Интенсификация формирования техники двигательных действий при обучении боевому приему борьбы «Круговой удар ногой внутрь»
Струганое Сергей Михайлович
кандидат педагогических наук доцент, кафедра физической подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России 664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
И sergej_05@mail.ru Ахматгатин Анвар Амирович
кандидат педагогических наук
заведующий кафедрой физической культуры, Иркутский национальный исследовательский технический
университет
664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
И ahmatgatin@list.ru
Толстихин Александр Николаевич
доцент, кафедра физической подготовки, Восточно-Сибирский институт МВД России 664074, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110
И alextan.75@yandex.ru Статья из рубрики "Профессиональная подготовка сотрудников полиции"
Аннотация.
Предметом исследования является служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов, которая постоянно связана с экстремальными ситуациями при решении оперативно-служебных задач, в ходе которых не редко приходиться применять физическую силу, в том числе боевых приемов борьбы. Поэтому, изучение боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке для сотрудников силовых ведомств имеет большое значение, т. к. именно здесь происходит совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимые при выполнении служебных обязанностей. В представленной статье рассматривается один из методов обучения наиболее сложным двигательным действиям из раздела «Боевые приемы борьбы» по теме «Удары и защита». Предметом исследования является выполнения техники боевого приема борьбы «Круговой удар ногой внутрь» с целью рационализации и интенсификации процесса формирования техники двигательного действия при обучении курсантов, слушателей в образовательных организациях системы МВД России и сотрудников силовых ведомств. Во время эксперимента использованы следующие методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, видео просмотр, которые позволили определить последовательность фаз структуры задействования звеньев тела в общей кинематической цепи. Основными выводами проведенного исследования является эффективность обучения технического действия «Круговой удар ногой внутрь» с помощью кинематической структуры и составных его компонентов конструктивного метода. Новизна исследования заключается в экспериментальной
и
апробации методологического подхода к обучению курсантов, слушателей и сотрудников силовых ведомств к последовательности и специфичности вовлечения структурных единиц тела человека при использовании целостно-конструктивного метода разучивания техники двигательного действия «круговой удар» дальней (сзади стоящей) ногой внутрь в средний сектор.
Ключевые слова: физическая подготовка, техника двигательного действия, рукопашный бой, удар ногой, боевые приемы борьбы, сотрудники правоохранительных органов, курсанты и слушатели, техническая подготовка, формирование умений, целостно-конструктивный метод
DOI:
10.7256/2454-0692.2018.6.27835
Дата направления в редакцию:
02-11-2018
Дата рецензирования:
31-10-2018
Постановка проблемы. Рукопашный бой является одним из не многих видов единоборств, который активно и с успехом используется в программе дисциплины «Физическая подготовка» при формировании у курсантов и слушателей образовательных организаций силовых ведомств умений и навыков двигательных действий выполнения боевых приемов борьбы. В ходе обучения данный вид единоборства помогает не только приобрести двигательные действия ведения рукопашного боя с противником, но и совершенствовать свои физические и морально-волевые качества, техническую, тактическую и психологическую устойчивость к воздействиям неблагоприятных факторов
[1, с. 6°"|. Поэтому, владение основой технико-тактических действий рукопашного боя сотрудниками правоохранительных органов имеет весомое значение в формировании профессионально значимых умений и навыков.
Разучивание, закрепление и совершенствование технических действий рукопашного боя в рамках профессионально-прикладной физической подготовки с курсантами академии Министерства внутренних дел требует наиболее доступного, детализированного и рационализированного методологического подхода к подготовке. Таким образом, поиск пролонгирующего пути становления технической составляющей подготовленности в разделе «Рукопашный бой» будущих офицеров, на сегодняшний день, является довольно
актуальным [2, с- 310"".
Техника ударов ногами отличается весьма сложной структурой последовательного взаимодействия звеньев тела в общей кинематической цепи двигательного действия, меньшей степенью обеспечения нейрофизиологического подчинения мышечно-связочного аппарата нижних конечностей центральной нервной системе и более низкими анатомо-физиологическими возможностями кинематической структуры, нежели верхние
конечности. Ввиду этого, перед преподавателями профессионально-прикладной физической подготовки возникает задача - наиболее доступно и с должной мерой эффективности донести учебный материал техники ударных и защитных действий ногами будущим сотрудникам правоохранительных органов, а еще вчера - школьникам и гимназистам [3, с- 225; 4 с- 110; 5 с- 3351.
Нашему исследованию подверглись особенности методологического подхода к обучению техники «кругового удара» дальней (сзади стоящей) ногой внутрь в средний сектор. Данное техническое действие широко используется в различных видах единоборств Мира, зачастую именуется «Мидл кик» - с английского языка «Middle kick» - удар ногой в средний сектор, имеет в каждом из них свою специфику, а также пользуется огромной популярностью, ввиду своей эффективности, в сфере подготовки в рукопашном бое курсантов военизированных учебных заведений.
Организация исследования. Во время эксперимента были использованы следующие методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, видео просмотр, которые позволили определить последовательность фаз структуры задействования звеньев тела в общей кинематической цепи.
Результаты и их обсуждение. Результаты данного исследования позволили определить методологический подход к последовательности и специфичности вовлечения структурных единиц тела человека при использовании целостно-конструктивного метода [6, с 3011 разучивания двигательного действия (табл. 1.).
Таблица 1
Пофазная структура разучивания технического действия «Круговой удар ногой внутрь»
целостно-конструктивным методом
№ Кинематическое звено цепи Характеристика звена
1 Сгибание бедра ударной ноги вперед в тазобедренном суставе с одновременным сгибанием голени в коленном с ус та в е Детализированное
2 Одновременное выполнение: поворот на стопе опорной ноги, поворот тазовой области, ротация внутрь бедра ударной ноги Управляющее
3 Разгибание-сгибание голени ударной ноги в коленном с ус та в е Детализированное
4 Постановка ударной ноги вперед на опору Детализированное
5 Возврат ударной ноги в исходное положение Вспомогательное
Вследствие формирования устойчивого представления об отдельных фазовых элементах технического действия и становления двигательного умения, необходимо переходить от конструктивного метода к целостному, объединяя фазы № 1 и № 2, прорабатывая их отдельно, затем на их слитное выполнение добавить объединенные в единое выполнение фазы № 3 и № 4.
Изучение особенностей становления двигательного умения мужчинами и женщинами 18 лет и старше, при разучивании данного технического действия, выявило статистическую достоверность эффективности методологического подхода. Исследование проходило в форме экспертной оценки (10-ти балльная шкала) стандартизированной структуры
управляющего звена [6, с 3471 техники «кругового удара ногой внутрь» и экспертной оценки по этой же шкале технического действия в целом. Испытуемые классифицировались на экспериментальную группу, разучивающие данный технический элемент по вышеуказанной программе, и контрольную группу, изучавшую «круговой удар ногой внутрь» иными методами (табл. 2.).
Таблица 2
Результирующие показатели апробации предложенного методологического подхода к
обучению
Экспериментальная группа (п=13) Контрольная группа (п=10)
Возраст 20,3±2,4 Возраст 21,7±2,7
Управляющее звено, баллы (х±о) Техника в целом, баллы (х±о) Управляющее звено, баллы (х±о) Техника в целом, баллы (х±о)
7,31±0,9 7,62±0,8 3,89±0,9 4,3±0,7
ЭГ-КГ, Управляющее звено ЭГ-КГ, Техника в целом
^критерий Р ^критерий Р
4,26344 < 0,001 3,95178 < 0,001
Корреляционная связь/влияние ЭГ Корреляционная связь/влияние КГ
г=0,71333 Сильная г=0,74333 Сильная
Таким образом, нами выявлено, что управляющее звено техники кругового удара внутрь дальней ногой заключается в одновременном выполнении трех кинетических составляющих после сгибания ударной ноги вперед в тазобедренном суставе и сгибания в коленном - поворот на опорной ноге, поворот тазовой области, ротация внутрь бедра ударной ноги. Здесь следует обратить внимание на детали того, чтобы занимающиеся выполняли поворот опорной ноги пяткой полностью к направлению удара, таз поворачивали полностью вместе с корпусом и немного отводили его в сторону удара, а бедро ударной ноги супинировали до уровня достижения параллельности с опорой
(горизонтально) [7, с- 34].
Исследования показали, что именно четкое представление о структуре выполняемого двигательного действия в целом и безошибочное выполнение кинематических элементов управляющего звена техники позволяет в относительно короткий временной интервал на уровне умения выполнять «круговой удар» дальней ногой внутрь в средний сектор. При разучивании представленного двигательного действия необходимо давать обучающимся важные и основополагающие организационно-методические установки и корректировать двигательные ошибки на каждой из составных частей конструктивного метода. А именно, при выполнении фазы 1 - максимально согнуть голень в коленном суставе. Фаза 2 -повернуть опорную ногу строго пяткой вперед; коленный сустав направлен строго в сторону удара; голень расположена четко параллельно полу. Рука одноименная с ударной ногой, расположенная над бедром снаружи, выполняет реверсивное движение. Фаза 3 - после выполнения удара обязательно полностью согнуть голень в коленном суставе. Выполнение всех фазовых составляющих двигательного действия обязательно
сопровождается, по возможности, наиболее вертикальным положением корпуса [8, с- 211; 9, с. 531.
Считается, что при выполнении технико-тактических действий ногами корпус необходимо поддерживать вертикально, так как при определенной необходимости, к примеру, изменении уровня выполнения двигательного действия или изменения тактических
условий его применения - корпус самостоятельно отклонится на определенный уровень.
Заключение. Основными выводами проведенного исследования является эффективность обучения технического действия «Круговой удар ногой внутрь» с помощью кинематической структуры и составных его компонентов конструктивного метода. Новизна исследования заключается в экспериментальной апробации методологического подхода к обучению курсантов, слушателей и сотрудников силовых ведомств к последовательности и специфичности вовлечения структурных единиц тела человека при использовании целостно-конструктивного метода разучивания техники двигательного действия «круговой удар» дальней (сзади стоящей) ногой внутрь в средний сектор. Изучение техники данного удара может иметь дальнейшие исследования, которые могут зависеть от специфического адаптивного изменения деталей техники с учетом особенностей и специфики вида, тактического назначения или индивидуальных анатомо-физиологических особенностей организма.
Библиография
1. Гаврилов, Д. А. Некоторые аспекты правомерного применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / Д. А. Гаврилов, А. Ю. Патрушева, Б. Э. Баясгалан // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции: в 2-х томах, Т. I. — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — С. 59-65.
2. Струганов, С. М. Повышение эффективности обучения курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств боевым приемам борьбы в экстремальных ситуациях / С. М. Струганов, А. Ю. Чернигова // Экстремальные ситуации, конфликты, социальное согласие: материалы восемнадцатой международной научно-практической конференции; технический редактор В. М. Щукин. — М. : Академия управления МВД России, 2016. — С. 308313.
3. Баркалов, С. Н. Проблемы профессионального образования и совершенствования физической подготовки в системе МВД России / С. Н. Баркалов, А. В. Алдошин // Наука-2020. — 2016. — № 4 (10). — С. 224-229.
4. Герасимов, И. В. Использование современных образовательных технологий на занятиях по физической подготовке / И. В. Герасимов // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. — 2017. — № 1 (70). — С. 107-110.
5. Якушев, Э. В. Актуальность физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России в современных условиях / Э. В. Якушев // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы двадцать первой Всероссийской научно-методической конференции (Иркутск, 2-3 марта 2016 г.). — Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. — С. 333-336.
6. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — М. : Советский спорт, 2005. — 820 с.
7. Струганов, С. М. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс высших образовательных заведений МВД России для подготовки высококвалифицированных специалистов / С. М. Струганов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД
России. - 2012. - № 1 (60). - С. 31-36.
8. Баркалов, С. Н. К вопросу о применении физической силы сотрудниками полиции / С. Н. Баркалов // Наука-2020. -2017. - № 2 (13). -С. 210-215.
9. Макаров, В. М. Самозащита и боевые приемы борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / В. М. Макаров, А. А. Журавлев // Полицейская и следственная деятельность. - 2015. - № 3. - С. 45-213.