УДК 339.5
Аракелян Инесса Камоевна, Кладкевич Александр Игоревич,
Передня Дарья Александровна, Поповский Андрей Анатольевич
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия
Позитивные и негативные факторы развития рыбохозяйственной деятельности
Статья посвящена оценке общих тенденций и особенностей процесса вступления предприятий рыбной промышленности России и, в частности, Приморья, в ВТО. В рамках круглого стола авторы дискутируют и анализируют возможные позитивные и негативные последствия вступления в ВТО для предприятий данной отрасли. В статье выявляются причины кризисного состояния рыбного хозяйства страны, основные проблемы отрасли и определяются возможные пути их определения с учетом фактора вступления России в ВТО и тех преимуществ, которые оно дает.
Ключевые слова и словосочетания: Россия и ВТО, рыбная промышленность России, рыбная промышленность Приморья, рыбное хозяйство Дальнего Востока.
Рыбная промышленность играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации. Основным поставщиком рыбного сырья и готовой рыбной продукции на внутренний рынок страны и крупным - на внешний рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона стал Дальний Восток. Рыбная промышленность одновременно является структурообразующей отраслью всех регионов Дальнего Востока, в т.ч. и Приморского края. Рыбохозяйственный комплекс Приморья занимает одно из ведущих мест в его экономике; рыбаки производят треть всей промышленной продукции Приморья, две трети - всей рыбной продукции Дальнего Востока и треть всей рыбопродукции России.
С момента своего становления отрасль являлась одной из главных в Приморье и занимала центральное место в системе рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. Рыбная промышленность считается одной из системообразующих составляющих экономики региона, призванных обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми по количеству и качеству рыбными продуктами питания. Кроме того, у рыбного хозяйства Приморья огромные возможности по расширению присутствия на мировых рынках.
По данным официальной статистики, рыбохозяйственный комплекс Приморского края вносит весомый вклад в формирование валового регионального продукта - более 17 млрд рублей (5,5%); даёт рабочие места 17 тыс. человек (2,9% занятых в организациях края). В 2009 году среднемесячная заработная плата одного работающего в рыбном хозяйстве края составила 19 215 рублей и в реальном выражении выросла.
В последние годы в Приморском крае явно прослеживаются негативные тенденции в развитии рыбного хозяйства. Об этом свидетельствует результат анализа информации, приведённой в статистических сборниках. Во-первых, доля рыбохозяйственных предприятий в показателях Приморья имеет тенденцию к снижению. Во-вторых, Приморье исторически являлось лидером по добыче рыбы и морепродуктов, в последние годы на первые позиции выходит Камчатский край. Такая ситуация сложилась в результате ряда объективных и субъективных причин. Однако на сегодняшний день приходится констатировать факт спада предпринимательской активности в рыбохозяйственной деятельности Приморья.
Для того чтобы найти выход из сложившейся ситуации, необходимо провести анализ причин кризисного состояния в рыбном хозяйстве, выявить ключевые проблемные блоки, определить возможные пути их преодоления.
Экономические преобразования, начатые в 1992 году, означали отказ от централизованно управляемой экономики и предусматривали переход к экономике рыночной. Базовые принципы рыночной экономики общеизвестны: частная собственность, конкуренция, свободное ценообразование. Все это привело к тому, что из-за приватизации единый рыбохозяйственный комплекс распался на отдельные структуры, каждая из которых занялась добычей, обработкой и сбытом рыбопродукции, следствием чего явился спад добычи рыбы и морепродуктов в целом по Российской Федерации практически в два раза.
В результате скоропалительных, зачастую не обдуманных реформ, перестроек и ломок в рыбохозяйственном комплексе Приморского края был полностью разрушен механизм управления и координации рыбохозяйственной деятельности. Все бывшие государственные предприятия, став акционерными, самостоятельными и ни от кого независимыми, в совокупности с почти сотней вновь образовавшихся или отпочковавшихся акционерных предприятий начали сумбурное, практически не регулируемое вхождение в рынок. Итогом всей этой самостоятельности и полной неуправляемости стало то, что за пару лет объемы добычи рыбаков Приморья упали на 60 % (от уровня дореформенного периода).
Неуправляемость рыбохозяйственного комплекса и отсутствие какой-либо координации приобретали угрожающие размеры и грозили еще большими негативными последствиями. Вместе с тем мировой опыт по-
казывал, что полная свобода и абсолютная самостоятельность возможны лишь в условиях дикой природы. Любая же разумная хозяйственная деятельность обязательно должна предусматривать и планирование, и координацию, и процесс управления.
В числе основных причин подобной негативной динамики также следует выделить отсутствие опыта работы в изменившихся условиях, просчёты в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствие государственной поддержки в самом начале осуществления реформ. В результате произошло существенное удорожание рыбопродукции, на фоне низкой платёжеспособности населения снизилась её конкурентоспособность и, как логическое следствие, конкурентоспособность рыбохозяйственных организаций.
Отсутствие технических условий у рыбохозяйственных организаций для обеспечения переработки рыбной продукции в соответствии со стандартами качества, признанными в мире, привели к крайне низкому уровню их конкурентоспособности на внешнем рынке. По-прежнему преобладающей остаётся сырьевая ориентация экспорта рыбной продукции.
Дезинтеграция в рыбохозяйственной деятельности края происходила быстрыми темпами. Распад рыбохозяйственного комплекса привёл к созданию значительного количества самостоятельных рыбохозяйственных структур. На сегодняшний день приходится констатировать факт отсутствия организационных и экономических связей между добычей рыбы и морепродуктов и их переработкой. Практически отсутствуют межотраслевые связи рыбопромышленных организаций с предприятиями других отраслей. Это приводит к низкой экономической эффективности рыбохозяйственной деятельности, снижению инвестиционной привлекательности в этой области.
Увеличение числа добывающих компаний в условиях ограниченных сырьевых ресурсов происходит за счёт их перераспределения, а не освоения новых объектов лова. Выделением лимитов на добычу рыбы и морепродуктов в малых объёмах рыбохозяйственные предприятия подталкиваются на браконьерство, поскольку полученная квота не даёт возможности возместить произведённые затраты на промысловую деятельность.
Вероятным решением данной проблемы могут стать интеграционные процессы, способствовать которым будет вступление в ВТО.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны - члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного» конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
В приморье наблюдается постоянно растущий интерес со стороны стран АТР к рыбной промышленности края, что отчасти внушает надежды.
После активизации работ связанных с присоединением России к ВТО усилилось внимание к более рациональной внешней торговле и ее правовому регулированию. Внешнеторговые вопросы получили дальнейшее развитие в новой редакции Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Для рыбопромышленного комплекса России и его внешнеторговой деятельности данный Закон особенно важен, поскольку включает пищевые рыбные товары в число стратегически важных товаров, на внешнюю торговлю которыми могут применяться особые правила. Для реализации некоторых ограничений, в том числе квотирования экспорта или импорта, вводится лицензирование в сфере внешней торговли товарами. В то же время, несмотря на общие установки о необходимости содействия экспорту, особенно высокотехнологичному, в настоящее время по-прежнему реализуются лишь отдельные несистемные мероприятия, не подкрепленные ни финансово. ни организационно.
В целом можно сказать, что создание обоснованных внешнеторговых норм и правил является одной из важнейших целей повышения качества управления в рыбном хозяйстве края.
С целью повышения эффективности внешней торговли рыбными товарами, включая увеличение экспорта продукции глубокой переработки, необходимо расширить участие Минсельхоза России и Росрыболовства в управлении внешнеторговой деятельностью, в том числе - активизировать экономическую и законодательную поддержку путем широкого использования тарифного и нетарифного регулирования в отношении приморских товаропроизводителей-экспортеров, гармонизации требований к качеству, адаптации принятых в мировой практике систем сертификации продукции.
Особое внимание должно быть уделено решению вопросов по квотированию экспорта неразделанной мороженой продукции, расширению практики государственной монополии на рыбную торговлю, улучшению внешнеторгового маркетинга, развитию электронных рыбных торгов.
В целом конъюнктура мирового рынка рыбных товаров достаточно разнообразна. Как известно, наибольшей емкостью (и притягательностью) для российских рыбаков обладают рынки Японии, Ю. Кореи, Китая и США в АТР и некоторых стран Европы.
Россия сегодня является рыболовной державой, занимая достойное место в десятке крупнейших мировых рыболовных государств. Страна наделена огромными запасами водных биоресурсов. В России в настоящее время потребляется порядка 1,9 млн тонн пищевых рыбных продуктов, включая консервы, из них не менее 0,6 млн тонн - импортные поставки.
Начальник Территориального управления Росрыболовства А. Иванков отметил, что объём вылова всех водных биоресурсов в Российской Федерации в 2010 году составил 4 млн 100 тысяч тонн. По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит первое место среди экономических районов России.
Директор Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Г. Мартынов привёл цифры по некоторым финансовым показателям и объёмов вылова: в 2010 году суммарный вылов биоресурсов в Приморском крае превысил уровень 2009 года на 12% и составил 744 тыс. тонн. Однако большая часть выловленного сырья уходит заграницу, например, около 70% самой популярной промысловой рыбы, минтая, экспортируется в Китай. Причём после обработки он часто возвращается и в Россию, и в Приморье, где только начинают намечаться процессы развития промышленной береговой переработки.
Будем ли мы конкурентоспособны с иностранными производителями с нашим устаревшим оборудованием и флотом после вступления в ВТО? Какие подводные камни ожидают предприятия рыбной промышленности Приморья и, напротив, какие положительные последствия возможны от этого важного для нашей страны события? Эксперты полагают, что после вступления России в ВТО выиграют компании, ориентированные на экспорт, либо компании, готовые конкурировать с импортом. Так ли это на самом деле? Чего предстоит ожидать Приморью от членства нашей страны в ВТО и как это скажется на предприятиях рыбной промышленности?
После вступления России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. На российский рынок придут международные корпорации (капитализация первых десяти крупнейших корпораций в мире составляет от 200 до 490 млрд долларов) и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химиче-
ской, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, малому и среднему бизнесу.
Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для России при вступлении в ВТО. Рыбная промышленность является одной из основных специализаций Дальнего Востока и Приморского края в частности, и если со вступлением в ВТО данная отрасль получит перспективы к развитию, то для экономики Дальневосточного региона это будет огромным плюсом.
Развития рыбной отрасли является одной из важнейший задач для Дальнего Востока, имея огромный потенциал, необходимо им пользовать для развития экономики Дальневосточного региона. Трудно сразу сказать, что принесет вступление в ВТО для этой отрасли, все будет зависеть от политики, которую будет вести наше государство, но те условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются благоприятными для развития рыбного хозяйства Дальнего Востока. Перспективы вступления России в ВТО можно оценить на примере рыболовецкого колхоза «Восток-1». Если оценить перспективы для рыболовецкого предприятия Восток-1 при вступлении России в ВТО, то радикальных изменений не произойдет. Ввиду отсутствия серьезных рыбоперерабатывающих мощностей, уже много лет около 80% выловов после первичной обработки реализуется за границу, где часть сырца подвергают глубокой переработке и выпуску продукции с добавочной стоимостью, которая затем поставляется на российский рынок.
Организация переработки выловов в России сталкивается с очень жесткими санитарными требованиями к производству и хранению рыбопродукции, в то время как за границей сроки хранения по большинству видов продукции в 2 раза дольше отечественных стандартов. И вот здесь, вступление в ВТО может оказать положительный эффект, если российские сроки хранения продукции будут пересмотрены в сторону увеличения. Это приведет к совокупному росту выручки предприятия. Организация глубокой переработки также сталкивается с такой проблемой, как отсутствие спроса за границей на российскую продукцию морского промысла глубокой переработки, особенно на азиатских рынках, там предпочтение отдается свежей и свежемороженой продукции, полуфабрикаты и консервы (основной продукт отечественной переработки), особенно консервы краба вызывают у азиатов смех, они не понимают, как можно есть консервированное крабовое мясо. А внутренний рынок не способен принять весь объем переработанной рыбопродукции, у нас, к сожалению, слабо развита культура потребления морепродуктов, которые занимают малую
долю в нашем рационе. Каких либо существенных ограничений на поставки уловов со стороны иностранных государств сейчас нет, в большинстве случаев продукция с радостью принимается.
Трудности с реализацией продукции возникают в рамках рыночного механизма, когда из-за большого предложения спрос и цены падают. Такое случается довольно часто, т. к. некоторые виды водных биологических ресурсов вылавливаются в определенный период, именно в эти периоды предложение очень большое, а цены низкие, как, например, промысел красной рыбы: сезон промысла конец лета - первая половина осени, а потом её не ловят. Поэтому каких-либо негативных последствий для рыбной отрасли России от вступления в ВТО ждать не приходится, ну а позитивные, возможно, будут. Для экономики России вступление в ВТО будет ударом, прежде всего, по предприятиям, которые не являются экспортными т.е. не способны конкурировать на мировом рынке, и если этот рынок войдет в страну без всяких ограничительных мер, то они просто перестанут существовать. Однако для предприятия Восток-1, которое как раз и работает на мировом рынке, больше плюсов. Возможно, приход иностранных компаний через ВТО оживит экономику и рынок труда.
На сегодня общая информация позволяет рассматривать следующие направления влияния. Предприятие вынуждено платить пошлины на экспорт продукции, и в этой связи они могут быть вовсе изменены или отменены. Это приведет к снижению затрат предприятия. Помимо этого значительная часть расходов у предприятия есть и от импортных пошлин. К примеру, это ремонт и обновление флота, а США, Корея и Япония - члены ВТО. Другими словами, могут сократиться расходы и на содержание флота, что тоже является несомненным плюсом. Вот уже два года поднимается вопрос по утверждению стандарта на глубоководного краба, чтобы пройти норму по мышьяку для возможности его поставок на внутренний рынок. В этой части стандарты стран ВТО должны быть едины, и в данном случае проблема может разрешиться сама собой. В итоге предприятие Восток-1 со временем сможет поставлять глубоководного краба и на российский рынок. Многие отмечают, что квоты приобретаются на наших аукционах через отечественные компании, да и сами компании целиком созданы с помощью иностранного капитала.
В этой связи после подписания договора о вступлении в ВТО стоит изучить, не появляется ли у иностранных компаний дополнительных возможностей по приобретению рыбных ресурсов, в частности, на аукционе может появиться квота краба японикуса. Это может привести к росту импортных поставок на российский рынок и к увеличению поставщиков краба на мировом рынке. Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия во Всемирной торговой организации Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торгов-
ле и получать связанные с этим участием выгоды. Однако на сегодня мы имеем следующие факты: бедность в странах, которые вошли в ВТО, выросла. Доля развивающихся стран в мировой торговле, несмотря на обещания перед вхождением в ВТО - не только не выросла, но в некоторых случаях и упала. Получается, что членство в ВТО выгодно только развитым странам?
На сегодняшний день многие экономисты считают, что присоединение к ВТО нанесет непоправимый ущерб целым отраслям промышленности, лишит Правительство возможности принятия нужных экономических решений, а также усилит давление иностранных компаний и приведет в упадок множество отраслей. Ведь у нас пока нет сильной национальной банковской системы, способной давать большие кредиты на длительный срок и под низкие проценты, у нас пока нет полноценной национальной инновационной системы и нет промышленной политики.
Россия сейчас нуждается не в экспансии, а в защите и восстановлении внутреннего рынка. На наш взгляд, вступление России в ВТО по своим катастрофическим последствиям будет сопоставимо с развалом СССР в 1991 году и наверняка превзойдет тот отрицательный эффект, что принесли «реформы» 1991-1998 годов. Членство в ВТО приведет к гибели целых отраслей промышленности по стране, катастрофе в сельском хозяйстве, упадку рыбохозяйственной отрасли, увеличению безработицы, падению уровня жизни, снижению рождаемости.
Что касается рыбной промышленности Приморского края, то у нас добывается большое количество рыбной продукции, но производство очень дорогое. Уже сейчас в магазинах Владивостока и вообще по краю появляются консервы и другая рыбопродукция, поставляемая из-за рубежа. Ее количество только вырастет.
Подводя итог анализу положительных и отрицательных сторон вступления России в ВТО, выделим плюсы и минусы для рыбной промышленности Дальнего Востока и Приморского края. Первым и самым значимым плюсом для экономики Дальнего Востока и Приморского края является расширение рынка экспорта рыбной продукции. Экспорт играет важнейшую роль в деятельности рыбных предприятий, так как основной доход они получают за счет продажи рыбы за границу.
Второй - экспортные пошлины будут снижены, за счет чего предприятия смогут получать больше дохода. Третий - за счет снижения импортных пошлин на рынках Дальнего Востока, усилится конкуренция в связи с появления рыбной продукции иностранного производства. Это может послужить стимулом для наших производителей к модернизации производства и улучшению качества товаров, а также к поиску новых конкурентных преимуществ. Снижение импортных пошлин на ремонт судов в таких странах как, Корея, США и Япония. Ведь значительная часть рас-
ходов предприятий сейчас уходит на ремонт судов и оборудования. После вступления в ВТО пошлины на ремонт должны будут снижены, и предприятия смогут тратить больше средств на модернизацию производства.
К отрицательным моментам вступления России в ВТО для рыбной отрасли Дальнего Востока можно отнести следующие: риск того, что наши предприятия не смогут выдержать конкуренции со стороны других стран, где рыбная промышленность более развита и продукция дешевле. Дальневосточные предприятия могут потерять рынок сбыта на Дальнем Востоке, но, остаться на плаву за счет экспорта рыбы. Предприятия рыбной промышленности, которые ориентированы только на внутренний рынок, могут разориться, не выдержав конкуренции со стороны иностранных компаний. Риск потери одного из основных источников налоговых поступлений в экономику страны.
1. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик / А.Т. Дантас, Л.П. Калинина, В.И. Капусткин и др., под ред. С.Ф. Сутырина. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
2. Загашвили В.С. Экономические интересы России в условиях глобализации: монография. - М.: Магистр, 2010. - 432 с.
3. Латкин А.П. Особенности государственного регулирования предпринимательства в рыбохозяйственной деятельности (на примере Приморского края): монография / А.П. Латкин, О.В. Корнейко. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2011.
4. Обеспечение конкурентоспособности рыбохозяйственных организаций: методологический аспект: монография / А.П. Латкин, О.Ю. Ворожбит, Т.В. Терентьева и др. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 360 с.
5. Рыбохозяйственный комплекс Приморья: сборник с аналитической запиской; Приморскстат. - Владивосток : Приморскстат, 2009.
6. Чернышева Н.А. Россия и ВТО: актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества: учеб. пособие / Моск. гос. ин-т ме-ждунар. отношений (ун-т) МИД России. - М.: МГИМО, 2007. - 152 с.