Сибирский психологический журнал.
2023. № 89. С. 28-43. Б01: 10.17223/17267080/89/2
УДК 159.9; 316.276
КОММУНИКАТИВНАЯ ПСИХОСЕМАНТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МИРА
ЛИЧНОСТИ1
В.И. Кабрин1, Э.В. Галажинский1
1 Томский государственный университет, Россия, 634050, пр. Ленина, 36
Резюме
Проблема социокультурных и технологических трансформаций требует переосмысления методологических оснований современного образования. Предлагается парадигма человеческой коммуникации в интегративном контексте актуальных общенаучных подходов - холодинамики и ноодинамики.
Холодинамика проявляет многообразие естественного физического мира, а ноодинамика выражает все его смыслы; вместе же они являются сторонами единого коммуникативного процесса, источника смыслообразования во встречах человека с миром, другими и самим собой.
Ноэзис акцентирует интуитивно-креативные моменты в коммуникации, а коммуникативное отношение порождает новые степени свободы, важные для когнитивно-смысловых сознательных возможностей личности, которые могут быть полноценно использованы в образовательных коммуникативных мирах университета и студента. Задача статьи - описать методологические, методические и проектные перспективы креативных экспериментов с конкретными проблемно-ориентированными программами в контексте университетских миров.
Для решения задачи в коммуникативной психосемантике выделено две размерности сознательных переживаний, доступных контент-анализу и построению полимодальных смысловых пространств вербальных и невербальных проявлений преподавателей и студентов - четыре холодинамических модальности интенциональных переживаний: a) мо-тивационных; Ь) перцептивных; ^ имагинативных; d) эмоциональных; четыре холар-хических уровня трансцендентальных переживаний: D) транстемпоральных ценностно-смысловых рефлексивных; ^ транслокальных проблемно-концептуальных; B) трансформативных ситуативно-конструктивных; A) трансэргичных архетипических переживаний душевной энергии.
В системе координат интенциональной и трансцендентальной размерностей построена структурно-динамическая модель 16 типов образовательных позиционных стратегий. Выделен профиль креативного потенциала индивидуального образовательного пространства студента университета, образуемый резонансом интенциональных тенденций и трансцендентальных уровней в смысловых переживаниях (Aa), (Dd).
Именно в этих «акупунктурных точках» встречи с новым рождаются пиковые переживания: катарсис, импринтинг, экстаз, инсайт. Установлено, что такие пиковые переживания чаще возникают в проблемно-дискуссионных группах коллективного творчества.
1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект № FSWM-2020-0040.
Представленные подходы, модели и методики легли в основу проекта гармонизации индивидуальных образовательных траекторий студентов в пространстве креативных миров университета.
Ключевые слова: коммуникативная психосемантика; холодинамика; ноодинамика; коммуникативные миры; образовательные стратегии; креативный потенциал
Ноодинамические проблемы и гипотезы развития коммуникативно-образовательных процессов
Величайшие взлеты мысли глубокой древности так или иначе касались загадочных отношений между физической реальностью и духовным миром, т.е. ноэтической семантической смысловой реальностью. Выявить и представить трудноформулируемую метапозицию потенциального единства этих взаимодополнительных и проницаемых полюсов, по мнению многих исследователей, удалось в естественном тогда вселенском масштабе Анаксагору в концепте «ноус» - интуитивный ум (Рожанский, 1972; Налимов, 2018). Поэтому он актуален и дискуссионен до сих пор (Мэнс-филд, 2022). Этот исторический контекст необходим для современного переосмысления феномена и концепта человеческой коммуникации как универсального пути раскрытия творческого потенциала человека в его когнитивно-ноэтической целостности в образовательном процессе культурно-исторического масштаба.
Впрочем, уже «и у Полани, и у Поппера речь идет о самоорганизующейся коммуникативной активности субъекта познавательной деятельности, находящей свое выражение в его самотрансценденции... у Поппера самотрансценденция реализуется по преимуществу в процессе критики, критического диалога и самокритики, в то время как у Полани самотранс-ценденция осуществляется в особого рода акте уверования, самоотдачи. осознается, что такие характеристики, как циркулярность, самореферент-ность, автопоэтичность, коммуникативность, диалогичность, являются для синергетического мышления ключевыми, коль скоро оно осознается в качестве мышления сетевого и преимущественно метафорического. Это принципиально иной, холистически-сетевой способ структурирования реальности, где в фокусе креативность, полиморфизм языков, метафора и аналогия, сетевое мышление, кольцевая причинность и т.п.» (Аршинов, Буданов, 2002. с. 71-76).
Индивидуальный мир человека неповторим, впрочем, как и все в природе. Но каждый человек ищет в этом мире повторяемое, чтобы не заблудиться. Самое удивительное в том, что мир всегда остается уникальнее, чем то, что мы успеваем о нем подумать. Любое мгновение таит в себе бесконечность. И чем образованнее человек, тем значительнее, ярче его уникальность. Рассудительно-разумный человек, конечно, не успевает за этой непредвзятостью, неожиданностью, внезапностью мира; более того, он обычно прячется от них в поисках повторяемого и часто не доверяет своему, может быть, самому ценному дару - интуитивному уму (ноусу).
Концепции интуитивного ума и творческой интуиции (две стороны ноэ-зиса) остаются почти неразработанными и даже уходящими в тень по сравнению с латинской линией определений рациональности - рассудительной разумности дискурсивного мышления. Сегодня они легче переводятся в когнитивные схемы и алгоритмы искусственного интеллекта (Смирнов, 2012; Ветчинин, 2021; Cao, 2023). Соответственно, человеческая коммуникация, несмотря на ее естественную эмпатийно-интуитивную и креативную стороны, анализируется преимущественно в конвенциальном русле (Гриффин, 2015).
Однако коммуникация является, по сути, воплощением ноуса, который, проникая во всё и организуя его, не смешивается c ним. Коммуникация, являясь смыслообразующим процессом, не может не реализовываться физически, символизируя все физические проявления актуального коммуникативного контекста. Если ноэзис, отражающий целостность физического и духовного, существует лишь в процессе проявления, то он является, по сути, холодинамикой (Вульф, 1995), которая существует именно как коммуникация, т.е. как постоянное переосмысление меняющихся обстоятельств во встречах с новым. При этом смысловое поле коммуникации как онтологическая универсалия всегда неповторимо целостно, т.е. холодинамично. Таким образом, ноодинамика - это латентная реальность холодинамиче-ской коммуникации.
Видимо, такого рода скрытую реальность имел ввиду Д. Бом в качестве основы физически проявленной реальности. Это во многом объясняет его интерес к психологии (Талбот, 2009). Неслучайно единицей этой первичной латентной реальности он назвал «сома-значимость» (Бом, 2010). Излишняя экзотическая странность этой аналитической единицы станет более понятной, если обратить внимание на первичную исходную коммуникабельность любого психического душевного процесса. Философы традиционно рассматривали такое качество души в концептах двух функциональных размерностей - интенциональности и трансцендентальности, в которых душевность сохраняет свою невыразимость и недоступность - «квалиа» (Чалмерс, 2013; Stuart, Kauffman, Radin, 2023).
Действительно, любое душевное переживание, которое больше, чем жизнь, обладает этими качествами. Только вернувшись к ним на основе прозрений Н.О. Лосского (1995), возвращающего нас к чувственной, интеллектуальной и мистической интуиции, мы понимаем, что это та самая ноодинамическая сторона универсальной душевной коммуникабельности. В таком ракурсе все душевные переживания децентрированы, вынесены навстречу переживаемому и тем самым «чтойны», интенциональны. В этом первичном психологическом отношении с реальностью не только возможна первичная свобода от физической размерности (телесности) того, кто переживает, но и свобода от физического давления переживаемого. Эта естественная свобода психологической коммуникабельности отношений человека с миром, окружающими и собой, оказывается проблематичной для большинства обычных людей (Франкл, 2017; Маслоу, 2011).
Наша задача - моделировать в меру возможного методологическое пространство перспектив, открывающихся в заданных степенях свободы. Типичные тупики на этом пути показывает работа Д. Чалмерса (2013), являясь достойным примером тщательности и последовательности анализа проблем сознания. Он вынужден противопоставлять познание в силу его функциональной редукции и физической детерминированности и собственно сознание в силу его квалиа и нередуцируемости ни в какой физический процесс. При этом он вынужден игнорировать их интимную преемственность, интуитивно понимаемую в контексте их принадлежности к ноодинамической коммуникабельности душевного квалиа. Однако имеется ряд ученых, кто бросает наблюдательный и эмпирический вызов материалистическим моделям сознания (Wahbeh, Radin, Cannard, Delorme, 2022) и оценивает роль сознания в физическом мире с точки зрения его взаимосвязи, когда оно способно влиять на физические системы мгновенным и нелокальным образом (Wahbeh, 2021).
Ноодинамическая коммуникабельность может проявляться последовательно: как принятие (интуитивная децентрация) ^ понимание (через фокусирование внимания) ^ знание (как момент метапозиции) ^ признание (ориентация на конвенциальность).
Сама когниция в данном процессе - это момент интракоммуникативной презентации осознаваемого смыслообразования, которая уже тяготеет к конвециализации, т.е. интеркоммуникативному культурно-образовательному принятию. Это и создает возможность гармоничного единства индивидуального и универсального в коммуникативно-образовательном мире человека (личности, преподавателя и студента и т.п.).
Холодинамическая самоорганизация коммуникативно-образовательных миров
В кульминационные моменты жизни человека его индивидуальный образовательный мир существует как динамическое преобразование культурно-образовательного интеркоммуникативного мира университета во внутренний интракоммуникативный мир студента (Акофф, 2013). Именно он кристаллизуется в его настоящую образованность, когда сама учебная конкретика уже забывается. Университет, интегрировано воплощая высшие культурно-цивилизационные достижения эпохи (Ясперс, 2006; Суворова, 2021), инициирует соответствующий культурно-смысловой креативный потенциал личности студента в той мере, в какой они (университет-студент) в качестве коммуникативно-смысловых миров открыты и соразмерны друг другу. Такая соразмерность возможна и реализуема в силу базовой коммуникабельности многомерного психологического потенциала человека как культурно-исторического существа (Маслова, 2016; Брагин, 2021).
Первая фундаментальная размерность - интенциональность - как качественная специфичность психического означает его изначальную коммуникабельность. Она проявляется не просто как предметная направленность
переживания; именно она размыкает и границы, и ограниченность физика-лизма: любой образ формируется в пространстве «околопредметном», в соответствующих ему масштабах, а не в пространстве телесности субъекта. Специфичность интенциональности душевных переживаний осуществляется и проявляется минимум в четырех качественно специфичных динамических модальностях: мотивационной ^ перцептивной ^ имагинативной ^ эмоциональной. Они несводимы друг к другу, но функционально-циклически являются взаимодополнительными как формы-стадии активности и холоди-намически включенными последовательно одна в другую, т.е. кумулятивны.
Коммуникабельность переживаний образует новое символическое смысловое измерение их осуществления и создает динамические векторы коммуникативной психосемантики. Сам субъект и / или интерпретатор любое переживание может осознавать как: a) мотивирующее (побуждающее); Ь) перцептивное (воспринимающее); ^ имагинативное (воображаемое); d) эмоциональное (удовлетворительное / неудовлетворительное или амбивалентное). Хрестоматийная психосемантика таких переживаний вполне репрезентативна и универсальна. Она доступна контент-анализу (Серкин, 2023), с помощью которого можно создавать различные модели полимодальных смысловых пространств вербальных и невербальных проявлений преподавателей и студентов в образовательном процессе.
Слово «пространство» используется здесь в расширительном смысле лишь для лексического удобства, так как концепт «время» и психологически, и онтологически более фундаментален. Просто для возникновения пространства необходимо время (даже в концепции «Большого взрыва»). Драматически сложные взаимоотношения между пространством и временем охватываются лишь концептом «универсум» и созвездиями его миров. Возникновение коммуникативно-смысловых миров можно рассматривать вслед за В.И. Вернадским (2009) и П. Тейяром де Шарденом (2011) высшим достижением универсума в его ноосферной, ноэтической направленности.
Особенно наглядно это подтверждается второй фундаментальной размерностью сознательного психического - его трансцендентностью (Левина, 2013). Она преодолевает интенциональность переживания и его самотождественную предметность «здесь и сейчас». В терминах современной парадигмы холодинамики (Аршинов, Буданов, 2002; Джексон, 2016) наши осознаваемые переживания метафизичны, трансцендентны на четырех холархических уровнях (Уилбер, 2018).
D) Время - ценностно-смысловые рефлексивные переживания тран-стемпоральны. Когда человек осознает различия между будущим (стремления и прожекты), настоящим (сейчас) и прошлым (воспоминания), то может свободно путешествовать от одного к другому без машины времени, образуя замысловатые петли в нарративах внутренней коммуникации. Транстемпоральноть организует предельные горизонты актуального сознания между его радикальными эмержденциями.
^ Пространство - концептуальные проблемные переживания транслокальны, предрасположены к переносу в разные ситуации, территории и
масштабы далеко не очевидным образом. Холодинамически этим они обнаруживают свойства нелинейных аттракторов или латентных факторов. Неслучайно в психологии с начала XX в. используются различные математические модели факторного анализа, помогающие концептуализировать внешне противоречивую реальность как внутренне синергичную.
B) Информация - в физических науках и кибернетике рассматривается как отношение изоморфности, инвариантности в отражающих друг друга качественно различных средах и системах, особенно при передаче сигнала от передатчика к приемнику. Основатель теории информации К. Шеннон предупреждал, что информация важна прежде всего как негэнтропия, но физически не содержит смысла. Коммуникабельные переживания в виде образов, которые обладают отражающими и отображающими качествами, могут свободно менять образные впечатления об одном и том же до неузнаваемости. Это одно из важнейших открытий гештальт-психологии приобретает возрастающую актуальность в холодинамической парадигме, что связано с математическим моделированием динамически самоорганизующейся физической и нефизической реальности - нетождественных, но бесконечно самоподобных и таким образом гармоничных фракталов при смене масштабов их отображения (Аршинов, Буданов, 2002; Чернова 2015). Дж. Келли рассмотрел человека как личность, постоянно изобретающую новые конструкты для обнаружения и классификации меняющейся реальности. При этом смена аспектов внимания и точек зрения, ведущих к новым впечатлениям, лишь стимулирует изобретение новых конструктов. Они фиксируют значимые смысловые грани предметной реальности в виде вербальных и невербальных предметных символов, проявляющих свойство фракталов уже в коммуникативно-смысловом универсуме, где трансфор-мативность конструктов начинает доминировать над их информативной составляющей. На фрактальном уровне конструктивные переживания потенциально бесконечно разнообразны при их сохраняющемся подобии.
Л) Энергия - самое универсальное и первичное качество физического мира, сохранившее таинственность и для современных физиков. С точки зрения холодинамической парадигмы важно было бы исследовать не только пространственно масштабированную, ограниченную скоростью света и конденсированную в пространстве энергию, но и энергию чистого времени. Пока, видимо, это невозможно, поскольку для физиков остается под вопросом и реальность самого времени (Мюллер, 2017). Принципиально важно, что в своих истоках на уровне квантовой физики квантовая энергия проявляет свои предельные холодинамические свойства - вероятностную свободу быть или бесконечной волной, или точечным импульсом, но и здесь многое зависит от состояния сознания исследователя («эффект наблюдателя»). Для психологов эта проблема не менее важна, так как психическая энергия также проявляет удивительные степени свободы относительно физических констант (включая скорость света), оставляя при этом объективированные следы на физическом плане - телесном и не только (Шерток, 1982, Чёрч, 2019). Психическая энергия как смыслообразующая,
таким образом, является трансэргичной как потенциальная, еще диффузная мыслеформа, или архетип-символ. К.Г. Юнг отмечал прежде всего необычный энергетический всплеск при актуализации архетипа (Склейнис, 2018; Хогенсон, 2022; Юнг, 2022).
Таким образом, холодинамический вариант моделирования индивидуального образовательного мира человека представлен в двух димензио-нальностях, или фундаментальных размерностях, - интенциональной холодинамичности и трансцендентальной холархичности. Дальнейшая конкретизация будет представлена как структурно-динамическая модель психосемантических позиционных стратегий, которые определяют индивидуальный профиль и потенциал содержательной смысловой глубины индивидуального образовательного пространства.
Структурно-динамическая модель смыслового и креативного потенциала индивидуального коммуникативного-образовательного мира студента
Ранее нами была показана возможность представления холодинамиче-ского единства деминзиональностей - четырех психодинамических интен-циональных модальностей (а, Ь, с, а) и четырех уровней их трансцендентной холархической организации (А, В, С, Б) - в виде структурно-динамической модели когнитивно-ноэтического развития личности (Кабрин, 2021; Баланев и др., 2022). Коммуникативная психосемантика позволяет различать 16 позиционных психосемантических образовательных стратегий, упорядоченных с точки зрения их потенциала когнитивно-ноэтического развития личности (табл. 1).
Таблица 1
Модель психосемантических позиционных стратегий в индивидуальном образовательном мире личности
Б Ценности Ба БЬ Бс Ба
С Концепты Са СЬ Сс са
В Конструкты Ва вь Вс ва
А Символы Аа АЬ Ас Аа
Структурные уровни Динамические векторы Мотивация Перцепция Имагинация Эмоция
а Ь с а
Подчеркнем, что ноэтический фактор коммуникативной психосемантики личности образуется прежде всего ее интуитивной составляющей (Лос-ский, 1995), которая суть предикция актуализации креативного потенциала. Предполагаем, что он является эмердженцией центральных психосемантических образований, акцентированных диагональю матрицы (см. табл. 1). Она отражает фундаментальный закон развития живых систем, где возникающая структура порождается и поддерживается соответствующей специфической функцией. Поэтому естественно, что основными пиковыми
переживаниями, выводящими смысловой опыт за рамки обыденности (через стресс-транс-формацию) являются катарсис, импринтинг, экстаз, ин-сайт. Имеется много исследований, посвященных каждому из них, правда, без анализа их общей холодинамической коммуникативной природы. Пиковые переживания, рождаясь в транскоммуникации как встреча с неизвестным, неожиданны и трансовы по сути. При этом они оказываются всплеском центральных факторов базовой психосемантической коммуникабельности человека.
Катарсис - вспышка еще не структурированной, но уже символичной энергии архетипов (Aa).
Импринтинг - завораживающий омут необычных ярких, но уже ситуативных впечатлений с их конкретными характеристиками (Bb).
Экстаз - выход переживаний за обычные рамки к новым возможностям: выразительное превосхождение себя прежнего (Cc).
Инсайт - необычно просветленное состояние вдохновения, душевного взлета с невыразимым чувством открытия нового. Здесь - синтез высших рефлексивных ценностей и высших интуитивных чувств (Dd).
Нами проверена на валидность активная групповая диагностика личностного профиля этих состояний при прохождении стресс-трансформации - Тест транскоммуникативного состояния (ТТС; Кабрин, 2005). В работе В.В. Мацута (2009) исследовано и выявлено соответствие основных характеристик психосемантики внутреннего интракоммуникативного и межличностного интеркоммуникативного миров личности студентов. В последующих работах показано повышение креативного потенциала студентов в связи с возникновением пиковых переживаний (Кабрин, Вы-скочков, Прудовиков, 2020). Таким образом, оптимум реализации когни-тивно-ноэтического и креативного потенциала личности студента обнаруживается в способах и степени вовлеченности в различные коммуникативные хронотопы университетских событий - от конкретных семинаров до международных форумов и научно-поисковых экспедиций, похожих на приключения (Гратовски, 2010; Rae, 2023). Его индивидуальный образовательный профиль также инициируется своеобразным духовным миром университета и тяготеет к взаимной гармонизации. В модели психосемантических позиционных стратегий в индивидуальном образовательном мире личности профиль может быть представлен с помощью герменевтического контент-анализа в виде частот проявлений 16-позиционных стратегий (см. табл. 1).
Онтологически индивидуальный образовательный мир студента в целом вряд ли постижим. Холодинамически было бы упрощением даже сравнить его с бурной рекой, изменчиво переплетающей коммуникативно-смысловые потоки; он еще представляет собой ноодинамическое мерцающее когнитивно-креативное поле - океан масштаба «соляриса» (Ст. Лем). Поэтому мы методами моделирования создаем более простые, но существенно не упрощенные когнитивно-ноэтические профили и потенциалы, релевантные сути образовательного мира человека.
Репрезентативным экспресс-материалом, в котором могут проявиться индивидуальные образовательные контуры когнитивно-ноэтического и креативного потенциала студента, является, к примеру, свободное творческое эссе о его наиболее глубоком интересе и вовлеченности в определенное содержание и форму образовательного процесса в рамках и за рамками учебной программы.
Проектные перспективы гармонизации индивидуальных образовательных траекторий в системе «университет-студент»
Коммуникативные миры личности - студента, преподавателя, ученого -разномасштабны с точки зрения качественной культурно-исторической и пространственно-временной перспективы. В то же время с коммуникативными мирами университета они имеют общие инвариативные характеристики. Уже отмечено, что любые коммуникативные отношения внутри себя принципиально децентрированы, реализуя социально-психологический потенциал коммуникабельности как на уровне личности, так и на уровне группы, ибо без этого они невозможны. Коммуникативные миры личности, группы, организации как межгрупповое объединение образуют созвездия коммуникативных отношений разной степени сложности, и для реализации своего предназначения они становятся принципиально центрированы относительно своей главной инстанции. Так, личность, причастная к различным группам со своими предназначениями, формирует в каждой из них свой коммуникативный мир (комплекс отношений) потенциально возможной самореализации в соответствии со своими индивидуальными особенностями. И в каждой группе она решает задачу гармонизации взаимных предназначений, часто в зависимости от характера ее группового принятия.
Возможно, коммуникативные миры университета и его любых научно-образовательных объединений в лице конкретных личностей (студентов, преподавателей, ученых) имеют аналогично организованные холархиче-ские уровни коммуникативной психосемантики, а именно: рефлексивные ценности ф); проблемные концепты (О); ситуативные конструкты ф); ритуальные архетипические символы В коммуникативно-смысловом образовательном пространстве «университет-студент» эти уровни показывают взаимную потенциальную соразмерность коммуникативных миров и возможные направления стратегической смысловой гармонизации в контекстах значимых событий и проектов.
Особенно важно, что в таких пересечениях коммуникативных миров -различных структур университета и личностных миров студентов, преподавателей, ученых - происходит решение традиционной проблемы, связанной с актуальной синергией официально-административных ценностей, задач, решений и неформальных личных мотиваций и эмоциональных состояний сотрудников. Это обеспечивает благоприятный, устойчивый к фрустрациям социально-психологический климат жизни университетского мира в целом.
В холархических смысловых уровнях университетский мир представляет собой констелляцию более рельефных артикулированных и открытых в транскультуральную среду коммуникативных миров. Отметим, что нижний символический уровень прямо развернут в среду, а высшие ценностно-смысловые инстанции при этом являются более имплицитными, но вовсе не закрытыми для личностных миров. Такая дифференциальная направленность коммуникативных миров лучше отображается многомерной ра-диально-векторной моделью (рис. 1).
Рис. 1. Креативное лидерство в коммуникативных мирах университета Принятые сокращения (приводятся в соответствии с оппонирующими аттрактивными полями): ВЦ - высшие ценности и АЦ - актуальные ценности; М - миссия университета и КП - корни выживания и принадлежность; РР - реализуемые ресурсы и АР - актуальные резервы; АП - альтернативные проекты и ПВ - принятые вызовы; ЛТ - лучшие традиции и ПП - прорывные проекты.
Уровни: УЭЛ - уровень эмерджентного лидерства; УАЛ - уровень аттрактивного лидерства; УФЛ - уровень фрактального лидерства; УСЛ - уровень символического лидерства. Четвертый пунктирный уровень символического лидерства презентирует дизайнерский ореол организации. Лишь экспертная содержательная конкретизация всех коммуникативных центров основных глубинных уровней подтверждает реалистичность и значимость этого ореола. Проблемно-концептуальное содержание аттрактивного уровня показано радиальными связями между оппонирующими коммуникативными мирами.
В этой модели аттрактивно взаимосвязанные контуры разноуровневых миров достаточно определенно переводятся в исследовательские семанти-
ческие инструменты. Это могут быть открытые вопросы полуструктурированного интервью или опросника, а также проективные творческие эссе с последующим контент-анализом по схеме коммуникативной психосемантики. Когда предложенная модель креативного лидерства в коммуникативных мирах университета станет коммуникативной площадкой проблемно-дискуссионных групп, то она может служить:
- продолжением исследовательских направлений;
- активной диагностикой настроений;
- инструментом развития коммуникативной культуры участников -студентов, преподавателей, ученых;
- камертоном гармонии в стратегических отношениях между коммуникативными мирами университета.
В заключение отметим, что индивидуальное образовательное пространство преподавателя и студента в современной онлайн-среде, перегруженной виртуальными коммуникациями, может выходить далеко за рамки конкретного университета. Однако потенциально осуществимые полноценные контакты с живыми реальными сотрудниками и коллегами могут быть не только более креативными, но и профилактически значимыми прививками против возникновения все более распространенных симптомов «клипового мышления» и «войлочного сознания» (Моль, 2008).
Оживляющие энергоемкие «акупунктурные» центры университета могут быть актуализированы с помощью динамично образующихся и меняющихся проблемно-дискуссионных групп, а также в репрезентативных сессиях референтных участников (Brooks, Brant, Lamb, 2019; Li et al., 2022). Это происходит во встрече в естественном темпоритме в зависимости от обстоятельств.
Исследовательские возможности модели (см. рис. 1) определяются задачами и условиями конкретного исследования, которое является подготовительным этапом для работы проблемно-дискуссионных групп. Их интересы центрируются в связи с гармонизацией минимум двух любых коммуникативно-смысловых центров. Проект может выглядеть утопическим, однако убедительные примеры из книг М. Джексона (2016) и Р. Джадкинса (2018) показывают, что подобные проекты реализуемы. В последнем исследовании M.-J. Huang (2023) показано, что даже наличие лидерской самоиронии в такой команде способствует росту креативности остальных участников и командной гармонизации. Совместное участие в таких группах и сессиях преподавателей, студентов, руководителей практик, работодателей и иных акторов позволит выявить соразмерность области «развивающего разрыва» обучающих и обучаемых. На основе этого может прогнозироваться эффективность индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Содержательное описание наиболее значимых коммуникативных миров университета и связей между ними может быть результатом реализации такого исследовательского проекта. Он естественно может переходить в развивающий, если полученный на такой основе аналитический материал поступает в организационный центр творческой сессии, который находит
наиболее оригинальные и продуктивные комбинации участников, ориентированных на решение выявленных проблем.
Такие контуры исследовательского и развивающего проекта применимы к уровню общеуниверситетских приоритетов, но первоначально они более доступны к осуществлению на уровне пилотных экспериментов с конкретными проблемно-ориентированными программами в контексте актуальных университетских трендов.
Литература
Акофф, Р. (2013). Искусство решения проблем. М.: Книга по требованию. Аршинов, В. И. Буданов, В. Г. (2002). Когнитивное основание синергетики. В кн.: Си-
нергетическая парадигма (с. 67-109). М.: Прогресс-Традиция. Баланев, Д. Ю., Кабрин, В. И., Лукьянов, О. В., Краснорядцева, О. М., Щеглова, Э. А., Бредун, Е. В. (2022). Когнитивное индивидуальное образовательное пространство: технологии изучения и построения стратегий конструирования. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та.
Бом, Д. (2010). Причинность и случайность в современной физике. М.: Красанд. Брагин, А. В. (2021). Современный университет: постмодернистские изыски или классика. Ноосферные исследования, 1, 27-32. (М: 10.46724/Ы008.2021.1.27-32 Вернадский, В. И. (2009). Биосфера и ноосфера. М.: Айрис Пресс. Ветчинин, Н. М. (2021). Тренды университетской цифровизации: от простого к сложному. Ноосферные исследования, 1, 106-114. (М: 10.46724/Ы008.2021.1.106-114 Вульф, В. (1995). Холодинамика. Как развивать и управлять своей личностной силой.
М.: Ассоциация холодинамики. Гратовски, А. (2010). Генератор возможностей. Введение в ноэтику. М.: Ниола-Пресс. Гриффин, Э. (2015). Коммуникация: теории и практики. Харьков: Гуманитарный Центр. Джадкинс, Р. (2018). Искусство креативного мышления. М.: Азбука. Джексон, М. С. (2016). Системное мышление: Творческий холизм для менеджеров.
Томск: Изд. Дом Том. гос. ун-та. Кабрин, В. И. (2005). Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал
жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл. Кабрин, В. И. (2021). Холистическая модель когнитивно-ноэтического развития личности. Сибирский психологический журнал, 81, 6-27. (1о1: 10.17223/17267081/81/1 Кабрин, В. И., Выскочков, В. С., Прудовиков, И. О. (2020). Структура когнитивно-креативного потенциала лидерства как базовой компетенции будущего трансфесси-онала. Сибирский психологический журнал, 76, 91-104. (1о1: 10.17223/17267080/76/6 Левина, Т. В. (2013). Трансцендентное: антиэстетизм Платона и идеи «сами по себе». В кн.: Т. В. Левина (ред.), Трансцендентное в современной философии: направления и методы (с. 144-163). СПб.: Алетейя. Лосский, Н. О. (1995). Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика.
Маслова, Н. В. (2016). Ноосфера. Ноосферное развитие. Ноосферное образование.
Открытое образование, 2, 6-10. 10.21686/1818-4243-2016-2-6-10 Маслоу, А. (2011). Новые рубежи человеческой природы. М.: Альпина Нон-фикшн. Мацута, В. В. (2009). Содержательные и структурные характеристики внутриличност-
ной коммуникации. Сибирский психологический журнал, 34, 37-39. Моль, А. (2008). Социодинамика культуры. М.: Изд-во ЛКИ. Мэнсфилд, В. (2022). Синхронистичность, наука и созидание души. М.: Касталия. Мюллер, Р. (2017). Сейчас. Физика времени. М.: Манн, Иванов и Фербер. Налимов, В. В. (2018). Прошлое в настоящем. М.: Центр гуманитарных инициатив. Рожанский, И. Д. (1972). Анаксагор. У истоков античной науки. М.: Наука.
Серкин, В. П. (2023). Психосемантика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт. Склейнис, В. А. (2018). Нелинейная динамика межличностных форм смысла. Психолог,
2, 30-37. doi: 10.25136/2409-. 8701.2018.2.24839 Смирнов, Г. С. (2012). Цефализация ноосферы: эволюция разумного вещества на рубеже тысячелетий. Вестник Ивановского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки, 2(12), 17-30. Суворова, Г. М. (2021). Универсум - это образование через всю жизнь. Ноосферные
исследования, 1, 65-69. doi: 10.46724/N00S.2021.1.65-69 Талбот, М. (2009). Голографическая Вселенная. Новая теория реальности. М.: София. Тейяр де Шарден, П. (2011). Божественная среда. М.: АСТ. Уилбер, К. (2018). Краткая история всего. Духовная интеграция. М.: Постум. Франкл, В. (2017). Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ. М.: Аль-пина нон-фикшн.
Хогенсон, Дж. (2022). Синхронистичность и «королевский дракон». Юнгианский анализ, 4(52), 9-29.
Чалмерс, Д. (2013). Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: УРСС; ЛИБРОКОМ.
Чернова, Е. В. (2015). Хаос и порядок: фрактальный мир. Природа, 5, 34-45. Чёрч, Д. (2019). Разум покоряет материю. Поразительная наука создания материальной реальности силой разума. М.: Эксмо. Шерток, Л. (1982). Непознанное в психике человека. М.: Прогресс. Юнг, К. Г. (2022). Архетип и символ. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация». Ясперс К. Идея университета. Минск: Белорус. гос. ун-т, 2006.
Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.
Поступила в редакцию 01.06.2023 г.; принята 17.08.2023 г.
Кабрин Валерий Иванович - профессор кафедры психологии личности Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Галажинский Эдуард Владимирович - ректор Томского государственного университета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор. E-mail: [email protected]
For citation: Kabrin, V. I., Galazhinsky, E. V. (2023). Communicative Psychosemantics of the Individual Educational World of a Person. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 89, 28-43. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/89/2
Communicative Psychosemantics of the Individual Educational World
of a Person1
V.I. Kabrin1, E.V. Galazhinsky1
1 Tomsk State University, 36 Lenin Ave., Tomsk, 634050, Russian Federation
Abstract
The problem of socio-cultural and technological transformations requires a rethinking in the methodological foundations of modern education. It is proposed that there is a paradigm
1 This research was supported by Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, project No FSWM-2020-0040.
in human communication between the integrative context of the current general scientific approaches - holodynamics and noodynamics.
Holodynamics shows the diversity of the natural physical world, and noodynamics expresses all its meanings; together they are the sides of a single communicative process, a source of meanful formation a person's encounters with the world, others and himself.
Noesis emphasizes intuitive and creative moments in communication, and this way of communication generates new degrees of freedom for an individual that are important for their cognitive and semantic conscious capabilities, which can be fully used in the educational communicative worlds of the university and the student.
In the context of the university, the purpose of the article is to describe the methodological, methodical and design perspectives of creative experiments with specific problem-oriented programs.
To solve the problem in communicative psychosemantics, two dimensions of conscious experiences are identified that are accessible through content analysis and the construction of polymodal semantic spaces of verbal and non-verbal manifestations of teachers and students: four holodynamic modalities of intentional experiences: a) motivational; b) perceptual; c) imaginative; d) emotional; four holarchic levels of transcendental experiences: D) transtemporal value-semantic reflexive; C) translocal problem-conceptual; B) transformative situa-tional-constructive; A) transergic archetypal experiences of soul energy.
In the coordinate system of intentional and transcendental dimensions, a structural-dynamic model of 16 types of educational positional strategies was built. The profile of the creative potential of the individual educational space of a university student, formed by the resonance of intentional tendencies and transcendental levels in semantic experiences (Aa), (Bb), (Cc), (Dd), were singled out. It is in these "acupuncture points" of meeting with the new that peak experiences are born: catharsis, imprinting, ecstasy, insight. We established that such peak experiences often occur in problem-discussion groups of collective creativity.
The presented approaches, models and methods formed the basis of the project - harmonization of individual educational trajectories of students in the space of the creative worlds of the university.
Keywords: communicative psychosemantics; holodinamics; noodynamics; communicative worlds; educational strategies; creative potential
References
Ackoff, R. (2013). Iskusstvo resheniya problem [The art of problem solving] (E. G. Kovalenko,
Trans.). Moscow: Kniga po trebovaniyu. Arshinov, V. I., & Budanov, V. G. (2002). Kognitivnoe osnovanie sinergetiki [Cognitive basis of synergetics]. In V. A. Koptski (Ed.), Sinergeticheskaya paradigma [Synergetic Paradigm] (pp. 67-109). M.: Progress-Traditsiya. Balanev, D. Yu., Kabrin, V. I., Lukyanov, O. V., Krasnoryadtseva, O. M., Shcheglova, E. A., & Bredun, E. V. (2022). Kognitivnoe individual'noe obrazovatel'noe prostranstvo: tekhnologii izucheniya i postroeniya strategiy konstruirovaniya [Cognitive individual educational space: Technologies for studying and constructing design strategies]. Tomsk: Tomsk State University. Bohm, D. (2010). Prichinnost' i sluchaynost' v sovremennoy fizike [Causality and Chance in
Modern Physics] (S. F. Shushurin, Trans.). Moscow: Krasand. Bragin, A. V. (2021). Modern university: deviance of postmodernity or mode of classics. Noosfernye issledovaniya - Noospheric Studies, 1, 27-32. (In Russian). doi: 10.46724/N00S .2021.1.27-32 Brooks, E., Brant, J., & Lamb, M. (2019). How can universities cultivate leaders of character? Insights from a leadership and character development program at the University of Oxford. International Journal of Ethics Education, 4, 167-182. doi: 10.1007/s40889-019-00075-x
B.H. Ka6puH, 3.B. fanawmcKuu
Cao, L. (2023). Trans-AI/DS: transformative, transdisciplinary and translational artificial intelligence and data science. International Journal of Data Science and Analytics, 15, 119-132. doi: 10.1007/s41060-023-00383-y
Chalmers, D. (2013). Soznayushchiy um: v poiskakh fundamentally teorii [The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory] (Trans.). Moscow: URSS; LIBROKOM.
Chernova, E. V. (2015). Khaos i poryadok: fraktal'nyy mir [Chaos and order: a fractal world]. Priroda, 5, 34-45.
Church, D. (2019). Razum pokoryaet materiyu. Porazitel'naya nauka sozdaniya material'noy real'nosti siloy razuma [Mind to Matter: The Astonishing Science of How Your Brain Creates Material Reality] (Trans.). Moscow: Eksmo.
Frankl, V. (2017). Doktor i dusha. Logoterapiya i ekzistentsial'nyy analiz [Doctor and Soul. Logotherapy and Existential Analysis] (Trans.). Moscow: Al'pina non-fikshn.
Gratowski, A. (2010). Generator vozmozhnostey. Vvedenie v noetiku [Generator of Opportunities: An Introduction to Noetic] (Trans.). Moscow: Niola-Press.
Griffin, E. (2015). Kommunikatsiya: teorii i praktiki [Communication: theories and practices] (Trans.). Kharkov: Gumanitarnyy Tsentr.
Hogenson, J. (2022). Sinkhronistichnost' i "korolevskiy drakon" [Synchronicity and the "royal dragon"]. Yungianskiy analiz, 4(52), 9-29.
Huang, M.-J. (2023). Leader self-deprecating humor and employee creativity at workplace: a longitudinal study. Review of Managerial Science, 17, 467-492. doi: 10.1007/s11846-022-00532-w
Jackson, M. S. (2016). Sistemnoe myshlenie: Tvorcheskiy kholizm dlya menedzherov [Systems Thinking: Creative Holism for Managers] (Trans.). Tomsk: Tomsk State University.
Jaspers, K. (2006) Ideya universiteta [The Idea of a University]. Minsk: BSU.
Judkins, R. (2018). Iskusstvo kreativnogo myshleniya [Art of Creative Thinking] (Trans.). Moscow: Azbuka.
Jung, K. G. (2022). Arkhetip i simvol [Archetype and symbol] (Trans.). Moscow: Kanon+ ROOI "Reabilitatsiya."
Kabrin, V. I. (2005). Kommunikativnyy mir i transkommunikativnyy potentsial zhizni lichnosti: teoriya, metody, issledovaniya [The communicative world and the transcommunicative potential of personal life: Theory, methods, research]. Moscow: Smysl.
Kabrin, V. I. (2021). A Holistic Model for Individual Noetic-Cognitive Development. Sibir-skiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 81, 6-27. (In Russian). doi: 10.17223/17267081/81/1
Kabrin, V. I., Vyskochkov, V. S., & Prudovikov, I. O. (2020). Structure of the cognitive-creative learship potential as a basic competence of a future transprofessional. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 76, 91-104. (In Russian). doi: 10.17223/17267080/76/6
Levina, T. V. (2013). Transtsendentnoe: antiestetizm Platona i idei "sami po sebe" [Transcendent: Plato's anti-aestheticism and ideas "in themselves"]. In T. V. Levina (Ed.), Transtsendentnoe v sovremennoy filosofii: napravleniya i metody [Transcendental in Modern Philosophy: Directions and Methods] (pp. 144-163). St. Petersburg: Aleteyya.
Li, A., Bilgic, E., Keuhl, A. et al. (2022). Does your group matter? How group function impacts educational outcomes in problem-based learning: a scoping review. BMC Medical Education, 22. doi: 10.1186/s12909-022-03966-8
Losskiy, N. O. (1995). Chuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuitsiya [Sensual, intellectual, and mystical intuition]. Moscow: Respublika.
Maslova, N. V. (2016). Noosphere. Noospheric development. Noosphere education. Otkrytoe ob-razovanie - Open Education, 2, 6-10. (In Russian). doi: 10.21686/1818-4243-2016-2-6-10
Maslow, A. (2011). Novye rubezhi chelovecheskoy prirody [New Frontiers of Human Nature] (Trans.). Moscow: Al'pina Non-fikshn.
Matsuta, V. V. (2009). Soderzhatel'nye i strukturnye kharakteristiki vnutrilichnostnoy kommunikatsii [Content and structural characteristics of intrapersonal communication]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 34, 37-39.
Mol, A. (2008). Sotsiodinamika kul'tury [Sociodynamics of Culture]. Moscow: LKI.
Mansfield, V. (2022). Sinkhronistichnost', nauka i sozidanie dushi [Synchronicity, Science, and Soul Creation] (Trans.). Moscow: Kastaliya.
Müller, R. (2017). Seychas. Fizika vremeni [Now. The Physics of Time] (Trans.). Moscow: Mann, Ivanov i Ferber.
Nalimov, V. V. (2018). Proshloe v nastoyashchem [The Past in the Present]. Moscow: Tsentr gumanitarnykh initsiativ.
Rae, J. (2023). Connecting for Creativity in Higher Education. Innovative Higher Education, 48, 127-143. doi: 10.1007/s10755-022-09609-6
Rozhanskiy, I. D. (1972). Anaksagor. U istokov antichnoy nauki [Anaxagoras. At the origins of ancient science]. Moscow: Nauka.
Serkin, V. P. (2023). Psikhosemantika [Psychosemantics]. Moscow: Yurayt.
Shertock, L. (1982). Nepoznannoe v psikhike cheloveka [The Unknown in the Human Psyche] (Trans.). Moscow: Progress.
Skleinis, V. A. (2018). Nelineynaya dinamika mezhlichnostnykh form smysla [Nonlinear dynamics of interpersonal forms of meaning]. Psikholog, 2, 30-37. doi: 10.25136/2409-. 8701.2018.2.24839
Smirnov, G. S. (2012). Tsefalizatsiya noosfery: evolyutsiya razumnogo veshchestva na rubezhe tysyacheletiy [Cephalization of the noosphere: The evolution of intelligent matter at the turn of the millennium]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki, 2(12), 17-30.
Stuart, A., Kauffman, D., & Radin, D. (2023). Quantum aspects of the brain-mind relationship: A hypothesis with supporting evidence, Biosystems, 223. doi: 10.1016/j.biosystems. 2022.104820
Suvorova, G. M. (2021). Universum is an education through the whole life. Noosfernye issle-dovaniya - Noospheric Studies, 1, 65-69. (In Russian). doi: 10.46724/N00S.2021.1.65-69
Talbot, M. (2009). Golograficheskaya Vselennaya. Novaya teoriya real'nosti [The Holographic Universe] (Trans.). Moscow: Sofiya.
Teilhard de Chardin, P. (2011). Bozhestvennaya sreda [The Divine Milieu] (Trans.). Moscow: AST.
Vernadskiy, V. I. (2009). Biosfera i noosfera [Biosphere and Noosphere]. Moscow: Ayris Press.
Vetchinin, N. M. (2021). Trends in university digitalization: from simple to complex. Noosfernye issledovaniya - Noospheric Studies, 1, 106-114. (In Russian). doi: 10.46724/N00S .2021.1.106-114
Wahbeh, H., Radin, D., Cannard, C., & Delorme, A. (2022). What if consciousness is not an emergent property of the brain? Observational and empirical challenges to materialistic models. Frontier. Psychology, 13. doi: 10.3389/fpsyg.2022.955594
Wahbeh, H. (2021). Collective Consciousness and Our Sense of Interconnectedness. Cardiology & Vascular Research, 5(1), 1-7. doi: 10.33425/2639-8486.S1-1008
Woolf, V. (1995). Kholodinamika. Kak razvivat' i upravlyat' svoey lichnostnoy siloy [Holodynamics: How to develop and manage your personal power] (Trans.). Moscow: Assotsiatsiya kholodinamiki.
Wilber, K. (2018). Kratkaya istoriya vsego. Dukhovnaya integratsiya [A Brief History of Everything] (Trans.). Moscow: Postum.
Received 01.06.2023; Accepted 17.08.2023
Valery I Kabrin - Professor, Department of Personality Psychology, Tomsk State University.
D. Sc. (Psychol.), Professor.
E-mail: [email protected]
Eduard V. Galazhinsky - Rector of Tomsk State University. Full Member of the Russian
Academy of Education. D. Sc. (Psychol.), Professor.
E-mail: [email protected]