Научная статья на тему 'ИНТЕР-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ИНТЕРВЬЮ С ДЕТЬМИ'

ИНТЕР-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ИНТЕРВЬЮ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ ДЕТСТВА / ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНКЛЮЗИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ И СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савинская Ольга Борисовна

В статье дается краткий обзор реализации метода интервью для изучения мнения детей, их жизненного опыта, эмоциональных переживаний. Анализ метода основан на принципах новой социологии детства: равноправное общение, агентность детей, вовлечение в принятие решений, касающихся жизни детей. Дается определение методической инклюзии как механизма адаптации метода к особенностям социальной группы. Выделены и описаны следующие аспекты метода интервьюирования детей: глубокая проработка сценария интервью с учетом особенностей возраста и включения элементов геймификации и проективных методик в сценарий интервью, подбор наилучшего места проведения интервью, подбор интервьюеров и более тщательный инструктаж в силу их возраста, динамичное ведение интервью с переключением видов деятельности, гибкость ведения интервью в соответствии с индивидуальными особенностями и развитием ребенка, контакт с родителем или другим ответственным лицом до и после интервью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTER-ENCYCLOPEDIA: INTERVIEWING CHILDREN

The article provides a brief overview on interview as a method for studying the opinions of children, their life experience, and emotional experiences. The analysis of the method is based on the principles of the new sociology of childhood: equal communication, agency of children, involvement in decision-making concerning the lives of children. A definition of methodological inclusion is given as a mechanism for adapting a method to the characteristics of a social group. The following aspects of the children’ interviewing are identified and described: in-depth study of the interview script, taking into account the characteristics of age and the inclusion of elements of gamification and projective techniques in the interview script, selection of the best interview venue, selection of interviewers and more thorough briefing due to their age, dynamic interviewing with switching activities, flexibility in conducting interviews in accordance with the individual characteristics and development of the child, contact with a parent or other responsible person before and after the interview.

Текст научной работы на тему «ИНТЕР-ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: ИНТЕРВЬЮ С ДЕТЬМИ»

ИНТЕР-энциклопедия качественных методов

Stfgfcj DOI: 10.19181/inter.2023.15.1.5 0§||] EDN: BYLIOU

ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми1

Ссылка для цитирования:

Савинская О. Б. ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми // Интеракция. Интервью. Интерпретация.

2023. Т. 15. № 1. С. 95-103. https://doi.Org/10.19181/inter.2023.15.1.5 EDN: BYLIOU For citation:

Savinskaya O. B. (2023) INTER-Encyclopedia: Interviewing Children. Interaction. Interview. Interpretation. Vol. 15. No. 1. P. 95-103. https://doi.Org/10.19181/inter.2023.15.1.5

Савинская Ольга Борисовна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия E-mail: osavinskaya@hse.ru

В статье представлен краткий обзор метода интервью для изучения мнения детей, их жизненного опыта, эмоциональных переживаний. Анализ метода основан на принципах новой социологии детства: равноправное общение, агентность детей, вовлечение в принятие решений, касающихся жизни детей. Дается определение методической инклюзии как механизма адаптации метода к особенностям социальной группы. Выделены и описаны следующие аспекты метода: глубокая проработка сценария интервью с учетом особенностей возраста; включение элементов геймификации и проективных методик в сценарий интервью; выбор места проведения интервью; подбор интервьюеров и более тщательный инструктаж; динамичное ведение интервью с переключением видов деятельности; гибкость ведения интервью в соответствии с индивидуальными особенностями и развитием ребенка; контакт с родителем или другим ответственным лицом до и после интервью.

1 Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

Ключевые слова: новая социология детства; интервьюирование детей; методическая инклюзия; геймификация; стимульный материал и среда

Новая социология детства, активно заявившая о себе к 90-ым годам ХХ века, и ратовавшая за включение детей в принятие решений, касающихся их жизни, сформировала запрос на упорядочивание методологии и методов сбора данных с участием детей. Это коснулось прежде всего метода получения информации от детей — метода интервью и его современных «цифровых» вариаций.

Востребованность интервью с детьми. Человеческая жизнь начинается с этапа детства, который представляет собой относительно длительную часть жизни человека. Традиционная социология предполагает, что маленький человек еще не обладает достаточными знаниями, опытом, мировоззрением, и потому нет исследовательской необходимости его опрашивать. Образовательные и другие социальные организации, связанные с детством, конструировались с точки зрения взрослых как экспертов и специалистов по работе с детьми, при этом мнение детей не учитывалось. Максимум, чему уделялось внимание, это наблюдение за детьми для сбора материала для последующего экспертного осмысления взрослыми. Дети рассматривались не как агенты социальных преобразований, а скорее как пассивные их приобретатели, осваивающие в процессе социализации предложенный взрослыми социальный порядок.

Однако, рынок и активно развивающиеся маркетинговые исследования, стремящиеся угодить любой аудитории потребителей, в том числе и детской, привели к осознанной необходимости детального изучения детской мотивации, основываясь прежде всего на разных видах интервью. Повышению значимости детского взгляда при изучении связанных с детством социальных феноменов и процессов способствовали социальные революции XX века (например, расовые, этнические, гендерные), на фоне которых возникали поколенческие культурные разрывы, выявляя специфику разных возрастных групп и новых поколений. Стало очевидно, что дети являются не только потенциально, но и актуально значимой социальной группой общества со своими особыми умениями и практиками освоения социального мира. К 1990-ым годам эти постулаты по отношению к детству оформились как «новая социология детства» [James, 2007; Митрофанова, 2016; Ерпылева, 2019].

Новое позиционирование детей в исследовательской деятельности с неизбежностью повлияло на корректировку социальной методологии [Паскаль, Бертрам, 2016]. Интервьюирование детей начинает применяться в самых разных сферах изучения общества как касающихся непосредственно детского возраста (например, образование [Савинская, 2018], социальные услуги для детей [Савинская, Истомина, 2019], подростковые субкультуры), так и людей самых разных возрастных групп (жизнь и перемещения в городе [Филиппова, Бухтиярова, 2022], потребление цифровых гаджетов и сервисов, досуга и коммуникаций [Колосова, Березина, 2022].

3 3-I

CL

£ a:

Методическая инклюзия. Для адаптации социологических методов сбора данных при работе с детьми для установления комфортных отношений с ре- | бенком на всех этапах исследовательского процесса используются знания | не только из социологии, но и из педагогики, лингвистики, психологии. Такую ^ подстройку метода под социальную группу, в данном случае — детей, можно о назвать методической инклюзией. §

Возраст. Основной критерий, из которого нужно исходить при адапта- ^ ции метода интервью, — это возраст ребенка. Предложенные психологами | стадии развития ребенка уже нашли свое отражение в структуре института § образования, где выделяется дошкольный, младший школьный и школьный of возраст и для каждого возраста разработаны свои методики обучения. Эти этапы взросления предопределяют и техники организации интервью. Если g для дошкольного возраста релевантно применение только широкого спектра § проективных методик, наблюдения за игрой и за внеигровой деятельностью, то начиная с 6-7 лет, в общение с ребенком добавляют (прото)нарративные техники расспрашивания, предполагающие диалогическое обсуждение последовательности событий с некоторыми элементами оценки отдельных практик, рефлексию эмоционального состояния в процессе обсуждения ^ отдельных событий. К средней школе (дети старше 10 лет) спектр методов § интервьюирования расширяется. Детский нарратив становится все более уве- о ренным и здесь уместно формализованное интервью и анкетирование детей. Не только техники интервьюирования меняются в зависимости от возраста, ° но и методы анализа полученного материала: если на дошкольном уровне о образный, ассоциативный характер данных требует одних методик анализа, е^ то на более поздних этапах взросления, при сборе данных, предполагающих ^ более рациональное мышление, расширяется и спектр методик анализа. g

Планирование стратегии общения с ребенком. Подготовка к полевому ^ исследованию начинается с погружения в мир детства и анализа изучаемой § темы [Осорина, 2018]. Это погружение с неизбежностью сигнализирует иссле- о дователю, что игра, которая является ключевой формой жизнедеятельности ребенка, требует геймификации сценария интервью или же включения в разговор различных проективных методик для стимулирования фантазийности беседы. Подобный подход считается нормативным основанием данного метода. Поэтому при планировании гайда и сквозного сюжета разговора имеет смысл включить элементы геймификации, которые помогут не только удерживать интерес к беседе, но и будут демонстрировать принятие исследователем детских приоритетов общения. Игровой сюжет не только помогает вовлечь ребенка в комфортное общение, но и помогает давать более ясные ответы [Rollins, McCabe, Bliss, 2000]. Дети часто говорят более короткими репликами, в предшкольном и младшем школьном возрасте их рассказы обычно скупы, не сложилась готовность и умение высказывать негативное мнение [Rytel, 2006]. Сюжетная линия помогает вписать реплики участников игры в контекст сюжета. Проективные методики играют схожую роль — задавая смысловое пространство для ассоциаций (речевых, рисуночных, поведенческих (психодрама), вещных и т. д.), интервьюер упрощает ребенку возможность выбора

репертуара самовыражения [O'Reilly, Parker, 2014] и рефлексии относительно своего выбора и его обоснования. Проективные методики хороши не только для дошкольников, но и подростков. При этом они будут существенно различаться в зависимости от когнитивных возможностей возрастной группы. Хорошими заданиями в гайде будут считаться те, которые задают тонус и заинтересованность в теме разговора-игры, но при этом не утомляют ребенка.

Иногда саму ситуацию интервью, когда один спрашивает, а другой — отвечает, ребенок может воспринять как вариант ролевой игры и получать удовольствие от того, что он оказался в новой для него «экспертной» позиции. Он может сам спровоцировать уход от изначально задуманной сюжетной игры. Если «игра в интервью» с точки зрения исследователя дает хороший познавательный эффект — изначально поставленные задачи хорошо раскрываются в разговоре, — то можно по ходу перестроить беседу на «обычное» интервью. Самый главный критерий — удержание внимания и расположения ребенка-собеседника. Поэтому при подготовке гайда важно продумать разные ходы событий, быть готовым подстраиваться под способности каждого собеседника и менять приемы геймификации в процессе интервью.

Важно также правильно определить место проведения интервью. Во время интервью должна быть комфортная среда, стимулирующая равноправное общение [Ahern, Van Meter, Lamb, 2018]. Это может быть детская комната в доме, в группе (без воспитателей/учителей, но воспитатель/учитель может находиться рядом и слышать разговор), на детской площадке, на улице, в парке, в игровой комнате торгового центра и т. д. Маркетинговые компании приглашают детей в специальную комнату для фокус-групп и стараются оснастить ее яркими элементами, соответствующими детским интересам, чтобы расположить детей к комфортному разговору. Игрушки и предметы развивающей среды могут быть замечательным стимульным материалом для припоминания прошлого опыта и проигрывания его в интервью. Поэтому место и предметы, которые будут полезны для интервью, надо продумать заранее и договориться с родителями об использовании помещения (если интервью не на улице) и личных вещей ребенка.

Ведущим/интервьюером лучше брать человека близкого по возрасту к интервьюирумым. С. Н. Майорова-Щеглова рекомендует подбирать в качестве интервьюеров старших школьников, которые по возрасту не сильно отличаются от изучаемой группы [Щеглова, 2000]. Хороший опыт имеется и при подготовке студентов. Небольшой разрыв в возрасте создает более равноправные и доверительные отношения для получения искренней информации. Близкие по возрасту люди лучше знают и имеют применять особые возрастные диалекты — слова, характерные для определенного возраста.

Перед началом интервью необходимо получить информированное согласие от лица, несущего ответственность за ребенка. Если ребенок живет в семье, то это биологические или приемные родители. Если он живет вне семьи, то это другие люди, являющиеся его опекунами. Если интервью проводится в школе или в детском саду, то согласие должны давать родители и только они, а не воспитатели/учителя или директор школы. Это право и ответственность

родителей — дать согласие на проведение опроса с их ребенком. Но учреждение образования может при этом задавать общие правила и этику | общения с детьми, а также контролировать соответствие тематики возрасту | детей. В информированном согласии также важно указать форму записи со- ^ бираемых материалов (аудио-, видео-) для анализа, и отдельно — правила о публикации исходных материалов, если такая потребность есть. Согласие § на анализ аудио-, видео-данных вовсе не дает согласие на их публикацию. ^ При публикации видео-материалов важно согласовать форматы анонимиза- | ции ребенка. Формы информированного согласия есть в разных учебниках § по исследованию детей [O'Reilly, Parker, 2014]. of

Если планируется интервью в цифровом формате, то его рекомендуется 'о делать с детьми старше десяти лет и при более активном включении родителя § на этапе подготовки. В этом случае важно продумать цифровой стимульный § материал (видео и фото материалы, игровые моменты на разных платформах), который поможет удерживать внимание и активность ребенка. S

Ситуация интервью. Во время знакомства и первичного обсуждения предстоящего разговора интервьюер оценивает словарный запас ребенка, ^^ его речевые навыки, обдумывает и принимает по ходу беседы решение ^ о наиболее подходящей стратегии общения [Johnston, Benedan, Brubacher, § Powell, 2021]. Интервьюер подстраивается под словарный запас ребенка, о говоря относительно простыми словами, в случае с подростками — применяя слова, свойственные его поколению [Adler, Adler, 1998]. Подростковый ° язык — сленг — подвижный, быстро меняется, поэтому важно знать лингвисти- о ческие особенности языка изучаемого поколения. Умение взаимодействовать е^ с ребенком и расположить его к себе вызовет большее доверие у родителей. ^ Вопросы должны быть короткими, максимально понятными: дети любят гово- g рить динамичными короткими репликами, а не длинными предложениями. ^ Этому способствует и коммуникативная культура социальных сетей. §

Любой формат интервью в разной степени его геймифицированности дол- о жен иметь свой ритм, тайминг этапов и переключение видов деятельности на разных этапах. Например, интервьюер может начать с разговора. Потом, при смене темы, можно перейти на сюжет игры или применение проективных методик (например, что-то порисовать или придумать ассоциации, разложить карточки или собрать коллаж) [O'Reilly, Parker, 2014], а потом опять вернуться к разговору. Важно, чтобы ребенок не уставал заниматься одним видом деятельности — речевой практикой. Хороший результат получается, когда разговор предполагает не просто хладнокровную рефлексию (ее ребенок почти не способен дать), но эмоциональное сопровождение описываемого опыта, игру в описание характеристик разных героев, участвующих в фантазийных историях, телесное проигрывание опыта определенного героя в психодраме. Такое переключение с одного вида активности на другой помогает удерживать внимание и бодрость ребенка. Для более ранних возрастов важно предусмотреть этапы интервью, в которых дети могли бы двигаться согласно заданию или даже просто по своим интересам (небольшой перерыв в интервью) или перемещаться в процессе разговора (например, по детской площадке) или же

ответы на некоторые вопросы выражать языком тела. Для таких случаев важно заранее договориться с родителем об особенностях видео-записи.

Длительность. Интервью должно длиться не более часа с подростками, а при разговоре со старшими дошкольниками или младшими школьниками не более 40 минут, чтобы не утомить ребенка. Лучше делать несколько сеансов интервью в разные дни. К концу интервью интервьюер должен быть уверен, что ребенок находится в спокойном уравновешенном состоянии, не испытывает неконтролируемые эмоции по поводу обсуждаемой темы, отдельных сюжетов из его жизни или совместно проигранных историй [Morrow, Richards, 1996]. Хорошая практика после интервью пообщаться с родителем, параллельно наблюдая за поведением ребенка.

Вовлечение детей в разработку практических решений. В поле возможно использовать и стратегии action-research [Reason, Bradbury 2001], которые предполагают обсуждение с детьми каких-то практических выводов, и может быть даже рекомендаций [Митрофанова, 2016]. Например, в нашем интервью [Савинская, 2018] мы просили детей сказать, каких игр и активностей в детском саду не хватает и почему. Дети придумывали новые игры, которые мы потом обсуждали с воспитателями. Обсуждение возможных изменений в жизни ребенка повышает его агентность [James, 2009; Ерпылева, 2019] и самооценку и настраивает на позитивное, желательное развитие дальнейших событий в его жизни.

Таким образом, особенностями интервьюирования детей являются: глубокая проработка сценария интервью с учетом особенностей возраста; включение элементов геймификации и проективных методик в сценарий интервью; подбор места проведения интервью; отбор интервьюеров и более тщательный инструктаж; динамичное ведение интервью с переключением видов деятельности; гибкость ведения интервью в соответствии с индивидуальным и особенностями и развитием ребенка; контакт с родителем или другим ответственным лицом до или после интервью.

Литература

Ерпылева С. Рождаются ли дети социальными акторами? // Антропологический форум. 2019. № 42. С. 54-61.

Колосова Е. А., Березина А. В. Чтение современных российских подростков в контексте цифровизации // Детская книга в цифровую эпоху. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2022. С. 132-139. EDN: DFPAOJ

Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. 2016. № 2. С. 132-135. DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 EDN: WBVWFN

Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-ое изд. СПб: Питер, 2018.

Паскаль К., Бертрам Т. Прислушиваясь к маленьким гражданам: борьба за внедрение парадигмы участия в исследования раннего детства // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2015. № 1. С. 69-78. EDN: VOHZLL

Савинская О. Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77-85. DOI: https://doi.org/10.7868/S013216251803008X EDN: YVQXSW

Савинская О. Б., Истомина А. Г. Пространственное конструирование социальной услуги

для семей с детьми // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 491-506. з

DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-491-506 EDN: HOFVTE |

Филипова А. Г., Бухтиярова И.Н. О смыслах, барьерах и практиках участия детей: размыш- £

ления над седьмым разделом Национальной стратегии действий в интересах детей // Журнал ъ

исследований социальной политики. 2022. Т. 20. № 1. С. 23-36. DOI: https://doi.org/10.17323/727- g

0634-2022-20-1-23-36 EDN: ARJMPA -о

со

Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных

детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000. EDN: RXNBJL £

Adler E.A., Adler E. Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick: Rutgers ^ University Press, 1998.

Ahern E. C., Van Meter F., Lamb M. E. A Macro-Coding Perspective: Interviewer support ^^

and Child Comfort in Investigative Interviews with Young Alleged Victims of Sexual Abuse // ^

Children and Youth Services Review. 2018. № 95. P. 361-367. DOI: https://doi.org/10.1016/ §

j.childyouth.2018.11.013 §

James A. Giving Voice to Children's Voices: Practices and Problems, Pitfalls and Poten- ?

о з a о La

tials // American Anthropologist. 2007. Vol. 109. № 2. P. 261-272. DOI: https://doi.org/10.1525/ ?

aa.2007.109.2.261 S]

James A. Agency // The Palgrave Handbook of Childhood Studies / Ed by J. Qvortrup, W. Corsaro, ^

M. S. Honig. London: Palgrave MacMillan, 2009. P. 34-45. ^

Johnston V., Benedan L., BrubacherS., PowellM. The Roles of Child Temperament and Interviewer §

Support on Children Reports of Adult Wrongdoing // Personality and Individual Differences. 2021. § Vol. 175. P. 1-23. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2021.110732

Morrow V., Richards M. The Ethics of Social Research with Children: An Overview // Children and Society. 1996. Vol. 10. P. 90-105. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.10990860.1-996.tb00461.x

O'Reilly M., Parker N. Doing Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide ~

to Qualitative Methods. Thousand Oaks: Sage, 2014. g

Reason P. Bradbury H. Handbook of Action Research: Participative Inquiry and Practice. London: ^

Sage, 2001. §

Rollins P. R, McCabe A., Bliss L. Culturally Sensitive Assessment of Narrative Skills in Child- ^

ren // Seminars in Speech and Language. 2000. Vol. 21. № 3. P. 223-234. DOI: https:// §

doi.org/10.1055/s-2000-13196 <3

Rytel J. Disagreement in Preschoolers' Narrative Discourse // Psychology of Language and Communication. 2006. Vol. 10. № 1. P. 21-44.

Сведения об авторе:

Савинская Ольга Борисовна — кандидат социологических наук, доцент департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. E-mail: osavinskaya@hse.ru. РИНЦ Author ID: 167791; ORCID: 0000-0003-3858-6644; ResearcherID: H-2949-2015.

Статья поступила в редакцию: 25.01.2023 Принята к публикации: 15.03.2023

INTER-Encyclopedia: Interviewing Children1

DOI: 10.19181/inter.2023.15.1.5

Olga B. Savinskaya HSE University, Moscow, Russia

E-mail: osavinskaya@hse.ru

The article provides a brief overview on interview as a method for studying the opinions of children, their life experience, and emotional experiences. The analysis of the method is based on the principles of the new sociology of childhood: equal communication, agency of children, involvement in decision-making concerning the lives of children. A definition of methodological inclusion is given as a mechanism for adapting a method to the characteristics of a social group. The following aspects of the children' interviewing are identified and described: in-depth study of the interview script, taking into account the characteristics of age and the inclusion of elements of gamification and projective techniques in the interview script, selection of the best interview venue, selection of interviewers and more thorough briefing due to their age, dynamic interviewing with switching activities, flexibility in conducting interviews in accordance with the individual characteristics and development of the child, contact with a parent or other responsible person before and after the interview.

Keywords: new sociology of childhood; interviewing children; methodological inclusion; gamification; stimulus material and environment

References

Adler E. A., Adler E. (1998) Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick: Rutgers University Press.

Ahern E. C., Van Meter F., Lamb M. E. (2018) A Macro-Coding Perspective: Interviewer Support and Child Comfort in Investigative Interviews with Young Alleged Victims of Sexual Abuse. Children and Youth Services Review. No. 95. P. 361-367. DOI: https://doi.org/10.10167j.childyouth.2018.11.013 Erpileva S. (2019) Rozhdayutsya li deti socialny'mi aktorami? [Are Children Born as Social Actors?]. Antropologicheskij forum [Forum for Anthropology and Culture]. No. 42. P. 54-61. (In Russ.)

Filipova A. G., Buxtiyarova I. N. (2022) O smyslax, barerax i praktikax uchastiya detej: razmyshleniya nad sedmym razdelom Nacionalnoj strategii dejstvij v interesax detej [About the Meanings, Barriers and Practices of Child Participation: Reflections on the Seventh Section of the National Strategy for Children]. Zhurnal issledovanijsociahnojpolitiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 20. No. 1. P. 23-36. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2022-20-1-23-36

James A. (2009) Agency. In: J. Qvortrup, W. Corsaro, M. S. Honig (eds.) The Palgrave Handbook of Childhood Studies. London: Palgrave MacMillan. P. 34-45.

James A. (2007) Giving Voice to Children's Voices: Practices and Problems, Pitfalls and Potentials. American Anthropologist. Vol. 109. No. 2. P. 261-272. DOI: https://doi.org/10.1525/aa.2007.109.2.261 Johnston V., Benedan L., Brubacher S., Powell M. (2021) The Roles of Child Temperament and Interviewer Support on Children Reports of Adult Wrongdoing. Personality and Individual Differences. Vol. 175. P. 1-23. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2021.110732

Kolosova E. A., Berezina A. V. (2022) Chtenie sovremennyx rossijskix podrostkov v kontekste cifrovizacii [Reading Modern Russian Teenagers in the Context of Digitalization]. Detskaya kniga v cifrovuyu epoxu. [Children Book in the Digital Age]. Tomsk: Tomsk State Pedagogical University. P. 132-139. (In Russ.)

1 The article was prepared within the framework of the HSE University Basic Research Program.

Mitrofanova S. Yu. (2016) Realizaciya principov uchastvuyushhego podxoda v sovremennoj

sociologii detstva [Implementation of the Principles of Participatory Approach in Modern Sociolo- a

gy of Childhood]. Vektor nauki TGU [Science Vector of Togliatti State University]. No. 2. P. 132-135. |

(In Russ.) DOI: https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135 |

Morrow V., Richards M. (1996) The Ethics of Social Research with Children: An Overview. Children

and Society. Vol. 10. P. 90-105. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1099-0860.1996.tb00461.x ^

O'Reilly M., Parker N. (2014) Doing Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide jo

to Qualitative Methods. Thousand Oaks: Sage. cx

-1

Osorina M. (2018) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyx. 6-oe izd. [The Secret World £ of Children in the Space of the World of Adults. 6th ed.]. Saint-Petersburg: Piter. (In Russ.) ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Paskal K., Bertram T. (2015) Prislushivayas" k malenkim grazhdanam: borba za vnedrenie paradigmy" uchastiya v issledovaniya rannego detstva [Listening to Young Citizens: The Struggle ^ to Make Real a Participatory Paradigm in Research with Young Children]. Sovremennoe doshkol'noe

Reason P. Bradbury H. (2001) Handbook of action research: Participative inquiry and practice. London: Sage.

dovanijsocial'nojpolitiki [The Journal of Social Policy Studies]. Vol. 17. No. 4. P. 491-506. (In Russ.)

c

obrazovanie: teoriya i praktika [Preschool Education Today: Theory and Practice]. No. 1. P. 69-78. ^ (In Russ.) ^

3 3-I

T

Rollins P. R., McCabe A., Bliss L. (2000) Culturally Sensitive Assessment of Narrative Skills in Children. S] Seminars in Speech and Language. Vol. 21. No. 3. P. 223-234. DOI: https://doi.org/10.1055/s-2000-13196

Rytel J. (2006) Disagreement in Preschoolers' Narrative Discourse. Psychology of Language and ^ Communication. Vol. 10. No. 1. P. 21-44. §

Savinskaya O. B. (2018) Socialnyj poryadok detskogo sada glazami detej: konstruirovanie mira § detstva cherez intervyu-igru [The Social Order of Kindergarten through the View of Children: Constructing World of Childhood via Interview-Game]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3. P. 77-85. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.7868/S013216251803008X

Savinskaya O. B., Istomina A. G. (2019) Prostranstvennoe konstruirovanie social"noj uslugi dlya ~ semej s detmi [The Spatial Constructions Social Services for Families with Children]. Zhurnal issle- 5

3

a o

O a;

DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2019-17-4-491-506 §

Shheglova S. N. (2000) Kak izuchaf detstvo? Sociologicheskie metody' issledovaniya sovremen- ^ ny^x detej i sovremennogo detstva [How to Study Childhood? Sociological Methods of Research § of Modern Children and Modern Childhood]. Moscow: YNPRESS. (In Russ.) <3

Author bio:

Olga B. Savinskaya — Candidate of Sociology, Leading Researcher, International Laboratory for Social Integration Research, HSE University, Moscow, Russia. E-mail: osavinskaya@hse.ru. RSCI Author ID: 167791; ORCID: 0000-00033858-6644; ResearcherID: H-2949-2015.

Received: 25.01.2023 Accepted: 15.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.