Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал современного города:содержание, структура, функции и основные факторы'

Интеллектуальный потенциал современного города:содержание, структура, функции и основные факторы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валеева Алсу Фоатовна, Нугаев Магдий Алимжанович

В рамках общего теоретико-методологического подхода к изучению социального потенциала в статье рассмотрены содержание, структура, функции и основные факторы эволюции интеллектуального потенциала современного города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Potential of Modern City: Content, Structure, Functions and Main Factors

The paper addresses content, structure, functions and main factors of evolution of intellectual potential of modern city in the framework of general theoretical and methodological approach to studying of social potential.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал современного города:содержание, структура, функции и основные факторы»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 1

Социология

УДК 316.3

Интеллектуальный потенциал современного города: содержание, структура, функции и основные факторы

Валеева А.Ф.

Доктор социологических наук,

профессор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета

Нугаев М.А.

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан

В рамках общего теоретико-методологического подхода к изучению социального потенциала в статье рассмотрены содержание, структура, функции и основные факторы эволюции интеллектуального потенциала современного города.

Ключевые слова: современный город, социальный потенциал, интеллектуальный потенциал.

Изменения современного российского социума сопровождаются таким значительным сокращением финансирования науки и образования, которое ведет к оттоку преподавательских и научных кадров в другие сферы, элиминации как материально-технической базы, так и ценностно-мотивационной составляющей научной и преподавательской деятельности, коллапсу системы переподготовки кадров, снижению продуктивности научных исследований [1].

Но, с другой стороны, в условиях развития процессов модернизации (и соответствующих им мировых процессов глобализации) все большую значимость приобретает проблема эффективного управления интеллектуальным трудом [2]. В наше время нематериальный труд является таким же гегемоном, каким во времена Маркса был труд индустриальный [3]. Поиск способов стимулирования мотиваций интеллектуально насыщенного труда должен основываться на учете специфики умственной деятельности человека. В силу своего спонтанного, творческого характера эта деятельность недостаточно поддается воздействию таких апробированных отечественных мотиваторов производственной активности, как прямое физическое

принуждение, грубое бюрократическое администрирование, непосредственное экономическое стимулирование, неуклюжие идеологические манипуляции, часто имеющие место в деятельности СМИ, включая Интернет. Как показывают исследования американских психологов [4] из массачусетского технологического института (MIT), оптимальная производительность интеллектуального труда достигается тогда, когда те, кто его совершают, находят «внутренний смысл» в своей работе. Традиционные экономические стимулы годятся только для выполнения простых задач, но не в тех случаях, когда требуется творческое, концептуальное мышление. В конечном счете, разработка системы эффективных стимулов интеллектуального труда должна быть основана на целостном видении факторов и условий, детерминирующих трудовую активность. Представляется, что неизбежное многообразие поведенческих мотиваторов интеллектуального труда предполагает рассмотрение этой проблемы в контексте более общей проблемы регулирования любой человеческой деятельности. Этим прежде всего и обусловлена необходимость введения в теоретическую социологию понятия «интеллектуальный по-

134

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1

Социология

тенциал» и соответствующего анализа структуры, функций и основных факторов его развития.

Несмотря на многообразие подходов к рассмотрению интеллектуального потенциала, именно социологический подход позволяет создать многокомпонентную и многоуровневую идеальную теоретическую модель интеллектуального потенциала, рассматриваемого как проявление социальной активности в духовной сфере. Последняя при этом должна рассматриваться не только как интеллектуальная деятельность sui generis, но и как определенное поведение, связанное с интеллектуализацией всех социальных отношений. Более того, именно социологический подход позволяет плодотворно сочетать анализ внешних и внутренних сторон интеллектуальной активности. Для современной социологии характерно не только всестороннее рассмотрение своего объекта, но и учет существенной нелинейности и многофакторности социальной эволюции [5].

Основными методологическими принципами изучения интеллектуального потенциала города, как части его социального потенциала, выступают деятельностный, структурно-функциональный и цивилизационный подходы [6]. Согласно первому из них, исходным для характеристики социальных процессов является понятие человеческой активности; двумя ее неразрывно связанными сторонами выступают «деятельность» и «поведение» [7, с. 20-35]. Структурно-функциональный подход, в свою очередь, требует рассмотрения социального потенциала в качестве сложной, но целостной - многоуровневой и многокомпонентной - системы, обладающей соответствующими социальными функциями.

Цивилизационный подход основан на рассмотрении изучаемого объекта в контексте многообразных модернизационных процессов, протекающих в социуме. Так, например, модернизационная парадигма позволяет рассматривать современный этап развития общества через призму «общества риска» с соответствующим проникновением демократических принципов в сферы науки, технологии и индустрии, а также ростом экологического сознания общества [8]. Можно показать, что социальный потенциал города может быть определен как система элементов, детерминирующих как саму социальную активность его населения, так и соответствующие возможности получения этим населением социально-значимых результатов в основных сферах общественного бытия - трудовой, социально-политической и духовной [9]. Соответственно, в зависимости от сферы реализации социальной активности социальные потенциалы должны подразделяться на три типа: трудовые, общественно-политические и духовные. Для структуризации видов социального потенциала нами будут в дальнейшем различаться

понятия «социальный потенциал» и «носитель социального потенциала» («социальные ресурсы»). В данном отношении социальный потенциал может рассматриваться как характеристика возможностей социальных ресурсов в удовлетворении общественных потребностей. Духовный потенциал состоит из трех основных компонентов: этического (моральнонравственного) потенциала, художественно-эстетического потенциала и интеллектуального потенциала [10, с. 3-12].

С точки зрения деятельностного подхода, духовный феномен общества можно рассматривать по меньшей мере в двух аспектах: как часть, «духовный» структурный элемент социального потенциала и как нечто внешнее по отношению к социальному потенциалу общества, как внешнюю побудительную силу, воздействующую на социальный потенциал «извне».

Несмотря на процессы стагнации, в культурной сфере современные города продолжают сохранять роль центров создания, поддержания и распространения культурных ценностей и норм, освоения новых достижений науки и искусства. Но в силу процессов модернизации и глобализации наиболее важным элементом в структуре духовного фактора становится интеллектуальный фактор. В соответствии с деятельностным подходом мы можем выделить объективные и субъективные детерминанты интеллектуального потенциала. В системе субъективных детерминантов можно выделить так называемые «традиционные» и «нетрадиционные» знания.

Наиболее значительные изменения в системе «традиционных знаний» обусловлены переходом российского общества к рыночным отношениям; это прежде всего относится к сокращению бюджетного финансирования сферы образования и связанной с ним так называемой «коммерциализации» образовательной сферы. Последняя приводит к тому, что роль этой компоненты интеллектуального потенциала подвергается постоянной переоценке; значение фундаментальных знаний уменьшается за счет возрастания значимости «прикладной» компоненты. Но это не может не сказываться на качестве подготовки специалистов всех уровней, поскольку содержание прикладной компоненты научной информации изменяется чрезвычайно быстро. Для того, чтобы ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, созданной экспоненциальным ростом научной информации, современный специалист должен обладать качественной фундаментальной подготовкой. В отличие от представителей бизнеса, ориентирующихся на «короткие деньги», получение фундаментального образования остается прерогативой государства.

При рассмотрении «нетрадиционных знаний» необходимо учитывать, что в описанных выше условиях происходят качественные изменения внутри

135

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 1

Социология

самого интеллектуального фактора. В эпоху «рефлексивной модернизации» сами знания человека о мире, интеллектуальный уровень общества в целом измеряются уже не традиционными компонентами, но качественно иными, связанными в первую очередь с созданием, совершенствованием и освоением компьютеров, вычислительной техники, развитием программирования, созданием новых машинных языков и операционных систем подобных Windows.

Информатизация общества на базе его компьютеризации представляет собой качественно новое социокультурное явление. В данном случае мы имеем дело со знаниями качественно иного порядка, которые значительно отличаются от «традиционных» тем, что они поступают в распоряжение человека в неизмеримо больших объемах и с гораздо большей оперативностью. «Нетрадиционные» знания оказывают влияние на другие компоненты духовного потенциала, вызывающее в них значительные изменения; так что можно говорить о «виртуализации» не только научных исследований и преподавания, но и о «виртуализации» сферы досуга, современного искусства и т.д.

Интеллектуальный потенциал населения города - система элементов, непосредственно определяющая интеллектуальную активность населения города и детерминирующая возможности получения им в деятельности социально-значимых результатов [11, с. 5-8]. В силу того, что интеллектуальная активность - это активность, связанная с добыванием, сохранением, переработкой и развитием знаний об окружающем человека мире (включая и его социальное бытие), интеллектуальный потенциал - это возможности рационального участия в социальнозначимой деятельности, проявления интеллектуальных способностей.

Интеллектуальный потенциал населения города -это совокупность знаний и информации, ценностей, умений и навыков деятельности, обеспечивающих ее социальную значимость и творчески-преобразу-ющий характер. Интеллектуальный потенциал населения города включает знания, ценности, умения, навыки, которыми обладают жители города, а также специальные социальные институты, обеспечивающие их получение, сохранение, распределение и развитие.

Интеллектуальный потенциал - это, с одной стороны, характеристика богатств внутренних личностных сил людей, их творческих способностей; с другой - это характеристика возможностей раскрытия и использования обществом интеллектуальных способностей и талантов.

Соответственно, необходимо различать понятия интеллектуального потенциала в широком и в узком значениях этого термина. В широком смысле интеллектуальный потенциал - это характеристика всех возможностей - как субъективных (внутренние

личностные силы), так и объективных (возможности раскрытия, организации, использования обществом способностей и талантов). Субъективные стороны интеллектуального потенциала называются потенциалом интеллектуальной активности. Объективные стороны интеллектуального потенциала - это интеллектуальный потенциал в узком смысле этого слова.

Потенциал интеллектуальной активности индивида складывается из таких относительно независимых, но взаимосвязанных элементов (т.н. «субпотенциалов»), как инновационно-творческий потенциал, профессионально-квалификационный потенциал, ценностный или духовно-нравственный потенциал и рациональный или информационный потенциал.

От субпотенциалов, оперирующих на личностном уровне, необходимо отличать интеллектуальные потенциалы группы, коллектива, города. Несмотря на то, что интеллектуальный потенциал города состоит из суммы субпотенциалов его граждан, он к ним не сводится, прежде всего потому, что в процессе взаимодействия интеллектуальный потенциал города приобретает новое качество. Из-за взаимодействия людей между собой субпотенциалы самих индивидов могут значительно измениться. Потенциал интеллектуальной активности группы, коллектива или города будет характеризоваться распределением этих субпотенциалов между членами группы, коллектива или города.

Факторы и условия, влияющие на функционирование, формирование и реализацию интеллектуального потенциала, можно (достаточно условно) разбить на три относительно независимых группы: социально-экономические, социально-политиче-

ские и социокультурные. Особенно значительные изменения интеллектуального потенциала обусловлены взаимным влиянием этих факторов.

Социально-экономический базис состоит из трех блоков: реформирование отношений собственности, углубление процессов научно-технической революции и изменения в системе мотиваций труда.

К наиболее влиятельным социально-политическим факторам роста интеллектуального потенциала современного города относится становление гражданского общества, являющееся необходимым условием раскрепощения личности, обеспечения возможности ее свободной и активной деятельности в качестве субъекта развитых рыночных отношений.

Важным для современности фактором интеллектуализации труда является проникновение базовых ценностей и мотивов научной деятельности в сферу трудового поведения людей. «Этос науки» как система ценностей, лежащих в основании профессиональной деятельности ученого [12], начинает постепенно распространяться и на другие сферы трудовой деятельности. При этом ведущим элементом «городского» этоса продолжает выступать принцип универсализма, суть которого заключается

136

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 1

Социология

в последовательной реализации требования социальной справедливости в сфере трудовой деятельности, когда карьера должна становиться доступной практически каждому способному человеку. Статус работника в городском социуме должен определяться лишь талантом и трудолюбием, но не личными связями или принадлежностью к титульной нации или экономически господствующему классу.

Также значимы, хотя и в меньшей степени, и принципы коммунализма и бескорыстия, понимаемые не столько как отсутствие доминирующего начала материальной мотивации, сколько как фактическое отсутствие лжи в профессиональной деятельности.

И, наконец, еще одной опорой складывающегося городского «этоса» является скептицизм, включающий желание пойти навстречу любой серьезной критике, отказ от слепой веры, от бездумного следования любым авторитетам.

Литература:

1. Мирская Е.З. Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности российских ученых // Наука России. От настоящего к будущему / Отв. ред. В.С. Арутюнов. - М.: УРСС, 2009. - С. 323-344.

2. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь мир, 2004.

- 120 с.

3. Жижек С. Год невозможного. Искусство мечтать опасно. - М.: Европа, 2012. - 272 с.

4. Pink D.H., Drive: The Surprising Truth about What Motivates Us. N.Y.: Riverhead Books, 2009.

5. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. - М.: Академический проект, 2005. - 528 с.

6. Борщевский М., Успенский С.В., Шкаратан О.И. Город: методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. Ин-т социол.исслед.АН СССР. - М.: Наука, 1975.

- 204 с.

7. Нугаев М.А., Нугаев Р.М. Социальный потенциал региона. Концептуальные основы исследования // Научные труды ИСЭПН АНТ. - 1995. -Т. 1. - C. 20-35.

8. Ulrich Beck. Risk Society. Towards a New Modernity. - L.: Sage Publications, 2004.

9. Карпов А.Е. Зеленов Л.А. Социология города. // Социологический журнал. - 2001. - № 1. -С. 145-147.

10. Аглямова Г.Р. Объективные условия и субъективные факторы развития научного потенциала молодого города // Социальные процессы и институты в трансформирующемся обществе. -2004. - Вып. 6. - С. 3-12.

11. Нугаев М.А., Нугаев Р.М., Аглямова Р.Р. Интеллектуальный потенциал региона: концептуальные основы исследования. // Социальные процессы и институты модернизации общества (на материалах Республики Татарстан). - Казань: Изд-во Центр инновац. технологий, 2002. - С. 5-8.

12. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, 2006. - 880 с.

Intellectual Potential of Modern City:

Content, Structure, Functions and Main Factors

A.F. Valeeva

Kazan (Volga Region) Federal University

M.A. Nugaev

The center of perspective economic researches of Academy of sciences RT

The paper addresses content, structure, functions and main factors of evolution of intellectual potential of modern city in the framework of general theoretical and methodological approach to studying of social potential.

Key words: modern city, social potential, intellectual potential.

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.