Научная статья на тему 'Методологический анализ понятия «Социальный потенциал»'

Методологический анализ понятия «Социальный потенциал» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4211
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлова Е. В.

Раскрываются теоретико-методологические подходы к исследованию социального потенциала. Рассматриваются существующие классификации структурных компонентов социального потенциала. Дается характеристика элементов, составляющих систему социального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологический анализ понятия «Социальный потенциал»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

УДК 316.3

Е. В. Павлова

аспирант кафедры социальных коммуникаций и социологии управления Новосибирский государственный университет экономики и управления г. Новосибирск, Российская Федерация

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

Аннотация

Раскрываются теоретико-методологические подходы к исследованию социального потенциала. Рассматриваются существующие классификации структурных компонентов социального потенциала. Дается характеристика элементов, составляющих систему социального потенциала.

Ключевые слова

Методологические подходы, социальный потенциал, социальная активность, социальное

пространство.

Стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социальноэкономического прогресса государств становится развитие, ориентированное на расширяющееся воспроизводство социального и человеческого потенциала. В этой связи актуальной является оценка социального потенциала, которым в настоящее время страна располагает и который необходим для осуществления модернизационных процессов. Вместе с тем, в настоящее время социальный потенциал общества оказался явно не востребованным, а существующая система управления значительно отстает от потребностей времени. Поэтому одной из главных задач руководителей всех уровней - суметь раскрыть и реализовать на практике этот потенциал, эффективно наращивая его и используя. Исходя из этого необходимо тщательное исследование сущности социального потенциала, условий его формирования и реализации.

Понятие социального потенциала стало использоваться в научных исследованиях сравнительно недавно. Поэтому в современной научной литературе данное понятие остается до сих пор дискуссионным. Социальный потенциал в самом общем определении - это совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые определяют потенциальную возможность развития или дезинтеграции социума. С этой точки зрения социальный потенциал представляет собой характеристику наличных способностей, не реализованных в деятельности [5, с.148-149].

А. И. Турчинов выделил наиболее существенные компоненты социального потенциала общества. Это уровень культуры и образованности граждан, качество социальных условий и отношений, степень доверия граждан к властям и субъектам управления, благоприятная среда в социуме. Исследование социального потенциала по основным компонентам, по мнению автора, позволит получить примерную картину способности и готовности российского социума к переменам [8, с.9].

В русле социологического подхода потенциал - это понятие с внутренне присущими ему свойствами целостности, интегративности, непрозрачности и стратегичности, разработка которых обеспечивает преемственность, синергетический эффект ресурсов и возможностей прошлого (ретроспективный потенциал), настоящего (исходный потенциал) и будущего (перспективный потенциал) развития социальной общности на основе первичных внутренних и вторичных внешних факторов [6, с.144]. Следовательно, с данной точки зрения, социальный потенциал означает нереализованные социально детерминированные возможности и социальные ресурсы личности. Он складывается в результате взаимодействия различных экономических, социальных, психологических факторов и закономерностей. Реализованный социальный потенциал приводит к определенному социальному эффекту, находит отражение в изменении как социальных, так и экономических, политических, культурных, других характеристик явления.

167

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

В исследовании Е. В. Каргаполовой социальный потенциал рассматривается как важнейшая составляющая потенциала социального развития, его микроуровень. Если теория развития человеческого потенциала акцентирует внимание на внутренних потребностях человеческой самореализации, то социальный потенциал реализуется только в том случае, когда внутренней потребностью становится социальная направленность подобной самореализации [6, с.147].

С позиции системного подхода «социальный потенциал представляет собой системную совокупность возможностей и способностей индивидов, социальных групп и общества в целом, которые формируются их действиями, взаимодействиями и отношениями, обеспечивая общественное воспроизводство. В определенных условиях и при наличии необходимых ресурсов социальный потенциал реализуется в труде, непреложна и обратная связь: социальный потенциал обеспечивает действия, взаимодействия, отношения и социальную деятельность его носителей» [4, с.181]. Социальному потенциалу характерны следующие взаимозависимости:

1. Структура и характеристика социального потенциала определяются соответствующей структурой полей социального пространства и взаимодействиями акторов в его полях. Следовательно, изменения социального потенциала инициируют изменения структуры социального пространства и характера взаимодействия в его полях.

2. Структура и сущностные свойства полей социального пространства определяются реализуемыми в них функциями, характером и особенностями социальных взаимодействий.

3. Структура и сущностные характеристики социального потенциала обуславливаются и изменяются в зависимости от количественных и качественных показателей человеческого потенциала, определяющего способность к воспроизводству социального потенциала.

Основными компонентами социального потенциала как системного понятия выделены следующие: человеческий потенциал, включающий трудовой потенциал, и совокупность взаимодействующих динамических полей (культуры, религии, права, экономики, науки, информации и др.), формирующих социальное пространство [4, с.182].

Что касается понятия социальное пространство, то оно наряду с понятием социальный потенциал так же не имеет однозначного толкования в научной литературе. В исследовании Л. А. Беляевой представлена хронология возникновения и развития идей, посвященных изучению социального пространства в социологии. Рассмотрев различные точки зрения на проблему социального пространства, автор дает собственное определение данному понятию. Отличая социальное пространство от физического, географического пространства исследователь уподобляет его метафоре. «В социальном пространстве представлены не физические объекты, а статусы социальных акторов, занимающих в нем определенные социальные позиции и взаимодействующих на основе предписаний (законов), обычаев, интересов, ценностей, моральных установлений. Социальное пространство - это динамическое состояние общества, характеризующееся, с одной стороны, автономностью акторов, а с другой - их взаимодействием, которое может базироваться на разных уровнях взаимного доверия/недоверия и консолидации/враждебности вплоть до ощущения онтологической опасности» [1, с.59].

Таким образом, социальный потенциал определенной социальной системы характеризует ее максимальные возможности, реализация которых возможна в существующем реальном поле социальных взаимодействий при наиболее благоприятных условиях и наличии необходимых ресурсов. Другими словами социальный потенциал конкретной социальной системы - это объем запасенной ею «социальной энергии», которая «заложена», сформирована и развита в данной социальной системе [4, с. 185].

В основу теоретико-социологического анализа понятия «социальный потенциал» М.А. Нугаевым положен деятельностный подход. Рассматривая понятие «деятельность», как универсальный объяснительный принцип, который позволяет исследователю перейти от анализа эмпирического факта активности, заключенного в понятии «действие» к выявлению всей сложной структуры и динамики человеческой деятельности и интерпретации этой деятельности как особым образом расчлененной социальной реальности.

С точки зрения деятельностного подхода и мышление, и сознание людей происходит от их деятельности и от тех связей, которые возникают в процессе деятельности. Следовательно, как утверждает

168

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

автор, практическая деятельность определяет человеческое сознание. Следуя современной отечественной социально-философской традиции, автор толкует деятельность как форму активности, включающую целенаправленное и целесообразное изменение человеком окружающей его действительности. Исследователь придает фундаментальное значение категории активность и выводит из нее понятия социальный потенциал. Согласно авторской концепции социальная активность - это целостный процесс движения субъекта активности в единстве его движущих сил и самих объективированных форм их проявления. Природу движущих сил раскрывает понятие социальный потенциал. Изучив функции, присущие активности человека, М.А. Нугаев констатирует, что деятельность и поведение - это два взаимосвязанных аспекта социальной активности, которые отличаются по содержанию и особенностям проявления. Деятельность - это целенаправленный процесс, имеющий определенную структуру и не зависящий от субъекта деятельности. Поведение же напрямую зависит от личности и носит исключительно субъективный характер [7, с.116-118]. Опираясь на деятельностный подход, автор приводит определение понятия социальный потенциал - «это специфическая система объективных и субъективных, материальных и нематериальных факторов, непосредственно детерминирующих социальную активность членов данного сообщества и обусловливающих возможности получения ими позитивно значимых результатов в различных сферах их жизнедеятельности - трудовой, социально-политической, духовной» [7, с.119]. Исходя из того, что социальный потенциал представляет собой интегральную характеристику нереализованных возможностей изменения людьми себя и окружающего мира. М. А. Нугаев выделяет два элемента социального потенциала:

- наличный социальный потенциал - совокупность человеческих способностей, имеющихся в наличии;

- перспективный социальный потенциал - это возможности человека, которые отсутствуют, но могут сформироваться при определенных условиях.

Применяя системный подход, исследователь предлагает две системы классификации структурных компонентов социального потенциала. Первая основана на том, в какой сфере человеческого бытия реализуется социальная активность и соответственно подразделяется на три вида: трудовой, общественнополитический и духовный потенциалы.

Вторая классификация учитывает специфику потенций (способности, таланты, качества) человека и, исходя из этого, определены следующие субпотенциалы:

- Инновационно-творческий - определенный набор способностей человека к постановке и решению творческих задач, проявлению инициативы и предприимчивости.

- Профессионально-квалификационный - совокупность умений и навыков человека, позволяющие выполнять трудовые и производственные функции

- Ценностный или духовно-нравственный - система ценностей, определяющая мотивацию и поведение человека.

- Интеллектуальный - совокупность умственных способностей, талантов и знаний человека, которые могут быть применены им в какой-либо сфере деятельности.

- Психосоматический или психофизиологический - это душевные (воля, характер и т.д.) и телесные (здоровье, сила) возможности человека, обеспечивающие удовлетворение его биологических и социальных потребностей [7, с.120 - 123].

Анализируя системность потенциала, методологически важными представляются следующие основные идеи, выдвинутые М.Т. Шафиковым. Во-первых, социальный потенциал представляет собой результат диалектического взаимодействия двух подсистем, а именно материально-производственного и духовного потенциалов. Во-вторых, в содержательном плане социальный потенциал разнонаправлен, поскольку ориентирован на различные сферы общественного бытия и области социальной жизни. В -третьих, все содержательные срезы социального потенциала находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии и характеризуются сопредельно, следовательно, наблюдается активный процесс их интеграции, приводящий к формированию новых его разновидностей [9, с.21].

169

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070

Структурно-функциональный подход требует рассмотрения социального потенциала в качестве сложной, но целостной - многоуровневой и многокомпонентной - системы, обладающей соответствующими функциями [2, с.135]. С точки зрения данного методологического подхода социальный потенциал определяется как интегральная характеристика, включающая отношения и деятельность субъекта управления по созданию условий и системы взаимодействий, способствующих реализации персоналом своих знаний, навыков, физических и психических сил, раскрытию богатства своих способностей в данной организации, трансформации этих способностей в реальный фактор эффективной деятельности в соответствии с целями организации.

Структуру социального потенциала составляют две основные взаимосвязанные компоненты: личностная (интеллектуальный, адаптационный, нравственный, физический, психический и др.) и административная (условия формирования социального потенциала организации: система управления персоналом, уровень организационной культуры) [3, с.9].

Важной категорией, позволяющей анализировать сущность социального потенциала, являются функции организации по формированию и реализации социального потенциала: функция социализации, т.е. процесс формирования активных субъектов труда способных осуществлять трудовую деятельность, основанную на нормах и предписаниях, позволяющую реализовать организационные и личные цели; образовательная функция, выражающаяся в повышении профессионального уровня персонала организации; адаптационная функция, способствующая коррекции целей работника и стратегии их достижения в зависимости от динамики изменений; коммуникативная функция, т.е. процесс межличностного взаимодействия внутри организации; функция идентификации, выраженная в поддержки работников организации друг другу [3, с.17-18].

Таким образом, исследование сущности социального потенциала на различных уровнях его проявления - социальный потенциал общества, региона, организации, социальной группы предполагает применение комплекса теоретико-методологических подходов.

Список использованной литературы:

1. Беляева Л.А. Культурный и социальный капитал и напряженность социального пространства России // Общественные науки и современность. - 2013. - № 5. - С. 51-64.

2. Валеева А.Ф., Нугаев М.А. Интеллектуальный потенциал современного города: содержание, структура, функции и основные факторы // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 1. - С. 134-137.

3. Воронкова Н. В. Социальный потенциал организации (социологический анализ): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.социол.наук: Спец. 22.00.08 / Воронкова Н.А.; [ РАГС ]. - Москва: 2007. - 24с.

4. Докторович А.Б. Социальный потенциал как предмет системного исследования // Россия и современный мир. - 2007. - № 3.- С. 179-189.

5. Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Социальная сфера жизнедеятельности региона. В НИР: Социальное пространство и потенциал региона. РГНФ № 05-03-48304 а/с. С. 157

6. Каргаполова Е.В. Категория «потенциала региона»: специфика проблемного поля // Научный потенциал регионов России на службу модернизации: межвузовский сборник научных статей. - Астрахань.

- 2013. - №1. - С. 144 - 154.

7. Нугаев М.А. Теоретико-методологические основы исследования качества социального потенциала региона. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2006. - 182с.

8. Турчинов А.И. Социальный потенциал модернизации России: проблемы исследования. // Социальный потенциал модернизации России: материалы X межвузовской научно-практической конференции. Москва. РАГС. 27 апреля 2010 года; под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС.- 2010. - С. 8-11.

9. Шафиков М.Т. Методология исследования научно-образовательного потенциала. - Уфа.: Гилем, 2003.

- 164 с.

© Е.В. Павлова, 2015

170

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.