Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал студентов СПбГПУ'

Интеллектуальный потенциал студентов СПбГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкова Л. А., Долгополов В. А., Пискун О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал студентов СПбГПУ»

6. Улучшение качества планирования переподготовки и повышения квалификации руководителями военного здравоохранения на всех уровнях.

7. Обеспечение достоверности оценки профессионального уровня военно-медицинскихкадров на основе проведения аттестаций.

8. Совершенствование последипломного мониторинга выпускников воен-но- медицинского факультета.

9. Проведение государственной аккредитации новых специальностей переподготовки.

10. Развитие учебно-материальной и клинической баз дополнительного военно-медицинского образования.

Л.А. Ясюкова, В.А Долгополов, О.Е. Пискун

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ СПбГПУ

1 Санкт-Петербургский государственный университет, социологический факультет; Институт международных образовательных программ Санкт -Петербургского государственного политехнического университета, кафедра физической культуры и адаптации, piskun@imop.ru

В настоящее время руководством нашей страны много внимания уделяется разработке мероприятий, направленных на развитие отечественной промышленности. Одна из существенных проблем, которая тормозит реализацию планов - это недостаток в инженерных кадрах. Для решения кадровой проблемы, согласно постановлениям Министерства Образования, происходит реструктуризация системы вузовского образования: сокращение приема по гуманитарным направлениям, а в качестве приоритетной задачи выдвигается подготовка инженерно-технических кадров. Планируется увеличение приема в технические вузы. Как нам представляется, подобными, только организационными решениями оптимизировать подготовку квалифицированных инженерных кадров вряд ли удастся. Качество подготовки специалистов зависит от интеллектуального потенциала молодежи, поступающей и обучающейся в технических вузах. Наши диагностические обследования старшеклассников и студентов технических вузов, проводимые со второй половины 80-х годов прошлого века по настоящее время свидетельствуют о значительном снижении уровня интеллекта современной молодежи, поступающей в вузы, по сравнению с уровнем, типич-

ным для студентов 90-х - начала 2000-х годов.

Современные выпускники школ выбирают гуманитарные вузы не потому, что им более интересны соответствующие профессии, а потому, что они не обладают интеллектуальными способностями, необходимыми для полноценного овладения математикой и физикой, сдачи ЕГЭ по этим предметам на таком уровне, чтобы быть принятыми в технический вуз. Но даже значительная часть тех, кто на необходимом уровне сдает ЕГЭ по математике и физике, поступает в технический вуз, как показывают наши обследования, не обладает интеллектуальными способностями, необходимыми для качественного овладения вузовскими программами.

Получить информацию об интеллектуальных способностях студентов и составить прогноз относительно их возможностей обучения в вузе можно достаточно надежно на основе тестирования. Проводимые нами в 1990-2000 годах экспериментальные исследования интеллекта старшеклассников и студентов технических вузов с применением теста Амтхауэра, позволили выявить зависимость общей способности к обучению от 3 субтеста теста Амтхауэра (или логического компонента понятийного мышления) [Ясюкова, 2002, 2003, 2005]. На основе этих исследований были разработаны нормативы, сравнение с которыми результатов обследования индивида, позволяют сделать надежные выводы о возможностях получения им высшего или среднего технического образования. Как было установлено нами ранее [Ясюкова, 2002], только при хорошем уровне развития логического компонента понятийного мышления (11 баллов и выше) становится возможным понимание сути правил, формул, законов, системы доказательств, формируются адекватные научные представления, обеспечивается полноценное освоение программ высшей школы.

В рамках мониторингового исследования адаптированности студентов к обучению СПбГТУ, которое проводится с 2008 года, мы решили исследовать и их интеллектуальные способности. С этой целью, в дополнение к анкетному опросу и личностным методикам, мы использовалиЗ субтестКТ Амтхауэра. В мае 2009 г. было обследовано 136 первокурсников, в мае 2010 г. - 66 первокурсников, в 2011 г. - 83 первокурсника, в октябре 2011 г. - 159 первокурсников, в сентябре 2012 г. - 210 первокурсников и 109 второкурсников, в мае 2013г. - 144 первокурсника и 52 студента II и III курсов. Основные результаты представлены в таблицах.

Таблица 1. Сравнительная характеристика интеллектуального развития студентові-х курсов СПбГПУ(в баллах, 3 субтест теста Амтхауэра)

Время обследования 2009, май 2010, май 2011, май 2011, ок- тябрь 2012, сен- тябрь 2013, май

Логическое мышление 12,7 11,1 9,5 9,4 9,3 8,9

Таблица 2. Сравнительная характеристика интеллектуального развития студентов 1-х и 2-3-х курсов СПбГПУ, а также юношей и девушек (в баллах, 3 субтест теста Амтхауэра, май 2013 год)

Г руппы I курс ІІ-ІІІ кур- сы юно- ши девуш- ки

Логическое мышление 8,9 9,6 8,6 9,3

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о значительно более низких интеллектуальных способностях студентов, поступивших в СПбГТУ в 2010-2012 годах, по сравнению с набором 2008 года, более того, совершенно очевидно происходящее последовательное снижение интеллекта студентов, поступающих и обучающихся в СПбГПУ. Ориентируясь на средние значения, характеризующие понятийное мышление студентов, можно заключить, что большинство из поступивших в 2008 и 2009 годах обладают достаточным уровнем интеллектуальных способностей, чтобы освоить программы технического вуза. Интеллектуальные способности абсолютного большинства студентов наборов следующих годов достаточны для получения только среднего, но не высшего, технического образования.

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что по мере обучения в вузе студентов с низким интеллектом остается меньше. Если средние значения при тестировании первокурсников были 8,9 баллов, то средние значения уровня интеллекта студентов 11-111 курсов составляют уже 9,6 балла. Некоторое повышение среднего интеллектуального уровня студентов происходит за счет отсева молодых людей, совершенно неспособных к обучению в техническом вузе: не смогли сдать зимнюю и весеннюю сессию, и были отчислены. Однако, учитывая

значение стандартного отклонения (3,73), можно с уверенностью сказать, что и две трети студентовП-Ш курсов, обучающихся в вузе и кое-как сдающие сессии, не смогут качественно осваивать программы по техническим дисциплинам. Для получения полноценного высшего технического образования необходим уровень логического компонента понятийного мышления выше 11 баллов.

Сравнительный анализ гендерных различий показывает, что в техническом вузе более строгие критерии отбора применяются по отношению к девушкам, нежели к юношам. В результате девушек с низким интеллектом оказывается значительно меньше, чем юношей. Следовательно, качество образования, профессиональная подготовка значительного числа юношей будет ниже, нежели девушек. Инженеры-женщины, окончившие Политехнический университет, будут профессионально эффективнее, нежели инженеры-мужчины.

В целом исследования, проводимые в СПбГТУ, показывают, что современную проблему инженерных кадров не решить теми административными мерами, которые использует Министерство Образования. Серьезным препятствием на пути качественной подготовки инженерных кадров является недостаточный для этого уровень интеллектуального развития студентов, низкий уровень логического компонента понятийного мышления. Как нам представляется, усугубление ситуации связано с изменением системы приема в вуз. До введения ЕГЭ у преподавателей вуза была возможность в процессе вступительных экзаменов в беседе выяснить, понимает ли абитуриент содержание вопроса или излагает заученную информацию, т.е. косвенно оценить его интеллектуальные способности. Экзаменационная оценка снижалась, если абитуриент не мог, ответить на дополнительные вопросы, он не набирал проходной балл и не поступал в вуз. При сдаче ЕГЭ в большей степени проверяется информированность, но не уровень понимания, не выявляется способность к дальнейшему обучению, в итоге, как показывают наши исследования, в технический вуз стали поступать студенты, интеллектуальные способности которых недостаточны для успешного обучения. По окончании вуза такие «инженеры» не могут работать по специальности. Многие из них и не пытаются это делать, находят себе место в торговле, управлении, преподавании, административной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.