Научная статья на тему 'Интенсификация отрицания в детской речи как способ конструирования гендера'

Интенсификация отрицания в детской речи как способ конструирования гендера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Юлия Викторовна

Приводится анализ феномена интенсификации отрицания в детской речи с точки зрения гендерного параметра. Интенсификация отрицания рассматривается как вербальный способ конструирования маскулинной идентичности, причисления себя к гендерной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация отрицания в детской речи как способ конструирования гендера»

Ю.В. СМИРНОВА (Ярославль)

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОТРИЦАНИЯ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ КАК СПОСОБ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГЕНДЕРА

Приводится анализ феномена интенсификации отрицания в детской речи с точки зрения гендерного параметра. Интенсификация отрицания рассматривается как вербальный способ конструирования маскулинной идентичности, причисления себя к гендерной группе.

Выявление и анализ языковых единиц, посредством которых осуществляется конструирование гендера, оказывается сегодня одной из наиболее актуальных проблем лингвистики. Применение гендерного подхода представляет собой «дальнейшее развитие антропоориентированного изучения языка и позволяет точнее и четче учитывать человеческий фактор в языке, в результате чего может быть получено приращение знания как собственно лингвистического, так и междисциплинарного» [5: 9]. Гендер понимается как социальный пол, продукт развития культуры и общества, динамичный и изменчивый во времени [4: 132]. Изучение манифестации гендера в языковых единицах обусловлено зависимостью сознания индивида от стереотипов своего языка. На современном этапе развития отечественной гендерной лингвистики исследователи перешли от решения общенаучных задач, таких как определение онтологического статуса гендера, его осмысление как социокультурной сущности и рассмотрение в контексте постмодернистской философии, к решению специфических задач, связанных с особенностями проявления гендера в отдельно взятом языке. «Сегодня речь идет не о том, как пол влияет на коммуникативное поведение и использование языка, а о том, какими средствами располагает язык для конструирования гендерной идентичности, в каких коммуникативных ситуациях и типах дискурса и с какой интенсивностью совершается конструирование» [5: 8].

Целью данной статьи является анализ феномена интенсификации отрицания как способа конструирования гендерной иден-

тичности в процессе коммуникации. Под гендерной идентичностью понимается базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует [9]. Интенсификация отрицания рассматривается как способ, который позволяет демонстрировать качества, традиционно ассоциируемые с маскулинностью, в процессе коммуникации.

Важнейшим условием проведения исследования в области гендерной лингвистики является «опора на репрезентативный эмпирический материал, источники и состав которого особо оговариваются» [2: 22]. Для обеспечения валидности результатов исследование должно проводиться на материале репрезентативных источников. В частности, «возможно использование прецедентных текстов из словарей, сборников пословиц и поговорок, текстов художественной литературы, СМИ» [3: 82 -83]. Данное исследование проводилось на материале «Словаря современного детского языка» (ССДР) 2005 г. под редакцией В.К. Харченко. Словарные статьи данного издания рассматривались как источник высказываний, содержащих отрицание. Словарь насчитывает около 10000 словарных статей и свыше 15000 высказываний детей в возрасте от 1 года до 15 лет. В общей сложности было проанализировано 2651 высказывание, содержащее отрицание. Рассмотрение языковых единиц, посредством которых осуществляется конструирование гендера, на материале детской речи дает возможность выявить степень их влияния на сознание индивида в период первичной гендерной социализации, на процесс формирования гендерной идентичности.

Анализ феномена интенсификации отрицания как способа создания образа мужественности, причисления себя к гендерной группе, предполагает: а) анализ интенсификации отрицания как языкового феномена; б) выявление средств интенсификации отрицания в детской речи; в) количественный и качественный сравнительный анализ интенсифицированных конструкций с отрицанием в речи мальчиков и девочек; г) обоснование использования

© Смирнова Ю.В., 2008

интенсифицированных конструкций как вербального способа конструирования маскулинной идентичности.

Отрицание определяется как логикограмматическая категория, которую следует рассматривать в единстве содержательной и формальной сторон. Усиление, интенсификация отрицания понимаются как языковой прием, посредством которого в той или иной степени акцентируется отрицательное значение предложения [1: 116 -117]. Среди лингвистов нет единого мнения относительно того, что именно подлежит усилению: само ли значение отрицания или же средства выражения отрицания. Отрицание может выражаться в языке с различной степенью экспрессивности. Вследствие постоянного употребления эти средства усиления постепенно «изнашиваются», ослабевают, теряют прежнюю экспрессивность. Процесс интенсификации по своей природе требует формирования все новых и новых средств. Так, достаточно часто в детской речи возникают инновационные средства усиления отрицания (согласно данным, полученным на материале словаря, это касается в основном речи мальчиков):

- Я что-то этого деда (из соседнего дома) начисто не помню! (м., 8 л. 6 м.) [9: 312].

В современном русском языке отрицание усиливается в духе тенденции славянских языков - частицей ни, реже - и, которые очень близки в этой функции. Отрицание усиливается частицей ни в сочетаниях ни один, ни единый, ни малейший, выступающих в синтаксической функции определения, и в оборотах ни за что, ни в коем случае и т. п. [6: 55]. Для усиления предикативного отрицания в русском предложении используются местоимения и наречия с частицей ни (никто, ничто, никогда, никуда, нигде, никакой и др.), двойной союз ни... ни при однородных членах предложения и др. Сказуемое в этом случае выражается глаголом с отрицательной частицей не либо словом нет [7: 29 - 30]. К средствам усиления отрицания относятся наречия, в том числе наречия меры и степени, указывающие на высокую степень интенсивности признака, интенсивность его проявления: очень, совсем, вовсе, отнюдь, далеко, совершенно, абсолютно, решительно. Наречие отнюдь, в отличие от семантически близких к нему слов вовсе,

совсем, употребляется только в отрицательных предложениях [1: 122].

В процессе исследования способов интенсификации отрицания в детской речи и их взаимосвязи с процессом становления гендерной идентичности был проведен качественный и количественный сравнительный анализ способов усиления отрицания в речи мальчиков и девочек. В ходе работы осуществлялась сплошная выборка конструкций, содержащих интенсифицированное отрицание.

Интенсификация отрицания связана с акцентуацией отрицательного значения. Согласно данным проведенного исследования, ядерными значениями отрицания в детской речи являются значения логического отрицания, запрета, отказа и несогласия. Последние три значения оказываются наиболее важными инструментами взаимодействия со средой, выражения личных потребностей и мотивов ребенка. Использование средств интенсификации отрицания ведет к усилению, в первую очередь, данных значений. Интенсификация подразумевает большую экспрессию высказывания, а следовательно, силу, с которой что-либо отрицается. Интенсификацию отрицания в значениях отказа, несогласия, запрета в детской речи можно рассматривать как проявление контроля и доминирования в процессе коммуникации, попытку отстоять свое мнение, подавить собеседника. Ориентируясь на гендерные стереотипы [9: 62 - 65], которые прочно закрепились в языке, общество ждет от мужчин и женщин определенных моделей речевого поведения. Стереотипом мужского типа коммуникации считается менее гибкая, но более динамичная и менее ориентированная на собеседника коммуникация. Интенсификация значений отказа и несогласия является проявлением мужского типа коммуникации. Интенсификация отрицания - это способ выражения вербальной агрессии, доминирования, активной позиции говорящего и, соответственно, формирования гендерной идентичности, причисления себя к маскулинной группе, т. к. именно вышеперечисленные качества стереотипно ассоциируются в обществе с мужским началом.

В процессе анализа интенсификации отрицания с точки зрения гендерного параметра были выявлены средства интенсификации отрицания, которые являются наиболее характерными для детской речи.

Сравнительный анализ: средства интенсификации отрицания в речи мальчиков и девочек (на материале «Словаря современной детской речи»)

Средства интенсификации отрицания Количество средств интенсификации отрицания в речи

мальчиков девочек

НИЧЕГО НЕ + гл. 16 5

НИКОГДА НЕ + гл. (в личной форме) 21 10

НИКУДА НЕ + гл. (в личной форме) - 3

НИЧЕГО НЕТ 3 -

НИ... НИ 13 4

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ 1 -

НЕТ НИ + сущ. (Р. п.) 1 -

НИКОГО НЕТ 3 2

(НЕТ) НИКАКОГО (НЕТ) + сущ. (Р. п.) 8 2

НИ РАЗУ НИЧЕГО НЕ + гл. 1 -

НИКАКОЙ НЕ + гл. 8 2

НИКАК НЕ / НЕЛЬЗЯ+ гл. 8 7

НИ... НЕ + гл. 20 6

Без НИЧЕГО (НИКОГО) 3 1

НИГДЕ НЕ 1 1

НИКТО НИ У КОГО НЕ + гл. - 1

НИКОГО НЕТ 1 -

НИКТО НЕ + гл. 1 -

НИ ЗА ЧТО бы НЕ + гл. -

НИ У КОГО НЕТ 1 -

НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО + гл. 1 -

НИЧЕМ НЕ + гл. 1 -

НИКОГДА-ПРЕНИКОГДА 1 -

НЕТ-НЕТ 1 -

СОВСЕМ НЕ 1 -

НАЧИСТО НЕ + гл. 1 -

НИ НИКАК НЕ + гл. 1 -

Всего 120 44

Основным средством интенсификации отрицания в детской речи является использование отрицательных местоимений и наречий в сочетании с отрицательной частицей не или же словом-предложением нет. Согласно полученным данным, в речи мальчиков наблюдается большее разнообразие интенсифицированных конструкций с отрицанием по сравнению с речью девочек, достаточно частотны отклонения от нормативного языка взрослого в связи с избыточным использованием средств усиления отрицания. Приведем несколько примеров:

1) - А если бы вы были ученые, то какой цветок изучали бы?

- Я - ромашку!

- А я - розу!

- Почему ромашку, Никит?

- Потому что я уже знаю все о других цветах, читал лекцию, а о ромашке я ни разу ничего не слышал! (м., 6 л. 10 м., м., 8л. 7 м.) [9: 464].

2) Смотрит передачу, как Хрюша решил посеять грибы:

- А грибы полевые? Их ни никак не посеешь? (м., 5 л. 6 м.) (Там же: 389).

На втором месте оказывается использование отрицательной частицы ни в различных сочетаниях.

1) Мама говорит, я падал в обморок, хотя я ни разу не падал в обморок. А сон -это как бы обморок? (м., 10 л. 10 м.) (Там же: 330).

2) - Два козла встретились друг с другом на бревне. Ни один не хотел уступать

другому дорогу. Между ними началось месиво. Они подрались и, подравшись, упали в воду (м., 11 л. 9 м.) [9: 274].

Случаи усиления отрицания посредством наречий меры и степени оказываются относительно редкими.

Количественный анализ интенсифицированного отрицания на материале Словаря современного детского языка показывает, что в речи мальчиков употребляется практически в два с половиной раза больше интенсифицированных конструкций: если принять все количество интенсифицированных отрицаний в иллюстративных контекстах словаря за 100%, то в речи мальчиков будет содержаться 73%, а в речи девочек - 27%. Кроме того, показатели по каждому отдельно взятому средству интенсификации отрицания в речи мальчиков превышают показатели по тем же самым средствам усиления отрицания в речи девочек, за исключением лишь двух случаев: НИКУДА НЕ + гл. (в личной форме); НИКТО НИ У КОГО НЕ + гл. В речи мальчиков используется большее разнообразие средств усиления отрицания, что подтверждает предположение о том, что интенсификация отрицания в русском языке является способом создания маскулинной идентичности (см. табл. на с. 52).

Количественный анализ высказываний, содержащих отрицание, говорит о том, что отрицание используется в речи мальчиков приблизительно в два раза чаще (1778 - 67%), чем в речи девочек (873 -33%). Меньшее количество отрицаний в речи, отсутствие интенсификации отрицания ассоциативно связывается носителем русского языка с характеристиками, стереотипно приписываемыми женственности: покорностью, тактичностью, слабостью, пассивностью. И, напротив, активное использование данного языкового феномена рассматривается как проявление силы, доминирования, а следовательно, ассоциируется с мужественностью.

Следует отметить, что в русском языке не существует специальных средств выражения отрицания либо интенсификации отрицания, используемых в зависимости от гендерной принадлежности говорящего. Грамматические, лексические, а также имплицитные способы выражения отрицания присутствуют как в речи мальчиков, так и в речи девочек, что обеспечи-

вает перманентность вербальной формы выражения данной категории. Тем не менее использование в речи большого числа конструкций, содержащих интенсифицированное отрицание, является вербальным инструментом построения маскулинной идентичности, способом создания образа мужественности, который стереотипно ассоциируется с силой, проявлением агрессии, позицией доминирования в общении. Выявление и комплексное описание вербальных механизмов формирования гендерной идентичности в русском языке (в частности, интенсификации отрицания как одного из основных механизмов) имеют особую значимость для современной лингвистики, поскольку дают возможность управлять, манипулировать процессом конструирования гендера.

Литература

1. Бондаренко, В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория / В.Н. Бондаренко. М.: Наука, 1983. 212 с.

2. Добровольский, Д.О. Феминистская идеология в гендерных исследованиях и критерии научности / Д.О. Добровольский, А.В. Кирилина // Гендер как интрига познания. М.: Рудомино, 2000. С. 19 - 35.

3. Кирилина, А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. 180 с.

4. Кирилина, А.В. Гендерное образование в системе высшей школы: состояние и перспективы / А.В. Кирилина // Материалы Международной научно-практической конференции. Иваново, 24 - 25 июня 2003 г. Иваново, 2003. С. 132 - 136.

5. Кирилина, А.В. Гендерные исследования в отечественной лингвистике: проблемы, связанные с бурным развитием / А.В. Кирилина // Гендер: язык, культура, коммуникация: докл. Второй Междунар. конф. Москва, 22 - 23 нояб. 2001 г. М.: МГЛУ, 2002. С. 5 - 13.

6. Озерова, Н.Г. Средства выражения отрицания в русском и украинском языках / Н.Г. Озерова. Киев, 1978. С. 6 - 55.

7. Ольхова, Л.Н. Как сказать «нет». Выражение отрицания в русском языке / Л.Н. Ольхова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Златоуст, 2004. 88 с.

8. Словарь современного детского языка: ок. 10000 слов: свыше 15000 высказываний / под ред. В.К. Харченко. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005. 637 с.

9. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. owl.ru/gender/style1 .css.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.