известия вгпу
mezhvuzovskogo setevogo vzaimodejstviya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017. № 5(212). S. 5-14.
2. Glubokova E.N., Kondrakova I.E. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovaniya kak razvivayu-shchijsya process v teorii i praktike // Pedagogika v sovremennom mire: sb. st. Vseros. nauch. konf. SPb., 2011. S. 123-129.
3. Gromova L.A. Setevoe vzaimodejstvie kak ef-fektivnyj mekhanizm razvitiya resursnyh centrov // Vestn. Gercen. un-ta. 2008. № 3(53). S. 30-31.
4. Neretina E.A. Setevoe vzaimodejstvie - osnova dinamichnogo razvitiya vuzov // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 4. S. 128-133.
5. Osyak S.A., Gazizova T.V., Kolokol'nikova Z.U., Lobanova O.B., Hramova L.N., Korshunova V.V. Setevoe vzaimodejstvie v pedagogicheskom obrazo-vanii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 945.
6. Sadyrin V.V., Potapova M.V., Tat'yanchen-ko D.V. Setevoe vzaimodejstvie pedagogicheskih vu-zov: mekhanizmy formirovaniya i razvitiya // Pedago-gicheskoe obrazovanie i nauka. 2017. № 1. S. 19-25.
7. Shilova O.N. Vyzovy vremeni i problema se-tevogo vzaimodejstviya v sfere obrazovaniya // Che-lovek i obrazovanie. 2013. № 4(37). S. 4-9.
8. Shilova O.N., Goryunova M.A. Faktory i uslo-viya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh orga-nizacij // Vestn. Rus. hristian. gumanit. akademii. 2014. T. 15. № 1. S. 245-253.
Directions and tendencies of the network scientific cooperation of the pedagogical universities in the development of the practices of general education
The article deals with the representing and revealing the basic directions of the network scientific cooperation of the pedagogical universities in the sphere of the development of the practices of general education. There were found out the factors complicating the transfer process of the pedagogical universities to the network scientific cooperation and there were defined the preferences of the representatives of the universities while choosing the models, forms and results of the organization of this cooperation on the basis of the online survey where 79 leading representatives of the scientific schools of 25 pedagogical universities in Russia took part.
Key words: practices of general education, network scientific cooperation, pedagogical universities.
(Статья поступила в редакцию 09.10.2021)
т.Н. АСТАФУРОВА, А.В. ЩЕКОЛДИНА (Волгоград)
интенсификация обучения иностранному языку в вузе средствами инновационных технологий
Актуальность темы обусловлена социальной значимостью интенсификации процесса обучения иностранному языку и формирования новых компетенций при помощи инновационных образовательных средств. Рассматриваются особенности информационно-коммуникационных, дистанционных технологий обучения иностранному языку на международном, региональном и локальном уровнях, а также в рамках смешанного обучения (blended learning) и электронной информационной образовательной среды высшего учебного заведения.
Ключевые слова: интенсификация, инновация, дистанционное образование, смешанное обучение, электронная образовательная среда.
Неизбежно близится эпоха перехода человечества от индустриального к информационному обществу, в котором передача и хранение информации и знаний будут осуществляться преимущественно в электронной форме с использованием инновационных информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий (мультимедийное, дистанционное, программное, тестовое обучение, смарт-технологии, технологии виртуальной реальности и др.). Столь широкий спектр образовательных и педагогических технологий создает реальные предпосылки для разрешения обостряющихся противоречий между ограниченными возможностями биосферы и растущими потребностями человечества и, следовательно, улучшения качества глобальной социокультурной среды в разных сферах человеческой деятельности, в том числе образовательной как основы инновационного развития и становления смарт-общества на локальном региональном и глобальном/международном уровнях:
1) на локальном уровне речь идет о микроклимате и культуре образовательного учреждения, ближайшем окружении и семье обучающегося;
2) на региональном уровне имеются в виду культура, образовательная система и полити-
© Астафурова Т.Н., Щеколдина A.B., 2021
ка, условия жизнедеятельности страны / крупного региона в соответствии с национальными/этническими традициями, обычаями и нормами и пр;
3) на глобальном уровне можно говорить об общемировых тенденциях развития экономики, политики, культуры, образования, информационно-коммуникационной сети и др.
Смарт-общество будущего будет обладать инфраструктурой более высокого качества не только в сфере образовательной деятельности и информационной интеракции, но и всей жизнедеятельности его членов, поскольку будут созданы новые условия и возможности для социального, экономического, познавательного развития человечества в целом и отдельной личности в частности [4]. На социальное, политическое и экономическое устройство мира нового тысячелетия оказывают огромное влияние процессы глобализации и интеграции, которые тесно связаны с глобальной информатизацией коммуникации и инновационными технологиями. Всемирная информационная среда, ее интернетизация, визуализация и виртуализация приведут к тотальному изменению образовательного пространства, необходимости формирования у студентов навыков самообразования на основе использования инновационных технологий, в том числе на иностранном языке.
Образовательная среда рассматривается как подсистема социокультурной среды, включающей совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций и условий, направленных на формирование и развитие личности человека. Стремительный рост научной информации, которую студенты должны усвоить и при этом сформировать необходимые компетенции, требует от преподавателей поиска новых форм и приемов интенсификации учебного процесса и всей учебной деятельности студентов. Под интенсификацией учебной деятельности понимается передача студентам большего объема научной и учебной информации при сохранении продолжительности обучения и требований к качеству знаний.
Успешная интенсификация учебного процесса предполагает:
1) совершенствование содержания обучения, т. е. учебного материала;
2) совершенствование методов обучения, т. е. разработку и внедрение научно обоснованных методов руководства и контроля над когнитивно-познавательными процессами студен-
кие науки -
тов, мобилизующими их креативный потенциал, стремление к творческому преобразованию мира и саморазвитию на протяжении всей своей жизни с целью удовлетворения своих образовательных потребностей.
Совершенствование содержания обучения ориентировано:
- на рациональный отбор научных знаний;
- определение основных и дополнительных компетенций, сформированных на основе отобранного учебного материала в рамках учебного курса;
- грамотное распределение разделов изучаемого курса между самостоятельным их изучением и усвоением под руководством преподавателя в аудитории и пр.
Разработка и внедрение методов интенсификации учебной деятельности на настоящий момент предполагают, наряду с разными формами и элементами проблемного обучения, его индивидуализацией и стремлением к результату, применение информационно-коммуникационных технологий и дистанционных форм обучения. Современное дистанционное образование переросло в глобальную информационную платформу, способствующую конвергенции традиционных и инновационных средств и форм обучения, традиционных методов и приемов
Традиционная методика обучения иностранному языку базируется на таких известных принципах и методах, как коммуникативность, учет родного языка, доминирующая роль упражнения во всех сферах овладения языком, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, устное опережение, интенсивность, учет специальности и т. д. С одной стороны, их надежность и результативность проверены на практике, однако в результате постоянного использования их новизна утрачивается, и они превращаются в рутинные способы передачи языковых знаний и их активизации, вследствие чего утрачивают свою значимость. С другой стороны, увеличение информационного потока в связи с активным развитием новых технологий и Интернета, потребность в новой актуальной информации, ее разнообразие и быстрый доступ к ней создали предпосылки развития клипового мышления как способа восприятия окружающего мира в виде мозаики, когда в сознании формируется яркий и кратковременный образ, быстро сменяющийся другими, зачастую воспринимаемыми разными каналами.
Фрагментарному, кратковременному и многоканальному восприятию информации в
полной мере соответствуют смарт-технологии и методы обучения (в том числе иностранному языку), которые отражают инновационные процессы, происходящие в современном обществе. Для более глубокого понимания этих процессов следует разграничивать такие понятия, как «новшество», «новация», «инновация». В частности, под новшеством понимается новая идея, связанная с практической деятельностью, в том числе образованием. Новация определяется как первая реализация новшества в естественных условиях, его апробация в экспериментальной работе. Инновация детерминируется как внедрение и распространение новшества в практику образования [3]. В педагогической парадигме инновация понимается как введение нового содержания в цели, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной учебной деятельности студентов и преподавателя. таким образом, под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений в определенной профессиональной сфере.
Понятие «инновация» возникло в XIX в. в связи с экстраполяцией базовых элементов одной культуры в другую, при этом каждая эпоха порождала свои отличительные инновационные технологии. Первое поколение образовательных технологий в обучении иностранным языкам представляло собой традиционные методики, последовательное развитие образовательных технологий привело к появлению модульно-блочных систем и интегратив-ных технологий. На протяжении XX в. в обучении иностранному языку последовательно сменялись грамматический, коммуникативный, личностно ориентированный, социокультурный и компетентностный подходы, не вытесняя предыдущие, но включая в себя отличительные особенности и характеристики предыдущего. Если целями традиционного обучения являются усвоение суммы знаний, овладение определенными навыками и умениями и подготовка обучающегося к жизни путем передачи опыта старшего поколения, то цель инновационного обучения как альтернативы традиционному - формирование и развитие личности обучающегося, способной осуществлять когнитивно обоснованный рациональный выбор в новых и сложных ситуациях благодаря самообразованию и самовоспитанию, а также непосредственному включению обучающегося в жизненный процесс. от-
личие инновационного образования от традиционного заключается в смене парадигм овладения знаниями, т. е.:
- процесса умственного развития, позволяющего применять усвоенное знание, и запоминания как результата обучения;
- динамически структурированной системы когнитивных действий и ассоциативно статичной модели знаний;
- личностно ориентированной траектории обучения и отсутствия дифференцированной программы при ориентации на усредненного обучающегося;
- внутренней мотивации к продуктивной познавательно-когнитивной деятельности и внешней мотивации учения, не связанной с содержанием учебной деятельности.
Эти изменения лежат в основе инновационных педагогических технологий, отражающих стратегию и последовательность действий учителя для достижения прогнозируемого результата.
Развитие и совершенствование педагогических технологий, методов, приемов и средств обучения способствуют личностному росту обучающихся и представляют собой лингводидактические инновации, использование которых в педагогике:
- ориентировано на самостоятельное решение творческих и учебных задач обучающимися благодаря критическому осмыслению и приумножению знаний, умений и компетенций;
- способствует созданию атмосферы творчества, эмоциональной и личной заинтересованности, совместного поиска приемлемых решений и истины, самооценивания и самокоррекции обучающихся,
- является эффективным средством вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на иностранном языке благодаря Интернету и глобальной информационной сети.
Именно поэтому конвергенция традиционных методов и инновационных технологий обучения, так называемое смешанное обучение (blended learning) стало неотъемлемой частью современного образования. Смешанное обучение делает изучение иностранного языка более доступным, интересным и мотивированным, формируя личностные познавательные и креативные способности обучающихся, мотивируя их дальнейшее самостоятельное изучение языка. Однообразную учебную работу заменяет когнитивный креативный поиск,
который способствует формированию критического мышления, самостоятельности, целеустремленности, умению определять и устранять возникающие трудности.
Педагогическая парадигма инновационного образования повышает роль интеллектуальных высоких технологий обучения, эффективно сочетая достижения отечественной и зарубежной науки, активизируя образовательный процесс, формируя новый тип личности, способной отвечать за результаты собственных действий и подготовленной к межкультурной адаптации в ситуациях, отличающихся высоким темпом изменений в разных областях жизнедеятельности социума. Конвергенция педагогических технологий обучения предполагает переосмысление и взаимопроникновение устоявшихся и инновационных подходов к образовательному процессу. Единое информационное образовательное пространство, его визуализация, виртуализация и интернетизация позволяют его участникам взаимодействовать и эффективно сочетать разные формы (аудиторную и самостоятельную, индивидуальную и групповую, учебную и исследовательскую работу), режимы (очный и дистанционный) и виды (электронное, мобильное, традиционное) обучения.
Изменение требований к набору компетенций обучающихся, в том числе по иностранному языку, требуют от преподавателей поиска новых форм и приемов оптимизации обучения, которая осуществляется благодаря реализации многоканальных возможностей информационных технологий (текстовые, аудиовизуальные, графические, анимационно-игровые), активизирующих познавательную деятельность студентов. Так, формирование иноязычной компетенции студентов в рамках смешанного обучения предполагает, наряду с традиционными методами и приемами обучения, знакомство с наиболее значимыми социокультурными реалиями и достижениями страны изучаемого языка в форме квестов, языковых игр, поиска информации в иноязычной энциклопедии, справочном материале, музейных каталогах и т. д., предоставляемых онлайн в сети Интернет. При обучении студентов математических направлений подготовки наряду с традиционными формами и приемами обучения активно используются аудиовизуальные лекции всемирно известных математиков ведущих американских и английских университетов, которые хранятся в англоязычной виртуальной гипертекстовой среде (www). Инте-
жие науки -
грация в учебный процесс иноязычных профильных онлайн-учебников с видеолекциями значительно интенсифицирует у студентов развитие навыков чтения, перевода, аудирования, обсуждения актуальных проблем профильной науки на английском языке.
Конвергенция в учебном процессе таких информационных ресурсов, как World Wide Web предоставляет студентам возможность выбора режима учебной деятельности по освоению предлагаемого лекционного материала (аудиторная или самостоятельная работа в рамках углубления межпредметных связей), с последующим сопоставлением русско-и англоязычных математических концептов, терминологического аппарата и способов решения математических задач [1]. Современные ИКТ способствуют интенсификации обучения иностранному языку не только благодаря вербальным (текстовые), но и невербальным (анимация, видео, звук, графика) формам представления информации, в большей степени учитывающим когнитивные стили обучаемых, помогая студентам эффективнее освоить учебный материал. Так, активисты добиваются большего результата при выполнении практических заданий и упражнений; теоретики с большим успехом изучают теоретический материал, в отличие от прагматиков, которые успешнее выполняют практические задания [6]. М. Ноулз выделяет конкретный стиль обучения, свойственный студентам, предпочитающим активные методы обработки информации и разнообразные упражнения; аналитический стиль характеризует обучаемых, стремящихся самостоятельно решать поставленные задачи и предлагать новые идеи; коммуникативный стиль отличает обучаемых, которые приобретают знания в общении с коллегами и дискуссиях; авторитетный стиль обучения чаще всего закреплен за ответственными обучаемыми, умеющими четко структурировать учебный материал [7].
Интенсификации обучения в немалой степени способствует широкое использование дистанционного образования, в том числе при изучении иностранного языка, благодаря достаточно глубокой разработанности теоретических основ компьютерной лингводидакти-ки, которая сформировалась в конце прошлого века в самостоятельное направление преподавания иностранных языков. В задачи этого направления лингводидактики входит разработка типологии компьютерных учебных материалов и путей интеграции компьютерного, в
том числе дистанционного, обучения в общий процесс изучения иностранного языка [2].
В начале третьего тысячелетия дистанционное образование превратилось в глобальное явление информационного и образовательного пространства, изменило культуру и доступность образования во всем мире (И.А. Кузьмина, Е.С. Полат, Т.В. Руденко, О.И. Руденко-Моргун, В.А. Рыжов, В.И. Солдаткин, Н.Д. Сорокина, В.Е. Третьяков, Г.М. Троян, Дж. Хиг-гинс, B. Holmberg, M. Levy, M. Moore, O. Peters, etc.). Возникло и получило развитие множество государственных и негосударственных образовательных учреждений, предоставляющих услуги дистанционного обучения, включая основные программы ЮНЕСКО («Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ»), международные образовательные проекты и программы академической мобильности (Erasmus Mundus), значительно повышающие интерес студентов к образованию европейского уровня, доступного в дистанционной форме [5]. Более того, дистанционно реализуются курсы повышения квалификации и программы переподготовки кадров, появляются открытые университеты, онлайн учебные курсы, включающие различные виды институционального, неформального, продолженного, параллельного образования, самообразования и различные формы дополнительного образования.
Широкое распространение дистанционное образование получило в бизнес-среде, где особой популярностью пользуется программа «Мастер делового администрирования», поскольку дистанционное обучение иностранному языку в рамках этой программы предполагает дальнейшее обучение за рубежом и деловые стажировки различного рода, профессиональные контакты с коллегами из англоязычных и неанглоязычных стран, где английский имеет статус lingua franca, тесное взаимодействие с зарубежными филиалами компании, что предъявляет определенные требования к уровню владения языком слушателей программы делового администрирования.
Многогранность и разнообразие моделей обучения и форм его организации в рамках дистанционного образования в значительной степени способствовали размыванию термина и породили «примечательный парадокс: дистанционное образование уверенно утвердило свое существование, но не в состоянии определить, что оно такое» [8]. Тем не менее под дистанционным образованием понимается в
первую очередь система, в которой на удаленном расстоянии реализуется взаимодействие нескольких элементов:
- обучающегося с индивидуальными учебными запросами;
- учебно-методического комплекса: электронное учебное пособие, комплекс тренировочных упражнений и творческих заданий, система контроля знаний со стороны студента (самоконтроль) и преподавателя;
- мониторинга и управления учебной деятельностью обучающегося;
- информационно-коммуникационных технологий.
дистанционное обучение является виртуальной образовательной средой, обеспечивающей передачу обучающимся необходимого объема учебного материала, активную интеракцию студентов и преподавателей, индивидуальную траекторию учебной деятельности по развитию учебных и профессиональных компетенций, а также оценку их сформи-рованности. И если на начальных этапах развития дистанционное образование рассматривалось в качестве традиционной формы заочного обучения и позиционировалось как часть непрерывного образования, в настоящее время дистанционное образование понимается не только как интеграция обучения и воспитания, но и как их интернационализация.
Являясь базой дистанционного образования, компьютеризированные средства позволяют в полной мере использовать модульное обучение, основанное на ресурсах Всемирной гипертекстовой среды. В этом случае электронный учебник, предназначенный для дистанционного обучения, включает отдельные темы, дающие целостное представление об определенной профильной сфере и способствует индивидуализации и, следовательно, оптимизации обучения. По мере овладения учебным материалом студенту предлагается следующий учебный модуль, и по окончании курса формируются и развиваются необходимые компетенции, представленные в рабочей программе изучаемой дисциплины. Руководствуясь рабочей программой дисциплины, методическими указаниями и образцами контролирующих заданий, студент составляет индивидуальный план обучения и определяет личную траекторию изучения модулей рабочей программы и результаты своей учебной деятельности.
организация и поддержка учебного процесса в дистанционном обучении связаны:
педагогические науки
- с разработкой лингводидактического материала;
- организацией форм и способов взаимодействия с обучающимися;
- применением эффективных способов передачи образовательной информации и обратной связи;
- проведением тестирования.
Дистанционное обучение международного уровня призвано обеспечить образование благодаря трансляции транснациональных обучающих программ во всех частях мира. Это могут быть видеолекции профессиональной тематики (экономические, юридические, математические, экологические, языковые и пр.), познавательные программы без зачетов или с последующим контролем. К международным программам дистанционного образования относятся «Университет мира», «Международный электронный университет», «Глобальный лекционный зал» и др., в рамках которых участники могут общаться, обмениваться информацией, дискутировать, вырабатывать решения проблем в разных сферах жизни, находясь в удаленных частях планеты.
Дистанционное обучение регионального уровня предназначено решать образовательные задачи отдельного региона России, которые являются составной частью федерального образования и соблюдают требования государственного образовательного стандарта. Программы дистанционного обучения локального уровня ориентированы на определенную профессиональную область знания и отдельный город или учебное заведение, связаны с передачей дополнительного учебного материала для изучения базовых, факультативных и дополнительных курсов. За их реализацию отвечают соответствующие кафедры и другие структурные подразделения учебных заведений.
Интенсификации учебного процесса и оптимизации формирования иноязычных знаний и умений в значительной степени способствуют технологические возможности образовательной среды, позволяющей создавать динамические программы по всем курсам иностранного языка на разных факультетах. Представленные в электронной образовательной среде университета учебные курсы состоят из краткой аннотации; требований госстандарта к содержанию курса; перечня формируемых компетенций; основных тем, распределенных между аудиторной и самостоятельной учебной деятельностью, их краткого со-
держания; списка литературы; контрольного теста по иностранному языку с вариантами ответов (multiple choice), образцов тестов по каждому модулю курса; примерной тематики курсовых работ; форума для слушателей курса. Электронный учебно-методический комплекс стандартизирует содержание теоретических и практических дисциплин, стимулирует структурирование содержания учебных материалов.
таким образом, интенсификацию учебного процесса на основе инновационных технологий, оптимизирующих изучение иностранного языка студентами, отличают следующие особенности:
- логическая структура представления информации по разделам;
- развитая гипертекстовая структура иноязычного содержания курса;
- удобная (friendly user) система управления разделами курса;
- возможность представлять информацию в любой последовательности и форме - текстовой, графической, аудиовизуальной и пр.;
- максимально возможный комплекс средств обучения для реализации индивидуальной траектории изучения курса;
- интерактивность, обеспечивающая взаимодействие студентов, преподавателей и учебного материала;
- модульная структура, позволяющая студенту оценивать свое продвижение от модуля к модулю, выбирать нужный модуль в зависимости от уровня знаний и уровня сформиро-ванности иноязычной компетенции;
- дистанционное образование локального, регионального и глобального/международного уровней;
- разумное сочетание традиционных и инновационных форм обучения иностранному языку (blended learning).
Список литературы
1. Астафурова Т.Н., Дудина И.А. English For Students Of Mathematics And Computer Science (Master's Degree). Волгоград, 2014.
2. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводи-дактика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 «Филология». М., 2005.
3. Герман Е.А. Теоретическая инноватика: учеб. пособие. СПб., 2018.
4. Каптерев С.Е., Бугров Р.В. Инновационная парадигма образования в России в условиях глобализации // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Международные отношения. Политология. Регионоведение. 2011. № 4(1). С. 280-286.
5. Третьяков В.Е., Кузьмина И.А. Сетевые технологии при построении системы дистанционного образования в вузе [Электронный ресурс]. URL: http://ncdo.levsha.ru/Pub/002D.htm (дата обращения: 12.09.2020).
6. Honey P., Mumford H. Manuel of Learning Styles. London, 1992.
7. Knowles M. The Adult Learner: A Neglected Species. Gulf Publishing Company, 1973.
8. Shale D.G. Toward a reconceptualization of distance education: Contemporary issues in American
distance education. Oxford, 1990. P. 333-343. * * *
1. Astafurova T.N., Dudina I.A. English For Students Of Mathematics And Computer Science (Master's Degree). Volgograd, 2014.
2. Bovtenko M.A. Komp'yuternaya lingvodidak-tika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov, obucha-yushchihsya po napravleniyu 520300 i special'nosti 021700 «Filologiya». M., 2005.
3. German E.A. Teoreticheskaya innovatika: ucheb. posobie. SPb., 2018.
4. Kapterev S.E., Bugrov R.V. Innovacionnaya paradigma obrazovaniya v Rossii v usloviyah globalizacii // Vestn. Nizhegor. un-ta im. N.I. Loba-chevskogo. Ser.: Mezhdunarodnye otnosheniya. Politologiya. Regionovedenie. 2011. № 4(1). S. 280286.
5. Tret'yakov V.E., Kuz'mina I.A. Setevye tekh-nologii pri postroenii sistemy distancionnogo ob-razovaniya v vuze [Elektronnyj resurs]. URL: http:// ncdo.levsha.ru/Pub/002D.htm (data obrashcheniya: 12.09.2020).
Intensification of foreign language teaching in university by the means of the innovative technologies
The urgency of the theme is determined by the social significance of the intensification of the process of the foreign language teaching and the development of new competencies with the help of the innovative educational means. There are considered the peculiarities of the information and communication technologies and the distance technologies of foreign language teaching at the international, regional and local levels and in the context of blended learning and electronic informational educational environment of higher educational institutions.
Key words: intensification, innovation, distance education, blended learning, electronic learning environment.
(Статья поступила в редакцию 02.10.2021)
м.Э. паатова
(Ыайкоп)
мониторинг
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ КАЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ*
Представлены результаты теоретико-методологического исследования, направленного на содержание мониторинга оценки качества воспитательной деятельности общеобразовательной организации. На базе результатов предыдущих исследований и анализа существующего педагогического опыта предлагается авторское видение мониторинга психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество воспитательной деятельности общеобразовательной организации.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, качество воспитательной деятельности, общеобразовательные организации, жизнеспособность, мониторинг, социально-личностная жизнеспособность, обучающиеся.
Актуальность проведенного ис-с л е д о в а н и я . Современные условия неопределенности, стремительных изменений актуализировали проблемы воспитания подрастающего поколения. На государственном уровне уточнено содержательное понимание воспитания как деятельности, направленной на личностное развитие обучающихся. Вместе с тем акцент государства и общества на возрождении системы воспитательной деятельности общеобразовательной организации требует подробного и тщательного изучения всех ее составляющих с целью прогнозирования результативности общего образования как возможной социально-личностной успешности или неуспешности выпускников в будущей жизни. Однако, несмотря на многочисленные ис-
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07409мк «Социально-психологические ресурсы жизнеспособности человека в условиях неопределенности».
О Паатова М.Э., 2021