - 2023. - № 2-1. - С. 79-81.
19. Кахаров, З. В. Работа с информационными компьютерными технологиями / З. В. Кахаров, А. С. Исломов // Инновационная наука. - 2023. - № 2-1. - С. 8183.
20. Кахаров, З. В. Курилиш фанларини укитишда инновацион педагогик технологиялардан фойдаланиш / З. В. Кахаров, Н. Б. Кодиров // Интернаука. -
2022. - No. 44-8(267). - P. 26-27.
21. Азаматжонова, С. Р. Пути повышения качества дистанционного образования / С. Р. Азаматжонова // Моя профессиональная карьера. - 2023. - Т. 1, № 44. - С. 195-199.
22. Аяпбергенова, Н. Б. Использование новейших информационных технологий при подготовке профессиональных специалистов / Н. Б. Аяпбергенова // Вестник науки. - 2023. - Т. 3, № 3(60). - С. 263-268.
23. Кахаров, З. В. Инновационные технологии в преподавании инженерных дисциплин / З. В. Кахаров, А. Ю. Хамроев // Моя профессиональная карьера. -
2023. - Т. 1, № 44. - С. 165-170.
24. Улугмуротов, Н. Р. Интерактивные формы организации самостоятельной работы студентов / Н. Р. Улугмуротов // Моя профессиональная карьера. - 2023. - Т. 1, № 44. - С. 160-164.
25. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Академия, 2008.- 176с.
Rozibaev R.Sh.
3rd year student of the "Construction" faculty of TSTrU (Uzbekistan, Tashkent)
Scientific advisor: Purtseladze I.B.
Senior Lecturer of the Department of Railway Engineering at TSTrU (Uzbekistan, Tashkent)
INTERACTIVE FORMS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS
Abstract: this article describes the role of independent work as the leading form of training organization, the rapid development of information technology in universities as a means of teaching such organizational forms as distance and open learning, training in computer classes and laboratories.
Keywords: independent work, computer learning process, lecture material, practical classes, e-learning.