Научная статья на тему 'Интерактивное обучение'

Интерактивное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5052
601
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение»

Куприян А.В.

Преподаватель экономических дисциплин и менеджмента, ГАПОУ КККАТК, ст. Стародеревянковская, Краснодарский край

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В последнее время получил распространение термин «интерактивное обучение». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, тренером, руководителем]. По существу, оно представляет один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают. Интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» (inter - «взаимный», act - «действовать»]. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии таковы:

Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.

Непосредственное взаимодействие - члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.

Индивидуальная ответственность - каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответ- 45 -

ственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.

Развитие навыков совместной работы - ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например расспрашивание, распределение, планирование заданий.

Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.

Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру урока включаются только элементы интерактивной модели обучения -интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приемы и методы, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные уроки.

Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала], и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать ее вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу. Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся] тройки, таким образом, учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.

Проблема активности в обучении неразрывно связана с пониманием сущности познавательной деятельности человека. Пассивность в учении, когда в роли ведомого и смотрящего за тобой выступает учитель, не может привести к какому-либо раз- 46 -

витию объекта научения, а связана лишь с формированием разорванных друг от друга информационных кадров в сознании учащегося и воспитанием социальных навыков стандартного поведения. В отличие от этого активная познавательная деятельность субъекта есть смысл и условие любой учебной деятельности человека, который благодаря такой деятельности к концу обучения предстает в измененном виде. Эти изменения могут выражаться в знаниевом (знания, умения, навыки] и личностных приращениях личности. Однако результатом успешной (эффективной] учебной деятельности можно считать не все приращения. Показателями успешной (продуктивной] учебной деятельности может служить умение обучающегося мыслить, работать с информацией (искать, анализировать, отбирать, оценивать], творчески (нестандартно] решать познавательные и практические задачи, свободно и самостоятельно ориентироваться и решать проблемы, осуществлять рефлексию своей деятельности, четко излагать свои мысли и т.д.

Попытки противопоставить так называемые традиционное и активное обучение нельзя бы было считать объективными, если бы не проблемы современного образования. Именно это дало право А.А. Вербицкому говорить о том, что активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

В чем заключаются отличия активного (интерактивного] обучения от традиционного?

В современной дидактике основными отличиями форм и методов активного обучения от традиционных считаются:

• принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

• достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

• самостоятельный (индивидуальный или групповой] поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

• создание эмоционально-волевого фона (напряжения] для активной деятельности;

• непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися;

- 47 -

• изменение роли учителя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

• субъектно-субъектные отношения между учителем и учеником как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

За долгую историю педагогики и образования было придумано и с успехом реализовано немало форм и методов активного обучения, некоторые из них именно в наше время получили признание (метод проектов], некоторые только сейчас стали относить к группе активного обучения, а раньше считались традиционными (эвристическая беседа, лабораторные работы и т.д.). Ряд подходов к обучению можно считать оформившимися лишь к концу ХХ в. (коллективный способ обучения, проблемное обучение, авторские школы]. Из всего этого многообразия, для которого разными авторами предлагаются различные классификации, необходимо выделить понятие интерактивного обучения.

Как определяется понятие интерактивного взаимодействия в процессе обучения в психологии (педагогической психологии)?

Психологи выделяют три группы методов активного обучения: методы программированного обучения, методы проблемного обучения и методы интерактивного обучения. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. С этим нельзя не согласиться, ведь одно из направлений психологии - интеракционизм - как раз и опирается на изучение межличностных коммуникаций («обмен символами»), важнейшими составляющими которых признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Соответственно, при интерактивном взаимодействии в процессе обучения педагог общается не напрямую с каждым учеником и не со всем классом сразу (фронтально], а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и/или средство обучения. В ходе этого общения происходит не только процесс познания, процесс личностного роста обучающихся, но и процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свои точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не столько «об- 48 -

мен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества] и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная партнером мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу.

Использование интерактивного обучения должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, попрактиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы над аналогичными проблемами.

Таким образом, можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения.

Во-первых, интерактивное обучение подразумевает взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно], которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.

Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий (дистанционное обучение].

В-третьих, это обучение реальности, или, можно сказать, обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент] учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и, соответственно, прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это скорее тип, режим обучения, который позволяет наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса. Такое взаимодействие возможно при использовании таких методов активного

- 49 -

обучения, как деловая игра, ролевая игра, организационнодеятельностная игра, дискуссия, коллективное решение конкретных ситуаций, а также при организации беседы, эвристического и проблемного обучения, групповой и парной работы и т.д.

Какие подходы к интерактивному обучению есть в педагогике и дидактике?

В дидактике также есть подобные педагогической психологии подходы. Так, В.В. Гузеев, вводя понятие информационного режима обучения, говорит об экстрактивном, интроактивном и интерактивном режимах, возможных между обучающей системой и обучающимся. «Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении потока - интроактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса связи меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным».

При этом В.В. Гузеев выделяет методы, с помощью которых создается тот или иной режим обучения. Экстрактивный информационный режим создается при использовании метода рассказа, лекции, диктанта; интроактивный - с помощью семинара, практикума, зачета, экзамена; интерактивный - посредством организации беседы, консультации, опроса, семинара-практикума, экзамена и др.

Таким образом, интерактивное обучение можно определить как такой режим обучения, который предполагает постоянно действующие и меняющие направление коммуникативные связи между обучающимися и обучающей системой в процессе их

- 50 -

продуктивного взаимодействия (обучения]. Такие связи могут быть как прямыми (от ученика к ученику, от ученика к учителю, от ученика к компьютеру и т.д.), так и обратными (от учителя к ученику]; как непосредственными (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учебная группа], так и опосредованными (уче-ник-учебная группа-учитель, ученик-компьютер-учитель).

Под продуктивностью как принципе обучения понимается организация такого обучения, где главным ориентиром является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внешних (личностных] и внутренних (идея, эссе, проект, доклад] образовательных продуктов учебной деятельности (А.В. Хуторской].

Что же в современном обучении экономике можно отнести к интерактивному обучению?

Это - деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, лекции с элементами дискуссий, проблемного изложения материала, исследования, практикумы, работа в малых группах и парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторноисследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно-поисковое обучение, элементы дистанционного обучения и т.д.

Какие условия должны способствовать организации интерактивного взаимодействия на уроке?

Можно выделить следующие обязательные условия организации интерактивного обучения на уроках экономики:

• доверительные, по крайней мере позитивные, отношения между учителем и обучающимися;

• демократический стиль преподавания;

• сотрудничество в процессе урока учителя и обучающихся, обучающихся между собой;

• опора на личный («экономический»] опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

• многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена;

• включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.

В заключение хочется сказать, что интерактивное обучение вне зависимости от форм и способов его организации, содержа- 51 -

ния обучения будет активно развиваться как в теоретическом плане, так и в практическом. Это методическое веление времени, которое связано с новым (или, может быть, хорошо забытом старом] типом взаимодействия Учителя с Обучающимся, подразумевающее активный искренний интерес друг к другу, к познанию существующих в мире проблем, противоречий и загадок, к постижению смысла, поиску истины путем ОБЩЕНИЯ в процессе учебно-познавательной деятельности.

Список использованной литературы

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

3. Гузеев В.В. К построению формализованной образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии. 2002. № 2. С. 3-10.

4. Гузеев В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков] // Школьные технологии. 2002. № 4. С. 49-58.

5. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003.

6. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: Методическое пособие. М.: РосНИИкадры, 2003.

7. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

8. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе: Пособие для учителей экономики и обществознания. Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.

9. ХуторскойА.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

© Куприян А.В., 2015

- 52 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.