Сибирский психологический журнал.
2024. № 92. С. 157-164. DOI: 10.17223/17267080/92/9
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 159.9.018; 159.98
ИНТЕНСИВНЫЙ ОПЫТ ПИКОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ1
В.И. Кабрин1
1 Томский государственный университет, Россия, 634050, Томск, пр. Ленина, 36
Резюме
На основе феноменологии пиковых переживаний (по А. Маслоу) сформирована холо-динамическая модель транскоммуникации. В ней показано, как по четырем кумулятивным направлениям транскоммуникации - нисходящему ^ импрессивному ^ экспрессивному ^ восходящему - возникают ключевые пиковые переживания: катарсис ^ импринтинг ^ экстаз ^ инсайт. Представлены результаты апробации и многократной реализации данной модели в виде тренинга транскоммуникативных состояний (ТТС), которые непосредственно тестируют транскоммуникативные состояния участников тре-нинговой группы глазами самой группы.
Зафиксировано, что достаточные релевантность, валидность и репрезентативность ТТС позволяют участникам тренинга различать доминирующие пиковые переживания. Выявленные для каждого участника тренинга индивидуальные профили пиковых переживаний наглядно характеризуют особенности их креативного потенциала. Представлен интегративный проект курса «Ноэтическая психология», где перспективно отражены возможности внедрения различных вариантов ТТС в разные образовательные практики.
Ключевые слова: пиковые переживания; транскоммуникация; креативный потенциал; образовательные практики
В 1968 г. А. Маслоу, обобщая исторический опыт и результаты проведенного им феноменологического интервью, выявил очень многообразный многомерный «синдром» особых переживаний человека, который назвал пиковыми переживаниями. Вот исходные направления осознавания таких переживаний: «.. .самые счастливые моменты, моменты экстаза... восторга... влюбленность... неожиданно "потрясшая" вас книга или картина, великие мгновения творчества. в эти пиковые моменты. становитесь другим человеком. другим представляется окружающий мир» (Маслоу, 2022а, с. 102).
1 Результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Минобр-науки России, проект № Е8ШМ-2020-0040.
Очень богатая феноменология пиковых переживаний в трудах А. Мас-лоу и его последователей (Шостром, 2008; Маслоу, 2022а, 20226; Тейлор, 2017) почти не поддается концептуальному сжатию, поэтому приведем одно из немногих обобщений самого автора: «...пиковые переживания представляются центральным, а не второстепенным аспектом человеческой жизни, психологии образования. (1) способствуют устранению раскола личности. конфликта между индивидом и миром. (2) эти ощущения -«обоснование» жизни, ее значимости. (3) они - самоценны» (Маслоу, 2022а, с. 254).
Этот широкий пласт наиболее человечной феноменологии человеческого бытия, концептуализированный А. Маслоу в теориях самоактуализации и трансценденции, сегодня подтверждается и более подробно развертывается в масштабных структурированных исследованиях online-методами тематического контент-анализа (De Castro, 2017; Wahbeh et al, 2022).
Многолетняя работа со студентами факультета психологии позволила нам конкретизировать цикл взаимодополнительных пиковых переживаний и выявить необходимые условия их возникновения и динамики превращений. Коммуникативный практикум работы с пиковыми переживаниями высвобождает и актуализирует креативный потенциал как участников процесса, так и самой психологической практики.
Отметим, что первичная коммуникабельность любых душевных переживаний проявляется в их интенциональности (вынесенности в пространство переживаемого события / предмета) и трансцендентности (относительной свободе от временных, пространственных и иных физических ограничений); именно они открывают выходы за рамки привычного, повседневного в мир нетривиального, неизвестного опыта.
Однако онтогенез традиционно ограничивается устоявшимися схемами социализации. Так, уже в школе впечатлительность восприятия компенсируется скоростью узнавания, - именно поэтому радикал транскоммуникабельности переживаний при встрече с Неизвестным нуждается в серьезной реабилитации. А в условиях высшей школы - даже в реанимации, поскольку все возрастающий избыточно-утрированный визуальный драматизм, сопровождающий простейшие по смыслу тексты, блокирует саму возможность актуализации творческого воображения. И это в ситуации, когда подготовка современного специалиста-трансфессионала остро нуждается в опоре на творческий потенциал личности.
Коммуникативный тренинг направлен на встречу участников с новым, неожиданным, неизвестным опытом. Необходимые для нее условия являются настолько естественными для креативно-коммуникативной ситуации, что применимы для большинства образовательных практик.
По сути, это азбука человеческой коммуникации. Номинальным моментом любой коммуникации является такт (как в музыке): если партнеры попадают в такт, то это значит, что они синхронно децентрируют свои встречные переживания в локальном пространстве друг друга, и тогда возникает контакт. Контакт является универсальным полноценным моментом
встречи, где реализуется ее уникальный темпоритм, переводящий интер- и трансперсональное переживание в общий коммуникативный хронотоп.
Встреча с неожиданным новым вызывает чувство риска - как амбивалентное переживание оно выявляет столкновение неофобии (страх перед новым) и неофилии (любовь к новому). В такой констелляции трансперсонального переживания возникает позитивная динамика от эустресса к трансу, или стресс-трансформация, порождающая транссмысл. Эти взаимодополнительные трансформирующие процессы образуют пиковые переживания - эмерджентные качественные прорывы в новые измерения смыслообразования.
Участникам тренинга или проблемной образовательной практики лучше не знать о рассмотренных процессах, пока они не переживут их в своем экспериментальном опыте, чтобы не оказаться в ситуации «сороконожки».
Тренинг траснкоммуникативной ситуации (ТТС) одновременно рассматривается как тест транскоммуникативного состояния и состоит в следующем. Основной группе предлагается разбиться по выбору на малую группу внутреннего круга (7-11 человек) для непосредственной активной работы и круг рефлексивных наблюдателей - «аквариум» внешнего контура. Инструкция для рабочей группы звучит следующим образом: «Каждому участнику по мере готовности важно решиться, и, представ перед группой, ответить на единственный вопрос: "Какой я сейчас?" Речь идет о встрече с группой в данный момент времени, на которой важно поделится своими аутентичными переживаниями.
Затем каждый участник определяет доминировавшее пиковое переживание выступавшего так, как он его почувствует; далее - краткий комментарий. Задача протогониста - фиксировать значимые фрагменты обратной связи; затем ситуация повторяется для участников внутреннего круга.
Стрессогенность и неопределенность ТТС достигаются простотой неожиданной доступности и необходимостью совладать с явной избыточностью степеней свободы по сравнению с типичными требованиями для тренинго-вой группы - быть здесь и сейчас.
Исходное представление о транскоммуникативной природе пиковых переживаний во встрече с неизвестным предполагает наблюдение за кумулятивно взаимодополнительными типами пиковых переживаний. Транскоммуникацию как позитивный результат неизбежности встречи с неожиданно неизвестным можно представить как пересечение «вертикали» - встречных лучей нисходящей и восходящей коммуникации - и «горизонтали» -лучей импрессивной и экспрессивной коммуникации.
Точкой пересечения здесь является фактор транса (размывание и пересечение границ привычного). Трансграничная феноменология транса - от сновидного гипнотического до просветляющего метанойяльного - хрестоматийно описана во многих психологических школах (Уайт, 1996; Эванс, 2018; Котлер, Уил, 2019). Но там основные типы пиковых переживаний редко соотносят с трансом как радикальным предиктором, порождающим их кумулятивное единство.
Исключение составляет классический труд А. Маслоу, где в части VII «Трансценденция и психология бытия» он дал 34 варианта свободных описаний эмпирической феноменологии высших трансцендентных переживаний и 24 варианта феноменологических особенностей людей, испытывающих такие переживания (Маслоу, 2022б, с. 289-309). По сравнению с этой неупорядоченной феноменологией предлагаемая транскоммуникативная модель выглядит более элегантно с точки зрения операционального удобства и технологичности и рассматривается нами как холодинамически релевантная.
Четыре луча (измерения) предопределяют четыре ключевых феноменологически проявленных типа пиковых трансцендентных переживаний, образующих нелинейное кумулятивное единство и степень креативного потенциала личности:
- катарсис - это очищающее потрясение, высвобождающее из-под гнета привычного опыта, инстинктивное обращение к корням (эффект нисходящей коммуникации);
- импринтинг - поглощенность, очарованность новым опытом (эффект импрессивной коммуникации);
- экстаз - переполненность впечатляющим новым опытом, требующая особой экспрессии, переживание невыразимого - выход из себя с риском не вернуться обратно (эффект экспрессивной коммуникации);
- инсайт - просветляющее озарение, открытие вдохновляющего, окрыляющего нового как возможная (но не гарантированная) награда за риски предыдущих пиковых переживаний (эффект восходящей коммуникации).
В практике ТТС пиковые переживания интуитивно обозначены цветовыми карточками: катарсис - синей; импринтинг - зеленой; экстаз - красной, инсайт - желтой. Поскольку участники различаются предрасположенностью и чувствительностью к разным типам переживаний и способам их вербально-невербального проявления, то каждый раз мы получаем полный спектр пиковых переживаний, при этом один из типов всегда доминирует. Для контроля самого факта вхождения в легкий транс и констатации нарушения спонтанности (использования заготовок) в колоде выбора у каждого участника присутствует карточка серого цвета, означающая уход или невозможность встречи.
Поскольку не всем участникам удается трансформировать энергию спонтанного или выученного стресса в энергию транса, то использование серого цвета встречается нередко, но никогда не бывает доминирующим. Этот факт, а также то, что в тренинге практически не наблюдается одинаковых стереотипных способов выразить себя, говорит о минимально достаточной валидности техники экспресс-исследования проявлений пиковых переживаний в коммуникативно-образовательных ситуациях.
Эта нелинейная схема преобразования пиковых переживаний гипотетически как оптимальная встречалась очень редко, но если встречалась, то оказывалась наиболее динамичной и яркой. Другие фрагментарные комбинации типов переживаний, как правило, перерывались тупиками, стагна-
циями, уходами в соматические переживания стресса. Это подтверждает гипотезу о важности темпоритма, овладение которым в каждой новой ситуации развивает чувство такта и тактичность как интегральную характеристику личности.
Здесь же мы находим подтверждение еще одной гипотезы о том, что любая стагнация, западание или зацикливание в одном из типов пиковых переживаний рискованно и может иметь, скорее, отрицательные последствия. Креативный оптимум проявлений близок к рассмотренной кумулятивной спирали их преобразования. В то же время часто проявляющийся неполный, незавершенный профиль переживаний не сопровождается уходом или стрессом и, видимо, характеризует естественную стадию актуализации творческого потенциала транскоммуникабельности личности участника (Маслоу, 2022а).
Практика транскоммуникативного экспресс-исследования живого процесса обретения нового опыта в неожиданных пиковых переживаниях всегда интересна участникам и никогда не надоедает в силу особой динамичности. Мы наблюдали принципиально аналогичные процессы и в других психологических практиках: группах встреч по К. Роджерсу, группах экзистенциального опыта, в групповой супервизии (балинтовских группах), в группах ритм-синтеза, а также в группах динамической медитации и управляемого воображения.
Отметим, что в курсе «Психология творческой коммуникации» студенты-психологи аналогично погружались в решение творческих задач чисто геометрического профиля, но в разной степени вовлеченности. Приведем самые типичные из заданий: не отрывая карандаш от бумаги, перечеркнуть четырьмя прямыми линиями девять точек, которые расположены на равных расстояниях друг от друга в форме квадрата или матрицы 3 х 3; изобразить из шести спичек четыре треугольника без пересечения спичек и т.п.
Некоторые участники, входя в азарт, доходят до экстаза с конструктивной агрессией - только в эти моменты они освобождаются от шаблонов и, выходя за незримые «красные флажки», расширяют креативное поле и находят правильное решение.
На факультете психологии Томского государственного университета мы формируем проект интегративного курса «Ноэтическая психология», посвященного раскрытию интуитивного ума, раскрепощающего творческую интуицию. Он последовательно объединяет ноэтически ориентированные практики: тренинг транскоммуникативной ситуации (Кабрин, 2005), тренинг активного управляемого воображения (Морено, 2008; Финчер, 2015; Ассаджиоли, 2016 Дорст, Фогель, 2016), музыкального ритм-синтеза (Рот, Лоудон, 2016), спонтанного коллективного творчества (Морено, 2008).
В нем концептуальные модели и гипотезы непосредственно испытыва-ются в пиковых переживаниях, которые от модуля к модулю курса становятся все более осознаваемыми и управляемыми самими участниками в направлении оптимального состояния потока (Чиксентмихайи, 2019) и творческой тяги к приключениям (Гратовски, 2010; Кэмерон, 2024). Таким
способом интенсивный опыт креативных переживаний переходит на более глубокий мировоззренческий уровень личностного знания, формируя транс-фессиональный потенциал будущего специалиста.
В любом образовательном цикле учитель, тренер, преподаватель, наставник может находить аналогичные проблемные ситуации, особенно поощряя интерес к традиционно неразрешимым проблемам через индукцию и поддержку необычных пиковых переживаний, которые он обнаруживает у студентов. В этом видится перспектива создания креативной образовательной технологии на основе рассмотренной концепции транскоммуникации.
Литература
Ассаджиоли, Р. (2016). Психосинтез: принципы и техники. М.: Ин-т общегуманитарных исследований.
Гратовски, А. (2010). Генератор возможностей. Введение в ноэтику. М.: Ниола-Пресс. Дорст, Б, Фогель, Р. (2016). Активное воображение. Юнгианский подход. Харьков: Гуманитарный центр.
Кабрин, В.И. (2005). Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал
жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл. Котлер С., Уил, Д. (2019). Похищая огонь: как поток и другие измененные состояния
сознания помогают решать сложные задачи. М.: Манн, Иванов и Фербер. Кэмерон, Дж. (2024). Путь художника. М.: Livebook. Маслоу, А. (2022а). Психология бытия. М.: Акад. проект. Маслоу, А. (2022б). Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер. Морено, Я. (2008). Психодрама. М.: Психотерапия.
Рот, Г., Лоудон, Дж. (2016). В поисках экстаза. Целительный путь неукрощенного духа. М.: Когито-Центр.
Тейлор, С. (2017). Скачок. Психология духовного пробуждения. М.: София. Уайт, Дж. (1996). Что такое просветление? М.: Изд-во Трансперсонального ин-та. Финчер, С. (2015). Создание и интерпретация мандалы. Метод мандалы в психотерапии. М.: Ин-т общегуманитарных исследований. Чиксентмихайи, М. (2019). Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. М.: Карьера Пресс. Шостром, Э. (2008). Человек-манипулятор. М.: Изд-во Ин-та психотерапии. Эванс, Д. (2018). Свобода от контроля. Как выйти за рамки внутренних ограничений. М.: Эксмо.
Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.
Поступила в редакцию 25.04.2024 г.; принята 23.05.2024 г.
Кабрин Валерий Иванович - профессор кафедры психологии личности факультета психологии Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор. E-mail: [email protected]
For citation: Kabrin, V. I. (2024). Intensive Event of Peak Experiences in Educational Practices. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 92, 157-164. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/92/9
Intensive Event of Peak Experiences in Educational Practices1
V.I. Kabrin1
1 Tomsk State University, 36, Lenin Ave., Tomsk, 634050, Russian Federation
Abstract
Based on the phenomenology of peak experiences (according to A. Maslow), we formed a complete dynamic model of trans-communication. It shows how key peak experiences arise in four cumulative directions of trans-communication - descending ^ impressive ^ expressive ^ ascending, key peak experiences arise: catharsis ^ imprinting ^ ecstasy ^ insight. Presented are the results of the testing and repeated implementation of this model in the form of trans-communicative training states (TTS), which directly tested the trans-communicative states of participants of the training group through the eyes of the group itself. There was sufficient relevance, validity and representation of the TTS recorded allowing the participants to distinguish between dominant peak experiences. The individual profiles of peak experiences identified for each participant during the training clearly characterize the features of their creative potential. Evolving into an integrative project the course "Noetic Psychology", where it promisingly reflects the possibilities of various variants of TTS into different educational practices.
Keywords: peak experiences; trans-communication; creative potential; educational practices
References
Assagioli, R. (2016). Psikhosintez: printsipy i tekhniki [Psychosynthesis: Principles and
Techniques]. Moscow: Institute of General Humanitarian Studies. Cameron, J. (2024). Put' khudozhnika [The Artist's Way]. Translated from English. Moscow: Livebook.
Csikszentmihalyi, M. (2019). Kreativnost'. Potok i psikhologiya otkrytiy i izobreteniy [Creativity. Flow and the Psychology of Discoveries and Inventions]. Moscow: Kar'era Press. De Castro, J.M. (2017). A model of enlightened mystical awakened experience. Psychology
of Religion and Spirituality, 9(1), 34-45. doi: 10.1037/rel0000037 Dorst, B. & Fogel, R. (2016). Aktivnoe voobrazhenie. Yungianskiy podkhod [Active Imagination. Jungian Approach]. Kharkov: Gumanitarnyy tsentr. Evans, D. (2018). Svoboda ot kontrolya. Kak vyyti za ramki vnutrennikh ogranicheniy [Freedom from Control. How to Go Beyond Internal Limitations]. Moscow: Eksmo. Fincher, S. (2015). Sozdanie i interpretatsiya mandaly. Metod mandaly v psikhoterapii [Mandala Creation and Interpretation. The Mandala Method in Psychotherapy]. Translated from English. Moscow: Institute of General Humanitarian Studies. Gratovski, A. (2010). Generator vozmozhnostey. Vvedenie v noetiku [The Possibility Generator.
Introduction to Noetics]. Moscow: Niola-Press. Kabrin, V.I. (2005). Kommunikativnyy mir i transkommunikativnyy potentsial zhizni lichnosti: teoriya, metody, issledovaniya [The Communicative World and Transcommunicative Potential of Personality Life: Theory, Methods, Research]. Moscow: Smysl. Kotler, S., & Weale, D. (2019). Pokhishchaya ogon': kak potok i drugie izmenennye sostoya-niya soznaniya pomogayut reshat' slozhnye zadachi [Stealing Fire: How Flow and Other
1 This research was supported by Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, project No. FSWM-2020-0040.
Altered States of Consciousness Help Solve Complex Problems], Moscow: Mann, Ivanov i Ferber,
Maslow, A, (2022a), Psikhologiya bytiya [Psychology of Being], Moscow: Akademicheskiy proekt,
Maslow, A, (2022b), Dal'nie predely chelovecheskoypsikhiki [The Far Reaches of the Human
Psyche], St, Petersbrug: Piter, Moreno, J, (2008), Psikhodrama [Psychodrama], Moscow: Psikhoterapiya, Roth, G,, & Loudon, J, (2016), V poiskakh ekstaza. Tselitel'nyy put' neukroshchennogo dukkha [In Search of Ecstasy, The Healing Path of the Untamed Spirit], Translated from English, Moscow: Kogito-Tsentr, Shostrom, E, (2008), Chelovek-manipulyator [The Manipulator], Moscow: Institute of Psychotherapy,
Taylor, S, (2017), Skachok. Psikhologiya dukhovnogo probuzhdeniya [The Leap, The Psychology of Spiritual Awakening], Translated from English, Moscow: Sofiya, Wahbeh, H,, Fry, N,, Speirn, P, et al, (2022), Qualitative analysis offirst-person accounts
of noetic experiences, F1000Research, 10:497, doi: 10,12688/f1000research,52957,3 White, J, (1996), Chto takoeprosvetlenie? [What is Enlightenment?], Moscow: Transpersonal Institute,
Received 25.04.2024; Accepted 23.05.2024
Valery I Kabrin - Professor, Department of Personality Psychology, Tomsk State University, D, Sc, (Psychol,), Professor, E-mail: kabrin@list,ru