УДК/UDC 378.147 И. В. Дубова, Г. С. Саначева
Irina Dubova, Galina Sanacheva
ИНТЕРАКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ «ВУЗ - ПРОИЗВОДСТВО» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ МЕТАЛЛУРГИИ
UNIVERSITY — INDUSTRY INTERACTIONS IN TRAINING BACHELORS OF METALLURGY
В статье рассматривается опыт организации подготовки бакалавров направления «Металлургия» через интерактивное взаимодействие «вуз — предприятие». Показано, что внедрение идеологии CDIO позволяет повысить практикоориентированность и способствует установлению более тесных связей между участниками образовательного процесса. На примере конкретного проекта продемонстрировано установление междисциплинарных связей между кафедрами и проиллюстрирована возможность организации работы под конкретные задачи предприятия со студентами, начиная с младших курсов. Показано различие ролей преподавателей выпускающей и фундаментальной кафедр на разных этапах междисциплинарного проекта. Приведена модель интерактивного взаимодействия.
This article is discussing approaches to improve quality of engineering education. We review existing examples of bachelor education with a major in «Metallurgy» where interaction between university and enterprises is in the core. The paper uncovers stages of interaction between the enterprises and different departments of university: such as institutes, graduating chairs and core education chairs. We show that implementation of CDIO ideology allows to enhance practice-orientation and contribute in bonding between actors of educational process. By the example of one project we demonstrate how interdisciplinary relationships between chairs are established and how the work with students is organized to achieve certain goals of the enterprises. The paper also distinguishes roles of lecturers of core and graduating chairs on different stages of the multidisciplinary project. Finally we present a model of the interactive education and its> benefits for all stakeholders.
Ключевые слова: междисциплинарый проект, идеология CDIO, качество инженерного образования, междисциплинарное взаимодей-
ствие, практикоориентированность инженерного образования.
Keywords: project activities, bachelor of metallurgy, engineering equipment upgrade, CDIO standards, quality of engineering education, interdisciplinary relationships.
Высокий темп обновления знаний в области техники и технологии требует нового подхода к подготовке инженеров. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости [3]. Качество образования в современных условиях определяется как соответствие современным и перспективным требованиям работодателей, самих студентов и других заинтересованных сторон. Обобщенные мнения работодателей [7; 8] показывают потребность в выпускниках инженерных вузов, способных к пониманию научно-технических идей и творческой работе: от создания новых устройств, их конструирования и разработки технологий производства до непосредственного изготовления, передачи потребителю и эксплуатации. Главная претензия, которую высказывают работодатели к высшим профессиональным образовательным учреждениям сегодня — оторванность полученных знаний от практики, что проявляется в неумении обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям производства, неспособности принимать решения в условиях возрастающей неопределенности.
Ответом на вызов может стать создание в вузах условий, способствующих формированию и развитию инженера нового типа, способного к междисциплинарному мышлению, решению новых технологических задач и проведению инноваций. При этом отмечается необходимость фокусироваться на спо-
собностях применять полученные компетенции в реальной практике при создании новой конкурентоспособной продукции. Важнейшей составляющей образовательного процесса должно стать интерактивное взаимодействие с работодателями, разработка интегрированных образовательных программ, реализуемых вузом совместно с производственными предприятиями. Анализ зарубежного и отечественного опыта развития и взаимосвязей предприятий и вузов достаточно полно представлен в работaх [4; 7]; Н. Р. Кельчевской, Т. А. Минее-вой было выявлено более 10 форм практического осуществления взаимосвязи между вузами и предприятиями за рубежом.
Современные тенденции сближения вузов и предприятий и развитие способов их взаимосвязи реализуются через крупный международный проект CDIO по реформированию инженерного образования, который был запущен в 2000 г [1]. В настоящее время к данному проекту присоединились около 90 вузов во всем мире, в том числе более 10 из России. Данная идеология предполагает высокий уровень практикоориентированности программ, построение обучения «от идеи до продукта», то есть охватывающего весь жизненный цикл продукции. Присоединение Сибирского федерального университета к данной инициативе в 2014 г. позволит закрепить имеющийся опыт интерактивного взаимодействия выпускающих кафедр с промышленными предприятиями региона [2]. Результатом реализации данного проекта должно стать развитие дисциплинарных, личностных и межличностных компетенций, востребованных работодателем и обществом в целом. Сегодня Сибирский федеральный университет заключил около 70 договоров со стратегическими партнерами-работодателями. Университет последовательно проводит политику тесного взаимодействия с крупнейшими российскими и иностранными предприятиями, которые работают на территории Красноярского края. Объединенная компания РУСАЛ — крупнейший в мире производитель алюминия и глинозема, входит в число стратегических партнеров университета и участников стратегического проекта CDIO.
В статье рассматривается опыт организации подготовки бакалавров направления «Металлургия» через интерактивное взаимодействие кафедры литейного производства Института цветных металлов и материаловедения Сибирского федерального университета
(ЛП ИЦМиМ СФУ) с предприятием ООО «РУС-Инжиниринг» г. Ачинска. Литейное производство является основной заготовительной базой машиностроения, одной из ключевых отраслей современной экономики, и модернизация этой отрасли предъявляет измененные требования к будущим выпускникам. Как известно, большинство металлургических предприятий относятся к негосударственному сектору экономики, что делает социальное партнерство условием повышения конкурентоспособности компании. Участие работодателя в образовательном процессе позволяет выстроить систему организации производственных практик и стажировок, разработки практико-ориенти-рованных учебных программ, определения тематики выпускных квалификационных работ, направленных на решение задач, имеющих существенное значение для предприятия. Это позволит подготовить выпускников-бакалавров, основываясь на требованиях компании, под заказ предприятия, что очень актуально в условиях возрастающей конкуренции.
В нашем случае работодателями был сформулирован заказ на подготовку пяти инженеров, определены задачи подготовки, формы и способы их реализации. Заявлено о потребности в выпускниках, способных самостоятельно ставить и решать профессиональные задачи, компетентных в технологическом и рабочем проектировании, разработке и внедрении новых литейных технологий. Хочется отметить, что в нашем институте при подготовке бакалавров выпускающая кафедра литейного производства с первого по четвертый курс тесно взаимодействует с кафедрой фундаментальных и естественно-научных дисциплин (ФЕО). С первого семестра при изучении химических дисциплин студенты знакомятся с профессиональным содержанием будущей специальности.
Нами определены этапы организации интерактивного взаимодействия «предприятие — вуз» («выпускающая кафедра — фундаментальная кафедра»):
— анализ реальных проблем предприятия заказчика в области металлургических технологий, экологии и при формировании задач;
— согласование ключевых тем (проблем) и форм взаимодействия фундаментальных кафедр, кафедр специальной подготовки и предприятий;
— разработка модели и дидактического обеспечения организации образовательного процесса междисциплинарного взаимодействия.
При таком подходе проблема профессиональной подготовки приобретает особую актуальность, наполняется новым содержанием. Ее следует рассматривать как процесс формирования профессиональной компетентности, под которой понимается не только сочетание знаний, умений и навыков, но и развитие профессионально значимых качеств, в том числе мотивации к профессиональной деятельности.
В рамках проекта компании «Развитие литейного производства ремонтно-механической
Построение обучения ориентировано на поставленные задачи. Профессиональная подготовка основана на решении реальных задач и реализуется с использованием проектной технологии через вовлечение в работу студентов 1-4-го курсов профиля «Литейное производство черных и цветных металлов» [6]. Это демонстрирует высокий уровень практикоори-ентированности и позволяет наряду с дисциплинарными знаниями развивать межличностные и личностные компетенции уже с первого курса, влиять на мотивацию к профессиональной деятельности и выявлять кадровый потенциал.
Работы по проекту выполняются как в лабораториях кафедр института, так и в технологическом бюро, стержневом и формовочном участках чугунолитейного цеха предприятия. Студенты 1-2-го курсов вовлекаются в исследования в условиях производства в период прохождения учебных практик, для студентов 3-4-го курсов планируется прохождение производственной и преддипломной практик
базы филиала «РУС-Инжиниринг» кафедра ЛП СФУ принимает участие в исследованиях проблемы повышения качества литейной продукции. На первом этапе произведена оценка работы чугунолитейного цеха, выявлены причины нестабильного качества отливок, определены проблемные области совершенствования литейных технологий, модернизации некоторых участков цеха, подготовки и развития персонала. Дерево задач повышения качества литейной продукции филиала ООО «РУС-Инжиниринг» г. Ачинска показано на рисунке 1.
Проанализировать компетенции
непосредственно на данном предприятии. Такая технология работы дает студентам возможность попробовать себя в реальных проектах еще на этапе обучения, существенно повышает уверенность в себе как в специалисте, позволяет сформировать круг его профессиональных интересов и стимулирует к академической деятельности, сокращает период адаптации к условиям и содержанию будущей профессиональной деятельности.
Формированию и развитию профессиональных междисциплинарных компетенций способствует и организация информации по решаемой задаче, что позволяет системно увидеть теоретические аспекты проблемы, взаимосвязи процессов, пробудить потребность к изучению конкретных дисциплин. Известно, что качество литья определяется качеством сплава, формы/стержней.
В рамках исследования проблемы студенты решали задачу повышения качества стержней заменой технологии изготовления
Повышение качества литейной продукции
Устранить причины
образования дефектов в отливках
Применить современные материалы и технологии
Подготовь компетентн специалис
Проанализировать причины образования
дефектов в отливках дефектов в отливках
Проанализировать Проанализировать
используемые компетентность
материалы персонала и технологии
Внедрить технологию ХТС для изготовления стержней
Проанализировать востребованность дисциплинарных знаний
Рис. 1. Дерево задач повышения качества литейной продукции
стержней по ВД2-процессу на а^^процесс на базе холоднотвердеющих смесей [9]. Для прогнозирования свойств материалов, понимания сущности процессов и технологий необходимо видеть системную взаимосвязь
дисциплин учебного плана. Систематизация изучаемых дисциплин под основную идею облегчает структурирование задач при сквозном выполнении проекта и дидактическое обеспечение образовательного процесса (рис. 2).
Рис. 2. Организационная карта междисциплинарного взаимодействия под задачу «повышение качества стержней»
Анализ сквозного междисциплинарного взаимодействия выпускающей и фундаментальной кафедр при подготовке бакалавров определил различие ролей ключевых участников в развитии проекта. Непрерывность участия проявляется в постоянном сопровождении междисциплинарных проектов в виде научного руководства или консультирования. В качестве примера рассмотрим опыт взаимодействия кафедры ФЕО и кафедры ЛП. На 1-м и 2-м курсах в процессе изучения дис-
циплин учебного плана «химия» и «органическая химия» преподаватели кафедры ФЕО осуществляют научное руководство, а преподаватели кафедры ЛП принимают активное участие в организации учебных проектов в рамках дисциплины как составных частей сквозного междисциплинарного проекта, а также в создании практико-ориентирован-ных контекстных заданий, занятий, кейсов. На 3-м и 4-м курсах при продолжении проектной работы в едином поле проблем, выпол-
нении курсовых работ и ВКР преподаватели химических дисциплин становятся консультантами. Представители предприятия включены в консультирование на всем протяже-
нии проекта. На рисунке 3 приведена модель взаимодействия участников образовательного процесса при подготовке бакалавров литейного производства.
Рис. 3. Модель взаимодействия участников образовательного процесса при подготовке бакалавров литейного производства
Модель интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса, организованного под проблемы и задачи реального производства, демонстрирует вовлечение студентов с 1-го по 4-й курс, преподавателей выпускающих и фундаментальных кафедр, администрации института и предприятия. Непосредственное взаимодействие с работодателем осуществляют преподаватели
выпускающих кафедр, кафедра фундаментальной подготовки поддерживает взаимодействие с администрацией института и выпускающей кафедрой. Студенты с 1-го по 4-й курс, находясь в проектной команде, могут получить консультации всех участников проекта. При таком взаимодействии каждый участник образовательного процесса имеет преимущества, позволяющие повысить его конкурентоспособность.
Таблица
Преимущества модели интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса
Предприятие Кафедра ЛП (спецкафедра) Фундаментальная кафедра (химия) Студент
Удовлетворение потребности в кадрах под запрос предприятия Возможность участвовать в подготовке бакалавров (с младших курсов) и направлять обучение под заказ предприятия Повышение мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов (с младших курсов) Востребованность работодателем по окончании обучения
Ускорение решения проблем производства Возможность совместного участия в проектно-исследовательских работах Привлечение к работе в реальных проектах
Возможность корректировки программ курсов с учетом практической направленности Создание междисциплинарных курсов, совместных учебных пособий, справочной и научно-технической литературы, публикаций Получение глубоких профессиональных навыков
Сокращение периода введения в должность Получение базы для производственных практик Обогащение содержания и применяемых технологий преподавания дисциплины Сокращение сроков адаптации к условиям работы предприятия
Повышение конкурентоспособности компании, преподавателей фундаментальной и специальной кафедр, студентов и выпускников бакалавров
В целом по работе можно отметить:
— опыт организации подготовки бакалавров направления «Металлургия» через интерактивное взаимодействие «вуз — предприятие» показал целесообразность такого подхода;
— модель интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса демонстрирует возможность организации междисциплинарных проектов, включающих представителей фундаментальных, выпускающих кафедр и работодателей;
— участие студентов в сквозных междисциплинарных проектах значительно повышает их учебно-профессиональную мотивацию;
— сотрудничество в междисциплинарной команде ведет к удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон и, следовательно, влияет на качество инженерной подготовки.
1. Всемирная инициатива CDIO (Conceive — Design — Operate — Implement — Operate; Придумывай — разрабатывай — внедряй— управляй). — URL: CDIO.aspu.ru.
2. Гафурова Н. В., Осипова С. И. Металлургическое образование на основе идеологии CDIO // Высшее образование в России. — 2013. — № 12. — С. 137-139.
3. Заседание Совета по науке и образованию (Москва, Кремль, 23.06.2014). - URL: http://www.kremlin.ru/ news/45962.
4. Кельчевская Н. Р., Срогович М. И. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия — объективная необходимость XXI века. — Екатеринбург : ГОУ УГТУ — УПИ, 2002. — 112 с.
5. Кельчевская Н. Р., Романова Л. А. Интеграция высшей школы и промышленности как основа формирования человеческого капитала // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 3. — С. 59-62.
6. Королева Г. А., Дубова И. В., Саначева Г. С. Проектная деятельность студентов в лабораторном практикуме по химии // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 4. — URL: www.science-education.ru/ 118-14385.
7. Минеева Т. А. Обеспечение качества подготовки специалиста в интегрированной системе профессионального образования «техникум — вуз — производство» [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — URL: http://www.mgpu.ru/materials/1/ 1575.pdf.
8. Пиралова О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки [Электронный ресурс] : моногр. — URL: http://www.rae.ru/monographs/62.
9. Саначева Г. С. и др. «Холодные» стержни - перспектива повышения качества литейной продукции ремонтно-ме-ханической базы Ачинского филиала РИК // Журнал Сибирского федерального университета. Техника и технология. — 2014. — № 7. — С. 456— 461.
УДК/UDC 331.5:378 Л. Р. Яруллина
Lyailya Yarullina
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЭФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
METHODS OF FORMING MECHANISMS FOR EFFECTIVE BEHAVIOR IN THE LABOR MARKET OF UNIVERSITY GRADUATES
В статье рассматриваются способы формирования когнитивно-регулятивных механизмов эффективного поведения на рынке труда выпускников высших учебных заведений. Даны практические рекомендации для повышения эффективности деятельности учебных заведений по проблемам трудоустройства и подготовки конкурентоспособного специалиста на рынке труда.
The article deals with methods of forming of cognitive-regulatory mechanisms effective behaviorinthe labormarketofuniversitygraduates. Practical recommendations for enhancing the effectiveness of educational institutions on
employment and training a competitive specialist for the labor market are given.
Ключевые слова: трудоустройство, ког-нитивно-регулятиный механизм, эффективное поведение на рынке труда, выпускники высших учебных заведений.
Keywords: employment, cognitive-regulatory mechanism, effective behavior in the labour market, graduates of higher educational institutions.
Трудоустройство выпускников, только окончивших учебные заведения, довольно острая и злободневная проблема. Решение