Научная статья на тему 'Исследование интеллектуальной готовности к обучению студентов СПбГПУ'

Исследование интеллектуальной готовности к обучению студентов СПбГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1913
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкова Л. А., Долгополов В. А., Пискун О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование интеллектуальной готовности к обучению студентов СПбГПУ»

581с.

4. Иванова А.Е. Сравнительный анализ динамики смертности в России и европейских странах / Развитие человеческого потенциала в России сквозь призму здоровья населения. Ред. Стародубов В.И, Иванова А.Е. М.: Литтерра. 2012. - с.11 - 38.

5. Молодёжь в России 2010. Статистический сборник / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦМ75, 2011. «Статистика России», 166с.

6. www.bbc.co.uk/Russian/Russia/201270

7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС), утверждённые и введённые в действие с 01.01 2010 года. Утверждено приказом Минобрнауки РФ от 17.02.2011г. №201.

8. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье - М.: Физкультура и спорт. 1987. - 64с.

Л.А. Ясюкова, В.А. Долгополов, О.Е. Пискун

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ СПбГПУ

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт международных образовательных программ

Значительное снижение за последние 5-7 лет уровня образованности выпускников школ привело к трудностям обучения их в вузах. Повсеместно открываемые курсы довузовской подготовки не дают желаемого эффекта. Возможно, проблема не только в низком качестве образования, но и в недостатках интеллектуального развития молодых людей, зачисляемых сегодня в вузы на основании ЕГЭ. Если раньше преподаватели во время экзамена могли косвенно оценить интеллектуальные способности абитуриента на основе того, как он излагает суть вопроса, выстраивает доказательства, обосновывает свой ответ, то по результатам ЕГЭ подобных выводов сделать невозможно. ЕГЭ оценивает процент выученной информации из школьных курсов различных предметных образовательных программ.

Получить информацию об интеллектуальных способностях студентов и составить прогноз относительно их возможностей обучения в вузе можно на основе тестирования. Проводимые нами в 1990-2000 годах экспериментальные исследования интеллекта старшеклассников и студентов технических вузов с применением теста Амтхауэра, позволили выявить зависимость общей способности к обучению от 3 субтеста теста Амтхауэра (или логического компонента понятийного мышления) [Ясюкова, 2002, 2003, 2005]. На основе этих

исследований были разработаны нормативы, сравнение с которыми результатов обследования индивида, позволяют сделать надежные выводы о возможностях получения им высшего или среднего технического образования. Как было установлено нами ранее [Ясюкова, 2002], только при хорошем уровне развития логического компонента понятийного мышления (11 баллов и выше) становится возможным понимание сути правил, формул, законов, системы доказательств, формируются адекватные научные представления, обеспечивается полноценное освоение программ высшей школы.

В рамках мониторингового исследования адаптированности студентов к обучению СПбГТУ, которое проводится с 2008 года, мы решили исследовать и их интеллектуальные способности. С этой целью, в дополнение к анкетному опросу и личностным методикам, мы использовали 3 субтест 1БТ Амтхауэра. В мае 2009 г. было обследовано 136 первокурсников, в мае 2010 г. - 66 первокурсников, в 2011 г. - 83 первокурсника, в октябре 2011 г. - 159 первокурсников, в сентябре 2012 г. -210 первокурсников и 109 второкурсников. Исследования проводились на факультетах ИМОП и МВШУ. Основные результаты представлены в таблицах.

Таблица 1. Сравнительная характеристика интеллектуального развития студентов 1-х курсов СПбГПУ (в баллах, 3 субтест теста Амтхауэра)

Время обследования 2009, май 2010, май 2011, Май 2011, октябрь 2012, сен- тябрь

Логическое мышление 12,7 11,1 9,5 9,4 9,3

Таблица 2. Сравнительная характеристика процентного соотношения студентов с интеллектом, достаточным для освоения программ технического вуза, и посредственным интеллектом, который не обеспечивает понимание вузовских программ (в % к общему числу обследованных).

Время обследования Курс Кол. чел. Высокий интеллект Посредственный интеллект

все М Ж все М Ж

2011, X I 159 39 37 41 61 63 59

2012,IX I 210 40 39 42 60 61 58

2012,IX II 109 37 30 40 63 70 60

Таблица 3. Сравнительная характеристика интеллектуальных особенностей студентов ИМОП и МВШУ СПбГПУ (в % к общему числу обследованных)

Курс, факультет Колич. чело- век Возможно высшее тех-ническ. образование Возможно среднее техническ. образова- ние Низкий интел- лект Есть вероятность дотянуть до требований вуза

I курс, 2011, окт. 159 39 4G 21 10

I курс, 2012, сент. 21G 4G 33 18 9

I к., 2012, сен., ИМОП 1G8 38 34 2G 7

I к., 2012, сен., МВШУ 1G2 43 32 15 10

II курс, 2012, сент. 1G9 4G 3G 27 12

II курс, 2012, сен., ИМОП 71 37 35 28 11

II курс, 2012, сен., МВШУ 38 37 45 18 11

Таблица 4. Сравнительная характеристика интеллектуального развития студентов СПбГТУ (в баллах, 3 субтест тест Амтхауэра)

Курс, факультет Колич. чело- век Возможно высшее тех-ническ. образование Возможно среднее техническ. образова- ние Низкий интел- лект Есть вероятность дотянуть до требований вуза

I курс, 2012, сент. 21G 12,3 8,5 4,5 10,0

I к., 2012, сен., ИМОП 1G8 12,2 8,5 4,2 10,0

I к., 2012, сен., МВШУ 1G2 12,4 8,5 5,G 10,0

II курс, 2012, сент. 1G9 12,4 8,7 4,2 10,0

II курс, 2012, сен., ИМОП 71 12,4 8,8 4,3 10,0

II курс, 2012, сен., МВШУ 38 12,4 8,б 4,G 10,0

1б5

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о значительно более низких интеллектуальных способностях студентов, поступивших в СПбГТУ в 2010-2012 годах, по сравнению с набором 2008 года. Ориентируясь на средние значения, характеризующие понятийное мышление студентов, можно заключить, что большинство из поступивших в 2008 и 2009 годах обладают достаточным уровнем интеллектуальных способностей, чтобы освоить программы технического вуза. Интеллектуальные способности большинства студентов наборов следующих годов достаточны для получения только среднего, но не высшего, технического образования.

Из данных таблицы 2 следует, что необходимый для получения высшего образования уровень интеллекта имеют только 40% студентов факультетов МВШУ и ИМОП. Достоверных различий меду девушками и юношами не выявлено. Есть некоторая тенденция в интеллектуальном превосходстве девушек, но пока различия не достигают статистически достоверного уровня.

В табл. 3 приведены данные более дифференцированного изучения интеллектуальных способностей студентов. Приведено процентное соотношение студентов, способных получить высшее образование, среднее техническое образование и неспособных к дальнейшему образованию вообще. Из группы студентов, интеллект которых соответствует требованиям среднего технического образования, выделена группа, представители которой имеют некоторые возможности справиться с требованиями высшего образования. На основании данных таблицы 3 можно заключить, что только половина студентов, поступивших сейчас на факультеты ИМОП и МВШУ, способны качественно освоить учебные программы и получить полноценное высшее образование. Из таблицы 3 также следует, что в процентном соотношении студентов, неспособных получить высшее образование, больше на факультете ИМОП, по сравнению с МВШУ, хотя по уровневым показателям различий нет (см. табл. 4).

Из сравнения данных таблиц 2 и 4 видно, что в 2009 году в целом средние значения показателя интеллекта студентов, поступивших в СПбГТУ, были такого уровня, какого достигают только около 40% студентов, поступивших в 2010-2012 годах. Именно с этого времени набор в вуз стал осуществляться на основе ЕГЭ. Если учесть, что еще примерно 10% студентов может дотянуть до требований вуза, то в целом только половина студентов, обучающихся сейчас на факультетах ИМОП и МВШУ, обладает интеллектуальными способностями, достаточными для освоения программ технического вуза. Примерно треть студентов, обучающихся на этих факультетах, имеет интеллектуальные способности, достаточные для получения только среднего технического образования. Основные учебные трудности у них будут возникать при освоении наиболее сложных разделов в курсах физики и математики. Около 20% студентов могут испытывать трудности

166

фактически по всем предметам, изучаемым в вузе, т.к. уровень их логического мышления исключительно низок.

В целом исследование показало, что осложнение процесса адаптации студентов к обучению в техническом вузе может быть связано не только с особенностями их эмоциональной, физиологической или коммуникативной сферы, но и с недостаточно развитыми интеллектуальными способностями, с низким уровнем логического компонента понятийного мышления. Как нам представляется, усугубление ситуации связано с изменением системы приема в вуз. До введения ЕГЭ у преподавателей вуза была возможность в процессе вступительных экзаменов в беседе выяснить, понимает ли абитуриент содержание вопроса или излагает заученную информацию, т.е. косвенно оценить его интеллектуальные способности. Экзаменационная оценка снижалась, если абитуриент не мог ответить на дополнительные вопросы, он не набирал проходной балл и не поступал в вуз. При сдаче ЕГЭ в большей степени проверяется информированность, но не уровень понимания, в итоге, как показало наше исследование, в технический вуз стали поступать студенты, интеллектуальные способности которых недостаточны для успешного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.