Научная статья на тему 'Интерактивная доска как инновационное средство активизации обучения на уроках математики и информатики'

Интерактивная доска как инновационное средство активизации обучения на уроках математики и информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Актуганова Ольга Николаевна

В статье представлен опыт применения интерактивной доски на уроках математики и информатики в учебном заведении СПО, акцентировано внимание на основных преимуществах и возможностях ее применения как для педагогов, так и для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивная доска как инновационное средство активизации обучения на уроках математики и информатики»

Дискреты. У них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе несвойственен.

На уроке информацию представляют в разнообразной форме, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал, развивая мыслительные операции во всех направлениях.

Закрепление материала по темам проходит в кабинете компьютерных технологий, используя электронные учебники или обучающие игры, так как разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения способствует поддержанию интереса к учебе, развивает познавательный интерес и мотивацию к изучению английского языка как предмета, удерживает внимание. Дети не устают, так как учатся играя.

Современное образование, строящееся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучаемому умений самому добывать необходимые знания. При этом активно используется самостоятельная работа обучаемого. Так, при изучении материала о Лондоне в 11 классе, ребята готовили проекты о достопримечательностях Лондона. О некоторых из них мы даже не слышали. Самостоятельность проявили и при создании проекта «Моя родина», проекты были представлены в виде презентаций с фотографиями достопримечательностей своего поселка или деревни, картами местности, и все это сопровождалось речью учащихся. Оформляя данные проекты, дети использовали ЦОР, что играет немаловажную роль в формировании разносторонней и самостоятельной личности.

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроке дает учителю широкие возможности разнообразной подачи материала, способствует развитию интереса учащихся к изучаемому языку, повышению самостоятельности учеников при работе над проектами, позволяет разнообразить формы контроля учителем степени усвоения знаний и самоконтроля учащихся при индивидуальной работе на компьютере. Но несмотря на все положительные стороны компьютерных технологий, хочется отметить, что главной и ведущей фигурой на уроке все же остается учитель. Ведь только учитель в состоянии оценить, насколько эффективно усваивается учебный материал, и только он может понять и оценить реальные способности своего ученика.

Интерактивная доска как инновационное средство активизации обучения

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Актуганова Ольга Николаевна (olga_akt@mail.ru)

ГОУСПО РМЭ «Торгово-технологический колледж», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В статье представлен опыт применения интерактивной доски на уроках математики и информатики в учебном заведении СПО, акцентировано внимание на основных преимуществах и возможностях ее применения как для педагогов, так и для студентов.

В Торгово-технологическом колледже созданы условия и возможности для внедрения ИКТ и фор -мирования ИТ-компетенций. Благодаря победе инновационной образовательной программы колледжа в рамках национального проекта «Образование» были приобретены интерактивные доски, обновлены компьютерные классы, в учебных кабинетах стационарно установлены экраны, мультимедийные проекторы и ноутбуки. Все это создало предпосылки для активного применения интерактивной доски в процесс обучения.

Интерактивная доска (ИД) - это новейшее техническое средство обучения, объединяющее в себе преимущества современных компьютерных технологий. ИД позволяет преподавателю создать ситуацию успеха для любого студента, не зависимо от его уровня знаний и умений.

Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, студенты могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Основные преимущества работы с интерактивными досками:

1. Совместимость с программами для всех лет обучения.

38

ИТО Марий Эл -2010

2. Усиление подачи материала, позволяя преподавателям эффективно работать с web-сайтами и другими ресурсами.

3. Предоставление больших возможностей для взаимодействия и обсуждения в группе.

4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и студентов благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Преимущества для преподавателей:

1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра аудитории.

2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и web-ресурсов.

3. Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

4. Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.

5. Удобна при работе в большой аудитории.

6. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для студентов:

1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

3. Студенты начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

5. Студенты начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Факторы эффективного использования ИД:

1. Обеспечение доступа к интерактивной доске, чтобы преподаватели могли набраться опыта.

2. Использование доски не только преподавателями, но и студентами.

3. Предоставление преподавателю времени на подготовку к занятию.

4. Временные затраты преподавателя для того, чтобы стать уверенным пользователем и подобрать ресурсы для занятия.

5. Обмен идеями и ресурсами между преподавателями.

6. Расположение доски в классе таким образом, чтобы не мешал солнечный свет и ничто не находилось между проектором и доской.

7. Высокий уровень надежности и технической поддержки, чтобы свести к минимуму возможные проблемы.

Акцентируем внимание на возможности интерактивной доски на уроках математики. Работая с интерактивной доской, активно комментируем материал: выделяем, уточняем, добавляем посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии; делаем пометки прямо поверх изображения; рисуем и делаем записи поверх любых приложений и web-ресурсов, что усиливает подачу материала. Также можно использовать разные цвета и способы выделения.

Работа студента сканируется и выводится на доску, студент поясняет свое решение или преподаватель проверяет и комментирует ее. При необходимости исправляет допущенные ошибки. Если задача имеет несколько решений, на доску с помощью сканера выводят другие варианты, и студенты имеют возможность быстро сравнить различные способы решения задачи.

Для каждого графика и урока не рисуем вновь систему координат, а используем готовые заготовки из библиотеки ресурсов. Быстро воспроизводим графики сложных функций, решаем со студентами графически большее количество уравнений и неравенств, изменяя чертеж по ходу решения.

Перечислим способы использования интерактивной доски на уроке информатики:

- объяснение принципов работы с приложениями, путем выполнения действий непосредственно на доске;

- проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

- защита проектов учащимися;

- создание различных образов, путем «собирания» их средствами доски;

- проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

- выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое;

- можно создавать ссылки с одного файла на другой, например, аудио-, видеофайлы или интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов

Студенты утверждают, что образовательный процесс стал более познавательным, интересным и увлекательным. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По наблюдениям автора статьи, при использовании электронной доски студенты более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Каждый преподаватель мечтает, чтобы на уроке работали все студенты, и испытывает огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все без исключения студенты. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

Можно отметить, что студенты, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для студента, и для преподавателя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой - незаинтересованность студента. Используя интерактивную доску, преподаватель имеет возможность привлечь и успешно использовать внимание группы. Когда на доске появляется текст или изображение, то у студента стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной преподавателем задачи. Для преподавателя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность студентов, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

=10- Литература

1. М1р://%'%^.орепс1а88

2. http://www.revo1ution.a11best.ru

3. http://www.prometheanp1anet.ru

4. http://www.tds-prometey.ru

ИКТ В ПОМОЩЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Акульшина Галина Васильевна (galinaakulshina@yandex.ru), Лазарева Лариса Геннадьевна (drosdlg@yandex.ru), Тимофеева Ирина Витальевна (glushiv@yandex.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Йошкар-Ола

Аннотация

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы с учащимися. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, открывает большие возможности для раскрытия творческих способностей. Особое значение имеет форма проведения внеклассного мероприятия.

Наша статья написана в помощь для подготовки и проведения внеклассного мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В ней приведена примерная схема внеклассного мероприятия. Статья будет полезна учителям и студентам педвузов, поскольку содержит рекомендации по организации внеклассной работы.

Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьютерного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.