Научная статья на тему 'Интеллигенция как хранительница символического капитала'

Интеллигенция как хранительница символического капитала Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
53
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символ / символический капитал / интеллигенция / символ / символічний капіт ал / інт елігенція.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — М. В. Масаев

Статья посвящена исследованию роли интеллигенции как носительницы символической власти и как хранительницы символического капитала общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Інт елігенція як хранит елька символічного капіт алу

Ст ат ья посвящена исследованию роли инт еллигенции как носит ельницы символической власт и и как хранит ельницы символического капит ала общест ва.

Текст научной работы на тему «Интеллигенция как хранительница символического капитала»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». Том 21 (60). №3,2008. С. 58-63

УДК 133.522.1-058.207

М. В. Масаев

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КАК ХРАНИТЕЛЬНИЦА СИМВОЛИЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

Ст ат ья посвящена исследованию роли инт еллигенции как носит ельницы символической власт и и как хранит ельницы символического капит ала общест ва.

Ключевые слова: символ, символический капит ал, инт еллигенция.

Термины «символический капитал» и «символическая власть» введены российским профессором А. С. Панариным в работе «Стратегическая нестабильность XXI века» [1]. Развитие этих понятий дано в работе доцента М. В. Масаева «Философия истории» [2].

Символический капитал, на наш взгляд, - это совокупность парадигмальных образов, хранящихся в коллективной памяти и ставших символами.

Символический капитал как равнодействующая входящих в него парадигмальных символов определяет направление, темы и характер развития его обладателя.

Символический капитал народа способствует его выживанию, делает его неуязвимым от вредного воздействия чуждых влияний, помогая сохранять и укреплять его самоидентификацию.

Символическая власть, на наш взгляд, - это власть регуляторов человеческого поведения, символов, над умами людей.

Символическая власть оказывает воздействие и на общественную идеологию, и на общественную психологию, а также на идеологию и психологию отдельной личности, при этом она действует как бы недоосознанно, а практически совсем неосознанно, а действуя неосознанно, незаметно и непроизвольно, символическая власть затрудняет, а практически делает невозможным сознательное и волевое противодействие, а потому является непреодолимой.

Вопрос об интеллигенции как хранительнице символического капитала и носительницы символической власти рассматривается в настоящей работе, содержание которой сводится к следующим тезисам:

1. Символический капитал - это совокупность символов, определяющих поведение людей конкретного государства, нации или народа, а символическая власть - это власть регуляторов человеческого поведения, символов над умами людей. Символический капитал не лежит на складе, как золото в Форт-Ноксе, он не лежит в банках, он не вложен в ценные бумаги. Он находится в головах людей. Но он работает как и любой капитал. Чего стоит только фраза клоуна Юрия Никулина, прозвучавшая с экранов телевизоров: «Капитализм - это хорошо». И символический капитал, и символическая власть - это категории не столько экономики и политики,

а, скорее, культуры, хотя и воздействуют символический капитал и символическая власть больше на политику и через последнюю на экономику.

2. Символическая власть оказывает воздействие и на общественную идеологию, и на общественную психологию, а также на идеологию и психологию отдельной человеческой личности. Фраза члена КПСС Ю. Никулина «капитализм - это хорошо» поколебала идеологические взгляды и конкретных людей, носителей идеологии, и всего общества. А о психологическом воздействии любимого всем народом артиста не стоит и говорить.

3. Символическая власть воздействует и на психологию, и на идеологию как бы недоосознанно, а практически совсем неосознанно. О целесообразности подчиняться власти символа не думают, как не думают о целесообразности защиты Знамени части в бою, как не раздумывали мученики отдавая жизни за религиозные символы.

4. Действуя неосознанно, незаметно и непроизвольно, символическая власть затрудняет, а практически делает невозможным всякое сознательное и волевое противодействие, а потому является непреодолимой. Не случайно доктор исторических наук и кандидат юридических наук Л. И. Грач назвал Б. Н. Ельцина непобедимым после того, когда он стал символом, влезши на БТР. А ведь до этого, по словам Л. И. Грача, его легко можно было раздавить. Эти мысли Л. И. Грач изложил в интервью «Фактам» (№ 151 (2188) от 18 августа 2006 года. Это интервью вышло под названием «Сразу после провала ГКЧП меня обвинили в измене Родине».

5. Символическая власть осуществляется символами, носителями которых могут быть как представители формальной, так и неформальной власти, как внутри страны, так и на международной арене. Авторитетными (не только в русском смысле слова, а в том смысле, что они властные, например французское "autorite" («оторитэ») - власть, восходящее к латинскому auctoritas («аукторитас»)) могут быть и слова политического деятеля, и слова учёного, и слова артиста, как в примере фразы Юрия Никулина, а то, что он клоун в глазах простого народа, придало его словам больше веса, чем слова Генерального секретаря ЦК КПСС и - и такого, как Л. И. Брежнев, и такого, как М. С. Горбачёв.

6. Фактически субъектами символической власти могут быть отдельные личности, группы людей, классы, политические партии, органы государственной власти, ветви государственной власти и государство в целом, этносы, нации, народы, группы государств, целые цивилизации. Так, для португальского антифашиста, социалиста (бывшего коммуниста) ставшего потом министром, вице-премьером, премьер-министром и президентом Португалии Мариу Соареша носителем символической власти была Красная Армия, на которую он, по его собственным словам, молился, и прихода которой в Португалию он с нетерпением ждал. Потом носителем символической власти для него стал первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущов, разоблачивший культ личности И. В. Сталина, а вместе с этим подорвавший по крайней мере у Мариу Соареша всю символическую власть коммунистической идеологии, с которой в конечном счёте некогда влюблённый в Красную Армию португальский антифашист порвёт, хотя в Португалии ещё долго

оставались люди под символической властью коммунистической идеологии, СССР и Советской Армии. В 1968 г. после ввода советских войск в Чехословакию португальский студент в Москве Титу Сеабра искренне завидовал чехам и словакам - в их страну Советская Армия пришла, а вот в его родную Португалию ещё нет.

7. В любом случае хранителем символического капитала, носителем символической власти как отдельных личностей, групп людей, классов, политических партий и т. д. является определённая прослойка людей - это советники, референты, секретари, спичрайтеры политических лидеров, идеологи групп людей, кланов политических партий, властители дум широких масс людей: учёные, писатели, деятели культуры и искусства - короче, интеллигенция. Не случайно музыкант Юрий Шевчук назвал в номере 14 (607) «Аргументов и фактов» за апрель 2008 г. интеллигенцию «золотом, которое не ржавеет» [7, с. 8].

8. При этом интеллигенция может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в обществе в зависимости от того, как она выполняет свою роль как хранительницы символического капитала. Если интеллигенция бережно относится к наличному символическому капиталу общества, она будет способствовать сохранению и его конструктивному развитию. Если же она будет с завистью смотреть на чужой символический капитал и стремиться перенять его самого и вместе с ним чужую символическую власть, то её роль может оказаться деструктивной. Не случайно статья Юрия Шевчука «Интеллигенция - золото, которое не ржавеет» была опубликована под рубрикой «Так «совесть» или «г...о» нации?» Не случайно публицист и писатель русского зарубежья Иван Солоневич, автор знаменитой «Народной монархии» называет отражение действительности русскими писателями «кривым зеркалом». В. И. Ленин, хоть и назвал Л. Н. Толстого «зеркалом русской революции», но добавил, что это «зеркало» - «зеркало слабостей русской революции», а интеллигенцию вообще часто называл «г...ном». «Она целый век шла с царём против народа, - писал о русской интеллигенции Г. П. Федотов, - прежде чем пойти против царя и народа (1825-1881) и, наконец, с народом против царя (1905-1917)» [5, с. 80].

9. Деструктивная роль российской интеллигенции способствовала серии разрушительных революций в России. Не случайно пролетарский писатель

A. М. Горький в романе «Мать» так восхищался просвещающей поднимавшийся на революцию народ интеллигенцией.

10.Попытка части русской интеллигенции, выпустившей в 1909 г. сборник «Вехи», смягчить удары назревшей не без участия интеллигенции катастрофы, оказалась неудачной (не случайно лидер революционного движения интеллигент

B. И. Ленин назвал этот сборник энциклопедией либерального «ренегатства»). «Ренегатам» не удалось остановить ни революционеров, ни революцию. «Пусть сильнее грянет буря», - писал в «Песне о Буревестнике» А. М. Горький. Буря грянула. Первая революция не разрушила до основания царскую Россию, но серьёзно потрясла её устои. Часть мыслящего слоя общества, интеллигенции начала бить тревогу, но было уже поздно.

11. Когда, после разразившейся катастрофы революции и разрушительной и кровавой гражданской войны, правительство В. И. Ленина оказалось в безвыходном

положении и вынуждено было перейти к НЭПу, группа эмигрантской русской интеллигенции попыталась призвать общество к гражданскому согласию, выпустив в 1921 году в Праге сборник «Смена вех», одному из авторов которого профессору Н. Устрялову показалось, что «коммунизм не удался» [3, с. 11], также ни к чему не привела, а спасший НЭПом коммунизм В. И. Ленин перешел к репрессиям преждевременно похоронившей коммунизм интеллигенции. Не случайно Г. П. Федотов назвал «настоящим гимном русской революции» не «бездарную лавровскую «Марсельезу» («Рабочую Марсельезу» Петра Лаврова - М. М.), а «похоронный марш» [5, с. 93], а сам большевизм «преодолением интеллигенции на путях революции» [5, с. 98].

12. Разгром хранительницы символического капитала и носительницы символической власти интеллигенции страшно обеднил с символической точки зрения советское общество, сделал советский народ подверженным любой символической власти, будь-то власть большевиков, перестройщиков или постсоветских нуворишей. Уничтожение интеллигенции превратило людей советского общества в «идеальных», по выражению X. Арендт «подданных тоталитарного государства», для которых «нет разницы между фактом и фикцией, правдой и ложью» [6, с. 527].

13.Символически обездоленное постсоветское общество было ввергнуто в хаос и развалилось. Рабочие и крестьяне безучастно взирали на гибель первого в мире государства рабочих и крестьян и с восторгом вслед за партийно-государственной номенклатурой кинулись в авантюры эпохи первоначального накопления капитала. В результате кое-кто из бывшей партийно-государственной номенклатуры стал миллиардером, а рабочие и крестьяне окончательно разорились.

14.Поиски интеллигенции на постсоветском пространстве выйти из кризиса на чужих символических ценностях и с помощью чужой символической и реальной экономической и политической власти (НАТО, Европейского союза и т. д.) ничего не дают и обречены на провал. Восторги псевдоинтеллигентов по поводу расстрела Б. Н. Ельциным пушками «Гром» Верховного Совета Российской Федерации в октябре 1993 года, «оранжевой» или «помаранчовой», революции в Украине, «революции роз» в Грузии и «революции тюльпанов» в Киргизии повсеместно заканчиваются полным разочарованием. А ведущим странам НАТО, таким как Германия и Франция стало страшно принимать в НАТО Украину и Грузию.

15.Интеллигенции постсоветского пространства следует думать не о подчинении чужой символической власти, а воссоздании утраченного символического капитала и достижении символической независимости. В противном случае будут окончательно и бесповоротно утрачены и политическая, и экономическая независимость, а Украине придётся отменить статью Конституции о верховенстве Верховной Рады в законодательной власти - оно перейдёт к Европарламенту, придётся лишиться права запрещать присутствие иностранных войск на своей территории - НАТО, в соответствии со своим Уставом, имеет право вводить на территорию стран-членов свои войска без какого-либо согласия соответствующих стран. Украинская труба в обход России «Одесса - Броды» останется пустой, а трубы в обход Украины «Баку - Джейхан» и «Набукко - 1» («Голубой поток») уже

работают, а скоро заработают и «Набукко - 2», «Бургас - Александрополис», «Бургас - Сербия» и строящиеся Россией и Германией газопроводы по дну Балтийского моря. Попытка Эстонии не пустить газ через свой шельф привела к тому, что транзитёром российского и среднеазиатского газа станут не Эстония и не Украина, а Финляндия, как уже стала таким транзитёром Турция, станут Болгария, Греция и Сербия и совсем перестанут быть Украина и Польша. Да и перспективы стать «счастливыми» членами НАТО для Украины и Грузии также всё более становятся под вопросом. А В. М. Литвин заявил буквально следующее: «Никакого НАТО нам не видать, по крайней мере, до 2017 года, когда Черноморский флот покинет Севастополь. А до тех пор в Киеве сменится семнадцать правительств и девятнадцать парламентов!» [8, с. 2].

16.Задача эта посильна, но решать её может и должна именно интеллигенция, а не какой-либо иной слой общества. Ни российским миллиардерам, ни украинским оранжевым революционерам эта задача не под силу. Первые заняты умножением своих богатств, вторые - перераспределением богатств украинских нуворишей в свою пользу. Ни о чём ином эти хозяева жизни не помышляют и не могут. Думать -функция интеллигенции. Только она может решить стоящую перед постсоветскими государствами задачу по восстановлению утраченного обществом символического капитала и достижению символической независимости, без которой не будет ни независимости экономической, ни независимости политической. В. А. Ющенко убеждён, что, если народ Украины узнает о НАТО больше, то он будет за вступление страны в этот военный блок. Но вряд ли такое случится, если украинцы узнают, что Устав НАТО позволяет вводить войска блока на территорию стран-участниц без их согласия, а вступление в Европейский Союз лишит Верховную Раду законодательного верховенства. Всё будет зависеть от интеллигенции - или она будет петь дифирамбы НАТО и ЕС, умалчивая содержание их Уставов, или она честно разъяснит народу, что представляют собой эти организации.

17.Часть украинской интеллигенции пытается срочно обогатить символический капитал украинской нации, приватизируя мировые символы с тем, чтобы обеспечивать символическую власть Украины над миром. Так, киевлянин Игорь Каганец объявил украинцами Иисуса Христа, Богородицу, выучившего своего сына украинскому языку, на котором он и произнёс свои последние слова на кресте, и всех апостолов, кроме предателя Иуды, так как предательство не свойственно украинской нации [4]. Такая пропаганда украиноцентризма (некоторые называют это украинопупизмом) может заставить украинский народ задуматься о том, стоит ли такому славному народу терять свою незалежнисть в НАТО или ЕС.

18. Большинство же интеллигентов внушают населению постсоветского пространства чуждые символы, утверждая тем самым чужую символическую власть, всё дальше и дальше отодвигая достижение подлинной политической и экономической независимости. Десятилетия жизни в тоталитарном обществе и отсутствие намёков на эффективное преодоление тоталитаризма превратили большинство членов общества в подлинных «подданных» тоталитаризма в самом полном смысле слова уже цитированной X. Арендт [6, с. 527], а «духовная элита»,

по выражению художника-реставратора Савелия Ямщикова, действительно «изошлась в тусовках» [7, с. 9].

19.Но история не остановилась. Она продолжается. А как полагает профессор И. И. Кальной, признавать историю и признавать прогресс - это по сути одно и то же [2, с. 113]. А прогресс неизбежно приведёт национальную интеллигенцию в гармонию с национальными интересами.

Таким образом, из хранит елей чуж дого символического капит ала и носит елей чуж ой символической власт и инт еллигент ы ст анут подлинными хранит елями национального символического капит ала и носит елями национальной символической, без кот орых т ак вож делённые на пост совет ском прост ранет ве экономическая и полит ическая независимост ь прост о невозмож ны.

Список литературы

1. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность XXI века // Москва. - 2002. - № 4-12.

2. Масаев М. В. Философия истории. Учебно-методическое пособие. - Симферополь: Доля, 2008. - 304.

3. Гуль Р. Б. Красные маршалы. Тухачевский, Ворошилов, Блюхер, Котовский / Сост. П. Г. Горелов. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 254 с.

4. Каганець I. В. Аршський стандарт. Укра1нська ¡лея епохи великого переходу. - К.: А. С. К., 2005.-336 с.

5. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Судьба и грехи России / Избранные статьи по философии русской истории и культуры / В 2-х тт./ Составитель, вступительная статья, примечания Бойкова В. Ф. - С. - Петербург: София, 1991. - Т. 1. - 352 с. - С. 66-101.

6. Арендт X. Vita activa или о деятельной жизни. - Спб: Алетейя, 2000.

7. Так совесть или же «г.. .о» нации? // Аргументы и факты. - 2008. - № 14 (607). - апрель. -С. 8-9.

8. Козуб Тарас. Украина - Россия: 1:1// Комсомольская правда в Украине. - 2008. - № 121/23 (2938/24333). - 12 июня.

Масаев М.В. 1нт елгенщя як хранит елька с им вол много кашт алу

Ст ат ья посвящена исследованию роли инт еллигенции как носит ельницы символической власт и и как хранит ельницы символического капит ала общест ва. Ключов1 слова: символ, символчний кашт ал, ¡нт елгенщя.

Masaev М Intelligent like keeper of symbolic capital

The article is dedicated study the intelligent role like a bearer of symbolic power and also keeper of the symbolic capital of social.

Keywords: intelligentsia, symbol, symbolic capital.

Поступило в редакцию 26.05.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.