Научная статья на тему 'Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации'

Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
393
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / INTERACTIVE FORMS OF PUBLIC CONTROL / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННАЯ ПРИЕМНАЯ / ELECTRONIC RECEPTION ROOM / ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО / OPEN LETTER / НАБЛЮДЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / OBSERVATION WITH THE USE OF THE INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапшина Арина Игоревна

Статья посвящена исследованию интерактивных форм контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и анализу основных проблем их реализации. Автор приходит к выводу, что эффективность общественного контроля в интерактивных формах основывается на активной деятельности субъектов Российской Федерации по построению диалога с гражданами, использовании современных информационных технологий, желании общества участвовать в принятии государственных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interactive Forms of Societal Control over the Activities of State Authorities in the Constituent Entities of the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of interactive forms of public control over the activities of public authorities in subjects of the Russian Federation and analysis of the main problems of their realization. The author comes to a conclusion that the efficiency of the public control in the interactive forms based on activity of subjects of the Russian Federation on building dialogue with citizens, on the use of modern information technologies, as well as on the willingness of the society to participate in the decisionmaking for State. The author proposes to continue the work on the automation of the processes of realization of public control, to expand the range of public actions of public authorities in subjects of the Russian Federation, in the case of it is possible to conduct control in interactive forms, to construct mechanisms of monitor the activities of public authorities of subjects of the Russian Federation on the problems solving during the process of public control, to guarantee a opportunity of assessment of the citizens timely “response” of the government on such problems.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации»

Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации

ЛАПШИНА Арина Игоревна, аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Статья посвящена исследованию интерактивных форм контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и анализу основных проблем их реализации. Автор приходит к выводу, что эффективность общественного контроля в интерактивных формах основывается на активной деятельности субъектов Российской Федерации по построению диалога с гражданами, использовании современных информационных технологий, желании общества участвовать в принятии государственных решений.

Ключевые слова: общественный контроль, интерактивные формы общественного контроля, информационные технологии, электронная приемная, открытое письмо, наблюдение с использованием сети Интернет.

Interactive Forms of Societal Control over the Activities of State Authorities in the Constituent Entities of the Russian Federation

A. I. Lapshina

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

E-mail: lapshina.ai@gmail.com

The article is devoted to the analysis of interactive forms of public control over the activities of public authorities in subjects of the Russian Federation and analysis of the main problems of their realization. The author comes to a conclusion that the efficiency of the public control in the interactive forms based on activity of subjects of the Russian Federation on building dialogue with citizens, on the use of modern information technologies, as well as on the willingness of the society to participate in the decision-making for State. The author proposes to continue the work on the automation of the processes of realization of public control, to expand the range of public actions of public authorities in subjects of the Russian Federation, in the case of it is possible to conduct control in interactive forms, to construct mechanisms of monitor the activities of public authorities of subjects of the Russian Federation on the problems solving during the process of public control, to guarantee a opportunity of assessment of the citizens timely "response" of the government on such problems.

Keywords: public control, interactive forms of public control, information technologies, electronic reception room, open letter, observation with the use of the Internet.

DOI: 10.12737/7253

На современном этапе активного развития информационных технологий, сетевой коммуникации и в конечном счете формирования нового «цифрового» пространства результаты научных достижений в области информатизации все активнее внедряются во все сферы жизни общества. Новейшие технологии призваны как можно более эффективно служить гражданам, способствовать созданию современных действенных инструментов для реализации

гражданами своих конституционных прав. Одним из наиболее актуальных вопросов становится построение такой формы организации общественно-политической деятельности граждан, которая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий обеспечивает качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественны-

ми организациями и коммерческими структурами1.

Предметом особого внимания исследователей становится внедрение информационных технологий в сферу контроля общества за деятельностью публично-правовых образований, которые также не являются статичными и подвержены изменениям под влиянием процессов информатизации. В связи с этим в настоящей статье предпринята попытка рассмотреть наиболее активно используемые формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ, реализация которых сегодня осуществляется с использованием электронных ресурсов и сети Интернет (далее — интерактивные формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ), а именно обращение в орган государственной власти субъекта РФ в электронной форме, публикацию открытых писем и осуществление наблюдения (мониторинга) за деятельностью указанных органов с использованием сети Интернет.

Наиболее распространенной на сегодняшний день формой общественного контроля, способом участия граждан и их объединений в управлении делами государства является обращение в органы государственной власти. Механизм его реализации установлен в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 4 этого Закона обращение может быть направлено в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа. Также граждане имеют право устно обращаться в указанные органы. Для

1 См.: Чеботарев В. Е., Коновалова Е. И. Электронное государство, электронное правительство, электронная демократия на современном этапе развития Российской Федерации // Юридический мир. 2012. № 7.

обеспечения возможности подачи обращения в форме электронного документа в субъектах РФ на официальных сайтах высших исполнительных органов государственной власти созданы специальные разделы — электронные приемные (интернет-приемные, общественные интернет-приемные и проч.). Как правило, они содержат формы, заполнение которых необходимо для направления обращения. По завершении процедуры подачи обращения с использованием электронной приемной оно либо передается модератору официального сайта, а затем в систему электронного документооборота органа государственной власти субъекта РФ, либо сразу направляется в указанную систему для последующего рассмотрения. При этом в некоторых субъектах РФ, в частности в республиках Башкортостан и Карелия2, существуют «единые» электронные приемные, предоставляющие гражданам возможность подачи обращения в любой орган государственной власти региона, что делает процедуру подачи обращения более удобной и быстрой.

Рассмотрение обращения, направленного в форме электронного документа, осуществляется в том же порядке, что и рассмотрение письменного обращения. Однако при этом ряд органов государственной власти субъектов РФ на своих официальных сайтах определяют основания оставления обращений без рассмотрения, не установленные в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В частности, во Владимирской области таким основанием является наличие в нем общих рассуждений по известным политическим и экономическим темам (без указания на то, что следует понимать под «общими рассуждениями» и каковы критерии отнесения политических и экономических

2 URL: https://www.letters.openrepuЫic.

ги; http://www.gov.karelia.ru/request.

проблем к известным)3; в Курской области запрещена отправка обращений, нарушающих общепринятые понятия об этике общения, компрометирующих любые группы людей по любому признаку либо носящих отвлеченный характер, смысл текста которых трудно понять4. Такая ситуация представляется недопустимой и может быть расценена как ограничение граждан в праве подачи обращений в форме электронного документа. Она свидетельствует о необходимости проведения органами государственной власти субъектов РФ тщательного анализа размещаемой ими в сети Интернет информации о процедуре подачи обращений на предмет ее соответствия требованиям законодательства.

Программно-технические средства, обеспечивающие функционирование электронных приемных в ряде субъектов РФ, позволяют отслеживать ход процедуры рассмотрения обращений на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ5. Так, при помощи идентификационного кода, выдаваемого при направлении обращения с использованием портала Правительства Омской области или интернет-приемной Хабаровского края, автор обращения может самостоятельно получить информацию о стадии его рассмотрения. Заявителю не требуется звонить в структурное подразделение органа, отвечающее за обработку писем граждан, или совершать какие-либо иные действия по проверке готовности ответа. Но несмотря на то, что использование сервиса максимально простое и удобное, внедрен он не во всех субъектах РФ.

3 URL: http://priemnaya.avo.ru/MertPortal_ User/WorkItems/NewAppeal.aspx.

4 URL: http://adm.rkursk.ru/index. php?id=443.

5 URL: http://finmarket.kubangov.ru/ feed-back/virt; http://www.vopros.vologda-oblast.ru; http://www.omskportal.ru/ru/ government/priemnaya/callStatus.html; http://www.services.khv.ru/hod.aspx.

Например, в Республике Тыва даже в случае направления обращения в Правительство Республики Тыва в форме электронного документа узнать информацию о ходе и результатах его рассмотрения можно исключительно в управлении по работе с обращениями граждан Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва, что далеко не способствует упрощению процедуры взаимодействия населения и республиканской власти6. На наш взгляд, для повышения качества работы с обращениями возможность отслеживания процедуры рассмотрения обращений должна быть предусмотрена на всех электронных приемных органов государственной власти субъектов РФ. Ее использование позволит гражданам максимально быстро определить дальнейший порядок возможных действий для решения поставленных в обращениях вопросов, что в конечном счете будет являться дополнительным аргументом для использования им электронных сервисов подачи обращений.

Правовые акты некоторых субъектов РФ, регулирующие порядок работы электронных приемных, в частности указ Президента Республики Башкортостан от 18 января 2013 г. № УП-5 «Об информационной системе "Электронная приемная органов власти Республики Баш-кортостан"»7, а также официальные сайты ряда региональных органов государственной власти, например Новгородской области, содержат указание на то, что возможность подачи обращения в электронной форме является дополнительным средством реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы, к должностным лицам8. На наш взгляд, такое

6 URL:http://gov. tuva.ru/internet-reception.

7 URL: http://www.npa.bashkortostan.ru.

8 URL: http://region.adm.nov.ru/vlast/

governor/request.php.

указание является неверным ввиду отсутствия как в самой Конституции РФ, так и в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» деления на основные и дополнительные средства направления обращения.

Преимущества подачи обращения в электронной форме очевидны: она позволяет существенно облегчить и упростить процедуру официального направления обращения для рассмотрения, а также сократить временные затраты граждан. Кроме того, для подачи обращения не требуется личное присутствие заявителя в том органе, куда оно направляется, а также отсутствует необходимость контакта с работниками структурного подразделения, осуществляющего прием писем граждан. Для направления обращения в форме электронного документа сегодня необходимы только выход в сеть Интернет и навыки владения компьютерной техникой. Именно простота и удобство подачи электронного обращения, на наш взгляд, будут способствовать постоянному увеличению числа лиц, активно реализующих данную форму общественного контроля.

Еще одной интерактивной формой общественного контроля являются так называемые открытые письма, размещаемые в публичном доступе, в частности в сети Интернет, предмет которых может затрагивать оценку гражданами деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Действующее законодательство не раскрывает определения открытого письма. Тем не менее анализ ряда открытых писем высшим должностным лицам субъектов РФ, опубликованных в период с 2012 по 2013 г.9, позволяет сделать вывод, что под открытым письмом следует понимать

9 См., например: URL: http://www. yamoskva.com/node/10310; http://zhukvesti. mfo/articles/detail/33326; http://rezhissery. pro/novosti/95-otkrytoe-pismo-gubernatoru-sankt-peterburga-gs-poltavchenko.

способ публичного выражения мнения граждан по какому-либо вопросу с целью привлечения к нему внимания не только лица, которому письмо адресовано, но и общества.

Как правило, открытые письма публикуются в общедоступных средствах массовой информации, а также размещаются в сети Интернет, в том числе на специализированных сайтах, посвященных вопросам открытого публичного обсуждения проблемных вопросов. Адресатом открытого письма является должностное лицо, в компетенцию которого входит решение поставленного в обращении вопроса.

На уровне субъектов РФ законодательно институт открытого письма граждан не закреплен, не установлена и обязанность его рассмотрения, направления ответа на него или иного способа информирования граждан о результатах рассмотрения открытого письма. В нормативных правовых актах Российской Федерации институт подобных писем упомянут лишь единожды. Согласно подп. «р» п. 5 Положения об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, утвержденного Указом Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201, одной из основных функций Управления является рассмотрение открытых писем, адресованных Президенту и Администрации Президента РФ. Данное Положение, однако, не устанавливает каких-либо требований, предъявляемых к открытому письму, не уточняет, что подразумевается под словами «адресованных Президенту и Администрации». Не ясно также, должно ли открытое письмо быть послано по адресу для направления обращений граждан Президенту и Администрации либо достаточно его опубликования в общедоступных средствах массовой информации или в Интернете10.

10 См.: Хохлова Е. А. Открытое письмо как

конституционно-публичный институт вы-

Публикация открытого письма прежде всего преследует цель вызвать общественный резонанс по поднятому в нем вопросу. В ряде случаев оно воспринимается как последняя возможность повлиять на ситуацию путем привлечения внимания общества к существующей проблеме. Открытое письмо демонстрирует важность поднятого в нем вопроса, а автор ждет отклика на его публикацию со стороны общества. Доведение до всеобщего сведения информации о проблеме, предложений или требований может вызвать недовольство и возмущение широкого круга граждан, что в конечном счете является невыгодным для публичной власти, в результате чего она предпринимает попытки их предотвратить.

Сегодня уже существуют примеры активного взаимодействия власти и общества, начало которому положила публикация открытого письма. В частности, 8 апреля 2013 г. на сайте citybranding.ru было опубликовано открытое письмо губернатору Пензенской области по вопросу формирования «бренда региона» с целью повышения инвестиционной и туристской привлекательности области. Авторы письма выступили с резкой критикой разрабатываемой стратегии формирования продвижения бренда Пензенской области11. Ими подчеркивалось, что, несмотря на размещение стратегии в сети Интернет областной властью, работа по ее общественному обсуждению проведена не была. Уже через 11 дней после публикации письма, 19 апреля 2013 г. состоялась официальная встреча авторов письма, разработчиков стратегии, представителей органов государственной власти Пензенской области и СМИ, которая привела к пересмотру важнейших положений стратегии.

ражения мнения // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 11.

11 URL: http://www.slideshare.net/ ssuser99c219/ss-17456914.

Несмотря на значимость такой формы общественного контроля, вопрос о необходимости его нормативного закрепления до сих пор остается открытым и, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении. Размещение письма в публичном доступе не лишает авторов возможности направить его в письменном виде или в форме электронного документа адресату с соблюдением требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», и в ряде случаев граждане поступают именно таким образом12. Однако если открытое письмо опубликовано, но копия его текста не направлена в орган государственной власти в официальном порядке, возникает вопрос, каким образом информация о самом существовании обращения будет доведена до указанного органа: путем осуществления мониторинга СМИ и информации, размещенной в сети Интернет, либо путем уведомления автором открытого письма его адресата о публичном размещении письма. По-нашему мнению, с учетом необходимости эффективной организации труда в региональных органах государственной власти проведение их работниками мониторинга на предмет выявления публикаций открытых писем является нецелесообразным, и оптимальным способом информирования органов о публикации писем будет являться направление уведомлений.

Отдельно стоит отметить возможность использования различных негосударственных информационных систем, целью создания которых является публикация в том числе открытых писем граждан в электронном виде и осуществление сбора подписей в поддержку таких обращений. В частности, созданный в 2010 г. портал «Демократор»13 позволяет публично размещать обраще-

12 См., например: URL: http://citybranding. ru/penzabrand.

13 URL: http://democrator.ru.

ния граждан по различным социально значимым вопросам. При этом пользователям портала предоставляется возможность оценить значимость затронутых в обращениях проблем, проголосовав за них, а также составить рейтинг субъектов РФ в зависимости от результатов их работы с опубликованными на портале обращениями. Если в голосовании по обращению приняли участие более 50 человек, оно направляется на бумажном носителе в государственный орган, к компетенции которого относится решение поставленного в нем вопроса. Это позволяет не только привлечь внимание общественности и государственной власти к решению проблемы, но и оказать определенное влияние на принятие публично-властных решений органами государственной власти субъектов РФ.

Ответ органа государственной власти подлежит публикации на портале и оценке пользователями, что позволяет определить степень удовлетворенности граждан решением поставленного в обращении вопроса. И если рассмотрение опубликованных открытых обращений граждан не может быть гарантировано (за исключением открытых писем, направленных Президенту РФ и его Администрации) и обеспечивается исключительно общественным авторитетом лиц, его написавших, то рассмотрение обращения, направленного в орган государственной власти по результатам его публичной оценки пользователями портала в письменной форме, или электронного документа, направленного на сайт органа государственной власти, позволяет обеспечить соблюдение процедуры рассмотрения обращений граждан, установленной Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Сами органы государственной власти субъектов РФ сегодня активно внедряют информационные системы, обеспечивающие гражда-

нам возможность публичного размещения предложений или жалоб на деятельность таких органов с использованием сети Интернет. При этом не во всех субъектах РФ подобной информации придан статус об-ращений14. В связи с этим интересен опыт города Москвы, где с 2011 года функционирует информационная система — портал «Наш город. Программа развития Москвы»15. Информация, поступающая от граждан на этот портал в виде текстового комментария, рассматривается как сообщение пользователя портала. Оно является обязательным к рассмотрению и принятию необходимых мер всеми органами исполнительной власти г. Москвы, к чьей компетенции относится решение поставленного в нем вопроса, но при этом рассматривается в порядке, отличном от порядка, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федера-ции»16. Такое отличие в первую очередь состоит в более коротких сроках рассмотрения сообщения (восемь рабочих дней), возможности отклонения сообщения по указанным в единых правилах модерации сообщений на порталах Правительства Москвы причинам без подготовки ответа компетентным органом государственной власти, публичном размещении текста сообщения на порталах. Редакцией портала проводится анализ ответов органов государственной власти на предмет обязательного наличия в нем

14 См. распоряжение заместителя мэра в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата мэра и Правительства Москвы от 12 октября 2012 г. № 61-РР «Об утверждении Регламента обработки и публикации информации на порталах Правительства Москвы».

15 URL: http://gorod.mos.ru.

16 См. постановление Правительства Москвы от 15 апреля 2013 г. № 234-ПП «Об интерактивном взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы с населением города Москвы».

конкретных сроков окончания работ или совершения иных действий, необходимых для решения проблемы. В случае опровержения органом информации, указанной гражданином, обоснования и доказательства, приводимые в ответе гражданину, подлежат проверке; ответ дорабатывается при наличии в нем избыточного количества ссылок на правовые акты, при отсутствии пояснения их содержания. Таким образом, действия органов государственной власти контролируются не только гражданами, направившими сообщения на портал, но и самим модератором портала.

Пользователь портала имеет возможность самостоятельно оценить своевременность реагирования органов государственной власти на заявленную в сообщении проблему, объем и качество выполненных ими с этой целью работ, опубликовать информацию о том, была устранена проблема или нет. Сообщение, ответ на сообщение и отметка гражданина об устранении или неустранении заявленной им проблемы размещаются открыто, поэтому другие пользователи ресурса могут получить полную информацию об этом.

Возможность рассмотрения информации, размещаемой пользователями на портале в порядке, отличном от порядка, установленного Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гарантируется принятием ими условий пользовательского соглашения как единственной возможности использования сервисов портала. Подобная модель построения отношений между пользователем портала и субъектом РФ в лице оператора является допустимой: оператор информационной системы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» самостоятельно определяет порядок ее эксплуатации.

На сегодняшний день использование информационных систем, подобных порталам «Демократор» или «Наш город. Программа развития Москвы», получило широкое распространение. С помощью некоторых из них осуществляется прием обращений граждан, определение органа государственной власти, в компетенции которого находится решение поставленного в конкретном обращении вопроса и направление обращения в указанный орган в форме электронного документа (порталы «Сердитый гражданин», «Довольный гражданин» и проч.). Другие созданы для обсуждения общественно значимых вопросов, проектов решений органов государственной власти и размещения информации о недостатках в их деятельности (при этом при необходимости подачи обращения в орган государственной власти оно осуществляется заинтересованными лицами самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Однако главное в работе данных ресурсов — это их направленность на построение новой модели контроля общества за деятельностью органов государственной власти, реализуемой посредством публичного размещения информации о проблеме, не решенной органом, и отслеживания действий (бездействия) компетентных лиц по ее решению. В такой ситуации государственная власть максимально заинтересована в качестве проводимых ею работ.

Еще одним из относительно новых способов осуществления контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ является наблюдение представителей общественности за состоянием управляемого объекта с использованием сети Интернет. Недавним примером интернет-наблюдения является применение в ряде субъектов РФ, в частности в г. Москве, си-

стемы видеотрансляции изображения из помещений для голосования. Так, в день выборов мэра Москвы 8 сентября 2013 г. всем прошедшим авторизацию на сайте vybory.mos. ™ гражданам была обеспечена возможность наблюдения за помещением для голосования, местом выдачи избирателям избирательных бюллетеней и работы со списком избирателей, стационарными и переносными ящиками для голосования, а также комплексами обработки избирательных бюллетеней на тех участках, где они были использованы, местом подсчета и погашения бюллетеней, местом проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии.

Благодаря доступности сети Интернет использование электронного наблюдения позволяет сделать процесс осуществления общественного контроля за выборами более простым, привлечь к его проведению широкий круг граждан. Однако возможность осуществления такой формы контроля напрямую зависит от состояния используемых при этом технических и программных средств. На указанных выборах мэра Москвы программное обеспечение портала vybory.mos.ru и возможности технического оборудования позволили в течение всего дня голосования осуществлять просмотр записей с избирательных участков непосредственно в день голосования без подачи письменных заявлений в компетентные государственные органы. В случае сомнения в правомерности того или иного действия, зафиксированного гражданами при помощи трансляции, они имели возможность удостовериться в правильности своих выводов, просмотрев соответствующий хронологический отрезок видеоизображения. В то же время на выборах в Московской области 14 октября 2012 г. в единый день голосования, как отмечалось в СМИ, трансляции с избирательных участков осуществлялись с перерывами, иногда имело место

низкое качество изображения17. Это свидетельствует о том, что использование электронного наблюдения, его эффективность напрямую зависят от технического обеспечения бесперебойной работы интернет-ресурсов, осуществляющих трансляцию, а также от регламентации собственниками таких ресурсов вопросов хранения информации с видеоизображением, поступающим с избирательных участков, и доступа к такой информации граждан.

Рассмотренные выше интерактивные формы общественного контроля являются одними из наиболее активно используемых, но не единственными. На сегодняшний день на основе информационных технологий или с их применением могут быть успешно реализованы практически любые формы взаимодействия общества с органами государственной власти субъектов РФ, в частности проведение голосования граждан по предложенным органами государственной власти проблемным вопросам, обсуждение проектов правовых актов субъектов РФ, опубликованных ими в сети Интернет, проведение общественной экспертизы, общественных проверок, гражданских акций, реализация общественных инициатив и проч.

Новизна и скорость внедрения информационных технологий, создаваемые гарантии учета мнения пользователей интернет-ресурсов, обеспечение их равного доступа к сети Интернет обусловливают большой интерес общества к использованию интерактивных возможностей для участия в деятельности государства. При этом внимание к проблемам государства и серьезнейшим государственным процессам проявляют не только граждане, но и коллективные субъекты общественного контроля: общественные организации, общественные палаты и советы при региональных орга-

17 URL: http://ria.ru/society/20121014/ 773999625.html.

нах государственной власти, группы общественного контроля и иные организационные структуры. Однако непосредственное использование электронных ресурсов, размещение, получение и использование информации в сети Интернет в целях общественного контроля осуществляются конкретным человеком, который в свою очередь выступает либо от собственного имени, либо от лица коллектива.

Эффективность применения гражданами и иными лицами интерактивных форм общественного контроля, безусловно, напрямую зависит от тех условий, которые создаются государством для их обеспечения, а также от состояния законодательства, общественных ожиданий и запросов, уровня доверия населения к власти. В основе существования анализируемых в настоящей статье интерактивных форм общественного контроля лежит активная деятельность субъектов РФ по построению диалога с обществом и готовность последнего включаться в решение публично значимых вопросов. При этом гражданское общество становится все более открытым для внутренних и внешних воздействий в усло-

виях новых информационных тех-нологий18, что позволяет и ему самому вырабатывать аналогичные и новые интерактивные формы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ. В связи с этим полагаем, что в дальнейшем необходимо продолжить работу по автоматизации процессов осуществления общественного контроля путем создания максимально простых и удобных сервисов электронных приемных на сайтах региональных органов государственной власти, организации дискуссионных площадок в сети Интернет по обсуждению действий и решений органов государственной власти субъектов РФ (в том числе предусматривающих механизмы доведения до сведения указанных органов результатов обсуждения), а также по расширению круга публичных действий органов государственной власти субъектов РФ, наблюдение за которыми возможно в режиме реального времени с использованием сети Интернет.

18 См.: Тихомиров Ю. А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10.

Библиографический список

Тихомиров Ю. А. Гражданское общество в фокусе права // Журнал российского права. 2013. № 10.

Хохлова Е. А. Открытое письмо как конституционно-публичный институт выражения мнения // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 11.

Чеботарев В. Е., Коновалова Е. И. Электронное государство, электронное правительство, электронная демократия на современном этапе развития Российской Федерации // Юридический мир. 2012. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.