Научная статья на тему 'ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / медиаинформационные технологии / интенсификация процесса обучения / урок музыки в школе / music education / media and information technologies / intensification of the learning process / music lesson at school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинтяпина Инна Викторовна

В статье рассматриваются актуальные аспекты интенсификации урока музыки в современной школе средствами медиаинформационных технологий. Автор анализирует возможности совершенствования форм и способов обучения музыкальному искусству, модернизации этапов учебного процесса, условий и возможностей информационного оснащения разных видов музыкальной деятельности, а также введения конкретных медиаинформационных технологий и ресурсов в практическую работу педагога на уроке музыки в школе. Раскрываются особенности практического использования современных цифровых технологий в ходе и содержании различных видов познавательной и исполнительской деятельности на уроке. Даётся характеристика современных медиаинформационных технологий в учебно-образовательном процессе; готовности педагога к применению интерактивных технологий на разных этапах и в разнообразных видах музыкальной деятельности; конкретных возможностей и перспектив использования мультимедиа и цифровых технологий современных информационных платформ и ресурсов. Предлагаемая конкретизация медиаинформационных платформ, приложений и онлайн-хостингов позволяет наметить пути интенсификации не только процесса обучения музыке, но и музыкально-эстетического развития школьников через расширение возможностей взаимодействия в процессе урока личности и медиаконтента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF A MUSIC LESSON IN A MODERN SCHOOL BY MEANS OF MEDIA INFORMATION TECHNOLOGIES

The article deals with topical aspects of the intensification of the music lesson in the modern school by means of media and information technologies. The author analyzes the possibilities of improving the forms and methods of teaching the art of music, modernizing the stages of the educational process, the conditions and possibilities of information equipment for various types of musical activity, as well as introducing specific media and information technologies and resources into the practical work of a teacher in a music lesson at school. The study reveals the features of the practical use of modern digital technologies in the course and content of various types of cognitive and performing activities in a music lesson; the structural readiness of the teacher to use interactive information technologies at different stages and in various types of musical activity is analyzed; the forms of using media-information technologies in the educational process are concretized; specific opportunities and prospects for the use of multimedia and digital technologies of modern information platforms and resources are demonstrated. The analysis of media information platforms, applications and online hostings that are promising in school music education, proposed by the author, allows us to outline the ways of intensifying not only the process of teaching music, but also the musical and aesthetic development of schoolchildren in general through expanding the possibilities of holistic interaction in the process of a personality lesson and media content.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-3-168-180

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УРОКА МУЗЫКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ МЕДИАИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

И. В. Шинтяпина,

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация, 295007

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные аспекты интенсификации урока музыки в современной школе средствами медиаинформационных технологий. Автор анализирует возможности совершенствования форм и способов обучения музыкальному искусству, модернизации этапов учебного процесса, условий и возможностей информационного оснащения разных видов музыкальной деятельности, а также введения конкретных медиаинформаци-онных технологий и ресурсов в практическую работу педагога на уроке музыки в школе. Раскрываются особенности практического использования современных цифровых технологий в ходе и содержании различных видов познавательной и исполнительской деятельности на уроке. Даётся характеристика современных медиаинформационных технологий в учебно-образовательном процессе; готовности педагога к применению интерактивных технологий на разных этапах и в разнообразных видах музыкальной деятельности; конкретных возможностей и перспектив использования мультимедиа и циф-168 ровых технологий современных информационных платформ и ресурсов.

Предлагаемая конкретизация медиаинформационных платформ, приложений и онлайн-хостингов позволяет наметить пути интенсификации не только процесса обучения музыке, но и музыкально-эстетического развития школьников через расширение возможностей взаимодействия в процессе урока личности и медиаконтента.

Ключевые слова: музыкальное образование, медиаинформационные технологии, интенсификация процесса обучения, урок музыки в школе.

Благодарность. Статья выполнена в контексте научных исследований кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии (филиал) «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в городе Ялте.

© Шинтяпина И. В., 2023

@ 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Шинтяпина И. В. Интенсификация урока музыки в современной школе средствами медиаинформационных технологий // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2023. Т. 11. № 3. С. 168180. DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-3-168-180.

DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-3-168-180

INTENSIFICATION OF A MUSIC LESSON IN A MODERN SCHOOL BY MEANS OF MEDIA INFORMATION TECHNOLOGIES

Inna V. Shyntyapina,

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation, 295007

Abstract. The article deals with topical aspects of the intensification of the music lesson in the modern school by means of media and information technologies. The author analyzes the possibilities of improving the forms and methods of teaching the art of music, modernizing the stages of the educational process, the conditions and possibilities of information equipment for various types of musical activity, as well as introducing specific media and information technologies and resources into the practical work of a teacher in a music lesson at school. The study reveals the features of the practical use of modern digital technologies in the course and content of various types of cognitive and performing activities in a music lesson; the structural readiness of the teacher to use interactive information technologies at different stages and in various types of musical activity is analyzed; the forms of using media-information technologies in the educational 169 process are concretized; specific opportunities and prospects for the use of multimedia and digital technologies of modern information platforms and resources are demonstrated. The analysis of media information platforms, applications and online hostings that are promising in school music education, proposed by the author, allows us to outline the ways of intensifying not only the process of teaching music, but also the musical and aesthetic development of schoolchildren in general through expanding the possibilities of holistic interaction in the process of a personality lesson and media content.

Keywords: music education, media and information technologies, intensification of the learning process, music lesson at school.

Acknowledgement. The article is made in the context of scientific research of the Department of Musical Pedagogy and Performing Arts of the Humanitarian Pedagogical Academy (branch) "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" in the city of Yalta.

For citation: Shyntyapina I. V. Intensification of a Music Lesson in a Modern School by Means of Media Information Technologies. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2023, vol. 11, no. 3, pp. 168-180. DOI: 10.31862/23091428-2023-11-3-168-180.

Введение

Стимулом для изучения теоретико-методических основ реализации потенциальных возможностей медиаинфор-мационных технологий в учебном процессе общеобразовательных школ послужили результаты исследования практики их внедрения в крымском регионе. Проведённые в рамках образовательного проекта Гуманитарно-педагогической академии «Профессиональное завтра», они свидетельствовали о необходимости поисков путей оптимизации данного процесса, в том числе разработки соответствующего учебно-методического оснащения как непосредственно учебного процесса на уроках музыки, так и их использования учащимися в домашней самостоятельной работе.

170 В соответствии с этим целью статьи является рассмотрение перспектив процесса интенсификации образовательных возможностей урока музыки в школе средствами современных ме-диаинформационных технологий. В качестве ключевых задач реализации данного процесса рассматриваются: аспекты работы педагога на уроке музыки с применением интерактивных медиаинформационных технологий; этапы и механизмы интенсификации процесса музыкального обучения; конкретные мультимедиа и цифровые технологии, предоставляемые современными информационными платформами для всех видов деятельности на уроке музыки.

Медиаинформационное обеспечение уроков музыки как педагогическая проблема

Активное внимание к различным аспектам рассматриваемой в статье проблематики уделяют в последние десятилетия такие исследователи, как И. В. Азарова [1], Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева [2], О. А. Бороздин [3], Т. А. Замятина [4], Т. В. Исправных [5], Н. Б. Маханек [6], С. П. Полозов [7], Н. В. Суслова [8] и др. Применению медиацифровых, мультимедийных, компьютерных технологий в практической работе педагога-музыканта посвятили диссертационные труды М. М. Заббарова [9], А. Камерис [10], О. Н. Пиксаева [11], С. А. Филатов [12] и др.

Анализ сложившихся в педагогике музыкального образования подходов к введению современных информационных технологий в ход и содержание различных видов деятельности на уроке музыки даёт основание отметить их потенциальные возможности как педагогического инструментария учителя музыки:

• стимулирование интереса обучающихся к уроку музыки и установление положительно-эмоционального настроя;

• повышение степени индивидуализации заданий и подходов к каждому обучающемуся с учётом его психолого-физиологических особенностей;

• расширение перспектив совместного творчества учителя и учащихся;

• увеличение объёма информационно-аналитической составляющей урока музыки;

• создание условий для музыкально-творческого развития обучающихся;

• расширение спектра познавательных возможностей обучающихся, усиление мо-тивационной составляющей к самостоятельному творчеству;

• активизацию процесса самостоятельной поисково-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся;

• предоставление обучающимся возможности построения собственной траектории обучения.

Понимая интенсификацию обучения медиацифровыми технологиями как процесс активизации взаимодействия обучающегося с обучающим окружением, важно было определить возможности внедрения данных информационных технологий в структуру урока и выявить особенности их применения в области музыкального искусства.

Прежде всего необходимо отметить, что обучение с использованием медиа-информационных технологий является обучением диалоговым, в процессе которого интенсифицируется взаимодействие участников образовательного диалога через расширение границ информативного пространства, происходит усовершенствование форм сотрудничества, повышается роль дискуссион-ности совместного коммуницирования и, как следствие, активизации критического мышления обучающихся. Совместная творческая теоретико-практическая деятельность направлена на освоение разнообразного учебного теоретического, аудио- и видеоматериала, мотивированное развитие музыкальных способностей в исполнительской деятельности [13].

Обучение с использованием медиаин-формационных технологий предполагает их применение в следующих направлениях деятельности музыканта-педагога:

• содержательной (обобщение учебного материала);

• процессуальной (проблемное, интерактивное обучение);

• мотивационной (обеспечение мотивированной направленности учебного процесса, формирование познавательных интересов);

• организационной (реализация базовых положений гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества).

Концепции и технологии интерактивного обучения базируются на процессе интеракции, протекающем в виде непрерывного информационно-коммуникационного диалога [7].

Педагогу предстоит быть готовым к использованию интерактивно-информационных технологий на разных этапах и в разных видах музыкальной деятельности на уроке: восприятии музыкального материала; практическом освоении вокально-хорового репертуара; аналитической деятельности; в процессе слушания музыки; закреплении приобретённых практических навыков и теоретических знаний, в качестве домашнего задания; эффективной провер- 171 ки стабильности приобретённых знаний, умений и навыков.

В содержательном отношении деятельность учителя на уроке музыкального искусства, как правило, предполагает следующую последовательность действий педагога:

1) разработка целей и задач урока, формулирование учебной проблемы, характеристика учебных заданий, определение общей структуры урока;

2) изучение программных и учебно-методических материалов, составление сценарного плана урока, прогнозирование итогов работы;

3) непосредственное проведение урока, реализация сценарного плана.

При этом применение информационных технологий должно быть тщательно продумано с учётом конкретных решаемых на уроке задач и соответствовать критериям технологичности.

Как показало проведённое исследование, внедрение медиаинформацион-ных технологий с целью повышения эффективности обучения на уроке музыки целесообразно осуществлять поступательно. При планировании предусматривать дополнительные резервы активности обучающихся во всех видах деятельности урока, а также специальные задания для самостоятельной домашней работы (прослушивание музыкального материала; разучивание произведений, включённых в вокально-хоровой репертуар; проверку прочности усвоения теоретических положений). Соответственно тематике, целям и задачам урока формы организации деятельности с применением медиаинформаци-онных технологий можно представить в четырёх направлениях:

• технологии кооперативного обучения;

172 • технологии коллективно-группового обучения;

• технологии моделирования ситуации;

• технологии обработки дискуссионных вопросов.

Учитывая особенности урока музыки как синтетического урока с привлечением различных видов искусств (литературы, живописи, архитектуры, театра, кино и др.), а также драматургически-смысловую подчинённость каждого занятия тематической художественно-педагогической задаче (тематизму учебного модуля и конкретного урока), необходимо определить формы использования ме-диаинформационных технологий. Это могут быть:

1. Презентация биографических, музыковедческих и искусствоведческих теоретических сведений через визуально-графический информативный ряд (сведения о жизни и творчестве композитора и исполнителя с фотоиллюстративным сопровождением, представление визуальных аналогов стиля, жанра, эпохи музыкального образца через демонстрацию произведений других видов искусств, вербально-информационные блоки и др.).

2. Демонстрация видеоконтента изучаемых произведений (фрагментов оперных и балетных постановок, художественных и документальных фильмов, мюзиклов и концертных выступлений).

3. Виртуальные экскурсии в музейные и выставочные пространства (изобразительного, музыкального, театрального и других видов искусств).

4. Разучивание вокально-песенного репертуара с применением вербально-графических (озвученный «плюсовый» видеоконтент, демонстрируемый в виде движущейся нотной записи) и видеовербальных (караоке «минусовки» и «плюсовки») музыкальных редакторов, с возможностью варьирования инструментального состава, стилевой интерпретации аккомпанемента и др.

5. Контроль за самостоятельной работой обучающихся (проверка освоения теоретического материала с помощью тестирования, например с помощью электронной платформы https:// learningapps.org).

Сопровождение технологических возможностей соответственной методической поддержкой создаёт большую привлекательность процесса преподавания предмета «Музыка» для педагога и для обучающихся, способствует модернизации педагогической деятельности, повышению её эффективности.

Возможности медиаинформационной

интенсификации учебного процесса на разных этапах урока музыки

Охарактеризуем возможности медиа-информационной интенсификации учебного процесса на разных этапах урока.

1. Освоение новых знаний. В настоящее время визуально-иллюстративная наполненность учебников и методических пособий не соответствует современным требованиям к уроку музыки как синтетическому комплексу взаимодействия с разными видами визуальных искусств (живописью, архитектурой, скульптурой, театром, кино). В учебных изданиях минимизирована информация о культурно-историческом контексте развития музыкального искусства, вкладе отечественных и зарубежных композиторов в становление жанров, стилей искусства, фактически отсутствует материал о музыкальном искусстве XXI столетия. Цифровые технологии видеокаталогов, библиотек, энциклопедий, интернет-платформ позволяют насытить урок большим количеством иллюстративного и художественно-исторического контента, расширить видеоиллюстративный ряд при освоении нового материала, приблизить его к реальной жизни.

Слайд-шоу, видеофрагменты, киноэпизоды, онлайн-экскурсии придадут освоению обучающимися новых знаний большую эмоциональную выразительность, наглядность, насыщенность и доступность. При этом у учителя появляется возможность использования пауз, копирования кадров, увеличения конкретного фрагмента, сопровождения его графическим текстом, сносками, возможность создания оригинального объекта на основе готового кадра и т.д. В качестве вспомогательного материала

могут быть применены обобщающие таблицы, схемы и т.д.

2. Закрепление знаний. На данном этапе, как известно, в педагогической практике широко применяются задания с возможным выбором ответа. При применении компьютерных технологий подобные задания могут быть графически-текстовыми, аудио-текстовыми, аудио-музыкальными, визуально статичными или динамичными. Большим потенциалом такие технологии обладают и в плане сохранения полученных ответов, их обработки и анализа.

3. Контроль знаний. Современное цифровое интернет-пространство располагает достаточным программным обеспечением для возможности создания педагогом интерактивных викторин, творческих тестовых заданий, презентаций фото-, видео- и анимационного материала, необходимых на этапе контроля усвоенных знаний и в качестве проверки выполнения домашнего задания.

Цифровые и мультимедийные технологии выступают в качестве актуального механизма интенсификации процесса обучения, благодаря которому становится воз- 173 можным синтез визуального и слухового восприятия, интеграция пространственных источников художественной и учебной информации. Применение на уроке музыки электронных учебников, мультимедийных информационно-художественных платформ и архивов расширяет информативно-творческие возможности педагога, стимулирует интеллектуально-эмоциональный потенциал обучающихся, способность к генерации новых знаний, включению их в плоскость практических действий.

В связи с количественной и качественной интенсификацией информационного потока возрастает важность формирования у обучающихся умения

быстро ориентироваться в нём, находить личностно-значимые приоритеты и ориентиры. Одной из задач школы и урока музыки в частности становится не передача суммы знаний, а обучение умению их актуализировать соответственно практической необходимости. В данном аспекте актуальны доводы Э. С. Тен: «Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера» [14, с. 269].

Особенности реализации мультимедиа и цифровых технологий в процессе различных видов музыкальной деятельности

Дальнейшая работа по осуществлению проекта заключалась в выявлении конкретных возможностей использования мультимедиа- и цифровых технологий, предоставляемых современными 174 информационными платформами, в различных видах деятельности на уроке музыки.

Как показало проведённое исследование, в музыкально-слушательской, музыкально-теоретической и музыкально-исторической деятельности

применение мультимедиа- и цифровых технологий приобретает особую значимость, поскольку в связи с ограниченностью урока музыки временными рамками музыкальные произведения (особенно в работе со старшими школьниками), как правило, прослушиваются фрагментарно, сопроводительная информационная поддержка (сведения о творчестве композитора, жанровая характеристика, содержательная драматургия произве-

дения, разбор средств выразительности и др.) даётся в сжатом, сокращённом формате, что не позволяет провести качественный художественно-теоретический анализ музыкального текста. У педагога в данных видах музыкальной деятельности весьма ограничены возможности повторного прослушивания музыкального контента, его анализа, ознакомления обучающихся с более широким спектром творческого наследия композитора или так называемыми «биографиями» музыкальных произведений и т.п.

В этом отношении актуальными информационно-музыкальными помощниками как для педагога, так и для обучающихся становятся музыкально-репертуарные видеоархивы, предоставляемые такими ведущими он-лайн-хостингами, как YouTube (самая популярная и информативно наполненная платформа), Vimeo (наиболее известный конкурент YouTube в области музыкального искусства и творческого видео), Dailymotion (площадка с удобной сортировкой музыкальных материалов по группам, тегам и каналам) и др.

Не менее продуктивным может стать и обращение к коллекции аудиоплат-форм, специализирующихся на сохранении, оцифровке и распространении архивных аудиозаписей всех музыкальных жанров и направлений. Наиболее доступными и популярными из них являются: Ассоциация зарегистрированных звуковых коллекций (ARSC), Международная ассоциация звуковых и аудиовизуальных архивов (IASA), Интернет-архив (цифровая библиотека сайтов) и др. [16, с. 86].

К эффективным средствам активизации самостоятельной теоретически-поисковой музыкально-аналитической деятельности обучающихся может быть отнесено и их обращение к многочисленным электронным энциклопедиям,

каталогам и учебно-познавательным ме-диаресурсам, таким, например, как: ме-диаэнциклопедия искусства, энциклопедия классической музыки, музыкальная энциклопедия, энциклопедия русской и советской музыки, информационно-искусствоведческая платформа «Мир звуков» и др. Данные информационные хранилища предоставляют обширный контент биографических сведений о композиторах и исполнителях, исторических, искусствоведческих, музыковедческих обзоров разнообразной теоретической направленности.

Возможности привлечения медиаин-формационных источников в исполнительской деятельности на уроке музыки, представленной вокально-хоровой работой (на всем протяжении обучения) и музыкально-пластическим интонированием или музыкально-ритмическими движениями (в младших классах), по сравнению с вышеперечисленными видами деятельности более ограничены. Тем не менее в этом направлении могут быть применены дополнительные цифровые ресурсы.

Прежде всего, это бесплатные приложения караоке: Yokee, Smule, The Voice, StarMaker, WeSing от Tencent. Каждое из них обеспечено высококачественной фоновой музыкой с текстами, предоставляет возможность применения голосовых эффектов, участия в ансамблевом исполнительстве, записи и редактировании своего пения, выхода в прямой эфир и работы с функциями автонастройки.

Эффективными в содержании и организации исполнительской деятельности на уроке и самостоятельной домашней певческой подготовки являются также базовые цифровые библиотеки фонограмм: X-minus.me, Vkmonline.com, B-track.com, Minus1.ru, Karaoke-version. com, Beatstars.com, Tellingbeatzz.com,

forums.minus-fanera.com, - предоставляющие доступ к каталогам и большим коллекциям минусовок, текстов песен, плюсовок, к корректировке тональности и темпа, а также позволяющие создавать собственные песенные сборники и др.

Образец комплексного медиаинформационного обеспечения изучения на уроках музыки темы: «Наш край сегодня»

Результатом работы автора в проекте стало создание комплекса уроков музыки, обеспеченных медиаинформационной поддержкой по каждому из обязательных видов деятельности, а именно: конкретизированным теоретическим материалом для разделов «Теоретические понятия» и «Слушание музыки»; отобранным по качеству воспроизведения и уровню исполнительства музыкальным материалом для разделов «Слушание музыки» и «Вокально-хоровая работа»; систематизированным вокально-хоровым репертуаром для соответствующего раздела; разработанным теоретико-практическим комплексом для раздела «Самостоятель- 175 ная работа». В качестве примера приведём описание медиаинформационного сопровождения одного из уроков музыки в 5-м классе.

Модуль 1. «Музыка моего края». Тема урока: «Наш край сегодня».

Цели урока: познакомить подростков с творчеством земляков-композиторов, музыкантов-исполнителей; способствовать восприятию богатства регионального музыкального наследия через прослушивание авторских произведений; воспитывать уважение и любовь к традициям своего региона.

Базовые интернет-ресурсы урока: • Большая Российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/section/music;

• Архив «Классическая музыка». URL: https://www.classic-music.ru/;

• Энциклопедия «Российские композиторы». URL: https://www.kino-teatr.ru/ kino/composer/ros/m/;

• Музыкальная энциклопедия. URL: https://www.musenc.ru/;

• Информационно-искусствоведческая платформа «Мир звуков». URL: http:// ru.any-notes.com/information/articles/ specifika-baletnogo-iskusstva/;

• Электронная энциклопедия искусства «Gallerix». URL: https://gallerix.ru/pedia/.

Раздел «Слушание музыки».

Интернет-ресурсы, использованные при разработке теоретического материала:

• творчество композиторов Крыма. URL: https://studylib.ru/doc/978403/oznakomlenie-uchashhihsya-s-tvorchestvom-kompozitorov-kryma;

• вокальное творчество крымских композиторов. URL: https://webcache. googleusercontent.com/search?q=cache:k Rs55mto6VkJ:https://cyberleninka.ru/ article/n/vokalnoe-tvorchestvo-krymskih-kompozitorov-v-

176 sovremennom-ispolnitelskom-repertuare. - pdf&cd=3&hl=ru&ct=clnk;

• статья автора данной статьи: «Вокальное творчество крымских композиторов в современном исполнительском материале». URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vokalnoe-tvorchestvo-krymskih-kompozitorov-v-sovremennom-ispolnitelskom-repertuare.

На основе данных ресурсов определяется основная направленность и содержание учебного материала, посвящённо-го знакомству подростков с творчеством крымских композиторов, жанровым и стилевым разнообразием их музыкальных произведений.

Сведения о жизни и творчестве А. Спендиарова и портрет композито-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ра. URL: https://www.belcanto.ru/ spendiarov.html?ysclid = llhs6jss cm768224519.

1. Слушание: Музыка А. Спендиарова. «Крымские эскизы». URL: https://ya. ru/video/preview/5294248695198759983.

2. Визуальная поддержка. Видеоряд репродукций: И. К. Айвазовский. «Закат над Ялтой», И. И. Шишкин. «Мыс Ай-Тодор. Крым», И. И. Левитан. «У берега моря» // «Волшебный край, очей отрада!»: Крым на картинах русских художников. URL: https://www.sut.ru/bonchnews/ different/18-03-2022-volshebniy-kray-ochey-otrada-krim-na-kartinah-russkih-hudozhnikov.

Сведения о жизни и творчестве А. Караманова и портрет композитора. URL: Караманов | Официальный сайт композитора Алемдара Сабитовича Караманова Karamanov Alemdar Sabitovich Official website of the composer (xn--80aaai0boiin.xn--p1ai)https://www.xn--80aaai0boiin.xn--p1ai/.

1. Слушание: 1) Музыка А. Карамано-ва. Концерт для фортепиано с оркестром «Ave Maria» 1 часть. URL: https://www. youtube.com/watch?v=D4KxXv4GkhQ; 2) Музыка А. Караманова, слова О. Голу-бевой. «Гимн Крыма». URL: https://www. youtube.com/watch?v=Yxy3cyCG23M.

2. Визуальная поддержка. Видеоряд репродукций: А. И. Куинджи. «Кипарисы на берегу моря», А. М. Васнецов. «Крымский пейзаж», М. А. Волошин. «Крымский пейзаж» // «Волшебный край, очей отрада!»: Крым на картинах русских художников. URL: https://www.sut.ru/ bonchnews/different/18-03-2022-volshebniy-kray-ochey-otrada-krim-na-kartinah-russkih-hudozhnikov.

Сведения о жизни и творчестве Н. Амедова и портрет композитора. URL: https://avdet.org/2018/11/22/ osobennosti-kompozitsionno-

dramaturgicheskogo-resheniya-rondo-hajtarma-niyazi-amedova/.

1. Слушание: Музыка Н. Амедова. Рондо-хайтарма. URL: https://www. youtube.com/watch?v=C9Y_-pLl3gY&ab_ channel=nazim2404.

2. Визуальная поддержка. Видеоряд репродукций: С. Григорян. «Татарские девушки», «Сабантуй татарский праздник», А. Бузунеева. «Татарский праздник». URL: https://flomaster.club/86824-tatary-risunok.html.

Сведения о жизни и творчестве Г. Азаматовой-Бас и портрет композитора. URL: https://sites.google.com/site/ azamatovabas/about-me.

1. Слушание: Музыка и слова Г. Азаматовой-Бас. «Всё очень просто». URL: https://www.youtube.com/ watch?v = VJRWsquMuyE&ab_ channel=StudioCaprice.

2. Визуальная поддержка. Видеоряд репродукций: Крым на картинах современных художников: В. Котов. «Крым», К. Бритов. «Гурзуф», В. Стожаров. «Крымский пейзаж». URL: http://www. kentavr-art.ru/catalogue.php?item_ subcategory_my_id=0170.

Раздел «Вокально-хоровая деятельность».

Распевание. Упражнения для распе-вания. URL: https://www.youtube.com/ watch?v = WYpR0TnYKIQ&ab_ channel=HarmonyVoiceNN.

Разучивание песни: Музыка А. Карпенко, слова Л. Огурцовой. «Крым, вместе». Ансамбль Аэлита «КРЫМ». URL: https://www.youtube.com/ watch?v=i5J9BvCpS3o&ab_channel=%D0 %98%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0% 9C%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%B 5%D0%B2%D0%B0 - плюсовая запись.

Раздел «Проверка знаний».

1. Анализ освоения теоретического материала с помощью тестирования

по теме: «Мелодии и ритмы народов России» на электронной платформе https:// learningapps.org/23836478.

2. Домашнее задание - самостоятельная работа. Прослушать на выбор песню крымского композитора и рассказать о своих впечатлениях.

Возможные варианты для прослушивания:

• композитор и исполнитель Вадим. «Крым - родимый край». URL: https:// www.youtube.com/watch?v=TAuE5Jc4vBg;

• песня «Крым». Автор-исполнитель: Светлана Копылова. URL: https://www. youtube.com/watch?v=FmfC6e9rklc;

• Nina Darina «Я влюбилась в Крым». URL: https://www.youtube. com/watch?v = ictvFsyV3bI&ab_ channel=NINADARINA.

Заключение

Результатом выполнения проектного задания Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте стало апробирование авторского комплекса Ц7 планов-конспектов уроков в рамках осуществления производственной педагогической практики и проведения уроков по предмету «Музыка» студентами третьего курса направления подготовки 44.03.01 «Педагогика» направленности «Музыка» в СОШ № 7 имени Н. Лиса-новой г. Ялта.

Для выяснения мнения о результативности работы было проведено анкетирование студентов и школьников. Подавляющее большинство из них (90%) положительно отозвались о предложенном комплексе интенсифицированного медиаинформационного обеспечения планов-конспектов уроков, отметив, что получили большие возможности мо-

дернизации учебного процесса, интегра-тивно-искусствоведческой содержательной наполненности разных видов деятельности, расширения слушательской репертуарной базы, доступности образовательного теоретического и практического контента, творческой активизации всех видов деятельности и самореализации в них.

Таким образом, проведённое исследование позволяет констатировать, что использование цифровых медиаин-

формационных технологий, актуального программного обеспечения на уроке музыки значительно влияет на содержание, формы и методы работы с обучающимися. Интенсификация с их помощью разнообразных видов деятельности на уроке музыки стимулирует мотивацию и процесс усвоения материала, активизирует самостоятельную поисковую деятельность, эффективность работы на уроке, сотрудничество педагога и обучающихся.

178

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азарова И. В. Использование цифровых технологий на уроке музыки // Вестник «брлеу»-kst. 2016. № 1(11). С. 79-82.

2. Бекенова Д. У, Мухатаева Ж. А. Информационные технологии в музыкальном образовании // Актуальные задачи педагогики: материалы III Международной научной конференции / отв. ред. Г. А. Кайнова. Чита, 2013. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (дата обращения: 12.03.2023).

3. Бороздин О. А. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Музыка в школе. 2006. № 1. С. 27-31.

4. Затямина Т. А. Компьютерные технологии на уроке музыки // Искусство в школе. 2006. № 5. С. 41-43.

5. Исправных Т. В. Информационные технологии на уроках музыки // Преподавание музыки. 2007. № 10. С. 13-15.

6. Маханек Н. Б. Музыкально-компьютерные технологии в основном и дополнительном образовании. Саратов: ИТО-Поволжье, 2006. 254 с.

7. Полозов С. П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. 208 с.

8. Суслова Н. В. Цифровые технологии на уроке музыки в школе // Музыкальное искусство и образование. 2013. № 2. С. 164-172.

9. Заббарова М. М. Информационные технологии как фактор самообразования будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук. М., 2014. 218 с.

10. Камерис А. Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта: дис. ... канд. пед. наук. М.: 2007. 282 с.

11. Пиксаева О. Н. Компьютерные технологии в процессе обучения музыке: дис. ... канд. пед. наук. М.: 2008. 193 с.

12. Филатов С. А. Музыкально-компьютерные технологии как средство профессиональной подготовки студентов-музыкантов с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. пед. наук: М., 2013. 201 с.

13. Кадина Г. В. Мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса // Музыка в школе. 2009. № 3. С. 39-40.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2023. Т. 11. № 3 2023, vol. 11, no. 3

14. Тен Э. С. Музыкально-компьютерные технологии в работе учителя музыки // Мир науки,

культуры, образования. 2016. № 6(61). С. 267-270.

15. Юмашева Ю. Ю. Аудиовизуальные архивы в сети Интернет // Историческая информатика.

2018. № 4. С. 84-109.

Поступила 20.02.2023; принята к публикации 26.06.2023.

Об авторе:

Шинтяпина Инна Викторовна, доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (проспект Академика Вернадского, 4, Симферополь, Российская Федерация, 295007), кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник культуры Республики Крым, e-mail: shyntyapina@ gmail.com

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Azarova I. V. Ispol'zovanie tsifrovykh tekhnologij na uroke muzyki [The Use of Digital Technologies in the Music Lesson]. Vestnik«QrIeu»-kst [Bulletin of "Orleu"-kst]. 2016, no. 1(11), pp. 79-82 (in Russian).

2. Bekenova D. U., Mukhataeva Zh. A. Informatsionnye tekhnologii v muzykal'nom obrazovanii [Information Technologies in Music Education]. Aktual'nye zadachi pedagogiki [Actual Tasks of Pedagogy]: proceedings of the III International Scientific Conference. Ed. by G. A. Kainova. Chita, 2013. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3328/ (accessed: 12.03.2023) (in Russian). 179

3. Borozdin O. A. Primenenie muzykal'no-komp'yuternyh tekhnologij na urokakh muzyki -

v obshcheobrazovatel'noj shkole [Application of Music and Computer Technologies at Music Lessons in a Secondary School]. Muzyka v shkoIe [Music at School]. 2006, no. 1, pp. 27-31

(in Russian).

4. Zatyamina T. A. Komp'yuternye tekhnologii na uroke muzyki [Computer Technologies at a Music Lesson]. Iskusstvo v shkoIe [Art at School]. 2006, no. 5, pp. 41-43 (in Russian).

5. Ispravnykh T. V. Informatsionnye tekhnologii na urokakh muzyki [Information Technologies in Music Lessons]. Prepodavanie muzyki [Teaching Music]. 2007, no. 10, pp. 13-15 (in Russian).

6. Mahanek N. B. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v osnovnom i dopoInitel'nom obrazovanii [Music and Computer Technologies in Basic and Additional Education]. Saratov: Information Technologies in Education-Volga region, 2006. 254 p. (in Russian).

7. Polozov S. P. Obuchayushchie komp'yuternye tekhnologii i muzykal'noe obrazovanie [Educational Computer Technologies and Music Education]. Saratov: Publishing House of Saratov University, 2002. 208 p. (in Russian).

8. Suslova N. V. Tsifrovye tekhnologii na uroke muzyki v shkole [Digital Technologies at a Music Lesson at School]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education, 2013, no. 2, pp. 164-172 (in Russian).

9. Zabbarova M. M. Informatsionnye tekhnologii kak factor samoobrazovaniya budushhego uchitelya muzyki [Information Technologies as a Factor of Self-Education of a Future Music Teacher]. Thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow, 2014. 218 p. (in Russian).

10. Kameris A. Puti realizatsii kontsepcii muzykal'no-komp'yuternogo obrazovaniya v podgotovke pedagoga-muzykanta [Ways to Implement the Concept of Music and Computer Education in the Preparation of a Teacher-Musician]. Thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow, 2007. 282 p. (in Russian).

11. Piksaeva O. N. Komp'yuterny'e tekhnologii v processe obucheniya muzyke [Computer Technologies in the Process of Learning Music]. Thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow, 2008. 193 p. (in Russian).

12. Filatov S. A. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii kak sredstvo professional'noj podgotovki studentov-muzykantov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Music and Computer Technologies as a Means of Professional Training of Students-Musicians with Disabilities]. Thesis of the Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow, 2013. 201 p. (in Russian).

13. Kadina G. V. Mul'timedia tekhnologii - odno iz perspektivnykh napravlenij uchebnogo processa [Multimedia Technologies - One of the Promising Directions of the Educational Process]. Muzyka v shkole [Music at School]. 2009, no. 3, pp. 39-40 (in Russian).

14. Ten E. S. Muzykal'no-komp'yuternye tekhnologii v rabote uchitelya muzyki [Music and Computer Technologies in the Work of a Music Teacher]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2016, no. 6(61), pp. 267-270 (in Russian).

15. Yumasheva Yu. Yu. Audiovizual'nye arkhivy v seti internet [Audiovisual Archives on the Internet]. Istoricheskaya informatika [Historical Computer Science]. 2018, no. 4., pp. 84-109 (in Russian).

Submitted 20.02.2023; revised 26.06.2023.

About the author:

Inna V. Shyntyapina, Associate Professor of the Department of Music Pedagogy 18Q and Performance of the Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "V. I. Vernadsky Crimean Federal University" (Academician Vernadsky Avenue, 4, Simferopol, Russian Federation, 295007), PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honored Worker of Culture of the Republic of Crimea, shyntyapina@gmail.com

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.