Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА ШАХМАТЫ)'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА ШАХМАТЫ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / СПОРТ / ШАХМАТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ В СПОРТЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ШАХМАТЫ В ШКОЛАХ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сметана Владимир Васильевич

В статье анализируется сфера спортивного образования на примере интеллектуального вида спорта шахматы как социального феномена. Представлены к рассмотрению необратимые изменения и последовательные закономерности с участием технологического прогресса и цифровизации в развитии общества и личности человека. Также, рассмотрены изменения в жизни общества и личности человека в условиях социального партнерства при взаимодействии в рамках социальных коммуникаций. Предложен к рассмотрению проект на территории Российской Федерации «Шахматы в школах» и социальное партнерство между федеральными и региональными общественными организациями с одной стороны и региональной властью, с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL SPORT AS A SOCIAL PHENOMENON OF THE DEVELOPMENT OF SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF THE SPORT OF CHESS)

The article analyzes the sphere of sports education on the example of the intellectual sport chess as a social phenomenon. Irreversible changes and consistent patterns involving technological progress and digitalization in the development of society and the individual are presented for consideration. Also, the changes in the life of society and the personality of a person in the conditions of social partnership when interacting within the framework of social communications are considered. A project on the territory of the Russian Federation «Chess in schools» and a social partnership between federal and regional public organizations on the one hand and regional authorities on the other hand are proposed for consideration.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВИДА СПОРТА ШАХМАТЫ)»

УДК 316

DOI 10.23672/h8718-8788-5098-O

Сметана Владимир Васильевич

кандидат философских наук, председатель попечительского совета краевой общественной организации, Федерация шахмат Краснодарского края smetanavv@mail.ru

Vladimir V. Smetana

Candidate of Philosophical Sciences, Chairman of the Board of Trustees of the Regional Public Organization, Chess Federation of the Krasnodar Territory smetanavv@mail.ru

Интеллектуальный спорт как

социальный феномен развития общества (на примере вида спорта шахматы)

Intellectual sport as a social

phenomenon of the development of society (on the example of the sport of chess)

Аннотация. В статье анализируется сфера спортивного образования на примере интеллектуального вида спорта шахматы как социального феномена. Представлены к рассмотрению необратимые изменения и последовательные закономерности с участием технологического прогресса и цифровизации в развитии общества и личности человека. Также, рассмотрены изменения в жизни общества и личности человека в условиях социального партнерства при взаимодействии в рамках социальных коммуникаций. Предложен к рассмотрению проект на территории Российской Федерации «Шахматы в школах» и социальное партнерство между федеральными и региональными общественными организациями с одной стороны и региональной властью, с другой стороны.

Ключевые слова: Социальный феномен, спорт, шахматы, интеллектуальный спорт, спортивное образование, цифровизация в спорте, социальные коммуникации, социальное партнерство, шахматы в школах.

Annotation. The article analyzes the sphere of sports education on the example of the intellectual sport chess as a social phenomenon. Irreversible changes and consistent patterns involving technological progress and digitalization in the development of society and the individual are presented for consideration. Also, the changes in the life of society and the personality of a person in the conditions of social partnership when interacting within the framework of social communications are considered. A project on the territory of the Russian Federation «Chess in schools» and a social partnership between federal and regional public organizations on the one hand and regional authorities on the other hand are proposed for consideration.

Keywords: Social phenomenon, sports, chess, intellectual sports, sports education, digitalization in sports, social communications, social partnership, chess in schools.

В последние годы с учётом роста технологических возможностей актуален социологический анализ и возможностей предоставляемых в интеллектуальных видах спорта. Основная проблема интеграции спортивных и образовательных технологий в обществе - это отставание правового регулирования на государственном уровне, непонимание необратимости изменений отраслевыми институтами, боязнь признания обществом необходимости внедрения цифровизации, человеческие страхи к переменам.

Следует отдельно выделить из общего числа интеллектуальных, настольные спортивные игры из 20-го века, такие как шахматы и шашки. Указанные игры продолжают использовать офлайн-формат, пусть даже с применением цифровых решений, таких как замена классических часов с флажками на электронные часы, организацией спортивных мероприятий с программным обеспечением, а также размещения отчетных результатов мероприятия в интернет-сети.

При этом настольная интеллектуальная игра -шахматы (прообразом шахмат, возникших не позднее VI век н.э., стала индийская игра чату-ранга) [1], каждый год уверенно перемещается в онлайн. Так Президент Международной шахматной федерации (1995-2018) Кирсан Илюмжинов отметил: «в мире около 650 миллионов человек занимаются шахматами» [2], мы видим беспрецедентный всплеск заинтересованности во всем мире в шахматном спорте, образовании и организации досуга. При этом развитие шахматных платформ в интернете стимулирует увеличение количества шахматистов, вовлеченных в данный вид спорта и «стирает границы» при участии в спортивных мероприятиях, решая задачи, связанные с территориальными и языковыми проблемами.

Так же, нельзя игнорировать технологический прогресс, который позволяет рассматривать онлайн формат, как новую субстанцию в жизни человека. Каждый день, при использовании

мобильного телефона с функциями полноценного компьютера, человек испытывает зависимость и потребность в коммуникациях при долгосрочном перемещении в общественном транспорте, нередко увлекается онлайн играми. Нужно в целом переоценить влияние цифровизации на человеческие потребности и по-новому посмотреть на онлайн игры, как составную часть жизнедеятельности общества.

В 21-ом веке, мы должны переоценить роль технологий и социальных коммуникаций в формировании и развитии человека. Невозможно уже представить образовательный процесс без современных средств технологического прогресса. В этой связи, на пути трансформации старой модели алгоритмов в цифровую модель, роль интеллектуальных видов спорта можно рассматривать, как полноценный инструмент для развития интеллекта человека на любом этапе формирования личности. Классический подход в развитии интеллекта с цифровой трансформацией - это новый синергетический подход в развитии личности и интеллекта. Для этого, рассмотрим вид спорта шахматы как инструмент:

1. Шахматы как образование. Вид спорта шахматы уже давно вошел в состав образовательных программ, которые ставят перед собой цели не достичь грандиозных спортивных достижений, а рассматривается как инструмент развития аналитической деятельности. Среди ключевых навыков, можно выделить аналитическую и расчётную. Аналитическая деятельность позволяется сформировать важные навыки, такие как оценка текущей ситуации, определение критериев сильных и слабых сторон конкретной ситуации в текущий момент и оценивать последствия изменений. Расчетные функции, позволяют в динамике сопоставлять факты и оценивать, как прогнозные предположения, так и реальный результат. Этот подход принимается и в Министерстве просвещения Российской Федерации: «Игра в шахматы способствует развитию математических способностей ребёнка, его более яркому раскрытию, -сказала Министр О.Ю. Васильева» [3].

2. Соревновательный эффект. Общественный уклад гражданского общества невозможен без полноценной конкурентной среды. Основная функция демократического общества - это политическая и экономическая конкуренция, при равных стартовых условиях или приближенным к ним. Данный эффект достигается и при использовании интеллектуального вида спорта шахматы в образовательных программах. Соревновательный эффект стимулирует быть лидером, победителем. Но нужно отметить, что результат не ставится в основу образовательного процесса, а является внутренним драйвером для достижения внутренних потребностей - быть победителем.

3. Онлайн. Современный многогранный мир открыт технологическим прогрессом, интернет -ключевой механизм социальных коммуникаций, в

т.ч. и в образовательной среде с использованием вида спорта шахматы. С одной стороны, мы исключаем классическую тренерскую работу для высших спортивных достижений, которые не являются в образовательном процессе целью, с другой мы видим трансформацию тренера-преподавателя в наставника, проводника в технологии шахматного образования. Интернет решает ключевые задачи в данном случае, во-первых, это безграничная база знаний, и задача наставника проложить понятный путь для достижения поставленных задач. Во-вторых, интернет технологии - это виртуальный партнер при использовании разных интернет-платформ, что позволяет развивать навыки тренируясь на программном обеспечении, так и с реальными людьми в онлайн. В-третьих, глобализация взглядов, подходов и решений. При верном наставнике, можно в короткий период времени, посредством интернета рассмотреть разные точки зрения на одну и ту же ситуацию, при этом использую разную «механику» подходов.

Современная практика по внедрению образовательных технологий «шахматы в школах» на территории Российской Федерации с 2013 года реализуется спортивной общественной организацией «Федерация шахмат России» и Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. Крайне интересным представляется и подход по определению территорий для внедрения в регионы России, через конкурс. А это значит, что при отборе регионов для участия в конкурсе на включение в программу «шахматы в школах» выявляется лучшая, амбициозная заявка от субъекта Российской Федерации, в целях последующей реализации программы уже со спонсорской поддержкой и в рамках определённых обязательств.

В настоящий момент проект охватывает 16 субъектов Российской Федерации, [4] которые полноценно реализуют образовательную программу «шахматы в школах», при этом мы видим все элементы социального договора между общественными организациями и региональной властью с функциями распределения и координации социального партнерства.

Таким образом, интеллектуальный спорт, как социальный феномен, только сейчас начинает раскрывать свой потенциал. Об этом свидетельствует внедрение в разных частях мира (Армения, Азербайджан, Турция, Испания, Польша, Мексика и др.) [5] образовательных программ, таких как «шахматы в школах». При этом, государство или региональная власть, ставит перед собой задачу - интеллектуальный рост личности в рамках общеобразовательной программы. Спорт и образование идут «рука об руку» на протяжении всей системы образования, дополняя разные качества и подходы в образовательной среде, а технологический прогресс ускоряет этот процесс в формировании «умного» общества с активной гражданской позицией.

Литература:

Literature:

1. История шахмат. С начала времен до Магнуса Карлсена. URL : https://www.chess.com/ru/article/ view/istoriia-shakhmat (дата обращения 10.08.2021).

2. Кирсан Илюмжинов: «Количество шахматистов составляет около 650 миллионов». URL : https://www.sport-express.ru/chess/news/ kirsan-il-yumzhinov-kolichestvo-shahmatistov-sostavlyaet-okolo-650-millionov-1284639

3. Министр просвещения рассказала о влиянии шахмат на развитие ребёнка. URL : https:// edu.gov.ru/press/1647/ministr-prosvescheniya-ras-skazala-o-vliyanii-shahmat-na-razvitie-rebenka

4. Стартовал конкурс «Шахматы в школах». URL : https://timchenkofoundation.org/novosti/startoval-konkurs-shahmaty-v-shkolah

5. Что такое проект Шахматы в школах? URL : https://chessmatenok.ru/proekt-shahmaty-v-shko-lah/?fbclid=IwAR280C3V8iKfZM16AXFHJHpiyhkpkx -avR1wH91qrRXS63osBRycER0ZHQo

1. History of chess. From the beginning of time to Magnus Carlsen. URL : https://www.chess.com/ru/ article/view/istoriia-shakhmat (date of application 08/10/2021).

2. Kirsan Ilyumzhinov: «The number of chess players is about 650 million». URL : https://www.sport-ex-press.ru/chess/news/kirsan-ilyumzhinov-kolich-estvo-shahmatistov-sostavlyaet-okolo-650-mil-lionov-1284639

3. The Minister of Education spoke about the impact of chess on child development. URL : https:// edu.gov.ru/press/1647/ministr-prosvescheniya-ras-skazala-o-vliyanii-shahmat-na-razvitie-rebenka

4. The «Chess in Schools» competition has started Internet resource. URL : https://timchenkofounda-tion.org/novosti/startoval-konkurs-shahmaty-v-shko-lah

5. What is the Chess in schools project? URL : https://chessmatenok.ru/proekt-shahmaty-v-shko-lah/?fbclid=IwAR280C3V8iKfZM16AXFHJHpiyhkpkx -avR1wH91qrRXS63osBRycER0ZHQo

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.