Научная статья на тему 'Интенсификация инновационного развития рыбохозяйственного комплекса Магаданской области в условиях вступления России в ВТО'

Интенсификация инновационного развития рыбохозяйственного комплекса Магаданской области в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шавель Антон Владимирович, Месоедов Станислав Федорович

В статье рассматриваются перспективы инновационного развития рыбохозяйственногокомлпекса Магаданской области в условиях вступления России в ВТО. Выявлены основные проблемырыбохозяйственного комплекса, а также предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавель Антон Владимирович, Месоедов Станислав Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интенсификация инновационного развития рыбохозяйственного комплекса Магаданской области в условиях вступления России в ВТО»

Интенсификация инновационного развития рыбохозяйственного комплекса Магаданской области в условиях вступления России в ВТО

Intensification of innovative development of fish industry in Magadan region

under entering WTO conditions

Шавель Антон Владимирович

Аспирант кафедры «Менеджмент» Северо-Восточный государственный универсистет

anton_magadan@mail. га

МесоедовСтанислав Федорович

Аспирант кафедры «Менеджмент» Северо-Восточный государственный универсистет

stan.magadan@gmail .com

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы инновационного

развития рыбохозяйственногокомлпекса Магаданской области в условиях вступления России в ВТО. Выявлены основные проблемырыбохозяйственного комплекса, а также предложены пути их решения.

Abstract: The article discusses the prospects of innovative development of fish industry inMagadan region. Authors point out main problems of region’s fisheries industry and propose solution to them.

Ключевые слова: инновации, Всемирная торговая организация,

рыбохозяйственный комплекс

Keywords: innovations, World Trade Organization, fisheries industry Введение

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) ключевым образом меняет образ экономики Российской Федерации и открывает перспективы для интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

В тоже время, вступление в ВТО влечет за собой значительное количество изменений в национальной экономической системе и затрагивает множество экономических процессов.

В числе этого значительное влияние вступление Российской Федерации в ВТО окажет на предприятия рыбной отрасли Магаданской области. Нормы и правила ВТО для российскихпредприятий - принципиально новая организационно-правовая сфера деятельности, которая окажет влияние не только на взаимодействие предприятий отрасли с внешней средой, но также на внутриотраслевое взаимодействие участников рыбной отрасли Магаданской области.

Рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия Магаданской области были вовлечены в систему мировых хозяйственных связей и до вступления в ВТО. Дальнейшееразвитие данного процесса объясняется как мировыми тенденциями развития рыболовства и рыбопереработки, так и существующей ёмкостью национального рыбного рынка и особенностями территориального размещения, как самой России, так и расположением предприятий рыбодобычи и рыбопереработки Магаданской области.

Рыбная отрасль Магаданской области достигла предела возможностей ресурсного развития, и выход из состояния стагнации возможен только при смене сырьевой стратегии развития на инновационно-технологическую.

За полученный Российской Федерацией в процессе переговоров переходный период для адаптации отраслей к условиям ВТО (5-7 лет) необходимо выработать и реализовать эффективные механизмы интеграции предприятий рыбной отрасли Магаданской области во внешнеэкономические торговые связи.

Проблема исследования - отсутствие четкого понимания последствий для предприятий рыбной отрасли Магаданской области от вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, а также влияния Вступления в ВТО на экономику рыбной отрасли Магаданской области и систему внутриотраслевого взаимодействия.

Объект исследования - процесс вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию

Предмет исследования - влияние последствий от вступления Российской федерации в ВТО на предприятия рыбной отрасли Магаданской области и на экономику рыбной отрасли в целом.

Цель исследования - провести анализ текущего положения рыбной отрасли Магаданской области, исследовать влияние позитивных и негативных факторов вступления Российской Федерации в ВТО на рыбную отрасль области и предложить эффективные пути интеграции отрасли во внешнеэкономическую торговую систему.

Теоретиченской базой исследования послужили теория инноваций и синергетический подход к экономике.

Сущность инноваций состоит в использовании достижений человеческого интеллекта для повышения эффективности деятельности человека в той или иной сфере. Чаще всего это понятие используется применительно к экономической сфере жизни общества, однако ряд исследователей распространяют его на экологическую, социальнополитическую и даже духовную сферы [1]. Понятие «инновация» достаточно многогранно и подвергалось исследованию и анализу многими экономистами. Шумпетер, стоявший у истоков теории инноваций, рассматривал инновацию как экономический эффект от технического изменения[7]. В современной науке инновация в зависимости от объекта и предмета исследования рассматривается как:

1) Изменение (Л.С. Бляхман, А.И. Пригожин);

2) Процесс (Б. Твисс, В.Г. Медынский);

3) Результат (Э.А. Уткин, А.С. Кулагин).

Встречается также и синтез указанных мнений [1]. В целях настоящей статьи под инновацией понимается «конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»[2], под инновационным

развитием рыбной отрасли Магаданской области - повышение эффективности ее функционирования на основе ускоренного роста ее инновационного потенциала и успешного осуществления в ее рамках инновационных проектов.

Нелинейность и сложность, характеризующие экономическую систему, а также наличие в ней огромного количества обратных связей обуславливают синергетическую природу многих экономических явлений и приводят к возникновению многочисленных синергетических эффектов, изменяющих качественную сторону функционирования национальной экономики. Исследование экономической системы без должного внимания к таким эффектам ведет к неполному или даже некорректному пониманию присущих ей объективных закономерностей и недостаточно эффективному управлению на практике.

Синергетический подход как научная парадигма имеет обширный набор определений. Вот некоторые из них:

- «научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах... благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т.е. уменьшается энтропия (так называемая самоорганизация)» [10];

- «современная теория самоорганизации, новое мировидение, связываемое с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» [11];

- «междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей основной задачи познания общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов

самоорганизации в системах самой разной природы: физических,

химических, биологических, технических, экономических, социальных»[12];

- «. совокупный коллективный эффект взаимодействия большого числа подсистем, приводящий к образованию устойчивых структур и самоорганизации в сложных системах» [13].

Основываясь на положениях теории инноваций и синергетического подхода дадим характеристику рыбохозяйственному комплексу Магаданской области.

Рыбохозяйственный комплекс Магаданской области представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных звеньев. В него входят организации и предприятия, занятые выловом, разведением, переработкой рыбы и морепродуктов, а также научными исследованиями в соответствующей области.

На начало 2012 года в Магаданской области действовало 29 организаций по виду деятельности «Рыболовство». В период с 2005 по 2011 гг. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг вырос с 1403,4 млн. рублей до 3707,1 млн. рублей, т.е. в 2,64 раза. Годовая среднесписочная численность работников колебалась от 719 до 1000 человек.

Уровень рентабельности продукции рыболовных и рыбоводческих предприятий на протяжении 2005-2011 годов оставался нестабильным, колеблясь в пределах от -1,9 % (2005 г.) до 15,1% (2010 г.).

Таблица 1.

Рентабельность проданных товаров, работ, услуг в Магаданской области за период 2005-2011 гг.

При анализе инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса (РХК) Магаданской области необходимо учитывать:

- действующие нормативно-законодательные акты, принятые на региональном уровне и имеющие своей целью стимулирование инновационной деятельности;

- общий технологический уровень РХК, степень износа основных фондов;

- текущий уровень инновационной активности предприятий рыбохозяйственного комплекса Магаданской области.

В настоящий момент принят и действует закон Магаданской области от 28.04.2010 №1271-ОЗ «Об инновационной деятельности в Магаданской области». Законом установлены основные формы поддержки инновационной деятельности в области:

1) создание условий для привлечения инвестиций с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности как на

территории Магаданской области, так и для трансфера инновационных технологий;

2) предоставление гарантий по кредитам, направленным на реализацию инновационных проектов;

3) стимулирование спроса на инновационную продукцию путем размещения заказов для государственных региональных нужд;

4) содействие продвижению инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

5) предоставление образовательных услуг субъектам инновационной деятельности;

6) предоставление информационной поддержки;

7) предоставление консультационной поддержки, содействие в подготовке проектной документации;

8) иные формы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Для взаимодействия областных органов государственной власти и субъектов инновационной деятельности создан координационный совет по инновациям, принята программа «Инновационное развитие Магаданской области на 2009-2013 годы», основными задачами которой являются:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей правоотношения в инновационной сфере;

- совершенствование механизмов формирования и реализации областных инновационных проектов;

- развитие инфраструктуры инновационной сферы, включая подготовку кадров в области инновационного менеджмента;

- использование возможностей международного научно-технического сотрудничества для развития научно-технического потенциала Магаданской области;

- организация взаимодействия органов государственной власти Магаданской области и органов местного самоуправления для развития инновационной деятельности.

Общий объем финансирования программы составляет 13 045 тыс. рублей и осуществляется за счет областного бюджета. Принятая программа предполагает развитие инновационной системы области по различным направлениям, поддержку предприятий, занимающихся инновациями, подготовку специалистов соответствующего профиля и т.д., однаков то же время объем финансирования по данной программе, на наш взгляд, является недостаточным. Среднегодовой объем денежных средств, затрачиваемый на реализацию программы составляет 2609 тыс. руб. Для сравнения, среднегодовые затраты по аналогичной программе, действующей в Камчатском крае, составляют 7833 тыс. руб., общая сумма финансирования -23,5 млн. рублей.

Рыбная отрасль Магаданской области является тесно интегрированной частью рыбной отрасли Дальнего Востока, ей свойственны те же механизмы внутрисистемного взаимодействия, что и рыбной отрасли Дальнего Востока. Однако, при исследовании рыбной отрасли Магаданской области с позиции системного подхода, обнаруживается целый ряд факторов, выделяющих ее уникальность и отличие от рыбной отрасли Дальнего Востока. Эти факторы обусловлены специфическим историческим аспектом развития рыбной отрасли Магаданской области, а также сложившимися уникальными географическими, научно-производственными и социальными условиями.

Первым важным отличием является практически полное отсутствие внутренней конкуренции между участниками рыбной отрасли Магаданской области, в связи с:

- слабостью спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке (менее 5% рыбопродукции, добываемой предприятиями области потребляется на внутреннем рынке). Предприятиями области добывается около 120 тыс. тонн, при этом внутренний рынок может приобрести немногим больше 6 тыс. тонн.

Такой дисбаланс вместе с неразвитостью транспортной инфраструктуры тормозит развитие береговой переработки на территории Магаданской области и вынуждает крупные компании искать рынок сбыта продукции в других регионах РФ и на рынках стран АТР;

- использованием многофакторной сегментации рынка сбыта крупными компаниями. На долю 5 крупных компаний рыбной отрасли (ООО «Магаданрыба», ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», ООО «Маг-Си Интернешнл», ЗАО «Тралком», ООО «Охотоморская рыбопромышленная компания») приходится вылов - 96,5 тыс. тонн в год, что составляет около 80 % от объема годового вылова по Магаданской области. Эти компании эффективно распределяют выпущенную продукцию по рынкам сбыта, применяя в своей маркетинговой стратегии механизм узконаправленной сегментации рынка сбыта. Каждая компания имеет свой узкий сегмент рынка и практически не пересекается с сегментами рынка других компаний региона.

В результате, предприятия Магаданской области представляют свои интересы на совершенно разных сегментах рынка морепродуктов и фактически не являются конкурентами друг другу, конкурируя лишь на небольшом по объему внутреннем рынке.

Кроме того, рыбная отрасль Магаданской области обладает более высоким производственным потенциалом - для добывающего флота, имеющегося в распоряжении компаний Магаданской области, характерен более высокий уровень укомплектованности всеми типами судов и их технической вооруженности, чем аналогичный средний уровень по Дальнему Востоку. В 2008 году рыбная отрасль Магаданской области пополнилась современным тральщиком для прибрежного лова и с того момента располагает всеми типами судов, которые необходимы для эффективного освоения выделяемых квот в прибрежной зоне РФ и 200-мильной исключительной экономической зоне РФ на уровне 90-95 % и имеющих резерв производственных мощностей для увеличения объема добычи.

Следующим важным фактором, отличающим рыбную отрасль Магаданской области, является отсутствие внешних потрясений на протяжении 2000-х годов в процессе ее становления. Это положительно сказалось на развитии научно-производственного потенциала - были разработаны уникальные технологии промысла и переработки продукции, повышающие эффективность и экологичность промысла; были внедрены передовые системы управления качеством (HACCP, FDA, MSC), при этом часть продукции магаданских предприятий стала эталоном качества для всего рынка стран АТР («северные креветки», «мясо трубача»).

Следует также выделить, что для развития рыбной отрасли региона характерно наличие отрицательных условий, сдерживающих рост предприятий области и снижающих эффективность их деятельности:

- отдаленность региона от основных транспортных путей, которая негативно сказывается на малых предприятиях, занимающихся прибрежным промыслом и береговой переработкой. Вместе со слабым спросом на внутреннем рынке Магаданской области это создает трудности в сбыте продукции для малых предприятий;

- достаточно высокая степень износа основных фондов, (как показано в табл. 1) и ее рост за последние годы.

Таблица 1

СТЕПЕНЬ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В МАГАДАНСКОЙ

ОБЛАСТИ (на конец года; в процентах)

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Все основные фонды 54,8 57,9 54,8 55,9 54,7 57,2 56,8

Организации РХК 45,9 46,3 42,7 47,9 55,3 56,6 58,4

- современное таможенное регулирование, а также государственные контрольно-надзорные мероприятия идут по пути ужесточения требований, что также создает дополнительный барьер для предприятий рыбной отрасли. Предприятия вынуждены нанимать дополнительных специалистов (в разных случаях от 5 до 8 человек) для осуществления эффективного взаимодействия с государственными органами. Малые компании не могут позволить себе обучить и нанять такое количество персонала, и как результат, для них закрыт выход на внешние рынки стран АТР;

- сильная конкуренция со стороны компаний дальневосточного региона и компаний из стран АТР. Общий объем квот выделенных на 2013 год по Дальнему Востоку составляет 2 003 тыс. тонн, из которых на долю магаданских компаний приходится только 120 тыс. тонн. (6 %), и при выходе на внешний рынок предприятия Магаданской области вынуждены конкурировать с большим количеством малых и крупных компаний, имеющих большой ресурс для продвижения своих интересов на рынках различных регионов РФ и стран АТР.

Членство в ВТО, несомненно, открывает дополнительные возможностицивилизованно, в рамках правого поля, отстаивать интересы Российских потребителей и производителей. Тем не менее, успешность

данного процесса в большей степени зависит от эффективности взаимодействия государственных структур с участниками рынка.

С вступлением России в ВТО в части таможенной политики Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин более чем по 700 товарным позициям. Ограничения коснутся и некоторых продуктов рыбной промышленности. Предусмотрено поэтапное обнуление экспортных пошлин в течение 4 лет на рыбу мороженную с 5 % до 0 %; на ракообразные - с 10 % до 0 %, на готовые или консервированные ракообразные - с 5 % до 0 %.

В отношении остальных видов рыбы и рыбопродукции обязательств по экспортным пошлинам принято не было.

Относительно импортных пошлин. Российской Федерации предстоит снизить среднюю ставку на продукцию рыбохозяйственного комплекса с 10 % до 6 %. (Для каждого вида продукции имеется своя импортная пошлина).

Для большинства товаров рыбохозяйственного комплекса годом окончания исполнения обязательств по приведению конечных ставок ввозных таможенных пошлин к утвержденным значениям является 2015 год, по отдельным товарам - 2014 год и только по некоторым товарным позициям есть временной запас по снижению ставок до 2017 года.

Следует отметить, что:

1. Отмена экспортных таможенных пошлин при вступлении в ВТО (снижение до 0 % в соответствии с проектом Перечня уступок и обязательств по товарам) позволит предприятиям рыбной отрасли Магаданской области повысить конкурентоспособность своей продукции. В условиях, когда на продукцию российских предприятий, занимающихся рыбодобычей и рыбопереработкой, действовали экспортные пошлины в 5-10 % от стоимости товара, зарубежные компании, занимающиеся аналогичными видами деятельности, имели значительные преимущества в виду отсутствия экспортных таможенных пошлин.

2. Снижение импортных пошлин на многие виды рыбного сырья с 10 % до 3-8 % (в соответствии с проектом Перечня уступок и обязательств по

товарам), способно привести к сужению рынка сбыта недорогой рыбы и рыбной продукции для российских рыболовных и рыбоперерабатывающих предприятий за счет вхождения на рынок недорогой иностранной продукции. Фактически формируется система преференций для иностранных поставщиков.

3. Проблемы могут возникнуть в области технического регулирования и стандартизации.

На предприятиях рыбной отрасли Магаданской области доля продукции, которая не имеет международной сертификации, может достигать от 25 % до 37 %, особенно на малых предприятиях. Только незначительная часть продукции магаданскийрыбоперерабатывающих предприятий соответствует мировым стандартам качества. Большинство отечественных производителей до сих пор не имеют систем производственного контроля и систем анализа рисков HASSP.

4. Ограничение возможности предоставлять российским предприятиям рыбной промышленности налоговые льготы также может вывести часть существующих сегодня промыслов за грань рентабельности.Есть опасения, что углубится раскол между двумя составляющими рыбодобывающего комплекса - крупными промыслами с высоким уровнем рентабельности и региональными (локальными) промыслами с невысоким уровнем рентабельности, ориентированными на насыщение продуктами в первую очередь внутреннего рынка прибрежных территорий. В этих условиях выглядит своевременным уменьшение до нулевой ставки сбора за пользование объектами животного мира по объектам, в основном поставляемым на внутренний российский рынок.

5. Российские предприятия рыбохозяйственного комплекса отстают от международных компаний по внедрению передовых практик в области менеджмента, маркетинга и логистики. Так, например, норвежские компании поставляют сельдь на российский рынок в формате товарного кредита, в то время как российские рыболовные компании реализуют

продукцию на условиях предоплаты либо долгосрочных контрактов. Очевидно, что финансовые условия, предлагаемые норвежскими рыбаками, делают их компании более конкурентоспособными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение вышеописанных проблем требует комплексного подхода, сочетающего меры общегосударственного и регионального уровня. Во-первых, необходима доработка (с учетом мнения представителей рыбохозяйственного комплекса) и принятие федерального закона «Об аквакультуре» для обеспечения устойчивого развития, модернизации основных фондов и внедрения инноваций в области рыбоводства. Во-вторых, разработка соответствующей правовой базы и внедрение механизмов льготного кредитования предприятий рыбохозяйственного комплекса. В-третьих, ограничение доступа на внутрироссийский рынок дешевой и некачественной рыбной продукции в соответствии с механизмами, предусмотренными ВТО. На региональном уровне прежде всего необходимо содействие модернизации материально-технической базы

рыбоперерабатывающей промышленности Магаданской области, а также обеспечение воспроизводства и охраны водных биоресурсов для снижения промысловой нагрузки на северную часть акватории Охотского моря. Настоятельной необходимостью также является дополнительное финансирование разрабатываемойновой областной целевой программы «Инновационное развитие Магаданской области» на 2014-2020 годы»

Активнее стоит использовать и механизмы налогового стимулирования (налоговых каникул, налоговых льгот) поставок продукции из водных биоресурсов в Центральную Россию с Дальнего Востока на условиях, если сырье для этой продукции добыто и переработано на российской территории.

- создание необходимой инфраструктуры и мер поддержки производителей для обеспечения стабильных цепочек поставок, без сильных, сезонных ценовых колебаний связанных с проблемами логистики;

- разработка и внедрение механизмов страхования производственных и экономических рисков в отрасли, а также компенсации связанных с этим издержек:

- разработка и внедрение механизмов регулирования вторичного оборота долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для промышленного рыболовства, в том числе использования их в качестве предмета залога для лизинговых компаний и получения кредита в коммерческих банках;

- с целью повышения стабильности и инвестиционной привлекательности рыбодобывающей отрасли необходимо в части закрепления долей промышленных и прибрежных квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на исторической основе на последующий после 2018 года период увеличить срок их пользования до 20 лет.

Работа, направленная на разработку и внедрение Технического регламента в отношении рыбы и рыбной продукции должна помочь изменить ситуацию к лучшему.Кроме того, необходимо провести комплексную доработку Стратегии производства и переработки рыбопродуктов, включая развитие логистики и инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, а также продвижения рыбопродукции на внутренний и внешний рынок.

Взаимодействие между различными подсистемами рыбохозяйственного комплекса до последнего времени носило хаотичный и стихийный характер, сложившийся под влиянием инструментов рынка и конкуренции. Такой характер взаимоотношений на этапе становления отрасли был достаточно эффективен и позволил достичь поставленных целей.

Для успешного включения рыбной отрасли в международную торговую систему наравне с использованием инструментов конкуренции, актуальный характер носит использование инструментов синергетического подхода. Целью такого подхода является системный анализ сложившихся взаимосвязей, и их корректировка в местах, где наблюдается их наименьшая эффективности или в местах, где наблюдается наибольший уровень риска.

Кроме того, различные подсистемы рыбохозяйственного комплекса отрасли обладают уникальным потенциалом, эффективная консолидация которого может дать дополнительный синергетический эффект:

1) Средние предприятия (локомотивы отрасли) - имеют разветвленную сеть реализации продукции и выходы на международный рынок, которых так не хватает малым предприятиям; обладают опытом в информационном и логистическом обслуживании производства; имеют большой опыт по привлечению зарубежных инвесторов и партнеров;

2) ФГУП «МагаданНИРО» имеет научный потенциал, который, при

правильном приложении, может быть воплощен: в разработке новых технологий добычи и переработки, адаптированных для условий нашей области, поиске новых объектов промысла, развитии современной аквакультуры на территории Магаданской области, и, в будущем, может стать центром для зарождения современного биотехнопарка в Магаданской области;

3) Малые предприятия отрасли имеют значительный

предпринимательский потенциал, который необходим для внедрения инноваций, освоения новых видов объектов промысла;

4) Обслуживающий комплекс может предложить отрасли

современный аутсорсинг значительной части функций, отягощающих предприятия отрасли - информационное, логистическое, техническое обслуживание.

Наиболее доступным инструментом для консолидации перечисленных ресурсов является создание некоммерческой организации, основными задачами которой будут:

- разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление инновационным развитием в области рыбохозяйственного комплекса;

- подготовка предложений по совершенствованию системы государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов;

- разработка эффективных механизмов интеграции рыбной отрасли вВТО в том числе сертификация имеющихся промыслов по стандартам MSCиHACCP;

- разработка комплексной программы по развитию рыбоперерабатывающего сектора и аквакультуры, развитию внутреннего рынка рыбных товаров в части повышения организованности оптовой и розничной торговли рыбными товарами, согласованности производственных и логистических процессов в отрасли.

- прогнозирование и изучение последствий использования инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутреннего рынка и привлечения иностранного капитала.

- активная поддержка магаданскихрыбохозяйственных компаний на внешних рынках и защита интересов в случае нарушения их прав в зарубежных странах.

Список использованных источников

1. Кокурин Д.И., Назин К.Н. Теоретический анализ категории «инновация». Сборник «Инновации в России: системно-институциональный анализ. 2-е изд. испр. М.: ТрансЛит, 2011, стр. 25-38;

2. Концепция инновационной политики РФ (Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832);

3. Статистический ежегодник. Магаданская область. 2012.Отв. за выпуск Ж.И. Сергеева Гл. 15;

4. Областная целевая программа «Развитие внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала Магаданской области на 2009-2013 годы»;

5. Областная целевая программа «Развитие инвестиционного потенциала Магаданской области на 2011-2015 годы»;

6. Федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах";

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., Директ-Медиа, 2007.

8. Галеева, Е.И. Разработка синергетической модели развития социально-экономических систем: теория и практика: монография/Е.И. Галеева. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. - 155 с.

9. Смирнов, Э.А. Теория организации : учеб. пособие / Э.А. Смирнов. - М.: ИНФРА-М, 2008. -248 с.

10. Большой энциклопедический словарь: Словарь. - (2-е издание, переработанное и дополненное / гл. ред. А. М. Прохоров. — М. : Сов. энцикл., 2002. — стр. 351.

11. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986;

12. Современная западная философия: Словарь. — 2-е изд.,

переработанное и дополненное. — М.: ТОН — Остожье, — 1998 - стр. 276.

13. XaKeH r. CnHepreTHKa. M., 1980;

Listofusedsources

1. Kokurin^.H., Nazin K.N. Theoretical analysis of the category

«innovation». Collection «Innovations in Russia: systematic institutional analysis. 2-e Izd. Corr. M: Transliteration, 2011, pp. 25-38;

2. The concept of innovation policy of the Russian Federation (RF Government's Resolution of 24 July 1998, N 832);

3. Statistical Yearbook.Magadan region. 2012. Resp. for the production of

J.ISergeeva CH. 15;

4. Regional target program «Development of foreign economic activity and the export potential of the Magadan region for 2009-2013»;

5. The regional target program «Development of the investment potential of

the Magadan region for 2011-2015»;

6. The Federal target program "Development of water management complex

of the Russian Federation in 2012 - 2020";

7. Schumpeter J. The theory of economic development.M., Direct Media, 2007.

8. Galeeva, E.I. Development of synergetic model of socio-economic

systems: theory and practice: monograph/H. R. Galeev. - Kazan: Izd-vo Cauldron. state University, 2009. - 155 C.

9. Smirnov, E.A. organization Theory : textbook manual / E.A. Smirnov. - M:

INFRA-M, 2008. -248 C.

10. Great encyclopedic dictionary: the Dictionary. - (2-nd edition, revised and

supplemented / chief editor A. M. Prokhorov. - M : Owls. ^hh.hk^., 2002. -page 351.

11. Prigogine I., OreHrepc And. Order out of chaos. Man's new dialogue with

nature. M., 1986;

12. Modern Western philosophy: Dictionary. - 2-e Izd., revised and expanded.

- M: TONE - Ostozhye

13. Haken, Synergetics. M., 1980;

1998 - page

276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.